В поисках веры

Дата: 09-11-2008 | 10:25:04



Когда я поделилась с моей знакомой мыслями о написании эссе «От Бога волен», она воскликнула: «Да ведь этого никто не напечатает!» Да, пожалуй. Перебрав местные вологодские издания, я подумала, что среди них не найдётся желающих опубликовать такой материал, потому что это будет не в соответствии с нынешним курсом правительства о церкви и православии.
К счастью, есть такое изобретение – Интернет. И когда я разместила эссе на страницах сайтов Стихи. Ру и Проза. Ру, читатели стали охотно высказываться в поддержку поэта Михаила Сопина. Редактор сайта «Поэзия. Ру» Леонид Малкин поместил эссе на первой странице в редакторской колонке «Между Сциллой и Харибдой». На сайте Стихи. Ру за несколько дней его прочитали свыше 400 человек. Приходили письма и мне в почту.
Поскольку все эти высказывания разрознены, а среди них немало интересных, я решила вернуться к теме, предоставив слово на этот раз читателям.

«Я глубоко тронута содержанием Вашего эссе, - пишет москвичка Р.К. - Вопрос очень сложный - о вере. То, что писал, как думал Ваш муж - это, мне кажется, надо воспринимать безоговорочно как мысли, как строки Большого поэта, поэта с такой тяжелой судьбой. Только находясь в такой ситуации, как Ваш муж, можно понять, что
дает силу не сломиться, оставаться человеком, продолжать писать…»

А вот как продолжает тему Андрей Моисеев (Москва):
«… Ваши размышления, вывешенные на Стихире, мне показались очень интересными. На самом деле, это ведь была позиция любого нормального человека, жившего в ту эпоху: жить без веры невозможно, но у каждого была своя собственная религия и идеология - отчасти из-за недоступности информации о канонических верованиях, отчасти из-за отторжения официальных позиций государства и православной церкви, отчасти из-за навязанного атеистического воспитания и выработанных в связи с этим стереотипов. Наверное, это было какое-то цивилизованное язычество. Но примерно такой же подход я замечаю и у моей мамы, и у других людей старшего поколения. Да я и сам, пожалуй, такой - атеист с собственными идеалами... :+)»

И.Х. собралась отвечать, когда, по её выражению, «была погружена в книжку Соломона Волкова «Беседы с Иосифом Бродским». Она цитирует высказывание Бродского, написанное как будто специально по поводу наших размышлений:
«Ну, у Ахматовой есть стихотворения, которые просто молитвы. Но ведь всякое творчество есть по сути своей молитва. Всякое творчество направлено в ухо Всемогущего. В этом, собственно, сущность искусства. Это безусловно. Стихотворение если и не молитва, то приводимо в движение тем же механизмом - молитвы. У Ахматовой в чисто терминологическом плане это выражено с наибольшей откровенностью. Но, как правило, приличный человек, занимающийся изящной словесностью, помнит одну заповедь: не употребляй Имени всуе».
По-моему, это и про Мих. Николаевича, - продолжает И. Х. - Бродский, между прочим, был нерелигиозный человек».

Не зная этих строк, Михаил Сопин в 2003 году сказал примерно то же, но короче и резче:
«Я пишу не стихи, а молитвы от ушедших и уходящих. Принять от тебя помощь – это плюнуть в лицо тем, о ком пишу». (Из ответа доброжелателю С., который предложил превратить заработанные на Стихи.Ру баллы в деньги).


Но вот Г. Щ. (Вологда) увидела это по-другому:

«Слово БОГ фигурирует в его речах только как привычное словоупотребление. И значит, не желая молиться в прямом смысле слова, он называл свои стихи молитвами только образно… И гордыня место имеет».

Так это или не так? И да, и нет. Я помню, как серьёзно он относился к вере в начале нашего знакомства. И когда мы решили пожениться, высказал пожелание венчаться в церкви. Не потому ли, что в те годы церковь была гонима, а он всегда вставал на сторону проигравших? Но… вчерашние коммунисты стали принародно декларировать свою религиозность, держать в руках свечки и креститься, когда приглашённый за деньги священник освящал их автомобили, заводские цеха, котлы и т.д. Моя знакомая, бывший лучший коммунист-пропагандист одной южной области, заявила, что из всех книг «истинны только Библия и Коран» (подозреваю, что Библию она не более чем пролистывала, а Коран и вовсе в руках не держала). И чем больше вера приобретала черты государственности, тем более иронично относился к процессу Михаил Николаевич. По сути, Михаил Сопин выступал не против веры, а против её профанации.
«В вечных вопросах об отношении мыслящей личности к Всевышнему, Религии, Народу и Человеку (именно так - Человеку, а не рабу), о восприятии этой личностью названных понятий и соотношений между ними не может (и не должно) быть единого мнения даже у великих мыслителей, - продолжает эту мысль Иосиф Письменный из Израиля. - Ваш разбор взглядов большого поэта и гражданина Михаила Николаевича Сопина показывает, что даже у одного Человека эти восприятия и отношения в течении жизни могут меняться. И это в порядке вещей - вспомним хотя бы Льва Толстого».

