Поэтическая критика глазами украинского русскоязычного поэта Веле Штылвелда

По-моему, хорошая литературная критика должна быть объективной, безотносительной и честной... Ведь на вкус и на цвет... и с этим надо быть очень и очень осторожным... т. е. к каждому относиться бережно, но оставаться собой, на своих этических и эстетических позициях..

У мудрости свой срок и прок -
где чуть чудной, где чуть урок...
Автор


1.

Давайте просыпаться, Человеки! Поэзия обязана нести этическую нагрузку... Пишущий человек обязан рано или поздно обшивать себя коммулятивной броней этики... Будет с годами у каждого... А мне нужны сегодня те, у кого эта броня уже есть... С ними можно что-то менять... А в крикуны я уже по возрасту опоздал. Так что буду беседовать с поэтами без надрыва.

Аврора Дюдеван была неподражаемой писательницей и великой женщиной. Её слова: "Я занимаюсь литературой, как другие занимаются садоводством" - это единственное,что я можно бы было повторить, говоря о себе... каждому хорошему современному поэту.

Но в моде по-прежнему неухоженные, не постриженные стихи, стихи словно комьями, полустрочками,полумаркие, полунедосовершенные... Экспериментальная поэзия с неологизмами, полонизмами и прочая... неплохо... но трудноваримая для читателя, о коем забывать всё же не следует... А вот вам и тест на перегруженность заумью: по-твитерски у вас не более 140 символов на фактор присутствия в мире...

Если слова информационно значимы - это будут читать... Будете бодяжить - нет... чуть ветрено, хоть и не так, чтоб одной левой пяткой... экспроментальная поэтическая отписка... вроде как... не пройдет! Уж лучше - дайте чуточку ритм-н-блюза... и тогда потянет...

У самого меня поэзия чуточку экспериментальна. То, что предложено в ней, скорее театр абсурда, в котором все мы играем роли. Это маленький театральный ролик о трансформации Душ Человеческих, без Боязни, а что подумают о том плохие или несколько несоосные и оттого вечно несносные, но всё-таки хорошие Люди.

Ритм текста в Интернет строго выверен! Банально, мило, вечно... До икоты влюбляться в интернет-страницы, проходя мимо их хозяев в реальности, то бишь в реале... Вот веселуха-то - над авторами главенствует Интернет - ни премий тебе, ни просто восторгов...

Чуть смазана поэтическая палитра несопоставимыми словосочетаниями рождает вполне ожидаемое огорчение... Это то же, что и шлягер-пешёнок а текстуальным передергиванием строчек и интонаций.... Существует щемящая извечная вторичность... там, где Творец не желает выйти на авансцену своего времени и занимает позицию некого фигурного невмешательства. Такое себе фуэте в темном уголке пространства духовного... В том она и вторичность... В прозябании вечном не натруженном...

А надо всегда находить время на выход из кокона, надо найти изюменку в себе. Раскрыться до конца, а не оставаться бутоном... Например, недопустимо много словесных перегрузок при почти агрессивным контекстом и/или при общей минорности текста. А то ещё вдруг являются миру песни: большой крокодил, маленький крокодил, звездочка, блатной квадрат... Так нельзя бренькать... под гитару... словами...

А ведь казалось бы, чуть бы ускорить темп, поправить ритм и получится очень по жизни попутная песня... Или вот что ещё... Случается очень не естественно большой перепад настроений... почти шквал... это настораживает....и в итого разочаровывает... несостоявшимся, не искренним, не святым, едва ли не притянутым за уши.

Не всегда следует поэтить и всё сугубо личное... Из-за неопытности в посторонний мир могут вылететь не только мысли, но и не перелопаченные душевно поступки и годы. И со стороны это будет выглядеть просто ужасно.... Или наоборот - технически чисто, но с крепко придавленной душевной ноткой... Отдельное замечание для отпетых эротоманов... Хва сублимаций... Потным делом займись, а в Поэзию - ни ногой...

Опытные поэты обычно убирают союзы, предлоги, вводные слова... поэзия литая штука... Хоть, впрочем, всё начинается с подражания... И уж затем только следует поиск и раскопки себя... Поэта, да и просто человека шлифует Время... Я вообще обожаю в Поэзии любые подобные перекапывания микросов и макрасов нашей общей вселенной...

Иной поэт пишет вроде бы чисто, но вдруг в нижней последней строчке приглушила тональность. На чуть-чуть и всё таки... Роняется тональность.. и сброс... Некая духовная недотяжка... Очень плохо, когда поэзию превращают в некую плакальщицу... тихий и грустно уходящий совок... текстуальный... печаль да и только... Но это уже навсегда не поэзия!

