«Сначала доживите» – «Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Тенденции и проблемы современной поэзии», ч. III

Дата: 24-10-2023 | 11:46:56

Scale 1200

Участники:

(список составлен по мере увеличения возраста участников)

 

 

1. Регина Соболева

– журналист, поэт, прозаик, фотограф, шеф-редактор отдела критики и рубрики «Культуроведение» литературно-поэтического портала Поэзия.ру.

С 2007 по 2010 годы была участницей лито «ЛиСт» и «Ступени» (Вологда, руководитель - Галина Щекина). Публиковалась в «Дети Ра», «ЛГ», «45 параллели» и др. Участвовала в поэтических фестивалях в Вологде и Москве. В 2020 году вышла первая книга стихов «Серебро и желатин». В 2021 году вышла вторая книга стихов «На цинковой бумаге». В 2022 году вышла первая книга прозы, сборник рассказов «На районе».

 

2. Екатерина Камаева

– поэт.

 

3. Наташа Корн  

– Корнеева Наталья Дмитриевна, поэт, прозаик. Публикации:«Русский глобус», журнал «МОСТ»-87, альманах «Царицын»(№2/2023), антология литературного андеграунда «КИСЛОРОДНОЕ ГОЛОДАНИЕ», «Антология русской литературы XXI века»  и др.
Поэтические книги: «Северный Ветер»; «НеПтица»; «Забытый клоун»; «Богиня Мётел»; «ТЫ»; «Маргаритки Смерти», рассказы:  «Обрывки киноплёнки», романы:  «Любовь на колёсах», «Сумасшедшая белка», «Рио-де-Жанейро», «Смотрю на тебя из темноты. Исповедь самоубийцы».

 

4. Александр Закуренко

– поэт, филолог, преподаватель. Стихи и проза Александра Закуренко выходили в журналах «Грани», «Новый мир», «Знамя» и других изданиях. Александр – автор шести поэтических книг, более сорока статей по вопросам русской и европейской литературы, философии, богословия, переводов с английского, болгарского, украинского. Перевел с сербского книги «Трагедия и Литургия» Жарко Видовича и «Религиозное и психологическое бытие» Владеты Йеротича. С 1992 года преподает в средних школах Москвы русскую литературу.

 

5. Чен Ким

Александр Носков. Родился в закрытом советском городе Свердловск-45 (сейчас г. Лесной). Окончил школу в г. Рыбинске-на-Волге. Учиться уехал в Москву, где ныне и проживает. Инженер. Первые стихи записал в 2005 году. Подборки выходили в журналах «Знамя», «Русский переплёт», «Альманах современной русской поэзии» и в других. Автор книг: «Сто стехов» (2009), «Второй прыжок» (2011), «Воздушный парад для героев» (2014). Живёт в Москве.

 

6. Юрий Бородин    

– после службы в армии окончил Воронежский гос. пединститут. Работал ассистентом кафедры русского языка по обучению иностранцев, учителем, корректором в издательстве «Коммуна», ответ. секретарём армейской газеты, обозревателем районных СМИ. Член Союза журналистов России. В разное время публиковался в журнале «Подъём».

Автор двух поэтических сборников, трёх книг прозы, а также литературоведческого исследования «Свободный стих» (природа поэтического творчества).

 

7. Сергей Каратов

– советский и российский поэт, прозаик, автор афоризмов, переводчик, учитель, критик и публицист. Автор дюжины поэтических сборников. Организатор московского литературного объединения «Звезда» (1978). Стихи переведены на многие языки (болгарский, вьетнамский, немецкий, румынский, туркменский, французский,

эстонский и др.). Песни на его стихи исполнялись разными музыкантами. Член Союза писателей СССР (1983), член Союза писателей Москвы, член Интернационального Союза писателей (член правления Координационного Совета), член Союза писателей XXI века.

  

Ведущая:  Любовь Берёзкина

 

 

 

 

Регина Соболева:


1. В каком возрасте произошла ваша первая литературная публикация? Довольны ли вы ею?

 

Первая публикация у меня вышла в местном вологодском самиздатовском альманахе (которого уже не существует, потому что его создатель умер). Мне было 18 лет. И это было ужасно. В смысле, не сам опыт, как таковой. Стихи были ужасны. И редактура им бы не помогла, поэтому, конечно, творческий коллектив альманаха не виню. Дело в том, что редко молодые авторы являются гениями, и у них все гладко получается «как только так сразу». Скорее приходится пройти через несколько лет писательского позора и сказанного кем-нибудь маститым в кулуарах «Не пиши больше никогда, пожалуйста!». Вот если не сдашься в этот момент, продолжишь учиться, много читать и писать, тогда шанс есть.

