Флейта Бутугычаг. Интервью с Ниной Есипенко

20211120 225826%d0%b0

Рисунок Наташи Есипенко



Нина Ефимовна Есипенко родилась в 1947 году в посёлке Бутугычаг Магаданской области. Филолог. Музыкант. Регент хора в православном храме. Автор школы поэзии бригантов.

«Поэзия бригАнтов» - литературная игра, возникшая в среде творческой молодёжи Магадана на рубеже веков. Идеи школы, поэтические технологии игры формировались параллельно на разных творческих площадках города: Дворец детского и юношеского творчества, муниципальный Дворец культуры («Красная Яранга»), студенческая педагогическая база «Снежная Эллада», клирос храма Святаго Духа, библиотека Свято-Покровского монастыря, а также кафедра дополнительного образования в Северном гуманитарном лицее. Будучи вдохновителем игры, Нина Есипенко инициировала издание в Магадане ряда коллективных поэтических книг: «Дом Ветра», «ГриНовелла», «НеоТундра», «Март» (1997-2003). Первая авторская книга - «Пространство Гласа», Черкассы-2010. Вторая книга - «Колымские Симфонии» - выпущена издательством «Другое решение» в 2018г.

Страница автора на сайте https://poezia.ru/authors/grynovella

 



    — Нина Ефимовна, Вы родились в такое время и в таком месте, что уже одно это обстоятельство делает Вас бесценным объектом для глубокого изучения. Детство — каким оно было?

 

    — Были ли на Бутугычаге* ясли или детский сад? Вот в посёлке Хениканджа Тенькинского района Магаданской области (правда, в то время территория относилась к Хабаровскому краю), куда наша семья переехала с рудника Бутугычаг, когда мне было года 2-3, на Хеникандже — точно были! И сад, и ясли! Помню и свидетельствую. Красота! Стены с картинками, большой пантрет Вождя, в игровом уголке чего только не было — куклы разных национальностей, заводные дирижабли с самолётами… Ну и воспитатели, конечно же. В сердце. Мы с младшим братом там социализировались
На самом же  Бутугычаге, где моя красавица мать как горный инженер командовала мужиками (и у самой подземный стаж немалый заработан), ей начальство и помощниц домой посылало, и… нянька у меня был, Юрико. Из пленных японцев.
Вот с него, наверное, что-то и началось. Была у меня коробка игрушек для елочки-малютки. И в какой-то недобрый час у самой красивой малютки отвалилась головушка, да и свалилась прямёхонько в деревянный ларь с картошкой. Какое горе! А Юрка утешает, уверяет, что найдёт.
А сам… берет из ящика щепотку грязи, крутит-вертит в пальцах, и — готово! Кукла моя с земляной головой… О-ой…
Когда теперь играем в перевод через дорогу, то по-японски лопотать, хотя и через Гугл, благословляет Юрико. В память о земляной головушке. Такой вот интернационализм, бригАнтский…
Не всё же о Курилах спорить.
Кстати, в 90-е японцы приезжали, искали-посещали на колымских кладбищах могилы соотечественников.

 

 

    Вы выросли среди участников тех событий. Соответствует ли действительности изложенное А. Солженицыным в его книге «Архипелаг ГУЛаг»?

 

    — Соответствует ли это изложение Жизни? Истине? Будучи воспитана в среде, средою и участниками тех событий, я знаю, что такое ДУХ КОЛЫМСКОГО БРАТСТВА… Дух веет где хочет. А где не хочет — ( уж извините...)


Сквозь сон Зари плывут разливы лет,
Пронизанные памятью тумана...
Мистические русла Магадана
Слились в один мерцающий сюжет:
Здесь был приют — но и приюта нет…
Белел погост — но и его не стало…
Лишь МАСКА СМЕХА! — жутко увенчала
Распятых гор грядущий силуэт.
Космическое светопреставленье
Кроваво-алчных призраков растленья,
Роящихся толпой у переправы!
Но — Дух освобождая от тенет,
Скажи, питатель юности и славы:
Искал ли ты в лицее жизнь планет?


1996

 

 

    Родившись на Колыме Вы прожили на ней всю свою жизнь. Почему не уехали?

 

    — Конечно же, я уезжала — и на годы, и не раз. Но суть не в этом.
Суть ответа на Ваш вопрос — з д е с ь :

 

Колымские тетради

 

Ради победы смысла

Или чего ради

Ты из «здесь-быть» не смылся,

Стал часовым правды?

Срубленный терем света,

злой колымы клети

выдержишь, если это

станет «сейчас» в свете

 хлынувшего оттуда,

где и живёт в граде

слов этот мир чуда,

вырвавшийся из тетради.

 

Ни голова Сета,

Ни Диониса гроздья.

Над Колымой – комета,

Над мерзлотой – полозья.

 

Склеивает разъятых

И воскрешает мёртвых,

Рваных, битых, распятых –

В кровь грифелем стёртых.

 И на листах бумаги

ради чего не зная

вспухшее вымя браги

брызнет именем рая.

В нём – эти два града,

жизни и смерти смета.

Вышедшему из ада

петь о составе света.

 

А. Закуренко

 

 

    — Магадан известен своими туманами, сильными ветрами и белыми ночами. Исторический центр города образуют здания, построенные в 1950-е годы по проектам ленинградских архитекторов. Существует ли некая мистическая связь между Магаданом и Санкт-Петербургом?

