я согреюсь смертью твоей от крика.
лицо золотое,
колокольчиком зрения
плакать боль Твою
колыбельную,
голубиную.
***
Завёрнутый в блин, а точнее сказать, в одеяло,
просыпаешься, промасленный снами, слезами,
темчегонет, выжатым из тогочегонебудет,
рыбой звёздной икры,
что вчера по двору летала —
не икра, а рыба её, конечно,
бледнела всю ночь словами о чуде,
а рядом — она, в медвежьих перчатках с когтями,
веки тебе осторожненько так приподнимет,
из глаз у самой — свет да свет:
серёжки орешника брызжут, не видно зрачков
с журавлями, житиями, церквями, —
а, может быть, их там и просто нет?..
Масленица ртов и зубов,
не ешь меня,
или я подожгу твоё имя.
***
До весны далеко там, где ты,
станешь долго ещё слушать,
ухо своё прикладывая к уху воды,
потому что так вам обоим лучше
друг о друге жалеть,
ложечкой чайной звенеть,
зазывая смерть,
прося у неё ласково: меня умри,
дорогая, любимая и единственная,
тело произнесённое отвори,
шерстяное, деревянное, лиственное.
***
Вода говорит дельфинами,
белыми их глубинами,
что плывут от тебя ко мне
сквозь метели, по целине,
в губы берут снегирей, —
ты согрей меня, ты согрей
слезами воды снегириными.
***
Предрассветная вода начинается стуком,
погружает в небо свои сады
ещё не явным, не звуком, а мукой,
свернувшейся в нежный клубочек
из погасших корней и горящих почек,
пока подоконник
стреляет во тьму из зелёного лука
и стоит в изголовье разлука
с пригоршней словесной руды.
***
В междусердье, междусмертье
Твоё милосердие
с чашей дымящей воскресной крови:
— На здоровье!
Поле на воле, поле — воин, поле — боли,
а нам — предрассветные кровли в соли,
глаза коровьи,
животное их усердье.
***
Ещё не жизнь, а что-то между,
и заползает под одежду,
из-под исподнего глядит
исход могильных плит,
восход растений в воскресение,
когда растение в растение
по-человечьи говорит.
***
Музыка — это что-то неслышимое,
слышимое — только звук,
это златопёрые мыши мои
радость едят из рук,
радость моя — от морозца
румяная и смеётся,
задувает последнюю ноту
и прячет её под воду.
***
Темнота горит, говорит,
просыпается, чтобы
дырочку луны заштопать,
шепчет нитку в улитку,
сад — в калитку,
в игольное ушко;
грозит ремешком,
а в ушке широко-широко,
высоко-высоко
и ветер качает липку.
***
Время проводит смычком из волос человечьих
по веткам глухим и слепой голубиной воде,
чуть касается шеи, предплечья …
эту музыку слышно везде,
в ней сгорают, на дно погружаясь, предметы,
в дым развеявшись тонут образы близких, и ты
начинаешься с яблока похожего на комету,
продолжаешься говорящим деревом у воды.
***
Кто нас с тобой пожалеет
или утешит во тьме,
в нашей печали желейной
и шоколадной зиме?
Склёваны хлебные крошки,
вот и останется нам
в жизнь умирать по дорожке,
к нашим примёрзшей словам.
***
Сердце моё опустевшее —
на что оно мне?
Повешу его на дерево,
пусть послужит оно
скворечником.
***
Ты — дверь,
в тебя заходят и выходят,
тебя находят и забывают,
тобой пугают детей,
воскрешают мёртвых,
но никто не сможет
на пороге твоём
задержаться.
***
Так повезло мне сегодня:
я встретила ветер,
он качнул для меня
ветку.
***
Люди преклонного возраста
напоминают телефонный эфир,
наполненный голосами прошлого;
«Добрый день, Любочка!» —
пишет Лидия Викторовна,
и я слышу,
как в комнате,
в коммуналке близ Техноложки,
в Ленинграде семидесятых
часовой маятник трётся о воздух.
***
Живи и пой, захлёбываясь болью.
