Перед Муравьём

Дата: 29-12-2021 | 14:10:36

     I  Время потери уникальности.


 Возрождение, Реставрация, Просвещение - названия этих эпох отразили связь с Человеком, уникальным и неизменным образом Божьим. Сегодня Человек даже для ортодоксов - часть Природы и плод эволюции на Земле, третьей планете в небольшой Солнечной системе, в глухом месте провинциальной галактики Млечный путь.

Великие открытия Ньютона и Эйнштейна были гимном человеческому уму и открывали, казалось, перспективу бесконечных возможностей, но сегодня стало ясно, что человек не может понять физическую картину мира, потому что сам - материя, а это всего лишь 4 процента от всего-всего. От чего всего? Здесь нет ясности, но только 4 процента. По самой своей природе мы не можем представить те  физические явления, до которых доросла наука, в силу их невыносимой сложности. Не получается создать хотя бы примерные образы или условные метафоры физических процессов. Понимание, которое раньше сочетало человеческое представление и математику, вынуждено ограничиться только математикой. Но и понимание математики не надолго. Только что добившийся, казалось, так многого, Разум оказался перед непроницаемой темнотой дальнейшего знания! Хомо Сапиенс, Человек Разумный, уступает первенство в Разумности и передаёт эстафету своему, пока не признаваемому родным, ребёнку - Искусственному Интеллекту.


II. Перспектива Поэзии


Впереди приход Аполлона Искусственного Разума? Кто он, каков он, каковы будут его критерии? Античный Аполлон когда-то убил и снял кожу ( sic!) с пастуха, плохо игравшего на дудке. Что принесёт нам новый Аполлон, который переосмыслит и изменит художественные представления о жизни, красоте, добре и справедливости? Сдерёт с нас грубую человеческую кожу?

Разве мы сможем что-либо этому противопоставить? Мы, ребёнки, которые не могут оторваться от экрана с увлекательной игрой? Мы, подростки, забывающие всё ради многосерийной экранной истории. Если бы питание поступало в нас автоматически, то можно было бы и не отрываться от этого наслаждения. Потому что мы не дорожим реальностью!! А как ею дорожить, когда нереальность лучше, ярче, страстнее? Ведь с нашими человеческими чувствами всё, в том числе и понимание истинности наших ощущений, условно, всё одновременно и обман, и правда. Чем дорожить, когда одну правду не отличишь от другой?! Мы живём среди предположений!

Не в силах понять как из вакуума рождается материя, как может сила взаимодействия увеличиваться с увеличением расстояния, как частицы мгновенно взаимодействуют на расстоянии в тысячи км и что это вообще такое – взаимодействие, мы с полным правом сегодня снова можем повторить: «я знаю, что ничего не знаю». Это не удастся игнорировать, это не какая-то научная заумь, нет, это определяет судьбу и перспективы человека на Земле. Я стою на месте и не чувствую как движусь вместе с Землёй, Солнечной системой и Галактикой одновременно в четырёх разных направлениях с трудно представимой скоростью 600 км/сек.  При этом я пронзаем триллионом (!) нейтрино каждую секунду (!) и я не могу понять кто я и где я, для меня цвет зеленый, а губы красные, потому что я так назвал эту длину волны, я не могу знать истину, потому что не могу покинуть загона собственной плоти.

А загон всегда в дерьме. Тёплом, уютном и не обязательно плохо пахнущем: запах условен. Наши нервные окончания, конечно, совершенны, точны, чувствительны и прекрасны, но исключительно только в родном загоне.

Что делать с жаждой знаний? Что мы будем делать со стремлениями наружу, к неведомому, к расширению горизонтов?

 

Мы будем называть! Мы всё равно будем всё называть! Всё понятное, всё непонятное, реальное и нереальное! Мы всему можем придумать название, функцию, цель и необходимость! Ошибиться и придумать ещё раз. Придумать сравнение, образ, метафору! Что мы, собственно, всегда и делали! Да, раньше мы думали, что в наших названиях и формулах, образах и метафорах есть прекрасная и абсолютная истина, а её, оказалось, там четыре процента! Но мы и без этих 96-ти можем быть счастливы, мы это доказали! Мы можем чувствовать и переживать! Мы можем рифмовать! Мы можем ритмизировать! Правдоподобия нам достаточно!! Пусть никакого цветного праздничного мира вокруг нас не существует, пусть нет зелёного цвета травы и красного цвета красного мака! А и ладно! Наша голова сама прекрасно приготовит нам на своей кухне наши эмоциональные цвета! Мы даже сможем назвать каждый новый собачий цвет, если научим собаку говорить. Мы за тысячелетия вырастили буйный мир словесной красоты на чахлой почве нашего знания (оно же «незнание»). Мы даже смертельный вирус называем благозвучно и непонятные нам кварки (что это?) назвали Очарованный, Истинный и Красивый, а их тип (?) назвали «аромат», хотя там никакого аромата даже собака не учует. А мы как назвали - так этим уже практически унюхали - они ведь классные, название говорит само за себя: Очарованный! Мы говорим «красивая формула», «красивое решение», «красивый поступок» и «красиво прожитая жизнь». Красивая картинка, красивое чувство и красивый звук – мы пленники красоты и уважаем эту блядскую слабость собственных нервных окончаний: красивый – самое универсальное прилагательное, красивым бывает у нас даже дьявол. Мы всё облекаем, окутываем видимостью смысла и условной красоты, создаём цветную ауру и человечий контекст. Создаём собственную, понятную только нам, цивилизацию слов.  Вот в этом и есть победа человеческого в условиях абсолютной собственной неадекватности!!
Поэзия! Поэзия! Только Поэзия!

 

«Слова, слова, слова» о которых пренебрежительно говорил Гамлет, принц Датский - единственный, уникальный и главный талант Человечества, всё остальное придётся отдать Искусственному Интеллекту. А с нами останутся СЛОВА И КРАСОТА! Но ведь это и есть ПОЭЗИЯ! Поэзии не нужны технологии, экраны, камеры Вильсона, формулы, законы и антены в мозгах. Она сама давно отказалась от претензий на объективность. «Поэзия должна быть глуповата» – сказал когда-то А. С. Пушкин, солнце поэзии и центр русской словесной солнечной системы. А ведь мы, жители севера, любим солнце, которое освещает для нас всё сущее условными семью цветами радуги – вот это наша нега, наш Онегин, наша неизлечимая младость и вечная к ней рифма – радость. Да, сегодня мы понимаем, что кроме пушкинской солнечной системы есть и нечто большее, есть Галактика, в которой мы бежим вместе с нашим Солнцем вокруг далёкой чёрной дыры – но это не сможет помешать нам быть достаточно глуповатыми и поэтичными!!

 

В поэзии есть некая мера поэтической мысли – метафора, объяснение того, что мы не знаем, через то, что мы не понимаем, но вроде бы чувствуем. Этому, кажется, вполне соответствует стихотворение, которое называется Муравей. Это стих о рождении стиха. Читатель вряд ли сможет оценить адекватность/неадекватность описанного в нём весьма индивидуального процесса. Но разве стихотворение нужно для этого?




Юрий Лавут-Хуторянский, 2021

Сертификат Поэзия.ру: серия 1528 № 165155 от 29.12.2021

0 | 0 | 483 | 01.11.2024. 03:02:46

Произведение оценили (+): []

Произведение оценили (-): []


Комментариев пока нет. Приглашаем Вас прокомментировать публикацию.