 

    — Вопрос, по виду, из «расхожих»... Признаться, поначалу я искала способ тактично эту тему нивелировать… ОДНАКО — ЭВРИКА! — Ведь вся Эстетика бригАнтов, и все её различные Поэтики, все Языки и Стили, весь общий Дух её различнейших Поэзий... — всё это вырастает — ИМЕННО! — из совокупности трех мощных категорий: АРХИТЕКТУРА, МИСТИКА и ПОДСОЗНАНИЕ.


(БригАнта так и узнаёшь — по сопричастности полетной Мысли...)


...


Архитектура Солнечных прелюдий
Нежней мечты проступит на лице:
Восторги дней — в ликующем Кольце
Единства Тем!…
...


Единства Тем, объявленного людям,
И Круг широк, и Свет необычаен;
У Града Гор — двоякое прочтенье,
Суть юбилея — петли наизнанку...

ДОМ ВЕТРА. АрхиТект. Магадан, 1998.



Пространство Магадана уникально — Земля Поэтов. Здесь в обозначенные высшею природою моменты непостижимым образом соприкасаются миры поэтов прошлого и будущего, рождая диалоги сфер и семантические озарения...

 

 

Вы являетесь основательницей футуристического литературного течения «Школа бригАнтов», возникшего из одноимённой поэтической игры. Что вдохновило Вас на её создание?

 

— Поговорим еще чуть-чуть, не выходя из Дома Ветра.


Архитектура Солнечных прелюдий
В ночном дожде колеблется рассветом,
Отыскивая выход новизне
Великих, малых, трепетных, острожных…



                                                                           Если бы я была такая сильная, как буря,
                                                                           я могла бы работать метелицей…

                                                                                      Наташа, маленькая (2,5)

Наташа именно и вдохновила. Пришла ко мне из другой комнаты и, показав рисунок, сообщила, что в Магадане есть, оказывается, УЧИЛИЩЕ ПОЭТА.
Потом смотрю — уже стоит перед окном с распахнутою настежь форточкой и говорит сама себе          (приятно, знаете ли, с умным человеком пообщаться...):

                                                                                   Я поставил свой дом…
                                                                                   У самого синего мо’я…
                                                                                   Птицы летели,
                                                                                   В окно глядели
                                                                                   Ко мне,
                                                                                   Сюда…
                                                                                   Да...
                                                                                   А д’угие дома — они нас не видят!
                                                         

 

 

    — В Вашем творчестве заметны параллели со Стефаном Малларме, у которого поэзия не «показывает» (парнасский лозунг «faire voir»), а внушает.

«Созерцание вещей — песня, так как образ проистекает из грез, ими возбужденных. ... Назвать предмет — значит уничтожить три четверти наслаждения поэмой, состоящего в счастье понемногу угадывать, внушать — вот в чем мечта. В совершенном применении этой тайны и состоит символ: вызывать мало-помалу предмет, чтобы показать состояние души, или, наоборот, выбирать предмет и извлекать из него путём последовательных разгадок душевное состояние», утверждал Малларме. «Музыка миров» это, пожалуй, самое точное определение Вашей поэзии согласны ли Вы с ним?

 

    — Ого! Вопросик-то со спецэффектом... Согласна ли я с Малларме? Отвечу: мы, кажется, попали с Вами на Остров Недоразумения...  
      Стефан Малларме — уже давненько в нашем «Корабле», его привел Владимир Корман. Но не могу припомнить случая, когда бы Малларме давал свое конкретное определение поэзии бригАнтов. —  Так что по части нашей «Музыки» — Стефана Малларме необходимо оправдать: он невиновен.
 

Первым тут появился Роман Пластинин:
 

«Корабль дураков

Под парусом зимы
Плывет по морю снов
Фарватером весны
 

А в трюмах течь давно
Команда в забытьи
Судьбой предрешено
Живыми не уйти

Но море полный штиль,
Но давит тишина,
И всё на много миль
Собой накрыла тьма»



Вторым — Роман Сладкопевец.

Песни
Аргоса в
Российских
У_
Словиях…



Третьим — я.

Флейта


Поешь ты в лад свеченью снегопада,
Поешь негромко, чисто и светло.
Наш бедный город снегом замело,
Белить и красить город наш не надо.
Под мглистым сводом сумрачного ада
От перьев снега гулко и тепло.
Растет как Храм певучее Крыло,
Утеха снов и дум твоих отрада.
В миг Обращенья города во Град
Творенью Света не дано преград,
Свеченью Сил не ведомо сомненье;
Неся над снегом Солнечный Покров,
Блестящих снов туманное горенье
Преображаешь в Музыку Миров..

1992, Магадан.


Бутугычаг



НЕСЯ НАД СНЕГОМ СОЛНЕЧНЫЙ ПОКРОВ
е
б
а

с
и
н                    Сергей Мельников - (poezia.ru)
е
г
о

г
е
р
блестящих снов туманное горенье



БЛЕСТЯЩИХ СНОВ ТУМАННОЕ ГОРЕНЬЕ
о
г
а

с
о
л
н                      Дмитрий Коломенский - (poezia.ru)
ц
а

с
е
р
преображаешь в Музыку Миров



ПРЕОБРАЖАЕШЬ В МУЗЫКУ МИРОВ
о
л
и
с
а
                           «...a la france...» (poezia.ru)
м
у
з

А
р
г
откуда Свет

?

