"Судьба" и "Игра и баловство"

Дата: 12-12-2005 | 17:31:44

  Судьба

Венок сонетов из книги "90 закавык"

Ultimam cogita
(лат.) Думай о последнем часе.

1

Раздумья о земной юдоли,
переживанья о судьбе.
Сыскал ли дело по себе?
Успел ли в благодатной роли?

Примеры, зрение мозоля,
ярки и порознь и в гурьбе,
смелы в любви, в игре, в борьбе -
что в "Гамлете", что в "Периколе".

А мне чем хвастать? Рвать ли патлы?
Винить ли родовые пятна
за незатейливый исход?

Шёл к солнцу - жребий гнал обратно,
копаться в мрачной от чернот
чересполосице забот.

2

Чересполосице забот,
всему, что может мять и рушить,
противятся, врачуя душу,
созвучия волшебных нот.

Из всех божественных, щедрот,
милее пташек и речушек,
уменье понимать и слушать,
когда вселенная поёт.

Но мы прочны, и терпит сердце,
когда зефиры брызжут перцем,
когда сплошной водоворот

сгущает мощности и герцы -
нам вкуса в вареве погод
без трудных дней не достаёт.

3

Без трудных дней не достаёт
долготерпенья для закалки.
Без выучки смешны и жалки
и влезут в скверный переплёт

конструктор, строящий пролёт,
не научившись ставить балки,
боец, не годный к перепалке,
сморчок, боящийся невзгод.

Любитель обмануть судьбу
топорщит вислую губу
и топит горе в алкоголе.

Оно, как торба на горбу.
Его не пнёшь, как мяч в футболе.
В стряпне судьбы добавки соли.

4

В стряпне судьбы добавки соли,
а суть не в том, вся соль
- в другом.
Беда, что мы с открытым ртом
хотим дремать в покойной холе.

До плеч в мазуте и нигроле,
всё ждём к себе в российский дом
наземным и морским путём
чужих цыплят и равиолей...

За иностранный урожай
идёт подземный каравай,
который сберегали тролли.

Ура! Добудь и продавай!
И ловкачи крадут у голи
при дележах наследной доли.

5

При дележах наследной доли,
на фоне пёстрых горемык,
всё громче непристойный крик
о мусульманах, о костёле,

о русофобстве на престоле...
Визгливый форум многолик.

Никто и в мифах не был дик,

как нынешние Пикрошоли.

 
В пылу проклятий и дебатов
изобретают супостатов.
Науськивают разный сброд

на вековечно виноватых,
а цель залгавшихся господ
лишь нищий духом не поймёт.

6

Лишь нищий духом не поймёт,
какая мысленная узкость,
жевать нацистскую закуску
из Розенберговских икот

да забывать победный год,
в котором, смяв фашистский бруствер,
гремела подлинная русскость
по длинным дугам всех широт.

По всем земным меридианам,
по всем материкам и странам
победный стяг пронёс народ,

сплотившийся единым станом
для счастья всех наперечёт.
Какой спасительный оплот!

7

Какой спасительный оплот
страна, где может кто угодно
трудиться дружно и свободно,
смотря с надеждою вперёд!

А модный мнимый патриот
зовёт построиться повзводно
зашоренных "чистопородных"
и гнать всех прочих от ворот.

Полки кликуш в укромной мгле,
как змеи, множатся в тепле,
среди болот и на подзоле,

их оппонентам на Земле
потребна в качестве консоли
неподдающаяся воля.

8

Неподдающаяся воля -
несокрушимая броня.
Не устрашается огня,
не тратится в налётах моли.

Поддержит, как бы ни мололи,
и от уныния храня.
Её не трогает брехня
и проработка в трудной школе.

Спасибо, выпавшая участь,
за всё: за прочность и везучесть,
за добрый русский уголок,

где выжил, празднуя и мучась.
Но жизнь слоиста, как пирог.
Любому - собственный кусок.

9

Любому - собственный кусок,
свой срок, свои этапы жизни.
Обдует ветер, влага сбрызнет,
зарёй порадует восток.

