По дороге в Святые горы

Дата: 29-05-2018 | 05:55:36

- Кто там? Кто там на дороге?
Не видать в метели зыбкой
Что маячит за кибиткой -
То ли сани, то ли дроги?
С высоты шальные мысли
Снегом сыплются за ворот -
На дороге друг иль ворог?
Наверху, в ветвях, не рысь ли?

- Эй, кого везёшь, служивый?
- Прах российского пиита!
На дуэли пал, ретивый...
Ишь, слуга его, Никита,
Седину к холодным доскам,
Знать, навечно приморозил -
Днём и ночью точит слёзы,
Да свечу мусолит с воском.
Почитай, все дни и ночи
Он над гробом причитает,
Чуешь: вот опять бормочет,
С крышки снег полой сметает:

"Ох, не надо бы… Не надо
Торопиться к Чёрной речке,
Постоял бы на крылечке
Да не вышел за ограду.
Ну, подумаешь, бумагу
Кто-то сдуру накалякал…
Прочитал бы да поплакал,
Но от дома - ни полшагу.

Да и вовсе век не знать бы
Ни Натальи, ни француза.
Не влетела б пуля в пузо,
Коли не было бы свадьбы...
Ну, зечем ты, сокол ясный,
С пистолетом... на дуэли...
Пал бездумно и напрасно?
Почивал бы на постели...
Почему меня оставил
Горемыкой жить на свете?
Лучше бы Господь избавил -
Взял к тебе, мой ясный свете...

Всем нам ведомо – от смерти
Невозвратная дорога...
Всё едино! Всё от Бога
Во вселенской круговерти…»

И уже исчезли сани,
Торопясь в Святые горы,
Где открыты все затворы
В нужный час без опозданий,
В вихре снега, в мир рассвета
Прямо к звёздам негасимым...
Колокольчиком незримым
Вздрогнет целая планета.

Здравствуйте, уважаемая Надежда!
Я вижу, что Вы активно осваиваете Псковщину. Думаю: ради приближения к Пушкину.
Выбранная Вами тема - дядька Никита, везущий гроб с телом поэта в Святые Горы, - не нова. Для решения этой темы очень важен образ того, кому поручен  авторский голос. У ВАс это некто, кто  Пушкина не знает, не любит, не понимает,как и  его трагедии. Отсюда такие слова, как "пузо" и "советы": не жениться, не знать Натальи, не отходить от дома, не обращать внимания на пасквиль ("подумаешь, бумагу кто-то сдуру накалякал" (Кстати, слово "калякал" означает "говорить, а не писать
Путь, выбранный Вами, не плодотворен, не потому, что НЕ надо расспрашивать местных жителей, а потому, что важно найти тех, кто гордится поэтом.
Мне везло в этом отношении. Даже обыкновенные служащие Михайловского (уборщицы, садовники и тому подобные) понимали, что их работа - особенная.
А.М.Сапир


Попробую пояснить, почему я именно так написала. Уважаемая Ася! Смею обратить Ваше внимание, что это прямая речь сначала жандарма, сопровождающего поэта, а после прямая речь дядьки Никиты. Автор, просто слушает речь этих людей... Может, и иначе надо было. Спорить не буду. Но вот так.

Уважаемая Надежда!
Очень прошу Вас называть меня Ася Михайловна, ведь я старше Вас лет на 50.
А теперь главное.
ПРиём, который вы использовали в своём стихотворении, известен. Он называется разноречие (иногда - чужое слово). Иными словами, Вы - автор, передоверяете повествование разным персонам, а сами скрываетесь за их мнением. Это возможно. Но беда в том, что читатель не понимает, кто есть кто, 
читая Ваше стихотворение. Это Вы знаете, что первая реплика, скажем, принадлежит жандарму, а как об этом должен догадаться читатель. То же и о словах дядьки. Как понять, что это его суждения, а не чьи-то ещё?
Вы ничего не сделали, чтобы читателю это стало ясно.
Вот в чём Ваш просчёт в построении сюжета.
Если для понимания, кому и какие слова принадлежат, нужны авторские комментарии ПОСЛЕ стихотворения, значит само стихотворение построено неправильно или непонятно.
С уважением
А.М.Сапир  

Извините, что отчество Ваше не знала, но хочу сказать, что мне сдаётся, что разница в возрасте не настолько велика. Хотя я рада, что Вы подумали, что я молодая... Это вселяет оптимизм. 
С уважением
Н.А. Камянчук