Дети Германии

Отдел (рубрика, жанр): Прозаические миниатюры
Дата и время публикации: 02.06.2025, 12:39:56
Сертификат Поэзия.ру: серия 3904 № 190056


День защиты детей. Дети... Понятие "защита детей" очень ёмкое. От кого требуется защита? Да от всех и всего! От войны, от использования детского труда, от педофилов, от жестоких родителей, от травли одноклассников... От одиночества... Дети часто бывают одиноки от того, что их не понимают. Взрослые не всегда бывают настроены на одну волну даже со своими детьми, что уж говорить про посторонних?..
В Саратовском региональном отделении Российского соза писателей "Авторский союз" в 2022 году вышел Альманах №5, посвящённый теме детей и детства, а в 2023 году в издательстве "Русский мир" — сборник "Скажи мне, детство" тоже посвящённый детской теме. В обоих сборниках опубликован мой цикл "Дети Германии". Дети — везде дети, хотя, конечно, законы и правила государств, системы образования и национальные традиции привносят особенности и в воспитание, и, как следствие, в поведение детей разных стран и народов. По случаю вчерашнего Международного Дня защиты детей я размещаю здесь цикл "Дети Германии".


ДЕТИ ГЕРМАНИИ

ПАСХАЛЬНЫЙ ЗАЙЧИК

Весна просто свирепствовала, если так можно сказать о погоде в эти послепасхальные дни. В общем-то, несмотря на здешний дождливый климат, в это время — через пару недель после католической Пасхи, второго по значению после Рождества праздника в Германии — погода всегда бывала просто сказочной. Грех в такую погоду спешить опять в квартиры, не успевшие прогреться после муторной зимы. Поэтому после работы я возвращалась, как говорится, нога за ногу. Путь с работы лежит через район, где, в основном, расположены частные дома. Район этот не из дешёвых в нашем городе, возле каждого дома на приватных парковках стоит по несколько очень крутых авто — Porshe, Jaguar'ы, Mercedes'ы улучшенной комплектации, Audi серии "Q" всех модификаций, от шестой до восьмой, а может быть, уже и выше... Я не автомобилист, не очень во всём этом разбираюсь, но те, кто разбирается, поймут, о какой ценовой категории речь... К чему я об этом? Сейчас поймёте. Общего двора, где дети могли бы играть вместе, здесь нет. Его заменяет неширокая проезжая часть, где скорость ограничена чуть ли ни шаговой, и такой же неширокий тротуар. Вот здесь и играют все дети близлежащих друг к другу домов. Играют в то время, когда не находятся в своих частных дворах, обустроенных и качелями, и горками, и бассейнами, где охотно плещутся в летнюю жару. Ну так вот, как я уже упоминала, дело было недели через две после католической Пасхи. Нога за ногу я возвращалась домой, когда из-за большого куста рододендрона возле ближайшего частного дома показался Зайчик. Да-да, Зайчик! В Германии да, наверное, и во всей католической Европе, заяц является пасхальным животным, символизирующим плодородие. Поэтому возле каждой входной двери на Пасху располагаются целые семейства разнокалиберных керамичесеих, деревянных, соломенных или сшитых из плюша зайцев. В зайчиков наряжают и маленьких деток. Вот именно такая детка, ряженая в зайчика, и вышла мне навстречу из-за куста. Бархатные ушки снаружи были серенькие, внутри — нежно-розовые. В руках у Зайчика была небольшая корзиночка, наполненная сладостями: печеньем, киндер-сюрпризами, шоколадными яйцами с марципаном внутри, маленькие пакетики с разноцветными Gummi Bärchen...
— Hallo! — тихим голоском поприветствовал меня "мой" Зайчик, и только тут я поняла, что это девочка. Маленькая, лет четырёх, самое большее — пяти.
— Hallo! — ответила я, немного удивившись.
— Möchtest du etwas süßes? — спросил Зайчик, протягивая мне корзиночку. — Ich habe Schoko-Bonbons und andere Süßigkeiten. Willst du?1
— Oh, danke dir, aber ich möchte nicht!2 — поблагодарила я, вежливо отказавшись.
"Мой" Зайчик выглядел опечаленным, его, вероятно смутил мой отказ, — как можно не хотеть сладкого?! — поэтому решил уточнить.
— Magst du nichts süßes?3 — большие "заячьи" глаза с удивлением смотрели на меня.
— Nein, nein! Ich mag gerne süßes! Aber meine Zähne taten weh. Deswegen kann ich es mir nicht erlauben Süßigkeiten zu essen! Trotzdem, herzlichen Dank!4 — вежливо объяснила я свой отказ и поблагодарила девочку-Зайчика.
— Ah, so-o-o!.. — огорчённо удивилась моя Зайка и на полном серьёзе, совсем по-взрослому соблюдая "протокол", продолжила: — Dann wünsche ich dir eine gute Besserung! Tschüss!5
___________________________________
1 Möchtest du etwas süßes? Ich habe Schoko-Bonbons und andere Süßigkeiten. Willst du? — Хочешь чего-нибудь сладенького? У меня есть конфеты и другие сладости? Хочешь?
2 Oh, danke dir, aber ich möchte nicht! — О, спасибо тебе, но я не хочу?
3 Magst du nichts süßes? — Ты не любишь сладкое?
4 Nein, nein! Ich mag gerne süßes! Aber meine Zähne taten weh. Deswegen kann ich es mir nicht erlauben Süßigkeiten zu essen! Trotzdem, herzlichen Dank! — Нет, нет! Мне нравится сладкое! Но у меня болят зубы. Поэтому мне нельзя есть сладости. Но всё равно, большое спасибо!
5 Ah, so-o-o!.. Dann wünsche ich dir eine gute Besserung! Tschüss! — Вот оно что! Тогда желаю тебе скорейшего выздоровления! Пока!

ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЁМ

Как всегда, путь с работы лежал мимо частных домов. Это небольшой район, где живут не богачи, но довольно обеспеченные семьи. За много лет жители этой улочки меня уже знали, здоровались. Даже дети, которым, в общем-то, всё равно, что за тётка ходит много лет по их улице. Просто этих детей воспитывают несколько иначе, чем в спальных районах, заселённых иммигрантами, беженцами или, скажем так, малоимущими. Так вот, иду я как-то мимо одного дома, перед крыльцом которого играет девочка лет семи, наверное. Поздоровавшись, она спросила:
— А как тебя зовут?
— Меня зовут Елена. А тебя? Как твоё имя? — поинтересовалась я в ответ.
— А меня Зоэ́, — гордо ответила моя собеседница.
— У тебя очень красивое имя! — сделала я комплимент, мне и вправду очень понравилось её имя.
— Спасибо, — вежливо и с достоинством ответила Зоэ́.
— Ну, до свидания. Хорошего дня тебе, — попрощалась я с новой знакомой.
— Пока, и тебе хорошего дня, — в ответ пожелала мне Зоэ́, и я пошла дальше, к остановке автобуса.
Не спеша, нога за ногу я поднималась вверх по улице, когда услышала далеко за спиной:
— А знаешь, твоё имя тоже очень красивое! — не ударила в грязь лицом, дипломатически проявив вежливость, прокричала мне вслед Зоэ́.