Она — твоя, не менее, не более:
так на свету играет и нежна
прозрачного страданья перепонка,
и ты его качаешь, как ребёнка,
а рядом — небо, снег, и тишина
вдевает мокрый взгляд в колечко дыма,
и кажется, что жизнь необолима
и только этим и важна.
СЕДЬМАЯ ВОДА
1
Вскрики весенних почек,
высверк цветка,
ароматный росчерк
выдыхает ветка,
вдыхает тебя, чтобы стал ты
светом и ветром, небом,
дорогой, подвешенной за столбы,
в предчувствии неком.
Липнет глина к подошвам о прошлом,
о плохом и хорошем,
2
и открывает глаза
седьмая вода из глаза.
Семь вёрст киселя хлебать,
птицу в себе летать,
смотреть, как воздух
вьёт на ней звёзды.
***
У воды тяжёлые крылья, она
поднимается ночью со дна,
память моя и вина
поднимается ночью одна
и горит на лице окна.
***
Люди с пустыми глазницами
преследуют сны во мне,
люди с оторванными птицами
бредут за мной в тишине,
я им кричу: отстаньте!
и голос мой, кстати,
похож на безмолвный огонь,
на ветер с его «ого-го».
***
Воздушно-капельное,
мшисто-лишайниковое,
как вчерашние щи,
где яблоня — это не просто «апфельбаум»,
а нечто трудновоскрешаемое —
особенно, если дожди,
переходящее в стон и морось;
горлица ухает, как сова
или как знакомый мой уроборос,
снова сующий свой нос в слова.
***
Птичий лепет на детский похожий,
ветер бросил его вдалеке
и к траве прикасается кожей,
и твой взгляд прижимает к щеке —
ты смотри на него, ты смотри на
школьный праздник, игрушечный пир,
где закат — это просто ангина
и в тумане восход — как кефир,
и в окошко насыплют горошка,
и утащат за тридевять вёрст,
чтобы ты умирал понарошку,
только так оживая всерьёз.
***
На ветви нанизанный свет,
прозрачность его монолитна,
близка осторожной листве
молитва его и калитка,
оливковый ветер его,
скользящий сюда и отсюда,
и медленное вещество
недовоплощённого чуда.
***
Зелёное вырастает из белого
и становится золотым, —
травяные изделия,
которыми полон ты;
на боли и смерти замешанный,
кровью матери напоённый,
улыбаешься тьме кромешной
белой, золотой, зелёной.
***
Берегу, в себе от себя прячу,
укутываю лесом и тишиной.
Снами открытых глазёнок рачьих
поговори со мной.
Шепни, что весна.
У бездны косматой сивое ухо,
она, конечно, ответит: весьма!
ни пера и ни пуха!
***
Марта малое пламя
на крошечной ладони младенца
цыплячье
нет ни болезни, ни смерти,
ни крика, ни плача
только радость и ветер,
божья коровка на обнажённом плече
луговое веретье,
солнце,
качель,
на «ч».
***
…и Дух Божий носится над водою,
ещё не живём, не знаем,
что мы — взгляд, обращённый в себя,
время времени,
мера всего,
наши мёртвые птицы обнимают живых
голосами пустынных созвездий,
и мы закрываем глаза,
возвращая себя в человека,
на жёсткое ложе травы
ветром солёных ресниц.
***
Дыши в меня,
тихий свет расплескав над водою,
осыпай лепестками огня,
я оттаю в его имена
и дыхание их золотое.
Водой обвивать их упругие стебли…
Продыши мной их лица на небе,
на земле голоса их в глаза
и жёрнов, и жалость, и жребий,
выдыхающий словеса.
***
О, вода без повода!
Бездна, беда, Здена.
Вода поезда, сквозняка, холода,
положенного на колено,
взгляда, выброшенного в окно,
памяти, курящей в тамбуре,
вода уходит на самое дно
танцевать тамбурин.
***
Яснее человек в конце пути:
идёт себе и светится, как снег он,
и всё, что впереди и позади,
становится идущим человеком.
