Комментарии к передачам «Гордон» (сентябрь 2003 г.)

Дата: 09-12-2003 | 09:07:09

Всем жертвам
ночных научно-популярных телепередач
посвящается…


ПТИЧКУ ЖАЛКО…

«Гордон» от 1.09.03. Комментарий 67
Тема «Эффекты сверхмалых доз»

Не знал очкарик молодой,
Зачем наполнены стаканы
Какой-то странною водой –
Не пахло хлоркой из-под крана.

Вода светилась – много лет
Стояла, видно, без тревоги.
И он вгляделся в этот свет
И вдруг услышал голос Гоги:
___

«С тех пор как птичка умерла,
Бог растворил её крыла,
И часть пера попала в воду,
Что с той поры стоит тут годы».
___

Очкарик вспомнил – и слезою
Почтил он память бедной птички.
Запил он горе той водою,
Устав от собственных приличий.

А выйдя в мир, вдруг – порх! – на ветку.
В нём пробудилась птичья сила:
Ряд генмодификаций редких
Вода в очкарике свершила.

Теперь он весело летает
И пьёт частенько из копытца.
Быть может, кто ж его там знает,
Он вдруг в козлёнка превратится?
___

А там, глядишь, и в человека.
Да только надо ль ему это?
А так – лишь Божия опека
Над ним – и небо на всё лето!
___

Мораль проста: вода в стаканах
Ещё осталась – можно выпить.
Чиста, но импульс тоста странно
Хранила, как хранит обитель

Слова, слова, слова, слова …
Вода ведь тостами жива!
(Под водку ж тост не говорится –
Нет проку: та ещё водица!).

ПРИМЕЧАНИЯ

Бурлакова Е. Б., д. б. н.,
исследуя эффекты сверхмалых доз,
предполагает, что их воздействие
на организм проявляется в виде
сигнала, который преобразует воду,
а та, в свою очередь, воздействует
на биохимию организма.
Поэтому для учёных важно установить
точную дозу, которая смогла бы
послужить таким сигналом.
В стихотворении рассматривается
фантастическая, почти невероятная
ситуация на эту тему.
Интенсивность люминесценции воды
зависит от времени её хранения.


МЕЧТЫ О ПРОШЛОМ

«Гордон» от 2.09.03. Комментарий 68
Тема «Рождение художественного текста»

Дыханье бумаги, пера и чернил
Слезой вдохновенья сияло.
И автор родился биением сил
В законченном тексте анналов.

Потомок листает его черновик…
На отсветах контаминаций
В письме проявляется «авторский Глик»,
И с этим нельзя не считаться.

В наш век Интернета снимается счёт
С дыханья, бумаги и перьев
В надежде, что хакер случайно зайдёт
В раскрытые, в общем-то, двери.

И там обнаружит затёртые файлы,
Где бредят – строкой одержимые фавны…

ПРИМЕЧАНИЯ

Великанова Н. П., к. филол. н.,
специалист по творчеству Л. Н. Толстого,
рассказывала о парадоксах контаминаций
(соединений текстов разных редакций
одного произведения) романа «Война и мир».


СЛУШАЙ, ГВАРДЕЕЦ, ЗАРЯ ЗАНЯЛАСЯ

«Гордон» от 3.09.03. Комментарий 69
Тема «Предел времени»

В Добрармии застой –
Поручик и корнет,
Гуляем!
Надежда, сердцу спой
О том, как много лет
Стреляем!

Наш Севастополь пал!
Где Врангель, где отец
Кудасов?
Идёт ещё пальба,
Но скоро уж конец,
Ждём часа…

Как верили, что мы
Оплот всея Руси
Надёжный.
Погибнет царство тьмы
От праведной руки –
Всё ложно!

Нас Бог не поддержал –
За наши, знать, дела
Отверг нас.
Вот конь гнедой упал.
Смерть пулей пронеслась –
На верность.

И времени предел –
Лишь провиденья знак
Историй.
А нам с тобой удел –
Рассыплется наш стяг
В пыль горя.

Пусть красные идут,
Мы смело в бой пойдём,
Гвардеец!
Помянет нас салют
Малиновым дождём
Метелиц…

ПРИМЕЧАНИЯ

Юрий Шалаев, к. ф.-м. н.,
и Ростислав Полищук, д. ф.-м. н.,
с позиции системности
проводили мысль, что жизнь,
как поток негаэнтропии,
как опровержение второго закона
электродинамики, не сможет
полностью уничтожить энтропию,
но может только вытеснять её,
противостоять ей.
При этом приводились примеры
не только из области физики,
но и из области
социальных процессов.
Данная позиция рассмотрена
в стихотворении на примере
Добровольческой Армии
(что здесь считать порядком, а что
энтропией – красных или белых? –
спорный вопрос).
«Слушай, гвардеец, заря занялася…»,
«Смело мы в бой пойдём за Русь Святую
И как один, удём в землю сырую» –
слова белогвардейской песни,
впоследствии переиначенные
для Красной Армии.
Надежда – имя знаменитой певицы,
выступавшей в Добровольческой армии
в период поражений.


