Люди

Дата: 28-10-2019 | 16:31:43


-1-

Иностранцы

А тот, кто дольше всех молчал, сказал:
— Мой самый черный день
еще не минул.


Обычный день, обыкновенный глянец
глубоких луж и полицейских блях.
Что пьём сегодня, смуглый иностранец,
на память о коротких этих днях?

Я выпью водки. Просто водки выпью.
Без водки жизнь - ни это и ни то.
Я пью за тех, кто прокричали выпью.
Кто укрывался ношеным пальто.

Кто видел, как повсюду ходят черти.
Кто так озяб, что жёг свои стихи.
Кто видел, что под маскою у смерти
её глаза индейские тихи.

Сейчас как хлынет! Небо, словно камень.
Но камень полный тёмною водой.
Потом возись с промокшими шнурками,
с простудой, осложнением, бедой.

-2-

Соль земли

А небо опять голубое,
как много сегодня я спал,
как будто работал в забое,
как будто смертельно устал,

как будто о чёрные горы
всегда спотыкается взор,
как будто со мною шахтёры
вели под землёй разговор.

Блестели на рожах оскалы -
вольфрамовый луч головы.
Вот так не смеются шакалы,
вот так улыбаются львы.

И люди с такою улыбкой
всё могут - и плакать, и петь,
склониться над детскою зыбкой,
ударить врага, умереть.

Их чёрные тряпки персолем
отмыть не удастся никак.
Но солит целебною солью
и землю, и угольный мрак,

ругаясь и в матерь, и в чёрта
вот эта ватага парней.
Здесь - Бога Папаши аорта,
в забое, внизу, в глубине.

И кто там особенно весел,
то хмыкнет, беззлобно шутя,
то выше фонарик повесит,
дырою в запястье светя?

-3-

Естественный ход вещей

Я одет не по этой погоде,
не для света размытого фар.
Это словно в плохом переводе
растворяется Поль Элюар.

Есть богема, есть липкие листья.
Есть пустые ночные часы.
Рыжина есть какая-то лисья
у рассветной сплошной полосы.

Ничего. Проглочу аспирина
кисловатую штучку-луну.
Как танцует дождя балерина
на мерцающих крышах, взгляну.

Я не знаю, что в этом увижу.
Боль болит, и, заплакав в платок,
говорит малолетка Парижу -
Ты красив, ты горяч, ты жесток.

Ты глотаешь меня, словно жижу -
твой, голодный всегда, водосток.

-4-

Львиное сердце

Напишешь "Англия", почувствуешь дымок
и сладкий запах авиабензина.
И лейтенантик - маменькин сынок -
запрыгивает в лётную кабину.

Кивнёт, рукой помашет. И - в полёт.
Останки через год найдут под Кёльном.
И вот сейчас мне девушка поёт. *
(Она альбомом будет недовольна.)

Но голос так высок и так упрям,
что сам себя я чувствую летучим,
обрушенным на дно воздушных ям,
соринкой, проходящей через тучи.

Встречаются на свете голоса,
снаружи - ветер, тишина с изнанки.
Летим туда, где света полоса,
на маленьком старательном подранке.
____________________________________________
* http://www.youtube.com/watch?v=RPrntbTI7FI

Тема: Re: Люди На Сайгон!

Автор Евгений Иванов

Дата: 28-10-2019 | 17:39:46

Красивая подборка, сильная и изящная.
Последнее особенно хорошо!

Тема: Re: Re: Люди На Сайгон!

Автор На Сайгон!

Дата: 28-10-2019 | 21:23:49

Спасибо Вам, Евгений!

Тема: Re: Люди На Сайгон!

Автор Яков Матис

Дата: 28-10-2019 | 19:50:56

Запаха авиакеросина в ту войну не должно было быть - поршневые двигатели. Согласно сюжету стихотворения лейтенантик "запрыгивает" в кабину. Создаётся впечатление, что в истребитель. Да и на картинках из ютуба, (где песенка) лёгкомоторная авиация. Тогда почему под Кёльном нашли? Не мог Ваш храбрец под Кёльном на истребителе оказаться. Разрушили Кёльн бомбардировщики без сопровождения. Тактика у англичан была другая: сначала часть (более сотни) ночью разбомбили аэродромы ПВО немцев, а потом остальные (более 8 сотен) сожгли город.

А почему "запах керосину" в дательном? Рифмa чище?

Тема: Re: Re: Люди На Сайгон!

Автор На Сайгон!

Дата: 28-10-2019 | 21:36:22

Спасибо, Яков! Благодаря Вам, ошибка исправлена - злюки действительно летали на авиабензине.

