Автор: Ирина Сидоренко
Дата: 17-11-2003 | 08:57:57
Всем жертвам
ночных научно-популярных телепередач
посвящается
ВЫШЛИ МЫ ВСЕ ИЗ ЕГИПТА
«Гордон» от 03.03.03. Комментарий 1
1.
Ствол гоминидовый в Африке скрыт.
Молча на пальме там Ордон сидит.
Видит всё сверху, небрит и сердит.
Власть ледниковых периодов спит.
Каждый период даёт новый вид
Более стойких бродяг-гоминид.
Прежний вид гибнет. И грунт сохранит
Ветвь тупиковую – череп смердит
И антрополог о нём говорит.
2.
Близится наш ледниковый экстаз.
Может, кто в будущем вспомнит о нас –
Новая ветвь, новый вид, новый класс?
Афрорасизм – то, друзья, не про нас.
Негр – тот же гомо, других только рас.
Вместе уйдём тихо. Ордон лишь – пас.
Ордон – он ствол. Из Египта припас
Много чего в своих генах. И спас
Новых потомков от многих зараз.
3.
Вот над землёй поднимается пар.
Вешай топор, Родион! Твой угар –
Гены агрессии! Мерзок и стар
Твой биовид! Ты, надеюсь, устал,
Всех гоминид по соседству убрал.
Только вот йети пока не поймал.
Рубишь своих, кто не так что сказал,
Чей неприятен окрас иль оскал,
Нос или кожа… А, впрочем, ты сдал.
____________
Вечно живёт лишь один биовид –
Ордон! Он в памяти нас сохранит.
Всё остальное – так. Мша серых плит.
ПРИМЕЧАНИЯ
Передача была посвящена происхождению человека.
Констатировался факт, что каждая
новая ветвь гоминид
(прямоходящих человекообразных обезьян)
берёт своё начало из Африки, а затем вырождается,
уступая место следующей.
Причём, периоды возникновения таких ветвей
совпадают с ледниковыми периодами,
один из которых, по некоторым предположениям,
может начаться в XXI веке сразу же за потеплением
(«над землёй поднимается пар» –
парниковый эффект в результате потепления),
которое и включает механизм оледенения Земли.
Родион – см. "Преступление и наказание"
Ф. М. Достоевского.
ВСТАВАЙ, ГЕНОМОМ ЗАКЛЕЙМЁННЫЙ
«Гордон» от 04.03.03. Комментарий 2
Гр. Дон Кихот
обыскался своей Дульцинеи.
Он Росинанта загнал,
оттопырив в скачке.
Знай, что прекрасная дама
в объятьях пигмея!
Не со вчера,
а лет тысяч так двести уже!
Гр. Дон Кихот
загибает задумчиво пальцы,
Их не хватает,
чтоб опыт Альдонсы считать.
«Не было ль там… э…
поблизости неандертальца?
Грех благородную кровь
с обезьяной мешать».
Профессора
уверяют гр. Дон Кихота:
«Всё было чисто.
В пробирке нечёсаных нет.
Так, спорадически,
были контакты, аборты.
Что ж вы хотите
за тысячи-тысячи лет?» –
«Доктор, могу ль я узнать
чистоту своей крови?» –
гр. Дон Кихот
озабочен теперь неспроста.
«Можно. В пробирке,
но с гелем и с генным отстоем,
мы вам покажем,
насколько кровь ваша чиста.
Сколько у вас
славянина, грузина, китайца.
А постараться,
отыщём еврейский в вас след.
Но не пугайтесь,
найдя в предках неандертальца.
Только, боюсь,
королевы английской в вас нет».
Гр. Дон Кихот
призадумался: «Стоит, не стоит
так рисковать:
Гиппократ ведь не свяжет язык.
А в Интернет
молча сбросят анализ отстоя –
все и узнают,
кто предком был: князь? большевик?
Лучше отправлюсь
я в путь на своём Росинанте,
о Дульцинее
мечтая прекрасной своей,
с мельницей весело споря
о Конте иль Канте:
звёзден закон,
сердце ясно от теодицей».
ПРИМЕЧАНИЯ
Дульцинея-Альдонса – одно лицо
(см. роман Мигеля Сервантеса).
Росинант – конь Дон Кихота.
В описываемой передаче говорилось
о происхождении человека. В частности о том,
что митохондриальная праматерь человечества,
представляющая собой не особь, а популяцию,
в которой было около 5 тыс. женщин,
появилась приблизительно 200 тыс. лет назад.
Там же ведущим поднималась проблема
возможности метисации людей
и неандертальцев.
Характерно, что генетический анализ
проводится в некоей пробирке с гелем,
через который более мелкие частички
проходят быстрее и опускаются ниже,
а более крупные задерживаются.
Полученную картину автор
осмелился сравнить
с неким отстоем (данный анализ
получается по принципу отстоя).
Теодицея – оправдание Бога.
ВЫХОДИЛА НА БЕРЕГ ГАДЮША
«Гордон» от 05.03.03. Комментарий 3
Князь Гридон – продвинутый младенец,
Рок волнам бескрайним его предал.
Вымахал детина через месяц,
Ни добра, ни зла ещё не ведал.
На Буяне-острове гуляет
Князь Гридон, а мать обед готовит.
Сердце его ноет и скучает,
И томит, и жалобно так стонет.
Глядь – выходит на берег гадюша,
Длинной шеей ластится к Гридону.
Говорит ему: «Царевич, слушай!
Я смогу утешить сердца стоны.
Я смогу тебе построить царство,
Успокоить мать, печаль развеять».–
«Кыш, проклятая, твоё коварство
В Книгах всё описано». – «Я Лебедь!» –
«Нет, гадюша ты! На длинной шее
Ты несёшь лишь беды, гадь лихая!
И тебя я различить сумею –
Я в священных текстах понимаю!».
И, не в силах убедить Гридона,
Лебедь обернулась чистой Девой.
«Вот и твои женские гормоны,
От которых всё идёт налево!
Сгинь! Веками ты всё воду мутишь!
Не возьмёшь, не купишь, не обманешь.
Всем твоим богатствам – видишь? – кукиш!
Я тебе не верю, не заставишь!»
Ничего «гадюша» не сказала,
Лишь хвостом своим в воде плеснула
И ушла по волнам. Только мало
Было всё Гридону. Дунул, плюнул:
«Скоро женский день, Восьмое марта.
Так их! Так!» – вдруг глянул вниз Гридоша
(Начитался на ночь Кафки, Сартра –
Вот и результат!), а там – гадюша!
В тело вся вросла, как крепкий корень.
Князь Гридон икнул – и тут же помер.
ПРИМЕЧАНИЯ
В передаче, по мотивам которой написан данный текст,
говорилось о происхождении человека.
Опираясь на Библию, уважаемые
д. ист. н. Якобсон В.
и к. филол. н. Селезнёв М.,
периодически развивали тему
фатальной греховности женщины
на протяжении всей истории:
она всё время «науськивает»
(термин выступающих)
мужчину к вере в змея.
Характерно, что данная передача
проводилась в канун 8 Марта,
видимо, в подарок
представительницам слабого пола.
БАШНЯ, КОТОРУЮ СТРОИЛ
Y-ХРОМОСОМНЫЙ АДАМ
«Гордон» от 06.03.03. Комментарий 4
Вот Башня, которую строил Y-хромосомный Адам.
А это адамов язык,
который когда-то был звучен и дик
в Башне, которую строил Y-хромосомный Адам.
А это дотошный Грызун,
который всё ищет адамов язык,
который когда-то был звучен и дик
в Башне, которую строил Y-хромосомный Адам.
А это два друга, богаты умом,
которые думают с тем Грызуном,
который всё ищет адамов язык,
который когда-то был звучен и дик
в Башне, которую строил Y-хромосомный Адам.
