Автор: Редколлегия
Дата: 04-11-2023 | 11:44:44
... Проживает по бивуакам
стихотворная благодать.
Но раз поэтов не убивают,
значит, некого убивать.
А. Вознесенский.
В марте 1956 года, как известно, состоялся знаменательный XX съезд партии,
осудивший культ личности Сталина.
А ровно через два месяца на переделкинской даче застрелился Александр Фадеев.
В официальном некрологе, опубликованном в «Правде», говорилось, что писатель
«страдал тяжелым прогрессирующим недугом — алкоголизмом, который привел
к ослаблению его творческой деятельности».
Этим двум событиям, определённо связанным между собой, Борис Пастернак посвятил
стихотворение:
Культ личности забрызган грязью,
Но на сороковом году
Культ зла и культ однообразья
Ещё по-прежнему в ходу.
И каждый день приносит тупо,
Так что и вправду невтерпёж,
Фотографические группы
Одних свиноподобных рож.
И культ злоречья и мещанства
Ещё по-прежнему в чести,
Так что стреляются от пьянства,
Не в силах этого снести.
В последних двух строчках, с одной стороны, явно выражен сарказм по поводу
самоубийства из-за пьянства, с другой — прямое указание на то, что стало
действительной причиной суицида писателя.
Сохранилась предсмертная записка Александра Фадеева:
«Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал
жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии и теперь
уже не может быть поправлено».
Казалось бы, более чем странным звучит такое признание и выглядит такой
поступок через три года после смерти Сталина.
Впрочем, не менее странный смысл несёт и первая строчка стихотворения
Пастернака:
«Культ личности забрызган грязью...»
Совершенно точно по поводу этой строки заметил писатель Бенедикт Сарнов, что в
ней «слышится явное неприятие того положения вещей, при котором культ Сталина
оказался «забрызган грязью». В ней слышится даже что-то вроде сожаления по
поводу того, что Сталин был низвергнут со своего пьедестала. Что-то даже вроде
ностальгии по поводу канувшей в прошлое величественной сталинской эпохи».
В принципе, этот же смысл напрямую считывается и в содержании предсмертной
записки Фадеева: ведь вот это «самоуверенно-невежественное руководство партии»
адресовано, очевидно же, Хрущёву.
Никакой оттепели Фадеев не принял.
А на XX съезде КПСС деятельность лидера советских литераторов была
подвергнута жёсткой критике Шолоховым.
Фадеева прямо называли одним из виновников репрессий в среде
советских писателей.
Действительно, при Сталине ни один из литераторов не занимал столь высокие
посты, как Фадеев, руководивший писательскими организациями разного уровня.
В 1926-1932 годах он был одним из организаторов и идеологов РАПП
(Российская ассоциация пролетарских писателей); после ликвидации РАПП до 1939
года Фадеев — заместитель Оргкомитета по созданию Союза писателей СССР; до 1954
года — генеральный секретарь и председатель правления Союза писателей; не
говоря уж о том, что Александр Фадеев являлся членом ЦК КПСС, депутатом
Верховного Совета как РСФСР, так и СССР разных созывов, вице-президентом
Всемирного Совета Мира...
Короче, влиятельнейшая фигура.
Естественно, как чиновник такого высокого ранга Александр Фадеев «проводил в
жизнь решения партии и правительства» по отношению к своим
коллегам: Михаилу Зощенко, Анне Ахматовой, Андрею Платонову...
И как мы помним, «решения» эти носили репрессивный характер.
Но одновременно Фадеев мог хлопотать о выделении денег из фондов Союза
писателей СССР для оставшегося без средств к существованию Зощенко, принимать
участие в судьбе Николая Заболоцкого, Льва Гумилёва,
поддерживать опять же финансово лечение Андрея Платонова.
Такое «раздвоение» объясняет много странного и в отношениях Фадеева с
Пастернаком — в отношениях достаточно близких — ну хотя бы тех же соседских по
переделкинской даче.
Это давало возможность Пастернаку не раз обращаться к Фадееву за разного рода
помощью и поддержкой, и не только для себя (например, по поводу издания
шекспировских переводов или прикрепления семьи к Кремлевской больнице).
Так, Пастернак устроил в Переделкино встречу Фадеева с Анной
Ахматовой, приехавшей из Ленинграда, чтобы просить у высокого
партийного чиновника помощи в освобождении сына.
Но все эти обстоятельства не мешали Фадееву с высоких трибун громить
Пастернака, осуждать его за отрыв от народа, «чуждый советскому
обществу идеализм», а также за его «уход в переводы
от актуальной поэзии в дни войны».
