В.О. Кальпиди. «Дикое имя. Культуртрегер (2018)»

Дата: 18-10-2023 | 11:38:53

Из книги «Философия поэзии»

 

Казалось, что у литературы есть свои объективные законы и правила: мол, как бы там ни крутился событийный калейдоскоп, она так или иначе будет расти-развиваться-изменяться и складывать в левое, допустим, лукошко всё, заслуживающее внимание, а в правое – всё, что это самое внимание заслуживает несильно. Однако ничего подобного. Культура – это то, что в конкретный момент делает определённая группа людей. Культура также и то, что в конкретный момент эта группа не делает.

Художественное творчество вполне себе может обходиться без подтверждения своего присутствия в этом мире. Правда, в этом случае судьба самих художников, работающих не столько «в стол», сколько «вовнутрь себя», почти всегда драматична, а порой и трагична. Отсутствие процесса, куда может быть вовлечена творческая энергия в разнообразных своих проявлениях, порождает уныние в художественном кругу, который без этого процесса и кругом-то назвать нельзя, а так – окружностью. Культуртрегеры – это люди, организующие процесс, или, в крайнем случае, его видимость, что само по себе тоже более чем небесполезно. Культуртрегер – это не менеджер, не продюсер, не спонсор. Это частный человек, который на безвозмездной основе занимается тем, чем должна заниматься антропологическая реальность – формировать, созидать, контролировать, сохранять. Но дело в том, что сама реальность способна только разрушать и предавать забвению – так проявляется её инстинкт самосохранения, ибо всё человеческое ей чуждо. Культуртрегеры противостоят реальности. Их противостояние отнюдь не героично, а рутинно, и в длительной перспективе – неэффективно. Тем не менее, на короткий шаг, пока длится их деятельность, удаётся не дать унынию одержать абсолютный верх внутри художественной среды. А поскольку уныние – один из смертных грехов, то вышеописанное положение вещей приобретает масштаб грандиозный. Культуртрегер – это особая профессия. Культуртрегер – это созидатель пространств; человек, имеющий свою стратегию, свою тактику, как культуротворческую, так и экономическую. Культуртрегер не зарабатывает, а тратит. Вот три правила эффективного культуртрегерства:

– очень хотеть сделать что-то в культуре;

– не пытаться на этом заработать;

– потратить на это часть жизни (не времени, а именно жизни).

Культуртрегерство – длительный процесс. Вне длительности оно теряет смысл: тут важна не высота полёта, а его продолжительность. Человек, создавший журнал, – не культуртрегер, а создатель журнала. Человек, ведущий литературную студию, – не культуртрегер, а ведущий студии. Организатор фестиваля – не культуртрегер, а менеджер данного конкретного проекта. Культуртрегер же тот, кто для достижения поставленных целей создаёт журналы, студии, фестивали, «забивает гвозди, если понадобится, или шьёт сапоги», одновременно решает идеологические и финансовые вопросы, сводя последние (крайне важно!) к минимуму, путём личного профессионализма и благодаря технологии управления участниками процесса. Культуртрегер – это профессионал-«многостаночник». Особенностью этой профессии является её экономический нонсенс: для того, чтобы заниматься культуртрегерством, деньги надо зарабатывать не им (культуртрегерством), а для него, будучи при этом классным специалистом во многих областях. Если говорить о литературном культуртрегере, то речь идёт о длинном списке личной осведомлённости:

– типографская деятельность (вся линейка процесса);

– владение на профессиональном уровне всем программным обеспечением, необходимым для производства оригинал-макета книги, web-сайта, видео- и анимационных роликов;

– редакторское дело (формат журнала, формат художественной книги);

– управленческая компетентность на уровне «руководителя проекта»;

– развитый, эстетически эластичный литературный вкус (компетентность по всему спектру современных литературных смыслов);

– личная способность воспроизведения художественных текстов высокого уровня;

– способность в любой момент, если понадобится, в одиночку закончить начатое дело;

– психологическая устойчивость, выражающаяся главным образом в понимании того, что ни на какую благодарность со стороны... (да с любой стороны) рассчитывать не приходится; напротив – культуртрегер становится абсолютным объектом неудовольствия, включая тех персонажей, кому он в буквальном смысле облегчает и «раскрашивает» жизнь. Таким образом, социально-психологическую компенсацию за потраченные усилия культуртрегер может получить только от самого себя или от процесса.