 

 

2. Состоите ли вы в каком-либо СП, ЛИТО и т.п.? Если нет, то почему и есть ли желание состоять? Если да, то какой вы находите деятельность вашего СП?

 

На данный момент  не состою ни в каких союзах и лито. Конечно, когда бываю в Вологде, захожу на огонек в «Ступени», но и все на этом. В Вологде до сих пор существует жесткое противостояние между Союзом писателей России и Союзом российских писателей. История давняя и всех деталей не знаю, но факт в том, что если ты в одном союзе, то никак не можешь быть в другом. В вологодском отделении СПР почти все члены – люди старшего возраста (ни одного молодого я не знаю). К сожалению, туда попасть труднее, чем в Северную Корею. К тому же там все очень традиционно в плане выбора художественных методов и стилей. Вологодская специфика. Союз писателей России – вообще-то от региона к региону очень разный. В вологодском Союзе российских писателей много молодежи, люди там активнее, сейчас плотно занимаются проектом «Дом дяди Гиляя». И получается очень даже круто: старинный домик, в котором раньше была детская библиотека, а еще раньше аптека, сейчас стал неофициальным приютом художников, музыкантов и поэтов со всей области, а официально это – литературная резиденция ВРО СРП. Там проходят выставки, музыкальные концерты, киновечеринки, презентации, поэтические вечера. Всегда шумно и весело! Наше вологодское отделение Союза российских писателей – очень дружное. Жаль, что я не вписалась. Наверное, потому что сама не очень дружелюбная. А может, потому что когда-то что-то не то сказала. В Керчи ситуация сложнее. В Крыму насчитывается сейчас около 14 различных действующих писательских союзов. Какие-то из них – наследие советского прошлого, какие-то – украинского. Есть отделение СПР в Симферополе, но они открылись недавно, и про них я еще ничего не знаю. Стоит ли вступать в какой-то из Союзов писателей Крыма, не знаю. У нас сейчас тут разброд и шатания в плане большой литературы. Надеюсь, через несколько лет все устаканится. И да, я была бы не прочь состоять в Союзе писателей России или в Союзе российских писателей.

 

 

3. Тенденция старения писательских профсоюзов – почему так происходит?

 

Думаю, это происходит не везде и не всегда, но, да, наверное история – распространенная. Обычно так бывает в закрытых сообществах. Приток новых членов затруднен или вовсе невозможен. А те, кто есть, постепенно стареют. Зачем же создавать препоны молодым? Затем, что они – другие. Иные методы литературной работы, иные взгляды, иной подход к литературной критике и творчеству как таковому, и вот уже очередной союз закрывается для защиты всего хорошего своего родного знакомого и в борьбе со всем плохим остальным. Нужно очень много любви к человечеству, широкие взгляды и уверенность в себе, чтобы не закоснеть, не закиснуть, не замкнуться. Продолжать до самого последнего своего дня открывать с радостью в себе и других что-то новое, необыкновенное, странное, другое. Но такие люди – редкость не только в литературной среде.

 

 

4. Если молодёжь предпочитает одиночное плавание, означает ли это, что разного рода СП и клубы, в том числе сетевые, уже остались в прошлом?

 

Вы правы, наверное, сейчас у молодых авторов – свои клубы по интересам. Сообщество писателей ромфанта, сообщество писателей-буктьюберов, сообщество писателей-фантастов, детективщики, фикрайтеры, сетевые поэты и так далее и так далее. И все на разных сайтах и со своей аудиторией. Творческие люди тяготеют к индивидуализму. И нет какой-то одной большой идеи, чтобы объединять их всех. Но не думаю, что клубов и объединений стало меньше. Просто они все неофициальные, полудружеские, полуприятельские. И молодым людям, знаю по себе десятилетней давности, этого вполне достаточно. Когда хочется какой-то серьезной поддержки и наставничества, расширения творческих горизонтов, помощи в поисках грантов и литературный карьерный рост, молодой человек скорее выберет многочисленные курсы в рамках своей творческой коммуны или в крайнем случае Литинститут… а союзы – это для солидных писателей, как думает юный автор, участвуя в очередном фестивале или семинаре. Поэтому замечательно, как мне кажется, когда при союзе писателей есть литобъединение именно для молодых людей (как в той же Вологде, например). В таком случае сразу наблюдается перспектива. И она реально есть. По результатам семинаров, конкурсов и после издания двух книг автора могут рекомендовать в его региональной ячейке к вступлению в СП. Собери три рекомендации, и можно подавать документы.