Вот призраки языков,
которые знают два друга с умом,
которые думают с тем Грызуном,
который всё ищет адамов язык,
который когда-то был звучен и дик
в Башне, которую строил Y-хромосомный Адам.
Вот зритель без снов,
который поверил в мираж языков,
которые знают два друга с умом,
которые думают с тем Грызуном,
который всё ищет адамов язык,
который когда-то был звучен и дик
в Башне, которую строил Y-хромосомный Адам.
А это дневные работы,
которые делает зритель без снов,
который поверил в мираж языков,
которые знают два друга с умом,
которые думают с тем Грызуном,
который всё ищет адамов язык,
который когда-то был звучен и дик
в Башне, которую строил Y-хромосомный Адам.
А это усталость и неохота,
которые мучают всё на работах,
которые делает зритель без снов,
который поверил в мираж языков,
которые знают два друга с умом,
которые думают с тем Грызуном,
который всё ищет адамов язык,
который когда-то был звучен и дик
в Башне, которую строил Y-хромосомный Адам.
А это разрушена наша страна,
которая мрёт от большой неохоты,
которая мучает всё на работах,
которые делает зритель без снов,
который поверил в мираж языков,
которые знают два друга с умом,
которые думают с тем Грызуном,
который всё ищет адамов язык,
который когда-то был звучен и дик
в Башне, которую строил Y-хромосомный Адам.
А это великий могучий язык,
который от сора в стране этой дик,
которая мрёт от большой неохоты,
которая мучает всех на работах,
которые делает зритель без снов,
который поверил в мираж языков,
которые знают два друга с умом,
которые думают с тем Грызуном,
который всё ищет адамов язык,
который когда-то был звучен и дик
в Башне, которую строил Y-хромосомный Адам.
А это мой стих,
который прочтёт тот, кто знает язык,
который от сора в стране этой дик,
которая мрёт от большой неохоты,
которая мучает всех на работах,
которые делает зритель без снов,
который поверил в мираж языков,
которые знают два друга с умом,
которые думают с тем Грызуном,
который всё ищет адамов язык,
который когда-то был звучен и дик
в Башне, которую строил Y-хромосомный Адам.
ПРИМЕЧАНИЯ
В описываемой передаче
разбиралась тема происхождения языков,
видимо, восходящих к мифу о Вавилонской башне
или к археологической эпохе существования
так называемого Y-хромосомного Адама,
прародителя человечества.
По данной теме выступали
крупнейшие специалисты
в области сравнительного языкознания
Старостин С. А. и Милитарёв А. Ю.
ИГРАЕТ В ХОККЕЙ
«Гордон» от 11.03.03. Комментарий 5
Слон по имени Гурман
Повидал немало стран.
Вместе с цирком шапито
Видел это, видел то.
Как-то раз был цирк на льду,
Вспомнить бы, в каком году
И в какой из жарких стран
Выступал там слон Гурман.
«Шайбу! Шайбу!» – зал кричал.
Слон вдруг хобот свой поднял
И отправил быстро в рот
Весь собравшийся народ.
Каждой твари взял по паре,
Телевизор с «Бредни Барри»
Запил бренди, самогоном
И отправился к вагонам.
Впереди вагонов встал,
Потянул собой состав.
Утром был в другой стране
И довольным стал вполне.
Медосмотр со всех сторон
Проходил крепышка-слон.
На консилиуме он
Обсуждён был и польщён.
Через год Гурман присел,
Видно что-то в прошлом съел –
И гуртом из-под хвоста
Вышла публика чиста.
Каждой твари впрямь по паре –
Все целёхоньки, в ударе
Лишь от бренди иль вояжа.
Веселы – танцуют даже!
Академик объяснил,
Почему был полон сил
Тот проглоченный народ,
Хоть прошёл с немалым год.
Что-то про метаболизм
Бормотал он сверху вниз
На собравшихся писак,
Тех, что пишут всё не так.
«Чем зверюшка помельчей,
Тем процесс идёт быстрей.
А Гурман – огромный слон,
Тихий ход имеет он.
Не играет слон в хоккей,
Даже если налегке.
Ты его не торопи,
«Шайбу! Шайбу! » не вопи».
___
Только странно, в цирке том
Был сей казус со слоном
В тот же день забыт вполне
Из-за новых зол в стране:
Сразу после выступленья
Было светопреставленье
В том краю – землетрясенье
И пожар, и наводненье…
Никого там не осталось,
Пусто, пусто – ни на малость.
Только слопанный народ
Возвратился и живёт.
ПРИМЕЧАНИЯ
В передаче, по следам которой
написано стихотворение,
говорилось о биоразнообразии.
Выступали эколог, член-корр. РАН Старостин С. А.
и систематик, д. б. н. Милитарев А. Ю.
В частности, упоминалась прямая зависимость
метаболизма (обмена веществ,
а в более узком смысле –
превращения определённых веществ
внутри клеток
с момента их поступления до образования
конечных продуктов) от массы тела животного:
чем меньше масса тела,
тем метаболизм проходит
быстрее, и наоборот.
ОЙ, БОЛЬНЫМ БОЛЬНА ГОЛОВУШКА
«Гордон» от 12.03.03. Комментарий 6
Шизон расчихался. Никто не отметил,
Здоровья ему даже не пожелал.
Литрон в это время маячил в буфете,
Напрасно редактора там поджидал.
Шизон простоял сутки за дефицитом,
Нахал перед кассой ему нагрубил.
Литрон тихо плакал, женою побитый,
Что денег домой он давно не носил.
Шизон в самолёте потягивал кофе,
Дремотно лаская в душе стюардесс.
Литрон в это время позировал в профиль
Влюблённой студентке, скрывая абсцесс.
И всё б ничего, такова данность жизни,
Где кто-то стучит, кто-то плачет в окно.
Но только сознанье на время зависнет:
Шизон и Литрон – это нечто одно.
И Нечто, себя раздвоив в запредельном,
Зовётся так просто – Шизон и Литрон.
А доктор сказал то, что личности цельной
Мы можем поставить диагноз – King Kong.
Позиционируем мы в нарративе
Себя, инверсируя данность сквозь фильтр
Пусть тоталитарный, но всё ж позитивный.
И данность проходит: за литрами литр.
Конструкт повседневности мифа исчезнет
На дне этой чистой прозрачной воды.
И спиритус в нас, воленс-ноленс, воскреснет
Для хора, смешавшего строй и лады.
И в нас раздвоится, так хочет профессор,
Душа на два типа: Шизон и Литрон.
Пусть в буднях гуляют два призрачных беса,
А по выходным может бегать King Kong.
ПРИМЕЧАНИЯ
Стихотворение посвящено передаче на тему
«Мифология повседневности», на которой
д. филол. н. Богданов К.
с поддержкой к. филол. н. Панченко А.
выступал против конструктивизма в мифологии,
особенно в мифологии повседневности,
предлагая заменить конструкцию
шизофренической ситуацией,
которую он считает более нормальной,
утверждая, что цельный человек это нонсенс,
а шизофреник – норма.
Нарратив – рассказ, рассказывание.
Позиционирование – преподношение другим
в виде чего-либо.
Инверсия – выворачивание.
Конструкт – термин конструктивизма,
схема события.
Спиритус (отсюда – спирт) –
лат. дуновение, дыхание,
душа, дух, вдохновение, полёт, огонь.
Воленс-ноленс – лат. волей неволей,
хочешь не хочешь.
ПРОКАТИ НАС, ГОРЛУША, В АТТРАКТОРЕ
«Гордон» от 17.03.03. Комментарий 7
Хорошо бы на стареньком тракторе
Распевать о несчастной любви.
Прокати нас, Горлуша, в аттракторе!
Круто ты попал на TV!
Пашешь землю заснувшего кратера,
Чтоб и швабры вокруг зацвели.
