По мотивам стихов Фернандо Пессоа (Рекомендованное)

Дата: 21-07-2022 | 15:02:54

***

Рассвет. Свинцовый привкус чая.
Озноб. Бессонницу кляня,
Как крайний стрелочник, встречаю
Пустой экспресс пустого дня.

Тупик. Финал. Конец движенья.
На лист упавшая рука.
И полосою отчужденья
Зияет каждая строка.

Я пуст. Я ноль. Я загнан в угол.
Последний догорает уголь
В чуть теплой топке. Замкнут круг.

Скорей бы ночь, гудки, дорога...
... Ни Времени. Ни Бытия. Ни Бога.
Лишь сердца монотонный стук.

Большая секундная стрелка

Большая стрелка, стражник судный,
Сердцебиение мое.
Миры мгновений посекундно
Слетают с кончика ее.

Летят по кругу друг за другом.
Минута. Час. Неделя. Год.
Летит Вселенная по кругу,
Вращаясь, как водоворот.

Река, текущая бурно

Течет река, несется бурно
От валуна до валуна.
То там, то здесь замрет скульптурно
И дальше катится волна.

Сверкает гривою льняною
На перекате голубом.
Считать ли нам одной волною
Бурун над каждым валуном?

Считать ли ею всплеск последний
Пред тем, как в Океан уйти?
Как быть нам? Быть сейчас на гребне
Или потом, в конце пути?

Не знаю. Обещаний полный,
Заходит век издалека:
Сперва возносит, будто волны,
Потом уносит, как река.

Ничего не говори!

Ничего не говори!
Все, что нам сегодня надо –
Помолчать немного рядом.
В мире птичьих голосов
Все понятно и без слов,
С полувздоха, с полувзгляда,
С полутрепета внутри
От тепла ли, от прохлады…
Ничего не говори!

Может, завтра все иначе
Будет, как и быть должно…
Что ж, наверно, не заплачу,
Просто посмотрю в окно,
На закат, который начат
Был вчера строкой зари…
Что ж, подальше в память спрячу
День вчерашний – на удачу.
Ничего не говори!

Только ты, моя душа

Одиночество лелею,
Словно яблоньку в саду.
По задумчивой аллее
Сквозь толпу один иду.

Нет ни сада, ни именья
За душою; ни гроша…
Только ты – мои владенья,
Только ты, моя душа.

О, одиночество, судьба моя

О, одиночество, судьба моя,
Ты утолило все мои печали.
На сердце так легко, как будто я
Имею все, что получить не чаял.

Мне ведомо неведомое вам,
Я вижу, как в плевелах зреют зерна.
Идущим из глубин души словам
В моих стихах, как путникам, просторно.

Господь! Даруют небеса в тиши
Терпение к судьбе и силу духа.
Так дай же одиночество души
В тот миг, когда земля мне станет пухом.

Как жаль, что мне тебе ответить нечем

Как жаль, что мне тебе ответить нечем.
Но не моя вина, в конце концов,
В том, что любовь – движение навстречу,
А я идти навстречу не готов.

Во мне, как и в любом, столпотворенье:
Мыслитель, дурень, циник, нелюдим…
Не человек, а недоразуменье –
Сторонним часто я кажусь таким.

Всего, что я в себе не понимаю,
Одним объятьем нежным не объять.
Я сам себя порой не принимаю.
Так как же мне любовь твою принять?

Между лунным светом и деревьями

Между лунным светом и деревьями,
Между верой в то, неверьем в это
Трепещу, как предки мои древние,
Меж деревьями и лунным светом.

Путь обратный перечеркнут кедрами,
Путь вперед – его почти что нету
Между тучами и смутным временем,
Между прошлым и душой измученной.

Тени снов сплошною стали теменью
Между смутным временем и тучами.
Бессловесным трепещу растением,
Тишиною над речной излучиной.

Позолотило солнце снег

Позолотило солнце снег,
Лежащий на вершинах горных,
Из рощиц, сёл, дорог и рек
Узор сплетая иллюзорный.

Каким ничтожным видишь ты,
Холодный пик, пространства гений,
Наш мир, где столько высоты,
Вершин и дерзких восхождений!