 

Любовь, а ведь Вы правы: и Стефана, и Малларме уже никак не упразднишь. Их инструмент — Четвертый. А с чьей подачи это узаконено — там, в Канцелярии, уже учли, не беспокойтесь.

 

 

      — «Эстетика соборности, органная поэтика, стилистика лирического контрапункта... » так характеризует "Школу бригАнтов" Ольга Славина из Бостона. Соборность из православия, орган из Охотского моря и Магаданских сопок, полифония из музыкального образования, но лучшие стихи замешаны на острой душевной боли. Откуда родом Ваша боль, Нина Ефимовна?

 

    — Боль — родом — о т о в с ю д у…

как и Свет…
 

    — Вы думаете, что ГУЛаг — проблема историческая?

ГУЛаг — трагедия я з ы к о в а я …

Элен Шателе, Париж

 



Гарик Антимоний, 16 лет


МЕМОРИАЛ


+++

Их было много — сильных и безвольных,
непонятых, судьбою недовольных —
поэтов, гениев, спустившихся на дно...
и было общее у них одно:
их преждевременно отпели,
при жизни ставили кресты,
пускали в ход и яд, и елей
и зажимали ложью рты, —
как птицы пойманные бились,
и было им невмоготу —
спивались, вешались, травились
и уходили в немоту.

 

1962. Магадан.


Флейта

Отождествленных, ложных, бездорожных,
Как миражи блуждающих огней,
На лоне лет всплывают лики дней —
Туманных, безымянных, заторможенных.

Веслом Харона мерно заворожены,
Вполне достигши царствия Теней,
Горят они то ярче, то бледней
Сквозь полог снов, метелью запорошенных.

О блики Обликов! Немеркнущая суть
Свеченья жизни, перешедшей путь
Из бытия в родное поминанье!

Порывом Духа окаймляет Ветр
Бесплотный Звук, беззвучное Стенанье
Исторгнутых Отечеством из_Недр.


1996, Магадан

 

 

 

    Вы практически отказались от исповедальности в стихах, от своего женского устроения. Почему?

 

    — Потому что своё г л а в н о е об этом я уже сказала:

 

 

Мона Лета

##

Между снегом и мной - уберите посредника!

я скажу о любви - неземной и земной.

От дыханья зимы - до дыханья последнего

окрыляется путь мой любовью одной.

 

Многолико-печальной - и мудрой как женщина,

несказанно беспечной - как детский каприз.

Переменчивы дни - и душа переменчива,

но любовь неизбывна - как вечная жизнь.

 

Рода Вера

##

На паперти синеющего неба

пустынный Свет, мерцающий в тиши.

О светлый Бог! единственная треба

взыскующей приятия души.

 

Мой путь земной прозреньем изначальным

отмечен был, сомненью вопреки:

на паперти, пред куполом венчальным

коснусь Твоей, протянутой руки.

 

О светлый миг! Земное упованье

томительно и суетно душе...

Предвечное, сердечное избранье

меня коснулось памятью уже.

 

Пела Лава

##

У мёртвых ничего не нужно отнимать.

Мы им верны - хотя бы тем, что живы.

И дней любви пространные порывы

смыкают мыслей огненную рать.

 

Едва коснётся снежная печать

ранимого чела во мраке зыбком,

душа взметнётся - трепетно и гибко,

целуя снег в открытую печаль.

 

Ещё не всё, не всё мы потеряли,

легенды бликом обрамляя дали,

юдоль сирот исполнена мечты:

 

Берущий бремя взлётного усилья

венчает брен с пределом высоты

и расправляет вздрогнувшие Крылья.

 

 

    — Образ Окна в Вашей лирике особенный. Это окно между видимым и настоящим?

 

    — Да. Это Герман Гессе. И вечная «Игра» — как отповедь фашизму.

 

                                            интеграаль

 

                             надпись на книге Германа Гессе

                        ... Ты не узнал меня? - то было в прошлом,

                        в той жизни, где ты сыном был моим.

                        А в этой жизни так ты насторожен,

                        как будто мною был когда-то брошен

                        и по моей вине ты был гоним.

 

                        Перед тобой чиста, и на пороге

                        грядущей жизни мысль храню одну:

                        Ты_Мной_Рождён! - и все мои тревоги

                        ничто, пока со мною по дороге

                        твои шаги, приведшие к Окну.

 

 

 

    На Поэзия.ру  у Вас есть свой круг сторонников: Владислав Кузнецов, Мария Кохан и другие. Достаточно ли Вам их внимания?

 

    — В каком году я начинала думать о книге «Школа Воскресения»? — уже не помню. Но в Храме. Святаго Духа. В Магадане. И мысля сей Проект мирским, решила посоветоваться. С красивым юношей. Пономарем. Мол, не кощунствую ль я тут?
   Прошло уже лет двадцать — всё не могу забыть того, что он ответил.  «Скажите, а Ваша школа — это семья?  Я спрашиваю потому, что если школа — не семья, то в ней не будет никакого смысла».
  На днях, когда решилась я «повесить» все же тему-рубрику о школе воскресения в своем аккаунте —  смотрю — и понимаю: финита ля комедия! — «BrigAnty p.ru» — это давно уже Семья и Школа!    

Даже из членов редколлегии в бригАнтстве трижды был замечен Александр Маркин.

 

 

    Исходя из Вашего религиозного и человеческого опыта, как Вы полагаете, случайно ли на Колымской земле, пропитанной страхом и смертью, возникло поэтическое движение бригАнтов, наполненных светом, звучанием и ветром запредельности?