НА ПЫЛЬНЫХ КРОВИНКАХ…

«Гордон» от 8.09.03. Комментарий 70
Тема «Солнечная система»

Космос – это храм на крови.
Вспомни ожерелье младенца:
Звёзды в хороводе любви
Вкруг ножом пронзённого сердца…

Вспомни – над арыком в жару
Улугбек расстался с главою,
Бруно запылал на ветру
Площадью Цветов над толпою.

Вспомни – на холодном полу
След больных колен Галилея.
Вспомни – на калужском лугу
Слёзы и мечты панпсихеи…

Лагерный осколок надежд
В космос упирался мозгами,
Не смыкая огненных вежд,
Очертя круг формул стихами…

Думал так Чижевский порой,
Спрятанный во мрак солнцежитель.
…В знак побед над огненной мглой
Главный шёл отлить на носитель –

И полёт опять удался…
Вспомни, что не найдено тело:
Первым космонавтом стезя
В небо – алой пылью! – взлетела.

Открывая счёт своих жертв,
Космос на эффект не скупился.
Кровь с огнём! – вот так первожест
Звёздной связи отпечатлился.

Мы в мечтах, как Маленький Принц,
Грезим от планеты к планете!
…Вмёрзли семенами Горчиц
Той мечты невидимой сети.

ПРИМЕЧАНИЯ

Участник Маров М. Я.,
член-корр. РАН, рассказывал
о новых открытиях в изучении
Солнечной системы.
Оптимизм в исследованиях
имеет под собой в основе жертвы
многих людей, о чём упомянуто
в стихотворении.
Ожерелье младенца – найденное
в Сибири ожерелье
убиенного младенца
эпохи палеолита содержит,
по мнению учёных,
узоры в виде звёздных карт.
Улукбек М. Т. – правитель
Самарканда XIV-XV вв., учёный.
За свои занятия астрономией
в построенной им обсерватории
был убит путём отсечения головы
в тот момент, когда он склонился
над арыком.
Джордано Бруно – итальянский
мыслитель XVI в.,
за свои убеждения в множественности
миров был сожжён инквизицией
в Риме на площади Цветов.
Панпсихея – см. о панпсихизме
как главном принципе «оживотворения»
Космоса у К. Э. Циолковского.
Чижевский А. Л. – основоположник
гелиобиологии, многие исследования
провёл в лагере.
По рассказам космонавтов,
перед отлётом корабля
главные конструкторы,
начиная с С. П. Королёва,
совершали нетрадиционный обряд
у ракеты.
Тело Ю. А. Гагарина до сих пор
не найдено.
О горчичном зерне см. Евангелие.


СЕЛЕННЫЙ ЗВОН! СЕЛЕННЫЙ ЗВОН!..

«Гордон» от 9.09.03. Комментарий 71
Тема «Луна»

Селенный звон! Селенный звон!
Как много дум наводит он.

А юный Пан мою любовь
В селенный звон рассыпал вновь.

В глубины лунные взгляни –
В ней глыбы мёрзлые одни.

Небесный камень грянет в Грунт
И зарождает тихий бунт.

Звон по расселинам летит.
Прильни к Луне – она звенит!

На боль мою ответь сполна
Гитарной декою, Луна!

И сыплет град со всех сторон
И вызывает горький стон!

И пью я тёмное вино,
Моя любовь ушла на дно.

А темя хладное Луны
Хранит следы чужой вины.

Хвостом комет метнулись льды,
Рассыпав горсть былой беды.

И на макушке льдинки спят
И по-рождественски искрят!

Та диадема чуть дрожит –
Всем телом шар слегка звенит.

В немотстве он опустошён.
Пространству чужд селенный звон!

То звон неведомых глубин –
Сердечных мук, былых судьбин.

Над всем – печальный лик Луны.
В ней звуки все погребены…

В ней спит печаль ушедших дней
Любви безропотной моей…

ПРИМЕЧАНИЯ

Участник Шевченко В. В., д. ф.-м. н.,
рассказал о новых открытиях
селенологов.
Луна состоит из твёрдых блоков
и поэтому от ударов небесных камней
она «звенит»
(долго не затухает сейсмация,
что отслеживается сейсмографом).
Так как лунный экватор совпадает
с плоскостью эклиптики,
на Луне существуют
полярные льды, хотя и в ничтожно
малом количестве,
сформированные, согласно гипотезе,
столкновениями с ледяными хвостами
комет.