А хлеб и забродивший сок,
куда как сладкие в отчизне,
сгодятся даже и на тризне,
когда её назначит рок.

Настанет день, и скажут струны,
какая выпала фортуна,
каков был искус и урок

Вулкана, Марса и Перуна,
когда в пути сбивало с ног
своё сплетение дорог.

10

Своё сплетение дорог -
кому-то хмарью или хмурью,
а мне зенитною лазурью,
едва погнали за порог.

Набил галетами мешок,
смирился с кадровою дурью -
меня от Клязьмы в Приамурье
товарный поезд поволок.

А там открылись даль и ширь,
Урал, Байкал и вся Сибирь,
Москва, Азов, Баку и Мцхета.

Судьба, как шалый поводырь,
вела искать сквозь всю планету
свой личный пай тепла и света.

11

Свой личный пай тепла и света -
тройная пагуба моя,
когда анкетная статья
не лучше волчьего билета:

вези казённая карета,
плыви железная ладья
во все далёкие края
(где нынче визы и запреты).

Я был одной из скреп, вязавших
тайгу и степь, рудник и пашню
в единый всесоюзный блок,

но больший брат не сдюжил
в старших.
Братва пустилась наутёк.
И вот считается итог.

12

И вот считается итог.
В глобальном отразился личный.
Куда корабль, туда и мичман,
механик, капитан и кок.

Упал на милый бережок.
В утеху выдан штоф пшеничной,
да жаль, что выгляжу комично,
под модной кепкой, а - совок.

Таков и жребий и удел:
смотрю на рознь и беспредел.
Не очень радуют фуршеты

по случаю неважных дел.
В ладони - мелкие монеты,
конечный смысл начальной сметы.

13

Конечный смысл начальной сметы:
учил детей, ковал металл,
вернулся на родной причал,
сложил колючие сонеты

по два катрена, два терцета,
любая строчка - криминал.
И вот он - весь мой капитал,
богатство внучки Лизаветы.

Всегда под мушкой злых очей,
под следствием: ты кто и чей?
Под неуклюжие квартеты

несостоятельных вождей!
Судьба - сумбурная дискета.
А вся ли песенка пропета?

14

А вся ли песенка пропета?
Мечтал создать своим трудом
весёлый сад и прочный дом,
удобный для зимы и лета,

чтоб там была семья согрета,
чтоб там спокойным вечерком
друзья снимали с полки том
мыслителя или поэта.

Довольно скромные мечты,
и те, увы, полупусты,
нестойкие аэрозоли.

Теперь, вдали от суеты,
от дурдомов и Метрополей, -
раздумья о земной юдоли.

15

Раздумья о земной юдоли,
чересполосице забот.
Без трудных дней не достаёт
в стряпне судьбы добавки соли.

При дележах наследной доли
лишь нищий духом не поймёт,
какой спасительный оплот
неподдающаяся воля.

Любому - собственный кусок:
своё сплетение дорог,
свой личный пай тепла и света.

И вот считается итог,
конечный смысл начальной сметы.
А вся ли песенка пропета?

Апрель 2005


Прогулка по чужому маршруту
(Венок-плагиат).

   "Венок сонетов.

   Венок сонетов - признак мастерства,
   когда подвластны нам и образы и звуки,
   когда изучены словесные науки,
   а стихотворство - дело ремесла.

   Там не найти живого естества,
   стихи становятся прибежищем от скуки,
   они - продукт игры и баловства,
   в них не найти следа душевной муки.

   Коль есть сноровка - чувства и не надо.
   Сонеты завиваются в венок,
   который очень мил, но неглубок.
   Они сердцам не принесут отрады.
   Как сделать, чтоб уменье и искусство
   не погубили искренности чувства ?".

(Из сборника стихотворений Ю.В.А. "Открытое пространство".
2012 г., тираж 1000 экз.).

1
Венок сонетов - признак мастерства;
вот то, что внушено премудрой Музой
разумнице, придавленной обузой
вести Поэзию к вершинам торжества.

Не зря шепнула Муза те слова
на ухо не матроне толстопузой,
и не особе с памятью кургузой.
Обычно Муза в выборе трезва.