 

    — Пространство Гласа отвечает за себя Само:

 

18.оо, Травуш Вельнет:

 — Реальных снов и мысли долгожитель,
      Компьютер Века — между тем и этим
      Хранящий почту скрученной метели,
      Едва открой — раскрутится сама...


19.оо, Яранга Рудка
 

 — Едва открой — раскрутится сама

      Поэма Ветра, дующего в спину

      И — Встречного, как Странник новой песни,

      Аркадой перспектив заворожен…

 

                                 / «Хор Корифеев» /.

 

 

 

    Нина Ефимовна, продолжат ли бригАнты, уже совершившие путь от Магадана до Бостона, своё поэтоплавание по волнам русскоязычной и мировой литературы? Будут ли новые открытия, новые последователи, и что бы Вы сказали им в напутствие?

 

    — Пути бригАнтов неисповедимы. Вот кто-то, кто недавно жил в Днепропетровске, пел в оперном театре и на клиросе, вдруг оказался беженцем в архитектурной сказке Ганса Христиана Андерсена. Передает привет от Эльсинора. Рисует ирисы. И шлет свои стихи.

 

* * *


Спасибо, Дух святой, что поднимаешь,

Вывозишь на израненной спине!

Спасибо, что глупышку понимаешь,

Заботишься все время обо мне.

 

Я робкая, несмелая, с тревогой,

С бессонною тоской наперевес...

А Ты ведёшь меня своей дорогой

Расправленных мистических небес.

 

Я чашки бью. Растяпа и Солоха,

Как в детстве говорили мне всегда.

Но Дух со мной. И там, где было плохо,

Цветут цветы, рождается звезда.

 

Подумаешь, проблемы и невзгоды!

Упрямо Дух зовёт меня в полёт

В любую невеселую погоду.

И мне всегда везёт! Меня везёт

 

Не поезд и не танк, не мотоцикл,

Не самокат и не велосипед.

А Дух, который, как журавль, покликал

И мелочь не попросит за проезд...

 

С улыбкой, ваша сумасшедшая Рэна
Одуванчик, Стрекоза.



Такое вот недавнее письмо… ( На мельницу Романа...)

Похоже, что сейчас самое время определиться с ЦветоСимволом.
Пусть будет Ирис. Ирисы...
Как на газонах Магадана, на обочинах… На пустырях…
На юге Украины...  На севере Европы...



Цветок и Совершенство

… Никто не подбодрит цветок, но все же чувствует он все взгляды, все внимание на нем.
И есть человек, который понимает цветок и сам — подобие ему.
Умилению и утешению при звуке музыки предаются синонимичные судьбы; в этом есть капля счастья,
украшающая жизнь и мир.


                                                Вадим Ключевский, 13 лет



А. Грек

Эпитафия...
Ликторы...
Лакримоза...
Ирисы...
Ночь…

Эпигоны
Любви
Лгут
Иное её
Назначенье!

Эктеньи
Любви в человецех — пред
Лицем
Иерарха
Небес...

 

                                                             Vivat Publica Poetica!



__________________________________________________________

 * Посёлок Бутугычаг, где до 50-х годов 20-го века был расположен урановый рудник и бериевский лагерь 14-го отдела ГУЛаг, называли «атомной столицей Колымы». На месте лагеря радиационный фон до сих пор превышает норму.

В переводе с эвенского языка Бутугычаг означает «плохое место». Существует легенда, что над заключёнными лагеря проводили медицинские эксперименты. Об этой легенде говорится в д/ф латвийского режиссёра Эдвинса Шнуоре «Советская история» (2008). Свидетели утверждают, что лагерь забрал жизнь около 380 тысяч человек за 10 лет своего существования. Добыча урана производилась здесь вручную без каких-либо средств защиты. Средняя продолжительность жизни шахтёра в лагере составляла несколько месяцев.

По воспоминаниям очевидцев самым страшным местом на Бутугычаге была рудообогатительная фабрика, а точнее «сушилки» (противни на электрических плитах, где кочергами сушили урановую руду). Работа была лёгкая, по четыре часа в день (вместо четырнадцати часов в шахте), добровольная, на неё с большим удовольствием шли многие молодые парни из Западной Украины. Спустя двадцать отработанных смен, их оправляли в специальную лечебную зону, где оставляли умирать от лучевой болезни. (Прим. Л.Б.)



Беседовала Любовь Березкина




Редколлегия Поэзия.ру, 2022

Сертификат Поэзия.ру: серия 339 № 167117 от 20.04.2022

1 | 34 | 513 | 25.05.2022. 16:23:52

Прочёл с интересом. Возник вопрос: поясняющая сноска в конце - это текст интервьюируемой или интервьюёра?

Сноска дана мелким шрифтом, не сложно догадаться, что она принадлежит тому, кто задавал вопросы и готовил материал к публикации. Но спасибо, что обратили внимание на техническую неточность.

Любовь, спасибо за уточнение. Я ещё обратил внимание на сомнительность этой информации. Было бы интересно и мнение Елены услышать по этому поводу.

Не знаю, Сергей, о какой Елене речь, а вот Нина Ефимовна, родившаяся в Бутугычаге, приведённую в примечании информацию о нём не опровергла.
О том же рассказывает А. Жигулин, бывший узник этого лагеря-рудника, автор книги воспоминаний о пережитом «Чёрные камни».
Об этом руднике был снят документальный фильм (см прим.).
Если Вы располагаете более достоверной информацией, опровергающей свидетельства, на основании которых был составлен текст примечания, хотелось бы ними ознакомиться.

