Мария Павликовская-Ясножевская. Белая дама

Белая дама, прозрачная дама,

Сидите вы в дымке луны фимиама.

В ожиданье кого нарядились вы к ночи?

 

Никто не придёт, никого не потешит

бледный профиль в ажурном  calèche’е,                       /калеше/

сладкий овал и бездонные очи.

 

Но есть сердце в этом замке огромном,

Что пред вами склонится в поклоне покорном.

Ручку мне дайте в тонкой митенке из паутин…

 

Панталончики ваши из узора античного…

шаль не персидская – эктоплазмичная...

из астрала и радуг ваш кринолин …

 

Почему вы молчите, лунная грация,

хотите внушить, что вы лишь галлюцинация,

цветение тела, что в землю посеяно?

 

Шариком лёгким к плафону взлетаете,

светом выше гданьского шкафа блуждаете,

погребальным испугом ваше сердце овеяно?..

 

Там за стеной старый Лукаш-лакей

пробудился от сна, ищет  спички скорей -

вашим присутствием побеспокоен,

 

ибо плывёте, сиреной нездешней,

всё утончаясь, бледнея, всё эфемерней

сквозь анфиладу дворцовых покоев…

 

Под вашей защитой, о, Белая дама,

безумьем тоски плывёт моя драма,

о, мадонна, скорбного  погребения!

 

За вами толпа молодёжи прекрасной

должна идти  иль у ног лежать ваших,

отдавшись на волю воображения!

 

Там, где предел увидит учёный,

где возница  в бикорне, судьбой недовольный,

юмором жизнь хочет сделать пристойной  ̶

 

там расцветают мечты и фантазмы,

там веются платья из эктоплазмы

сюрпризом - лёгким - вечности - весёлой!

---

http://www.ewa.bicom.pl/chwile/s21.htm

----

Несколько пояснений к тексту.

 

*В восточной Европе сюжет Белой Дамы очень популярен  и насчитывает, по крайней мере, 6-7 веков.  Например, в замке города Ческе Крумлов есть свое привидение Белой Дамы - Перхты Розенберг, крайне неудачно выданной замуж за Яна Лихтенштейна. Со временем она отказалась простить мужа, когда тот лежал на смертном одре, и супруг, издевавшийся над ней всю жизнь, с досады проклял Перхту. После своей смерти она стала появляться в замке. Это история 15 века....  http://venividi.ru/node/17242

 

* в ажурном  calèche’e (фр.)…  - калеш —   в 18 в. женский головной убор, капор на складном каркасе, который носили в непогоду.  

 

* шаль не персидская – эктоплазмичная.. .- Один из вариантов толкования: "Эктоплазма есть хранилище психической энергии. Вещество эктоплазмы – середина между земным и тонким существом. Психическая энергия, которая присуща всем мирам, прежде всего, имеет сочетание с веществом, близким Тонкому Миру…» Агни Йога. Аум, стр.203

 

* из астрала и радуг ваш кринолин… - астрал – нечто тонкое, звёздное, потустороннее.

 

* Шариком лёгким к плафону взлетаете…- плафон - в данном случае - расписной или лепной потолок.

 

* …выше гданьского шкафа блуждаете… - гданьский шкаф отличали внушительные пропорции, восходящие к голландской барочной мебели, шкаф имел, как правило,  ажурный фронтон, а на его квадратных филёнках резьбой изображались мифологические сцены.

 

* Под вашей защитой,… - намёк, указывающий на католическую  молитву  Пресвятой Деве: « Под Твою защиту прибегаем, Пресвятая Богородица. Не презри молений наших в скорбях наших,..»

 

* …возница в бикорне…- двууголка, сменившая треуголку. Бикорн (лат. bicornis – двурогий) -- прозвание Бахуса, которого представляли иногда с воловьим раздвоенным рогом в руке, по форме сосуда, из какого древние пивали. Отсюда - название шляпы с загнутыми боковыми полями, то есть можно вспомнить шляпу Наполеона Бонапарта и пр. К слову: ошибочно предполагать, что бикорны носили извозчики похоронных услуг. Им были положены фуражки. А вот факельщики (при похоронах лиц не православного вероисповедания) вместо цилиндров носили чёрные дууголки (бикорны)

 

*…мечты и фантазмы… - Как подсказывает Толковый словарь психиатрических терминов, фантазмы  —  это сценоподобные образные представления, возникающие без видимых причин и реального раздражителя.

---

 

http://pawlikowska-jasnorzewska.klp.pl/a-1764.html

- - - - - - - - - - - -

У Марии Павликовской-Ясножевской  есть ещё одно (а может быть и не одно, не знаю) стихотворение с таким же названием – «Белая дама»:

 

 

- Вновь Белая дама прошла сквозь салон! -

с ужасом шепчет прислуга в буфетной.

Тубероз  ароматом  наполнился  дом -

знак, что несчастья придут непременно.  

 

Позже Белая дама по лестнице шла,

а по ступеням, где не было видно,

кто–то отважный и молодой поспешал –

ухватил поперёк и обнял Видение сильно.

 

http://veanka1.blox.pl/2013/06/Biala-Dama.html

 

–––

* Туберозу (Polianthes tuberosa) называют хозяйкой ночи – ее насыщенный горьковато-сладкий запах, усиливающийся в темное время суток, заглушает запахи всех остальных цветов. Когда-то запах цветка ассоциировали с тленом и распадом, а в викторианскую эпоху считали похоронным цветком.

Кроме того, во время цветения тубероз девственницам не разрешали гулять в садах с наступлением вечера  –  дурманящий запах опьянял и разжигал женскую чувственность, а этим могли воспользоваться мужчины.

 

…Пью  горечь тубероз,  небес  осенних горечь...

                                                Б.Пастерна

 

Кратко об авторе.

 

Мария  Павликовская-Ясножевская (1893 — 1945) — польская поэтесса.

 

Дочь художника Войцеха Коссака. Училась в Академии художеств в Кракове.

Поэзия Павликовской-Ясножевской эволюционировала от виталистического оптимизма к тревожно-катастрофическим мотивам ; для её изящных лиричных миниатюр характерны утончённость мысли, афористичность, сдержанная ирония. Писала также драмы и комедии.

В начале Второй мировой войны жила во Франции, с июня 1940 года — в Великобритании, где издала пронизанные тоской по родине сборники стихов .


У произведения нет ни одного комментария, вы можете стать первым!