Овидий (Рекомендованное)

Отдел (рубрика, жанр): Циклы стихов
Дата и время публикации: 27.08.2025, 18:36:53
Сертификат Поэзия.ру: серия 4165 № 191423

                                                              М. м. л.



***
1
Конец и новое начало
неотличимы друг от друга,
перекрестись и не печалуй —
всё заметёт, на то и вьюга;
ещё кольнёт, ещё нахлынет,
и в полуобморочном зренье
останется бесплотный иней
как золотое оперенье.

2
Насыпь мне синичьего корма
и чаю с утра подогрей,
есть облака светлая карма
и галочка чья-то на ней,
как будто вязальные спицы
заснули под острым углом.

Смотри на меня сквозь ресницы,
крыло обнимая крылом.


***
Нимбы вокруг фонарей,
туман и тоска во вселенной,
и всё же с тобой мне теплей
в чашечке Бога коленной.
Тихо, как будто бы нет
ни нас, ни далёких галактик,
и снег во дворе или свет
стоит в белоснежном халате.


***
Темнеет холм, поросший лесом,
белеет дом с печной трубой,
она красна и интересна,
в ней цвет какой-то не такой;
и сквозь себя ты смотришь: дальше,
за дымом, домом и холмом,
сирень с лишайником ярчайшим
и горизонт с раскрытым ртом, —
всё образовано из взгляда,
тобой ниспосланного вдаль:
вот костяные пальцы сада,
где поржавевшая педаль
осталась без велосипеда,
и в прорезях зрачков живых
ты — проблеск нежности и света,
что в бытие ввергает их.


***
Земля — как волосы твои:
черным-черна, белым-бела,
она ещё вся о любви,
честным-честна, спелым-спела,
она не прячет детский взгляд,
не пьёт укромного вина,
не разбивает лёд и лад
грустным-грустна, одним-одна,
в её зрачках блестит вода,
во рту её — и плоть, и кость,
она из прошлого — сюда,
из неувиденного сквозь.


***
— дай воды, — просит он, — дай воды!
а в глазах у него — птичьи следы,
на бегу следы, на снегу,
на лугу, прилипнувшем к языку.
— а вода устала, один песок, —
отвечает ласковый голосок.
он опять за старое: — дай воды!
а в глазах растерянность и тоска
прячутся под крылышком золотым,
и тогда он просит сам: — дай песка.


***
Мой снег — во мне, я им одену
лесистый холм, дорогу, стену
и крышу с красною трубой,
и тот колодец, что в потёмках
несёт ведро чудно и звонко,
как сумасшедший и святой;
оконный сад, скворешни, поле
(бурьян в неправильном глаголе
ко взгляду воздуха примёрз),
просвет лица на стёклах чёрных
и бездну, полную подзорных,
в него уставившихся, звёзд.


***
Я знаю, когда ты приходишь.
Когда ты ночами не спишь.
Большая морозная отишь
сквозит из космических ниш,
завьюженный взгляд потеплеет —
то ласковый ангел оплечь
сомкнёт осторожно на шее
беззвучную чуткую речь,
и зреньем, прикормленным смертью,
тогда воскресишь из-под век
и небо, подпёртое жердью,
и в слёзы вмороженный снег.


***
Розовый мороз с утра
обнимаешь на пороге,
мечет снежная икра
кружевные поволоки,
птица с небом говорит,
небо птице отвечает
и несёт нашатыри
расставаний и печали.


***
Клюй, синица, адреса
то по два, то по три,
сквозь закрытые глаза
небо вниз посмотрит,
бросит пригоршню пшена,
если нет кунжута;
клюй, родная, имена,
выклюй их кому-то.


***
Все дороги приводят к слову,
музыке, снегу и тишине;
как же мы, Господи, бестолково
птиц выдыхаем в Твоём окне,
спичку зажжём, прислоняясь к ветру,
всматриваем, вслушиваем горький дым
зимнего зеркала, как сигарету;
на выдохе света
пепел становится золотым.


***
В дереве, в соседском доме
отражается душа,
в нашей ласковой истоме,
что не стоит ни гроша,
в Божьей святочной реснице,
под которой спит река,
и в приснившейся синице
из седьмого позвонка.


***
Смотришь в окно:
в Новый год — это зеркало заднего вида,
где ты сам у себя позади
вживляешь лицо не в затылок свой,
 а в гвоздики алфавита,
что тебя удерживают на груди
большого пустого времени,
 глиняный ты и беспёрый,
вылупившийся из взгляда
 собственного себе вослед,
и золотая вода втекает в тебя сквозь поры,
пока ты ещё не вырос и не ослеп.


