Дата: 13-07-2017 | 11:32:10
- Нет, ну ты, отец, написал..., - протяжно
басил наш главный.
- Джойс…Пруст…Джойс-Джойс..., - заступаясь, звенела синицей Пилатова и
воспаряла глазами к бордюрным амурчикам.
Председательствующий встал и сказал:
- Итак, сегодня мы обсудим рассказ нашего товарища по студии Семёна
Сталактитова «Предпоследние аншлаги». Кто желает выступить первым? Элеонора,
попрошу попротоколировать…
Обстановка была жаркая и в буквальном смысле: солнце раскалило стены, как
тёмное дерево мебели, а лица – как маятник огромных часов. Комната, где
проходило заседание, почти не имела углов и её закругленная форма напоминала
сейчас сковородку гораздо чётче и навязчивей, чем обычно. Сидели полтора часа с
предыдущим обсуждаемым и… и неизвестно, сколько просидят со вторым.
Расплавленные мысли витали в странной архитектуре сигаретных струй. Затяжка –
выдох… Миражное марево скрывало людей, казалось бы – знакомых… Мерещились,
однако, арабские бурнусы и чёрные, и хищные, и неизбежные глаза над повязкой.
Сухо шелестят листки с машинописными буковками из-под дурной копирки в мощных
руках главного:
- Ну ты даёшь, оте-ец… Ну, написа-а-ал!..
«Сейчас приступят»,- поёжился Сталактитов.
Овал потолка покрывался уже, как испариной, жуткими операционными лампионами… И
как будто за стеной шумела вода.
Там умывали руки.
«Только бы не ставили на табуретку», - пронеслось в смятенном мозгу
Сталактитова, который не забыл, как во времена не столь давние, но
невозвратимые, возносили его ввысь, и обретал он опору ненадежную, кружилась
голова, а медовые голоса канючили: «Сёмочка, ну прочти стишок!» И Сёмочка
ублажал гостей, но однажды сверзился с постамента, огласив помещение воплями,
переходящими в ультразвук!
Он не шибко ушибся. Но крепко запомнил.
С тех пор Сталактитов не любил публичных выступлений.
Но традицию не обойти. Верша порядок, председательствующий сказал:
- Семён, мы слушаем.
Сталактитов разогнулся и поднялся со стула, словно со скамьи, известно какой,
но бодрым голосом конферансье объявил:
- «Предпоследние аншлаги». Рассказ.
Помолчал, вертя в руках детище трёх бессонных ночей.
Пилатова ёрзала и победно оглядывала присутствующих.
Главный прошептал напоследок: «Ну, эх, написа-а-ал…», - и замер с видом
благожелательнейшего Будды.
Сталактитов стоял, весь ватный и потный, но первая фраза всё не выговаривалась,
хотя, казалось бы, что в ней такого, ну: «В девять утра он вышел из дому…»
Сталактитов вдохнул весь воздух, имевшийся пока в наличии, и произнёс: «В
девять утра он вышел из дому…»
…И не заметил, как добрался до заключительного предложения: «А ночной город
оставался внизу.»
- Всё, - упадочно сообщил он, плюхаясь на вожделенный стул.
Собрание зашевелилось.
Председательствующий спросил:
- Итак, кто желает высказаться?
Молчание.
- Хорошо. Пойдём по кругу. Давай, Викентий.
Викентий собрался было начать, но тут захрипели часы и напомнили, отнюдь не
вежливо, что уже шесть вечера.
«Час пробил!», - безнадёжно констатировал Сталактитов про себя, пытаясь
неразличимо слиться с интерьером, но мимикрировать не удавалось.
Викентий:
- Я бы назвал в подзаголовке рассказ «Предпоследние аншлаги» «рассказом
сомнением». Но не в силу литературной сомнительности, недобротности. Рассказ
написан с болью, искренне, сильно. Он отверст навстречу читателю, но не прост.
Короче, сомневаюсь не я, читающий; на кресте Сомнения автор распинает своего
героя.