А что касается Кёльна, то почему бы и нет? Судя по дальности полёта, злюка мог туда долететь, и долететь не обязательно в мае сорок второго.Так что принципиально это неважно, в отличие от вида топлива.
К слову, вряд и я стал бы писать восторженное ст-ние про массированную бомбардировку какого-то города, пусть даже города нацистской Германии. Думаю, навряд ли Вы знаете, с какой осторожностью бомабрдировался нами Таллин (что, впрочем, не помешало новой власти обвинить советских лётчиков в "варварстве", а вот дрезденцы молчат и рта не раскрывают), с каким риском для наших лётчиков - ради сохранения города.

Тема: Re: Re: Re: Люди На Сайгон!

Автор Яков Матис

Дата: 28-10-2019 | 22:17:14

Откуда же мне знать, кто и что может Вас воодушевить. Ну да ладно, не моё дело, посылайте, может и долетит. Кстати, а кто Вам сказал, что "молчат" о бомбардировке Дрездена? Вот, в связи с 70-летием бомбардировки Дрездена, например, статья "Дрезден: Военное преступление".


 https://www.tagesspiegel.de/politik/70-jahrestag-der-bombenangriffe-dresden-war-ein-kriegsverbrechen...

"При бомбардировке Дрездена 70 лет назад нацелено убивали гражданское население города…"
Но потомкам моих предков громко орать, думаю, не положено: морда-то в пушку.

А ослепших от ненависти придурков в нашe время хватает, повсюду.

Тема: Re: Re: Re: Re: Люди На Сайгон!

Автор Евгений Иванов

Дата: 28-10-2019 | 22:52:51

В стихотворении прекрасное определение чувства полета и, особенно, голоса.
А для иллюстрации в общем-то не важна даже принадлежность пилота к той или иной стороне. «Скажи «Германия», почувствуешь...» ничего не изменило бы по сути...

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Люди На Сайгон!

Автор На Сайгон!

Дата: 29-10-2019 | 00:24:24

Евгений, в таком контексте Германии в моих ст-ях не будет никогда. Я всё же потомок тех, кто знал, чем была та Германия. 

Тема: Re: Re: Re: Re: Люди На Сайгон!

Автор Ася Сапир

Дата: 28-10-2019 | 22:54:30

Спасибо, Яков, за "ослепших от ненависти придурков" - в самую точку сказали.
А.М.Сапир.

Тема: Re: Re: Re: Люди На Сайгон!

Автор Сергей Ткаченко (Amis)

Дата: 28-10-2019 | 22:58:46

(Для Я.Матиса, не для дискуссии):
"Но потомкам моих предков громко орать, думаю, не положено: морда-то в пушку." - тем не менее, крики время от времени раздаются: совсем недавно один потомок тех предков выступил с требованием снести мемориал на Курской дуге под Прохоровкой.
А о бомбардировке Дрездена молчат те, кто бомбил, а не те, кого бомбили.

Тема: Re: Re: Re: Re: Люди На Сайгон!

Автор Яков Матис

Дата: 28-10-2019 | 23:33:17

Амис, я же Вас в ЧС внёс. Неужели чувства собственного достоинства нет - прилипли как банный лист. Вот, что Вы, видимо, прочитали в российской печати:

В Германии потребовали снести памятник героям боя под Прохоровкой.

«На самом деле этот памятник должен был быть немедленно снесен. Потому что последние исследования, основанные на несомненно реальных фотографиях, подтверждают: (в бою) у Прохоровки не было ни советской победы, ни даже грандиозного танкового сражения»

A Вот что написал этот нетактичный, даже глупый нем. журналист, комментируя исследования российских, немецких и английских историков:

"Für ein Siegesdenkmal gibt es jedoch keinerlei Anlass. Denn neueste Forschungsergebnisse, gestützt auf unzweifelhaft echte Fotos...."

"Для Памятника Победы нет никакого повода. Последние исследования, основанные на…"

Где Вы нашли здесь слова: "На самом деле этот памятник должен был быть немедленно снесен..."?

A под каким заголовком, обратите внимание. Речь идёт yжe не об одной газетке с неудачным высказыванием одно журналиста, который уже сто раз извинился.
Речь идёт о ГЕРМАНИИ - как будто бы там голосование проходило по этому поводу. Геббельс в гробу перевернулся от зависти!

Амис, Вы действительно плохо информированы, идеологически зашорены, необъективны. Вы скучны, понимаете? Пожалуйста, не отнимайте больше чужое время и не занимайте место своими комментариями, рядом со мной. Прошу Вас!

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Люди На Сайгон!

Автор На Сайгон!