Конечно, Михаил Сопин прежде всего поэт. Но Поэзия и Бог у него всегда стояли рядом. В этом смысле характерно его высказывание на сайте Стихи. Ру: «Истинных почитателей поэзии так же мало, как истинно верующих».

Полистаем ещё страницы Интернета.

«У Сопина были сложные, непривычные (для верующего) ВЗАИМООТНОШЕНИЯ с Богом. Почти на равных. Может, это коробит?» (Александр Дудкин).

«Кто-то верит в одного Бога, кто-то – в другого, кто-то верит, что Его нет: все –
верующие! К сожалению, религии узурпируют право на мораль. Как будто только религиозные люди могут быть порядочными! Недавно нашли ген альтруизма, и человек, у которого он активен, склонен дарить, а не подличать. То есть, человеческая порядочность не связана с религиозным восприятием мира.
Спасибо Вам за поучительную статью! Хочется познакомиться с творчеством Михаила Сопина. Подкупает искренность и ясность честной мысли Поэта!» (Дмитрий Тиме).

Как эхолот прощупывает глубину моря, пытается найти истину Мария Сидорова:

«Говорить о вере… тем более вере другого человека - дело … как бы выразиться поточнее. Не трудное даже - а такое, что ни к чему не приведёт. Ведь вера - это главный стержень, он так глубоко. Невидим. О его наличии или отсутствии мы можем судить только по внешним проявлениям «я».
Если судить по стихам - Михаил Сопин - верил. Потому что все его стихи -
это ступени лестницы, ведущей к Свету. Ступени лестницы.
Человеку, чтобы преодолеть боль, надо её выкричать. Поэту дан голос - и
сердце, вмещающее боль мира. Его крик - его стихи. И даже если стихи эти иногда перехлест, обида, отчаянье, то сам факт их появления - всегда преодоление Тьмы. Душа - субстанция тонкая… Никто не знает, как она вылепливается. Не случайно же мы говорим о горниле испытаний.
Если поэт Сопин далёк от Бога - почему я читаю его стихи с чувством благоговейного уважения? Почему даже после чтения самых тяжёлых и трагических - а их немало - мне легче уже от одного факта, что - сказано - и сказано именно так?
Если не верил - к кому обращены его стихи-молитвы?
Говорят, на свету нечисть не живёт. Стихи её высвечивают. Так разве это не христианские стихи?»

А вот какие мысли высказывают читатели о прощении.

«Это у Татьяны Петровны выстраданная тема. Она хочет сказать, что ее муж поэт Сопин имел на это право на не прощение перед уходом.
Да, каждый имеет право "НЕ", только от этого не проще, не легче, а тяжче десятикратно. … Следует думать не о тех, кого прощали, а о том, кто прощал... горел ведь на муке своего прощения». (Галина Щекина).

«Когда поэзия честная, она своей противоречивостью соединяет полюса веры-неверия, глупости-мудрости, силы-слабости. Наверное, прощение-непрощение у Михаила Николаевича тоже было? Не обязательно только «да» и «нет», есть ещё и третье, которое выше? Весы взвешивают, когда они в равновесии.
Сейчас мне пришла в голову мысль о том, что М.Н. делал за советскую власть то, что она должна бы делать сама. Советская власть: Ленин жив! Да здравствует КПСС! Сопин: "В мыслях – «Отче наш!», а на губах – «полынь проклятий».
Я вижу ужесточение при редактировании своих стихов Михаилом Николаевичем как проявление возвращающегося Советского Союза в политике «Единой России», которая утверждает: «Победа за тем, за кем – правда».
Как можно прощать лгущих? Прощать лгущих – это святотатство. Мне кажется, это кредо М.Н. Сопина». (Сергей Фаустов).

