Обзор произведений январского ТОПа (продолжение)

Когда Антоновой не стало… Владимир Мялин

https://poezia.ru/works/180413

Чтобы полностью понять это стихотворение, нужно хотя бы в общих чертах представлять, кем была Ирина Александровна Антонова, весной 1945 года переступившая порог Пушкинского музея молодым сотрудником. Там она проработала семьдесят пять лет, более полувека – директором, последние семь лет – президентом. И.А. Антонова была учёным-искусствоведом, специалистом по итальянской живописи эпохи Возрождения, разные периоды которой искусно и ситуативно-исчерпывающе отражены в ряде произведений Владимира Мялина. «Когда Антоновой не стало…» наполнено собственным горьким удивлением и одновременно простым человеческим принятием происходящего. Обращение к Тициану очень похоже на «где ты теперь…?» Как будто автор пытается отыскать внутри себя то дорогое, что подарил ему упомянутый период. И в то же время очень точно называет то, что ищет: словно оно, утратив привычные контуры, сохранилось отражением в невидимых зеркалах. Антонова ушла, но взошло осязаемое солнце вечности. А вместе с ним – тишина, как художник, запечатлевшая чистый и благородный свет неотделимой от Ирины Александровны Антоновой эпохи.

 

Гуру Олег Духовный

https://poezia.ru/works/180371

Стихотворение Олега Духовного написано понятным языком и о понятных, казалось бы, вещах. На первый взгляд, это рассказ о друге юности, чью сущностную перспективу мама спрогнозировала лучше, чем сам герой. Но, присмотревшись, понимаешь, что внутри заданной формы нет однозначных выводов. Там есть движение. И «Была ли она права, слава Богу, не знаю» заставляет задуматься о необязательном постоянстве природных наклонностей, которое здесь также можно рассматривать как косвенную характеристику жизненного движения. Пути разные, а итог, предопределён ли он путём? Всё же, личностные задатки – это условная положительная либо отрицательная привилегия, но не гарантия. Автор даёт понять, что путь, выбранный другом, ему не по душе. Тем не менее, эмоции, которыми помимо сюжета цепляет стихотворение, говорят о всё ещё не разорванной эмоциональной связи между героем и его инакомыслящим другом. Люди, с которыми мы когда-то были так или иначе близки, остаются в мыслях и периодически ведут с нами разнородные диалоги. И здесь сложно сказать, где именно протагонист говорит о друге, а где о том, что волнует его самого вообще. И фраза «уж лучше слагать стихи, так, для себя, келейно» сообщает о способности видеть и даже принимать другого человека, каким бы он ни был, несмотря на грустную иронию, которая слышится в противопоставлении. Стихотворение предоставляет читателю и пространство необходимой свободы, и возможность прожить в нём какие-то личные ситуации и получить ответы на свои вопросы.

 

О, полчаса ходьбы и чтение молитв… Михаил Кукин

https://poezia.ru/works/179658

С одной стороны, стихотворение Михаила Кукина – классическая лирика, с другой – настоящая современная духовная поэзия. В данном случае – тонкая, добрая, ничего, кроме личного примера не предлагающая, философия. Образ о. Алексия, которому посвящены эти строки, удивительно чувствуется. И невольно тоже начинаешь думать о Чём-то невидимом, но ощутимом, и вспоминать, что иногда этому миру всё-таки можно и нужно доверять.

О, полчаса ходьбы и чтение молитв,

и утром свежий снег, и крепкий кофе в полдень —

и через это всё Господь нам говорит

о Царствии Своём.

Отчётлив глас Господень.

Об этом стихотворении хочется не говорить, а просто впитывать его тепло.

 

Как юность, утро и заря Виктор Гаврилин

https://poezia.ru/works/179638

Есть дни меж осенью и летом,

когда не начались дожди

Чтобы их заметить и прочувствовать с такой глубиной и неожиданной болью, как это сделал Виктор Гаврилин, нужно прежде узнать их внутри себя. Признание непреложности хода вещей и одновременное желание выставить ему свои нехитрые условия вызывают нежность и уважение к самой человеческой сути. В смене времён года изначально зашифрован переход. И смысл этого перехода не в уходе одного под натиском другого, а сохранение птицы-сердца собственной души, того комочка, в котором заключена вся любовь отступающего периода. И в глуши седого января, как сновидение о прошлом видится совсем не сновидением, но частью жизни, вновь ставшей живым семенем, готовым прорасти. Стихотворение похоже на тот самый ещё не начавшийся дождь, терпеливо ожидающий, пока тёплая птица вьёт себе гнездо в чьей-то душе.