Дата: 29-10-2019 | 00:44:25

Потомкам Ваших предков...
Простите, не знал этих подробностей. Считал Вас, скорее, прибалтом.
Но, в любом случае, как бы ни была переведена статья из Вельт (она же в Вельт вышла), на мой взгляд, который я имею смелость считать взглядом каждого россиянина, ни один немецкий журналист не вправе сколь бы то ни было бестактно касаться такой темы. А прикосновение было бестактным, согласитесь.
Что касается Геббельса, то всё же лучшие его ученики - не в России, а среди тех, у кого Асад каждый день травит сирийцев газом в каждом сирийском городе  и в каждом таком городе маленькая сирийская девочка (почему-то одна и та же) рассказывает, как её отравили. Всё же не стоит забывать слова советского эмигранта (не помню, Галича или Некрасова) о том, что в Союзе он и не догадывался, что в статьях Правды о Западе столько правды!
И таки-да, время показало, насколько зашоренным идеологически оказалось именно советское диссидентство. Не могу причислить к нему (оно всё же предполагало наличие некоего интеллекта и стыда) тех, кто "свободомысляще" заносит оппонента в ЧС, а потом глумится над ним на его страницах, отпуская "едкие", по его мнению, а на самом деле - беззубые инвективы о том, кто в какую точку сказал.

Тема: Re: Re: Re: Re: Люди На Сайгон!

Автор Сергей Ткаченко (Amis)

Дата: 28-10-2019 | 23:39:04

Я.Матису: как и обещал, дискутировать по затронутой теме не намерен. Но высказывать своё мнение Вы запретить мне не сможете, как бы ни пытались.

(Добавлено позднее): как и тот журналист, Вы не удосужились разобраться, что там не был установлен памятник Победы. Как и тот журналист, Вы не видите разницы, что там к 50-летию Победы (в 1995-м) была установлена Звонница и возведен храм. Так что прежде чем обвинять меня в плохой информированности и зашоренности, Вам следовало бы посмотреть в зеркало. Как и тому журналисту.

Тема: Re: Re: Люди На Сайгон!

Автор Александр Флоря

Дата: 28-10-2019 | 22:53:59

Яков Дмитриевич, это не дательный падеж, это партитив - разновидность родительного. Здесь он употреблен не по назначению.

Тема: Re: Re: Re: Люди На Сайгон!

Автор Яков Матис

Дата: 28-10-2019 | 23:05:07

Чего только на свете не бывает, Александр Владимирович!
А вот такое правильно: "Яша молотка подай!"? Часто в Горьком слышал, на заводе.
Народ там простой был, из близлежащих деревень. Вроде что-то не так, но нравилось, как звучит.

Тема: Re: Re: Re: Re: Люди На Сайгон!

Автор Александр Флоря

Дата: 28-10-2019 | 23:08:40

Вопрос риторический. Конечно, неправильно. Разве что как диалектизм.
PS. Я, кстати, закончил второй акт Голдсмита, и там есть примеры правильного употребления партитива.

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Люди На Сайгон!

Автор Яков Матис

Дата: 28-10-2019 | 23:46:35

Я уже подбираюсь к Вашему переводу. Тем более, я ни спектакля не видел, ни пьесу не читал.

Тема: Re: Re: Re: Люди На Сайгон!

Автор На Сайгон!

Дата: 29-10-2019 | 02:39:40

Александр, спасибо! Всё учёл. Учтя, исправил.

Тема: Re: Re: Re: Re: Люди На Сайгон!

Автор Александр Флоря

Дата: 29-10-2019 | 05:22:15

Не за что.

Тема: Re: Люди На Сайгон!

Автор Елена Рапли

Дата: 28-10-2019 | 22:59:54

А тот лейтенантик навряд ли был маменькиным сынком. Мальчишкой - да, но не маменькиным сынком. 

И еще - вопрос (от некомпетентности в этой летательной сфере) - что такое старательный подранок? 
А в остальном - понравилось. 

Тема: Re: Re: Люди На Сайгон!

Автор На Сайгон!

Дата: 29-10-2019 | 00:50:28

Спасибо, Елена! Ну пусть уж он будет избалованным маменькиным сынком.:) Иногда именно такие, заласканные и зацелованные, что-то такое вдруг начинают делать, что диву даёшься. Хотите спорьте-хотите нет, но почему-то мне сразу Вронский вспоминается.
А старательный подранок - это подраненный зенитками злюка (английский самолёт), лучший друг лётчика. 

Тема: Re: Re: Re: Люди На Сайгон!