Молодой ещё человек, как теперь говорят, - «средних лет», режиссер, работающий
далеко не безуспешно с точки зрения зрителей, по мнению коллег, театральной критики.
Показан один его рабочий день. Два спектакля – утренний и вечерний. Перед
вечерним – репетиция-прогон. Затем – спектакль. Большой успех. Публика в
восторге. Перед началом у входа – толпа. Люди спрашивают «лишний билетик».
Дежурят дружинники.
Актёры играют самоотверженно.
В чем же сомневается этот человек? В выборе профессии? В своих силах? В степени
воплощённости замысла? Нет. И да.
Он поставил спектакль – со-мнение. Публика не дремлет в креслах, она думает,
размышляет, переживает – растёт. В конце же она аплодирует…
И, коль спектакли идут премьерные, режиссеру приходится выходить на поклоны.
Выходить много раз. Столько – сколько вызовут. И он выходит.
В свое время пределом его мечтаний была полнейшая тишина в зале после
спектакля. Он желал задать вопрос так, чтобы а п л о д и с м е н т
ы не служили уже ответом, чтобы публика в тот момент забыла о нём, об
актёрах, о том, что всё это – т е а т р.
Но этого не происходило.
И он выходил кланяться на бурных премьерах. И цветы, всё же, жгли ему руки.
Его преследует чувство калейдоскопичности бытия. Мысль о случайности своего
успеха. «Кто-то – нужен…». Цветные стёклышки, эфемерные сочетания, вызывающие
всеобщий восторг. Не верит себе. Не верит суду, хотя и для него – «зритель
всегда прав!».
И это не плоды излишнего самокопания, не следствия «закомплексованности».
Герой рассказа понимает, на что его ещё может хватить – ещё на один «спектакль
вопросов», поставленный им. Не зря рассказ назван «Предпоследние аншлаги».
Последние – впереди.
Он думает, что далее будет ставить «спектакли ответов». Он на грани
нравственного перерождения.
И в промежутках между событиями рассказа, меж раздумий, меж тупиковых вопросов,
заданных героем самому себе, как впечатляет слайдированная, отрывочно-яркая
действительность, показанная автором через его взгляд!
Я не делал попытки пересказа содержания, такая проза близка стихам и так же
самонадеян, неблагодарен пересказ её, как пересказ стихов.
Я старался поделиться тем, что понял и почувствовал.
Считаю, что рассказ Семёну удался, хоть вопросы остались открытыми… У меня всё.
Викентий сел.
На столе, как раз против Сталактитова, не видимая никем, прикрытая с флангов и
с тылу отрывным календарём, утратившим актуальность и пыльным чернильным
прибором, плавала в пятне солнечного блика старая, заигранная карта. Рубашкой –
вверх…
- Разрешите теперь мне, - взмолилась Пилатова в порыве самоотречения.
Сталактитов вздрогнул.
Пилатова:
- Я прочла этот рассказ несколько, раз и мне нравилось всё больше и больше!
Временами он просто потрясал меня осознанным преображением абстрактной
структуры в нечто гносеологически первичное, неоспоримое, то есть
идеалистическим априоризмом! В рассказе не сыщешь принципиального
антипсихологизма, но автор (выразительный взгляд в сторону Сталактитова),
но автор не поддаётся до конца подсознательному импульсу элиминировать из
искусства всё, кроме, собственно,- искусства! Экзистенциальный статус
субъекта(*) так изящно, тонко сочетается у него с реалистической
целенаправленностью и художественной достоверностью! Потенция облагораживающего
субъективного идеала и психический генезис – несомненны! Словом, мне очень,
очень понравилось! Позвольте мне от нас, ото всех пожелать Семёну никогда, ни
при каких обстоятельствах не опускаться ниже этого уровня! Так держать!
И, задохнувшись, - рухнула в глубокое кресло.
В наступившей робкой, серой тишине Сталактитов заметил перевернутую карту.
Одинокую. Рубашкой – вверх!
Дали слово Сидорову, которого разбирали сегодня первым.
Сидоров:
- На мой взгляд, герой рассказа не совсем понимает чего же он, всё-таки,
хочет-то… А в остальном я согласен с выступавшими до меня.