Именно Фадеев настоял на уничтожении тиража сборника «Избранные
произведения» Пастернака, увидев в стихотворении «Зимняя ночь» вызов
партии.
Фадеев уведомлял ЦК ВКП(б):
«…сборник начинается с идеологически вредного „вступления“,
а кончается пошлым стихом ахматовского толка „Свеча горела“. Стихотворение
это, помеченное 1946 годом и завершающее сборник, звучит
в современной литературной обстановке как издевка».
Илья Эренбург замечал, как «смелый, но дисциплинированный солдат» Фадеев
«то и дело противоречил себе», и вспоминал, как после очередного доклада
«Александр Александрович уговорил меня пойти в кафе, заказал коньяк
и сразу сказал:
- Илья Григорьевич, хотите послушать настоящую поэзию?..
Он начал читать на память стихи Пастернака, не мог остановиться,
прервал чтение только для того, чтобы спросить:
- Хорошо?».
Интересно, что сам Пастернак привык к такой «биполярочке» Фадеева и рассуждал
на этот счёт вполне себе философски:
«Фадеев лично ко мне хорошо относится, но, если ему велят меня
четвертовать, он добросовестно это выполнит и бодро об этом отрапортует,
хотя и потом, когда снова напьется, будет говорить, что ему очень меня
жаль и что я был очень хорошим человеком».
Но многие коллеги писателя знали, что сам Фадеев больше всех страдал от такого «раздвоения»,
периодически впадал в депрессию и в последние годы своей жизни уходил нередко в
долгие запои.
Но, по свидетельству современников писателя, за неделю до самоубийства Фадеев
перестал пить.
Так что нельзя сказать твёрдо, что явилось причиной добровольного ухода
писателя из жизни, — то, что произошло на XX съезде партии, или накопившееся с
годами нервно-психологическое напряжение от острой рефлексии...
Стихотворение Пастернака с упоминанием самоубийства Фадеева в какой-то мере
стало пророческим и для самого поэта.
Именно период оттепели для Пастернака станет суровой зимой, когда через два
года, в связи с присуждением ему Нобелевской премии, поэта исключат из Союза
писателей и начнётся его травля, в которой примут участие и коллеги Пастернака
по творческому цеху.
Так что «культ злоречья и мещанства», как и писал поэт, таил в себе больше
опасности, чем «культ личности».
Думаю, Пастернак отчётливо видел разницу между личностями Хрущёва и Сталина в
плане понимания ими литературы и искусства. Для Хрущёва всё это являлось чистым
продолжением идеологии, не более того. Сталин же разбирался в этом гораздо
глубже и при этом его даже больше интересовала психология самого писателя и
поэта.
Сталин выносил вердикт «наш он или не наш» (вспомните его оценку Булгакову)
после определённого анализа.
И вот здесь мы подходим к извечной жизненной и художественной теме: власть и
художник, деспот и поэт, тиран и певец... Или, как сформулировала это поэт и
учёный Ольга Седакова, - «поединок земной власти и неземного дара», «дуэль
власти как персонифицированного насилия – и свободного дара, вдохновения,
происходящего из неведомых, неучитываемых властью инстанций, – не исчерпанный
историей сюжет».
И как бы сам собой в памяти возникает, уже ставший легендой, телефонный
разговор между Сталиным и Пастернаком по поводу Мандельштама.
К нему часто обращаются по разным поводам.
Но, наверно, не все знают, что существует более десятка версий этого
разговора...
Часть 2
Художник, береги и
охраняй бойца:
В рост окружи его сырым
и синим бором
Вниманья влажного.
Не огорчить отца
Недобрым образом
иль мыслей недобором...
О. Мандельштам
(«Ода Сталину»).
Когда читаешь телефонный разговор Сталина с Пастернаком, складывается ощущение,
что при этом разговоре присутствовал стенографист: настолько всё чётко
расписано в лицах.
Ясно, что со стороны Сталина не могла вестись такая запись)).
Об этой беседе мы узнали со слов самого Пастернака. Но это не похоже на
воспоминания: так не вспоминают, расписывая реплики по ролям.
Единственное объяснение — Пастернак неоднократно прокручивал в голове этот
разговор, постепенно восстанавливая дословно всё новые и новые подробности
этого диалога. Тем более, известно, что поэт делился этой историей не с одним
человеком, и каждый раз его рассказ, видимо, дополнялся новыми деталями и получал
новый вариант развития.