 

 

5. Чего, по вашему мнению, не достаёт молодёжи, например, на Поэзия.ру или это из области извечного противостояния отцов и детей?

 

Как мне кажется, молодым авторам достает сейчас всего. Море информации, которую не надо кропотливо собирать по библиотекам (все есть в сети). Поддержка государства. Достаточно зайти на сайт АСПИ, и вы увидите, сколько семинаров, конференций и литрезиденций с грантами и стипендиями сейчас доступны для начинающих писателей и поэтов. Издание книг по требованию, что сократило необходимость денежных трат на типографии и издательства практически до нуля (при условии, что у автора есть приятели-верстальщики-дизайнеры-корректоры-редакторы). Раскрутка через соцсети и огромное количество кружков по узким писательским интересам. Все можно. Но все сложнее, именно потому что все стало можно. Конкуренция ведь тоже возросла. А подходов к творчеству сейчас столько, что пока молодой автор разберется, чего он действительно хочет, и, что важнее, в чем он действительно хорош, молодым он быть перестанет. Литератор ведь теперь молодой, пока ему не стукнет 35. Если же говорить о том, чего не достает молодежи в творческом плане, то – ответ тот же. Всего им достает. Поэты и писатели сейчас такие яркие, бодрые, умные и талантливые, что диву даешься и радуешься про себя. Что им может не доставать? Только опыта. А это – дело наживное.

 

 

6. Как бы вы отнеслись к идее открытия ЛИТО на базе нашего сайта в виде авторских мастер-классов для молодых и неопытных авторов? Должны ли такие семинары быть платными или бесплатными? Хотели бы вы принять участие в качестве преподавателя в этой программе?

 

ЛИТО – дело в любом случае хорошее. Учиться, учиться и еще раз учиться. Или сублимировать, сублимировать и еще раз сублимировать (как было написано на моей парте в университете). Насчет оплаты – двоякое чувство. Конечно, любой труд должен быть оплачен, а педагогический труд исключением быть не может. Работа эта тяжела и неблагодарна, откровенно говоря (я была какое-то время преподавателем дополнительного образования). Но все лито, которые посещала, были совершенно бесплатными, если не считать печенья, которое мы иногда приносили к чаю. Даже не знаю, какой подход будет адекватнее в данном случае. Наверное, я была бы не против поделиться своим опытом с теми, кто был бы не против этот опыт получить. При условии, что нагрузка будет не очень большая, конечно.




Екатерина Камаева:


1. В каком возрасте произошла ваша первая литературная публикация? Довольны ли вы ею?


Знакомый редактор несколько раз публиковала мои стихи в одной из подмосковных газет. Довольна ли я  – не знаю, не задумывалась.

 

 

2. Состоите ли вы в каком-либо СП, ЛИТО и т.п.? Если нет, то почему и есть ли желание состоять? Если да, то какой вы находите деятельность вашего СП?

 

Не состою. Быть поэтом – это ответственность. Мне больше нравится просто писать стихи, если они ко мне приходят. Своё творчество я бы охарактеризовала как эмоциональную сублимацию, в то время как поэт – тот, кто дышит желанием говорить стихами о мире, даже если прибегает в этом процессе к своей индивидуальной призме восприятия и личным переживаниям. Это не значит, что так называемые сублимационные опусы не имеют ценности. Имеют, и иногда их ценность выше поэтических, поскольку эмоционально богаче. Но к поэзии в упомянутом ранее смысле я бы их не отнесла. Это как любовь: можно любить мороженое, родину, другого человека. Слово одно, а суть разная.

 

 

3. Тенденция старения писательских профсоюзов – почему так происходит?

 

Не хватает гибкости. Мир стремительно меняется в сторону безоценочного самовыражения. Людям, чьё мировоззрение сформировалось в консервативных рамках, это принять непросто. Даже относительно самих себя.

 

 

4. Если молодёжь предпочитает одиночное плавание, означает ли это, что разного рода СП и клубы, в том числе сетевые, уже остались в прошлом?

 

Не думаю. Скорее, в данный момент система претерпевает изменения, которые больше похожи на очередной виток спирали.

 

 

5. Чего, по вашему мнению, не достаёт молодёжи, например, на Поэзия.ру или это из области извечного противостояния отцов и детей?

 

Я бы сказала, что в определённом смысле всем недостаёт понимания происходящего, чтобы выстраивать конструктивный диалог.

 

 

6. Как бы вы отнеслись к идее открытия ЛИТО на базе нашего сайта в виде авторских мастер-классов для молодых и неопытных авторов? Должны ли такие семинары быть платными или бесплатными? Хотели бы вы принять участие в качестве преподавателя в этой программе?

