Песочный человечек

* * *

С утра шёл дождь, и бились оземь капли,
И мне казалось: вижу я одна,
Как сумрака встревоженная цапля
Рассеялась на серые тона.

И ветер нёс над горным перевалом
Серебряное эхо старины,
Казалось мне: я что-то потеряла,
Но кем-то вновь потери прощены.

Я видела: скользит по небоскату
Неведомых пожарищ тусклый дым,
И вспомнилось, как верила когда-то
Пронзительным просторам голубым.

 

 

* * *

Всё притихло, и нам остаётся жить снами и письмами,
В час быка видеть руны прошедших и будущих дней;
На подмостках судьбы, оставаясь всегда за кулисами,
Отдавать свой заряд, чтоб софиты светили сильней.

Что-то с нами не то, растерялись, ослабли, испортились,
Словно – час перемен, и никто не припомнит каких.
Нет, не подвигов публика ждёт, а приветствует фортели,
И, по сути, давно каждый зритель – клинический псих.

Над стенами дождей высота с потолочными звёздами,
Упорядочен ход выдыхающих космос планет,
И уходят мечты со смертельными их перехлёстами
На последний паром, смастерённый из старых газет.

 


 * * *              


Горят фонари, и не слышно,
Как сумрак пробрался в квартал,
Бродил по темнеющим крышам,
Неспящие окна считал.

Холодные влажные листья
Сложил ночевать на скамьи
И спрятал дрожащие выси
В землистые лапы свои;

Как будто один виноватый,
Что поздняя осень и мзга,
И звёздные координаты,
Спеша, проскочили снега;

Что он – повторение дыма,
Он – между, он – через и сквозь,
Как свет, проплывающий мимо,
Чьё сердце о тьму обожглось.



* * *

В бреду осеннего похмелья,
Когда затягивает мглой,
Пойдёшь за эхом, за метелью,
За равнодушною толпой,

Где всё равно, куда податься
В тумане мировых идей,
И общность бед рождает братство
Не посмеявшихся над ней:

Тому, кто вырос в гуще века,
Близка таинственная связь
Меж тем, что зиждет человека
И – разрушает, устыдясь.

 

 

* * *

Мерцают камни влажной мостовой,
И Млечный Путь стал улицей Молочной,
И долгий дождь, надёжный спутник мой,
Зовёт сыграть на флейте водосточной

Туда, где вёз трамвай за медяки,
И мост Литейный глох от звездопада;
Где шаг чеканил вдоль Невы-реки
Тринадцатый апостол Петрограда;

Где прошлое поныне смотрит вслед
Глазами непрощающего Блока,
И гаснет у аптек фонарный свет.


Бездумно.
Безысходно.
Одиноко.

 

 

* * *

 

                Здесь всё меня переживёт,
            Всё, даже ветхие скворешни...
                                           А. Ахматова



Переживать и думать мне
О торжестве скворешен – странно:
И я, как все, найду во тьме
Ошеломительные страны.

Я позабуду путь домой,
Не промелькну с весенней стаей,
И наступающей зимой
В небесной дымке не растаю.

Оставлю в лунной полосе
Полупрозрачные аллеи
И стану вымыслом, как все.
Не сожалея.

 

 

Песочный человечек

 

Из века в век, из года в год,
Сквозь тихий поздний вечер
По тёмным улицам идёт
Песочный человечек.

Его глаза знакомы тьме,
Бледнеют лунным светом.
От там, он здесь, в твоём уме,
И в каждом слове этом.

Бросает колдовской песок
На зеркала, на лица,
И снег ложится на висок,
И тощий свет кривится.

И снится миру странный сон,
Где нет дверей и окон,
Где он, пустыней окружён,
Один в снегу глубоком

Под взглядами колючих звёзд
Закрыл свечу от ветра,
И шёпотом звучит вопрос,
И нет у тьмы ответа.

А позади – визгливый смех,
Ссутуленные плечи ...
И горсть песка бросает вверх
Песочный человечек.