Да, это оговорка. Нина, конечно.
Меня интересует, сколько месяцев составляла продолжительность жизни ИТР, работавших на этом руднике. Да и все остальные (там же не только заключённые были), должны были десятками тысяч умирать. И бестолковость "молодых парней с Западной Украины", рвавшихся на место своих умирающих за три недели предшественников, удивляет.
И правдивость латвийского режиссёра вызывает большие сомнения.

(Добавлено позднее): А вообще ноги у этой лжи, указанной в сноске-примечании, растут от одного мошенника и фальсификатора. Чью фамилию называть не стану.

Любовь, я заметил добавление к тексту Вашего комментария случайно.

"Рудник «Бутугычаг» был образован в 1937 г., до войны там добывали только олово. Согласно публикациям магаданского историка А. Козлова, в 1948 г. на базе уранового месторождения в «Бутугычаге» был построен гидрометаллургический завод мощностью 100 тонн урановой руды в сутки. Численность людей, занятых на производстве, колебалась от двух с небольшим в 1949 г. до восьми тысяч человек в 1952-м. Но уже через год начался спад в добыче руды, и в 1954 г. на производстве работало всего 840 человек. Вскоре после этого добыча и обогащение урана в «Бутугычаге» были свернуты, а лагеря закрыты. По мнению краеведа и публициста Ивана Паникарова, все мифы о «Бутугычаге», касающиеся медицинских или иных экспериментов над людьми, а также расстрелов заключенных, являются ложью. А фотографии распиленных черепов с пулевыми отверстиями из «Бутугычага» - фальсификации начала 1990-х годов."
(https://magadanpravda.ru/lenta-novostej/istoriya/mify-i-legendy-butugychaga)
И ещё одна цитата оттуда же: «Бутугычаг» переводится с эвенского, как «место отела и лечения оленей от копытки», а отнюдь не как «долина смерти»

Сергей, какие у Вас основания верить краеведу из "Магаданской правды"?..
 Тенденция по обелению черных страниц нашей истории давно набрала обороты.

Верьте подлинным свидетельствам. Благо их достаточно.

Вот краевед (в 2017 г.) пишет о кладбище в Бутугычаге: "...хотя и кладбищем его назвать трудно, лишь несколько надгробных памятников — проржавевших металлических стел со звездами и один деревянный покосившийся крест. Примечательно, что все покоящиеся на нем — молодые люди. Две женщины, один погибший, как сказано на табличке, при исполнении служебных обязанностей... Причем интересно, что дата его смерти 8 марта 1953 г. Всего через три дня после смерти Сталина. Был ли это бунт заключенных или нет, сейчас сказать трудно. Надо рыться в архивах, делать запросы..."


А теперь прочитайте, что пишет Жигулин об этом кладбище, сам работавший на рудниках: https://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=page&num=5155

Хотите еще свидетельств? Читайте "Милосердия двери" Алексея Арцыбушева - о Воркуте и Инте, Снегова о Норильлаге...

Ольга, у меня нет оснований не верить краеведу. При этом есть масса оснований не верить мошеннику и фальсификатору, пустившему эту утку про 380 тысяч погибших от радиации и медицинские опыты на этом руднике ещё в конце 80-х.

P.S. Насчёт тенденции. Тенденция сочинять и распространять самые гнусные фейки про наше прошлое и настоящее никуда не делась.

А у меня есть основания не верить.
Пройдите по моей ссылке. "Широкая, покатая седловина между сопками, левее Центрального лагпункта. Там и находится кладбище (или, как его часто называли, Аммоналовка — в той стороне был когда-то аммональный склад). Неровное плоскогорье. И все оно покрыто аккуратными, ровными, насколько позволяет рельеф местности, рядами едва заметных продолговатых каменных бугорков. И над каждым бугорком, на крепком, довольно большом деревянном колышке — обязательная жестяная табличка с выбитым дырчатым номером. И если поблизости хорошо заметны могильные возвышения (порою и даже часто это просто деревянные гробы, поставленные на чуть-чуть расчищенную каменистую осыпь и обложенные камнями; верхняя крышка гроба часто полностью или частично видна), то далее они сливаются с синевато-серыми камнями, и уже не видны таблички, и лишь кое-где колышки.

И лежат на этом номерном кладбище многие мученики. Сколько их? Никто не считал..."

 И сравните с описанием краеведа, который побывал там в настоящее время. 


Не знаю, откуда такая цифра в 380 тыс., но при тех условиях, что описывает Жигулин, жертв было много.

Об опытах сказано, что легенда.

 А сейчас, возможно, и архивы закроют. Все к тому идет. Но память отменить нельзя.

Повторяю, читайте свидетельства. Наверное, здесь не стоит продолжать.


p.s. Прошу прощения у Нины за офф-топ.

pps. Сергей, я говорю не вообще, а о конкретной тенденции, знаю, о чем говорю.