 

Идея хорошая. Есть ряд нюансов, зная которые, человек, одарённый вдохновением, сможет качественно улучшить как форму, так и ход творческой мысли, что обеспечит дополнительную степень поэтической свободы. Принять участие в качестве преподавателя не смогу, поскольку не чувствую себя достаточно компетентной. Что касается материальной части – любой труд должен быть оплачен. В то же время, люди уже привыкли к обилию бесплатной информации. Моё мнение – можно привлекать аудиторию безвозмездно, как это делают, например, в школах иностранных языков. Такие занятия, с одной стороны,  малоинформативны, но достаточно насыщены, чтобы заинтересовать желающих. Далее – проводить платные закрытые семинары  по выбранной теме.

 



Наташа Корн:


1. В каком возрасте произошла ваша первая литературная публикация? Довольны ли вы ею?

 

Впервые мой стишок опубликовали в какой-то областной газете, когда мне было девять лет. Произошло данное событие к моему большому удивлению, но и, конечно же, я была очень довольна, но более всё-таки удивлена.

 

 

2. Состоите ли вы в каком-либо СП, ЛИТО и т.п.? Если нет, то почему и есть ли желание состоять? Если да, то какой вы находите деятельность вашего СП?

 

По-моему, не состою ни в одном СП, ЛИТО и т.п. Желания нет совершенно никакого. Почему? Ну, во-первых, не велика птица, чтобы прибиваться к какой либо стае. А во-вторых, не вижу смысла. Мне многочисленные нынешние СП, ЛИТО и прочее напоминают бывший профсоюз в период его последнего дыхания, или ВЛКСМ – ежемесячное отчисление взносов ни за что, много разговоров ни о чём, красная маленькая книжечка в кармане – всё.

 

 

3. Тенденция старения писательских профсоюзов почему так происходит?

 

Если откровенно – понятия не имею, никогда данная проблема меня не то что не беспокоила, но и в голову не приходила. Я как-то не обращала внимания на возрастной критерий профсоюзов. Думаю, что молодёжь просто не видит смысла в них. Давным-давно быть членом СП считалось престижно и почётно. Но сейчас этих СП, ЛИТО и т.п. столько, что все и не перечислить. Что они дают их членам? Я не имею ввиду престиж и почёт, сейчас попасть туда не так и сложно, были бы деньги. Увы... Я о другом. Для каких целей вступать в тот или иной СП? Что изменится?

 

 

4. Если молодёжь предпочитает одиночное плавание, означает ли это, что разного рода СП и клубы, в том числе сетевые, уже остались в прошлом?​​​​​​​

 

Не знаю как насчёт «остались в прошлом» или нет, но актуальность они свою, на мой скромный взгляд, потеряли. Слишком уж их много, слишком уж белыми нитками шита цель данных сообществ. Я много читаю стихов (и прозы) авторов, являющихся членами писательских объединений. И к сожалению моему крайне редко нахожу что-то действительно стоящее. В основном же безликие простыни, уж извините. И это полбеды. Грустно то, что авторы эти обладают ещё и баснословными амбициями и неисчерпаемым желанием поучать других. Но молодёжь, она ж не дура. Талантливый, пусть не опытный, автор не слеп и не глух. Так зачем же ему вступать в СП, ЛИТО и т.д., если там его не только ничему не научат, а ещё и попытаются переделать под себя безликих. Ну и опять же – деньги. В любом клубе их придётся платить. Но кому хочется платить просто так?

 

 

5. Чего, по вашему мнению, не достаёт молодёжи, например, на Поэзия.ру или это из области извечного противостояния отцов и детей?

 

Сложно отвечать за молодёжь. Мне так на Поэзии.ру замечательно. Плюсов уйма. Минусов я не вижу. Опять же, молодёжь она ведь разная.

 

 

6. Как бы вы отнеслись к идее открытия ЛИТО на базе нашего сайта в виде авторских мастер-классов для молодых и неопытных авторов? Должны ли такие семинары быть платными или бесплатными? Хотели бы вы принять участие в качестве преподавателя в этой программе?​​​​​​​

 

Ну здесь палка о двух концах. С одной стороны – мастер-классы – штука замечательная. Можно многому научиться. А с другой стороны – смотря кто выступает в роли опытного автора. Это раз. И два – всегда ли опыт является показателем со знаком плюс? Если бы, скажем, Александр Сергеевич или Франц Петер набирались опыта у старших товарищей – не было бы у нас ни Языка нынешнего, ни нового направления в музыке.

