Публикации

19-09-2017

“Победившее смерть слово”

(О перекличке* А.Ахматовой и И.Бродского) (*: из всех толкований слов “перекликаться” и “перекличка” мне близок предложенный словарём Ефимовой:
“Сходство, подобие, внутренняя связь.”)

На похоронах А.Ахматовой И.Бродский услышал: ”С уходом Ахматовой кончилось…” - “Ничто не к...

04-06-2017

С подстрочника или с любви?

Толмач всегда сидит в калоше,

хоть неуч он, хоть

в душе — Пегас, в работе — Лошадь,

в произведении — Кентавр!

 

        В 1748 г. Александр Сумароков опубликовал хронологически первый перевод «Гамлета». Пьеса имела успех,...

03-01-2017

Фэн Янь-сы На мелодию "Бодхисаттва-инородец" (краткий анализ)

Одной из отличительных особенностей китайской поэзии является отсутствие определенности высказывания, уход от прямого выражения чувств, многозначность, предполагающая свободу восприятия, и вместе с тем, глубина мысли и подтекста, того, что за словами, вне слов. Существует особое пон...

24-05-2016

Разбор сонета 121 У. Шекспира (перевод Валерия Савина)

Некогда замечательный русский поэт-переводчик В.А.Жуковский в письме Н.В.Гоголю высказал следующую интересную мысль: «Спросят: кто же из поэтов вполне осуществил идеал поэта? Ответ самый простой: никто. Ещё не один ангел не сходил с неба играть перед людьми на лире… Но здесь главное...

15-12-2015

Лингвоэстетические этюды. М.Ю. Лермонтов. Парус.

Обратимся к одному из хрестоматийных текстов – «Парусу» М. Ю. Лермонтова. Его знают наизусть младшие школьники, он детально исследован литературоведами и лингвистами. Вряд ли о «Парусе» можно сказать что-то новое; и поэтому было бы заманчиво приглядеться к нему пристальнее свежим взглядом....

25-11-2015

Человек социальный и человек эстетический

(Сопоставительный анализ стихотворений Н.Некрасова “Железная дорога” и А.Фета “На железной дороге”.) 

Аннотация. В статье рассматриваются понятия “человек социальный” и “человек эстетический” на материале сопоставления двух произведений поэмы Н.Некрасова “Железная дорога...

25-11-2015

Равиль Бухараев «Яблоко, привязанное к ветке»

Яблоко, привязанное к ветке – та самая ненаигранная искренность Равиля Бухараева, которая случается в стихах первого сборника, та самая сказочная хрупкость детства. Перелески и тростник камышей – всё это оживало за Казанкой и в моём личном детстве: детсадовском безоблачном, и школьном, с у...

25-11-2015

Уроки Игоря Меламеда

В Святую и Великую Субботу, в день сошествия Спасителя во ад, литературная Москва простилась с поэтом Игорем Меламедом, более десятилетия тяжело болевшим, не выходившим из дома, но как минимум дважды в год причащавшимся на дому Святых Христовых Таин.
Он родился в 1961 году во Ль...

25-11-2015

Улица Арсения Тарковского

Замысел побывать на родине Арсения Тарковского вызревал у меня давно. Наверное, с тех самых пор, когда в самом начале восьмидесятых годов довелось мне прочесть стихи этого неповторимого лирика, тонкого мастера русского поэтического слова, стихи-воспоминания, стихи-молитвы, окликающи...

25-11-2015

Филологические заметки. Б.Л. Пастернак Быть знаменитым некрасиво

Предмет данного эссе – применение феноменологического подхода в области филологического анализа текста. Для иллюстрации возьмем стихотворение Б.Л. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво».

        Быть знаменитым некрасиво.
        Н...

25-11-2015

Филологические заметки. Б.Л. Пастернак. Ночь

1.

Идет без проволочек
И тает ночь, пока
Над спящим миром летчик
Уходит в облака.
2.
Он потонул в тумане,
Исчез в его струе,
Став крестиком на ткани
И меткой на белье.
3.
Под ним ночные бары,
Чужие города,
Казармы, кочегары,
...

25-11-2015

Новое качество лиризма в цикле стихов А. Твардовского “Памяти матери”

Лирический цикл стихов А.Твардовского “Памяти матери” является непосредственным откликом на смерть горячо любимой матери, умершей 23 марта 1965-го года (он напечатан в сентябре того же года в “Новом мире” вместе с другими стихотворениями. Все они объединены названием “Из лирики этих...

25-11-2015

Арсений Тарковский, каким я его помню

Его имя я впервые услышал в 16 лет со сцены львовской филармонии, на выступлении очередного заезжего чтеца, кажется, Вячеслава Сомова. Оно не значилось на афише, да и местные стихолюбы плохо знали его поэзию. Несколько его стихотворений, прочитанных сверх программы, в нагрузку к Бло...

25-11-2015

Бродский: маршал Победы Жуков в аду

  Рекогносцировка 


Есть у Иосифа Бродского, как, вероятно, у всякого русского поэта, бывшего участником либо очевидцем Великой Отечественной войны или узнавшего о тех событиях от отца с матерью, несколько стихотворений на данную тему. Нет! Неверно. Даю поп...

25-11-2015

Александр Питиримов: Литературщина в хорошем смысле

Александр Питиримов – поэт, несколько лет назад эмигрировавший из первопрестольной в Псков, главный редактор литературно-поэтического интернет-журнала Поэзия.ру  http://www.poezia.ru/, издатель сетевого худо...

25-11-2015

«Синий цвет» Николоза Бараташвили в переводе Бориса Пастернака

Стихотворение «Синий цвет» (в оригинале – без названия), написанное Н. Бараташвили в 1841 г. и переведенное Б. Пастернаком не позднее 1938 г., давно уже стало в России своего рода визитной карточкой гениального грузинского поэта. При мысли о нем в памяти самопроизвольно возникают ст...

25-11-2015

Поговорим о странностях любви… Заметки на полях.

       


Очередная попытка продолжить этот вечный разговор предпринята в поэтическом сборнике «Два века о любви» (М. «Астрель», 2012, 350 стр.). И заметки, соотв...

25-11-2015

«Деликатная взаимность вранья»

Серийному человеку, а именно за такового борется рынок, требуется серийная литература, которая обслуживается рекламой. Ему критика ни к чему. Когда критика не очевидна, ее бытование сродни деятельности заговорщиков. Критик ныне призван не критиковать, а заговаривать и уговаривать. У...

25-11-2015

Эзотерика Фёдора Тютчева

Часть 1. Золото молчания

        ***
        Как над горячею золой
        Дымится свиток и сгорает,
        И огнь, сокрытый и глухой,
        Слова и ...

24-11-2015

«А время гонит лошадей...» (Образ времени в стихотворении А. Пушкина «Телега жизни»)

Посвящаю статью Барбаре Полонской, которая в одной из дискуссий в Литературном салоне проявила интерес к «Телеге жизни». Это и стало стимулом моей работы.
А. Сапир 


      Но здесь уже дело (...) в свойствах того языка,
     ...