Лев Рахлис - Детский поэт, писатель, сценарист, журналист когда-то он издал свою самую первую и самую знаменитую книжку "Шишел Мышел", вышедшая в Челябинском Южно-Уральском книжном издательстве, которая сразу стала настоящим событием в литературной жизни города.
- Стихи я начал писать с детства. Мне повезло! Будучи школьником - село, где я родился было довольно живописное, с множеством фруктовых деревьев и огородов. Рядышком с нашим домом протекала веселая речушка по имени Жерев, в которой мы, ребятишки, купались, плескались, ловили рыбу и раков и чувствовали себя самыми счастливыми людьми на всем белом свете. Вот поэтому я так много пишу о животных, о природе.
- Творческаяя судьба у меня, как я уже говорил не просто складывалась. Меня долго не печатали, запрещали, хотя когда я приносил свои стихи в редакцию, то слышал только восторженные комплименты и советы - опубликовывать! Но в итоге мои книжки мариновались там десятилетиями.
Сдав в Южно-Уральское книжное издательство свою первую рукопись для детей – «Шишел-Мышел». Пять лет ходила она по всяким инстанциям, по рецензентам и, наконец, в синяках и ссадинах, в 1973 году появилась на свет Божий с пузатым самоваром на обложке.
Потом вышла моя вторая детская книжка - «То ли правда, то ли нет?». Чтобы прорваться к читателю сквозь все пограничные заслоны, неведомо кем чинимые, этой книжке понадобилось 12 лет.
И вдруг - повторный тираж этой книги, совершенно неожиданный для меня 200 000 экз.
Ну, потом сквозь холодную толщу асфальта стали пробиваться и другие зеленые лепестки моих тоненьких книжек – медленно, трудно и с большими интервалами.
- Я не привязан к вещам. Но с трудом меняю оседлость. Просто, когда ты в полной мере понимаешь, что это не то место, где ты не родился и вырос. И тут, в Атланте, я замечал не раз – люди зачастую очень легко отрекаются от своего прошлого. Ну да Бог с ними. И, конечно с этим мне приходит на ум одна известная мысль: кто в прошлое выстрелит из пистолета, в того будущее пальнет из пушки.
- На моё дальнейшее творчество повлиял один незабываемый, счастливый случай. Где-то в начале 70-х годов по Челябинскому телевидению
Леонид Леонидович Оболенский (легендарный режиссёр немого кино, сценограф) прочитал моё первое стихотворение
«Эге-Ге».
Леонид Леонидович Оболенский прочитал стихотворение про румянощёкую девчонку, которая «научила прыгать всех на одной ноге» с такой легкостью веселым озорством..., что на следущий день я проснулся "знаменитым".
Так состоялась премьера «моего детства», благодаря которой я вдруг понял, что писать стихи для детей надо, не мудрствуя лукаво, легко и весело.
- А постоянное общение с детьми в моменты своих многочисленных литературных встреч, зная детскую психологию подтолкнуло меня к мысли, что здесь нужно проявлять фантазию, радоваться и смеяться, прививая детям умения мыслить. Я считаю, что с ребенком нужно общаться на равных, а значит, уважать их чувства,
- Моя жизнь весьма обыденна, а кто-то даже назовет ее скучной. Но я нередко стараюсь совершать бегство от себя, серьезного и скучного, к тому себе, далекому - в коротких штанишках и с конопушками на носу. Вот так и появилась моя первая книжка для детей - "
Шишел-Мышел". А потом появилась вторая, затем - третья и т.д.
- Мне многие читатели моих книжек пишут, что "
Вы - это мое детство". Такие слова не часто слышишь. И это самое лучшее признание для детского писателя.
- Я до сих пор считаю, что для того чтобы родились стихи, нужен толчок изнутри. Тут даже и размер стиха не надо нащупывать — он приходит сам.
- Я давно написал две поэтических историй сказок для коротких фильмов для детей это:
"Три весёлых рыбака" и
"Медведь, комар и старшина милиции". Эти истории очень увлекательны и была мечта сделать их мультиками. Но мечта так и осталась где-то там. И герой моей книги
"Шишел-Мышел" о конопатом мальчишке которая сразу же обратившая на себя внимание, тоже написана в мультяшном стиле.
- Журналистика, к которой я так скептически всегда относился и всячески избегал прямого в ней участия, вдруг cделалась для меня делом будничным и ежедневным.
Встречи, интервью, статьи, стрессы перед выпуском каждого номера, - всё это только внешняя сторона айсберга. Что же касается его подводной части, то разговор этот долгий.
- В бумажной газете где я работал в качестве главного редактора читателей у неё не так уж и много было. Сейчас ведь читатель, уходящий в компьютер, в бизнес да мало ли куда. И шествие это, похоже, неостановимо. И тут я хочу вспомнить строчку из стихотворения автора
Артура Саркисяна – «Я говорю – меня не слышат». Могучая строка. Объёмная. Автору удалось выразить в ней весь драматизм нашего времени. Думаю, что сам он и не подозревает об этом. По сути, эта строчка – законченное стихотворение:
Я говорю – меня не слышат...
- Я не люблю отдыхать вообще. Мне повезло как мужу: в семье меня поощряли быть писателем, а не "бизнесменом". Свои правила в быту я не меняю уже много лет. Т.е. жарю картошку, мягкий хлеб не употребляю. Я привык к твердому. А жаренная картошка это моя любимая студенческая пища.