***
Выйдешь на мороз и станешь стеклянным;
затопишь баню, закоптишься, что керосинка,
напаришься веником можжевеловым,
выскочишь в снег, чтобы затем собрала осколки
воскресшим дыханием безымянным
душа удивлённая, как снежинка
на тьме отпечатавшись мелом, и
закуришь под ёлкой — куда ж без ёлки?


***
Ветер по мелководью,
в тёмном зрачке — листва,

свет обрастает плотью
Господнего Рождества,

небо поёт, Адаме,
в дерево, облака,

высится меж холмами
прозрачное яблоко.


***
Господи, как же холодно,
мокрый ветер со снегом.
Ты в сарайке Своей — не простудись.
Вот бы прислониться к бяшкам, мемекам,
к волам синеоким, а мышка — брысь.
Но в щели опять задувает холод
с примесью снежного вещества,
Небо рождается Человеком голым
и всё облекает в Свои слова.


***
убран
в ящик письменного стола
телефон

закончились
праздники

дворник
сметает осколки
замёрзшей в воздухе
птицы


***
было, потому что не было,
перевернула, и теперь там —
есть


***
дом, сросшийся с лесом,
сад, сросшийся с домом,

моё лицо из ладоней твоих
не выкорчевать


***
Дерево держит звезду на рогах,
дерево держит зима на руках,
в Божьи морозы по твёрдой воде
ходит она у тебя в бороде,
словно прикрытые снегом часы,
с первой звезды до последней слезы,
слова, слетевшего с нижней губы,
чтоб наклеваться стеклянной крупы.


***
Звёздная верста
начинается с хвоста,
продолжает себя, как ты,
вырвавшись из немоты,
из любви и боли, —
что тоже боль,
и, если ей позволить, —
та же любовь,
взгляд, разбившийся о морозы
на свет и на слёзы.


***
Порог в себе перешагнёшь
и краем глаза видишь бездну,
похожую на светлый нож
морозной вечности небесной,
когда она из пустоты,
что не горит и не погасла,
намазывает с высоты
тебя на хлеб любви, как масло.


***
Никем не заменит метель, ничем
смерть деревянную, что в занозе,
я тебя не читаю, а ем,
по кусочку отламывая на морозе,
сладко болит от кленового хлеба
мой ледяной раскалённый язык,
слизывающий музыку с неба
к твоей глубине впритык.


***
Кричи в себя,
пока немота
не отнимет тебя ото рта,
от губ, запечённых в неё
в темноте,
от слёз, что сгорают
в ночном хомуте,
и снег всё погасит,
и ветер зальёт
в морозном алмазе
кричащих пустот.


***
Болью на жизнь смотреть,
вслушиваться всей мукой
медленно, словно в смерть
между водой и щукой,
песенкой ледяной
нежная боль щекочет,
между тобой и мной
спрятанная в кружочек.


***
Снег, в полусвете обнявший пустырь.
Снова приснится немтырь
с печью сосновой, кирпичной избой,
кровью речной и молчальной водой,
с этой печалью и с той.

Станет просить: не буди у костра
зрячею речью с утра, —
дай сигаретку, сестра
музыки вещей, отвесной, что крик,
тянущий в небо тебя за язык,
за ледяной воротник.

Мёртвому нежность твоя — что ожог,
тьма и звезда прикорнули у ног,
рот мой — земля и песок,
только любовь продолжает гореть,
музыкой стал я твоею на треть,
чтобы в себя умереть.


***
Поле зимнее навстречу
сыплет просо, сыплет гречу,
свет корнями в небо врос,с узелком замёрзших слёз
кутаешься в шерсть воловью,
продолжаешься любовью,
начинаешься со звёзд.


***
Плач из Божьего уха —
он мягче пуха,
нежнее пера,
прорастающего с утра.

Утром, когда темно,
плачет в себя окно.


***
Дерево светом цветёт,
смотрит в себя синеглазо,
в дереве пламя и лёд
из хрусталя и топаза,
из многозвучных очей,
многоочитого звука,
боли твоей и моей,
нежного их перестука.


***
Это всё ласточка в голове,
дудочка-дурочка в твоей руке,
боли снежный платочек,
что вплакиваться не хочет,
или пружинки огня в рукаве,
дерево на замке,
ты прижимаешь дрова к щеке —
мне пламя язык щекочет.


***
Игла с окном во сне ледяном,
в окне иглы полно золы,
в золе смола, во мгле игла
берёт в кольцо твоё лицо,
и сад горит внутри лампад,
как снегопад.


