«Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. II

%d0%9b%d0%be%d0%b3%d0%be %d0%9f

Е. Копытова:

По поводу того, что современную поэтическую ситуацию можно охарактеризовать как некий «промежуток» или «обрыв» хочется привести следующую аналогию. Представьте себе мысленно большой просторный стол, на котором лежат несколько крупных и совершенных алмазов, каждый – невероятной красоты. Всякий из них бросается в глаза, и вы без сомнения можете сказать, что этот камень – «истинный бриллиант». Его невозможно не заметить. При этом на столе кое-где могут лежать и другие камни (разной величины и ценности), но они не затмевают собой алмазы, так как свободного места ещё достаточно. А теперь представьте, что ситуация внезапно изменилась. И вот на столе перед вами уже несколько десятков изумительных алмазов, а вокруг – ещё сотни не огранённых камней, каждый из которых тоже потенциально может засверкать… А ещё – сотни фальшивых алмазов, которые так похожи на настоящие, а ещё – тысячи других, не очень ценных, но тоже неплохих камней. И десятки, сотни тысяч… кусков щебня, многие из которых грязны и уродливы. И попробуйте теперь в этой каменной куче найти несколько десятков бриллиантов! Вот примерно так, на мой взгляд, и выглядит ситуация с современной поэзией. Хорошего не стало меньше, напротив, его, возможно, стало даже больше, просто теперь его гораздо труднее разглядеть среди всего прочего.


В.Г. Куприянов:

Общая культура снижается. Из-за коммерции (книжная торговля) и из-за последствий антигосударственной политики в области образования. Еще в 80-е годы я наблюдал, как у книгопродавцев росла нелюбовь к дешевым поэтическим сборникам, их стали заказывать только «для репертуара». Но мы когда-то с удовольствием покупали эти дешевые книжки. За рубежом падение интереса совпало с нашей перестройкой и с распадом Союза. Один умный немец мне это объяснил просто: Советский Союз поддерживал культуру и принуждал нас к тому же, то есть капитал вынужден был «раскошеливаться» на культуру, а теперь этого «соревнования» уже нет. С объединением Германии стали закрывать факультеты славистики в университетах, сокращать число библиотек и книжных магазинов. В конце 90-х одна из моих поэтических книг в Германии выдержала 4 издания, далее это стало нереальным, тиражи стали падать. У нас книги в это же время резко подорожали и стали мало доступными для самой читающей публики: для молодежи (для студентов) и для пенсионеров. Исчезла логистика, то есть заказы по всей стране. Подорожала почта, но за рубежом на пересылку книг существенная скидка. У широкого «среднего» (не читающего критику) читателя ныне полная уверенность, что все поэтические книги издают только состоятельные графоманы за собственный счет.

«Круглый стол» Поэзия.ру на тему «Проблемы современной поэзии» ч. II



01.03.2023