 

Кружатся стрижи-забияки… Андрей Сизых

https://poezia.ru/works/180320

Кружа́тся стрижи-забияки,

Взмывая к самим облакам.

Как в мультиках у Миядзаки,

Говоря о стихотворении, хочется оттолкнуться от… Миядзаки, и рассмотреть поближе иной способ понимания этого мира. Японцу нетрудно задействовать все свои эмоциональные каналы с помощью чего-то очень простого. Пережить своё бытие в моменте с помощью очень простых средств. Европейцу, когда он видит что-то прекрасное, бывает недостаточно проживать себя именно в связи с тем, что он видит, слышит или осязает. Чаще всего ему хочется часть контакта прожить в фантазиях или воспоминаниях (именно эту многослойность мы и наблюдаем в русской и европейской музыке и поэзии). Для того, чтобы ощущать себя целиком, ему нужно дополнительное пространство А для японца нормально не идти дальше того, что ему встретилось, пережить именно это, полностью в него включившись. Что вижу-слышу-чувствую – именно то и переживаю. Конечно же, не всё так однозначно. Но исконная суть японского мировоззрения такова. И талантливый режиссёр и аниматор на современный лад сообщает об этом в своих шедеврах. И японская поэзия так привлекательна, потому что в ней не-японец может через готовый образ прочувствовать эмоциональную схему, согласно которой в малом пространстве происходит полноценное, целостное взаимодействие с окружающим миром. Идея не распыляться и постигать многое малыми усилиями – крайне привлекательна. Именно об этой способности, об умении проживать собственный путь в моменте замечательное стихотворение Андрея Сизых. И неслучайна параллель. Радость бытия – в полном включении всех аспектов восприятия именно здесь и сейчас, в контакте с самой жизнью, как она есть:

Без титров и без реклам,

Ведь мир так безумно пригож,

Так дивно и так неизбывно

На Бога Живаго похож.

В большинстве своём люди редко вспоминают, что так можно. Но главное не зависит от условностей, и ничто не мешает нам его реализовать:

В каком бы ты ни был обличье

Любить своих ближних спеши!

Глаза дорогих людей, находящихся рядом с нами, сияют не менее прекрасно, чем далёкие солнце, луна и звёзды. Об этом автор предлагает помнить, помнить каждую минуту, поскольку

Недолгая жизнь будет спета,

Как песенка шустрых стрижей.

В течении краткого лета,

Соблазнов и миражей,

Дана нам надежда простая,

Собрать неземной урожай –

Любить!  – Потому что это самый простой и радостный способ проживать бесконечное в малом.

 

Катрены в вечерней электричке. Александр Куликов

https://poezia.ru/works/180190

Первое, что бросается в глаза в стихотворении Александра Куликова – очень интересная авторская графика. Словно идёшь сквозь маленькие вагончики, проходишь их один за другим, рассматриваешь заоконный пейзаж и пассажиров, думаешь о чём-то своём. Ритм стиха, немного резкий в начале, постепенно выравнивается. Скорость становится привычной, а потенциальные точки ориентира сливаются в сплошную линию, на которую и нанизываются мысли. Самая первая из них, совпадающая с началом пути, о том, что главное отличие Бога от человека в понимании бессмысленности что-либо навязывать, на кого-то влиять; в том, нигде, кроме внутренних скрижалей, не прописанном пути к самому себе, освещённом вечерним и кротким светом. Есть другая сила, сравнимая с силой природы, заставляющая задуматься о своих реальных человеческих возможностях и о том, насколько всё внешнее преходяще. Особенно хочется отметить катрен под номером V, где автор говорит, что:

Не вечны цари и царицы

и царства недобрые их.

Но вечны прекрасные лица

попутчиков кротких моих.