***
Тоска откликается белою твердью,
застрял человек между жизнью и смертью,
в ладони Господней увяз,
и пища его — только время и слёзы,
он сделан уже из воды и глюкозы,
из музыки, боли и глаз.


***
Затопим печь, как прежде, на двоих,
притащим дров, покусанных морозом,
пока зима поёт для неживых
и ветром говорит многоголосым,
и слушает умершею водой,
нам стелет небо звёздами и дымом,
и прижимает пальчик золотой
к прозрениям своим непостижимым.


***
Воздух наполнился белой водой,
музыкой моросящей,
слухом, любовью твоей неживой,
говорящей
с ветром, сошедшим с ума от костра,
ветром, до льда прогоревшим.
Господи, страшно с утра
быть по кому-то умершим.


***
Вода себя переплачет,
дерево — перерастёт, перелепит глина,
дорога сама себя перейдёт, а ты — иначе:
молча, медленно, длинно
перелицуешь, пережуёшь,
перечеловечишь из сна и пепла,
разожмёшь и уронишь нож
жёлтого стебля.


***
Небо глотает само себя
сквозь белое нёбо,
глотает тебя любя
выжженного до озноба,
накрывает платочком своим носовым,
сажает в тебя птицу, шиповник,
переполненный воздухом раздвижным,
и ничего не помнит.


***
Тьмой не боли голова,
не боли, голова, людьми,

небо у рта, у рва,
вырванное зверьми,
бьётся ещё в траве,

в розовый клюв плотве
выйдет из тьмы лиса
с прорубью в голове,

выест тебе глаза.


***
Ты один у меня, ты один,
тебя под маленькой буквой спрячу,
часовщик древесных моих пружин,
колёсиков птичьих, камней висячих,
я одна у тебя, я одна
посреди народов, живущих тикать.

На колени сядь ко мне, тишина,
я согреюсь смертью твоей от крика.


***
Господи Боже мой, Гос-по-ди,
Ты мой голос пёрышком позолоти,
присядь ко мне на часок,
на шесток или на волосок,
на ветер наискосок,
на орех с желудями, на дуб с орехами,
улыбнись им солнечными прорехами,
нашепчи серёжки к ольховым мочкам,
насмотри им детство Твоё на слух:
мы ехали-ехали, читали Чехова —
чух-чух, трюх-трюх —
шли на носочках
по зелёным листочкам,
в рамку — бух!


***
Как мне говорить с Тобой,
если уши Твои заложены временем,

проснуться в Тебе
по ту сторону слуха,
продышать во сне Твоём
лицо золотое,

колокольчиком зрения
плакать боль Твою
колыбельную,
голубиную.


***
Завёрнутый в блин, а точнее сказать, в одеяло,
просыпаешься, промасленный снами, слезами,
темчегонет, выжатым из тогочегонебудет,
рыбой звёздной икры,
 что вчера по двору летала —
не икра, а рыба её, конечно,
бледнела всю ночь словами о чуде,
а рядом — она, в медвежьих перчатках с когтями,
веки тебе осторожненько так приподнимет,
из глаз у самой — свет да свет:
серёжки орешника брызжут, не видно зрачков
с журавлями, житиями, церквями, —
а, может быть, их там и просто нет?..

Масленица ртов и зубов,
не ешь меня,
или я подожгу твоё имя.


***
До весны далеко там, где ты,
станешь долго ещё слушать,
ухо своё прикладывая к уху воды,
потому что так вам обоим лучше
друг о друге жалеть,
ложечкой чайной звенеть,
зазывая смерть,
прося у неё ласково: меня умри,
дорогая, любимая и единственная,
тело произнесённое отвори,
шерстяное, деревянное, лиственное.


***
Вода говорит дельфинами,
белыми их глубинами,
что плывут от тебя ко мне
сквозь метели, по целине,
в губы берут снегирей, —

ты согрей меня, ты согрей
слезами воды снегириными.


***
Предрассветная вода начинается стуком,
погружает в небо свои сады
ещё не явным, не звуком, а мукой,
свернувшейся в нежный клубочек
из погасших корней и горящих почек,
пока подоконник
стреляет во тьму из зелёного лука
и стоит в изголовье разлука
с пригоршней словесной руды.


***
В междусердье, междусмертье
Твоё милосердие
с чашей дымящей воскресной крови:
— На здоровье!
Поле на воле, поле — воин, поле — боли,
а нам — предрассветные кровли в соли,
глаза коровьи,
животное их усердье.


