Дата: 31-08-2004 | 14:06:06
В последнее время корабль по имени "демократическое общество" попал под перекрестный огонь общественных мнений своих офицеров, матросов и юнг, озабоченных проблемой фашизма и разжиганием национальной розни. Даже тот факт, что я пишу об этом, лишний раз привлечет к себе внимание как уставших от пережевывания этой скользкой темы миролюбивых читателей-интернационалистов, так и воинствующих молодчиков-националистов.
Почему же я, пацифистка и мать двоих детей, взялась за перо?..
Отвечаю без обиняков – чтобы навсегда покончить с этим! Я хочу, чтобы все разговоры и кривотолки по данному поводу остались в прошлом. И только.
Так что же такое фашизм?.. В словаре-справочнике "Что есть Что в мировой политике" дано такое определение: "Фашизм - крайне реакционное экстремистское политическое течение, выражающее интересы наиболее агрессивных сил общества. Отличается наличием широких связей с определённой частью населения, не относящейся к правящим классам. Идеология фашизма - крайний шовинизм, тоталитаризм, вождизм, экспансионизм и агрессия в сочетании с безудержной социальной демагогией". В современном энциклопедическом словаре дано более пространное определение: «ФАШИЗМ (итальянское fascismo - пучок, связка, объединение), социально-политические движения, идеологии и государственные режимы тоталитарного типа. Фашизм опирается на массовую тоталитарную политическую партию (приходя к власти, она становится государственно-монопольной организацией) и непререкаемый авторитет "вождя", "фюрера". Тотальный, в том числе идеологический, массовый террор и агрессивная, переходящая в геноцид ксенофобия по отношению к "чуждым" социальным и национальным группам, к враждебным ему ценностям цивилизации - непременные элементы идеологии и политики фашизма. Режимы и движения фашистского типа широко используют лозунги популизма, социализма, имперской державности. Фашизм находит опору преимущественно в социально обездоленных группах и типах личности в условиях общенациональных кризисов или катаклизмов модернизации».
Суть вовсе не в пространных определениях, а в том, что любую тоталитарную систему можно назвать фашиствующей. Это касается не только почивших в истории диктатур, но и существующих поныне. Недавно по многим российским телеканалам прошли дискуссии об изменении ответственности за превышение пределов самообороны. Теперь защищаться от преступника можно, не заботясь о его здоровье. Если, спасая жизнь, убил бандита – в тюрьму, как раньше, не попадешь. Горькая ирония заключается в том, что так и не определена та самая грань, когда защита считается защитой, а не нападением. Это очень сложный и тонкий вопрос. Подобная «тонкость» касается и вопроса, какую диктатуру относить к фашизму, а какую нет. Потому что из вышеприведенных цитат следует, что любая военная диктатура относится к фашизму по определению. Древний Египет, Древняя Греция, Шумер, Ассирия, Персия, Вавилон – любое из этих государств можно назвать рассадниками фашизма.
В каждом наблюдаются четыре основных составляющих:
1. Авторитет вождя, вождизм.
2. Тотальность, тоталитаризм.
3. Экспансия и массовый террор.
4. Ксенофобия или геноцид.
Рассмотрим, в качестве примера, Древний Египет.
С вождизмом здесь все «в порядке». Фараон - не только руководитель империи, но и наместник бога на земле. Тотальность подразумевает единство
мнений большинства египтян в том, что так оно и есть. Про завоевания и бесконечные распри в силу имперских традиций с соседними государствами можно даже не распространяться, а о геноциде евреев в те смутные времена написано еще в Библии. Представляю себе разговор двух пятнадцатилетних девчонок:
- Прикинь, я просто торчу, оказывается, тот самый Тутанхамон, о котором поет Вячеслав Бутусов, ваще был фашистом!
- Да ты чё! А я и не знала.
Тут уже не до улыбок.
Фоносемантический анализ слова "фашизм" характеризует его как "плохое, страшное, грустное, злое, тихое, отталкивающее, шероховатое, тусклое, тёмное, печальное, слабое, пассивное, медлительное, короткое, тяжёлое, хилое."
Данный анализ проводится по 25 шкалам, в крайних областях которых находятся противоположные значения "хороший - плохой", "веселый - грустный" и т.п. То есть он основан на дуализме человеческой логики.
Во все века человек в силу своей логики искал противопоставления во всем, начиная с себя. Сначала он противопоставил себя миру, откуда был дан отсчет дилемме бытия и сознания, затем – своему ближнему, так возникло эго. Со временем человеку так понравилось разделять вселенную на предметы и понятия, что он уже не мог остановиться. А разделив мир, он захотел его иметь. Потому что лучше иметь много, чем что-то одно.
В данном контексте призыв Юлия Цезаря «разделяй и властвуй» приобретает новые смыслы. Но, продолжим, человек разумный докатился до того, что стал противопоставлять себе человека, отличного от него по цвету кожи, языку, вероисповеданию и месту жительства. Так вот «откуда растут ноги» у расизма, фашизма и национализма вообще! От несовершенства логического аппарата homo sapiens. Еще раз повторю – от логики, основанной на понятиях «Да» и «Нет», но только не от природы человека, как разумного существа.
Я не оправдываю фашизм, а констатирую тот факт, что пока мы не перестроим свой логический аппарат, распри никогда не прекратятся. Мы сами выдумываем крайности, в которые попадаем или впадаем. Поэтому неудивительно, что сейчас расцветает пышным цветом такое понятие, как политкорректность.