Ежели всё-таки проводить подобные семинары, то на мой взгляд только бесплатно. Ну а я, возможно и хотела бы принять участие, да, увы, не доросла.

 



Александр Закуренко:


1. В каком возрасте произошла ваша первая литературная публикация? Довольны ли вы ею?

 

Думаю, лет в 20. В киевском журнале «Радуга». Из 16 строк только две остались мои, стихотворение испохабили производственной тематикой. Помню, что там появились строчки:

Там краны поднимаются,

Панелями звеня.

Я написал письмо в редакцию, предложил вернуть им свой гонорар, поблагодарил за то, что когда читаю вслух их опус, то все теряют сознание от смеха.

С тех пор «Радуга» меня не печатала.

А вот публикация в «Литературной учебе» примерно в том же возрасте меня страшно порадовала.

 

 

2. Состоите ли вы в каком-либо СП, ЛИТО и т.п.? Если нет, то почему и есть ли желание состоять? Если да, то какой вы находите деятельность вашего СП?

 

Нигде не состою и нет никакого желания нигде состоять. Свобода дороже.

 

 

3. Тенденция старения писательских профсоюзов – почему так происходит?

 

Не знаю, не вхожу ни в какие профсоюзы. В целом, думаю, в несвободном обществе невозможны нормальные профсоюзы. Когда не работают законы, смысла в защите прав профессиональных работников нет.

 

 

4. Если молодёжь предпочитает одиночное плавание, означает ли это, что разного рода СП и клубы, в том числе сетевые, уже остались в прошлом?

 

Думаю, что у каждого человека, во всяком случае такого, который хочет понимать, что ему дают те или иные союзы, возникнет вопрос о смысле пребывания в коллективе. Как по мне – сочинитель животное одинокое, хищное, свободолюбивое. Зачем ему стая.

Но вполне допускаю, что кому-то нужны собеседники, соратники, соплеменники.

 

 

5. Чего, по вашему мнению, не достаёт молодёжи, например, на Поэзия.ру или это из области извечного противостояния отцов и детей?

 

Я вообще не меряю людей по этим критериям – молодёжи, поколение и т.д. Человек – личность, а возраст не важен. Есть, как по мне, зрелые по возрасту, но совершенные инфантилы по уму и поведению, люди. И есть глубокие и зрелые по уму и реакциям, и весьма молодые по возрасту сочинители.

 

 

6. Как бы вы отнеслись к идее открытия ЛИТО на базе нашего сайта в виде авторских мастер-классов для молодых и неопытных авторов? Должны ли такие семинары быть платными или бесплатными? Хотели бы вы принять участие в качестве преподавателя в этой программе?

 

Если у каких-то авторов есть спрос на такие занятия – почему бы  и нет. Но только часто тот, кто рвется учить молодых или не очень авторов – ничего не понимает в поэзии сам. И наоборот, человек, хорошо пишущий и чувствующий поэзию – редко рвется анализировать чужое творчество… Я сам веду в школе Литературную студию много лет. И получаю большое удовольствие, общаясь с юными авторами. Среди них много талантливых, есть уже среди моих студийцев ныне известные поэты.  Но взрослым авторам я бы ничего говорить не стал. Слишком уже много самолюбия, обидчивости… А вот с молодыми у нас полное взаимопонимание. Я их ничему не учу, никогда не говорю, что вот нужно написать так или иначе. Пусть сами ищут свой голос и свои ошибки. Мы вместе думаем над тем, что сказано в тексте, как сказано. Мне это интересно. А поучают других или бездари, или люди, по каким-то загадочным причинам решившие, что понимают – как и что писать. Причем чаще всего бездарность и желание учить других существуют вместе в каком-нибудь учителе. Я в этом смысле совсем не учитель, и мне категорически чуждо желание давать кому-либо советы. Пусть ученик ищет и находит того, кто ему нужен.

Такой вот даосизм литстудийный. А учитель должен на берегу Ян-цзы свистеть в бамбуковую дудочку. Это идеальный вариант студии. Ну или на улицах Афин рядом с Сократом.