Венки сонетов - увлеченье многих,
бывает, что взыскательных к стиху
и не плодящих дичь и чепуху;
бывает, легкомысленно нестрогих.
Венки творятся от Алтая до Кентукки,
сбирая всюду образы и звуки.
2
Когда подвластны образы и звуки,
поэт крылат, ему пределов нет;
и одаряет мыслями весь свет:
мозг шевелится, прытко пишут руки.

Поэт смелеет и готов на трюки.
Не признаёт повозок и карет.
Когда Пегас подставит свой хребет,
седок не поглядит, целы ли вьюки.

Поэты - провозвестники свободы,
самозабвенные в лихой борьбе,
громчайшие певцы во всей гудьбе,
вернейшие радетели природы.
Легко поймут секрет в любом кундштюке
и знают все словесные науки.
3
Когда ясны словесные науки,
тогда и мысль становится ясней,
и чувства словом выразишь точней.
Слова слышней, чем сбой в сердечном стуке.

От нежных слов смягчатся даже злюки.
Умело объяснишь - поймут верней,
хоть способ извлечения корней.
Людская правда - в слове, а не в хрюке.

В стихах есть увлекающий рассказ;
в стихах есть ободряющая шутка;
доходчивые доводы рассудка
и хитрое сплетенье ловких фраз.
Пусть даже мысль не слишком-то нова,
сноровка - то, что ценится сперва.
4
Сноровка - то, что ценится сперва.
Но поэтесса с Музой в спор вступила.
Она в венках не видит должной силы;
честит венки, хоть ценит их молва;

бранит переводящих зря чернила.
Увидела в венках лишь черева,
набитые изжёванною дрянью;
сочла дурным товаром ремесла;

и все почти венки сожгла б до тла
и призвала творцов их к покаянью,
сыскав места, причём не раз, не два,
когда там нет живого естества.
5
Когда там нет живого естества,
поверишь в то, что пишет критикесса, -
в венках, без запахов лугов и леса,
ручьи не плещут, высохла трава

и на токах молчат тетерева.
Когда в венках не отразились мессы
и к Гойе никакого интереса,
и впрямь - их суть безжизненно мертва.

Но вот, как бусы, сцеплены в венок
один живой сонет с другим сонетом -
неуж их жизнь теряется при этом ?
В какие щёлки влезет между строк ?
Как связка строф, безжизненных в разлуке,
венок предстанет лишь продуктом скуки.
6
Венок предстанет лишь продуктом скуки,
в том случае, когда поэт раскис;
скучал - и зародился в нём каприз:
решил связать единой цепью глюки,

чтоб приобщались Геки или Чуки,
а, может быть, чахоточная мисс,
и вникли в смысл, как в некий вокализ.
Притом писал на странном волапюке.

У критикессы вывод прост и прям,
и не осталось никаких сомнений:
венки сонетов - безусловный спам
на фоне милых сердцу сочинений.
Но ведь венки - не травка-мурава:
Венки - не для игры и баловства.
7
Венки - не для игры и баловства,
как вдруг про них решила критиканка.
Ей кажется, что в форме их обманка,
и скачка строчек чересчур резва,

а рифмы - как опавшая листва,
Хотя венок - как скатерть самобранка
и мыслей в нём немалая вязанка,
а ей скучна столь ёмкая канва.

Вот прежде многие венки хвалила,
когда сплетали их её дружки.
Теперь, былым сужденьям вопреки,
ввела другое строгое мерило.
Не верует в скептической докуке
в венок как синтез радости и муки.
8
Венок - единый сплав любви и муки !
В частушках, несомненно что-то есть.
И стансы воздают тем чувствам честь,
а вот в венках их, верно, съели щуки,

их не сыскать, как яблок на бамбуке.
Смотри в простых сонетах - их не счесть.
В венках пропали. А куда ? Бог весть.
Бегут, как мыши от кота-мяуки.

Подружка скажет: "Роза хороша !"
Пион получит - восхитится цветом.
Не дай Бог, друг придёт с большим букетом -
блеснёт его холодная душа.
Творцы венков честятся без пощады,
теперь уже кричат: венков не надо !