Вечные душевные и словарные недотяжки... Прошло двадцать лет... Не с вами сегодняшними это было - забудьте, пока не пройдем некие сорок лет условно Моисеевых... Затем и водил Моисей 12 колен Израилевых по пустыне сорок лет, чтобы прошла естественно-историческая выбраковка отчаянных пессимистов. Это уже не поэзия, а плач вопиющего в пустыне.

Особо о Детстве. Не превращайте нынешнее современное детство в советские сказки носовского толка... от них толку нет одна дидактика... идиотам, работягам, шудре, плебеям... Вот только город Счастья словно из давно забытого Детства... Проснуться в подобной реальности - это как ирландского зеленого виски хлебнуть... но вселенная всё-таки правда отсвечивает бесконечной зеленью... И Детство действительно никогда более неповторимо! Прежде всего в поэзии Детства просто необходимы чисто подобраны слова на одном духовном выдохе...

Пишите, пожалуй, очень искренне, чуть вычурно и светло... И вам поверят! Жизненная лирика душевной правды во всегдашней цене! Вводить Бога в поэзию следует более чем осторожно. В качестве примера возьму свое субъективное отношение к современной православной иконописи, которую я обожаю: иконописцы с иконоборцами в противостоянии вечном.... как востребованность актера с его всеядностью... это харизма тех кто чтит Бога, либо себя в боге... Скорее вторые убогие... И икон у них нет, и духовной каббалы не присутствует...

О сакральной поэзии... при столь сакральном и ярком подборе слов, ритмика несет особую нагрузку!.. И пренебрегать нею просто недопустимо. Не может это быть ритмикой песенки лимиты... Естественно и однозначно, что ритмический ряд ещё не текст... за ритмику можно спрятать и сентиментальность, и будничность, и реперское ё... и даже душевную недотяжку... а всё потому, что иной лирический строй НЕЛЬЗЯ превращать в бесконечный акын... Поэзия - не фашизм, и не фаллоимитатор, а исходная точка отсчета духовного роста... во все времена...

Запад духовно вырожден, и слава Богу, что в славянских странах возрождены иконописцы. А ну, без Бога в душе, нарисуйте глаза иконы!... Получатся бездушные стеклышки... Я видывал иконы писаные выпускниками пединститутов с рисовальным предапарте... Это были глаза-иглы! Они выжигали душу. Это были глаза тех, кому преподавать в школе ни коим образом нельзя! А вы говорите Иконы. Иконопись должна быть введена в гуманитарные вузы как элемент востребованной Духовности... Факультативно, естественно... Для избранных... Богом. Аминь!

И ещё... Если вы лирик и не пытайтесь быть эпиком... не может баллада о капитане Грэй быть написана в тяжелом, а значит изначально неверном для вас ключе, тогда как ваше творчество должно быть от Бога ажурно. Слова сносите по веточке, по листику, по соломинке... В этом ваша сущность... Только при этом не завидуйте поэтам гражданского звучания. Они иные...

Виктору О'Хара поэту и гитаристу времени чилийского президента Сальвадора Альенде во время фашистского путча перебили кисти рук прямо на стадионе, превращенном в концлагерь... Так же поступили и с испанским поэтом Гарсиа Лорки... Обоих расстреляли фашистские хунты... Испанская и чилийская... Но когда они писали баллады - их творчество воистину было ажурным!

Нельзя забывать либо нарушать и такой главный этический принцип Поэзии, как НЕ ПОДСТРЕКАЙ... Ни религиозно, ни этнически, ни эстетически... Провоцировать этетические и эстетические полемики - да, но отрицать чужую эстетику злобно, показно и заказано сегодня категорически не допустимо... Я здесь не рассматриваю образчики грубой и намеренной антиэстетики...

А то ещё пишут дамы от мужского обличья... Писать от мужеского пола как бы типа традиция хоть и не новая, но, скажем прямо, чуть подзабытая... Сегодня легче сделать операцию на половых признаках и получить нечто новообразное... Впрочем, Жорж Санд модна всегда с её мужским либидо. В конце концов, она при своей нарочитой мужественности до последнего вздоха оберегала Фредерика Шопена...

И ещё... желательно, чтобы Притча сквозила сквозь каждую строчку. Чтобы было видно, к какому берегу его прибьет, куда вы его гнете, почему так раскосо в нём с преамбулами во всякие несуразные несоразмерные стороны. И всегда помните - малая родина для поэзии - великая сила!

