Бетономешалка

Дата: 25-10-2003 | 02:35:09

Как сонно тянет лебеда
Линялый лист сквозь щебень серый,
В песчаной груде из карьера
Сверкает иглами слюда,

В смоле, как в каплях янтаря,
Опалубки. Так нежно пахнет
Еловым тесом, ведра чахнут,
Цементной дымкою куря.

А надо всем горой встает
Кормилицы пузатой тело,
Круженьем, песнею и делом
Нас к трудолюбию зовет.

Благословенная бадья!
Твое грохочущее чрево
В овал зияющего зева
Не раз поил водою я

Мелела местная река,
В горячем пекле плыли дали…
Мы хрусткий щебень засыпали
В твои помятые бока.

Песок-сырец вослед шуршал,
Цемент дымился тучей сизой,
Как пыль времен, мучным карнизом
На лбы и брови оседал.

Эй, мельники!

А между тем, июль с косой
Гулял по солнечным полянам,
И запах трав густой и пряный
Качался брагой чумовой.

Но рельса звон! Отерши пот,
Стальная мамка сбор трубила,
Бетонной “кашею” кормила
Вкруг ожидающий народ.

Тогда лопат больших совки
Сходились накрест на металле
И с лязгом “кашу” раздавали
В носилки, ведра и лотки.

По трапам с ношею, бегом
Копченые, как воблы, спины
Качали грубые мужчины,
Кляня и трап, и мать его.

И важно ухался бетон,
И растекался по каньонам,
Чтоб стать узорочьем граненым,
Согласно замыслу сторон.

И так – до сумерек густых:
Мешалки голос хрипловатый
Да плеск, да звяканье лопаты.
И так – до сумерек густых.




Игорь Лукшт, 2003

Сертификат Поэзия.ру: серия 655 № 19302 от 25.10.2003

0 | 3 | 4128 | 26.04.2024. 07:23:18

Произведение оценили (+): []

Произведение оценили (-): []


Тема: Re: Бетономешалка Игорь Лукшт

Автор Игорь Лукшт

Дата: 06-11-2003 | 14:46:35

Здравствуйте, Муся. Рецу Вашу получил – мало не показалось. Спасибо за теплые слова и за внимательное чтение. Спорить, честно говоря, желания нет, а поговорить с хорошим человеком – одно удовольствие. В небрежении к слову грешен, что и говорить. В запале поиска словесного эквивалента образа случается отпустить нелепицу или не точно высказаться. По поводу конкретных замечаний попробую объяснить.
1. “Языком костенелым”. Бытует выражение “язык без костей” - про разговорчивых. Отсюда “костенелый язык” у косноязычных в шуточных стихах.
2. “Позванивали мощные спирали”. Словарные синонимы слова”мощный” – грандиозный, величественный. В этом смысле, мне кажется, возможно применение его в данном контексте.
3. “Глухой посвист”- в отличие от удалого, молодецкого. Речь о стреле. Негромкий, приглушенный свист, сопровождающий движение, полет стрелы.
4. “Ходиков медленный бег”. Не знаю, помните ли Вы эти ходики с кошачьими глазами и чугунной гирькой на цепи. Если попробывать идти в ритме их хода, то очень скоро заметишь, что бежишь трусцой. Правда, пишу это, сообразуясь с ритмом собственных шагов. Может быть ,у женщин при ходьбе это по-другому, не знаю.
5. “Студеней стекла” Критику принимаю, так же, как и “дисковым кругом”.
6. “Махрушки колечек”. Камни часто бывают покрыты кольцеобразными лохматыми наростами. Уж не знаю, что это, лишайники или мох.
7. “Ату”. Применялось у охотников, как сигнал к травле зверя. Но применялось и шире, как сигнал к преследованию кого угодно, в т.ч. человека.
8. “Военный конфуз”. Я имею ввиду не только войну, но и то состояние общества после войны, когда и стыдно и горько, и чувствуешь себя крайне неловко перед убитыми и покалеченными.
9. “Прорухи не видно конца”. Странная история, когда понимаешь, что все время делаешь что-то не так, то ли ошибаешься, то ли жизнь по другому устроена. И в результате имеешь то, что имеешь.
10. “Сквозной ажур”. Кресло может быть покрыто резьбой, но не прорезной. И все равно будут говорить: “Ажурная резьба”. Т.е. ажур может быть сквозным, а может быть на подкладе. Положите узорную решетку на фон – она останется ажурной, но не сквозной.
11. “Округлые орбиты”. Просто слежение, любование формой. Аналогично, “граненый куб”.
12. “Распахнуто бездной разверстою”. Бездна - это о глубине, она может быть и в колодце. Приведенные слова – о небе, раскрытом от края до края.
13. “Вне хруста аллей”. Попытка передать этот разящий контраст между целомудренностью, строгостью, совершенством природы и абсурдом государственного уклада, в котором проходила жизнь. Не знаю, наверное, опыт не удался, если это не видно из стихов.
14. “Леса в Нахабине”.Описание реальной истории, когда в ночном осеннем лесу, бредя в темноте на дальний звук электрички, мы уперлись в бетонный забор, больше того, обнаружили пролом в нем и только через сотню метров шествования по громадной огороженной территории натолкнулись на сторожевые вышки, колючую проволоку, фасады строений, на дальнем конце у входных ворот – охрана, овчарки и все такое. Не забуду состояние шока: прощание с осенними лесами, костер, стихи, расставание с любимым человеком, и вот мы в зоне…Очень по российски. Что это было? До сих пор не знаю. Возможно, строительная площадка, где днем работали заключенные, но в ночи все это выглядело зловещим театром, и очень на тему предыдущего пункта. Ну, вот, пожалуй, и все. Простите великодушно за назойливую дотошность и неумеренную протяженность послания. Благодарю Вас еще раз за рецу и раздумье над листами. Удачи - Лукшт

Привет, Игорь! Пришёл к тебе не откуда-нибудь, а с сайта "Бетономешалка.ру"! Не веришь - вот: http://www.betonomeshalki.ru/others.asp?id=1948
Кто бы мог подумать!... :)))

Тема: Re: Бетономешалка Игорь Лукшт

Автор Надежда Буранова

Дата: 16-05-2006 | 15:53:07

Игорь! Я так прониклась Вашей Бетономешалкой, что, показалось, сама работаю наравне с мужчинами. :) Реализм поэтический налицо! И вспомнила стройотряд студенческих времен, и запах свеженького бетона (мы чего-то там бетонировали). Удивительно добрый и легкий стих получился, несмотря на весомость бетона и тяжелый физический труд. Строители должны Вас считать своим Бетоновестником. :))) Удачи Вам!