***
Ещё не жизнь, а что-то между,
и заползает под одежду,
из-под исподнего глядит
исход могильных плит,
восход растений в воскресение,
когда растение в растение
по-человечьи говорит.


***
Музыка — это что-то неслышимое,
слышимое — только звук,
это златопёрые мыши мои
радость едят из рук,
радость моя — от морозца
румяная и смеётся,
задувает последнюю ноту
и прячет её под воду.


***
Темнота горит, говорит,
просыпается, чтобы
дырочку луны заштопать,
шепчет нитку в улитку,
сад — в калитку,
в игольное ушко;
грозит ремешком,
а в ушке широко-широко,
высоко-высоко
и ветер качает липку.


***
Время проводит смычком из волос человечьих
по веткам глухим и слепой голубиной воде,
чуть касается шеи, предплечья …
эту музыку слышно везде,
в ней сгорают, на дно погружаясь, предметы,
в дым развеявшись тонут образы близких, и ты
начинаешься с яблока похожего на комету,
продолжаешься говорящим деревом у воды.


***
Кто нас с тобой пожалеет
или утешит во тьме,
в нашей печали желейной
и шоколадной зиме?

Склёваны хлебные крошки,
вот и останется нам
в жизнь умирать по дорожке,
к нашим примёрзшей словам.


***
Сердце моё опустевшее —
на что оно мне?
Повешу его на дерево,
пусть послужит оно
скворечником.


***
Ты — дверь,
в тебя заходят и выходят,
тебя находят и забывают,
тобой пугают детей,
воскрешают мёртвых,
но никто не сможет
на пороге твоём

задержаться.


***
Так повезло мне сегодня:
я встретила ветер,
он качнул для меня
ветку.


***
Люди преклонного возраста
напоминают телефонный эфир,
наполненный голосами прошлого;

«Добрый день, Любочка!» —
пишет Лидия Викторовна,
и я слышу,
как в комнате,
в коммуналке близ Техноложки,
в Ленинграде семидесятых
часовой маятник трётся о воздух.


***
Живи и пой, захлёбываясь болью.
Она — твоя, не менее, не более:
так на свету играет и нежна
прозрачного страданья перепонка,
и ты его качаешь, как ребёнка,
а рядом — небо, снег, и тишина
вдевает мокрый взгляд в колечко дыма,
и кажется, что жизнь необолима
и только этим и важна.


СЕДЬМАЯ ВОДА

1
Вскрики весенних почек,
высверк цветка,
ароматный росчерк
выдыхает ветка,
вдыхает тебя, чтобы стал ты
светом и ветром, небом,
дорогой, подвешенной за столбы,
в предчувствии неком.

Липнет глина к подошвам о прошлом,
о плохом и хорошем,

2
и открывает глаза
седьмая вода из глаза.

Семь вёрст киселя хлебать,
птицу в себе летать,
смотреть, как воздух
вьёт на ней звёзды.


***
У воды тяжёлые крылья, она
поднимается ночью со дна,
память моя и вина
поднимается ночью одна
и горит на лице окна.


***
Люди с пустыми глазницами
преследуют сны во мне,
люди с оторванными птицами
бредут за мной в тишине,
я им кричу: отстаньте!
и голос мой, кстати,
похож на безмолвный огонь,
на ветер с его «ого-го».


***
Воздушно-капельное,
мшисто-лишайниковое,
как вчерашние щи,
где яблоня — это не просто «апфельбаум»,
а нечто трудновоскрешаемое —
особенно, если дожди,
переходящее в стон и морось;
горлица ухает, как сова
или как знакомый мой уроборос,
снова сующий свой нос в слова.


***
Птичий лепет на детский похожий,
ветер бросил его вдалеке
и к траве прикасается кожей,
и твой взгляд прижимает к щеке —
ты смотри на него, ты смотри на
школьный праздник, игрушечный пир,
где закат — это просто ангина
и в тумане восход — как кефир,
и в окошко насыплют горошка,
и утащат за тридевять вёрст,
чтобы ты умирал понарошку,
только так оживая всерьёз.


***
На ветви нанизанный свет,
прозрачность его монолитна,
близка осторожной листве
молитва его и калитка,
оливковый ветер его,
скользящий сюда и отсюда,
и медленное вещество
недовоплощённого чуда.


***
Зелёное вырастает из белого
и становится золотым, —
травяные изделия,
которыми полон ты;

на боли и смерти замешанный,
кровью матери напоённый,
улыбаешься тьме кромешной
белой, золотой, зелёной.