 

2016, 2018




Любовь Березкина (Вирель Андел), 2022

Сертификат Поэзия.ру: серия 3044 № 168505 от 05.07.2022

0 | 6 | 300 | 23.03.2023. 04:33:04

чистая классика
спасибо

И Вам спасибо на добром слове!

Дорогая Любовь, прочитала Вашу подборку: восхитилась и…огорчилась. Написано, как говорится, на первый взгляд профессионально: лёгкий слог, впечатляющие образы и пр. тонкости. Недаром говорят: «Классика» .

На определения -  как восторженные не по делу, так и глумливые - у нас не скупятся.

Дело, кмк, в первом впечатлении, а углубляться, аргументировать нет охоты, да и воспитание не то:  вот думаю, возьму сейчас и ляпну или пригвозжу кого-то, нелюбимого, или вознесу до небес: авось эхо откликнется.

Очень понравилось Ваше ст-ие( особенно концовка, объёмная мысль и её оформление) в ст-ии: «В бреду осеннего похмелья…» :

Тому, кто вырос в гуще века,

Близка таинственная  связь

Меж тем, что зиждет человека

И – разрушает, устыдясь.

Это архаичное « зиждет» , кмк, здесь очень к месту: « высокий штиль», который и возвышает, и углубляет текст, действительно, приближая его к классике.

Ст-ие « Мерцают камни влажной мостовой…», на мой взгляд, не так  удачно:  «находки» « Млечный путь стал   улицей Молочной», «  дождь …Зовёт сыграть на флейте водосточной» пр. довольно легковесны и (главное) не служат прелюдией к интерпретации А. Блока, к его широко известному: « Ночь, улица, фонарь, аптека…» Получается какая-то пёстрая смесь: что-то вроде полистилистики в её не лучшем варианте.

Текст « Переживать и думать мне…» со  знаменательным ахматовским эпиграфом из «Приморского сонета» и вовсе напоминает знакомую фразу: « Остапа несло…».

Упоминая о « скворешнях»( у Вас, впрочем,  не ахматовское« скворечен»- деталь , но о многом говорящая),  Ахматова, уже безнадёжно больная, просто констатирует факт, то последнее, что замечает любящий взгляд. Здесь даже не слова важны , а сама интонация, её  прощальная музыка( Вы ведь , кажется, музыкант, неужели Вы этого не чувствуете?). Кстати, я часто вспоминаю эти её  прощальные слова, так же , как «…из какого сора растут стихи…»и пр. Конечно, Вы вольны создавать и аллюзии, и  «антиаллюзии», равные антииллюзиям,  но, на мой взгляд,  этот Ваш текст построен на  довольно грубом извращении мысли поэтессы . Ради чего такая «оригинальность»? На мой взгляд, это просто дурной вкус.  Возьмём хотя бы первый катрен:

Переживать и думать МНЕ

о ТОРЖЕСТВЕ скворечен странно:

И  Я , как ВСЕ, найду во тьме

Ошеломительные страны.

Вся строфа звучит, на мой взгляд, самохвально,  шаблонно, банально. И это повторяющееся « как все» - просто заигрывание с читателем, потому что совсем не типично , оттого и лживо.

Кстати, и рифма» страны» - « странно», на мой взгляд, неудачна, да и другие тоже не очень, особенно в сравнении с неповторимым, безупречным ахматовским  сонетом. Вот эта Ваша всеядность настораживает.

Создаётся впечатление, что стихи в подборке написаны разными людьми: такой контраст между ними. Может быть, писались в разное время?

Успехов Вам , Любовь! Не обижайтесь: с большого поэта - и спрос большой.

Спасибо, Вера! Буду стараться.

Добрый вечер, Любовь.
Прочитал написанное Верой.
Поэтому от себя добавлю - безупречную чистоту питерского камертона..
Спасибо.

Здравствуйте, Владислав.
Спасибо Вам большое!