Полемические рассуждения по поводу стихов для детей


Кто-то из великих сказал, что для детей нужно писать, как для взрослых, только лучше. Замечу, что великие довольно часто высказывают банальности, а мы их с придыханием повторяем. Чехов сказал, например, что в человеке всё должно быть прекрасно, Горький сказал, дескать, любите книгу, источник знаний и т.д. Однако вернёмся к детям. Писать лучше, это как? Тоньше, культурнее, талантливей, проникновенней, доступней, понятней?.. При этом каждый писатель или поэт, который пишет для детей, считает, что именно он пишет так, как надо, иначе бы не писал. Боюсь, что тот, кто произнёс эту формулу, несколько погорячился, ибо из неё следует, что для взрослых нужно писать, как для детей, только хуже.

Обратимся к сути. Критики детской литературы точно знают, как нужно писать. И как нельзя. А откуда они это знают. Их так учили, или они просто так думают, дошли своим умом? Если учили, то кто и чему? Если сами до этого дошли, то почему все должны с их мнением соглашаться? У меня, например, были строки в стихотворении о бегемоте: он однажды вместо пива выпил воду из залива. На меня обрушились педагоги, дескать, нельзя упоминать пиво в стихах для детей. Дескать, я этими строками миллионы людей могу сделать алкоголиками. Готов согласиться. Однако миллионы людей, которых можно всегда увидеть около пивных ларьков, не читали в детстве этих моих строк. На какой литературе они воспитывались? А вдруг тяга к алкоголю не имеет никакой связи с детской литературой? Может, достаточно взрослой литературы, а может, их просто учит жизнь – великий учитель. Кстати, я читал, что за тягу к табаку, алкоголю, включая пиво, и за психические заболевания отвечает один и тот же участок мозга. Если так, то причём тут литература, которую мы читаем в детстве?

Критики детской литературы, как и учителя-педагоги, берут на себя смелость указывать, как надо писать для детей. А откуда они это знают? Это знают сами дети. Какое право мы имеем отвечать вместо детей? Вот критики говорят, что так нельзя, а детям нравится. Или наоборот. Конечно, все эти критики были когда-то детьми, однако это не даёт им права судить всё и вся, ибо дети все разные, особенно теперешние. Меня как-то обвинили в многословии, дескать, для детей так писать нельзя. Имею обратный опыт, многократно замечал, что дети с вниманием слушают болтовню, а то и бессмысленный набор слов, может, потому, что это привлекает их внимание? Не знаю, но думаю, что для детей можно писать по-разному, лишь бы им было интересно. Им, а не нам, взрослым.

Так что же делать? Ликвидировать критику? Может быть, критикам следует оценивать литературу для детей так же, как для взрослых, только лучше? Меня умиляет, когда слышу безаппеляционные утверждения, как надо и не надо писать для детей. Откуда вы знаете? В настоящее время дети по многим вопросам, например, по компьютерам, дадут нам сто очков вперёд. А мы учим друг друга, как писать для детей, то есть передаём им свой опыт …летней давности, свои нравственные установки, свои воззрения, которые давно устарели.

И как же всё-таки писать детям? Если они слушают тебя внимательно, живо реагируют, где надо смеются, то ты написал правильно? Иные критики говорят: нет! Главное, это не как реагируют дети-слушатели, они не понимают, а как думаю я, критик. А знает ли он, этот критик, что творится у ребёнка в голове, в душе? Ведь он, критик, давно взрослый человек, и не может этого знать, хотя думает, что знает. Есть один ответ на все эти вопросы: надо писать талантливо. И здесь мы опять заходим в тупик, ибо то, что один считает талантливым, другой считает бездарным. Вы знаете, что нынче разрешено иметь своё мнение, отличное от других? На страницы журналов, на сайты хлынул поток, мягко говоря, неталантливых произведений, но это всего лишь моё мнение. Вернуть цензуру? Но это время прошло, хотя на некоторых сайтах и у печатных изданий имеется свой цербер, пардон, цензор, и я не знаю, хорошо это или плохо. Может быть, кто-нибудь, кто точно знает ответы на мои вопросы, откроет мне глаза? А пока буду писать и читать детям свои стихи, тем более что им нравятся в том числе те, которые не нравятся критикам.

 

                                              

У произведения нет ни одного комментария, вы можете стать первым!