Есть вопросы

Дата: 17-12-2015 | 00:46:56

* * *
Предложили вопросы – вот:
Человек человеку – брат?
Человек человеку – волк?
Человек человеку – ад?

...Поклониться бы и уйти,
Не сказав: это мне на кой?
Но набатом весь путь в груди:
Человек человеку – боль!

Априори – и тьма, и свет!
Толк и бестолочь – суета!..
Опыт кружит меж «да» и «нет» –
Знает только послать куда!..

Чтоб в эпоху закрытых тем
(Что не выход – стена, замок),
Уяснив: человек – плетень,
Заявить: «Человек – урок!»

Эскулапу, попав под нож,
В жажде выжить, молясь в бреду:
«Человек человеку – ложь,
Отведи от меня беду!»…

Правду матку, рубя: «Пся крев!» –
Не Эзоп, мол, чтоб между строк…
Чудом выжив, кричать, прозрев:
«Человек человеку – бог!»

Есть ещё интересный момент:

Как петля ни затянута туго,

Человек человеку - поэт

(До тех пор, пока хвалят друг друга...)

:о)

С уважением, С.Т.

Тема: Re: Re: Есть вопросы (Юрий Садовский)

Автор: Юрий Садовский

Дата: 17-12-2015 | 22:43:49

Да уж!..

Тема: Re: Есть вопросы (Юрий Садовский)

Автор: Юрий Лифшиц

Дата: 18-12-2015 | 03:16:42

Вообще-то "Человек человеку - бог" - это обожествление человека. 

Тема: Re: Re: Есть вопросы (Юрий Садовский)

Автор: Юрий Садовский

Дата: 18-12-2015 | 09:11:05

Какое тут обожествление, тезка? Удивили своим комментарием.
Разве мы не говорим кудесникам своего дела: "Да ты просто бог, дружище!"

Давайте вспомним 81 Псалом: «Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей».

 

В Евангелии от Иоанна приводятся слова Иисуса: «Я и Отец - одно.

Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом. Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?»


Тема: Re: Re: Re: Есть вопросы (Юрий Садовский)

Автор: Юрий Лифшиц

Дата: 18-12-2015 | 10:06:11

Давайте разбираться, тезка.


Вы цитируете 81-й псалом, но не говорите, к кому обращается Всевышний. Между тем: "1. Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд: 2. доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?" Это говорится богам, а не людям, хотя толкователи это отрицают. Но тут налицо остатки политеизма, ведь Священное Писание, особенно Ветхий Завет, составлено из весьма разноречивых, а порой и противоречивых текстов. К этому же месту 81-го псалма отсылает и Евангелие от Иоанна. В конечном итоге, того, что Иисус называл Господа Своим Отцом, книжники и фарисеи Ему и не простили. Кстати, в Евангелии от Матфея Он неоднократно называет Себя Сыном Человеческим. Имеется подобное и у Иоанна.


"Человек человеку - бог" - в таком виде эту фразу приписывают Фейербаху, стоявшему со своим антропотеистическим учением практически на материалистических позициях. Вообще же эта сентенция взята из пьесы Цецилия Стация: Homo homini deus est, si suum officium sciat - «Человек человеку бог, если знает свои обязанности». Древние греки говаривали примерно то же: "Человек человеку божество: говорится о неожиданно получающих от кого-нибудь спасение или благодеяние". В этом смысле данная максима стала разрабатываться в последующей европейской философии, чаще всего материалистической.


Уместно, я думаю, в данной связи процитировать отрывок из статьи Новгородцева "Демократия на распутье": "«Если брать понятие демократии во всей строгости его значения — говорил Руссо — то истинной демократии никогда не было и не будет. Демократия, собственно говоря, приходится богам, а не людям». И замечательно, что Брайс, новейший исследователь демократических форм, обладающий громадными познаниями из области их практического применения, на основании всего, что он знает, повторяет слова Руссо: «если брать понятие демократии во всей строгости его значения, то истинной демократии никогда не было и не будет»".


Иными словами, за фразой "Человек человеку - бог", откуда бы ни было ее происхождение, тянется солидный материалистический (человекобожеский) шлейф, а Вы, насколько можно судить, придерживаетесь иных взглядов.

Да, Юрий, я придерживаюсь иных взглядов. Но разве вы не понимаете, что ЛГ, спасенный хирургом-кудесником, в порыве восхищения говорит то, что говорит человек, потрясенный гением мастера своего дела, отнюдь не обожествляя его... Да это гипербола! -  И только так надо понимать стих "человек человеку - бог". Это же очевидно! Тем более слово "бог" написано  с маленькой буквы. 

А, скажем, Сенека утверждал: «Человек человеку святыня».  И мне это утверждение близко, не смотря на то, что философ не был христианином, тем паче что был учителем Нерона. И что теперь с этим делать?.. 

Ничего с этим делать не надо. Пусть остается как есть.


"Человек человеку - бог" у Вас говорит человек, спасенный другим человеком. Говорит за что-то, за добро, оказанное ему. А если, предположим, выйдя из больницы, тот же самый человек, не приведи Господи, попадет под нож другого человека, хулигана, что он скажет тогда? "Человек человеку волк"? Если уж провозглашается этический принцип "Человек человеку - бог", то не за или иное деяние того или иного человека, а вообще, именно как принцип. Он распространяется на всех: и на врачей-кудесников со скальпелями, и на хулиганов с ножами.

Нет, Юрий, мой ЛГ, говоря, возможно не о святом, и, скорее всего не о святом человеке, вменяет ему его профессионализм - в любовь и, может статься, в святость, понимая, что встречаются и другие сущности в человеческом облике.

Тот, кто дорос до человека способен, через рождение свыше подняться к пониманию божественного в человеке... А хулиган с ножичком... еще не человек, потому и не ведает что творит.





Странно это слышать. Христос считал людьми всех и за стол садился с грешниками и мытарями.

... и разбойника первым ввел в Царствие Небесное. Но, заметьте, разбойников было двое!...И, видимо, вы забыли, что Иисус совершенный Человек - Сын Человеческий!...Христос - Сын Бога Живаго!
Чувствуете разницу?..
Надо иметь очи Христа, чтобы абсолютно в каждом из людей видеть Человека. Понимаете?..
И простите Христа ради меня грешного, 

 увы, не во всех лицах способного разглядеть ростки божественной человечности и любви Христовой. 

Согласен, Юрий. Вы очень здорово ответили. Я вспомнил, что тоже по этому поводу высказывался в своем романе. Спасибо Вам.

Спасибо, Вам Юрий!
За понимание.