Прокати нас, Горлуша, в аттракторе!
Круто ты попал на TV!
Здесь живут припеваючи пахари.
Ты, Горлуша, всех лучше живи!
Прокати нас, Горлуша, в аттракторе!
Круто ты попал на TV!
Здесь когда-то пожар был на кратере.
Ты останками нас не диви.
Твои братики – карлики старые.
Ты к нам тех Карлуш не зови.
Первый Карла сказал: в этом кратере
Так опасно – живи и умри!
А Карлушу второго всё схватывал
Призрак от зари до зари.
Слышен голос твой и на экваторе,
Все-то девушки будут твои.
Прокати нас, Горлуша, в аттракторе!
Круто ты попал на TV!
ПРИМЕЧАНИЯ
В передаче на тему «Синергетика»
принимали участие
д. ф.-м. н. Малинецкий Г.
и член-корр. РАН Курдюмов С.,
которые говорили, в частности, об аттракторах
(от лат. attraho – «притягиваю к себе»),
объектах, притягивающих к себе другие объекты.
Оказавшись в таком социальном аттракторе,
человек волей неволей состоится как личность;
вне этого аттрактора состояться,
практически, невозможно.
Один из таких аттракторов – это телевидение.
Кроме того, в теме о возрастающей роли
прогнозирования
разбирался пример жизни на вулкане:
плодородная почва
способствует там процветанию,
но вулкан в неожиданный момент
может проснуться.
Как и случилось в Помпее, о гибели которой
написал картину Карл Брюллов
(по стихотворению – первый Карл).
О втором Карле комментарии излишни.
Телевидение, с его телебашней,
также представляет собой некий вулкан,
который иногда может гореть
(«ты останками нас не диви»),
хотя в спокойное время здесь
жизнь процветает.
ЖИЛ-БЫЛ ХУДОЖНИК ОРДЫН…
«Гордон» от 18.03.03. Комментарий 8
Жил-был художник Ордын…
Спал на земле, пил кумыс.
Был сам себе господин –
Холост, талантлив и лыс.
Он рисовал на песках
Головоногих людей.
Воды смывали тот прах –
Чисто для новых идей.
Не лимон, не лимон, не лимон получал,
Но хватало, хватало, хватало вполне.
И по диким просторам Ордын кочевал
При далёкой, далёкой, далёкой луне.
Как-то на хутор примчал
Ночью, усталый, хмельной.
Там вдруг СЕБЯ увидал –
На сердце стало темно.
Головоногий Ордын
Молча корову доил.
Глаз у него был один –
Возле лица он светил.
Не лимон, не лимон, не лимон – это глаз,
И светил, и светил, и светил как луна.
Весь в колючках, колючках как дикобраз.
А во рту нет зубов – только полость одна.
На двойника наш Ордын
Кинулся изо всех сил.
Вдруг оказался один –
Зеркало в гневе разбил.
Он про бурёнку забыл,
Быстро помчался к реке.
Там рисовал и рубил
Головоногих в песке.
А мораль, а мораль, а мораль такова:
На себя, на себя, на себя посмотри.
Ты страшил рисовал, рисовал, рисовал –
А страшила смотрел на тебя изнутри.
ПРИМЕЧАНИЯ
По теме «Загадки детских рисунков»
выступал профессор, д. психол. н. Вегнер А.
Он говорил о методике психоанализа,
построенной на основе
графических изображений
животного или человека.
Характерно, что совсем маленькие дети
рисуют так называемых головоногих людей:
у нарисованного человека только голова и ноги.
Причём дети европейских стран,
которых не учат рисовать «правильно»,
помещают рот рядом с головой
(в стихотворении – рядом с лицом
находится глаз).
ЛЮДИ, ЛЬВЫ, ОРЛЫ И ПСИХОПАТКИ…
«Гордон» от 19.03.03. Комментарий 9
Над морем слёз, над озером усталым
Сгустилась паранойная пыльца.
И дрожью птичьей шизокрылой стаи
Холодный берег трясся без конца.
Из-под земли поднялся птеродактиль –
Печальный Гронт, а попросту Гро-Гро.
Он предложил всем закалить характер,
Всем пробежаться крУгом иль кругОм –
Без разницы… Полезно для здоровья,
И первый страх – страх смерти – сам умрёт.
Нельзя лишь разбредаться поголовью –
Ведь крепнет перепуганный народ
В единстве… Может, это чьё призванье –
Всех под своим крылом объединить?
Отступит страх второй – то страх изгнанья!
В компашке ль, в секте ль, в партии – но быть!
И каждый пусть бежит, куда он хочет.
Кто первый – не узнает здесь никто.
У нас герой над слабым не хохочет –
И слабый не кусается зато.
Ведь каждому даётся по таланту.
А дальше – сам, попробуй приумножь!
И страху третьему откроет Данте
Все бездны ада, где гордыня – вошь.
Бегите! От себя не убежите!
Приз каждому – размокший леденец.
Ну, что же вы дрожите и дрожите?
История вам – «Тронутый Конец»?
О, ужас, ужас, ужас беспредельный!
Хоть кто-нибудь спаси и сохрани!
Над кафедрой завис, нудя келейно,
Мышиный Нос, считает годы, дни…
Мышиный Хвост – вот суть мышиной речи.
И страх кастрации – в Конце Хвоста.
А слушатели сохнут… Скоро вечер,
Но дрожь сильнее – лектор всех достал!
«О, Дайна, появись!» – взмолилась Эллис
На дне колодца элевсинских дев.
«А кто есть Дайна?» – «Это просто прелесть!
Вас всех сожрёт её бездонный зев!»
И тут же все исчезли – значит, тени
Всё это были: птички, Мышь, Гро-Гро…
На белый свет мы выйдем в Воскресенье
И с чёрной распрощаемся дырой.
ПРИМЕЧАНИЯ
Означенная тема «Страх»
комментировалась д. псих. н. Тхостовым А.
и д. филос. н. Пищенко П.
Страх, по словам выступающих,
является совершенно необходимыми
для человека и общества:
мы живём в мире страха, и это нормально.
Различают три базовых типа страха:
1) страх уничтожения, расчленения,
2) страх сепарации,
3) страх кастрации, то есть страх
лишиться своего достоинства, таланта и т. п.
(здесь д. Тхостов А., видимо, апеллирует к Фрейду).
В стихотворении приводится отрывок
из кэрролловских
«Приключений Алисы в Стране Чудес»
недаром: здесь три типа страха с мужским началом
полностью снимаются
ожиданием пришествия Дайны,
имеющей женское начало.
Кэрролл, вольно или невольно,
возвёл сюжет «Алисы»
к элевсину, обряду,
восходящему к мифу о Персефоне
(Мировой Душе).
Шизокрылой – словцо из радиосказки по «Алисе…»
МЫ РОЖДЕНЫ, ЧТОБ КАФКУ ВЗЯТЬ ЗА ВЫМЯ
«Гордон» от 24.03.03. Комментарий 10
Если волку отрезать уши
И вкрутить в уши длинный ножик,
Этот волк нас не будет слушать,
Даже слышать он вряд ли сможет.
Если хвост ему срезать тяпкой
А потом оторвать все лапы,
Не наступит нам волк на пятки
И уж точно не сможет драпать.
Если – только щенок родится –
Не пускать его взять за вымя,
Он тихонечко будет биться
И глазами вращать слепыми.
Пить из соски – легко и просто!
Если станет волчонку зябко,
Надо дать ему на день соску,
Он объестся – откинет лапки.
Если дать посмотреть волчонку,
Как родители рвут на части
Захромавшего вдруг зайчонка
И кусочек дадут из пасти,
То волчонок, унюхав крови,
Станет в будущем зверем хищным.
Если встретишь его на воле,
Можешь сделаться вкусной пищей.