Культуртрегерская деятельность может называться таковой в полной мере, если длится не менее семи лет без заметных пауз. Как следствие, нарабатывается личный авторитет, который необходимо научиться конвертировать в создание команд единомышленников под конкретную задачу. Команды эти не постоянные, т.к. действуют на безвозмездной основе. Финансовая проблема любого проекта решается индивидуально, но всегда часть средств культуртрегер должен быть готов вложить сам.

Мотивом для культуртрегерства могут стать и личные творческо-карьерные амбиции, но культуртрегер отдаёт себе отчёт, что на первом плане должны стоять товарищи по цеху, т.е. сам Цех. В противном случае авторитета, необходимого для реализации масштабных проектов, попросту негде будет взять. Это вкратце.

Глобальные цели личных культурных инициатив не определимы даже для самих носителей. А их частные проекции, которые видны невооруженным глазом в каждой отдельно взятой судьбе, чёткости, к сожалению, не добавляют. Безусловно, конечная Цель – важна. Но не менее важна и стрела, летящая в Цель. И, когда Цель обнаружить нельзя, можно насладиться наблюдением за полётом в её сторону. Более или менее определённо можно сказать, что культуртрегер – это репетиция человека будущего, где одной из главных индивидуальных задач будет эстетическая утилизация свободного времени путём создания искусственных сред временного (периодического) обитания людей. Среды эти своим придуманным (сочинённым) гуманизмом попробуют конкурировать с биологическими поведенческими сценариями человека, которые уже продемонстрировали свою историческую бесперспективность, интеллектуальную тупость и самопожирающую агрессию.

Главной же особенностью современных культуртрегерских инициатив должна стать их поколенческая преемственность. Только она в силах сделать процесс на время необратимым. Главная же задача русского культуртрегерского поэтического движения именно на сегодняшний день – это объединение всех культуртрегерских групп для реализации одного глобальных проекта, ну, например, для создания «Атласа современной русской поэзии 2000 – 2020 гг.», который будет включать в себя:

– весь спектр авторов современной русской поэзии (предполагаю, что это примерно 1000 поэтов) в жёсткой и электронных копиях;

– новые способ маркировки и каталогизации авторов;

– новые стратегии и сценарии чтения и аналитики;

– создание передовой биографизации и фильмографии авторов.

– создание профильного периодического научного журнала, который будет сопровождать весь путь реализации, трёхлетней презентации и адаптации проекта.

Полагаю, что именно этот объединительный глобальный проект позволит создать (или не создать) национальный конгресс русского культуртрегерского движения.

Для выживания человеческого вида культура не нужна. Для выживания человеческого сознания она необходима. Окончательной смысл человеческого бытия пока не определён. Окончательные цели ещё не проявлены, но они вот-вот покажутся на горизонте: для этого нам нужно «потерпеть» лет восемьдесят, не бросая, а развивая самые «никчёмные» стороны нашей фантазии, к коим среди прочих принадлежит и поэзия.



Публикуется с согласия автора.





Редколлегия, 2023

Сертификат Поэзия.ру: серия 339 № 177709 от 18.10.2023

3 | 0 | 267 | 28.04.2024. 13:22:42

Произведение оценили (+): ["Нина Есипенко (Флейта Бутугычаг) °", "Светлана Ефимова"]

Произведение оценили (-): []


Комментариев пока нет. Приглашаем Вас прокомментировать публикацию.