***
Берегу, в себе от себя прячу,
укутываю лесом и тишиной.
Снами открытых глазёнок рачьих
поговори со мной.

Шепни, что весна.
У бездны косматой сивое ухо,
она, конечно, ответит: весьма!
ни пера и ни пуха!


***
Марта малое пламя
на крошечной ладони младенца
цыплячье

нет ни болезни, ни смерти,
ни крика, ни плача

только радость и ветер,
божья коровка на обнажённом плече

луговое веретье,
солнце,
качель,
на «ч».


***
…и Дух Божий носится над водою,
ещё не живём, не знаем,
что мы — взгляд, обращённый в себя,
время времени,
мера всего,
наши мёртвые птицы обнимают живых
голосами пустынных созвездий,
и мы закрываем глаза,
возвращая себя в человека,
на жёсткое ложе травы
ветром солёных ресниц.


***
Дыши в меня,
тихий свет расплескав над водою,
осыпай лепестками огня,
я оттаю в его имена
и дыхание их золотое.
Водой обвивать их упругие стебли…
Продыши мной их лица на небе,
на земле голоса их в глаза
и жёрнов, и жалость, и жребий,
выдыхающий словеса.


***
О, вода без повода!
Бездна, беда, Здена.
Вода поезда, сквозняка, холода,
положенного на колено,
взгляда, выброшенного в окно,
памяти, курящей в тамбуре,
вода уходит на самое дно
танцевать тамбурин.


***
Яснее человек в конце пути:
идёт себе и светится, как снег он,
и всё, что впереди и позади,
становится идущим человеком.

Сад погружает зрение в него,
влюблённые натруженные руки,
и прорастают радость и родство
с репейником, схватившимся за брюки,
как малое дитя, когда испуг
притронулся к нему крикливой тьмою.

Сад погружает зрение и вдруг
встречается на дне с самим собою.


***
Что-то дрожит,
не может никак уместиться —
пора
обуваться в траву, одеваться в пшеницу,
ветку обгоревшую от костра,
молчание, дождь, каплю,
скользящую с листка на листок,
одинокую цаплю —
в тишине она ощущается, как свисток.


***
Лицо Твоё набираю в ладони, как воду —
это я, сепия на Твоём фото,
вспышка речная речи, ангельского зрачка,
дороги мои изъездили печи,
и досталась мне дудочка-дурочка
в наследство от гор, из которых я вышла,
озёр, выплакавших небо в мои глаза,
от того, кто выше меня, так выше,
что я — лишь ожившая его слеза.


***
Снова любовь просит хлеба,
как же она нелепа,
наивна, глупа, смешна,
как будто её не гнали
или она — фонарик
слова, лица, окна,
сна, где умершие живы
и время — что ветра порывы,
где я, здесь живая, мертва,
пытаюсь до них докричаться
сквозь губы из белого глянца,
окна, лица, слова.


***
Тёмная лампа ночи
на Божьей ладони,
точит сорочий зодчий
колышки двоеточий,
привязывает ленточки
к запятым,
ставит их на прогоне
в совхозно-коровьи следы.


***
Буквами сыплет на тёмную гладь,
дождь печатает на воде,
едва успеваю читать:
где бы ты ни был, где...
но письма доходят,
мой каплевидный пульс
весной открывает ротик,
и я утонуть боюсь.


***
Хватит дёргать тьму за усы,
лучше дайте ей спички,
чтобы вишни цвели,
какие-нибудь жёлтые кусты,
опаздывающие электрички,
чтобы вышки земли, неподвижны,
росли в немоту и в безличке,
как в белых цветах корабли,
сквозь клочья тумана плыли.


***
Этой сказки начало не ново:
на лугу зеленеет трава,
одиноко белеет корова,
как мои, на Нерли, Покрова.

Ни покоя не ищет, ни бури,
щиплет листья, сопит и жуёт,
это мне всё: не Чехов, так Бунин, —
бесконечное шило моё.

Я б с тобой поменялась, родная,
да забыть никогда не смогу,
как, парными кровьми истекая,
ты висела на зимнем суку.

И хрипел в перерезанной шее,
словно колокол, что волокут,
голос Божий, распятый на гжели,
и коров умирательный труд.


***
Деревьев зелёные рёбра,
ними, намэ, ном, номбре, —
имя своё назови,
вербный ветер не о любви,
о чём угодно, только, пожалуйста, не о ней,
простреленной клейкими пулями тополей,
с привязанной ленточкой к запятой,
белочкой и пчелой,
девочкой, машущей ветру: ахой!