АЛИСИЯ или ЛЮБОВЬ ЗЛА

На первый этаж, в квартиру, опустевшую после смерти от онкологии прежней жилички, заселилась женщина. Сама полька по национальности она была вполне интернациональной тёщей. Оба её зятя происходили из бывшего СССР. Хотя, судя по возрасту, этот СССР они уже не застали даже "в период полураспада". Плодом этого интернационального союза одного из "русских" зятьёв и польской дочери моей соседки стала девочка Алисия. Крепенькая, круглолицая, милая и забавная девочка с двумя косичками — ни разу не довелось видеть её с другой причёской или без косичек, словно они с рождения были приклеены к ней. Девочка очень славная, не по годам смышлёная. Она практически жила у бабушки-польки. Во всяком случае, сложно припомнить дни, когда бы её голосок не раздавался на игровой площадке под моим балконом.
В доме же напротив заселилась итальянская семья. Думаю, нет смысла объяснять, ЧТО такое итальянская семья. Но даже наличия в ней всего двух мальчишек хватило, чтобы в нашем дворе перестало быть тихо и спокойно. Казалось, что смысл выхода во двор и появления на игровой площадке Джованни и Марио, как звали этих упитанных мальчишек в очках-велосипедах, сводился у них к одному: они просто орали, по очереди зовя друг друга по именам. Было им лет по семь-восемь.
Алисии было четыре. И так случилось, что один их братьев-итальянцев, Джованни, стал, очевидно, первой детской симпатией Алисии: во дворе только и слышался её голос с контральтовыми нотками, зовущий Джованни. Понятно, у Джованни были иные интересы, отличные от того, чтобы играть с такой, по его понятиям, мелюзгой. В один прекрасный, действительно прекрасный, тёплый, солнечный и сухой день Алисия появилась во дворе с каким-то пледом под одной подмышкой и большой, яркой — даже с моего балкона на третьем этаже видно было, какая она яркая! — книгой под другой. Стараясь удержать под мышками свои бебихи, в руках она несла большой пакет чипсов. Расстелив свой "ковёр-самолёт" под отцветшей уже яблоней-китайкой, Алисия уселась в тенёчек и принялась рассматривать свою книгу. Понятно, что читать она ещё не умела, а чипсы, судя по всему, её не особо интересовали. Посидев минут десять она заскучала. Стянув с травы плед, поволокла его через всю лужайку обратно домой, зажав в другой руке чипсы, а под мышкой книгу. Но тут она заслышала голос Джованни! Быстренько проделав все манипуляции в обратном порядке, Алисия чинно расселась под яблоней в ожидании внимания к своей персоне, но не дождалась и сама позвала свою симпатию. Взгляд Джованни, судя по всему, быстренько вычленил из обстановки пакет с чипсами. Усевшись рядом с Алисией, он по-хозяйски разорвал упаковку, раскрыл на коленях книгу и, перелистывая страницы, стал рассматривать яркие картинки, усиленно хрустя при этом чипсами. Алисия сидела рядом, терпеливо и выжидательно уставившись Джованни в лицо — наверное, ждала. что он начнёт читать ей вслух её замечательную книгу. Вся её фигурка, её лицо и взгляд — всё было само внимание и готовность слушать. Но Джованни был безразличен и к её ожиданию, и к её вниманию. Неспешно дохрустев последними чипсами и долистав книгу, он закрыл её, по-деловому отряхнул руки от жирных картофельных крошек, а потом встал и просто ушёл. Алисия вздохнула, сунула под мышку книгу и потянула свой плед прямо по лужайке к дому. На зелёной траве одиноко блестел пустой пакет из-под чипсов.