11 СЕНТЯБРЯ : антисонеты-break
«Гордон» от 9.09.03. Комментарий 72
Тема «9/11»


Режиссёр Самира Махмальба
Иран

ШКОЛА

«Зачем же Аллах убивает людей?»
–Замолкни, дитя, на минуту утихни! –
(Вот печи для обжига тех кирпичей,

Что служат заменою стульев. Вот книги.)
«Аллах сумасшедший, раз хочет смертей?»
– Молчи, в поминании к небу приникни!

Труба той печи – словно сбитая башня.
Смотри же, Губу закуси и молчи. –
«В колодце погибли сородичи наши.
Упали, таская свои кирпичи

На бомбоубежище… Нам там не страшно…»


Режиссёр Клод Лелуш
Франция

ЛЮБОВЬ

Разлукой дохнула последняя ночь.
И немо играло его пианино.
Ушёл он в мир звуков разгневанно прочь.

Америка лишь для здоровых и сильных!
Оборвано счастье. Судьбе не помочь…
Письмо в мониторе банально и длинно,

Но в нём твоя боль бесконечная длится.
А с телеэкрана дымят в тишине
Гигантские башни… И сердцу ль молиться:
Вернулся… Весь в пепле. Он ТАМ был, на дне…

Есть льготы глухих – мир теней их боится.


Режиссёр Юсеф Шахин
Египет

ЧИСЛА

«Я вижу убитых с тех пор, как мой сын
Погиб… Мы стоим у креста Элингтона.
Покойный солдат нас сюда пригласил.

Я с ним говорил, нам светил с монитора
Столб чисел – чью жизнь в нашем веке скосил
Страны полицейской отравленный гонор!

Нулями безмолвствуют там миллионы…
Любил… Был любим… Странствий долгая нить
Голодными духами в мире, где стонут
Живые, кто так и не смог разлюбить…

И сын не прощает – глядит отчуждённо…»


Режиссёр Данис Танович
Босния-Герцеговина

ЖЕНЩИНЫ

Не спится в ночи: тихо курочка бьёт
Секунды на ходиках сказочно-детских.
А девичье сердце в любви не поёт:

Есть парень – смешлив он и взгляд молодецкий,
Наверное, любит, надеется, ждёт –
Да только в каталке… О, мал век наш женский!

И жёны идут чередой белотелой,
Проносят Гирлянду из белых листов –
Любимых имён нескончаемый невод…
И ход повторяется столько годов

В начале декады второй, в месяц Девы!..


Режиссёр Идрисса Уэдраого
Буркина Фасо

ДЕНЬГИ

«Поверь, я болезнь от тебя прогоню!
Хоть стоят лекарства нам денег безумных,
Я, воин, охотник, тебе их куплю,

Немного побегав с газетною сумкой.
А лучше – Бен Ладена я догоню,
Поймаю и сдам его. Долларов уйму

Получим с тобой – и несчастья отступят:
Болезни и голод, бездомность и мрак.
Я не понимаю богатых, что губят
Добро на авто, женщин, игры, табак», -

Ах, чёрный малец, кто ж тебя приголубит?..


Режиссёр Кен Лоуч
Великобритания

ИЗГНАННИК

Мой город ослеп и оглох в один час:
Сентябрь, одиннадцать – дата Сантьяго.
На площади голос Гитары угас.

Бьют током меж ног всех молодчики нагло…
Насиловать женщин – овчаркам в приказ.
Ввернуть крыс в них – грязным фашистам всё мало!

Невинных людей – с вертолёта в асфальты!
Иль в стену вогнать автоматом с плеча!
Народным избранникам – смерть в адвокаты!
Так ваш президент бил нас, праву уча.

За доллары ваши мы были распяты…


Режиссёр Амос Гитай
Израйль

РЕПОРТАЖ

– На рынке блошином мы слышали взрыв!
Что это? Теракт? Я хочу знать! Скажите! –
«Все в сторону!» – «Быстро носилки!» – «Он жив?» –-

– Ответьте! Ведь право на информ… – «Уйдите!» -
– Отстань, извращенец! Выходим в эфир!
Сегодня в Израйле погибли… – «Молчите!» –

- Нет! День символичен! Я знаю: был пойман
Врагом Вашингтон, а Малахов Курган
Французами взят, разграничена Дойчланд,
А в Индии молния, словно таран… –

«Но ты не в эфире. В Нью-Йорке был взорван…»


Режиссёр Мира Наир
Индия

МОЛИТВА

Вчера сообщили: «Ваш сын – террорист».
Но сердце её обмануть не удастся,
И матери голос пред Господом чист.

«Не американское ль это гражданство
В вину тем, кто сердцем и добр, и лучист,
Но родом он не из Давидова братства!