Если ж серого спрятать в клетку,
Будет белым он и пушистым,
Будет радостно за объедки
Исполнять всё легко и быстро.
Если ж только откроешь клетку,
Затеряешься в тех объедках…
_____
Если в полночь увидишь Гогу,
То во сне увидишь Магогу.
ПРИМЕЧАНИЯ
«Онтогенез хищных млекопитающих» –
эта тема комментировалась д. б. н. Баридзе Я. К.
и к. б. н. Овсянниковым Н.,
которые описывали поведение хищников
при некоторых опытах над ними:
если давать щенку сосать не вымя, а соску,
если дать посмотреть щенку все «прелести» охоты,
если посадить волка в клетку
и дрессировать его и т. п.
Современный философ
археавангардист Гиренок Ф. И.,
по образному выражению О. Николаича,
«трогает Сартра за вымя» - пора и взять.
Широко известен лагерный лозунг
«Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью».
НОЧЬ, УЛИЦА, ДЫРА, КАЛЕКА
«Гордон» от 25.03.03. Комментарий 11
Гордурбырщир – гуляка праздный –
Мчал как-то ночью вдоль Невы.
Кругом всё вид однообразный:
Ночь, улицы, аптеки, львы.
Вдруг всё исчезло в тьме кромешной.
«Фонарщик запил безутешный?
Черна ты, питерская ночь!
Скорей с опасных улиц прочь!» –
Так думал молодой повеса,
Сбивая по пути столбы
И помечая чьи-то лбы
Всевышним штампом от Зевеса.
Его стальное БМВ
Подстать летающей сове.
Гордурбырщир так удивился,
Что «Орбит» с пломбой проглотил.
Как вдруг он тут же раздвоился:
Один упал, другой застыл.
Один, как жвачка, растянулся
И в точку в центре вмиг свернулся.
Другой, как пломба, затвердел,
На свет унылый поглядел:
«И это всё? Какая малость!
Пыль фиолетовых миров!
Сжимается её покров.
И ты, Вселенная, попалась!» –
Так думал всё Гордурбырщир.
Герой попал как кур во щи!
Но, воспаряя понемногу
Своей несуетной главой,
Гордурбырщир потрогал ногу
И вдруг издал истошный вой! –
Прошли века с того мгновенья,
Как было светопреставленье,
А переломанная кость
Торчит, как надоевший гость.
А в это время первый, в точке,
Гулял по призрачным мирам,
Ловил мгновенья тут и там
В волшебных снах безумной ночки.
И от толчка он вдруг вскочил –
Проснулся в нём Гордурбырщир.
Взорвав свой горизонт событий,
Прорвался наш герой к себе.
Хромая, в благостном наитье
Он возвратился в БМВ.
Он стал Вселенной звёздной, сонной.
По обе стороны закона
Теперь он сам себе закон
В одном флаконе плюс флакон.
И вновь помчал наш калик праздный
Со скоростью ночной совы
Вдоль замерзающей Невы…
Глядит на мир однообразный
(Хоть побывал в иных мирах!) –
Аптека, улица, дыра.
ПРИМЕЧАНИЯ
В передаче говорилось о чёрных дырах.
Ведущему хотелось узнать,
что мог бы испытать человек в чёрной дыре.
Здесь описана, скорее шварцшильдовская дыра,
которая, практически не существует в природе.
Керровская дыра, в отличие от неё,
имеет более сложную структуру и, скорее всего,
представлена в нашей Вселенной.
Хотя, согласно некоторым теориям,
например РТГ академика РАН Логунова А. А.,
чёрные дыры – это не более чем миф.
ЧУДЕН НОС ПРИ ТИХОЙ ПОГОДЕ
«Гордон» от 26.03.03. Комментарий 12
Нос – это роскошь, блажь природы.
Дышать смогли бы мы и ртом.
А запахи – пустое! мода!
Нас отвлекает их синдром
От дел… К тому ж не слишком вольно
Совать свой нос туда-сюда –
Его прищемят, будет больно.
Зачем нам эта ерунда?
Для роскоши!.. Заглянем в Nose.
Он воспаряет над лицом,
Как древний благородный Cause,
Гордыни нашей Грот и Дом.
Как чуден нос внутри! Свисают
Пучками клетки мозга в нём.
Они о мире собирают
Всю информацию кругом.
_____
На чердаке у мудрой ведьмы
В пучках растения парят.
И, отливая тонкой медью,
Хмельной царит там аромат.
Магическая власть природы!
Алхимия купальских трав!
Через тебя прошли народы,
Очистив свой животный нрав.
Здесь роза жаркая томится…
Жасмин щекочет… Слёзный дым…
Скрипичный ландыш серебрится
Над чистотелом налитым…
Медово-золотистым шмелем
Жужжит горячая пыльца…
Подснежник вздрогнет над апрелем
Прозрачной рюмочкой винца…
И, одурманенный лучами
Угасших солнечных полян,
Чердак качается в тумане…
Росою земляничной пьян…
_____
Чердак у ведьмы вечно юной
Как благородный древний Нос.
Он Сноб над суетностью шумной:
Он отличит попсу от звёзд.
И Гордый Сноб себя зароет
В свой Грот, в былые миражи.
И в тонкости чудес укроет
Свой нос от андростенной лжи.
ПРИМЕЧАНИЯ
«Природа запаха» –
так называется тема передачи,
гостем которой был к. хим. н. Зенкевич Э.,
рассказывавший о строении носа.
Nose, cause – нос, причина (англ.) соответственно.
Андростенная – произв. от андростенона,
крайне неприятного на запах вещества,
синтезированного у хряков и выделяемого самцами,
а также мужчинами.
Запах этот ощущается только самками
(а также женщинами)
и некоторыми самцами,
имеющими особую склонность
к обонянию и специально тому обученными.
ЗАБОР БАРЫШНИКОВ-ИЗДАТЕЛЕЙ
«Гордон» от 27.03.03. Комментарий 13
Она звалась мадмуазель Гортань…
По вечерам бесцельно у забора
Она сбирала нищенскую дань,
Рискуя там не менее сапёра.
В ней не было полётности, формант…
И жизнь, как тот забор, была вся плоской.
Там управлял какой-то дилетант,
Не отличающий рояль от досок.
Но как-то сверху два крутых хряща
Возникли, взяли над Гортанью шефство.
Формантою высокой запищал
Вдруг голос нашей золушки безвестной.
В ней появился шарм, полёт, каприз –
Хрящи всё выполняли безупречно.
Она теперь смотрела сверху вниз,
В рукоплесканиях паря беспечно.
И вскоре объявились те хрящи,
Что круче прежних (статусом пониже).
Невидимые сильные клещи
Держали всё в округе: банки, биржи…
Они придали ей тот драматизм,
Что прошибает до слезы фонтанной.
Вибрация божественных харизм
Очаровала всех в мадам Гортани.
Она свободна смыслам вопреки!
Дана печать ей – знак четвёртой власти.
А те хрящи? Так, мелочь, бугорки! –
Необходимость для пиарной части.
И «Богоматерью» себя звала –
И все ей верили, зайдясь слюнями!
«Мой рот – Собор!» – то ль пела, то ль плела
На брифингах, тусовках… Между нами,
Она неплохо пела, и себя
Она не забывала: бренд слепила
Из имени «Гортань». Себя любя,
Она в себя всю публику влюбила.
_____
Но как-то судорогой вдруг схватил
Её какой-то страх необъяснимый.
И голос в щель был загнан, и без сил
Она упала на помост палимый.
_____
Чтоб петь, забудь себя, моя гортань!
Фиалковым воробышком парижским
Сбирай свою невидимую дань
Душой смиренною под небом близким.
ПРИМЕЧАНИЯ
Одним из главных условий
акустики певческого голоса,
согласно объяснению д. б. н. Владимира Морозова,
является отказ от ощущения гортани,
именно ощущение её вызывает зажим и спазмы.