РАЗГОВОР ПОД СВЕТОФОРОМ или
В МИРЕ ЖИВОТНЫХ

Ну вот! Все «красные» собрали! Мать твою... – в сердцах матюкнулся и выжидающе уставился на висевший над дорогой светофор мой огорчённый муж.
– Успокойся, не на пожар же торопимся! И словечки выбирай – дети очень быстро всё на ус наматывают.
На заднем сидении, расплющенные ремнями безопасности, сидели, как два воробья, наши карманного формата дети – а в кого им, собственно, не быть карманными?! Какое семя – такое и племя! «Народ оказался прав!»1
Светофор как сдох! А может быть, его просто замкнуло: несмотря на немецкий порядок, с ним иногда такое случалось, и стоять приходилось двойной срок. Уставшие от походов по магазинам Лидуха и Олежка клевали носом и смотрели в окно осоловевшими глазами. Но вдруг прямо перед мордой нашего «Гольфа», воспользовавшись пешеходной «зеброй», дорогу какими-то неуловимыми, ртутеподобными рывками перебежала маленькая рыженькая белочка, от охватившего её ужаса растопырив лапки и балансируя пушистым хвостом.
– Мама, мама, смотри! Смотри, белка! Белка бежит!
– Папа, не задави, сейчас зелёный будет, осторожно!
Дети так оживились, что забыли об усталости, бурно обсуждая увиденное: такие свободные перебежки белок через дорогу, прогулки оленей под окнами и высиживание дикими утками утят в кустах на детской площадке ещё не стали привычными для наших детей, большую часть своей такой ещё недолгой жизни проживших в довольно большом российском городе, где, кроме бродячих ободранных кошек и собак, в «свободном полёте» никакого зверья не наблюдалось.
– Na endlich!2 – проявил вдруг недюжинное знание «родного» языка мой немец-муж.
Загорелся зелёный свет, и под разгоревшийся на заднем сидении между детьми спор мы пересекли переход.
– Мам, а как белочки на свет рождаются? – явно заинтересованный этим вопросом спросил Олежка. – Они что, из яиц, что ли, вылупляются?
– Ты что, дурак, что ли? – возмущённая его невежеством и уверенная в своем всезнании вступила в дискуссию Лидия. – Из яиц зайцы вылупляются! А вот белки как, я не знаю, – недоумённо призналась она и задумалась.
Мы сначала и не поняли, какая связь между зайцами и яйцами, – просто прыснули от смеха. Через пару минут, когда из глаз уже текли слёзы, продолжая хохотать, я, сообразившая первой, растолковывала мужу этот странный для зайцев способ размножения длинноухих.
– И что ты ржёшь?! Умный у нас ребёнок! Просто гениальный! Она сделала логический вывод из того, что каждый год видит во всех магазинах, телевизионных рекламах и пасхальных подарках!
Муж непонимающе вытаращил на меня правый глаз, левым продолжая смотреть всё-таки на дорогу.
– На Oster3 что им дарят? Правильно, зайцев... и крашеные яйца! Так что прослеживается прямая связь: зайцы – яйца. Ребёнок сделал вывод: зайцы вылупляются из яиц, в противном случае, почему тогда они всегда рядом?!
Прошло несколько лет. О способах появления на свет кошечек, белочек, зайчиков и даже человеческих детёнышей благополучно просветили наших киндеров в школе. Случай этот стал нашим семейным анекдотом, воспоминания о котором неизменно вызывают приступы веселья... и грусти: быстро, ох, как быстро выросли детки!
____________________
1 «Народ оказался прав!» – фраза из телевизионной программы «Контрольная закупка», ставшая шаблоном.
2 «Na endlich!» (нем.) – «Наконец-то!»
3 Oster (нем.) – Пасха.

ОДИНОЧЕСТВО

По улице, тесной от спешащих по своим делам прохожих, шла девочка. Лет шести. Но в длинной на взрослый манер юбке. Милые воздушные кудряшки как-то не вязались с приподнятыми в озабоченности бровками. Она шла неспеша и, что самое интересное, рядом с ней не наблюдалось никого из взрослых, кто мог бы быть ее сопровождающим. А это было очень странно, потому что здесь, в Германии, дети такого возраста не прохлаждаются по-одиночке, без взрослых на улицах. Просто не имеют права, потому что взрослые не имеют права никуда отпускать их одних.
А девочка шла одна. Шла, как-будто отключившись от всей окружавшей ее суеты. Почему-то грустная, но очень решительная. И одинокая.
За собой на репсовом поводке она тянула плюшевого щенка.