Для сына я дверь оставляю открытой.
Аллах милосердный, мой голос услышь!
Мой хадж: в знак изгнанницы – ноги разбиты…»
И вводят её в пантеон. В зале – тишь:

Там - сын. При спасении жертв был убит он…


Режиссёр Шон Пэн
США

БЕСЕДА. ВДОВЕЦ

«Сегодня я встал до звонка твоего
Будильника (бреется, ест). Дорогая!
Здесь розам твоим от теней нелегко.

(Халатик жены на постель возлагая)
Как платье идёт тебе! Было б светло!
(Ест, смотрит ТВ, стариковски моргая).

(Разделся, заснул. Тихо ленточки в ряд
Трепещут под ветром кондиционера.
Вот ТЕНИ ОПАЛИ… Разбуженный взгляд.)
Родная! Цветут твои розы безмерно!»

Он плачет в проёме обугленно-сером…


Режиссёр Сохей Имамура
Япония

РЕИНКАРНАЦИЯ

Теперь он змея: он шипит на людей
И злобно кусает кормящую руку,
Он есть без брезгливости крыс и мышей,

Он ползает па лесу, изгнанный буком
Из дома родного, теперь он ничей –
Солдат, за Отчизну воспринявший муку.

Но памяти бред неустанно терзает:
Священной войной – офицерский кулак
В окоп его, в грязь беспощадно вгоняет…
…Он был в Хиросиме, он с детства чудак.

Шип Мудры: «Священных войн, знай, не бывает!»


Режиссёр Алехандро Гонсалес Инвориту
Мексика

ВСПЫШКА

Сознание тонет в молитвенной тьме.
Взывания тщетны, в безумстве бессильны.
И вечность раскрыта бездонной чуме.

Создания в детском наиве безвидны
И жмутся друг к другу в любви и мольбе.
И пасть нищетой бесконечно обильна.

В мерцании редком слепящего света –
Паденья бесчисленных крохотных тел,
Полёты их кратки, бессмысленным ветром
Относит их жизни за чёрный предел.

Свет Божий – наш путь? Иль мы слепы – от Света?

ПРИМЕЧАНИЯ

Антисонеты-break написаны
по материалам фильмов «9/11»,
которые были показаны
в передаче «Гордон» 11 сентября.
Одиннадцать фильмов режиссёров
разных стран (каждый из фильмов
идёт ровно одиннадцать минут)
освещают событие 11.09.02.
Сами фильмы идут без названия.
Характерно, что каждый
антисонет-break, написанный как
перевёрнутый сонет итальянской
формы без первых трёх строк,)
при чтении снизу вверх по строчкам
меняет смысл.


КТО ВИНОВАТ? – ПУШКИН

«Гордон» от 15.09.03. Комментарий 73
Тема «Солнечная активность»

Солнце русской поэзии!
Так капризно, изменчиво...
По сознанию – лезвием –
Луч скользит так доверчиво.

Интернетный, урановый
Век с возросшей магнитностью…
Солнце русское, славное!
В пятнах квази-элитности…

Мы скитаемся в странствиях
Псевдо-русской поэзии.
…Глюкоморье безрадостно
Ждёт второго пришествия…

ПРИМЕЧАНИЯ

Участник Обридко В. Н., д. ф.-м. н.,
рассказывая о солнечной активности
и её воздействии на организм человека,
отметил, что в ХХ в. магнитное
поле Солнца возросло в 2,3 раза.
См. также мою книгу «Эссе на тему:
феномены проявления
солнечной активности
и золотой пропорции в истории России»
(2000).


МИР АМАЗОНОК

«Гордон» от 16.09.03. Комментарий 74
Тема «Венера»

«Долой мужские имена!
Мужчин беречь на семена –
И только!
На то планета нам дана,
Чтоб вечно правила Жена –
И стойко!»

Дымят вулканы грудой тел…
И серой небосвод вспотел –
Лишь ветер
От стометровых скоростей
Дарит Пандоры кофр смертей –
Планете.

Вечерней, утренней зарёй
Восходит Голубой звездой
Венера.
Сестра-Земля, смотри, путь твой
Идёт за огненной стезёй
Мегеры!

Сойди с него, пока жива!
Ведь у тебя есть голова,
Родная!
Твоя сестра уже мертва…
Печаль историй не нова –
Ты знаешь!

Среди имён пахучих, женских и банальных –
Горами Максвелла сверкает знак фатально!

ПРИМЕЧАНИЯ

Венера, согласно исследованиям
А. Базилевского, д. геол.-минер. н.,
и Б. Иванова, д. ф.-м. н.,
представляет собой вариант
будущего Земли:
парниковый эффект,
сероводородные облака,
безводная пустыня с вулканами –
это в том случае, если человечество
не перестанет разрушать экологию.
Учёными принято всем объектам
на Венере давать женские имена,
исключение составляют только
горы Максвелла,
создателя электродинамики.
Набирающее силу движение
ведьмовства, крайнее направление
в оккультизме, матримониально
и в обрядах устанавливает связь
с князем тьмы.


