В память о Геркулануме

Дата: 25-08-2016 | 23:03:26


Письмо из Геркуланума,

Aug. 25 AD 79

 

Помнишь, отец, старый дом, что на улице главной?

Часто мы там собирались для братской агапы.

…Не Вельзевул, а Везувий под яростной лавой

похоронил Геркуланум кровавою лапой...

 

Мы в Путеолы ходили апостола слушать... –

Помнишь? (Послушно отары паслись на раздолье).

…Без покаяния пеплом посыпаны души!

Помпы пожарных белы, будто тронуты солью...

 

«In Deo spes»  начертал я на стенах молельни.

Крест, переживший Нерона, сокрыл под хитоном.

(Слава Творцу, что сберег нас от гибельной лени –

все христиане спаслись словно Лот из Содома!)

 

Серые тучи спешат к вам быстрей скорохода.

Но я доверил письмо сизокрылому другу.

Встретимся в Риме в собранье святого народа.

(Крепко пожму благословившую руку!)

 



22 августа 2016

 

 

Исторический комментарий:

 

"...Землетрясение Везувия в 63 г. н. э. показало, что вулкан еще жив. Но люди не поняли опасности: у под­ножия вулкана и после 63 г. продолжали жить тысячи людей. 24 августа 79 г. над Везувием поднялось огромное облако пара. Ночью началось сильное землетрясение. Днем 25 августа было уже темно, как ночью. Геркуланум, расположенный ближе к Везувию, был залит раскаленной лавой, Помпеи и Стобии — только засыпаны пеплом, толщина которого достигла б м. Часть жителей успела бежать, но многие погибли: кто при попытке уйти, кто в своих домах и подвалах, где думали переждать опасность.

 

В 1885 г. немецкий археолог Август May, руководивший раскопками в Помпеях, нашел на стене одного дома надпись на латинском языке. Это — начертанные одно над другим и не составляющие вместе связ­ного предложения два слова: «Содом» и «Гоморра».

 

Итальянский архео­лог Маттео делла Корте связывает с христианами надписи в доме, при­надлежавшем Поппеям. Этот дом в Помпеях, по устройству и убранству обычный среди помпейских богатых домов, отличается от них небольшим домаш­ним театром. В помещениях, входящих в театр, были найдены мраморные рельефы с театральными масками, на дисках — изображения сати­ ров, менад и кентавров, а также мраморная статуэтка Мельпомены — покровительницы театра. По предположению делла Корте, в домашнем театре дома Поппеев мог выступать сам Нерон, который под влиянием жены любил и ее город. И вот в этом-то доме нашли такие надписи: а) post ruinam (после разрушения); б) Cotini voto, post îata novissima [poculum] quo lilat Pellex, saxa cinisque tegunt (по молитвам Котина, по последнему решению судьбы, кубок, из которого совершала возлияния блудница, покрыт пеплом и камнями); в) quinginta erant [adsunt] exinde iacentes (пятьдесят, которые были здесь, теперь лежат [бездыханные]). Из семейства Поппеев происходила Поппея Собина Младшая, жена Нерона, соучастница, а часто и зачинщица многих его преступлений; это по ее наущению Не­рон приказал умертвить свою мать Агриппину и свою жену Октавию. (М. della Corte. Casa ed abitani di Pompei. Roma, 1954, p. 102). г) sol Gelidam contra firmai Plaquideam gentem (солнце укрепляет мирный род против хладных [злых]).

 

Вероятно, надписи были сделаны первыми раскопщиками Помпеи, жителями города, которые, когда Везувий утихомирился, вернулись, чтобы спасти то, что можно, из своих богатств. Делла Корте считает, что: a) ruina (разрушение) — свидетельство о гибели Помпеи; б) pellex (блудница) относится к Поппее; Котин — кто-то из влиятельных христиан, призывавший кару небесную на грешников; в) «пятьдесят» (трупов) — жители дома Поппеев, где найдены надписи. Эти отрывочные надписи содержат то же сознание современниками этого события человеческой греховности и заслуженности наказания, которое в более общем смысле звучало в начертанных наспех словах «Содом» и «Гоморра».

 

В 1930-е годы в нем, на главной улице Геркуланума, в так называемом «Доме двухсотлетия» была обнаружена небольшая комната (3 м. на 2,7 м.), а в ней — нечто вроде домашнего алтаря: углубление в форме креста, сбоку железные штыри и петли от ставен как бы для прикрытия креста в случае необходимости; под крестом — деревянный шкаф, покрытый широкой крышкой, вероятно, престол. В употреблении бедных людей были распространены керамические черепки — остраконы для кратких записей. И вот, в Помпеях найден остракон с изображением креста и слова: spes in deo — «надежда в боге». Находки изображения креста в городах, погибших в I в., тем более удивительны и значительны, что обычно считают временем появления креста как христианского символа IV век. Археологические данные заставляют пересмотреть традиционные представления.

Дата гибели Помпей хорошо известна — 79 год первого века. Город был погребен под толщей пепла до начала раскопок в нем ничего не происходило. Потому все находимое там имеет четкую верхнюю датировку: не позже 80-го года. Это еще апостольский век, время жизни и проповеди апостолов. И, значит, священные изображения и почитание крест были еще в апостольской Церкви. Местоположение этого креста показывает, что речь идет именно о почитании, а не об орнаменте на стене.

По всей видимости, это была комната, где ранние христиане совершали евхаристию, а в ней нечто вроде домашнего алтаря, — то, что в Новом завете названо θυσιαστήριον (Евр.13:10) или τράπεζα κυρίου (1 Кор.10:21). Почитание Креста, как и вообще христианская община могли возникнуть в Геркулануме ок. 60 года — после того, как апостол Павел проповедовал в Путеолах (Деян.28:13-14), находившихся в 10 км от Помпей. (возможно, крест был вырван из стены в 64 году — во время гонений на христиан при Нероне). Во всяком случае, этот алтарь датируется периодом до 79 года, когда погиб Геркуланум. И, получается, уже тогда некоторые христиане почитали Крест — причем римский крест, а не Т-образный (См.:Tertullianus. Apologeticus. 16:6-8; cf. M. Minucius Felix. Octavius.29)..."

 

По материалам из Интернета


У произведения нет ни одного комментария, вы можете стать первым!