Пушкину

Дата: 29-06-2010 | 13:01:08

Здесь давно всё не так, как когда-то в твоём девятнадцатом,
Здесь ни чести, ни нравов, но сплетен и злобы – сполна,
Мы без Бога живём среди храмов: и не на чем клясться нам,
И покаяться некому… Ширится бездной вина.

Окажись ты сейчас в этом нашем беспамятном времени,
В разноликой, где всё на потеху-продажу, толпе,
В этом жалком и бедном, почти опустившемся племени,
Ты сошёл бы с ума. И никто не помог бы тебе…




Вита Шафронская, 2010

Сертификат Поэзия.ру: серия 1313 № 80919 от 29.06.2010

0 | 2 | 1717 | 27.04.2024. 02:43:52

Произведение оценили (+): []

Произведение оценили (-): []


Тема: Re: Пушкину Вита Шафронская

Автор Наталья Дроздова

Дата: 29-06-2010 | 13:04:15

Да, Вита. "В стране с названьем Царское Село исчерпаны запасы благородства..." (Николай Гладких).
Успехов Вам!

Тема: Re: Пушкину Вита Шафронская

Автор Ася Сапир

Дата: 29-06-2010 | 14:21:32

Уважаемая Вита!
Мне понятно Ваше желание противопоставить два века в их нравственных установках, понятно и то, что вы, говоря о благородстве, ссылаетесь на Пушкина. Но по сути Вы посвятили стихи не этому. Вы говорите не о "невольниках чести" (обратите внимание на точное лермонтовское определение "невольник"!), каким был Пушкин, а обо всём 19-м веке? Но ведь достаточно вспомнить историю двух дуэлей того же Пушкина, одной - состоявшейся и окончившейся гибелью поэта, и другой, не завершившейся по причине срочной женитьбы Дантеса на свояченице Пушкина Екатерине Гончаровой, чтобы понять, что представления о чести и в 19 веке были теми же, что и в 20 и 21..Что во всех веках были и есть свои "невольники чести", что их мало. Взгляните на ближайшее окружение Пушкина. Ближайшие друзья и семьи, где должны были бы понять поэта и помочь ему, не сделали этого. Вяземский "отвратил лицо" от Пушкина в последние месяцы - он был в преддуэльной истории на стороне Дантеса. Карамзины - тоже. Они покаялись, но тогда, когда Пушкин погиб. Пушкину не к кому было обратиться за помощью, не случайно о предстоящей завтра роковой дуэли он рассказал только баронессе Вревской (соседке по Михайловскому), случайно оказавшейся накануне рядом с поэтом. О высшем свете с его представлениями о чести и достоинстве и говорить не приходится. Когда Пушкин умирал тяжело и мучительно, они - представители аристократии - считали своим долгом выразить не просто сочувствие пострадавшему Дантесу (он был легко ранен, а в этот момент он находился на гауптвахте), но выразить своё восхищение им.
Вот если бы Вы в стихотворении сделали акцент на самом "невольнике чести", на его представлении о чести и благородстве, мне было бы понятно.

И ещё : во второй строке второго четверостишия нарушена грамматическая связь между словами . Должно быть : "в сердцевине беспутной (...) толпы, но тогда рушится рифма "толпе - тебе" и без того очень слабая.

С уважением
А.М.