Комментарии

...Но неизменные привычки

Читать стихи, пардон, «до ветра»

Опасней поднесённой спички

До пипифакса километра –

 

В мозгу возможно расслабленье

И в членах лишнее томленье...


На мой взгляд - История литературы изучает весьма разное. В том числе, причины, почему что-устаревает, а что-то нет. Прижизненная слава, скажем, Райнера Рильке была много меньше посмертной. Но на этом я остановлюсь и разбирать ступеньки не стану. О то, гляди, те, кто по ним взбирается, попадают с лестницы. Спасибо!

По-моему, стихи в школе учат для развития памяти. Вряд ли кого-то увлекают стихи в школьные годы и тем более, стихи их школьной программы. Впрочем, бывают исключения. Но я знаю, что некоторые стихи как раз из школьной программы пришлось открывать для себя заново - спустя годы.

- с годами меняюсь и я, но привычка одна неуклонна,
стихов нерождённых люблю почитать километры,
на девственно былых известной бумаги рулонах,
когда восседаю я, как говориться
"до ветру"...

Да. Потому что в творчестве (кроме технической стороны) необходимы индивидуальность и самоидентичность .

- когда ты покидаешь отчий дом,
не стой в дверях испытывая шок,
чтоб на чужбине не забыть о нём,
прими чего-нибудь "на посошок,"
а чтобы ничего не позабыть
напиток этот крепким
должен быть...

Так и есть, начинает резво, а заканчивает кое-как.
У женщин и детей бывает безошибочный вкус, так вот стихотворение В. Сосноры включил бы в школьную программу, а это стихотворение Бродского- нет, стыдно отдавать автора на растерзание школьникам.

Да, это незаурядные люди. 

Но история литературы изучает, скорее, не время и события, а победу над временем. Прижизненные читатели и известность- только первая ступенька на пути в историю литературы. 

Да, к сожалению систематическое использование такого приема обычным человеком, который следует известному образцу, порождает только разочарование от непонимания и излишнюю неряшливость текста.

Тема: Re: Re: Мой ребёнок играет Елена Ланге

Автор Елена Ланге

Дата: 28-04-2024 | 16:22:35

Спасибо. Рада, что понравилось )

Добрый день, Игорь,
Спасибо большое!
насчёт "градуса бессмысленного напряжения" совершенно согласна, а вот с заменой на "непокорных" скорее нет. Дело в том, что несмотря на мятежный парус Гёте, здесь речь всё же о всеобщем покое/умиротворении, и кроны уже покорились воле небесной... а странник всё ждёт... Гёте любил гулять по холмистым окрестностям Франкфурта и по его словам из писем к Шарлотте фон Штайн и из автобиографии Поэзия и правда, находил душевное равновесие, успокоение под открытым небо в полях, лесах, на холмах.
Я только что опубликовала Штормовую песню, вот там да, всё непокорно.

с уважением
ГБ 

Тема: Re: Re: Евгению Антипову Марк Шехтман

Автор Марк Шехтман

Дата: 28-04-2024 | 15:19:31

Спасибо, Екатерина! У Светлова есть стихи, в которых он признаётся в любви и жалости к литературным героям:
Я сам лучше кинусь под паровоз,
Чем брошу на рельсы героя...

Думаю, Вы бы подписались под этими стихами! У меня другое ощущение "температуры" моего текста, но мне нравится Ваша доброта:))

вот это очень "римское", Елена, и очень удачно, на мой взгляд, сочетаются эта детально обрисованная древность с налетом мифа -- с детством настоящего, возвышенным таким образом едва ли не до исчезнувших древних богов. очень нравятся подобные мистичные вещи, like,

Елена, невероятно, я думала, такой "сервис" лишь вымысел, а героиня взята из давних времен. конечно, обстоятельства бывают разные, но казалось "там" все же как-то благополучнее в этом отношении, чем "тут". спасибо за рассказ.

Доброе утро, Марк.
Что хочу сказать... Несмотря на все подтексты и проч., главный герой вышел весьма привлекательным, и даже прекрасным. Это с большей вероятностью привлечёт к нему внимание, нежели оттолкнёт. Я не буду рассуждать о мире во всем мире, хотя, Вы знаете, его бы хотелось. Скажу только, что стих тёплый. У Вас других и нет, какой бы ни была тема. И само стихотворение написано, как всегда, замечательно.

Да, Владислав, именно: соединения причудливые. Вот сама природа этих соединений, абсолютный слух на "сочетаемость" и делает Соснору уникальным автором. Именно поэтому подражание ему невозможно. То есть, возможно - но комично.

