Автор: Редколлегия
Дата: 04-11-2023 | 11:48:16
//- Ну вот
опять вы начинаете препарировать, расчленять стихи, «алгеброй поверять гармонию»,
а в действительности убивать поэзию...
- А вы разве никогда не высказываетесь хотя бы как читатель по поводу тех или иных
стихов?..
- Почему же? Высказываюсь, но именно как читатель —
эмоционально: нравится или не нравится... И всё.//
Подобные диалоги приходится вести часто... И вот этого ограниченного «нравится-не
нравится» мне всегда слишком недостаточно: я пытаюсь разобраться, почему мне
это понравилось или не понравилось, при этом я пытаюсь разбираться-объясняться
открыто, делиться с другими.
Вот и по поводу «проверить алгеброй гармонию».
Думаю, что никому ещё так основательно и точно не удавалось объяснить
предназначение критики в широком смысле слова, как Белинскому лет 200 назад.
У разума в изучении искусства есть «только один путь и одно средство, — писал
русский критик, — разъединение идеи от формы, разложение элементов, образующих собою данную
истину или данное явление. И это действие разума отнюдь не отвратительный
анатомический процесс, разрушающий прекрасное явление для того, чтобы
определить его значение. Разум разрушает явление для того, чтобы оживить его
для себя в новой красоте и новой жизни, если ОН НАЙДЁТ СЕБЯ В НЁМ. От процесса
разлагающего разума умирают только такие явления, в которых разум НЕ НАХОДИТ
НИЧЕГО СВОЕГО и объявляет их только эмпирически существующими, но не
действительными. Этот процесс и называется «критикою».
То есть, настоящая поэзия «не разрушится» и «не умертвится» ни при каких
обстоятельствах — «разрушиться» и «умертвиться» может лишь не-поэзия.
Поэтому для
графоманов и эпигонов критики — «потомственные враги».
И важно заметить что критический подход предполагает довольно глубокое
проникновение в текст. Известно, что наиболее эмоциональные, а тем более
неискушённые, читатели, как правило, не отличаются терпеливым, дотошным
чтением, их достаточно «зацепить» какой-нибудь чувственной, порою банальной
фразой, при этом не обязательно имеющей отношение к поэзии.
В связи с этим хочется обратиться к одной статье историка культуры Михаила
Гершензона, которая была опубликована в журнале «Вопросы теории и психологии
творчества» — ровно 100 лет назад — в 1923 году. Она называлась «Читая Пушкина».
Напомню, что это было время, когда представители Пролеткульта, не без влияния
некоторых наших рьяных авангардистов, призывали сбросить Пушкина с корабля
современности.
Так вот, Гершензон утверждал, что тот, кто учился читать по слогам, кто умеет
осмысленно воспринимать отдельные буквы и их соединения в слоги, — сохраняет
это умение и при беглом чтении — эту привычку членораздельного
внимания.
И очень актуально, тем более для сегодняшнего времени, звучит сетование учёного
на то, что теперь только немногие умеют «читать пешком» — почти все
читают «велосипедно», по 30 и 40 вёрст, вернее, страниц в час.
Представляете, это сто лет назад! Что бы он сказал сейчас, интересно?
«Всякую содержательную книгу надо читать медленно, — рекомендует
Гершензон, — особенно медленно надо читать поэтов, и всего медленнее надо читать
Пушкина, потому что его короткие строки наиболее содержательны из всего, что
написано по-русски...»
А далее просто гениальная характеристика пушкинской манеры, требующей «чтения
пешком»:
«Его глубокая мысль облицована такой обманчивой ясностью, его очаровательные
детали так уравнены вгладь, меткость его так естественна, что при беглом чтении
их не заметишь».
И это говорится о классической поэзии. А что же можно тогда сказать о поэзии
современной, где художественный язык представляет порою сложный код, требующий
ещё более терпеливого, досужего прочтения.
Редколлегия, 2023
Сертификат Поэзия.ру: серия 339 № 178108 от 04.11.2023
2 | 0 | 396 | 22.12.2024. 08:20:19
Произведение оценили (+): ["Светлана Ефимова"]
Произведение оценили (-): []
Комментариев пока нет. Приглашаем Вас прокомментировать публикацию.