Полтора хита

Автор: Сергей Погодаев

Дата: 18-04-2021 09:39:34

     Давно хотел поднять вот какую тему: по заслугам ли Белла Ахмадуллина и Марина Цветаева занимают такое почётное место в нашей литературе? У них ведь общенародно ценных стихотворений (назовём их для удобства хитами) - одно-два. У Беллы это всем, после "Иронии судьбы" известное "По улице моей который год", у Марины - "Уж сколько их упало в эту бездну" и "Мне нравится". Причём широкую популярность этим текстам принесла песенная ипостась. Сомневаюсь, что в наше время, будучи сетевыми поэтами, и Марина, и Белла прославились бы в такой же степени. Предвижу возмущённую реакцию просвещённых эстетов и знатоков, но готов выступить в роли нехорошего человека.

Тема: Re: Полтора хита

Автор: Алёна Алексеева

Дата: 18-04-2021 | 14:13:27

Сергей, полтора, зато какие! нам и этого не достичь. ))
но здесь просто многое совпало: стихи, музыка, кино, актеры... как и в ахмадулинских: О, мой застенчивый герой и Напоследок я скажу. как и в пастернаковском Никого не будет в доме. и цветаевских: Генералам  двенадцатого года, Хочу у зеркала, где муть. Я словно бабочка к огню.
они у всех на слуху.
но есть и просто пронзительная лирика, тоже довольно известная: Вчера еще в глаза глядел, Идешь на меня похожий, Я тебя отвоюю, Расстояния, версты, мили.
у Ахмадулиной, может и меньше общеизвестного, но, уверена, у нее свои поклонники.
:)

Тема: Re: Re: Полтора хита

Автор: евгений пальцев

Дата: 18-04-2021 | 15:30:07

Алёна, " Я , словно бабочка к огню..." -это Рязанов))

Тема: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: Алёна Алексеева

Дата: 18-04-2021 | 17:30:04

Евгений, возможно, не буду спорить, а где-то пишут, что это Ахмадулина ))
но я почитала Рязанова, слишком реалистичные стихи, бабочка выделяется на их фоне, сравните другое от женского лица:

Мчатся годы-непогоды
над моею головой...

Словно не была я сроду
кучерявой, молодой.

Едут дроги-недотроги,
от тебя увозят вдаль,
а покрытье у дороги --
горе, слезы и печаль.

— несколько другой стиль, нет? ))

Тема: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: О. Бедный-Горький

Дата: 18-04-2021 | 17:40:24

- а это не широко известная поэтесса-песельница, которая Лариса Рубальская?.. тоже очень похоже на её неподражаемые строки... :о))bg

Тема: Re: Re: Полтора хита

Автор: Сергей Погодаев

Дата: 18-04-2021 | 17:52:03

Трудно с Вами, Алёна не согласиться: песни, да ещё и из знаменитых фильмов - продукция, в которой непонятно какой компонент главный.  Вот и рязановский текст "Я, словно бабочка к огню" воспринимается цветаевским. Хороших стихов немало у обеих рассматриваемых поэтесс (или женщин-поэтов?) - хороших, поэтически сложных, но не всенародно любимых. Может быть потому, что эгоистичная Марина творила не для читателей, а для себя? 

Тема: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: Алёна Алексеева

Дата: 18-04-2021 | 18:18:45

а где у нас всенародно любимые, Сергей? у Пушкина, да еще Есенина, может. и то не факт, что вспомнят что-то помимо школьной программы да Гуляки))

про себя пишут все, только кто-то более талантливо, кто-то менее.

Тема: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: Сергей Погодаев

Дата: 19-04-2021 | 02:32:37

Алёна, здесь тема обсуждения неограниченно расширяется до вопроса "А что такое значимость поэта?" Насколько я помню, Пушкина считают реформатором и родоначальником новой российской поэзии, в связи с этим хочу спросить у знатоков: явилась ли Цветаева тоже родоначальником некого эмоционального женского поэтического направления, ведь до сих пор, её манера современна, у ней масса подражателей, она, что называется, "икона стиля"? А Белла? Чем взяла аудиторию Белла, от которой пользы обывателю - ноль! Попала в нужное время и в нужную плеяду?

Тема: Re: Полтора хита

Автор: О. Бедный-Горький

Дата: 18-04-2021 | 16:57:18

- дауш, дауш... пора скинуть этих дамочек с парохода современности в набежавшую волну... :о))bg - нынче одна Полозкова их обеих стоит...

Тема: Re: Re: Полтора хита

Автор: Сергей Погодаев

Дата: 18-04-2021 | 17:54:01

Да и Полина Орынянская не хуже!