Высокая форманта (высокий призвук)
образуется за счёт
вибрации надгортанных хрящей,
а низкая, придающая голосу драматизм,
за счёт вибрации нижних хрящей.
«Собор парижской Богоматери» – известный мюзикл,
название которого обыгрывается в данном тексте.
«Воробышек» – псевдоним Эдит Пиаф.
ПО ВЕЧЕРАМ ПОД НОСОТОПАМИ
БАГРЯНЫЙ ОСТРОВ ДИК ОТ МУХ
«Гордон» от 31.03.03. Комментарий 14
Остров изолирован сотни тысяч лет…
Здесь всегда на солнышке варится обед.
Насекомоядные с длинными носами
Быстро размножаются: век считай часами.
В каждом поколении нос растёт быстрей.
С пятою колонною лапам веселей.
Нос теперь положено величать – «насариум»,
На него становятся – прыгают в аквариум.
Чтобы лучше прыгалось – ушки подросли.
С горочки планируешь прямо до земли.
Классно! Просто здорово: ушками взмахнули,
Дал толчок насариум – полетели гули!
*
Скоро носотопами стали все в округе:
Ходят кверху лапами все друзья-подруги.
Антиподы встретили б сказочную Эллис.
Из далёкой Англии весело б смотрелись!
«Новая Зеландия это? Иль Австралия?» –
Поясок у девочки вверх упал от талии…
Весело на острове насекомоядным!
Мух как звёзд не считано – хватит самым жадным.
Вскоре нового царя носотопы выбрали.
И дворец украсили праздничными тыквами.
Горбоносор – новый царь, или просто Горби.
С ним не будет у страны ни беды, ни скорби!
*
Горбоносор заявил перед всем народом:
«Посмотрите на себя – мы же все уроды!
Мух навозных тут не счесть – как же нам не стыдно.
Нужно остров нам открыть – за страну обидно!»
Весь народ голосовал за открытый остров
И переименовал он столицу в Бостон.
К носотопам тут пришли звери – всё на ЛАПАХ! –
И оставили от них только странный запах.
Носотопов больше нет: прыгают зверюшки
На четвёрке крепких ног – только машут ушки!
ПРИМЕЧАНИЯ
Тема передачи – «Ринограденции» –
млекопитающие с большим носом,
на котором они могут стоять,
при помощи которого они могут прыгать,
отталкиваться и взлетать,
планируя при помощи ушей,
питаться и т. п.
Возникли они на небольшом острове
близ Новой Зеландии
благодаря долгой изоляции насекомоядных.
Об этих удивительных животных поведали
к. б. н. Софья Степаньянц из Санкт-Петербурга
и член-корр. РАН Владимир Малахов.
Антиподы – обитатели на другой стороне Земли
(см. сказку Л. Кэрролла
«Приключения Алисы в стране чудес»).
См. пьесу «Мухи» Ж. П. Сартра
и миф об авгиевых конюшнях:
Геракл очищает страну от того,
что собралось в авгиевых конюшнях
и от чего развелись полчища мух.
Передача, обозначенная в программе 31.03.03,
реально началась
в первом часу ночи первого апреля.
ПО КОМ ЗВОНИТ КОЛОКОЛЬЧИК
«Гордон» от 1.04.03. Комментарий 15
В парке Гурского периода
Жизнь похожа на конвейер:
Динозаврового привода
Биовидов «геовеер».
Вот сидит на яйцах самочка
И мечтает о детишках.
Рот открыла, словно галочка,
И прислушалась к затишью.
Но под папоротник медленно
Пробивает колокольчик.
Он пока травинка бледная,
Ничего ещё не хочет.
Но сметёт с земли насиженной
Виды голосеменные.
Самка будет обездвижена,
Стухнут яйца именные.
Зацветёт земля весенняя –
Всё покрытосеменные.
Динозаврам – в невезение
Эти новшества лесные.
Вымрут гордо и таинственно
Цесари былой природы.
Мир цветов помашет кистями
Новой царственной породе.
Человеки бродят по лесу –
Ищут папоротник ночью.
Не цветёт он…
*
Только молится
По ушедшим колокольчик.
ПРИМЕЧАНИЯ
В передаче гости к. б. н. В. Алифанов
и к. геол.- мин. Н. А. Лопатин
подняли тему ископаемых ящеров
с необычной стороны:
по их мнению, динозавры вымирали
на протяжении
продолжительного периода,
постепенно вытесняясь
из обжитых районов
покрытосеменными растениями
(цветущими растениями),
сменившими голосеменные
(хвойные, папоротник, хвощ).
Может быть, колокольчик как вид
появился позже того,
как вымерли ящеры,
но в данном стихотворении
он выступает от лица
всех покрытосеменных,
а также как метафора.
ТРУДНО БЫТЬ ЛЯМБДА-ЧЛЕНОМ
«Гордон» от 2.04.03. Комментарий 16
Горе Вселенной! Она разбегается
И обращается в тлен!
Это не звёзды-нахалки пихаются –
Всех растолкал лямбда-член!
Маленький и совершенно невидимый,
Взял он Вселенную в плен.
Время взнуздал непочтительным викингом
Злой лилипут лямбда-член!
Как гравитацией сблизить галактики?
Если, как голый Верлен,
Празднества он разгоняет галантные –
Шиз голубой – лямбда-член!
В иллюминатор лихого «Меркурия»
Смотрит полковник Джон Гленн:
«Мы победим эту чёртову фурию –
Нет, не уйдёт лямбда-член!»
Слушая речь космонавта любимого,
Знойно дышала Мадлен,
Справилась по телефону мобильному:
«Что это за лямбда-член?
Это, наверное, неологистика –
Астрофизический сленг?
В общем, какая-то жуткая мистика –
Страшно сказать! – лямбда-член!»
Мы же настроили интерферометров –
Встанет наука с колен!
Пойманным будет гуляющий по миру,
Вылезший джинн – лямбда-член!
*
Этой энергией вакуум силится
Мир наш разрушить, но разум силён:
Кто знает, как и во что это выльется,
Если в экраны влетит Горвитон?
ПРИМЕЧАНИЯ
Космологические проблемы
в данной передаче поднимали
астрофизики д. ф.-м. н.
Владимир Липунов
и к. ф.-м. н. Александр Петров.
Большое внимание уделялось
физическому толкованию
лямбда-члена,
существование которого
вселяет тревогу в создание
целостной картины мира.
Предполагается, что это
энергия вакуума,
некая антигравитация,
разгоняющая Вселенную
с большим ускорением.
Сам по себе лямбда-член
является ничтожно малой
величиной, обнаружить которую
можно при помощи супермашин –
интерферометров, с ними-то учёные
и надеются поймать гравитон
(в стихотворении название его
видоизменено – Горвитон).
Поль Верлен – франц. поэт XIX в.,
написал сб. «Галантные празднества»
и др., занимался содомией.
Джон Гленн – космонавт США,
полковник, совершил полёт
на корабле «Меркурий» в 1962 г.
Неологистика (от «неологизм» –
новое, необычное слово) –
область деятельности, в которой
занимаются выдумыванием слов
(неологизм).
Интерферометры – очень сложные
и дорогие аппараты для улавливания
гравитонов и чёрных дыр
(пока ни одного из них не поймали).
След от частицы виден,
как правило, на экране прибора.
«ЖИЛ ДА БЫЛ ВИРТУАЛ ЗА БУГРОМ»
«Гордон» от 3.04.03. Комментарий 17
Жил да был виртуал за бугром.
У него виртуальный был дом.
Там он резался в карты с дружком,
Выпивая коктейли со льдом.
Чистый бред и суета!
Взял в наследство Гошу – толстого кота.