МАРСИАНСКИЕ КОЛИКИ

«Гордон» от 17.09.03. Комментарий 75
Тема «Судьбы планет»

Антарктиде белотелой
Не дают покоя камни.
Задаёт вопрос несмело
Гостю: «С чем привет ваш давний?»

Миллиарды лет хранятся
В ледяных её темницах
Камни с Марса – весть от братца
Нашей матушки Землицы.

Мы, читая слой за слоем
В них следы далёкой жизни,
Ностальгически откроем
Марсианские отчизны.

ПРИМЕЧАНИЯ

Участник –
д. ф.-м. н. Ксанфомалити Л. В.
В метеоритах с Марса, найденных
в Антарктиде, учёные обнаружили
предполагаемые следы бактерий.
Необходимость в далёком будущем
оставления Земли из-за грядущей
космической катастрофы
заставляет учёных уже сейчас
искать места для нового обитания
человечества. Марс рассматривается
как наиболее вероятное место
для жизни.


АСТРАШИЛОВСКИЙ СТРЕЛОК

«Гордон» от 22.09.03. Комментарий 76
Тема «Астероидная опасность»

У художника Шилова
Есть всегда всё в наличии,
Даже клоуна сшитого
Прячет он для приличия.

По ночам, после праздников,
Просит вдруг рассмешить его.
Нарасскажет ужастиков
Шут художника Шилова.

Мол, летит Гостем Каменным
Жупел аполлонический.
Станет мир наш раздавленным
Этим страхом космическим.

Мол, имею я глаз-алмаз
И со мною – «калашников».
Я собью этот жупел враз,
И ни разу не кашляну.

Как ударит он с посвистом
По антенне художника,
Та падёт на убористый
Автопарк, выбив ножиком

Руль «Тойоты» в раскрытое
Голубое окошечко.
Рикошетом отскочит он
От хвоста PС-«кошечки»,

Та подпрыгнет с урчанием
До небесного боинга,
Выбив вентели задние.
Боинг врежется роллингом

В горный пик, лихо высадив
В нём осколок базальтовый.
Синей звёздочкой рисовой
Тот взлетит, светом залитый.

Распугает Юпитеры,
Соблазнит всех Венер седых,
Выйдет точной орбитою
К астероиду… «Мессер» тих…

Но взорвётся в урочный час,
Отклонив путь назначенный…

…Луч Луны на заре погас.
Но не спит, озадаченный

Шут художника Шилова
Рядом с сонным хозяином.
Тот с мечтой сладкокрылою
Улыбнулся масянею

Всем грядущим открытиям!
Всем геройским спасениям!
Всем шикарным распитиям!
Всем чудесным везениям!

ПРИМЕЧАНИЯ

Участники Ефимов Г. Б., к. ф.-м. н.
и Латышев Л. А., д. тех. н., рассказали
об астероидной опасности,
особенно опасности, исходящей
от астероидов группы Аполлона,
а также о средствах защиты.
Точности попадания в астероид,
который ожидается в пределах Земли
через 10 лет, дано было
интересное соответствие:
футбольным мячом ударить
в международный фургон,
находящийся в четверти мили
от нас, так, чтобы через год
этот фургон опоздал
на железнодорожный переезд
и разминулся с поездом.
Данная ситуация в стихотворении
доведена до абсурда.


ИНТЕРМАША И МЕДВЕДЬМ: антиутопия

«Гордон» от 23.09.03. Комментарий 77
Тема «Грибы»

«Ночью спокойной, белою тайной, тихою тенью
Чуть раздвигая почву сырую, лезем на воздух.
Вечно в тени мы, и ничего мы вовсе не просим.
Пьем только воду и никого мы не потревожим.
Мало нам надо, нас только много…
ТОЛЬКО ОДНАЖДЫ, В НЕКОЕ УТРО
МИР СТАНЕТ НАШИМ».
Сильвия Платт. Грибы. (Выделено мной – И. С.)

– Машенька, милая, в лес не ходи!
Сердце моё от тревог пощади! –
– Скучно мне дома всё время сидеть! –
- По лесу бродит мохнатый медведь!
Вот что! Из дому казать нос – ни-ни! –
«Так и пройдут мои лучшие дни!» –
Маша вздохнула и веретено
Даже не тронула, глядя в окно.