Не знаю, где в примечании Вы вычитали о "долине смерти". Примечание было составлено мной на основании двух источников:
https://www.kolymastory.ru/glavnaya/rajony-magadanskoj-oblasti/tenkinskij-rajon/nizhnij-butugychag-b...
и https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D1%82%D1%83%D0%B3%D1%8B%D1%87%D0%B0%D0%B3

Источники статьи в Википедии:

  1.  д/ф «Колыма», 3-я серия «Война после войны», реж. Михаил МихеевЛентелефильм1991
  2. ↑ Перейти обратно:1 2 Система исправительно-трудовых лагерей в СССР / Составитель М. Б. Смирнов. — М.: Звенья, 1998.
  3.  Остатки уранового лагеря в Магадане..
  4.  Анатолий Жигулин. Чёрные камни. — М.: Знамя, 1988. — № 8. — С. 83—84.
  5.  Шевельов М. Зі мною птах з примарного дитинства // Мелитопольский краеведческий журнал, 2013, № 2, с. 81-83
  6.  Музей организует экспедиции в места расположения бывших лагерей.
  7.  "Съёмки лагеря, произведённые экспедицией 2017 года".
  8.  «Дальний Восток. Современный путеводитель.» — стр. 107.
  9.  ГУЛАГ, Долина Смерти - обвинение СССР в опытах над людьми.ФОТО. АРГУМЕНТ. Дата обращения: 28 февраля 2017.
  10. ↑ Перейти обратно:1 2 Жигулин А. В. Черные камни 

Как мы видим, составители пользовались не только воспоминаниями Анатолия Владимировича Жигулина, если под фальсификатором и мошенником Вы подразумеваете его.
Всему вышеназванному Вами противопоставляется статья из "Магаданской правды", основанная на мнении Ивана Паникарова, родившегося в 1955 году, когда был издан приказ о закрытии уранового рудника на Бутугычаге.
Но самое главное, что тема рудника и легенды о нём - в опубликованном интервью вторичны, и Вы на сегодня более чем достаточно потроллили, вдобавок оскорбив память замечательного поэта.

Нет, говоря о фальсификаторе и мошеннике, я говорил о том, кто запустил этот фейк. Именно он создатель сайта, указанного в п.9 источников "Википедии".

И обвинения в троллинге безосновательны. Надеюсь, Нина подтвердит эту безосновательность.

Тогда почему бы Вам не назвать его имя: Сергей Мельникофф (Магадан)? В Рунете есть упоминания о недостоверности его информации (о численности погибших и мед. опытах на Бутугычаге), но они либо никем не подписаны, либо находятся на прокоммунистических ресурсах, чьё возмущение и противостояние не удивительно, учитывая биографию этого журналиста.
https://shimerli.livejournal.com/337092.html
И на этом закончим.

Я вижу, что у Вас не вызывает никаких вопросов и сомнений ни биография этого "журналиста" по приведенной ссылке, ни достоверность его информации.
И интервью по ссылке, насколько понимаю, не вызвало возмущения.

Так что, действительно, пора заканчивать.

Забавный стиль и лексикон у журналиста С. Мельникоффа. Псевдоним Генрих Мюллер ему подошёл бы…

Любовь, вот полное содержание фильма  из Википедии "Советская история" латвийского (и не только) режиссёра:
«Советская история» (латыш. Padomju stāsts, англ. The Soviet Story) — документальный фильм латвийского режиссёра Эдвинса Шнуоре, снятый на средства блока национал-консервативных партий «Союз за Европу наций»[1], о сталинских репрессияхрасстреле польских офицеров в Катыни, сотрудничестве СССР и нацистской Германии.

Знаете, самое отвратительное во всём этом, это то, что такие "режиссёры" и диссиденты ставят новое поколение страны перед выбором между жертвами ГУЛАГа и жертвами второй мировой войны. 

Александр, а почему Вы обращаетесь ко мне? Я не смотрела и не собираюсь смотреть этот фильм. Если Вам есть что сказать, пишите составителям Википедии, которые позволяют проставлять в статьях источники сомнительного свойства, пусть даже в тексте они именуются легендами.

Тогда зачем упоминать в примечании фильм сомнительного свойства, тем более, не посмотрев его? Просто, со стороны, это выглядит как провокация или необъективность. Вот и всё.

Не-не, давайте по порядку: мухи отдельно, котлеты отдельно. Я составляю примечание по статье в Википедии, которая ссылается на фильм. Должна ли я его смотреть, чтобы упомянуть в качестве существующей легенды?
Дальше ещё интереснее. Это с какой такой стороны примечание, составленное по статье Википедии, выглядит как провокация или необъективность?
https://youtu.be/B7Q-nKEy8yQ

В этой статье из Википедии есть предупреждение: "Эта статья во многом или полностью опирается на неофициальные или самостоятельно изданные источники, что может вызвать сомнения в нейтральности и проверяемости представленной информации."

Вы не обязаны были смотреть фильм и ходить по источникам, когда делали ремарку. Но Вы и теперь продолжаете настаивать, что в ней всё правильно. 

"а вот Нина Ефимовна, родившаяся в Бутугычаге, приведённую в примечании информацию о нём не опровергла" - уже опровергла.