ОЛЕЖКА И ГАРРИ ПОТТЕР



Тесто разливалось по раскалённой сковороде, шипя и пузырясь. Пузыри лопались, и получалось множество дырочек. Блины удались! Румяные и кружевные, они стопочкой возвышались над
большой тарелкой. За этим занятием – выпечкой блинов – я и не заметила, что в детской воцарилась тишина. Подозрительная, настораживающая... Очень странная, учитывая шебутной характер сына. Осторожно, чтобы не спугнуть и не испугать, приоткрываю дверь. Олежка за письменным столом. Пыхтит, сопит, чем-то очень занят, высунув язык – очевидно, решил, что это помогает. Сын рисовал! В школе дали задание нарисовать что-нибудь на тему прочитанной книги. В тренде на тот момент был «Гарри Поттер». Не думаю, что Олежка одолел этот толстючий, вроде толстовского «Войны и мира», том. Конечно, что-то прочитал, но... Для него, десятилетнего, это было свыше всяких сил – сидеть и читать часами что-то, как бы это ни было интересно. То ли дело киношка: посмотрел два часа – и всё понятно и известно! Но, тем не менее, что-то он, конечно, прочёл и, судя по всему, впечатлился, иначе бы не рисовал, высунув язык, уже часа полтора как минимум.
– Мам, я тут Гарри Поттера рисую. Нам задали... Ну никак эти идиотские очки не получаются! – Олежка уставился в обложку, с которой срисовывал полюбившегося мальчика-волшебника. – Ты не можешь нарисовать за меня очки этому Поттеру?
– Нет, сына, за тебя нарисовать я не могу – это же тебе задали, а не мне. Да и нечестно это будет. Как же тогда ты принесёшь и скажешь, что это ты нарисовал?! Но я тебе помогу! Давай чистый листок.
Выдрав из рабочей тетради листок, Олежка положил его передо мной, сунул в руки карандаш...
– Вот, сына, смотри: вот нос Гарри Поттера... Видишь, как на носу сидят его очки? Вот, дугой на переносице перемычка… Гарри Поттер смотрит не прямо, но и не в профиль... Значит, немного под углом всё будет, приблизительно вот так.
Я рисовала на листке маленького очкарика, а Олежка наблюдал...
– Ну как, понял, где твоя ошибка? Действуй, у тебя всё получится! А рисунок у тебя получается просто суперский!
В школе на уроке рисования учительница работу похвалила, но не поверила, что Олежка нарисовал любимого литературного героя сам.
– А ты сам это нарисовал? – в который раз выспрашивала она у Олежки.
– Конечно, сам! – обиженно и в запале отвечал «художник».
– У меня ещё очки не получались, но мама научила меня, как исправить.
– Так может быть, это мама и нарисовала за тебя? – допытывалась учительница.
– Да нет, что вы, она сказала, что это было бы нечестно! – пытался доказать своё авторство Олежка.
– Ну, хорошо, я поставлю тебе... двойку1, потому что не уверена, что ты самостоятельно это нарисовал.
Огорчённый Олежка сел за свой стол, подперев щёку рукой.
Тут и урок закончился, прозвенел звонок, и началась пауза.
Дети, как и все в таком возрасте, устав от сидения и послушания на уроке, «отрывались» по полной программе на перемене.
Кевин, как всегда, превзошёл всех, выкаблучивался и изощрялся, как на «празднике непослушания». В довершение ко всему, набрав полный рот воды, он, как из пульверизатора, обрызгал какую-то девочку и... О, ужас! Фонтан брызг окатил не только загрустившего Олежку, но, что было катастрофой, попал и на его рисунок! Олежка, отряхивая своё творение от брызг, истошно закричал:
– Дурак! Дурак! Ну вот что ты наделал??? Ты испортил мою картину!!! – пытаясь промокнуть платком водяные брызги, залился слезами убитый горем автор.
Он плакал так горько, что одноклассники затихли, окружив его с его горем плотным кольцом. На рёв в класс вернулась учительница. Увидев, с какой безутешностью рыдает над своим Гарри Поттером Олежка, она аккуратно промокнула ему слёзы и брызги воды на листке с рисунком.
– Олег, так плакать может только тот, кто сам нарисовал это! – промолвила, задумавшись, и, взяв ручку, исправила в журналеи на рисунке оценку.
– Я ставлю тебе «единицу», ты заслужил её! Теперь я верю, что ты сам нарисовал этого замечательного Гарри Поттера!