Милые поэтические новички, работайте и над строфикой, и над оборМотами речи... Как бы вам объяснить... Существуют законы верификации, законы строфики... Где они не соблюдаются... там Законы восторга можно переписать просто и ярко в эссе... Для этого эссеистика как выход... Возможно вы просто Человек с большой буквы и Вам это поможет.

Но в Поэзии нужно вкалывать... Всё зависит от общих предустановок. Например, буддизм рассматривает любую человеческую сущность в виде треугольников... Промедитируйте, пожалуйста, а затем, посмотрите, какими у вас получились опорные треугольники ног. Интересно, что в нащей семье победил человечек жены! Нарисованный как и мой из одних треугольников он оказался более жизнестойким... Если вы понимаете и принимаете о чём это я вам толкую, попробуйте помедетировать со своим партнером, другом и пр.

У зрелых авторов превалирует интеллектуализм. И всё-таки... Что скрыто за ярким интеллектуализмом? Ведь это некий словескый пунтализм почти шахматного безчувствия... А огорчен он германизацией слова духовной... Так, для себя, что ли... Всё ж в Золото в том присутствует... Ибо есть среда золотниковая... Годы, мысли, чувства... Да и поступки духовные... Юношеская поэзия наоборот - трогательна и несовершенна... но в том и прелесть лет младых.... Она даже сродни писательству!

А будущий писатель должен уметь… задавать вопросы. Всегда, везде и повсюду. Любые, приличные и неприличные, умные и глупые. И подпись авторская - Марк Твен! (Отчего я такой умный? Потому, что никогда не стеснялся задавать вопросы, даже внешне самые глупые...) Вопросы любви, вопросы чести, вопросы мироздания, вопросы человеческого участия... Трезвый и великий взгляд на окрестный мир Человечества.

Но иногда и пьющий вусмерть Художник - по жизни уже Гений,если только он обрекает себя на Деяния... Но многие поэты ищут духовный анал, чтобы скрыться в нём навсегда... Эдакая хитрая жизненная педерастия... Всех словно бы злобно хотят причесать, прилизать, принафталинить, забить в ящик и сделать всепоняткой подсобной...

Власть топ-менеджеров с идиотскими замашушками долбаков всеядных - агрессивных, мелких, неумных... абсолютно точно таким представляется третий пол бездуховных нынешних управителей! Я же терпеть не могу нелюдей Третьего пола - пола жизненных мудорастов! Залиты глаза, но человек творит, и к пятидесяти это уже слава Богу! Прочее просто туфта не подлежащее обсуждению, ибо под лежащий камень и водка не льётся!

Как я сам лично живу?! В тамбуре с женой при тамбуринах.... У нас с ней на бэк-вокале и вподтанцовке время... Вот и носимся по жизни... Далеко уже не в поисках себя, а ответных себе сущностей.... Отдельно не мешало бы поговорить о графике поэтического текста. Графика текста телеграфна, на пуантах, а текст лиричен.... Здесь или или...

Голос автора чем тише будет звучать, тем мудрее... Неплохо бы и абзацы иметь... Текст из надрывного сообщения переведя в стационарную плоскость просто текста по манере записи, можно довести до уровня небольшого чуда... Но графике текста неопытные и поспешающие внимания почти не уделяют... И это горько... и алогично...

После смерти матери вот уже три года пишу как бы рывками... тяжела эта ноша... поэт... Амен код амен! Так причитали предки. Поэты, Вы обязаны писать много, чтобы передавить своим Творчеством многообразную окрестную серость! А вот зрительные и зрительские восприятия - в поэзии и прозе - это особый вид искусства! И даже в зарифмовках, как по мне, это всё-таки не всегда поэзия... В них, как и в акростихах уже натянутые размывки, которые вымывают и губят поэзию в ущерб документальному восприятия.

А это порой жестокая мука, и через нее не надо проходить, но надо проникнуться и еще глубже понять.. Стоит ли писать спешно ресторанные стишата или всё же поэтить?! По-настоящему, по-человечески... Поэзия - это не только и не столько как бы большая заочная школа-утешительница, школа-отворотница от дел и поступков крайних бездуховно-бездушных. Нечего от себя прятаться в свой народ, и элитарить себя для верховной шудры. Народ всегда тоскует по хорошей Поэзии...

Давайте её хоть по крохам, но регулярно.... Сегодня это возможно... Прикормить норов народный... Не стесняйтесь опускаться на поэтические корточки. Не народ сам шел в пигмеи, а его туда привели... Пусть хоть на ваших страничках выдохнет народ полной грудью... У неокрепших поэтов бывает привыкание к фоновым прическам времени... вы даже не понимаете как это глушит на смерть истинных сенсетивов... Прекрасно то, что для этого есть телесериалы для всей прочей публики... там однотипия духовная приветствуется и хорошо оплачивается... Но это не ВЫСШАЯ ПОЭЗИЯ.