А я уже начала беспокоиться, не случилось ли чего, раз Вы сегодня на работу не вышли.))
Насколько мне помнится, возмущение у Вас вызвали данные о численности замученных и свободный перевод названия местности. Остальная информация, указанная в Википедии, никаких нареканий не вызвала. Это означает, что представленный В-й материал только частично можно оспорить и то на основании такого же непроверенного источника, как "Магаданская правда" или никем неподписанные страницы ЖЖ. Из чего следует, что при подготовке текста интервью я как редактор не имела никаких причин не использовать В-ю в качестве источника ин-ции для разъяснительной сноски. Это объективно.
Цитата: "Но Вы и теперь продолжаете настаивать, что в ней всё правильно." Где я на этом настаиваю? Где пишу, что всё правильно? Если Вас удовлетворило сообщение Нины Ефимовны, почему бы Вам не успокоиться и не заняться чем-либо более полезным? Хотя, конечно, редко можно найти столь же приятное занятие.)
https://youtu.be/BAdKnMsT5Cw

Ваши намёки на то, что я хожу сюда "на работу" - это нечистоплотный троллинг, вызванный отсутствием внятной аргументации против моих замечаний.
Ссылка на фрагмент из комедии ("сейчас на вопросы надо смотреть ширше" и т.д.), наглядно показывает, что Вы заняли здесь позицию того хулигана-алкоголика-тунеядца из фильма.
Что же касается моих претензий к сноске, то у Вас что-то с памятью. Попробуйте перечитать мои реплики.
Ну, а если бы Вы не настаивали, что в её тексте всё правильно, то убрали бы эту лживую фальшивку. А Ваше упорство наводит на мысль, что Вы согласны с её автором не только по поводу Бутугычага.

Пардон! Не дошёл до коммента, где вы указываете источник. В любом случае, моё пояснение о том, что из себя представляет "Советская история" латвийского производства, думаю, не будет лишним.

Ждала это интервью (слышала, что готовится). Спасибо, Нина и Любовь.
Нина, я рада быть членом семьи магаданских прекрасных эльфинь). Наташа меня заворожила). 

Спасибо, Маруся! Извини, что не сразу отвечаю, - отвлеклась на "побочную партию", вроде, худо-бедно, коллективными усилиями аранжировали... )
Теперь о Главном.
Я думаю, посредством данной публикации тему "brigAnty p.ru" можно считать исчерпанной, а проект - состоявшимся и закрытым.
пс.
А в "члены семьи эльфинь" - принимаем с радостью!

Ничего, я вчера в египетскую тему погружалась с головой. Однофамилец ездит по четвергам в Вену на заседания бильдербергского клуба (шютко), а у меня - музейный день.
По поводу побочек от интервью с мосье Мельникофф... Это мы с Вами смотрим на жизнь хвилософски и понимаем, что раз существуют персонажи, нашедшие на египетских пирамидах "ижицу" и утверждающие на этом основании, что пирамиды построили русские, то должны быть и русофобы. Бинер, а как же иначе. Но не все способны оголять информацию до архетипов. Сочувствую Вам, матенька. Вы славно справились)).
Тон мосье Мельникофф неприемлим, и я вижу, что подобное, напротив, льет воду на мельницу забвения тяжелого прошлого. Так что, с личностью этого товарисча еще разбираться и разбираться.

Вообще-то, можно и сдержанно-конструктивно повспоминать. Вот, к примеру, в Ропше в 1913-м году проживали эти семьи (список на страничке):
Среди них мои родственники, семьи Ukkonen и Styrman. В 1930-м году практически все жители Ропши были депортированы (мой прадед и прабабушка обитали тогда в Ленинграде с детьми, поэтому их минула чаша сия). Куда депортированы - официально неизвестно, ибо оттуда никто живым не вернулся. Я разыскивала по архивам, но увы. Обычно оставались только повагонные списки, и куда они подевались - неизвестно. Пришлось мне прибегнуть к помощи карт Таро, так я узнала, что сгинули мои родственники и земляки на Кольском.. Когда-нибудь выберусь туда, поброжу по тем местам.

Клубы, салоны и прочее - приветствую! Открывайте, Нина! Я как-то с большим успехом вела салон в одном дамском сообществе, так что, буду с удовольствием подкидывать дровишек в Ваш камин.)

Повспоминать сдержанно-конструктивно, да. (прошла по твоей ссылке). Вот пытаюсь понять: почему же здесь не получилось "сдержанно-конструктивно"? Мы-то с редактором вроде старались выстроить эссе про поэтическую жилку региона... (не случайно же и книжки школы бригАнтов выходили в издательстве "Северовостокзолото") ... - Почему я не проследила за библиографией? - потому что подобная информация мной не читаема и не смотряема, от слова никогда: - мало ли кто, где и как "сражается за место в этой теме"?.. я-то тут при чём?))) - У меня-то ведь тема другая: "... веет где хочет..." 
Но неравнодушие читателей глубоко впечатлило. 

Нина, нет ни в чем Вашей вины. Интервью замечательное, вдохновляющее, надеюсь, его оценят читатели. И дело вовсе не в библиографии. Тут другое явление имеет место быть). Но Вы же не верите в троллинг)).
Идею клуба мы обсудили, жду приглашения на чаи с сахарами). Приду с гостинцами, не сумлевайтесь. Уже две палитры замутила, теперь поджидаю солнышка.

Нина, "слежение за библиографией" тут ни при чём. Странно, что Вас не смутила явная фейковость и провокационность текста сноски-примечания.

Такой мысли у меня нет. Каждый может ошибиться.
Не переживайте, Сергей. Спасибо за участие.

