Случай на уроке

Дата: 27-03-2023 | 21:10:02

(тема, сюжет, лексика Сергеева Владимира, 7 класс)


- Шиш, а Шиш, ну, как дела?

- Как обычно: три плюс два.

- Ну, а ты Малёк, всё тужишь?

- Да боюсь: не вышло б хуже.

Как придёшь - дневник на стол!

Не папаша, а козёл.

Друг на друга посмотрели:

хи-хи-хи да  ха-ха-ха,

удержаться не сумели,

умираем со смеха.

Тут сказал учитель: "Тише,

что за клички, что за Шиши?

Не пойму я ни шиша,

чем же кличка хороша?

Слышу не людей - кликухи,

всё мальки, баклейки, клухи.

Чтобы лучше вас понять,

надо тоже кем-то стать.

Мы глазам своим не верим:

подошёл учитель к двери,

взял меня за воротник

и сказал:

- Пойдём, старик!

Потолкуем по душам,

как привычно корешам.

- Что Вы, что Вы, Пал Кузьмич,

Вы ж учитель, а не бич.

Нам теперь уж не до смеха:

ну, сейчас пойдёт потеха…

И директор на пороге

уж стоит, очками водит.

- Нет, не стоит Вам стараться:

мы же будем Вас бояться.

Вас мы любим, обожаем,

хоть порой и огорчаем.

Ну, а клички, Пал Кузьмич,-

это наш привычный китч.

Фильмы взрослые смотрели

и немножко… оглупели.




Вера Тугова, 2023

Сертификат Поэзия.ру: серия 2017 № 174107 от 27.03.2023

0 | 4 | 341 | 28.04.2024. 10:57:21

Произведение оценили (+): []

Произведение оценили (-): []


Хорошо, что без морали, Вера. И с юмором.
Тема сложная. Клички (прозвища)...
Были, есть и будут. Пока кличка не несёт в себе признаков уничижения, признаков иерархии в ближнем круге, пока не становится погонялом - в худшем смысле лагерного вырождения... Всё остальное - игра, юмор и прочее... Приметы детства.
Спасибо, Вера.

Тема: Re: Re: Случай на уроке Вера Тугова

Автор Вера Тугова

Дата: 28-03-2023 | 20:59:39

Спасибо, Владислав, я не хотела углубляться в психологические тонкости. Всё с натуры, зарисовка без моральных оценок. А вообще-то  наши воспитанники иногда могут довольно хитро уклоняться от  критических ситуаций, иному взрослому не додуматься.
Иногда какое-то прозвище- определение может распространяться на многих и приобретать характер эпидемии. Например, " неувязка или неувязанный", т.е. не типичный, не такой, как все, " растрёпа". Вроде как  "неформат" у нас в поэзии без указания на личность, но более , конечно, на форму выражения.Мои детишки были очень оперативными в этом отношении и всегда советовались со мной насчёт новой появляющейся " болезни". Конечно , без всякого вредного доносительства.


Да какие в детских прозвищах тонкости?...
Если прозвище может распространяться на многих...
Наверное, это не прозвища. Дразнилки какие-то.
Прозвище отмечает особенность. Индивидуальность.
Приходит через игру. У моего приятеля (из интеллигентной еврейской семьи) я иногда бывал Кузяхой. Но всегда с подводкой.
Сначала он говорил (про себя) задумчиво
- Даже к финским скалам бурым
подъезжаю с каламбуром... Знаешь - что такое каламбур?
- Нет. 
- Тебе будет сложно... Наверное, не сможешь...Ну, скажем так -
Как по нашей реке
я плыву в челноке.
А со мною рядом 
две Кузяхи задом...
 Понял?..
- Понял -
Как по нашей реке
я плыву в челноке.
А со мною рядом
Филипаха задом..
Тут он делал вид, что думает. 
- Филипаха... Да... наверное, ты сможешь.
Его звали Лёня Филиппов.
На футбольном поле я был Кузнецом, пока мы не увидели Марадону. В армии - Художником.
Разные клички, Вера. Приятно вспомнить. 

Владислав, говоря о тонкостях (психологических), я имела в виду конкретно свой текст «Случай на уроке». Не надо в этом случае обобщать и разъяснять то, что и так понятно: делать из мухи слона.

Если читать внимательно мой ответ на Ваш комментарий, то по поводу той же  «неувязки», я специально уточнила: « прозвище-определение», применимое ко многим в разных его вариантах, тем самым давая понять, что ни о какой индивидуальности здесь речи нет: обыкновенное типичное социальное явление, которое между тем может перерасти в целую «эпидемию».

Вот попробовала с Ваших же слов обобщить Вашу индивидуальность:

Был Кузяха Кузнецом,

а потом Художником,

мог бы стать он и Певцом,

были бы возможности.

Вверх и вниз летал, старался-

до Кузнечика поднялся.