 



Чен Ким:


Когда предлагаются какие-то темы для обсуждения, главное честно ответить самому себе на базовый вопрос: эта тема нуждается в обсуждении вообще и в твоем участии в этом обсуждении в частности?
Юный человек ответит на оба вопроса «нет» потому, что скорее всего, его другие вещи волнуют (гормонального свойства).
Старый человек видимо тоже ответит «нет», потому как ему уже другие мысли в голову лезут – дело-то к финишу идет, а он все никак не решит – покреститься или и так сойдет?
Остается самое активное поколение, те у кого и гормональный фон устаканился и мозг еще адекватно переваривает окружающую действительность. Но вот захотят ли эти люди возиться с ответами на вопросы? Не знаю. У них и без этого всего хлопот по самые уши. На них держится страна, с них кормятся дети и налоговая. Так они еще и стихи умудряются успевать записывать.) Вот и получается, что вопросы эти могут остаться без ответа, и будут обращены исключительно к небу.
Но в общем-то это все не страшно. Потому что и вопросы, и ответы не имеют прямого отношения к стихам, к поэзии. Ведь стихи не в профсоюзе пишутся. И все это прекрасно знают-понимают. Творческая удача никак не связана с ответами на эти вопросы.
Поэзия сама по себе, профсоюзы и творческие объединения сами по себе. Наверное это и правильно...
Хотя, если подумать, то всякие объединения (лито), наверное, очень даже и нужны. Чтобы показать человеку, что он не один такой. Что есть еще люди, для которых важны стихи. Особенно на старте поэтической жизни. Чтоб не было так страшно от того, что ж на тебя такое навалилось и как с этим всем жить...

Можно это все не читать и не публиковать. Потому что на самом деле и правда. мне кажется все это не имеет отношения к сути поэтического существования. В том числе и этот мой текст.

 

 

А что имеет отношение к сути поэтического существования и что вообще такое быть поэтом? От чего зависит творческая удача и что она из себя представляет для Вас, к примеру?

 

Вообще, суть поэтического существования – это написанные тобою стихи и ощущение того, что это в твоей жизни одна из самых важных вещей... Поэтом человек называет себя сам. Сам. Назвался, решился – и теперь ты поэт. Не важно считают ли тебя поэтом другие люди. Важно, что ты сам себя признал таковым...
И с этого момента жизнь твоя меняется. К этому надо быть готовым. Она (жизнь) не становится хуже или лучше. Она становится другой.
Но не менее важным элементом этого существования является наличие читателей. И отклик. Отклик читателей на твои стихи крайне важен.
При этом главное (на мой взгляд) не стать рабом поклонников твоих стихов (если таковые имеются). Надо отдавать себе отчет в том, что твои стихи неразрывно связаны с тобою. Ты меняешься в процессе жизни, меняются твои стихи. И не дай бог тебе стараться удержать стихи в той колее, которую любят твои читатели. Дать им возможность изменяться вместе с тобою, – вот трудная и не всегда выполнимая задача. Не хочется терять своего читателя, хочется ему потакать... А стихи пошли другие. А от тебя хотят тебя прежнего. А тебя прежнего уже нет... Так иди за стихами. Они лучше знают каков ты.
Творческая удача  – это когда ты в момент записи стихотворения чувствуешь, что это оно... Настоящее... Не знаю как описать точнее это ощущение, но это состояние каждый пишущий стихи знает.
Бывает, что пробивает на слезы, бывает, что сидишь и глупо улыбаешься... И точно, что случается в этот момент некая потеря равновесия что ли... Ты вдруг делаешься не совсем ты. Стихотворение превосходит тебя. Ты сделался чьим-то соавтором. Ты понимаешь совершенно отчетливо – Бог есть.




Юрий Бородин:


1. В каком возрасте произошла ваша первая литературная публикация? Довольны ли вы ею?

 

Первая публикация? Это было так давно, что вряд ли я её помню даже в общих чертах... Кажется, это было до армии, и кажется, в городской газете. Естественно, я был недоволен ею, поскольку это были стихи, а своими стихами я и в юности был недоволен. Гордился лишь самим фактом публикации... Сегодня, честно говоря, я и к ней особого восторга не испытываю, правда, предварительно умудрившись издать несколько книг)). Моё тщеславие как автора постарело гораздо раньше меня.))

 

 

2. Состоите ли вы в каком-либо СП, ЛИТО и т.п.? Если нет, то почему и есть ли желание состоять? Если да, то какой вы находите деятельность вашего СП?


Единственный Союз, в котором я состоял, это был Советский Союз... Хотя вспомнил: был ещё и Союз журналистов России, но в него я попал чисто автоматически – скопом со своими коллегами по работе.
Честно признаться, никогда не задумывался о членстве в писательском союзе. Да и никто, собственно, и не приглашал. Творческий рост с «членством», да и со всякими регалиями, думаю, никак не связан... Карьерный – может быть...
Сегодня нередко сталкиваюсь с таким феноменом, как «глобальное представление»: вызывают к микрофону поэта и такой за ним шлейф званий и регалий – целая баллада, а поэту всего 24 года. К концу его жизни, видимо, книгу придётся издавать с перечнем его достижений.)