***
Дудочку дырочками переверни вниз —
из каждой дырочки кто-то повис
на ниточке, с мёртвой петлёй на шее,
это слова их за нас замшели,
музыку их мы не чокаясь пили,
это за нас их душили или?..


***
Птица в сумерках — сгусток озябшего света,
откуда она, что пронзает не воздух, а зренье,
из левого глаза вспорхнёт — сядет в правый,
чуть коснувшись ресниц, и трепещет,
 утешив слезу?

Кому она — тем ли, кто смотрит из боли,
из смерти сплетает корзины, из жизни вьёт гнёзда,
сама ли себе или ветке, и ветру, и небу, —
всему ли, что в ней бытие благодарно находит
и в закрытых глазах остаётся со мной до утра?..


***
Два напёрстка тишины,
три изюминки покоя
нам с тобой разрешены —
ты да я, да мы с тобою.

Что ещё отнимешь ты
для костра своих наитий?

Две травинки у воды…
замолчите… замолчите!


***
На кончике серебра
принесла свои лепестки.

Поздно весной с утра
умирать от тоски —
это уже прошло,
стало вином и хлебом,

мне ль разбивать стекло
между землёй и небом?

Мне, потому что нет
здесь ни вина, ни хлеба,
только молящий свет
через стекло на небо.


***
Сирень ещё не здесь, а там,
она поёт по облакам,
поёт она издалека
с воздушной чашей молока,
и стайка птиц на ободке
бренчит в лиловом угольке,
как будто спичка в коробке
на языке.


***
Сажать цветы, не думать о других,
другим — другое, мне — совок и лейка,
овалы слов, молчания круги,
далёкий гул как признак человека
и призрак речи мятой и чужой,
спросонья набивающей карманы,
и ей слепые саженцы тумана
даны несуществующей рукой.


***
Плачь меня, Господи, плачь,
мы с Тобой слёзы, мы дикие слёзы
чем-то похожие на первач
из любовной занозы,

скоро воскреснешь в крапиву и лебеду
к человечеству в братской его могиле,

плачь меня в Небесном Своём саду,
где Тебя в детстве били.


ПОЛЕ ДЛЯ НАШИХ ВЕЩЕЙ

1
Дождик льёт глазные капли,
в белой вишне — крибли-крабли —
тысячи очей,
завязей зрачков и речи,
смотрит вишня издалече
сквозь глазки вещей.

2
Поле для наших вещей невелико,
но его хватит, чтобы посадить облако
и вообще всё, что выпускает глазки:
чайку проросшую у реки,
тепло, корни пустившее в дом,
румяные дали за чистым окном,
ветер, приросший к душе временами, —
да мало ли что ещё смотрит корнями.

3
На поле посадим стремя —
вырастет воин,
посеем время —
вырастут звёзды,
пока прорастает поле
в картофельных гнёздах,

4
а когда наступает его борозда,
поле вылетает из гнезда.


***
Птица-Сирень,
Сирин синего ирия,
распахни листокрылия,
я войду в сердцепенье твоё,
бессловесная ниточка инея
светом за мной зашьёт.


***
Свет примеряет плоть и голос,
ещё не яблоко, не колос,
а уневещенная ветвь
в саду чудесного смущенья
и Богородичное зренье:
вот обернулась… — смерти нет.


***
Наша любимость — другая,
не такая, как у людей.
Господи, ветром играя,
вылепи нас из ветвей,
из камней и травы, хвоинок,
из листьев, смягчивших лес,
из влюблённых Твоих ботинок
с подошвами до небес.


***
С безъязыкой дороги своей по ночам,
где конечная точка — в начале начал
и от ласточек в сердце — ни верха, ни дна,
заходи, покури у окна,

посмотри, как рождает себя пустота
и в кольцо замыкается слово у рта,
и, несказанное, по отрогам бредёт
с костяными трещотками звёзд.

Посвети мне лицом — эту мшистую нить
я никак не могу в тишине различить,
только пальцы щекочет и пахнет рекой,
или бездной дохнёт моховой,

где костёр, разведённый когда-то вдали,
словно спичка, горит на орбите Земли
и тарелочки ягодной с кровью следы
семенят и кружат у воды.


ЧАСОВАЯ ПТИЦА

I
Вишня в кольцах летящего света,
так во тьме расцветает планета,
и кружит лепестковая стая —
это птица поёт часовая.

