Вечер в октябре (из сборника "Мера", М., 2003)

(публикуется в связи с кончиной С. Ямщикова)



Савве Ямщикову

О, Господи, пожар! Какой пожар
пылает в зеркалАх озерных!
Заката хлад, струясь, изображает жар –
но не теплей ничуть он льдов высокогорных!

Земля, чернея, – трепетней, чем дым:
огня небес страшась, сама к себе приникнув,
в тоске октябрьской к пашням вороным
деревьями, как гривами, поникнув.

Дома – все замерли, деревня – вся молчит
и очи-окна к ночи закрывает,
покуда душу небо холодит
и в клочья алые себя же разрывает.

В такое время жутко рядом быть
и, прячась в завиток запечный – как улитка,
ждать в страхе: сей скорлупке ль сохранить
нас средь небес колеблемого свитка?!

Как занавес – уходит пламя вверх,
когда заката тяжесть вниз уходит
и растворяет постоянство черт
земных, и жизнь – как свет –
на нет упорно сводит…

Дер. Рогово на Мальском озере – Москва
1987




Диакон Георгий Малков, 2009

Сертификат Поэзия.ру: серия 1258 № 71237 от 20.07.2009

0 | 2 | 2099 | 01.11.2024. 03:01:07

Произведение оценили (+): []

Произведение оценили (-): []


Спасибо, что почтили память очень достойного человека, по сути рано от нас ушедшего. Когда-то я точно также в день смерти друга опубликовал стихо, только приписал к нему одну строфу:

Равнодушный к богатству и славе,
помаши мне усталой рукой.
Я писал эти строки во здравие,
оказалось - за упокой.


Ваш Юрий

Прочел Ваше "Воскресное утро...". Очень понравилось. Стал читать следующее - и такое, увы, разочарование. Я понимаю, что посвящение недавно почившему вроде критиковать неловко, но судя по дате написания, стих-е не по горячим следам, что меня отчасти оправдывает...
При понимании и принятии мира, описанного Вами, технически смущает, отец дьякон, многое - это и обилие однокоренных, "прилагательных", глагольных рифм (пожар-жар, озерных-высокогорных, прикинув-покинув, закрывает-разрывает, молчит-холодит итд), и несоотносимость ассоциаций к созданию образа (ложная семантика). Земля у Вас "сама к себе приникнув". Такой сомнительный (на мой взгляд) безконтрастный прием создания образа дублируется через несколько строк - небо также "себя же разрывает". Невнятными кажутся мне и строки:
"в тоске октябрьской к пашням вороным
деревьями, как гривами, поникнув."
Гриву можно сравнить с листвой дерева или с травой и это очень красиво, но фактурная динамика волоса и дерева слишком разнятся для сопоставления.
А вот концовка, не в пример началу, мне кажется очень удачной (последние два катрена) - и по рифмам, и по звукописи, и по смысловой начинке, и дают ощутить наиболее полно высокий лирический потенциал автора. Возможно Вам покажется критика слишком строгой. Но это всего лишь мое субъективное мнение, и никак не истина в последней инстанции, Ваше Боголюбие.
С уважением, ВА