Что за мука злая скука!

Что за мука злая скука!
Стоит сердце распахнуть
Ярким краскам, громким звукам,
Вновь тоска сжимает грудь.

Что за хитрое удушье
Равнодушье ко всему!
Стоит вере тронуть душу,
Тут же катится во тьму.

Что за сущая обуза
Сущность бренная моя!
Сны о счастье с милой музой,
Даже их не вижу я.

Утрачу зрение и слух

Утрачу зрение и слух,
Прерву натужное дыханье,
Отправлю свой мятежный дух
В путь абсолютного познанья.

Пусть за чертой добра и зла,
За крайней кромкой небосвода,
Увидит, как Земля мала
Для тех, кто рвется на свободу,

Кому назначено судьбой,
Познав сомненья и соблазны,
Быть мыслью, то есть быть собой,
Непредсказуемым и разным, -

Искать в обрывках бытия,
В сомненьях, горестях, соблазнах
Суть человеческого «я»,
Суть многих «я», суть самых разных.

А вот и грешная душа,
Как прежде, неисповедима.
Она уходит не спеша,
Чтобы судить и быть судимой.

Она, как море, глубока.
Она бескрайней небосвода.
Но в ней обида и тоска,
Неверье, боль и несвобода.

Она в обрывках бытия
Должна искать, мелка и праздна,
Суть человеческого «я»,
Суть многих «я», суть самых разных.

Но вот загадка - в трудный час
Душа выходит на дорогу,
Не зная, где она сейчас,
И все равно приходит к Богу.

Вот так и я принять готов
Твой трудный путь, Творец отважный.
Тебе не нужно было слов,
А мне нужны. А так все так же:

Искать во всем, что встретишь, суть
Божественного единенья,
Покуда не согреет грудь
Предчувствие стихотворенья.

Тот свет, точней, тот мрак глухой

Тот свет, точней, тот мрак глухой
Мне ближе стал.
Быть всем, но только не собой
Я так устал.
И Бог не говорит со мной
Ни по душе, ни по уму.
Мой тайный рай,
Где славно пелось одному,
Прости-прощай,
Пора брать посох, выбирать суму.

Ты не садись ни рядом, ни в изголовье…

Ты не садись ни рядом, ни в изголовье. Не надо
Слова говорить, расточать улыбки.
Я так устал, так устал от слов, от жестов, от взглядов.
Мне бы уснуть, как младенцу в зыбке.

Спать бы младенчески, то есть до самого пробужденья,
Такого же сладкого, как и сон безмятежный,
Когда, просыпаясь, лежишь, ни о чем не думая, без движенья,
Ну, может быть, вспомнишь о чем-нибудь нежном.

И совершенно безразлично, какие желанья, какие чувства
Идеально соответствуют форме слова.
Ровно в строку умещается глупая вера в так называемое искусство:
- Слово «конец» - идеальная форма для всего живого.

Жизнь и Смерть – вот две невесты мои, две загадки, две принцессы из сказок.
Трон, мне обещанный, так и не дождался плотника.
Миллионы мгновений гвоздями рассыпались, перемешались разом.
Да и на галёрке мне не с кем делить подлокотника.

Так что, если придешь, не садись в изголовье, не говори ничего. Просто
Спать я хочу. Спать я хочу смертельно.
Смерть хороша уже тем, что не донимает людей расспросами.
Веки закроют, крестик поправят нательный.

Впрочем, своего Бога я давно уж на гвоздь в прихожей повесил.
Упаковал в вощенку амбиции все и надежды.
Я бы уже сегодня показывал вам язык из петли, чертовски остроумен и весел,
Если б не поздний час и не желание выспаться прежде.

Выспаться так, как не доводилось раньше никому на свете.
Впасть в вечный дрейф, как разбитое судно.
Мачты трещали, звезды и парус срывал завывающий ветер.
Все уже в прошлом. Море – безлюдно.

Впрочем, смотрите, сеньор капитан, там, вдали, одинокая запятая.
Вы его помнить должны, странный был малый.
Он не умел ничего из того, что нужно уметь, утопая.
Он не умел даже плавать.