А я спросил:
- А сам-то ты знаешь чего хотеть-то?
Сидоров вежливо, с ободряющим поклоном:
- Уж я-то знаю…
- Угу…
Подошла очередь председательствующего:
- Ну, я много говорить не буду. Рассказ стоит работы профессионального
редактора. Убрать отдельные шероховатости. Неточности. Недоделки. Недоработки.
Недостатки. Подумать о другом названии – и в печать! Неплохо. Неплохо. Ах, вы
желаете выступить? Пожалуйста.
Тем временем Сталактитов погружался всё глубже, всё неотвратимей в созерцание
тайны, лежащей перед ним на письменном столе. Тайна была беззащитной, как
многие тайны. Протяни руку, подцепи ногтем – и она перестанет существовать.
Пока же тайна лежала лицом вниз, она не теряла своей власти. Она манила и не
допускала. Ах, карта, перевёрнутая карта… Одна.
Сталактитов испытывал некое подобие нежности к ней. И солидарность. В чем?..
Как она сюда попала?
Из какой она колоды?
И как долго ожидала
Столь сомнительной свободы?
Вот. Он даже и стихи ей успел посвятить…(**)
Одновременно с уединёнными занятиями разбираемого, происходило следующее.
Довольно взрослый уже на вид мужчина мягко, очень мягко, говорил:
- Я не смог, по независящим от меня обстоятельствам, присутствовать на
обсуждении Сидорова, но, поскольку прочёл оба предложенных сегодня
произведения, берусь высказаться методом «от противного»; то есть я буду в
основном говорить о творчестве Сидорова, а Сталактитов сам поймет.
И он посмотрел на Сидорова.
И Сидоров посмотрел на Сталактитова.
И Сталактитов глядел в стол, был собран, сосредоточен, отстранён; на шахматном
его лбу бесилась крутая жила.
Мужчина продолжал:
- Два этих, столь разных, подчёркиваю, произведения открывают широкую дорогу
всяким предположениям и аналогиям, ассоциациям и сопоставлениям, контрастам и
парадоксам… Список можно продолжить. Творчество Сидорова известно мне давно и
довольно глубоко. Я сразу его заметил: у него есть своё лицо. Язык Сидорова
ясный, простой, земной, я бы даже сказал – свой. Сидоров – философ и романтик,
он весь в движении, он борется, он трудится, он ищет… Даже интимнейшее из
чувств – любовь, у Сидорова широкая, безграничная, космическая, потому что его
герои что-то, да значат в этом мире. Всё у него понятно, особенно образность.
Он идёт от жизненных явлений и проявлений, фактов и мелочей. Сидоров – оптимист
со зрелой душой, чуждый бахвальству и вычурности, не подражающий ни в чём ни
классикам, ни даже современникам! Герои Сидорова захлёстнуты размахом столетия,
думают о том, что делают с природой, в общем – бьют ключом!! Вот пусть
Сталактитов, подчёркиваю, - и подумает…
Обсуждаемый давно уже думал. Думал тягостно и утомлённо. Думал с фанатическим
упорством. Что перед ним: может, жалкая шестёрка на побегушках, которой и
козырной-то не часто выпадало побывать… Или потёртый пиковый туз? Или…
Тут подошла очередь выступать и мне, но я не мог произнести ни слова, пока часы
не прохрипели семь раз. Неужели прошел только час?
Я: - Семен!
Сталактитов испуганно вскинулся, выронил сигарету и даже сделал попытку
протереть глаза. Бедный, он вспомнил, наконец, где он и что с ним…
- Да, я слушаю, - сказал он, расслабленно опускаясь.
- Семён, ответьте мне: а почему вы написали именно о театре? Я надеюсь, не для
наглядности?
- Из любви, - ответил он.
- Простите. Что ж, я был бы рад увидеть ваш рассказ, как есть, без изменений,
напечатанным типографским способом.
- Спасибо.