Шустрый танец живота
Танцевал котяра – плут и босота.
Виртуальностью будешь ли сыт?
Значит, кот будет скоро убит.
И кошачий напрягся умок:
Я тебя оженю, мужичок!
Чистый бред! Но кот не трус!
Намотал себе Карнеги он на ус.
И за нить словесных бус
Соблазнил он Мариванну, сделав «Кюсс».
Мариванна – сама простота:
Рассердилась она на кота.
И скандал разрешился венцом,
Но не с Гошей, а с тем удальцом.
Говорят, что виртуал
Был на свадьбе – там стоял его бокал.
Гоша тоже танцевал,
За хозяина невесту целовал.
Годы минули, детки растут.
Каждый сыт, разодет и обут.
А усы у них – впрямь красота,
Как у толстой хитрюги кота.
Не кончается никак
Этот очень странный виртуальный брак –
Виртуал наш не простак:
Ведь при нём есть Гоша, если что не так.
ПРИМЕЧАНИЯ
В передаче «Технология виртуальной
реальности», практически,
ничего нового не было сказано
(все положения давно представлены
в прессе).
Но зацепил вопрос ведущего
насчёт возможности
виртуального брака.
Кюсс – (нем.) поцелуй.
«КТО ГОВОРИТ?» – «КЛОН»
«Гордон» от 7.04.03. Комментарий 18
Суд идёт! Суд идёт!
К телевизорам народ
Так прилип – не оторвёшь.
Жарят новости за грош.
____
Наша пострадавшая Гроника
Утром родила кроху Клоника.
Требует она алименты
За какие-то сантименты.
Якобы есть папа у Клоника –
Гринтон! А газетная хроника
Утверждает: нет оснований
Для обвинений в романе.
«Как?» – отвечает им Гроника. –
«Он угощал меня тоником!» –
«Это же не основанье
Для обвинений в романе!» –
«Но были дальше признания!» –
«Ах, ничего нет банальнее!» –
«Вот! Посмотрите на платье –
Шёлк на нём вышитый гладью,
Видите – ниже – два пятнышка
Только подпортили платьишко».
После была экспертиза –
Гринтон не прыгнул с карниза.
Да, он признал свои пятнышки –
В клетках же не было ядрышков!
Гринтон во всём безупречен –
Гронике крыть его нечем.
Все хромосомы у Клоника –
Копия мамочки Гроники.
Клетки без ядрышков папы –
Непродуктивные ляпы.
Плачет уставшая Гроника:
«Как получила я Клоника?» –
«Жидкость дала только стимул.
След хромосомный в ней сгинул».
«Да, но куда же все ядрышки
Вдруг потерялись на платьишке?» –
«Солнышко им помогает,
Если в них ярко сияет.
Лучик ультрафиолетовый
Выжег все ядрышки – нету их!»
Не занимайтесь на пляже
Глупостью, если вы даже
___
Влюблены! Влюблены!
Страстью огненной полны!
Солнце сжарит до конца –
Клон ваш будет без отца.
ПРИМЕЧАНИЯ
В передаче о клональных позвоночных
выступали д. б. н. В. Васильев
и д. б. н. Е. Васильева.
В частности, говорилось
о естественном клонировании
среди некоторых позвоночных.
Млекопитающие к такому
естественному клонированию
не предрасположены вследствие того,
что у них сильная дифференциация
хромосом – так что в стихотворении
допущена некоторая фантазия.
Кроме того, при искусственном
осеменении, чтобы не допустить
оплодотворения, ядра отцовых клеток
убивают ультрафиолетом:
полученная клетка может только
простимулировать клонирование.
АРБУЗ – НА МАШИНУ,
И БУБЛИК – ГОЛОДНЫМ
«Гордон» от 9.04.03. Комментарий 19
Арбуз – на машину, и бублик – голодным…
Откинул красавец, он в кепке как Груздь.
Дворняжки схватили гостинец холодный,
Сжевали, но их не покинула грусть.
Сладкое времечко наше свободное!
Стайка собак помнит дом свой родной!
Плётку Хозяина, кость благородную!
Но уже слышен вдали волчий вой!
Какой мы породы – не знаем, не помним.
Былые медали бренчат на груди.
Мы дружно друг дружку на свалках хороним.
И смотрим друг в дружку – что ждёт впереди?
Сладкое времечко наше свободное!..
И мы проходили – как будто Хозяин! –
По гордым просторам родимой земли.
Теперь мы бомжи из далёких окраин.
Для нас и коробки – как будто кремли!
Сладкое времечко наше свободное!..
Теперь кавказоид на рынках нас кормит
И мы благодарны за каждый кусок.
Стерильное племя весну ещё помнит.
И кровь нашу греет бродячий щенок.
Сладкое времечко наше свободное!..
По волчьим законам нас жить не заставишь!
Мы любим людей и страну – нашу мать!
В лесах отщепенцы с волками смешались.
Но наше упорство ничем не сломать!
Сладкое времечко наше свободное!..
А если уйдём мы с родных территорий,
То крысы в безвременье ввергнут страну,
Навеки опустят её в мораторий.
Чума всех сравняет, размазав по дну…
Сладкое времечко наше свободное!..
Стайка собак помнит дом свой родной!
Плётку Хозяина, кость благородную!
Но уже слышен вдали волчий вой!
ПРИМЕЧАНИЯ
К. геогр. н. Андрей Трейвиш
и д. геогр. н. Сергей Артоболевский,
выступающие в передаче,
посвящённой экономическому
пространству, высказали мысль
о том, что экономическое
пространство нашей страны
во многом определяется
самосознанием народа,
остальные связующие элементы:
экономика, транспорт,
политические пристрастия и т. п. –
распадаются, что способствует также
возможному распаду страны.
Большую роль в консолидации
играет верная политика центра
по отношению к регионам,
которая бывает верной крайне редко.
Хозяин (с большой буквы) –
т ак называли Сталина его приближённые.
Кавказоиды – научное название расы
коренных жителей Кавказа.
Биологами замечено, что некоторые
бродячие собаки уходят в леса
и там вливаются в волчьи стаи,
скрещиваясь с волками.
Остальные собаки контролируют
родную территорию, составляя
мощную конкуренцию крысам.
ПРЕДСКАЗАНИЯ ГИПОТАЛАМУСА
«Гордон» от 14.04.03. Комментарий 20
Кровь и песок на арене смешались.
Зритель скандирует, страсть разжигая.
Музыка, блеск – так, наверно, рождались
Боги, тотемы зловещего рая.
Богом таким же и я был когда-то.
Жертва людьми – не моя ведь затея.
Кто-то из них был за что-то распятым –
Нет, никогда я понять не сумею.
Что мне до золота! Что мне их слава!
Их философия зверской корриды!
Жизнь им моя – лишь пустая забава! –
Для вытеснения чьей-то обиды.
Дух мой земной назван мраком Аида.
Солнцем и небом себя ж величают
Люди, создавшие эту корриду,
Где убивают меня… убивают...
Мачо воспетый, любимец мальчишек!
Гореодор, весь в восторженном блеске!
Хэм восхищался тобой – но ведь книжек
Ты не читал его… Довод там веский!
Страх побеждая, родится мужчина –
Воин, герой – стержень патриархата.
Бык убиенный – лишь символ пучины –
Тьмы бессознательной матриархата.
Я представитель всей женской породы –
Тьма! – Так меня ты в себе представляешь!
Белый твой конь – благородного рода! –
Символ небес! – и ему ты внимаешь!
Вот пикадоры мне копьями тычут:
Стимул – трудов вековое проклятье.
Страсть из меня, словно демонов, кличут.
Люди, ведь мы с вами кровные братья!
Пика твоя – мне не стимул, а символ,
То, что стоит за приписанной связью.
В гипоталамусе дух не покинул
Тело моё перед кровью и грязью.