– Эй, подружка! Хочешь с нами?
Что ж ты, дева, заскучала?
А пойдем-ка за грибами,
В тёмном лесе их немало! –
Маше горько и обидно:
«Вон, девчонок отпускают!
Пусть же предкам будет стыдно!
Я ж не бестолочь какая!»
И, схватив своё лукошко,
Побежала вслед подружкам.
Манит жёлтая дорожка,
Шепчет ветерок на ушко…

Ягодка за ягодкой,
Деревце за деревце,
Ночь щекочет бархаткой –
Заблудилась девица…

Заблудилась девчоночка в тёмном лесу…
И подружек всё кличет: «Ау!» и «Ау!».
И, уставшая, села она на пенёк,
Глядь! – а рядом с пеньком прорастает Грибок.
А в лукошке давно уже пусто на дне,
Голод мучает мачехи строгой грозней…
«Что ж, откушаю, – мыслит. – Авось, не умру.
И не будет так страшно мне в тёмном бору».
Но лишь только куснула волшебный Грибок –
Очутилась в кроватке и спит уж без ног.

Утром солнышко ресничками играет,
Красну девицу с постели подымает.
Родна матушка хлопочет у печи –
Имениннице готовит калачи
Да румяный, пышный чудо-каравай!
Мурка жмурится: «Хозяюшка, вставай –
Дни блаженные вприпрыжку пробежали.
Скоро быть тебе с вещами на вокзале»…

…Промчались не дни, а года молодые.
Мария Ивановна косы златые
Остригла давно ради модной причёски,
Костюмчик на ней молодёжный и броский.
Косметика в полном порядке, и даже
Жених есть, красавец, по имени Паша.
Мария, компьютер недавно освоив,
Мечтает о свадьбе, богатстве, покое…
Вот год, ещё год, подрастают детишки,
И денежки тают со старой сберкнижки.
Вот бремя развода ударило больно,
Вот дети в столицу уехали… Вольно,
Просторно в двухкомнатной светлой квартире.
Вот бабий порог уже – сорок четыре…

Как-то услышала голос внутри:
«Маша, ты в зеркало уж не смотри
Больше! Не ешь ничего и не пей!» –
За год она превратилась в репей,
Но ни росинки, ни крошечки в рот
Маша с тех пор не берёт…

Как же её мучило, корёжило, крутило!
Всю её, болезную, камнями молотило!
Ничего, пережила, и стала поправляться.
В зеркало нечаянно взглянула вдруг: «Ох, братцы!» –
На неё красавица и чудо-молодица
С восхищеньем зарится, никак не наглядится.

Прошли уже не годы, а века.
И Машенька взирает свысока
На аватары мозга своего
И видит в мониторе всех богов,
И думает тихонько: «Ничего!
Реальность виртуальная моя
Чудесна ты! А в свете бытия
Приказа ждёт великий легион
Из роботов. Они со всех сторон
Прекрасны, исполнительны, сильны –
Послы в любые уголки страны.
Страна моя – Вселенная сама
И в каждом уголке – мои дома.
Их мириады… Тьмы и тьмы, и тьмы…
Я – это я и в то же время мы!»
Так думал древний Гриб, проросший в мозг…
Когда-то мозгом став, он снял вопрос:
«Вот Интернет – грибообразный дом,
Как хорошо зажить бы в доме том!»
И Гриб разросся вдоль по всей Вселенной,
Что взбухла вся грибообразной пеной.
Всё подконтрольно старому сморчку –
Великому волхву и добряку.

Но смотрит он, что жизнь сошла на нет:
Дыра открылась в вечность, в мир иной.
И Интер-Гриб весь обратился в свет
И в ту дыру запрыгнул с головой.
И свет, как лазер мудрый, сохранил
Всю информацию о прежних днях
И, вывернувшись, снова возродил
Вселенную, галактики, на пнях
Грибок и Машу: выспаться б успеть
В постельке, где ей снится сам Медведь.

ПРИМЕЧАНИЯ

Дьяков Ю. Т., д. б. н.
и Феофилова В. П., д. б. н.
рассказали много интересного
о грибах, которые отличаются
от растений и животных тем,
что питаются всасыванием.
Есть такие грибы, которые прорастают
в мозг (видимо, тот вид плесени,
который вывели в 60-х гг.:
он не погибает при температуре
человеческого тела).
Одна женщина заявила в прессе,
что не ест и не пьёт много лет,
а всасывает пищу и влагу
из воздуха через кожу
(данные научно не проверены),
так или иначе, но она стала
прототипом героини.
Сейчас в медицинских кругах
(и приближённых к ним) потребляют
искусственно выведенные грибы,
которые якобы омолаживают.
Едят их тоннами, даже малым детям
дают, несмотря на то, что влияние
этих грибов пока не изучено до конца.
См. также «Подземелье ведьм»
Кира Булычёва.
Интернет имеет, скорее,
вид грибницы, чем паутины.
Mushroom [мбшрум] – «гриб» (англ.).