1
Колёсиками своими вертит,
вот одно повернулось — дзынь —
птица вспорхнула, чтобы лететь против смерти,
опрокинутой в жизнь, —
это как мчаться вдоль одного ветра против другого,
и, когда они встречаются грудь на грудь,
птица находит меж ними слово,
чтобы в него вскользнуть,
крылья сложив и вытянув лапы,

изо всех сил сжимает стеклянный клюв
зёрнышко света настольной лампы,
упавшее в словесную колею,

2
но в слове ещё темно и пусто,
оно свёрнуто из пространства,
как дыхательная трубка для грядки капустной,
для музыки слёз прекрасной,
оно ещё не узнало времени,
что целится метко,

часовая, с маленькой маслёнкой на темени,
птица-смайлик, птица-клетка,

3
птица-вспышка, огромный взрыв,
шестерёнки крутятся, словари открыв,
усатые валики пробуждаются вслед за ними
(на каждом усике — Божье Имя),
чиркают по металлическим лепесткам,
птица — ветер и пламя звука,
птица-фуга,
прикипевшая к небесам.

II
Люди с пустыми глазницами
преследуют сны во мне,
люди с оторванными птицами
бредут за мной в тишине,
я им кричу: отстаньте!
и голос мой, кстати,
похож на безмолвный огонь,
на ветер с его «ого-го».

1
Если не станешь временем, станет оно тобой.
Избушка-избушка, повернись к будущему задом,
а к прошлому передом.
Где-то война… мы привыкли жить невойной,
как река, обмелев, привыкает быть берегом.
Где-то весна… и мы смотрим её сквозь стекло,
став зрачками смартфона.
Избушка-избушка, наши птицы угнали тепло
и не помнят угона,

2
не помнят, когда против времени сделали крен.
Этот скрежет… Колёсики, шайбы, шурупы…
Боже, часовым нашим птицам рентген
сделай сквозь ветров хула-хупы.
Или так надо — птицам оторванным быть?..
Время — что кольца древесные, древо жизни,
пока не придёт и свистнет на ухо: бзыть!
а ну-ка отсюда сдрисни.

III
Птичка с дверцей в груди,
ключиком в меня посвети —
есть ли там кто живой,
кто-то уже не твой?..

1
Время — телескопическое растение,
проще говоря, Telescopium Arbor,
полое изнутри… — «Хватит умничать!» —
твой рык раздался как раз оттуда,
ты голоден, как цыганский табор,
и я откликаюсь на имя «посуда»
и «пожалуйста, не пожалей перца»,
два наших сердцебиения…

но у времени нет сердца.

2
И вот, каждый день проживая
как первый и как последний,
нанизывая их, словно колёсики лука,
на Божью дуду,
птица моя, ты испытанный мой собеседник
на дороге к гнезду
мимо того самого «кружочка лука»,
где из двух сердец на завтра-вчера-сейчас,
не жалея соли и перца, готовит разлука
чемодан-вокзал-мелкийдождь-контрабас.

3
На каком-то этапе «где» переходит в «когда»,
молоко остаётся, исчезает вода,
становится значимым восплеск любой,
и ветер на всё объявляет любовь —
не такую, как раньше: огонь-дым-сера,
а ту, что вне власти секундомера,
лишённую всякой, даже словесной, плоти,
и два человека, незнакомых вроде,
связаны ею, её притяжением,
нежностью, милостью, утешением, —
или что там ещё содержит бессмертия аэрозоль?..

4
Моя дорогая,
птица-объятие,
сладкая птица-боль.


***
Особенно в черёмушные дни
сады светлы до ослепленья,
небесное сцепление они
выводят из оцепенения,
но я молчу — молчание сильней
предчувствия грозы и розы,
его зениц, зарниц его дверей
в живучие, как детство, слёзы.


***
…и голос был, как детский мой портфель,
исписанный протестным словом «жопа» —
я спать боюсь, во мне живёт макрель,
во сне переходящая на шёпот;
ко мне бегут все лестницы Земли,
и дети догоняют, чтоб убить их,
взлетающие поступи мои
сквозь пелену бесслёзную увидев.


***
Всё, что осталось от ветра:
дороги пугливая тень
и тонкое — в полмиллиметра —
дрожание на воде,
и если над ним наклониться,
дыхание затая,
из воздуха вылетит птица,
оставшаяся от меня.


***
Был снег… уже не помню я когда,
по-моему, он выпал ранним утром,
цвела сирень, и плакала вода,
а он был весь из перламутра,
и здешний мир, проснувшийся на треть,
как музыка без нот, глухонемая,
озябшею ручонкой гладил смерть,
её за шею нежно обнимая.


***
Фильмы, горчичники… холод собачий
и по-собачьи виляет хвостом.
Когда я болею, становлюсь прозрачней,
жизни очищенным веществом,
ветром, пульсирующим в запястье,
потерянной варежкой на снегу, —
желанным целым в ничтожной части,
привязанной к Божьему волоску.