Начну с конца. Не очень знаю, что такое "троллинг", быть может, он тут есть. Однако, нерв, задетый Сергеем Ткаченко - для меня лично не зубная боль.
"Я ненавижу в людях ложь,
Ложь, за которую мне стыдно.
Хотя не я, а ты мне лжешь,
И не тебе, а мне обидно".
(В. Коротич).
Не скрою: благодарна "признанному троллю" за поднятую здесь небольшую волну, - за исключением двух позиций: нельзя было катить эту волну аккурат под ноги Любови Берёзкиной, и уж никоим боком было нельзя наводить тень на А. В. Жигулина... Как-то поаккуратней надо впредь, такое пожелание.
По существу. "Вы выросли среди участников тех событий...", "надо опираться на свидетельства очевидцев..."
... Московский метростроевец Иван Иванович Шерпетовский (дядя Ваня), проведший молодые годы на строительстве того объекта, про который местно-столичный биг бэн ежечасно колоколет на мотив песни "Трасса, колымская трасса - Магадана душа..." - после выхода в свет "Одного дня..." смеялся громко и заразительно, прямо хохотал... с "комментариями" ).
"Жертвы были..." - Однажды мама с горестным лицом вспоминала, как стоя над обвалом обрушившейся шахты, откуда доносились стоны: "Помогите... Жить хочу..." - готовилась сама туда прыгнуть, если бы спасти не удалось. Такое случалось, да.
... Что в том Бутугычаге, где меня родили, стояло во главе угла? Какие ценности, ориентиры? - В сущности, только два, но очень важных: Плечо товарища и Производство.
... В объединении СВЗ (СевероВостокЗолото) мама проработала 30 лет. Последние десять - была директором института повышения квалификации работников цветной мелаллургии. Опять пришлось "командовать мужиками" - штата не было, и преподавали на этих курсах специалисты из всех научных, производственных и учебных организаций Магадана по соответствующему профилю. То есть преподавали по договору. И вот эти лёнички-профессора и петеньки-доценты (так мама называла их, обходя длиннющий стол на своих проводах на пенсию), оказывается, "договорились" до того, что написали заявление в центральный офис с коллективной просьбою о том, чтоб гонорары за часы им не выплачивали, а переводили... в Фонд Мира. ))) - Да-а... Были люди... И в наше время... Точнее (строго говоря), в их время, время наших родителей.

Необычайно интересное и познавательное интервью. Большое спасибо Нине Есипенко и всем организаторам этой публикации. 

Дорогой Яков! Спасибо.
Даже очень большое, искреннее спасибище...)

По работе с источниками всем зачет.
хотя, по моему недалекому разумению, "бутугычаг он и в африке бутугычаг" ))

... А что же ФЛЕЙТА?
книга приисков?
поэзия бригАнтов?..

Флейта Бутугычаг

СОНАТА - ОКЕАН

Отечество,
Которому
Есть
А_
Налог?..

1.
О Гордость Вслух Объявленного Спора!
Не всем из нас, но всё-таки дано
Быть с Ветром высшей правды заодно,
Не устрашась колючего забора.
Лишенные поддержки прокурора,
Кто цел еще, а кто уж изнемог,
Ветрами Зла сбиваемые с ног,
Мы месим грязь насильственного вздора.
Да, чист народ! Но гаже всех корост
Проказы властолюбия нарост,
Его лишиться можно только с кровью;
Суд Высшей правды справедлив и строг,
Но_Не_В_Народ! - в Системы нездоровье
Взведенный, Плавно Спущенный Курок.
2.
Взведенный, плавно спущенный курок -
Без промаха, в затылок, на рассвете...
Без промаха, в затылок, на рассвете -
Взведенный, плавно спущенный курок...
Взведенный, плавно спущенный курок -
В затылок, без осечки, на рассвете...
В затылок, без осечки, на рассвете -
Взведенный, плавно спущенный курок...
...Урановый рудник, Бутугычаг!
Мой отчий дом, души моей очаг,
Живу вблизи, и сердце давит болью;
На перекрестке судеб и тревог,
Наследница беды - я свыклась с ролью,
И год за годом длится сон-урок.
3.
Из года в год, во сне и наяву,
Все взоры мне как будто напоследок,
А взор навстречу чрезвычайно редок,
И в миг такой я словно не живу.
Из года в год я странностью томлюсь:
Меня поймет потомок или предок?
В рассудком не опознанных беседах
То вдруг исчезну, то опять явлюсь...
Бредовый мир, бредовое столетье...
О как перехлестнуло лихолетье,
Химеры-мерки в меры обратя;
Мы постигаем вольность разговора,
В парламенте свободу обретя,
Но Мысль - Всегда. На грани. Приговора.
4.
На грани страха каждый новый день,
И каждый день - на грани новой Эры;
Так, одолев полночные барьеры,
Из мрака возникают Свет и Тень...
На грани краха каждый новый шаг,
И каждый шаг - на грани новой Веры;
Но обретает грозные размеры
Энергий злополучных саркофаг...
Земля родная, что с тобой творится?
Неужто день Помпеи повторится?
Как дружно кочегарить мы взялись!
Для бед вселенских - максимум простора...
Не потому ль мы в пекло гоним Мысль?
О Подлость Сатанистского Террора!
5.
О гордость вслух объявленного Спора!
Взведенный, плавно спущенный курок.
Из года в год все длится сон-урок,
И мысль - всегда на грани приговора.
О подлость сатанистского Террора!
Удушьем воздух пропитался впрок.
Из лет в лета всё тянет нить порок,
И несть числа ревнителей позора.
О раковая опухоль судьбы!
О сколько жизней вдавлено в гробы!
О сколько душ замуровали в ниши!
Уже потомков обозначен след,
Душа страны то низменней, то выше,
Концы концов не сводятся на нет.

1987. Магадан.