9
Теперь уже кричат: венков не надо.
Совет простой - да только ни к чему.
Смелее будь, когда охоч к письму:
твори романс, венок или балладу,

сажай на лист катрены, как рассаду.
Цеди туда хоть мёд, хоть сулему.
Устрой своё камланье на дому,
Бессвестно зажги хоть пламя ада.

Грешней ли всех сонетные венки ?
Сердечнее ли всякие куплеты,
что тысячами писаны и спеты ?
Душевней ли поэты-остряки ?
Неуж лишь в самый каверзный часок
сонеты завиваются в венок ?
10
Сонеты завиваются в венок.
Поэт свершает клятвопреступленье.
Он, вместо канареечного пенья,
вставляет в рот охотничий манок.

И всяческий народ, сбиваясь с ног,
бежит к поэту в жажде приобщенья,
чтоб вместе безобразить без стесненья.
Как только терпит благодушный Бог ?

Особо вредной кажется сноровка,
учёное плетенье хитрых пут,
с которым виршеплёт легко и ловко
обманывает легковерный люд,
крутя венок, который всем не в прок,
"который очень мил, но неглубок".
11
Венок, который мил, но неглубок...
Возьмём роман, рассказ - творенья мысли.
Но под рукой - не Чехов и не Пристли.
Возьмём стихи - не Лермонтов, не Блок,

не Гумилёв, не Тэффи, не Парнок.
Как взяли наугад - мозги закисли
Бренчат пустым ведром на коромысле.
Всё чаще вздор, хоть выбор и широк.

Добрым добра выходит наша дама.
Клеймя венки, находит, что милы.
На деле ж и меж них немало хлама:
то не халва, не горы пастилы.
От многих из венков не жди услады.
"Они сердцам не принесут отрады".
12
Венки сердцам не принесут отрады ?
Конечно, нелюбителям кантат
милей споёт весёлый детский сад.
Не нравятся военные парады -

смотрите цирковые эскапады.
А если вас романы тяготят,
так анекдоты выйдут в аккурат.
К чему балет любителям ламбады ?

Сниму в любом из зрелищ свой картуз.
Не отвергаю никакие формы.
Готов почтить и соблюдать все нормы
и не хочу навязывать свой вкус.
Кому морковка, а кому капуста,
и каждому из нас - своё искусство.
13
Что ж сделать, чтоб уменье и искусство
не взяли верх над трезвостью ума ?
Не забывай, где нос и где корма.
Не будь похож на пращура Прокруста.

Не думай, что ты мудр, как Заратустра,
когда ты прав в сужденьях не весьма.
И почестей не требуй задарма,
и ради всякой лжи не лезь на бруствер.

В трудах, в стихах добейся высших вех,
и пусть в твоей душе всё будет ясно:
из всяческих венков не все прекрасны,
зато по лучшим судят обо всех.
Стремись, чтобы убийственные дусты
не погубили искренности чувства.
14
Для выраженья искренности чувства
не важно, как стихи твои длинны.
Пусть будут радостью напоены,
и пусть в них будет горечь, если грустно.

Пусть блещет слог, пусть будут безыскусны,
лишь были бы ничем не стеснены.
Пусть отражают жизнь, мечты и сны.
Пусть будут в книгах, пусть звучат изустно.

Пусть след останется в больших венках,
пусть в мадригалах, рондо и канцонах.
Отбрось своё смущение и страх.
Излейся в песнях и счастливых стонах.
Слагай свои стихи, как кружева.
Венок сонетов - признак мастерства.
15
Венок сонетов - признак мастерства,
когда подвластны образы и звуки.
Когда ясны словесные науки,
сноровка - то, что ценится сперва.

Когда там нет живого естества,
венок предстанет лишь продуктом скуки.
Венки ж - не для игры и баловства.
Венок - единый сплав любви и муки !

Теперь уже твердят: венков не надо !
Сонеты завиваются в венок.
Но если он игрив и не глубок,
тогда сердцам не принесёт отрады.
Что ж сделать, чтоб уменье и искусство
не помешали искренности чувства ?

У произведения нет ни одного комментария, вы можете стать первым!