 Так и есть. Человек не всегда волен выбирать характер внешних потоков, влияние которых ему придётся принять или преодолевать в течение жизни. Но когда позволяет миру быть таким, какой он есть, а значит, и самому себе – рядом оказываются те, чьё тихое сияние подобно его собственному. И только этот внутренний свет может быть вечным. И неслучайна суббота – день, в который Бог предложил человеку попытаться ни на что не влиять, а просто побыть в этом мире, смотря на себя и других так, как это делает Он сам.

 

Казнь Марии-Антуанетты. Александр Шведов.

https://poezia.ru/works/180024

История Марии-Антуанетты – история о том, как накопленное за много веков недовольство возложили на хрупкие плечи королевы-чужестранки. Конечно, народ редко доволен властью. Особенно, если в стране кризис. Но кто смотрит, какой длины у него корни… Чтобы написать такое стихотворение, надо было думать о ней, об этой немного наивной и точно не виноватой в том, в чём её обвинили, женщине (как будто раньше короли и королевы Франции жили иначе). Александр Шведов говорит о Марии-Антуанетте очень бережно. В его стихотворении мы видим нежный цветок, уже сорванный, но ещё не тронутый смертью, в последний раз источающий свой тихий аромат. Кажется, что автору тяжело и больно посмотреть королеве в глаза. И остаётся смотреть на путь, которым она идёт к месту казни. Туфельки… Словно ни автор, ни она сама до конца не верят, что всё вот-вот закончится. Толпа в лице санкюлота жаждет хоть на несколько мгновений поместить в чужое страдание скрытую агонию собственной души. По легенде Мария-Антуанетта извинилась перед палачом, которому случайно наступила на ногу. Она оставалась Королевой до конца.

и кто ж поставит за нее свечу… Кто сможет по достоинству оценить эту Душу? Само стихотворение и есть свеча-молитва памяти.

 

Продолжая Ахматову. Марк Шехтман

https://poezia.ru/works/180424

Стихотворение Марка Шехтмана, хотя и созвучно стихотворению Анны Ахматовой, всё же несёт в себе собственную информацию. Я не могу сказать, что автор продолжает тему. Скорее, раскрывает глубину высказанной мысли.

…небрежно, свысока,

С оттенком ироничного укора

Черкнула гениальная рука

Кого, по мнению автора, иронично укорила поэтесса, написав эти слова? Может, тех, кто думает, что стихи пишутся в состоянии особой, не каждому доступной гармонии? И что такое «сор»? Ахматова на это только намекнула. Марк Шехтман мягко отвечает на вопрос:

…пускай же и моё

Однажды там взойдёт стихотворенье,

Где доживают мусор и старьё,

Где плачет о несбывшемся свиданье

Поломанный некстати каблучок,

Где вспоминает тайное посланье

Конверта измочаленный клочок.

А рядом – рваный зонт былого века,

И дужку потерявшие очки,

И ангелок, фарфоровый калека,

Не уберёгший крыльев и руки...

Упомянутый «сор» – это то, что человек когда-то глубоко пережил внутри себя. И не важно, долгим или кратким было переживание. Это тень, оставленная чувством из прошлого. Отнюдь не «то, что лишено всякой ценности». Просто оно больше не может быть таким, как раньше. И потому становится частью живого творческого хаоса. А дальше авторская мысль делает неожиданный поворот:

…мусорщик с метёлкою в деснице,

Над сором надзиратель и судья,

Всё уберёт, – и этим завершится

Подчистка текста в Книге Бытия.

И нет финала горестней и резче,

Чем двух небрежных строчек парафраз:

Когда б вы знали, как уходят вещи,

Своей судьбой похожие на нас...

Когда б Вы знали, как это – так ясно видеть и так остро чувствовать этот переход… И понимаешь: вот из этого «ясно видеть» и «остро чувствовать» и растут стихи.

 

Санкт-Петербург. Виктор Брюховецкий.

https://poezia.ru/works/180448

В стихотворении Виктора Брюховецкого Балтийское море окружено ореолом суровой романтики. Для кого-то, может, непривычной. Но определённо прекрасной. Такая Балтика вряд ли доступна гостю северной столицы. И даже, наверное, не каждый петербуржец захочет её узнать в тяжёлой поступи мощной, вырывающейся из всякой узды, древней силы, первопроходчески-бесцеремонно и властно штурмующей пространство. Балтика Виктора Брюховецкого – это Балтика Петра, впитавшая его нетерпеливую порывистость и грандиозный размах. Это раскосая баба, сурово глядящая в обе стороны, в ожерелье из собственных, в разное время пролитых слёз, со всей силой и страстью рождающая Город русскому царю. В некотором роде, это образ самой России в момент её становления державой.