«Сергей, - откликается Виктор Авин, - а может это просто повышение требовательности к себе, когда смысл жизни с годами становится понятнее, время драгоценнее, и хочется добиваться за его единицу абсолютно совершенного результата?
Михаил жил поэзией и реально познавал не себе, что такое в России быть поэтом. А мы в нее балуемся, сидя в уютных креслах...»

Прошли отзывы с другой стороны планеты:
«Это, конечно, вопрос сложный: с одной стороны, я за прощение, а с другой - всем все прощать нельзя. Например, у меня растут дети; если я смогу всем все прощать, то у меня не будет средств к существованию и нечем будет кормить детей. … Нужно бороться за себя и противостоять глупости и маразму, которого не так уж мало в США, и зарабатывая при этом, не потерять уважение к себе. Если прощать всех и вся, принесешь вред себе, следуя каким-то дурацким мнениям, принятым большинством. С мелочами можно мириться, но по главным вопросам нужно отстаивать в то, во что веришь.
И еще из истории известно, что все, что создано лучшего в литературе, науке и искусстве, было сделано именно людьми, которые шли против толпы и каких-то общепринятых мнений». (Светлана, США).
Руслан Герасимов процитировал Писание:

«Вспомнилось не к месту из Псалтири: ...и языком своим лгали пред Ним; Сердце же
их было не право пред Ним, и они не были верны завету Его. Но Он, милостивый,
прощал грех, и не истреблял их; многократно отвращал гнев Свой, и не возбуждал
всей ярости Своей. Он помнил, что они плоть, дыхание, которое уходит и не возвращается...»

Высказались и неверующие.

«Моё мнение о самой статье таково. Написано, на мой взгляд, хорошо. Тема (не человек, а именно тема) мне не интересна, поскольку я - атеист. Но вот это «…Народ и есть народ, не боле - то табунами церкви жечь, то бандами на богомолье» я бы повесил на стену». (Алексей, программист).

«Вера прокатная, вера сомнений, вера в искусстве обмана - всё это напрасная трата
времени, сил и средств.
Невера, поиск реального во всём реальном, движение сознания людей к совершенному в жизни, окружающей нас ныне - вот это подразумевал, возможно, поэт - М. Сопин, - но привычный образ вездесущего являлся всегда помехой.
Наши желания иметь вездесущего, всемогущего очень скоро могут привести к
разработке соответствующего управляемого устройства в системе нанотехнологий,
поскольку хозяева этого перспективного изобретения последовательно станут весьма
могущественными "ревизорами" всего и вся.
Но лучше было бы признать, что мир атеистов более жизнеспособен, более разумен и экономичен: отсутствие религиозных амбиций всегда оправдано, поскольку меньше
уничижаются люди и легче достигается миролюбие.
Другими словами, не следует в будущем падать на колени ни перед кем!
Да здравствует невера!» (Арион Второй).
Но были среди этого потока два письма особых. Оба пришли в почту, личного характера, поэтому приводить их здесь не буду. Скажу только, что они оба о женщинах высоко образованных, материально обеспеченных, переживающих тяжёлую душевную травму. Об одной пишет близкий человек, другая отозвалась сама. Вера помогает женщинам выжить. Чтобы не было отчуждения, пересматривают что-то из своего отношения к жизни, к Богу их семьи. Читаю: «Польза хотя бы в том, что стало больше терпения, больше смирения. Но так труден путь».

* * *

Задумав эссе, я совсем не бралась решать сложные философские и богословские вопросы. Мне просто хотелось обратить внимание читателя на взгляды поэта, который мне дорог. Но разговор естественно перешёл в разговор о вере, человеке и обществе.
Особая благодарность тем, кто захотел проникнуть в творчество Михаила Сопина глубже.

«Простите, что, к моему стыду, узнал о Михаиле Николаевиче Сопине только
благодаря Вашей статье. Поэт он действительно с божьей аурой, звонко писал,
пронзительно». (Евгений Запяткин).

«Я тоже узнала о Михаиле Сопине только сейчас. Меня потрясли и глубина его мыслей и его человечность. Спасибо Вам, что дали возможность познакомиться с творчеством этого необыкновенного человека. С ув., Ленжнэ».
«Грандиозное творение! Спасибо Вам за память! Александр».

Спасибо всем, кто прочитал и откликнулся.
Напоминаю адреса страниц Михаила Сопина:

http://www.stihi.ru/author.html?sopin

http://www.poezia.ru/user.php?uname=msop

Сопина Татьяна.







У произведения нет ни одного комментария, вы можете стать первым!