* * *
Прошло шестнадцать лет... Наводила порядок в бумагах и документах... Вспомнив всю эту историю, глядя на рисунок, я опять заботливо убрала его в коробку с «семейными ценностями».
______________________
1 «Двойка» – вторая по достоинству оценка в школах Германии. Выше только «единица», соответствующая российской отметке «пять».

ДИНО

Где-то за поворотом дороги, ведущей к трём восьмиэтажкам, заселённым как местными немцами, так и иностранцами всех мастей, раздавались громкие звуки мелодии известной песни "Кукарача"...
— Дино! Дино приехал! — радостно вопили со всех сторон разномастные и разновозрастные дети. Все, играющие на двух шпильплятцах кто во что и находящиеся "в автономном плавании" на территории, выходящей далеко за границы огромного двора, заслышав знакомый позывной, хотя точнее было бы назвать "зазывной", гурьбой устремлялись навстречу микроавтобусу тёмно-сиреневого цвета. В жаркие дни летних каникул да и вообще в тёплые дни любого времени года появления микроавтобуса, ярко разрисованного изображениями всевозможных вафельных рожков с разноцветными шариками мороженого, с нетерпением ждали все дети района. Дино был любимцем всей детворы в округе. Ещё бы не любить его! Дино был продавцом мороженого. На бочине его магазинчика на колёсах красовалась надпись: "Dino's Eis", что означало "Мороженое Дино". Торговля всегда шла бойко, ведь мороженое у Дино было на любой вкус и на любой карман. Здесь было мороженое и в маленьких вафельных рожках, и в больших, где вафля была свёрнута на манер кулька, куда помещалось несколько шариков мороженого; и в пластиковых шальках-стаканчиках, к которым выдавались маленькие разноцветные пластмассовые ложечки... Мороженого было много! Разного, на выбор: здесь было и мороженое "Голубой ангел" дикого цвета, от которого язык становился синим, и "Штрацителла" — ванильное мороженое с тёртым шоколадом, и клубничное, и лимонное... Да всех сортов и не перечесть! Помимо такого разнообразия собственно мороженого, была масса всевозможных наполнителей: разноцветных, напоминающих конфетти, посыпок, фруктовых сиропов, соусов из шоколада и карамели, нарезанная клубника... В общем, как говорится, любой каприз за ваши деньги. Конечно, для некоторых родителей приезд Дино был порой равнозначен стихийному бедствию — как устоять под натиском чад, клянчащих в состоянии эйфории минимум пятьдесят центов, а иногда и больше. А если в семье детей несколько?.. В общем, не все родители разделяли с детьми любовь к Дино. Но что такое пятьдесят центов по сравнению с той радостью, которую привозил с собой этот весёлый молодой грек?! В городе весь бизнес по продаже мороженого контролируется итальянцами, ведь именно в Италии появилось когда-то первое мороженое, и смешно было бы отдавать такое прибыльное дело в чьи-то чужие руки! Поэтому грек, продающий мороженое, был исключением из сложившихся правил.
В очереди к заветному окошку всегда находились желающие получить вожделенную порцию лакомства без очереди. Но Дино чётко следил за порядком, не позволяя никому беспредельничать. Почти всех детей он знал по именам!
— Эй, Михаэль, ты куда лезешь без очереди? Катрин стояла перед тобой!
И Михаэль ретировался, зная, что иначе его никто не обслужит и свой заветный стаканчик ему придётся ждать очень долго.
— А ты, Давид, ты чего руками машешь? Смотри, выбил у Олега мороженое из рук! Что, отдать теперь твоё мороженое ему?
Давид недобро таращился на Олега, оставшегося без мороженого, в запачканой выбитым из рук "Голубым ангелом" рубашке и уже совсем готового расплакаться от обиды. Но у Дино никто не оставался обиженным, он умело утрясал подобные неприятности, щедро наполняя вафельный рожок новой порцией. Бесплатно — ну не обеднеет же он, лишившись пары-тройки ложек мороженого, тем более, что в конце дня большинство контейнеров всё равно должно быть вымыто от его остатков. А иногда он мог долго играть с детьми прямо на шпильплятце в настольный теннис, награждая победителя мороженым! Ну и как было детям не любить его?!
Дино был не просто продавец мороженого. Это был человек-праздник! В общем-то, почему был? Он есть и сейчас! Нет-нет да и увидишь его машину в разных частях города. Просто дети выросли — двадцать лет прошло со времён теннисных боёв между ними и Дино! Наверное, играет теперь с другими ребятами. Но как-то пару лет назад Олег случайно встретился с Дино в греческом ресторане. Олегу уже под тридцать. Конечно, трудно сразу узнать в нём худенького белобрысого пацанёнка. Но Дино узнал! Впомнил и проделки Олега, и игру в теннис! Это был всё тот же весёлый, щедрый, добрый Дино! Только виски грека стали уже седыми.