И Санкт-Петербург предстаёт перед читателем готовым к спуску на воду кораблём, чьи широкие паруса жаждут попутного ветра. И, как сказал О. Мандельштам, нет в этой завораживающей красоте ничего сверхъестественного – лишь смекалка и твёрдая воля.

Над равелином тишина тревожна,

И потому тревожно на душе...

 Эти строки хочется отметить и спросить: не прошлое ли в них тревожится о будущем, столь на него не похожем? Не потому ли, что чувствует и понимает эту тревогу,

парусник легко и осторожно

Закладывает крен на вираже ?

 

Тебе поверилось… Аркадий Шляпинтох

https://poezia.ru/works/180299

Это стихотворение автор посвятил своему отцу, герою Великой Отечественной войны, прожившему долгую и очень непростую жизнь.

Тебе поверилось, что в целом Мире мир

А ведь не всем в это поверилось. Даже когда война закончилась, кто-то продолжил воевать.

Но кто-то осознал, что то, каким будет мир – зависит от него самого. От того малого, что он сам посеет и любовно взрастит. И что каждое намерение уже в зачатке жизнеспособно, если подкреплено верой.

И для любви родившись человек,

живёт в любви до мирного ухода,

и нет взбешённых половодьем рек,

подвластна своевольная погода.

 Природа нередко преподносит сюрпризы. Однако, домашняя погода, самая своевольная из всех погод, зависит от стихий, которые человек носит внутри себя, от тех бурь, которые ему удалось предотвратить или вовремя унять.

Аркадий поделился, что его отец в сложные жизненные моменты повторял простые слова: всё будет хорошо. И подкреплял их своей верой и ответственностью за сказанное. И близкие верили. И убеждались.

 Пришла моя пора мечтать,

что обретёт однажды плоть и стать

твоя сегодня ненаучная фантастика

 И мечтать, и верить. И помнить, что чудеса делаются своими руками (А. Грин)

Это то, что заслуживает быть воспринятым и продолженным. Не только сыном, но человеком вообще.




Екатерина Камаева, 2024

Сертификат Поэзия.ру: серия 3975 № 180714 от 15.02.2024

10 | 6 | 431 | 15.05.2024. 14:00:10

Произведение оценили (+): ["Аркадий Шляпинтох", "Игнат Колесник", "Сергей Погодаев", "Сергей Буртяк", "Алёна Алексеева", "Владимир Мялин", "Светлана Ефимова", "Ирина Бараль", "Александр Питиримов", "Олег Духовный"]

Произведение оценили (-): []


Спасибо, Екатерина, за ваши труды! Очень интересно!

Олег, и Вам спасибо за добрые слова!

Екатерина, с почином. И хоть Вы не первый день нас радуете своими вдумчивыми комментариями, всё-таки в статусе редактора — это Ваш первый обзор. Поздравляю.

Александр, спасибо! Было волнительно, но увлекательно)

Мне кажется, стихотворение Владимира Мялина хорошо как раз тем, что можно и не знать, кто такая Антонова, а благодаря стихотворению почувствовать масштаб ее личности. Расхожее выражение "Вложил всю душу" в данном случае теряет банальность и затертость и приобретает первозданность. Еще один большой плюс - в стихотворении, в его строе нет ничего лишнего. Каждое слово, каждая строка работают на единый замысел.  

Александр, здравствуйте. Я не сказала, что без этого нельзя. «Чтобы полностью понять» не отменяет всего остального. И, если углубляться, здесь надо не просто знать, кто такая Антонова, а быть в курсе, чем её эпоха отличается от последующей. Этот щекотливый момент обойдён мною осознанно. Задано только его направление. «Когда Антоновой не стало...» — приглушённый крик души. Сами по себе красота и стройность стиха не передают его в полной мере. Я понимаю, о чём именно говорит автор. Стихотворение прекрасно. Всё, как Вы сказали. Но для меня в нём упомянутый крик сильнее красоты.