"Аналогичное" - потому, что (скорее всего) это форма диалога. В 60-е, когда Бродский делал шаги, Соснора был жутко популярен. Тем более - в Ленинграде. В конце 80-х, на международной конференции (кажется, в Югославии), Соснора получил записку от лауреата Нобелевской премии - с предложением прийти на сейшн туда-то во столько-то. А Соснора ходил по городу. Получилось, вроде как, пренебрежение, но случайно. Приведенное же стихотворение Бродского отличается повышенной для него эмоциональностью, но он, как всегда, сваливается на моветончик ("сверлит мои мозги"), на заигрывание с читателем ("я застрелиться пробовал, но сложно с оружием"), на нарочитость ("виски: в который вдарить?") и надуманность позы ("Портила не дрожь, но задумчивость"). Плюс этот "бюст", пошловатый в патетическом контексте. Просто на каждом повороте Бродский теряет десятые доли, а Вы это чувствуете. Поэтому у Сосноры - говорите Вы - интереснее.

Евгений, конечно, здесь читается отсылка и к народному эпосу, и к подростковым играм (дочки-матери, которые тут же сплетаются/трансформируются в растение из того же детства - мать-и-мачеха), но это не следует воспринимать, как конкретный образ, скорее, как технический прием - когда в аккорде понадобилась странная нота, и автор ее неожиданно извлекает без оглядки на гармонию. Как ни странно, получается органично, то есть - работает на идею выразительности. Хотя поначалу может путать и раздражать. Такие приемы могут быть методом, но не системой и уж не традицией, поскольку заточены под определенную психику.

Верно, Евгений. Так и есть. Спасибо.

Что напоминает окончание этого стихотворения?

«…ах, как здорово бежится

по крахмальной целине,

сверху глянешь – снизу птицы

словно рыбы в глубине,

машут крыльями для вида,

а вокруг уже вода,

и Земля, как Атлантида,

не вернется никогда»


Напоминает строки из большой серьезной поэмы:


На облаке две фигуры, точнее, их очертанья.

Глазам становится больно от яркого их сиянья. 

Один говорит другому (голос, как из пещеры):

«Нисколько не изменились. Живут всё так же, без веры.

Радуются, что живы, что море под самым боком.

И даже не вспоминают о тех, кто на дне глубоком.

Другой не отвечает (молчание будто камень,

который на дне глубоком будет лежать веками)»


Только точки зрения разные: в первом случае сверху, во втором- снизу…




Спасибо, Евгений. Было интересно.
Я пытался когда-то осмыслить такое писание - очень сложно... Очень причудливые соединения.
Уникальный автор. Похоже, и педагог..

Алёна, спасибо и за прочтение, и за отклик... Это далеко не банальный сюжет. Увы, это действительность. В нашем городе при городской клинике есть такой "детоприёмник", по-немецки Babyklappe, иначе — Babybox. За, по-моему, 20 лет существования его в нашем городе в него подбросили, кажется, 11 деток. Устроено всё очень чётко. На отказ от принятого решения есть только 30 секунд — потом дверца будет заблокирована. Мать ребёнка должна приложить запечатанный конверт который будет храниться в определённой службе. В конверт должен быть вложен "пароль", который знает только мать. Это на случай, если она надумает когда-то найти своего брошенного ребёнка... В общем, тяжело это всё. Пока собирала информацию, пока писала — обревелась. Вот такой вот "сервис".

В любом случае, стихотворение интереснее, чем аналогичное «Я Вас любил…» И. Бродского:

Я вас любил. Любовь еще (возможно,
что просто боль) сверлит мои мозги.
Все разлетелось к черту на куски.
Я застрелиться пробовал, но сложно
с оружием. И далее: виски:
в который вдарить? Портила не дрожь, но
задумчивость. Черт! Все не по-людски!
Я вас любил так сильно, безнадежно,
как дай вам Бог другими — но не даст!
Он, будучи на многое горазд,
не сотворит — по Пармениду — дважды
сей жар в крови, ширококостный хруст,
чтоб пломбы в пасти плавились от жажды
коснуться — «бюст» зачеркиваю — уст!

Через словосочетание конский топ из «Евгения Онегина» автор производит на свет двух новых персонажей- вместо людской молви появляется волчья сыть, так Илья Муромец ругал свою лошадь, а дальше эта ассоциация развивается вроде бы в соперников, волка и коня? А в финале коне-волк становится Цербером. Наверняка автор хорошо знал и про конеслона из известного романа А. Соколова.
А вот «дебри девочек и мачех моей мечты», куда уходит адресат? Девочка мечты это понятно. Мачеха мечты- не исключено, что это разнородные вещи, идеальная девочка и нечто, что для мечты неродная мать. 

Дорогой Александр Владимирович, Вас никто не отпустит. Не знала, дремучая - читай "испорченная" -, что такое е.б.ж. А конфликт надо разрешать, так или иначе. Всё, ушла работать.

Я лично был бы этим очень огорчен, Александр Владимирович! а с кем мне после этого спорить?
Ваш И.Б.

Ничего, скоро я прекращу свою деятельность на сайте.
Разве что, е.б.ж,, опубликую окончание "Венецианского купца", а может, и того делать не стану.

Спасибо Вам за Ваше стихотворение, Надежда🌹 Очень откликнулось во всех отношениях.

А Вам спасибо за стихи, Аркадий! С большим удовольствием погружаюсь в их всегда глубокий философский аспект.