 

 

3. Тенденция старения писательских профсоюзов – почему так происходит?


Не могу ответить на этот вопрос, потому что не имею представление о писательских профсоюзах, имел дело когда-то только с заводским профсоюзом.

 

 

4. Если молодёжь предпочитает одиночное плавание, означает ли это, что разного рода СП и клубы, в том числе сетевые, уже остались в прошлом?


Не думаю, что молодёжь в большинстве своем предпочитает одиночное плаванье. Как раз наоборот, она чаще группируется, хотя бы на той же базе «тусовки», а вот то, что объединения молодых людей чаще являются альтернативой традиционным СП и клубам, это как правило... И, вполне вероятно, мы здесь имеем дело как раз с вездесущей инерцией то самой оппозиции отцов и детей, о которой идёт речь в 5 вопросе.

 

 

Юрий Николаевич, а как Вы считаете, нужны ли вообще ЛИТО и профессиональное лит. образование? И к ответу на 4-й вопрос: молодёжные тусовки – чем они отличаются от разного рода СП ? Ведь СП хотя бы публикует своих членов в профсоюзных изданиях, обеспечивает правительственные гранты на книги. Что же нужно лит. молодёжи сегодня, как Вы думаете?

 

Вот есть у нас воронежское объединение молодых авторов, среди них есть, действительно, пара талантливых ребят... Их опекает, скажем так, старшее авторитетное поколение литераторов. Ребята в этом объединении мотивированы тем, что оно даёт возможность ездить по стране и выступать на различных поэтических площадках – какие-то денежки для этого выделяются. Вот недавно некоторые из них имели возможность пожить в Переделкино, окунуться, так сказать, в атмосферу. Да, и с публикациями в журналах у них имеется больше перспектив. Но это одна и та же «поэтическая обойма», одни и те же имена – можно пересчитать по пальцам. Это капля в море по сравнению с количеством пишущих в нашем регионе. И для них для всех материальных возможностей широкого творческого общения не хватит. Конечно, они вынуждены будут объединяться во временные стихийные группы...

 

 

Получается, что молодые тусят сами с собой из-за отсутствия наставников и что если бы маститые литераторы больше внимания уделяли подрастающему поколению, разного рода СП могли бы пополниться за счёт талантливого молодняка? То есть проблема не в молодых, а как раз в зрелых литераторах, не желающих протянуть руку помощи тем, кто младше и неопытней?

 

Так у зрелых, как правило, свои интересы и сообщества... Тем более, они в основном при должностях – в тех же журналах, и тоже стараются ковать какую-то копеечку для журнала, что влияет на определённое качество публикаций в этом журнале, как, например, наш воронежский «Подъём»...

 

 

В некотором смысле «дедовщина» литературная наблюдается. Что с этим можно сделать? И нужно ли что-то делать, как Вы считаете? Или мы наблюдаем естественный природный процесс, когда из маленьких стихийных стаек молодых литераторов в итоге остаются сильнейшие и вот они-то и пополняют (сами организуют) СП и прочие союзы для маститых?

 

В общем-то, вы, Любовь, и ответили: естественный литературный отбор ещё никто не отменял. Просто молодым нужно признание здесь и сейчас... В принципе, ничего нового.))




Сергей Каратов:


1. В каком возрасте произошла ваша первая литературная публикация? Довольны ли вы ею?


Первая моя публикация стихов состоялась в 23 года в городской газете в городе Миасс. Это был февраль 1969 года. Я остался доволен этим скромным выходом к читателю. Помогло мне то, что я пришёл в литобъединение при газете «Миасский рабочий». И лично помог поэт и сотрудник газеты Михаил Петрович Лаптев. У него был за плечами Литературный институт имени Горького. Позднее он благословит меня на поступление в этот вуз.

 

 

2. Состоите ли вы в каком-либо СП, ЛИТО и т.п.? Если нет, то почему и есть ли желание состоять? Если да, то какой вы находите деятельность вашего СП?


Я был принят в Союз писателей СССР в 1983 году. Ныне состою в нескольких союзах писателей: в СП России, в Российском союзе писателей, в Интернациональном Союзе писателей. Самым деятельным СП для меня является Российский, что организован при сервере Стихи.ру. Там я участвую в конкурсах «поэт года, писатель года», и в качестве премий мне выпускают книги бесплатно. Это очень важно по нынешним временам. В других Союзах участвую в поэтических вечерах. Что тоже имеет значение для выхода к читателю. А Интернациональный союз помог выпустить мой роман «Тайны тринадцатой жизни» отдельной книгой, с её рекламой в соцсетях и в журнале «Российский колокол».