Политическая корректность – это фашизм с обратным знаком. Пишу не с отрицательным знаком только потому, что писать про то, что фашизм имеет что-то положительное – значит, поставить на своей карьере крест. Умный читатель поймет, что это всего лишь игра в слова, которые придумали люди.
Очень показательна в этом отношении статья Терентия Михнухи «Карлсону грозит депортация из Америки» («Мегаполис-Новости», N 41, 2002 г.),
в которой написано, каких угрожающих размеров приняла политкорректность в США. Там собираются запретить многие книги – в основном, классику мировой детской литературы – под предлогом, что их герои ведут себя не политически корректно.
Приведу цитату, принадлежащую, по словам автора, американским законодателям:
"Литературный герой Карлсон подает отрицательный пример детям младшего возраста, призывая их к неповиновению, неуважению традиций, является активным противником порядка и подчинения каким бы то ни было законам. После ознакомления с данной книгой у детей может возникнуть склонность к антисоциальному, деструктивному поведению, что является прямой угрозой американскому образу жизни. Кроме того, другая героиня сказки - Фрекен Бок - являет собой пример воспитательницы, склонной к садизму, что создает отрицательный образ представителей целой социальной группы, а именно беби-ситтеров и домохозяек. Подобный образ не вписывается в стандарты политкорректного искусства. В связи с вышеуказанным книга писательницы А. Линдгрен должна быть исключена из программ обучения, а также не рекомендуется к включению в списки дополнительного чтения".
Заметьте, это не строки из «451 градус по Фаренгейту» Рэя Бредбери, а реалии наших дней. Правы те, кто говорит, что настоящие писатели – всегда провидцы. Знаменитый фантаст предвидел, что такое может произойти и в его стране.
А теперь скажите, чем отличается современное американское законодательство, запрещающее «неполиткорректное» искусство от руководителей третьего рейха, заставляющих своих подчиненных жечь книги Гете, Шиллера и Гейне?..
Ответ очевиден. Про Ирак я даже заикаться не буду. Тогда почему одних называют фашистами, а других нет? Или действует принцип «что позволено Юпитеру, то не позволено быку»?..
Следует заметить, что как в «духовном», так и реальном фашизме замечены не только Соединенные Штаты. Одним из воинствующих фашистских государств была Россия с ее имперскими замашками и, впоследствии, Советский Союз. Я родилась в СССР, я очень люблю свою страну и могла бы вполне серьезно сказать партии «спасибо за счастливое детство». Но факты говорят за себя.
Из определения фашизма соблюдены все четыре пункта в отношении СССР. Может быть, за исключением экспансии. Да и то, только потому, что молодая Советская Республика не успела встать на ноги, как ее стали домогаться империалистические державы. Позже, во второй половине двадцатого века, Страна Советов стала проявлять свои имперские амбиции, создавая соцлагерь, и вводить свои войска под благовидным предлогом в сопредельные страны.
Замечая чужие соринки, СССР не желал замечать сплавные бревна северных рек в своем глазу. Вот, например, что писал от Дж.Р.Р.Толкиене журнал "Красная заря" в 1985:
"Родившись в Южной Африке, этот апологет империалистической реакции с молоком матери впитали расовую и национальную ненависть английских колонистов к "низшим народам". Вдохновляясь человеконенавистнической теорией Ницше, воспевает ненависть, пропагандирует идею избранности "высших" рас и неполноценность прочих народов. Большое место в его творчестве занимает циничное прославление шпионской работы. Излюбленный прием – широкое использование фольклорных мотивов и насыщение их незатейливым юмором". Если уж Тутанхамон был нацистом, то Толкиен с его узурпаторами Средиземья – тем более. И это на фоне шовинистического высказывания Максима Горького «Советский человек – это звучит гордо!»
Заметим, что так называемый современный фашизм трансформировался в политические течения «с человеческим лицом». Вождизм уже не является одним из непременных его атрибутов, роль которого сейчас выполняет идея. Будь она национальная или культурная, не суть важно. Это опять привязка к словам, которыми мы в силу нашего ограниченного мышления, нарекли мир. Поэтому зачастую «белое» у нас становится «черным» и наоборот. Поверьте, фашизма сегодня не существует. Тот самый фашизм, как реакционное течение в Италии и Германии прошлого века, уже давно похоронен. Довольно кричать на каждом углу: «Я – фашист!» или «Я против фашизма!» Не нужно лишний раз привлекать к этому внимания. Если вы выступаете за национальную идею, называйтесь либо патриотом, либо националистом. С тем оттенком, который вам больше нравится.
Давайте раз и навсегда прекратим спекуляции на эту тему. Ведь пока мы не изменимся сами, не начнем думать по-новому, не избавимся от набившего оскомину дуализма, не разучимся ставить штампы и навешивать ярлыки друг на друга, ничего у нас не получится. И в наших душах незримо будут присутствовать страх, ненависть, злоба...
Я хочу жить в свободном от экстремизма обществе, хочу читать своим детям книги, которые нравятся мне, хочу, чтобы людей оценивали по их суждениям, а не судили по их оценкам. Просто я хочу жить!..
Настя Доброта., 2004
Сертификат Поэзия.ру: серия 728 № 26870 от 31.08.2004
0 | 0 | 2381 | 07.01.2025. 02:13:35
Произведение оценили (+): []
Произведение оценили (-): []
Комментариев пока нет. Приглашаем Вас прокомментировать публикацию.