О том как Сергий Радонежский основал монастырь на реке Киржач

Дата: 11-05-2014 | 23:29:59

Сегодня это Свято-Благовещенский
женский монастырь в г.Киржаче

I
Над тихой речкою Киржач,
Что, извиваясь среди чащ,
Бежит, теряясь в берегах,
На высоченной круче,
Построил скит один монах
И жил, зверей прируча.

Так, день за днем, прошли год-два...
Неслась народная молва,
Что Сергием его зовут (1),
Что инок тот, презрев уют,
По слову Божьему живет,
И стал ходить сюда народ,
И утешенье получал
Здесь всякий, кто его искал.

Еще год-два, вот чудеса:
Звон колокольный, голоса.
И Боже! Кто подумать мог,
Что этот тихий уголок
Наполнят эхом топоры,
И встанут новые дворы,
Где звери дикие тропою
Спускались с кручи к водопою.

Кто ж инок сей? Что за нужда
Заставила прийти сюда?
II
Когда-то в Радонеже жил,
А после хлеб и кров делил
Он с братом в пустыни лесной,
Где на горе на Маковице
Они решили поселиться.

Во имя Троицы святой
Срубили церковь рядом с кельей,
Меж сосен вековых и елей,
И стали жить среди зверей.

Прошло не так уж много дней
Пустынножительства вдвоем,
Стал тяготиться брат житьем,
Не выдержав суровых правил,
В столицу он свой путь направил (2),
Оставил брата одного,
И Сергий, не кляня его,
Христовой милостью храним,
Прожил два года там один...

И вот, порядком, нам известным,
То некогда глухое место
Все ожило, раздалось вширь,
И зародился монастырь,
И, Троицей благословлен,
Зовется лаврой нынче он.
И Сергий, всем отец духовный,
Хоть власти знал удел греховный,
Стал настоятелем его...

Немного времени прошло...
Вернулся брат, как блудный сын (3),
И сразу требовать стал чин,
Стал добиваться старшинства,
Как будто бы имел права,
В нем властолюбие кипело.
Во время службы было дело:
Он сделал Сергию укор.
Тот, не желая больше ссор,
Ушел опять искать приют (4),
И вот теперь живет он тут,
Где воды тихие Киржач
Несет неспешно среди чащ.
III
В стране лесной, в краю суровом
Рос монастырь на месте новом.
И Сергий жил среди людей
В обычной скромности своей.
Он зла не помнил, кроток был,
В холщевом рубище ходил,
Всегда в заботах и трудах
И с добрым словом на устах.

Земной неведом людям путь:
Ни изменить, ни повернуть,
Нам Божий промысел незрим.
Четыре года, столько ж зим
Прожил здесь Сергий, сердцем честен,
Да вот ползли дурные вести,
Со скорбью Сергий узнавал -
На прежнем месте шел развал,
На той горе на Маковице
Монахи стали расходиться,
Те, что остались, ропщут ныне,
В том брат его Стефан повинен,
Шлют Сергию они поклон,
Хотят, чтобы вернулся он.

Вот, в сердце не тая обид,
На круче Сергий наш стоит:
В молитве поднята рука,
Внизу течет себе река,
До горизонта виден лес
И солнце радует с небес,
Струится радугой родник -
К нему, как к матери, приник,
И показался слаще меда
Ему вкус той воды студеной,
У Сергия зашлась душа -
Как здесь природа хороша!
И вся вселенная, и мир,
Каким Господь их сотворил!

А утром, с братией простившись,
Перед дорогой помолившись,
Прося о помощи Христа,
Покинул здешние места... (5)
IV
Хоть было это все давно
И шел четырнадцатый век,
Но не забудется одно -
Как жил тот мудрый человек,
Как он молился и страдал,
Всем бедным, сирым помогал,
Давал совет князьям-боярам,
Как дать отпор лихим татарам (6),
Как меж собою жить в ладу
Всем супостатам на беду!

С тех давних пор Киржач унес
Немало крови, вод и слез
В далекие края чужие...
И были годы роковые!
Как то постичь? Как то понять?
Но это было - злая рать
Потомки древнего Пилата
Глумилися над тем, что свято,
Как варвары в чужой стане,
И храмы корчились в огне...

Был монастырь тот разорен,
Но снова возродился он. (7)
И зазвучал со всех сторон
Могучий колокольный звон,
Чтобы славяне не забыли
Про веру древнюю свою,
И предков всех своих почтили
В безмолвии склонив главу...

Горят огни над городом ночным,
Течет Киржач, теряясь в берегах туманных,
Звезд безучастных свет в его водах прохладных
Сквозь рябь тускнеет тысячей лучин.
Веков минувших поступь им видна,
Былой позор, былая слава.
Но спит в ночи моя Держава.
Кругом покой и тишина.
1995

(1) Сергий Радонежский (1314-1392) основался на реке Киржач в 1358 году.

(2) Стефан (1310-1394), старший брат Сергия, духовник великого князя Семена Гордого, друг и единомышленник митрополита всея Руси Алексия, настоятель столичного Богоявленского монастыря, почитается как преподобный.