В связи с этим возникает и другой вопрос: как Пастернак решился пересказывать
свой разговор со Сталиным посторонним лицам, не представляя себе всех
последствий?
И оказывается, по одной из версий, после того, как Сталин прервал разговор и
повесил трубку, Пастернак попробовал снова с ним соединиться, но попал на
секретаря. Поэт спросил: может ли он рассказывать об этом разговоре или следует
о нем молчать? «Его неожиданно поощрили на болтовню — никаких секретов из этого
разговора делать не надо...».
Странная всё-таки просьба в данной ситуации: почему именно это было так важно
для Пастернака?
Так или иначе, но Москва скоро заговорила об этом.
Надежда Мандельштам вспоминала:
«... Пастернак, передавая мне разговор, употреблял прямую речь, то есть
цитировал и себя и своего собеседника... очевидно, всем Пастернак передавал это
в одинаковом виде, и по Москве он распространился в точном варианте».
Но на самом деле по Москве ходили разные версии. И свою лепту наверняка вносили
всякого рода «перелагатели», так что история этого разговора обретала формат «испорченного
телефона».
Философ и историк Исайя Берлин подтверждал:
«Этот разговор стал впоследствии знаменитым, и ходило и до сих пор ходит много
разных версий о нем... Пастернак мне ее рассказал в 1945 году».
Эти разные версии и в наши дни, как по эстафете, передаются из уст в уста, из
публикации к публикации.
Например, упомянутый нами ещё в предыдущем посте писатель Бенедикт Сарнов в
своей книге «Сталин и писатели» насчитывает таких версий ровно двенадцать.
Но, сколько бы этих версий не было, главная тема разговора остаётся неизменной:
13 июля 1934 года Сталин позвонил Пастернаку по поводу судьбы сосланного
Мандельштама.
Почему Сталину необходимо было позвонить Пастернаку? И тут тоже возникают
разные версии. Например, вождь узнал, что Бухарин хлопотал за Мандельштама по
просьбе Пастернака.
Сталину надо было узнать у него, представляет ли что-то важное Мандельштам, «нужный»
он поэт или нет.
И вот суть разговора общеизвестной «среднестатистической версии»:
//Сталин сообщил Пастернаку, что дело Мандельштама пересматривается и что с ним
все будет хорошо. Затем последовал неожиданный упрек, почему Пастернак не
обратился в писательские организации или “ко мне” и не хлопотал о Мандельштаме.
“Если бы я был поэтом и мой друг-поэт попал в беду, я бы на стены лез, чтобы
ему помочь…”
Ответ Пастернака: “Писательские организации этим не занимаются с 27 года, а
если б я не хлопотал, вы бы, вероятно, ничего бы не узнали…”
Затем Пастернак прибавил что-то по поводу слова “друг”, желая уточнить характер
отношений с Мандельштамом, которые в понятие дружбы, разумеется, не
укладывались.
Сталин прервал его вопросом: “Но ведь он же мастер, мастер?”. Пастернак
ответил: “Да дело не в этом…” — “А в чем же?” — спросил Сталин. Пастернак
сказал, что хотел бы с ним встретиться и поговорить. “О чем?” — “О жизни и
смерти”, — ответил Пастернак. Сталин повесил трубку.//
Нет нужды подробно останавливаться на всех версиях разговора: с ними можно
ознакомиться в открытом доступе.
Заметим лишь, что в большинстве вариантов данной ситуации Пастернак выглядит
как бы не совсем в выгодном свете, и в первую очередь в связи, мягко говоря, с
неопределённостью его высказывания по отношению к Мандельштаму:
"Вместо того, чтобы просить за Мандельштама, Пастернак промычал что-то
вроде: “Вам лучше знать, товарищ Сталин”.
(Галина фон Мекк. Такими я их помню... //Сохрани мою речь 3/2. М, 2002. );
«... Трубку взял Сталин и сказал:
– Недавно арестован поэт Мандельштам. Что вы можете сказать о нем, товарищ
Пастернак?
Борис, очевидно, сильно перепугался и ответил:
– Я очень мало его знаю! Он был акмеистом, а я придерживаюсь другого
литературного направления! Так что ничего о Мандельштаме сказать не могу!».
(Виталий Шенталинский. Рабы свободы. В литературных архивах КГБ. М., 1995.);
«Сталин его спросил, как он относится к Мандельштаму, что он может сказать о
Мандельштаме? “И вот, вероятно, это большая искренность и честность поэта, –
сказал мне Пастернак, – я не могу говорить о том, чего не чувствую. Мне это
чужое. Вот я и ответил, что ничего о Мандельштаме сказать не могу».