Автор Елена Рапли

Дата: 29-10-2019 | 01:54:26

Вронский был маменькиным сынком. А вот молодой английский пилот времен второй мировой войны - нет. В Англии, где один из основных принципов воспитания отражен в поговорке Children should be seen and not heard - практически не бывает маменькиных сынков. В наши времена, при смешении культур и традиций - скорей всего нельзя сказать так категорично, но в те годы, я уверена, это почти оксюморон - англичанин (тем более, военный летчик) - маменькин сынок.

Как сказала Маргарет Тэтчер: "No, no, no." 

Тема: Re: Re: Re: Re: Люди На Сайгон!

Автор На Сайгон!

Дата: 29-10-2019 | 02:36:28

Елена, спорить с Вами не буду, потому что Вы, скорее всего правы, да я и сам читал, как воспитывались английские мажоры и в кого вырастали, равно как и мажоры сталинского времени в России. И те, и другие героически сражались и так же гибли. Впрочем, и Вронский тоже, хотя маменькиным сынком был, за пределами романа - наверняка герой.
Но менять ничего не буду. Считайте это моим капризом. Договорились?
И спасибо за отклик.

Тема: Re: Люди На Сайгон!

Автор Константин Еремеев

Дата: 29-10-2019 | 08:40:34

Замечательные, Влад!
Кейт Буш !... ох как я заслушивался ею когда-то в юности. Её музыка - театр: https://www.youtube.com/watch?v=t2qD6OQhRUU
А по поводу "Спитфайеров", - увы их тоже сбивали и под Кёльном в том числе (поближе, подальше...). Хотя бы вот в этой книжечке если порыться можно разное найти:
https://books.google.com/books?id=fuy3DAAAQBAJ&printsec=frontcover#v=onepage&q&f=false 
Тут на английском, правда, но, просто поверь мне, не трать время на поиски. Факты есть.
Но главное, не эти мелкие детали. Главное, что это - талантливые стихи! И я очень рад, что могу тебе это сказать.
Жму твою руку!

Тема: Re: Re: Люди На Сайгон!

Автор На Сайгон!

Дата: 31-10-2019 | 04:45:34

Спасибо тебе, брат! Правильную музыку мы слушали и слушаем - летящую.

Тема: Re: Люди На Сайгон!

Автор Корди Наталия

Дата: 30-10-2019 | 09:45:12

Поль Элюар прекрасно переведён Морисом Ваксмахером. Помните вокальный цикл Градского? Уходит жизнь, подвластная тебе. Она мне представлялась бесконечной...
Стихи мне понравились, но есть один момент. Такое ощущение, что это написано сразу, без правки. А если остановиться и пошлифовать? Не сердитесь. Я точно не специалист в этом деле, просто читатель."Склониться над детскою зыбко". Я об этом. Есть ещё ряд моментов, но совсем нет времени, увы. Голдсмита нужно прочитать)))

Тема: Re: Re: Люди На Сайгон!

Автор Евгений Иванов

Дата: 30-10-2019 | 10:35:20

«...ЗыбкоЙ» т.е. такой колыбелькой для ребенка)))

Тема: Re: Re: Re: Люди На Сайгон!

Автор Корди Наталия

Дата: 30-10-2019 | 11:27:38

наддетскою

Тема: Re: Re: Re: Re: Люди На Сайгон!

Автор На Сайгон!

Дата: 31-10-2019 | 04:52:20

Были у меня столкновения и похлеще, чем д с д. Не думаю, чтобы это сильно портило ст-ние. Мог бы привести много примеров такого из великих. Всё же лучше соглашусь с тем, что это корявинка, но совсем маленькая, никак не влияющая на музыку ст-ния.

Тема: Re: Re: Re: Люди На Сайгон!

Автор На Сайгон!

Дата: 31-10-2019 | 04:49:21

Спасибо Вам, Евгений за внесение большей ясности.

Тема: Re: Re: Люди На Сайгон!

Автор На Сайгон!

Дата: 31-10-2019 | 04:48:26

Я его в разных переводах читал. Со сказанным Вами об этих переводах полностью согласен.

Я часто пишу, просто записывая то, что просто приходит - даже не знаю откуда. Думаю, прав был поэт, сказавший - и чем случайней, тем вернее.

Спасибо за отклик!

Тема: Re: Люди На Сайгон!

Автор О. Бедный-Горький

Дата: 31-10-2019 | 08:12:08

- ещё вовсю дискуссия кипела,
на чём, зачем, и кто летал и как,
но вообще, кому какое дело,
когда, на кой и кем
повержен враг?..

"...а я стонал в углу болотной выпью,
набычась, а потом и подбочась",
и размышлял - а с кем я завтре выпью,
из тех, с которыми я мог бы
пить сейчас?..

🤩