ДАРЫ ВОЛХВОВ

Наверное, нет человека, взрослого, читающего человека, который не знает сюжета рассказа О.Генри "Дары волхвов". Для тех, кто подзабыл, напомню.
Молодая супружеская пара готовилась к Рождеству, но денег на подарки друг другу у них не было. Из всех ценностей-то у них и было: у него хорошие карманные часы, доставшиеся, наверное, от отца, а у неё роскошные волосы. Парикмахер давно предлагал ей хорошие деньги за волосы, из которых он сделал бы на продажу дорогой парик. Но муж запрещал ей остричь волосы. Перед Рождеством в витрине магазина он увидел дорогие черепаховые гребни — они бы так украсили причёску жены! А она увидела редкой красоты цепочку для карманных часов — она так подошла бы к часам её мужа! На Рождество он, продав часы, купил для жены гребни, а она, продав свои прекрасные волосы, купила цепочку. Гребни для остриженных волос. И цепочку для проданных часов. К чему я это?..
Гимназия это вам не Hauptschulle, где учатся, в основном, разгильдяи и оболтусы, не желавшие в своё время прикладывать усилий к учёбе. Это не значит, что ученики Hauptschulle люди второго сорта, отнюдь. Просто у них образование не цель их жизни. Гимназия — это другое дело. Гимназия это серьёзно. Это возможность поступить по её окончании в университет. Поэтому в гимназии дети довольно серьёзные. Конечно, назвать их детьми не совсем верно — одиннадцатый-двенадцатый класс это семнадцати-всемнадцатилетние люди, подростки, в общем-то. Уже не дети, ещё не взрослые. С дочерью в гимнази училась девочка. Её звали Николь. Девочка и девочка. Ничего особо выдающегося. Кроме одного. За спиной у неё, оттягивая голову назад, красовалась толстая, длинная — ниже бёдер, ниже той части тела, на которой сидят — коса. На эту косу и внимания-то уже никто не обращал — за те два года, что учились вместе в гимназии, все давно привыкли к этой косе за спиной у Николь. Но вот однажды Николь приходит в класс и... О ужас! Косы нет. Волосы острижены не коротко — прикрывают мочки ушей. Но косы-то, косы нет! Никто особо и не интересовался, с чего вдруг такие перемены. В этом возрасте всевозможные панки и готы и налысо голову обривают, и в кислотно-зелёный или цикламеновый цвет волосы перекрасить могут. Или напутать из волос африканские дрэды... Так что ничего удивительного, что остригла косу, бывает и пострашней. Только какое-то время спустя ситуация прояснилась. Оказалось, Николь отращивала волосы, чтобы пожертвовать их на изготовление париков для больных онкологией детей. Вот такой вот "дар волхвов".