(Осип и Надежда Мандельштамы. М., 2002.);
« Говорит Сталин. Ты что, хлопочешь за своего
друга Мандельштама?..
– Дружбы между нами, собственно, никогда не было. Скорее наоборот. Я тяготился
общением с ним».
(Владимир Соловьев. Призрак, кусающий себе локти. М., 1992.).
Одним словом, о том, что Борис Леонидович «перепугался», не сумел защитить
товарища, говорили многие.
При этом каждый из этих «многих» уверял, что узнал о содержании разговора, что
называется, из первых рук.
А что, собственно, все ждали от Пастернака? Чтобы он бросился на амбразуру?
Представим себе весь подтекст этого разговора, исходя из атмосферы того времени
и с учётом личности самого вождя, имеющего привычку играть в кошки-мышки со
своими «поддаными», как правило, с непредсказуемыми последствиями.
Мандельштам под следствием, при этом не за «Оду Сталину», а совсем за другие
стихи — про «кремлёвского горца» с «тараканьими усищами».
И что должен ответить Пастернак на вопрос Сталина по поводу Мандельштама? Ведь
за этим вопрошанием «мастер он или не мастер» явно скрывалось другое: вы
поддерживаете Мандельштама в его поступке?
Кстати, в одной из версии так прямо и озвучивалось:
«Сталин спросил его, присутствовал ли он при том, как Мандельштам читал
стихотворный пасквиль о нем, о Сталине? Пастернак ответил, что ему
представляется неважным, присутствовал он или не присутствовал, но что он
страшно счастлив, что с ним говорит Сталин...»
(Исайя Берлин. Встречи с русскими писателями. В кн.: Исайя Берлин. История
свободы. Россия. М., 2001.)
Кто же поверит в такую браваду перед Сталиным!!! Именно это и было самым
важным: «присутствовал или не присутствовал». Поэтому любой положительный ответ
на тот же вопрос «мастер Мандельштам или не мастер» — означал бы, по сути,
признание в соучастии с подследственным — всё равно что подписать себе
приговор.
И Пастернак это прекрасно осознавал.
С другой стороны, он не мог и открыто отречься от Мандельштама, рискуя
оказаться изгоем среди «своих». Отсюда и расплывчатые, неуверенные объяснения: «я
его мало знаю», «он поэт другого направления», он не был мне «другом» (хотя,
возможно, при этом Пастернак и не кривил душой).
Так или иначе, но поэт угодил в ловушку смятения, он был в явной растерянности.
Слабо верится в то, что Пастернак, по воспоминаниям второй жены поэта Зинаиды
Нейгауз, разговаривал со Сталиным «на равных», «как со своими домашними».
Да ладно!
И очень характерный момент, когда Сталин просто бросил трубку, упрекнув
Пастернака, мягко говоря, в малодушии.
Кстати, очень типичный жест для Сталина: оставить человека в состоянии страха и
жуткой неопределённости. Ведь вот это резкое прерывание разговора могло
означать для Пастернака всё что угодно.
«Он немедленно ринулся к телефону, чтобы уверить Сталина в том, что Мандельштам
и впрямь никогда не был его другом, что он отнюдь не из трусости “отрекся от
никогда не существовавшей дружбы”. Это разъяснение ему казалось необходимым,
самым важным. Телефон не ответил».
(Н. Вильмонт. О Борисе Пастернаке. Воспоминания и мысли. М., 1989)
Да кто теперь знает, с какими мыслями кинулся дозваниваться Пастернак до
Сталина. Вполне возможно, чтобы как раз снять эту нависшую над ним «страшную
неопределённость».
Рискну предположить, что Булгаков, который в это время работал над романом «Мастер
и Маргарита» и у которого был уже собственный опыт телефонного разговора со
Сталиным, всю эту ситуацию общения «вождя и поэта» как архетип использовал в
системе диалогов игемона и Иешуа, за спиной которого нависал Марк Крысобой.
Но здесь, конечно, воплотилась и мечта Булгакова о той свободе, которая
позволяла бы, как Иешуа, говорить с власть предержащими прямо, открыто, с
чувством духовного и морального превосходства.
Редколлегия, 2023
Сертификат Поэзия.ру: серия 339 № 178107 от 04.11.2023
4 | 0 | 331 | 15.11.2024. 22:36:18
Произведение оценили (+): ["Александр Питиримов", "Нина Есипенко (Флейта Бутугычаг) °", "Светлана Ефимова"]
Произведение оценили (-): []
Комментариев пока нет. Приглашаем Вас прокомментировать публикацию.