***
когда выздоровлю,
отведу себя в зоопарк,
куплю себе мороженое —
вдруг удастся
побывать там
ещё раз


***
нет телевизора,
нет телефона,

есть окно,
окно открыто


***
Душа, одетая землёй
и запечатанная в звёзды.
И если ты в неё живой,
ты можешь воздух.

Ты можешь хворост и огонь
серебряный из никакого
и невесомую ладонь
мою из слова.


***
А время — вот, иди и утопись,
спускайся вверх и поднимайся вниз,
барахтайся у нулевой отметки,
лобешник разбивай — стена, стена,
и за стеной не видно ни хрена,
стучись во сны, глотай свои таблетки,
но всё одно — себя не перейдёшь,
не перешьёшь и не перелопатишь.
Стена, стена, песок её и дождь,
настенное стенание объятий —
их ангел перелётный мне принёс,
зимующий в безумии берёз
и слёзы изменяющий на звуки, —
он любит холод, в холоде теплей
молчание без окон и дверей
и восхожденье музыки и муки.


БОЛЬ

Горький ком перекатывая во рту,
молчанием став отчасти,
тонет воздух в боли своей, в меду, —
это счастье.

Единственная, кто не солжёт никогда,
у кого всегда есть для нас время,
её необъятная, неоцелованная пустота,
влюблённая нами всеми.


***
Раскрытое дерево чёрное
и небо в прорехах ветвей,
празрение слышит озёрное
кричащие бездны камней,
признания ветра бузинные,
дыханий невидимых звук
и солнце на коже, гусиное,
сквозь лёд пламенеющих рук.


***
Боль твою не возьму,
пусть она остаётся —
это голос во тьму,
призывающий солнце,
это ветер в огне
и окалина лета,
где на каждой струне
капли света.


***
О, золотая в золотую!
Свеча — в яйце, Господь в голубке,
я залатаю, залатуню
Его в тебе, как выдох глубкий.
И смерти нет — что делать нам,
стоящим за её спиною?
Она стреляет по тылам.
О, золотая с золотою!


***
Я река твоя, я река
из Божьего медяка,
из выдоха и озноба,
дай мне нотку и вёсла
из птичьего скопа,
и лодку, и вёсны
из гинкго билоба,
и ветер для неба,
и звёзды для нёба.


***
Сквознячок Божий,
словно пчелиное жало тоненький,
касается тёплой кожи
дыханием пентатоники,
всплесками целого:
золотого и белого.

Яблоневое,
воды и огня
свечение сквозь
меня.


***
Где бережно — там светло,
там ангелы лица прячут.
Зрение — как стекло,
человек моет его,
то есть плачет,
вешает на него занавесь
лёгкую, словно дым,
ставит свечу перед тем, как
совсем стемнеет,
и ангелы вспыхивают золотым
бережней, беззвучнее и нежнее.


***
Дерево не хочет становиться словом:
— Не произноси меня, сбереги.
Пустота с опустевшим уловом
обнимается у реки.
— Что у тебя болит? — спрашиваю,
она отвечает: всё.
Пустота, немотой украшенная,
из трубочки кровь сосёт.


***
Бузина устремляется в белые крылья,
только не старается улететь,
есть в этом нечто птичье, рыбье
и человеческое на треть,
ведь не действие главное, а возможность
плыть, лететь, лепетать, любить,
прятаться в маленькость и подвздошность,
нежные -ать, -еть, -ить.


***
Конечно, ты не забыл тёплые вещи —
майские ночи знобкие в твоём дремучем,
это тебе не подкаменщик или подлещик
в холоде щучьем.
Закуришь в сумерках возле печки,
топку открыв, чтобы дым вдыхала,
и целую сигарету смотришь,
как прыгают красные человечки
над золотым опахалом,
обрежешь луку усатые попки,
слушаешь: в деревьях покачивается вода,
засыпающая на солнечной орбите,
бескрайнее время целует сопки
и прячется в уголках рта
твоего, Овидий.


12.12.2023 - 12.05.2024




Сертификат Поэзия.ру: серия 4165 № 191423 от 27.08.2025
Рекомендованное | 4 | 0 | 2565 | 05.12.2025. 08:45:24
Произведение оценили (+): ["Александр Закуренко", "Наташа Корнеева", "Владимир Старшов", "Ирина Бараль"]
Произведение оценили (-): []


Комментариев пока нет. Приглашаем Вас прокомментировать публикацию.