***

Лицемер, я хочу быть свободным
От религии, долга иль синекуры,
Одиноким не потому, что так модно,
И нелюбимым в силу собственной натуры.

И если я пою о том, во что действительно верю,
И оплакиваю каждое ушедшее мгновенье, -
Значит мои обретенья – это мои потери,
А мое оправданье – это мое осужденье.

И от себя самого уходящий все дальше,
Я обретаю музыку в проветренном пространстве.
И вот уже бродяга-душа, душа без фальши
Сама по себе становится песней странствий.

Плывут по течению люди

Плывут по течению люди,
Целые вереницы,
Этот удачливым будет,
Тот поменяет платье,
А этот хитрее лисицы.

Я там никому не ведом,
И сам никого не знаю.
Не лучше того, кто следом,
Тоже меняю платье,
Живу себе поживаю.

Плывем по течению вместе,
В одной бесконечной ватаге.
У каждого дом, иль поместье,
И каждый меняет платье,
Но все в одиночестве наги.

На свободу от прошлых ошибок

На свободу от прошлых ошибок!
На свободу от прошлых мечтаний.
От всего, что просрочено, ибо
Счастье не признает опозданий.

Это всё, как ненужную ношу,
На дороге, на чьем-то пороге,
На тропинке натоптанной сброшу
Всем грядушим прохожим под ноги.

Словно тот, кто бесчетные годы
Плащ таскал, чтоб от мира укрыться,
Расстегнул его и – на свободу,
Как на крыльях парящая птица.




Александр Куликов , 2022

Сертификат Поэзия.ру: серия 1467 № 168830 от 21.07.2022

Рекомендованное | 4 | 22 | 310 | 13.08.2022. 18:52:07

Глубокая печальная музыка.
Хочется выделить первое стихотворение, которое задаёт "крейсерскую скорость" остальным.
Прекрасные стихи не для одного прочтения.

Смерть хороша уже тем, что не донимает людей расспросами.
Веки закроют, крестик поправят нательный.

Хорошо...С этим можно посидеть в одиночестве. Наверное, буду возвращаться...
Спасибо Вам.

Возвращайтесь, буду рад. 

Трудно давать комментарии к стихам, которые понимаешь. Хочется закурить, и смотреть в окно - туда, где происходит всё опи́санное.

Спасибо на добром слове. Посомтрел сейчас оба Ваших стихотворения. С дебютом! 

Душевная подборка. И что "по мотивам" - совсем не минус. "Позолотило солнце снег" - особенно показалась.

"Ни Времени. Ни Бытия." - нмв, их лучше местами поменять.

Категорически нет. Подумайте почему. 

Александр, думать за автора необходимости не вижу, а своё понимание поясню:
- во-первых, расстановка по уровню (от младшего к старшему);
- во-вторых, избавление от пусть и не акцентированного, но ударения на "ы" в "Бытия".

Интересное замечание, Сергей! Вряд ли сам задумаешься о логике такой последовательности. Действительно, с Бытия читается более бегло. Но раз автор говорит, что есть более важная для него причин, в чем же она?

Евгений, я не знаю. Гадать не берусь. Думал, что Александр сумеет пояснить. :о)

Возможно, в такой последовательности «железнодорожная» метафора передает эстафету вселенскому чувству пустоты? Ночь- время, гудки-бытие. Дорога- Бог?
Кажется, и архитектура творения была такой- сначала время (свет отделился от тьмы, причем время творчества в метафоре- ночь, тьма, что отсылает к первоначальному порыву Творца, опустошенному и не удовлетворенному результатом своей работы, желающему начать заново), потом наполнение бытием?