БОЛЬШОЙ РЕБЁНОК, КОТОРЫЙ НИКОГДА НЕ СТАНЕТ ВЗРОСЛЫМ

Маршрут автобуса, на котором я ездила на работу, пролегал мимо спецшколы. По-немецки — Sonderschulle. В Германии есть разные спецшколы: Erziehungsschulle — воспитательные школы для "трудных детей", Förderschulle — вспомогательные школы разной специализации для детей со всевозможными отклонениями в умственном или физическом развитии, в инвалидных креслах. Во вспомогательные школы детей возят в микроавтобусах, забирая их от дома и привозя после занятий обратно прямо к дому, где их в обязательном порядке должен встретить кто-то из взрослых. Что интересно, водителями в этих автобусах бывают в основном женщины, особенно если это транспортировка детей с отклоненями в умственном развитии — такие детки доверчивее относятся именно к женщинам. Есть спецшколы для тех, кто по умственному развитию на всю жизнь остались детьми, но по возрасту уже давно взрослые люди — очень часто они уже и седые. Эти школы для них, скорее, что-то вроде детских садов, где они проводят время, пока их родные работают. Их на микроавтобусах не развозят. Они пользуются обычным городским транспортом, но обычно в сопровождении одного-двух преподавателей. Вот именно мимо такой школы и возил меня автобус на работу. На остановке, которая располагалась прямо напротив входа в школу, в автобус входила большая группа подопечных школы. Это были внешне взрослые люди с поведением и умственным развитием детей. Некоторые были не очень ухожены, от них дурно пахло, иногда даже полными памперсами, и поведение их часто было непредсказуемо. Зная об этом из многолетней езды в этом автобусе, я старалась занимать одиночное место, чтобы никто из них не мог ко мне подсесть. Да не осудят меня за это читатели: у меня был печальный опыт нападения на меня таким нездоровым взрослым "ребёнком" на автобусной остановке. Среди учащихся, ну а если говорить откровенно, то, скорее, пациентов этой школы и постоянных пассажиров автобуса был один, особо отличавшийся внешне: в любое время года он был в бейсболке, а на шее, прикреплённый карабином к широкой прочной ленте, висел плюшевый мишка Тедди. Всегда! Кроме этого мишки на шее, этот человек отличался ещё и тем, что всегда вставал возле водительской кабины — ему, очевидно, нравилось наблюдать, как водитель управляет автобусом. К нужной мне остановке толпа этих школьников обычно рассасывалась. Дальше меня ехал только этот посетитель школы с мишкой на шее. Как-то летом, когда автобус к концу маршрута становился почти пустым, а из-за обильного цветения всего, что только может цвести, разыгралась моя аллергия, я, сидя в самом конце автобуса, громко чихнула. Вдруг спереди, от самой водительской кабины, через весь автобус кто-то очень громко крикнул мне:
— Gesundheit!1
— Vielen Dank!2 — поблагодарила я совершенно автоматически.
Я настолько растерялась, что не сразу сообразила, кто именно пожелал мне здоровья. Выглянув из-за сиденья вперёд, я увидела мило улыбающегося мне владельца плюшевого медведя.
_______________________
1 Gesundhei! — Будьте здоровы! (нем.)
2 Vielen Dank! — Благодарю! (нем.)
Оценили 2 человека
Показать список поделившихся






















Сертификат Поэзия.ру: серия 3904 № 190056 от 02.06.2025
1 | 0 | 455 | 05.12.2025. 10:15:13
Произведение оценили (+): ["Светлана Ефимова"]
Произведение оценили (-): []


Комментариев пока нет. Приглашаем Вас прокомментировать публикацию.