Сад погружает зрение в него,
влюблённые натруженные руки,
и прорастают радость и родство
с репейником, схватившимся за брюки,
как малое дитя, когда испуг
притронулся к нему крикливой тьмою.
Сад погружает зрение и вдруг
встречается на дне с самим собою.
***
Что-то дрожит,
не может никак уместиться —
пора
обуваться в траву, одеваться в пшеницу,
ветку обгоревшую от костра,
молчание, дождь, каплю,
скользящую с листка на листок,
одинокую цаплю —
в тишине она ощущается, как свисток.
***
Лицо Твоё набираю в ладони, как воду —
это я, сепия на Твоём фото,
вспышка речная речи, ангельского зрачка,
дороги мои изъездили печи,
и досталась мне дудочка-дурочка
в наследство от гор, из которых я вышла,
озёр, выплакавших небо в мои глаза,
от того, кто выше меня, так выше,
что я — лишь ожившая его слеза.
***
Снова любовь просит хлеба,
как же она нелепа,
наивна, глупа, смешна,
как будто её не гнали
или она — фонарик
слова, лица, окна,
сна, где умершие живы
и время — что ветра порывы,
где я, здесь живая, мертва,
пытаюсь до них докричаться
сквозь губы из белого глянца,
окна, л
ица, слова.
***
Тёмная лампа ночи
на Божьей ладони,
точит сорочий зодчий
колышки двоеточий,
привязывает ленточки
к запятым,
ставит их на прогоне
в совхозно-коровьи следы.
***
Буквами сыплет на тёмную гладь,
дождь печатает на воде,
едва успеваю читать:
где бы ты ни был, где...
но письма доходят,
мой каплевидный пульс
весной открывает ротик,
и я утонуть боюсь.
***
Хватит дёргать тьму за усы,
лучше дайте ей спички,
чтобы вишни цвели,
какие-нибудь жёлтые кусты,
опаздывающие электрички,
чтобы вышки земли, неподвижны,
росли в немоту и в безличке,
как в белых цветах корабли,
сквозь клочья тумана плыли.
***
Этой сказки начало не ново:
на лугу зеленеет трава,
одиноко белеет корова,
как мои, на Нерли, Покрова.
Ни покоя не ищет, ни бури,
щиплет листья, сопит и жуёт,
это мне всё: не Чехов, так Бунин, —
бесконечное шило моё.
Я б с тобой поменялась, родная,
да забыть никогда не смогу,
как, парными кровьми истекая,
ты висела на зимнем суку.
И хрипел в перерезанной шее,
словно колокол, что волокут,
голос Божий, распятый на гжели,
и коров умирательный труд.
***
Деревьев зелёные рёбра,
ними, намэ, ном, номбре, —
имя своё назови,
вербный ветер не о любви,
о чём угодно, только, пожалуйста, не о ней,
простреленной клейкими пулями тополей,
с привязанной ленточкой к запятой,
белочкой и пчелой,
девочкой, машущей ветру: ахой!
***
Дудочку дырочками переверни вниз —
из каждой дырочки кто-то повис
на ниточке, с мёртвой петлёй на шее,
это слова их за нас замшели,
музыку их мы не чокаясь пили,
это за нас их душили или?..
***
Птица в сумерках — сгусток озябшего света,
откуда она, что пронзает не воздух, а зренье,
из левого глаза вспорхнёт — сядет в правый,
чуть коснувшись ресниц, и трепещет,
утешив слезу?
Кому она — тем ли, кто смотрит из боли,
из смерти сплетает корзины, из жизни вьёт гнёзда,
сама ли себе или ветке, и ветру, и небу, —
всему ли, что в ней бытие благодарно находит
и в закрытых глазах остаётся со мной до утра?..
***
Два напёрстка тишины,
три изюминки покоя
нам с тобой разрешены —
ты да я, да мы с тобою.
Что ещё отнимешь ты
для костра своих наитий?
Две травинки у воды…
замолчите… замолчите!
***
На кончике серебра
принесла свои лепестки.
Поздно весной с утра
умирать от тоски —
это уже прошло,
стало вином и хлебом,
мне ль разбивать стекло
между землёй и небом?