Евгений, у Александра может быть своя последовательность. Тем более, частица "ни" дает другую "архитектуру". Последовательного вычитания.
Что касается архитектуры Творения, то, конечно,  Бытие (определяет зачеркнуто:))  вначале, потому что время появилось позднее, до этого была (и есть) вечность. "Вначале было Слово". 
А земное понятие "время", с одной стороны, условное, с другой - до конца не изученная категория (неравномерности его).
Прошу прощения за свой алтынчик. )

Оля, извините за реплику (оказывается, с некоторых пор здесь появились требующие обращаться только к автору сочинения).
"Было, когда ничего не было." - это же было в то время, когда ничего не было.
А что хотел сказать автор и о чём нашептал ему Пессоа, лучше автора никто не объяснит. А угадывать... :о)

Ко мне можете обращаться. Я вот тоже вклинилась, надеюсь,  автор не попеняет.
В чем с Вами нельзя не согласиться, как и подтвердил Евгений, в том, что  Ваш вариант читается более бегло. Но это, мне кажется, такие пустяки.
А вот тема времени интересная. Специально ею занималась.
 Стихи у Александра очень хороши, я могу не принимать каких-то постулатов, но, понимая, что это только некий слепок с мгновения, даже и не думаю озвучивать свои мысли.
 Как тут правильно было замечено, бывает (у наиболее одаренных поэтов), что стихи , созданные поэтом в разное время, написаны словно разными людьми. 
Ну и обратное этому верно. )

Я попробовал представить "обратное этому" и вздрогнул. Хотя, конечно, Вы совсем не это имели в виду, а другое. Наверное. :о)
Ну, ничего страшного. Всё может быть. Даже не исключено, что автор завтра что-нибудь добавит. 

Евгению. Все верно. У древних греков первоосновой всего было Время - Хронос. Хронос породил три стихии — Огонь, Воздух и Воду. Но это уже после того, как появилась Земля. 

Сергею. Логика простая. Сначала исчезает Время, то есть временные рамки. Имеют значение Ночь - Эреб (вечная мгла), Хаос - состояние перед началом создания новых стихов, Эфир - воздух, из которого начнут появляться новые слова. Исчезает привычное всем Бытие, чтобы уступить место новому Бытию, созданному Поэтом. Привычный всем Бог уступает место новому Богу - Поэту. Ни больше ни меньше. Насчет ударения на ы, извините, смешное замечание. Неужели Вы точек не видите? После каждой точки нужно делать раузу. Ни времени. Пауза. Ни Бытия. Пауза. Ни Бога. Пауза. Лишь сердца монотонный стук. Новое Время задается сердцебинением Поэта. К тому же такое расположение строк - самое верное с музыкальной и ритмической точки зрения. 

Александр, спасибо. Пояснения очень кстати: я думал сильно в другом направлении. Можно было, конечно, возразить, что абсолютная мгла это и есть состояние, когда исчезло бытие и осталось время, но это похоже на казуистику. Не буду. Тем более, что Вы описываете состояние прострации, в которое впадает сочинитель, чтобы возомнить себя богом, но утром понимает, что он лишь стрелочник.

И насчёт ударения - разумеется, тоже не настаиваю. Для меня всё вполне очевидно, (причём без разницы, точки или запятые), никаких аргументов Вы не примете, поэтому и смысла подробничать нет.
:о)

Александр, доброго вечера! Наконец-то осилила Вашу подборку. Слишком щедро рассыпаете свои перлы. Надо долго «пережёвывать» и думать, где Вы и где Пессоа.

В общем и целом понравился Ваш «букет» из…, вероятно, главенствующих в нём мыслей. Поэтому запомнились строчки из «Реки, текущей бурно»:

Не знаю, обещаний полный,

Заходит век издалека:

Сперва возносит, словно волны,

Потом уносит, как река.

И кратко, и всеобъемлюще.

Почему-то вспомнилось пушкинское:

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

А вся подборка назвалась:

«Крик одинокой души».

Сложился экс  в адрес Вашего цикла по пушкинской стезе:

«Непредсказуемый и разный»,

ты, словно птица, в  вышине.

Куда ты мчишься, острый разум,

и где приют твоей  стране?

Всех Вам благ! Духовный подъём - хорошо, но постоянно быть на этой волне чревато.

Кмк, надо иногда  приспускать  поводья. У Вас сейчас, видимо, период исканий , сомнений, тревог и созиданий.

Очень верно- «...где Вы и где Пессоа», «непредсказуемый и разный»
Ведь Пессоа самый разный поэт в истории)))

Вообще это старая подборка, которой почему-то не было на Поэзия.ру. Решил восполнить пробел.