Как разгадать твой сценарий, о время?
Прошлым – не жить, раздражаясь на тряпку?
В будущем – вызреть бесценное семя?
И победить лихолетную тряску?
Мачо, красуясь, застыл грациозно,
Метится шпагой в мой гипоталамус,
Чтобы прикончить в нём дух одиозный…
…Вдруг воспарил как Мишель Нострадамус
Он на треножнике: ноги и шпага
В воздух взлетели! Взорвались трибуны!
Телекинез – вам не просто отвага!
Гипоталамус мой, тёмный и лунный,
Непобедим! Впредь запомни, Гореро!
Это реликт необъятной Вселенной!
Солнца сгорят твои, мой кабальеро!
Сила ж любви материнской безмерна.
К ней припади – этот вакуум чёрный
Даст тебе время, пространство и …Солнце!
Дух твой воспримет мой дар чистый, горный:
Изверг – умрёт в тебе, ангел – проснётся…
ПРИМЕЧАНИЯ
Тема передачи «Формула эмоций»,
освещалась
д. б. н. Владимиром Раевским.
Он говорил, что
академик И. П. Павлов предложил
заменить модель «стимул как
напоминание о прошлом –
реакция на раздражение прошлого»
на модель «сигнал как
символ будущего –
адаптация к будущему».
В этой модели эмоция,
управление которой осуществляется
гипоталамусом, воспринимается
не как реакция, а как подготовка
к будущему событию.
В данном стихотворении автор
подвергает сомнению
философию корриды.
Хэм – так в 60-х гг. ХХ в. в России
именовали любители Э. Хемингуэя
своего кумира.
Нострадамус, по его признанию,
совершал свои ночные бдения,
сидя на треножнике.
Вакуум представляет собой
источник скрытой энергии
в небывалых количествах.
КОСМОАГОНИЯ:
ТА ТУ, ТОТ ТОГО, ТЕ ТЕХ
«Гордон» от 15.04.03. Комментарий 21
Быть или не быть… Будь или не будь…
Чё те надо? – Надо – суть.
Я сошла с ума. Правильное пиво.
Чё те надо? – Сделайте красиво!
Тётя Ася приехала!
Кружит двенадцатая ночь!
Мы провести её не прочь.
А может, пир среди чумы
Последний год справляем мы?
Безумный хаос, гон сердец –
Беда уму, всему конец.
Бьёт терминатор в гонг судеб –
Мертвит неосвящённый хлеб.
Пить или не пить… Бить или не бить…
Где, кому, кого и как родить?
Что? Где? Когда? – Что? Кому? Почём?
Кто пошёл за «Клинским»? Мы его не пьём.
Тётя Ася приехала!
Наотмашь бьют – рублём и СМИ,
Реформой «Ну-ка отними!»
Метеоритный бранный дождь -
Семьи народов главный вождь.
Железо точат на ножи.
И льют железо в горле лжи.
Ракет-убийц калашный ряд
Валтузит славный автомат.
Бред или не бред… Вред или не вред…
Буш или не Буш жуёт свой мёртвый bread.
Гвозди б делать из этих людей –
В крышке гроба крепче нет гвоздей.
Do what you want!
С железным сердцем мчит Земля
В иные сферы бытия,
Где Маленький волшебный Принц
В змее не ведает убийц.
В нём сердце зоркое молчит –
От Кая к Каину стучит.
И век ужасен и сердца –
И нет кружению конца!
На колу – мочало. Начинай сначала.
Чья б корова здесь мычала…
Тушки Тутушки – Содом и Гоморра.
ГОРОД ГДРОХНЕТСЯ – вот умора!
«Меня зовут Таня» – «А меня Дуня».
ПРИМЕЧАНИЯ
Два доктора
геолого-минералогических наук,
А. Кадик и О. Кусков,
поднимали тему внутреннего
строения земли.
Особое внимание уделялось
гипотезам возникновения
железных твёрдых ядер у планет.
В частности, многие учёные
сходятся в своих мнениях на том,
что железное ядро планеты образуется
за счёт многочисленных столкновений
метеоритов.
Автор экстраполировал
данную гипотезу на социальную сферу.
Космогония – мифы о создании мира.
Агония – последняя, мучительная
фаза умирания.
Двенадцатая ночь – последняя ночь
итальянского новогоднего карнавала,
название шекспировской комедии.
«Гвозди б делать из этих людей» –
см. «Балладу о гвоздях»
Николая Тихонова.
«Do what you want! »
(«Делай, что хочешь») –
призыв главного сатаниста ХХ в.
Артура Кроули.
«Меня зовут Таня» – «А меня Дуня». –
«Меня зовут Татьяна Толстая» –
«А меня Дуня Смирнова» –
обязательные начальные фразы
для ведущих «Школы злословия».
ПЕРВЫМ ДЕЛОМ – МЫ ПОЭТЫ,
НУ А ФИЗИКИ – ПОТОМ
«Гордон» от 16.04.03. Комментарий 22
У поэтов есть такой обычай:
В круг сойдясь, оплёвывать учёных.
Ничего они не понимают –
Физики ведь лучшие поэты.
Красотою формул наслаждаясь,
Теоретик может ли проверить
Эту красоту в эксперименте?
Да ещё, представь, за чей-то счёт?
Запредельность цен не вдохновляет
На открытия в науке бедной.
Что же может физик тут поделать,
Состоя на мизерной зарплате?
И куда направить вдохновенье,
Если ум стремится к вечным тайнам?
Муза и утешит, и направит
Дух к метафизическим брегам.
Физик воспарит Гормером вещим,
Формулой гекзаметры заменит,
Сочинит десятки измерений
И создаст конструкции Вселенной.
И витая в данных парадигмах,
Прозревая принцип мирозданья,
Физик из реальности исчезнет –
Он теперь философ и поэт.
Воспоёт на лире суперструнной
Всех полей невиданных раздолье!
Занулив столбцы, бозон получит, –
Разнулив, получит он нейтрино.
Пред симметрией главу склоняя,
Он – художник! – в мире созидает
Смысл, онтологически безмерный,
Нашего простого бытия.
ПРИМЕЧАНИЯ
Передача была посвящена теме
«Физика и метафизика».
Д.ф.-м. н. Ю. Владимирский
раскрывал своё понимание
современной метафизики,
пределов которой достигла
наша наука.
Речь его изредка дополнялась
замечаниями д. ф.-м. н. В. Кречета,
поясняющего трудности в осмыслении
современных физических понятий.
«У поэтов есть такой обычай:
В круг сойдясь, оплёвывать учёных» –
см. Дм. Кедрина «Кофейня»
(«У поэтов есть такой обычай:
В круг сойдясь, оплёвывать
друг друга»).
Автор также имеет свою «парадигму»,
защищённую на учёном совете:
герменевтическая (или онтологическая)
логико-чувственная модель
по преобразованию множества,
связанная с системой археактов
(архетипических событий/действий).
Данная модель совмещает в себе
как унарные, бинарные, тринарные
и y-нарные «парадигмы»
(о таких парадигмах шла речь
в передаче), так и преобразования их
на онтологическом уровне.
См. на сайте //irinasidorenko.narod.ru
ГОРЕ ОТ БАТУМА
«Гордон» от 17.04.03. Комментарий 23
Гордей Батум, свободы узник,
На Арарате думу думал.
Но тут какой-то «кукурузник»,
Треща пропеллером, вниз плюнул:
«Что там за кочка? Прыщ в папахе!»
Батум осмыслил голос сверху:
«Смогу ли жить я по Галахе,
Когда меня вот так же свергнут?
Нет, укреплять свой трон я буду
Поэтов сладкими устами.
Иль, на худой конец, Иуда
Изобразит в своём романе
Мой путь, мой лик, мои страданья.
Народ влюбляется ж в страдальцев.