Мне, потому что нет
здесь ни вина, ни хлеба,
только молящий свет
через стекло на небо.
***
Сирень ещё не здесь, а там,
она поёт по облакам,
поёт она издалека
с воздушной чашей молока,
и стайка птиц на ободке
бренчит в лиловом угольке,
как будто спичка в коробке
на языке.
***
Сажать цветы, не думать о других,
другим — другое, мне — совок и лейка,
овалы слов, молчания круги,
далёкий гул как признак человека
и призрак речи мятой и чужой,
спросонья набивающей карманы,
и ей слепые саженцы тумана
даны несуществующей рукой.
***
Плачь меня, Господи, плачь,
мы с Тобой слёзы, мы дикие слёзы
чем-то похожие на первач
из любовной занозы,
скоро воскреснешь в крапиву и лебеду
к человечеству в братской его могиле,
плачь меня в Небесном Своём саду,
где Тебя в детстве били.
ПОЛЕ ДЛЯ НАШИХ ВЕЩЕЙ
1
Дождик льёт глазные капли,
в белой вишне — крибли-крабли —
тысячи очей,
завязей зрачков и речи,
смотрит вишня издалече
сквозь глазки вещей.
2
Поле для наших вещей невелико,
но его хватит, чтобы посадить облако
и вообще всё, что выпускает глазки:
чайку проросшую у реки,
тепло, корни пустившее в дом,
румяные дали за чистым окном,
ветер, приросший к душе временами, —
да мало ли что ещё смотрит корнями.
3
На поле посадим стремя —
вырастет воин,
посеем время —
вырастут звёзды,
пока прорастает поле
в картофельных гнёздах,
4
а когда наступает его борозда,
поле вылетает из гнезда.
***
Птица-Сирень,
Сирин синего ирия,
распахни листокрылия,
я войду в сердцепенье твоё,
бессловесная ниточка инея
светом за мной зашьёт.
***
Свет примеряет плоть и голос,
ещё не яблоко, не колос,
а уневещенная ветвь
в саду чудесного смущенья
и Богородичное зренье:
вот обернулась… — смерти нет.
***
Наша любимость — другая,
не такая, как у людей.
Господи, ветром играя,
вылепи нас из ветвей,
из камней и травы, хвоинок,
из листьев, смягчивших лес,
из влюблённых Твоих ботинок
с подошвами до небес.
***
С безъязыкой дороги своей по ночам,
где конечная точка — в начале начал
и от ласточек в сердце — ни верха, ни дна,
заходи, покури у окна,
посмотри, как рождает себя пустота
и в кольцо замыкается слово у рта,
и, несказанное, по отрогам бредёт
с костяными трещотками звёзд.
Посвети мне лицом — эту мшистую нить
я никак не могу в тишине различить,
только пальцы щекочет и пахнет рекой,
или бездной дохнёт моховой,
где костёр, разведённый когда-то вдали,
словно спичка, горит на орбите Земли
и тарелочки ягодной с кровью следы
семенят и кружат у воды.
ЧАСОВАЯ ПТИЦА
I
Вишня в кольцах летящего света,
так во тьме расцветает планета,
и кружит лепестковая стая —
это птица поёт часовая.
1
Колёсиками своими вертит,
вот одно повернулось — дзынь —
птица вспорхнула, чтобы лететь против смерти,
опрокинутой в жизнь, —
это как мчаться вдоль одного ветра против другого,
и, когда они встречаются грудь на грудь,
птица находит меж ними слово,
чтобы в него вскользнуть,
крылья сложив и вытянув лапы,
изо всех сил сжимает стеклянный клюв
зёрнышко света настольной лампы,
упавшее в словесную колею,
2
но в слове ещё темно и пусто,
оно свёрнуто из пространства,
как дыхательная трубка для грядки капустной,
для музыки слёз прекрасной,
оно ещё не узнало времени,
что целится метко,
часовая, с маленькой маслёнкой на темени,
птица-смайлик, птица-клетка,
3
птица-вспышка, огромный взрыв,
шестерёнки крутятся, словари открыв,
усатые валики пробуждаются вслед за ними
(на каждом усике — Божье Имя),
чиркают по металлическим лепесткам,
птица — ветер и пламя звука,
птица-фуга,
прикипевшая к небесам.