За мной выступал Петров:
- Мне импонирует, что Сталактитов не столько постигает действительность, сколь
сотворяет ее. Мне нравится его трагизм, его кажущаяся неуверенность во имя
высшего, во имя нахождения новых точек опоры в пространстве духа. Люблю его
агрессивный поиск, рискованный слог; дыхание его прозы порой кажется неровным,
волнение передается просто физически. Да, его проза дышит. Она живая. Она
творит сама себя, как человек, как самовоспроизводящаяся и самопостигающая
система… Меня это порой пугает. Мистика какая-то получается. Агрессия полета и
неуверенность, слеза и сталь. Всякая истинная вера полна сомнений! Сталактитов
не излагает истины, он взыскует!.. Призвание, счастье и мука художника – в
вечной жажде. Жажда – неутолима. Всем знакомо, наверное, высказыванье Мальро о
«гадательности», «непредсказуемости» современной цивилизации, о том, что она не
столько «даёт ответы», сколько «задаёт вопросы». ХХ веку нужно «вопрошение
вопрошений», а не «ответ ответов». Мальро видел задачу литературы как «попытку
помочь людям осознать своё величие, которого они не замечают». Извините за
грубые и неточные цитаты(***). Смысла я не исказил. Спасибо, Сём.
Да, наш круг исчерпался. Комната-сковородка стынет… Но нет,
председательствующий нашел глазами ещё не выступавшего. Этого человека мы не
знали. Он сидел между часами и шкафом, как в шкатулке, и оттуда говорил:
- Я не сторонник абстрактных фантазий и зеркального варьирования «вечной темы
искусства». Это попахивает уже чистым искусством. В истории многое повторяется.
Молодой человек неправильно выбирал себе учителей… Вы превращаете вашу прозу в
цветочную клумбу, в орнамент метафор. Размытость ориентации никому не проходит
даром. Мне трудно вас понимать. Мне нельзя вас полюбить. Вы даёте мне устрицы,
а я хочу картошки, да-да, простой картошки. Оставьте ваши пёстренькие,
импрессионистические этюды и наброски, займитесь же, наконец, большим, добротным
полотном!
…Несколько раз он уже заносил руку над своею тайной, но… отдёргивал.
Сталактитов уже столько успел себе назагадывать, что многим рисковал в случае
провала…
- «Нет, мне не открыть её с точностью до единицы значимости по иерархии в
мастях. И отдельную масть не увидеть. Остаётся – цвет. Красное или чёрное?!
Чёрное или красное?!»
И завертелась рулетка! Игра становилась тайной, прикрывающей судьбу.
Риск проигрыша не снизился, а круг выбора замкнулся.
Красное или чёрное?! Третьего не дано (если не Джокер).
Сталактитов медлил.
- Не надо шифровать, не надо наряжаться. Мы с вами не на ярмарке невест.
Перестаньте жонглировать словами, вы не в цирке. Я не узнаю в вас своего
современника, я не чувствую в вас прогрессивного, чувствующего человека. Ваш
мир убог. Вернитесь сюда. Пока не поздно.
Под занавес высказался наш главный:
- Считаю возможным представить рассказ к публикации, слегка поработав с
редактором, разумеется.
Потом Сталактитов сказал ритуальное «последнее слово», в котором всех сердечно
благодарил за добрые советы и рекомендации.
Мы стали расходиться.
И тут Сталактитов перевернул карту!
Сохраняя непроницаемое лицо, он аккуратно поместил её во внутренний карман
своего пиджака (****).
*Нам не известно, что почитывала Пилатова третьего дня…
(Прим. авт.)
*Тем не менее, мы не находим достаточных оснований считать Сталактитова
пижоном…
(Прим. авт.)
*Цитаты довольно точны… Петров скромничает.
(Прим. авт.)
*Двубортный, номер модели Р2200, артикул 24045436 3497.
(Прим. авт.)
Челюканова Ольга, 2017
Сертификат Поэзия.ру: серия 1266 № 128485 от 13.07.2017
0 | 0 | 1093 | 17.11.2024. 14:32:46
Произведение оценили (+): []
Произведение оценили (-): []
Комментариев пока нет. Приглашаем Вас прокомментировать публикацию.