 

 

3. Тенденция старения писательских профсоюзов – почему так происходит?

 

Проблема отцов и детей сегодня не такая, как в былые годы, сейчас значительно расширилась пропасть между поколениями. Связано это с тем, что дети стали изнеженнее, ленивее, их мало кто заставляет трудиться в учебе, в помощи по дому, в постижении знаний через книги и познания окружающей жизни. Излишняя комфортность сделала детей неспособными к принятию холода-голода и прочих «радостей» бытия, с какими сталкивались дети прежних лет. И растут они в семьях индивидуалистами, мало общаясь в играх на улицах. Больше проводят времени с гаджетами и телефонами. Все это порождает желание иметь все, причем здесь и сейчас. У них завышенное самомнение, признание им надо тоже здесь и сейчас. Но огромный пласт культуры не то, что не освоен, даже и не тронут… А без этого фундамента нельзя создать никаких образцов высокого искусства. К тому же наши СМИ постоянно пропагандировали чужую субкультуру, разрушающую душу ребёнка, дезориентируя его сознание в понимании основ своей культуры. Отсюда и утрата связи между поколениями. Мы своим учителям в рот заглядывали и ждали авторитетного слова мастера. Мы тянулись к общению с людьми старшего поколения. У них это не наблюдается. Я принимал участие в нескольких международных фестивалях поэзии, а там тоже было мало молодёжи. Талантливая молодёжь чаще проявляет себя в физике, в химии, в математике и в аутичных состязаниях. Их успехи налицо. А с падением интереса властей к искусству и к его деятелям, и молодежь отодвинуло на от этого рода занятий. Отсюда и нет притока молодых в различные клубы «стариков».

 

 

4. Если молодёжь предпочитает одиночное плавание, означает ли это, что разного рода СП и клубы, в том числе сетевые, уже остались в прошлом?

 

Если наши СМИ начнут вести просветительскую работу с молодёжью и по направлению к искусству, всё можно будет восстановить. А ещё надо вернуть роль писателя, униженного государством в начале 90-х годов. Огромную армию мыслителей отправили в отставку. Они могли бы за небольшие деньги выступать в школах, в рабочих коллективах, разъясняя позитивную позицию властей и воспитывая в людях вкус к красоте слова и искусства. Вернули «Общество знаний», а писателей туда не включают. У нас были бюро пропаганды при Союзах писателей. Они приносили свои плоды, создавая уважение и благодатную почву для постижения основ реальной жизни.

 

 

5. Чего, по вашему мнению, не достаёт молодёжи, например, на Поэзия.ру или это из области извечного противостояния отцов и детей?

 

Надо прививать молодым людям интерес к общению на красивом, гармонично выстроенном русском языке, а не туземных рэпах и на сленгах. Организовывать литстудии при соцсетях, устраивать состязания и турниры поэтов. А судить их должны непредвзято подходящие к участникам члены жюри.

 

 

6. Как бы вы отнеслись к идее открытия ЛИТО на базе нашего сайта в виде авторских мастер-классов для молодых и неопытных авторов? Должны ли такие семинары быть платными или бесплатными? Хотели бы вы принять участие в качестве преподавателя в этой программе?

 

Думаю, это хорошая идея создать студию на Поэзия.ру. Я бы тоже мог высказывать свои суждения о творчестве молодых. Мне кажется, коммерциализация убивает искусство. У меня есть карат на эту тему: «Валюта выдержит падение, и не о том моё радение: меня волнует область чувства. И я пишу произведение про изведение искусства.»






Публикацию подготовила
Любовь БЕРЁЗКИНА

© Поэзия.ру, 2023 




Редколлегия, 2023

Сертификат Поэзия.ру: серия 339 № 177846 от 24.10.2023

5 | 3 | 762 | 04.05.2024. 14:53:54

Произведение оценили (+): ["Владимир Старшов", "Надежда Буранова", "Светлана Ефимова", "Александр Питиримов", "Екатерина Камаева"]

Произведение оценили (-): []


Жду не дождусь, когда, наконец, Чена зарегистрируют... Готов поступить в его литстудию и терпеть - сколько потребуется!

Добрый день.
К вопросу 5. Недостаёт само́й пишущей молодёжи. Прежде всего, студенческой. Если наладить связи с университетами и открыть рубрику с примерным названием "Школа поэта" (при модерации излишне резких комментариев), может получиться интересный проект.