II
Люди с пустыми глазницами
преследуют сны во мне,
люди с оторванными птицами
бредут за мной в тишине,
я им кричу: отстаньте!
и голос мой, кстати,
похож на безмолвный огонь,
на ветер с его «ого-го».
1
Если не станешь временем, станет оно тобой.
Избушка-избушка, повернись к будущему задом,
а к прошлому передом.
Где-то война… мы привыкли жить невойной,
как река, обмелев, привыкает быть берегом.
Где-то весна… и мы смотрим её сквозь стекло,
став зрачками смартфона.
Избушка-избушка, наши птицы угнали тепло
и не помнят угона,
2
не помнят, когда против времени сделали крен.
Этот скрежет… Колёсики, шайбы, шурупы…
Боже, часовым нашим птицам рентген
сделай сквозь ветров хула-хупы.
Или так надо — птицам оторванным быть?..
Время — что кольца древесные, древо жизни,
пока не придёт и свистнет на ухо: бзыть!
а ну-ка отсюда сдрисни.
III
Птичка с дверцей в груди,
ключиком в меня посвети —
есть ли там кто живой,
кто-то уже не твой?..
1
Время — телескопическое растение,
проще говоря, Telescopium Arbor,
полое изнутри… — «Хватит умничать!» —
твой рык раздался как раз оттуда,
ты голоден, как цыганский табор,
и я откликаюсь на имя «посуда»
и «пожалуйста, не пожалей перца»,
два наших сердцебиения…
но у времени нет сердца.
2
И вот, каждый день проживая
как первый и как последний,
нанизывая их, словно колёсики лука,
на Божью дуду,
птица моя, ты испытанный мой собеседник
на дороге к гнезду
мимо того самого «кружочка лука»,
где из двух сердец на завтра-вчера-сейчас,
не жалея соли и перца, готовит разлука
чемодан-вокзал-мелкийдождь-контрабас.
3
На каком-то этапе «где» переходит в «когда»,
молоко остаётся, исчезает вода,
становится значимым восплеск любой,
и ветер на всё объявляет любовь —
не такую, как раньше: огонь-дым-сера,
а ту, что вне власти секундомера,
лишённую всякой, даже словесной, плоти,
и два человека, незнакомых вроде,
связаны ею, её притяжением,
нежностью, милостью, утешением, —
или что там ещё содержит бессмертия аэрозоль?..
4
Моя дорогая,
птица-объятие,
сладкая птица-боль.
***
Особенно в черёмушные дни
сады светлы до ослепленья,
небесное сцепление они
выводят из оцепенения,
но я молчу — молчание сильней
предчувствия грозы и розы,
его зениц, зарниц его дверей
в живучие, как детство, слёзы.
***
…и голос был, как детский мой портфель,
исписанный протестным словом «жопа» —
я спать боюсь, во мне живёт макрель,
во сне переходящая на шёпот;
ко мне бегут все лестницы Земли,
и дети догоняют, чтоб убить их,
взлетающие поступи мои
сквозь пелену бесслёзную увидев.
***
Всё, что осталось от ветра:
дороги пугливая тень
и тонкое — в полмиллиметра —
дрожание на воде,
и если над ним наклониться,
дыхание затая,
из воздуха вылетит птица,
оставшаяся от меня.
***
Был снег… уже не помню я когда,
по-моему, он выпал ранним утром,
цвела сирень, и плакала вода,
а он был весь из перламутра,
и здешний мир, проснувшийся на треть,
как музыка без нот, глухонемая,
озябшею ручонкой гладил смерть,
её за шею нежно обнимая.
***
Фильмы, горчичники… холод собачий
и по-собачьи виляет хвостом.
Когда я болею, становлюсь прозрачней,
жизни очищенным веществом,
ветром, пульсирующим в запястье,
потерянной варежкой на снегу, —
желанным целым в ничтожной части,
привязанной к Божьему волоску.