И вообще, аккуратно выписаны строчки... как бы ни о чем.... это фоновый текст для сериала... про очередного российского инспектора Катанйо... И вообще зачем гнать бандюжно-воровской сленг рядом, например, с монастырским языковым строем того же Нестора-летописца или вещего Бояна... До такого дотянется только тать какая нерусская.. Только без обид. Но не соразмерны языки - биндюжный и летописный...

Извечная блокониада окрестного Разума... вечно грустная.... с бархатными стульями с оббивочкой в золотистых гвоздях... гроздями... в виде виньеток... м-да... Основная беда сиюминутных пиитов - это вчерашние слова, идеи, кодексы поведения.... переключится пора... тогда, когда источник словестности прохудится в душе...

Случалось, что на годы замолкали великие русские поэты и поэтессы. За примерами не стоит ходить за три моря. Здесь и Борис Пастернак, и Марина Цветаева... Очень часто они ожидали не только новых образов, но и новых слов.. Новые слова способны по иному представить кодируемое вербально пространство и добиться в нём желаемого созвучия...

2.

Неформальная литературная жизнь существовала и до эры Интернет, но эпистолярии в те времена Оно были куда как более полноценными… Чаты и Форумы смазали общение, истощили его и свели его до киберсленга и смайликов… Чудачить да фордыбачить в литературу приходят многие, но, пройдя годы, остаются лишь единицы.

Сетевое имя Веле Штылвелда заставляет задуматься. Какие у этого автора приемы, фишки, в чем недостатки, что было, если бы этого автора не было в блогосфере и ряде литературных ресурсов?.. Какой спектр перекрывает он своими работами? И где-то же есть его нишка, примером, поэтическая, литературная... На кристаллизацию поэтического имени порою уходит жизнь...

Но даже в конце пути можно встретить не лазурные отзывы: "Веле, у Вас очень нестабильное творчество. Иногда напишите - закачаешься, иногда где-то посредине". Попробуй здесь возразить... А я и не возражаю. На каждый платок - не накинешь в платок.

В глубоком Детстве моя еврейская бабушка Ева хотела назвать меня Ванькой, а украинско-польский отец - Мишкой, в память о своём брате младшом, усопшем во младенчестве. Из этого получился мой вечный литгерой альтер эго Мордехай Иванович...

Мой сержант-срочник. аид из Самары спас меня от заслания на Дальний Восток после ШМАС - школы младших авиционных специалистов в п. Лебяжьем Ориенбаумского р-на Ленинградской области. В 1973 г. в окружной газете ПрикВО "Слава Родине" (г. Львов) я начал публиковаться как военкор.

После десяти лет ухода за чернобыльским инвалидом - мамой, которую я похоронил в декабре 2007 г., полгода не поэтил. Дочери - ни израилькая, ни киевская не отреагировали на смерть умиравшей целое десятилетие в агонии бабуле. Тем не менее, я стал невольно естественным передаточным звеном времени, так и не принятый собственными детьми.

Наверное, судить всё же поэта дано, как видно, поколениям внуков и правнуков... И дочери здесь ни в счет. Пропоэтил, увы...

У меня плохо получается улыбаться. Время скорее предложило мне маску белого клоуна с мрачненькой гримаской на лице. Но кто-то должен быть в этом мире и в этой маске. Я принял ее и несу, как одну из пружин огромного литературного мира. У меня, увы, как и у всякого Творца, впереди нет уймы времени, но спасает сегодня то, что вызрела избирательность. Именно избирательности всего более и не хватает молодым. Отсюда такой разброс чувств и мнений...

На что остается надеется, так только на то, что все-таки отыщется и в обозримом будущем такой осколок времени, на котором я всецело посвящу себя Творчеству. Всего менее я жду перемен... Перемен?!. В чем они?!. Копошась в литературе, в т.ч. и НФ, я натолкнулся на мысль ныне уже покойного классика Курта Воннегута о том, что на смену революциям и войнам в конце второго тысячелетия пришла пресловутая великая... Перестройка, которая водила за нос человечество не одну тысячу лет... Это было сказано в пятидесятые годы... В США. Лихо! Публицистику всегда судят по законам мышления! А вот Поэзию по струнной партитуре Души.




Веле Штылвелд, 2010

Сертификат Поэзия.ру: серия 619 № 84422 от 21.12.2010

0 | 0 | 1712 | 23.04.2024. 20:15:41

Произведение оценили (+): []

Произведение оценили (-): []


Комментариев пока нет. Приглашаем Вас прокомментировать публикацию.