БОЛЬШАЯ ПЕЛЕРИНА: антиутопия

«Гордон» от 24.09.03. Комментарий 78
Тема «Класс интеллектуалов»

В Римском Клубе – знатоки, знатоки
Сосчитали все деньки, все деньки.
А народ всё, размножаясь, растёт,
Год от года экспонентою бьёт.
И году примерно в сороковом
Мы рекорды населенья побьём.
А потом грозит нам страшный обвал:
Пик на графике так резко упал,
Что останется нас всех по чуть-чуть.
Сотни полторы тысчонки лишь… Жуть!
И всего-то это за год иль два…
Ох, болит-болит моя голова!
Что ж случится в мире? Голод? Нужда?
Иль ресурсов бездна станет пуста?
Пандемия скосит племя людей?
Взрывы бомб разбудят сотни чертей?
И зачем тогда нам паниковать?
А давайте на весь мир пировать!

Да… Задумался философ молодой.
Что же делать мне с народною бедой?
Землю-матушку согреет вид иной,
Гомо сапиенс отвалит в мир иной.
Что же будет с философией? со мной?

Изобретатель колеса
Был мужем многомудрым.
Технические чудеса
Встречают добрым утром
Всех – белых, чёрных, голубых –
На маленькой планете,
Взяв интеллектуальный сдвиг,
Тот Богом данный вертел.
На нём тела мега-культур
Вращает царственный Сатурн!

Нельзя заниматься научным трудом
И думать о хлебе насущном.
И сотни рабов гнули спину щитом,
Чтоб мудрый был сыт и обучен.
Политтехнологии были в ходу
У цесарей и фараонов,
Чтоб сдерживать гнев рабский в дымном чаду,
Чтоб мог развиваться учёный.
Конечно, издержек с лихвой набралось:
Не гладили всех по головке,
Но всё же учёноё племя в Колосс
Раздалось – могучий и ковкий.

Строим, строим, строим умные дома –
Будет, будет безработных кутерьма.
На японские заводы посмотри –
Там рабочих нет, лишь роботы внутри.
И народец всё жиреет без работ,
В телевизор смотрит тупо круглый год.
И от скуки всё плодится и растёт.

А умник пашет за PC,
Не глядя на свои часы.
Мозги впрягает и молчит,
Вдруг кто-то шефу настучит.
И живы бывшие царьки –
Им врать всегда, везде с руки.
И глушат брендом и попсой,
Рекламой, выборов косой –
Народ лежит уже косой.

«Зачем я кормлю их, больных недоумков?
Мне это надо?» –
Подумает умник, безрадостно думка
Греет в награду.
Ведь интеллигентный, порядочный яппи
Тем лишь опасен,
Что лицам другим кодировки и ямбы
Вовсе неясны.
И вот он даёт за программой программу
Ловко на рынок.
И вот сам становится он великаном –
Сильным, без скидок.

Но мы забыли о ВЕЛИКОЙ ПЕЛЕРИНЕ!
Мы только часть её, этап её развития.
И фуэте воздушный Геи-балерины
Познаем скоро мы во всём её наитии.
ОНА САМА решит проблемы эволюций,
Стряхнув с себя ненужный вид биологический.
И ни погромов, ни войны, ни революций
Не надобно ЕЁ КРАСЕ, ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВУ!

Она уже гудит, а мы её не слышим,
Но будет тот проникновенный Гул
Спасением кому-то, может, свыше
И гибелью тому, кто утонул
Уже в безрадостной глухой пустыне,
Где нет надежды, веры и любви,
Где «комплексы» устали и остыли,
Где нет в мозгах пылающей крови…
От Гула вдруг разбухнут Гипокампы –
И вечный ужас вселится в сердца.
Не сберегут ни бункеры, ни дамбы –
Настанет Судный День, то День Конца!
И миллиарды скорчатся в страданье,
И сострадания не будет им.
Спасутся только силою сознанья
Лишь те, в ком разум чист и нерушим.
Тот Богом данный разум нас спасает
От нечисти, гордыни, суеты.
Пусть кто-то в нас булыжники бросает,
Он не спасётся, но спасёшься ты,
Кто тексты с пониманием читает…

И будет прекрасна, невинна,
Сиять вся в лучах ПЕЛЕРИНА.
Так гомо историкус будет отвергнут,
Анналы и плёнки под пресс попадут.
И будет парить зачарованный беркут
Над грудой камней в том жестоком году…
Останутся только лишь тексты святые,
В которых нетленны слова золотые.

И будет янтарный свет
На всех переулках Арбата!
И будет взлетать балет!
И память о стонах распята!
Забвенье срастит травой
Могилы и все лесопарки.
…И новый – младой, живой –
Род странников в месяце жарком
Пусть помнит о нас с тобой,
Возлюбленный спутник мой.