Кто там готовится к изгнанью?
Волгаков, что ли?» – Трубку дайте!
Алё! Мишель, что, может, правда,
Вас отпустить в загранпоездку?
А там, глядишь – и в эмигранты!
Мы очень надоели? Честно? –
В другом конце – лишь сип, шкворчанье:
Схватило горло у Мишеля.
Удавкой может стать молчанье,
Погонят отовсюду в шею.
А он писал роман и в тексте
Был не Волгаковым – Воландом! –
Куражился над царством смерти,
И выглядел не нищим – франтом!
Но что-то вдруг в груди сломалось
От телефонного допроса…
И надпись на листе осталась:
«Батум» – и след от папиросы.
И тут к нему приходит Мастер,
Держа в руках нетленный свиток:
– Да, ты теперь уже не властен
Над бременем моральных пыток.
Ну что ж, под многослойной ложью
Мы глубже спрячем все обиды.
Года промчат – и за обложкой
Сверкнёт улыбка Маргариты.
ПРИМЕЧАНИЯ
Передача была посвящена
Михаилу Булгакову.
Выступающие д. филол. н.
Маргарита Омаровна Чудакова
и д. филол. н.
Владимир Иванович Немцев
поведали о новых исследованиях
в булгаковедении.
В частности, говорилось,
что изначально роман
«Мастер и Маргарита»
задумывался только как роман
о дьяволе.
Но решающую роль здесь сыграл
звонок от Сталина (в стихотворении
его слова переданы наиболее близко
к тексту записи телефонной речи Сталина).
После этого звонка у писателя
появились первые наброски
о Мастере и Маргарите.
«Батум» – пьеса М. Булгакова
о молодом революционере (Сталине).
Маргарита (греч.) – жемчуг,
жемчужина, перламутр.
ГОРЮМОК
«Гордон» от 21.04.03. Комментарий 24
В TV-поле – Горюмок, Горюмок.
Его рейтинг там высок-не-высок.
- Кто-то в Горюмочке жуёт?
– Я, мышка-режирушка.
- Я, лягушка-редкатушка.
- Я, зайчик-куда-надо-побегайчик.
- Я, лисичка-просто-так-жиличка.
- Я, волк-по-мышке-щёлк.
- А ты кто?
- А я медведь, устал на вас глядеть –
завалюсь-ка похрапеть.
ПРИМЕЧАНИЯ
В передаче не было
выступающих учёных, просто
показывали студию, её состав.
Для ночного времени сон
намного дороже, поэтому
автор стихотворения не досмотрел
передачу до конца.
90/60/90 – КЛЕЙ «МОМЕНТ»
«Гордон» от 28.04.03. Комментарий 25
«Ну, что стоишь, гетера?
Пропорции! размеры!
В коллайдер твои страсти
Пошли бы на распыл!» –
Так думал скромный физик,
Уставший от коллизий.
Пока он это думал,
Путаны след простыл.
Вдохнув её туманы,
Он стал как будто пьяный.
Туманам тем французским
Название – глюон.
И сила потянула,
И встал наш физик в дуло.
И конь под ним взыгрался,
По прозвищу Гормон.
И в розыск незнакомки
Пустил он все уловки,
И вскоре тень мелькнула:
«Свершилось! Вот она!»
И, приглашён в квартирку,
Он наступил на бирку.
Там номер был указан:
Пункт, дата и цена.
Квартирка вдруг раздулась,
Гетера обернулась –
Изящная фигурка
Распухла с баобаб.
«Станцуем?» Так спросила,
Что онемели силы:
Пред глыбами армиды
Он трясся словно раб.
«Масштабы здесь иные
И гравитоны – злые.
Мы в пятом измеренье,
Мы в зазеркалье, друг!
Мы на другой мембране.
Свобода колебаний
Ничтожна между нами.
Попал ты в адский круг!»
Взглянул бедняга дальше:
Оркестр играет с фальшью
И мертвецы танцуют
И ляскают костьми.
Но физик – непокорный!
Он ЗНАЕТ радионы! –
…Ушёл в свою мембрану
И… снова стал с людьми.
В морали всё так ясно:
Ученье не напрасно!
Но только, ради Бога,
Не нюхайте глюон!
И никакие черти
Не сломят вас, поверьте:
Заклинит в зазеркалье
Опухший гравитон.
См. примечание к данному тексту
через стихотворение.
СОЙТИ С МЕМБРАНЫ
Комментарий 26
– Сижу я на диване
И мыслю о мембране:
Ну, как с неё сойти? –
– Её слова так странны!
Видать, сошла с мембраны.
Её нам не спасти.
ПРИМЕЧАНИЯ
Тема «Размерность пространства
в микромире» комментировалась
д. ф.-м. н. Игорем Волобуевым
и д. ф.-м. н. Эдуардом Боосом.
Новая модель (1999 г.) мироздания
предполагает наличие двух мембран:
на одной – мы, на другой –
мир пяти измерений
с тяжёлыми гравитонами
(частицами притяжения).
Степень свободы
между этими мембранами –
один радион, т. е. 10-9 – 10-10 см.
Выступающие сравнивали второй,
невидимый мир, где раздвигается
пространство, с зазеркальем,
с булгаковским балом Сатаны
в маленькой, но раздвинувшейся
квартирке.
Коллайдер – прибор, в котором видно,
как сталкиваются частицы в ускорителе.
Армида – путана, гетера, проститутка.
Глюон (от англ. «клей») – квант
сильного взаимодействия.
ПОЙМАЙ МЕНЯ, ЕСЛИ ЗАМЁРЗНЕШЬ
«Гордон» от 29.04.03. Комментарий 27
Гроб кристальный мчит в пространстве!
В том гробу царевна спит.
Идеалы дальних странствий!
Кто был вами не разбит!
От какой звезды, планеты
Дева весть свою хранит?
В цепком льду чумной кометы
Чьё послание молчит?
И Подкаменной Тунгуской
Литосфера вздрогнет вновь,
Чтоб фантаст на грани русской
Неземную пел любовь?
Панспермии нет начала,
Панспермии нет конца.
Эволюция венчала
В лонной вечности – Творца!
Спят замёрзшие лягушки,
Спят царевны в ледниках.
Спят и куколки, и мушки…
Спят века, века, века…
В Антарктидах и в Арктидах
Всех немыслимых планет
Спят уставшие в корридах
Кратких и горячих лет…
В тех частичках – миг бытийный.
Полагаем жить вдвоём?
Счастье туфелькой субтильной
Тает – глядь! – опять уснём.
___
Мы вдыхаем жадно космос,
Упираем в небо взгляд.
…На кометных алых космах
С Марса туфельки летят…
ПРИМЕЧАНИЯ
Тему «Формы жизни бактерий»
раскрывали
академик РАН Михаил Иванов
и д. б. н. Сабит Абызов,
поднимая проблему панспермии,
гипотезы происхождения жизни
от занесения её микроэлементов
из космоса на ледяных кометах
и метеоритах.
Сверхдлительный анабиоз был
открыт в микроорганизмах,
найденных на глубине 3750 м
(соответствует 400-500 тыс. лет,
в некоторых случаях – 1 мил. лет)
в полярных ледниках.
Автором сделано допущение
для многоклеточных организмов
(кто знает?).
Чумная комета –
есть опасность заражения путём комет.
В 1908 г. близ Подкаменной Тунгуски
упал метеорит (или что-либо другое),
в это время на Земле в разных местах
было зафиксировано землетрясение.
См. фантасти
Ирина Сидоренко, 2003
Сертификат Поэзия.ру: серия 660 № 19976 от 17.11.2003
0 | 0 | 2206 | 17.11.2024. 16:55:23
Произведение оценили (+): []
Произведение оценили (-): []
Комментариев пока нет. Приглашаем Вас прокомментировать публикацию.