***
когда выздоровлю,
отведу себя в зоопарк,
куплю себе мороженое —
вдруг удастся
побывать там
ещё раз
***
нет телевизора,
нет телефона,
есть окно,
окно открыто
***
Душа, одетая землёй
и запечатанная в звёзды.
И если ты в неё живой,
ты можешь воздух.
Ты можешь хворост и огонь
серебряный из никакого
и невесомую ладонь
мою из слова.
***
А время — вот, иди и утопись,
спускайся вверх и поднимайся вниз,
барахтайся у нулевой отметки,
лобешник разбивай — стена, стена,
и за стеной не видно ни хрена,
стучись во сны, глотай свои таблетки,
но всё одно — себя не перейдёшь,
не перешьёшь и не перелопатишь.
Стена, стена, песок её и дождь,
настенное стенание объятий —
их ангел перелётный мне принёс,
зимующий в безумии берёз
и слёзы изменяющий на звуки, —
он любит холод, в холоде теплей
молчание без окон и дверей
и восхожденье музыки и муки.
БОЛЬ
Горький ком перекатывая во рту,
молчанием став отчасти,
тонет воздух в боли своей, в меду, —
это счастье.
Единственная, кто не солжёт никогда,
у кого всегда есть для нас время,
её необъятная, неоцелованная пустота,
влюблённая нами всеми.
***
Раскрытое дерево чёрное
и небо в прорехах ветвей,
празрение слышит озёрное
кричащие бездны камней,
признания ветра бузинные,
дыханий невидимых звук
и солнце на коже, гусиное,
сквозь лёд пламенеющих рук.
***
Боль твою не возьму,
пусть она остаётся —
это голос во тьму,
призывающий солнце,
это ветер в огне
и окалина лета,
где на каждой струне
капли света.
***
О, золотая в золотую!
Свеча — в яйце, Господь в голубке,
я залатаю, залатуню
Его в тебе, как выдох глубкий.
И смерти нет — что делать нам,
стоящим за её спиною?
Она стреляет по тылам.
О, золотая с золотою!
***
Я река твоя, я река
из Божьего медяка,
из выдоха и озноба,
дай мне нотку и вёсла
из птичьего скопа,
и лодку, и вёсны
из гинкго билоба,
и ветер для неба,
и звёзды для нёба.
***
Сквознячок Божий,
словно пчелиное жало тоненький,
касается тёплой кожи
дыханием пентатоники,
всплесками целого:
золотого и белого.
Яблоневое,
воды и огня
свечение сквозь
меня.
***
Где бережно — там светло,
там ангелы лица прячут.
Зрение — как стекло,
человек моет его,
то есть плачет,
вешает на него занавесь
лёгкую, словно дым,
ставит свечу перед тем, как
совсем стемнеет,
и ангелы вспыхивают золотым
бережней, беззвучнее и нежнее.
***
Дерево не хочет становиться словом:
— Не произноси меня, сбереги.
Пустота с опустевшим уловом
обнимается у реки.
— Что у тебя болит? — спрашиваю,
она отвечает: всё.
Пустота, немотой украшенная,
из трубочки кровь сосёт.
***
Бузина устремляется в белые крылья,
только не старается улететь,
есть в этом нечто птичье, рыбье
и человеческое на треть,
ведь не действие главное, а возможность
плыть, лететь, лепетать, любить,
прятаться в маленькость и подвздошность,
нежные -ать, -еть, -ить.
***
Конечно, ты не забыл тёплые вещи —
майские ночи знобкие в твоём дремучем,
это тебе не подкаменщик или подлещик
в холоде щучьем.
Закуришь в сумерках возле печки,
топку открыв, чтобы дым вдыхала,
и целую сигарету смотришь,
как прыгают красные человечки
над золотым опахалом,
обрежешь луку усатые попки,
слушаешь: в деревьях покачивается вода,
засыпающая на солнечной орбите,
бескрайнее время целует сопки
и прячется в уголках рта
твоего, Овидий.
12.12.2023 - 12.05.2024