(3) Около 1347 г. над головой Стефана разразилась буря. Великий князь Семен Иванович задумал вступить в третий брак, против которого решительно восстал митрополит Феогност. Стефан как духовное лицо должен был встать на сторону митрополита, но он поддержал князя. Невеста была из тверского княжеского дома, и этот брак должен был содействовать московской объединительной политике, примирению давно соперничавших Москвы и Твери. В отсутствие Феогноста Семен Гордый обвенчался с избранницей. Дело было рискованное, все участники его подпадали под церковное наказание вплоть до отлучения от причастия. Стефан как наиболее ответственное в этом лицо и пострадал более всех. Он лишился должности богоявленского игумена и статуса княжеского духовника. Вероятно, митрополит в гневе выслал его из Москвы.

(4) Однажды в субботу служилась вечерня, и игумен Сергий стоял в алтаре в священническом облачении. Брат его Стефан, стоявший в это время на левом клиросе, вдруг спросил руководителя хора:
- Кто дал тебе эту книгу?
- Игумен, - отвечал тот.
- Кто здесь игумен? - с гневом воскликнул Стефан. - Разве не я первым основал эту обитель?
А преподобный Сергий в алтаре слышал эти слова и многое другое недоброе, что было сказано вслед за ними.
После окончания вечерни, выйдя из церкви, преподобный не пошёл в свою келью, а, никем не замеченный, покинул монастырь и отправился по дороге к востоку. В пути его настигла ночь; переночевав на земле, он наутро продолжил свой путь и пришёл в Махрищенский монастырь.

(5) Троицкие старцы пошли в Москву к митрополиту Алексию и стали умолять его, чтобы он возвратил им преп. Сергия. Митрополит отправил посольство к Сергию, которое передало такое желание Алексия: «Избери из числа своих учеников самого опытного и оставь его строителем обители [на Киржаче]; а сам возвращайся в Троицкий монастырь, чтобы братия, скорбящая о разлуке с тобою, не разошлась совсем». Преподобный Сергий, оставив вместо себя ученика своего Романа, возвратился в свою первоначальную обитель.Состоялось примирение двух братьев. Мы не знаем остался ли Стефан в Троице или на время ушел из обители. Во всяком случае, много лет спустя, около 1370 г., видим его здесь же, служащим литургию вместе с Сергием и Федором (сын Стефана, основатель и игумен Симоновского монастыря в Москве, затем духовник великого князя Дмитрия Донского, друг митрополита Киприана и в конце концов архиепископом Ростова). Это была та самая служба, во время которой два троицких монаха видели ангела, незримо для других прошедшего между Сергием и Стефаном.

(6) Широко распространена версия, что Дм.Донской получил благословение от Сергия на битву с ханом Мамаем, хотя достоверных данных об этом не сохранилось. Мамай был не ханом, а темником (тьма - 10 тысяч), захватившим власть в Золотой Орде. Разгром Мамая на Куликовом поле в 1380 год привел к его смещению, после чего власть получил Тохотомыш, потомок Чингиз-хана. После этого он отправил послов к русским князьям с известием о своём воцарении. Князья приняли послов с честью и, в свою очередь, отправили послов с дарами для нового хана. Однако великий московский князь Дмитрий Донской не счёл нужным отправляться к новому хану для получения из его рук ярлыка на великое княжение. Через два года хан Тохтамыш сжег Москву дотла и восстановил власть Орды над Русью. Народу было убито столько, что реки (в том числе и река Киржач) были отравлены трупным ядом. Иго продолжалось ещё целых 100 лет до стояния на реке Угре.

(7) Киржачский Свято-Благовещенский монастырь, изначально существовавший как мужской и находился в ведении Троице-Сергиевой лавры. В XVI веке на месте деревянной Благовещенской церкви был построен каменный храм, а также возведена трапезная церковь, освящённая в честь Сергия Радонежского. В 1656 году за алтарём Благовещенской церкви боярин Иван Андреевич Милославский над могилами своих родителей построил Спасскую церковь с колокольней. Впоследствии это место стало фамильной усыпальницей Милославских. В 1864—1869 годах братья Пётр и Александр Соловьевы построили храм Всех Святых с высокой колокольней.
В советское время монастырь не функционировал. В 1932—1934 годах был взорван храм Сергия Радонежского. В годы войны Благовещенский собор использовался под склад боеприпасов, в его помещениях в разное время располагались то колбасный цех, то керосиновая лавка. В церкви Всех Святых размещался городской хлебозавод.
В 1990 году Благовещенский и Спасский храмы были возвращены Русской православной церкви. В июле 1995 года указом архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия монастырь возобновил свою деятельность как женская обитель. В 1997 году в подклети Благовещенского собора была установлена рака с мощами Романа Киржачского. В богослужениях по поводу обретения мощей Романа Киржачского принял участие Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.




Кавалеров Павел, 2014

Сертификат Поэзия.ру: серия 631 № 105228 от 11.05.2014

0 | 0 | 1801 | 31.01.2023. 09:23:24

Комментариев пока нет. Приглашаем Вас прокомментировать это произведение.