Их лица – мудры, чисты,
Тела их – воздушны, стройны.
Их нравы – скромны, просты.
Их дух – словно ветер горный…
В том ветре с тобой вдвоём
Мы, друг мой, с земли уйдём…

ПРИМЕЧАНИЯ

Участник, д. э. н. Иноземцев В. Л.,
говорил о нарождающемся классе
интеллектуалов, который постепенно
приходит к власти за счёт того,
что он уже может самостоятельно
создавать и реализовывать
интеллектуальные ценности,
потребности в которых
в информационном обществе
становятся всё выше.
Спорным является отнесение
Иноземцевым В. П.
к классу интеллектуалов
не только инноваторов,
но и политтехнологов,
набор средств которых
не более чем словарь Эллочки-людоедки.
В данной
полушутливой-полумистической
поэме излагается гипотеза,
которая, кроме темы передачи,
имеет под собой также
и иные веские основания:
исследования Римского Клуба,
причины смены геологических эпох
и эпох эволюции человека,
сакральные тексты,
данные исторической циклографии,
психофизиологию стресса и т. п.
Внутренние процессы Земли
воспроизводят сильный шум,
который мы не слышим
из-за его очень низкой частоты,
но она ведь может повыситься
(кто знает?).
Яппи – молодые интеллектуалы,
ориентированные на карьеру.
Гипокамп – отдел мозга,
отвечающий за эмоции.


ТОП, ТОП, ТОПАЕТ ГОРЫНШ

«Гордон» от 29.09.03. Комментарий 79
Тема «Математика нелинейного мира»

У Горыныча с Горыншей
Чадо просит есть и пить.
Их гнездище гнёзд всех выше –
Ни объехать, ни срубить.

А Горынш, чуть начал топать,
В сизую вгляделся даль –
Там очами гордо хлопать
Учится его печаль.

И живёт зазноба в тёмном
И высоком терему.
А характер неуёмный
Непонятен никому.

Смел Горынш и дальнозорок,
Только между А и Б
Пропасть страшная, без горок,
Так, лежит сама себе.

И протопав всё гнездище,
Понял пламенный птенец,
Ни любимую, ни пищу
Не видать ему вконец.

Нужен стал принципиально
Новый мета-топ-подход:
«Откажусь от лап банальных,
Крыльям дам своим полёт».

И над Гильберта пространством
Он взлетел до Б от А!

Характерны постоянством
Пары горных аватар…

ПРИМЕЧАНИЯ

Гость передачи,
А. М. Виноградов, д. ф.-м. н.,
поднял проблемы принципиально
нового языка математики,
способного решать задачи
алгебраической топологии,
суть которой сводится к «исчислению
дыр между А и Б, и наведению мостов»,
что соотносится
с метафизикой математики как таковой.


ЛАЗЕРНЫЙ МОЙ ВЕНЕЦ

«Гордон» от 30.09.03. Комментарий 80
Тема «Синхротронное излучение»

Она восседала на белом коне,
Попона алела сквозь шёлк амазонки.
Поэт пел о вечном любовном огне
С призывным румянцем канцоною звонкой.

«Мой мальчик, что ведаешь ты о любви?
Пушок твой так лёгок и чист над губами!» –
Смеялась она …над лежащим в крови
Поэтом, заколотым в сердце стихами.

Художник ночами прекрасный портрет
Писал, как лунатик, в порыве безумном.
Кулису откинув, услышал он: «Нет!»
Жестока ведь прелесть натурщицы юной.

«Что знаешь ты, старец, о вечной красе?
Глаза твои дряхлые глупы и слепы!»
От вспышки с картины …лежит на земле –
Сражён портретист старый в корчах нелепых.

Герой в свежих шрамах рассыпал к ногам
Ей пригоршни крупных редчайших алмазов,
И груды сокровищ гигантским рабам
Нести к ней велел он суровым приказом.

«Что знаешь ты, воин, о вкусе побед?
Десница твоя от меча заскорузла!»
И воин …падёт от насмешек и бед
В кровавое пенное бранное русло.

К лицу её Гений лазйрный венец
Подносит, фривольно играя лучами.
Он в нём электроны поймал, наконец,
И светят в круженье частицы ночами.

Принцесса позволила короновать
Свою молодую святую особу.
Но вскоре слегла… И большая кровать
Сменилась украшенным царственным гробом.

Мораль такова: принимайте стихи.
А вещи опасны, коварством лихи.
Лелейте поэтов безумных, безусых,
А мудрому мужу отпразднуйте труса.

ПРИМЕЧАНИЯ

Выступающие доктора
физико-математических наук
В. В. Михайлов и В. Р. Халилов
рассказали о синхротронном излучении,
получаемом в циклических ускорителях.
СИ широко применяется
в лазерной технике.




      Ирина Сидоренко, 2003

      Сертификат Поэзия.ру: серия 660 № 20619 от 09.12.2003

      0 | 0 | 2103 | 29.03.2024. 00:45:22

      Произведение оценили (+): []

      Произведение оценили (-): []


      Комментариев пока нет. Приглашаем Вас прокомментировать публикацию.