Тема: Re: Полтора хита

Автор: Владимир Корман

Дата: 18-04-2021 | 18:10:21

Сергею Погодаеву
Вы указали на самую суть.
Пишется многое очень многими. Остаётся в памяти миллионов лишь самое яркое и доходящее по разным причинам до самых сердец - иногда благодаря кино, музыке, книгам, Интернету, митингам, самиздату - но -  всегда благодаря истинности и меткости. Искателей признания - без конца. Счастливцев - горстка. Однажды было ясно и верно сказано:

Владимир Маяковский

Поэзия

Поэзия – та же добыча радия.
В грамм добыча, в годы труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды.
Но как испепеляюще слов этих жжение
Рядом с тлением слова-сырца.
Эти слова приводят в движение
Тысячи лет миллионов сердца.
вк











Тема: Re: Re: Полтора хита

Автор: Сергей Погодаев

Дата: 19-04-2021 | 02:45:55

Вот Маяковский, кстати, поставил своё творчество на службу народу и революции и даже на ниве рекламы потрудился, поскольку надо было! А Есенин взял другим. Что делает поэта великим: самобытность, новаторство, нужность или искренность и честность самовыражения?

Тема: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: О. Бедный-Горький

Дата: 19-04-2021 | 19:47:51

- оно хоть так:
"...нигде кроме, как в Моссельпроме!.."...
исключительно патриотичные, бессмертные строки...

Тема: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: Алёна Алексеева

Дата: 19-04-2021 | 21:08:35

что делает великим Бродского? нужность? искренность? честность? по-моему, там их и не ночевало. новаторство? самобытность? я бы назвала это яркостью личности, как это называется, — харизмой, да?

Тема: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: Сергей Погодаев

Дата: 20-04-2021 | 05:27:19

Да, сомнений в величии Бродского почему-то не возникает, хотя у него тоже мало "общенародных" вещей.
Но позвольте вернуться к творчеству Марины Цветаевой, книгу которой я, в декабре, наконец прочитал! Если оценивать его с негативной стороны, то, на мой взгляд, писала она не очень заботясь о том, будет ли понята, захочет ли читатель принять её взбалмошность, её систему отсчёта. "К чёрту каноны! Я есмъ закон!" - сквозит в текстах безоглядно уверенной в своей исключительности Марины. Поэтому небрежничала с рифмами и ударениями, использовала почти случайные образы, рифмы и темы. Между тем, написанное ею, в целом представляется мне не столько умным, сколько заумным.
Если же оценивать с позитивной, то нельзя не отметить такие качества Цветаевой как: дерзость, самобытность, порывистость, нежелание приспосабливаться, идти на малейший компромисс, навстречу вкусам обывателей. Творчество Марины многолико, разнообразно, нестандартно. Она современна и через сто лет. С удивлением обнаружил у Цветаевой рифмы с переносом части слова на следущую строку.
Вот, если диалектически и вкратце, то как-то так...

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: Алёна Алексеева

Дата: 20-04-2021 | 13:13:24

Сергей, впечатления от прочитанного (особенно поэтического, особенно в больших объемах) всегда интересны, здесь, в отличие от прозы, наиболее явно, кмк, открывается личность во всех ее чувственных проявлениях, да?
жаль, редко, кто делится своими впечатлениями.
спасибо, что поделились,

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: Снежана Малышева

Дата: 05-05-2021 | 13:13:37

"Да, сомнений в величии Бродского почему-то не возникает,"
Сомнений не возникает, в силу шумихи, возникает удивление.:))

Тема: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: О. Бедный-Горький

Дата: 20-04-2021 | 11:42:00

- ну, великим, тунеядца Бродского сделала нобелевская премия... это же элементарно... а когда он стал совладельцем "Самовара", приобрёл ещё более солидный вес...

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: Алёна Алексеева

Дата: 20-04-2021 | 13:17:18

мало ли поэтов, удостоенных (пусть и не русских), многие ли из них стали великими?

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: О. Бедный-Горький

Дата: 20-04-2021 | 14:49:27

- Алён, только у великих расиян все поэты и писатели великие... :о)bg - остальные мелкие народности к величию попроще относятся...

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: Алёна Алексеева

Дата: 20-04-2021 | 15:01:20

хорошо сказано... для КВН, Иван Михалыч;)
однако есть, есть большие имена, вне стран и народностей, известные по всему миру: Шекспир, Ли Бо, и далее по убывающей, см. рубрику Наследников Лозинского ))

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: О. Бедный-Горький

Дата: 20-04-2021 | 16:08:24

- по-настоящему велик только вождь мирового пролетариата тов. Ленин... a propos, он позиционировал себя литератором... :о)bg - а в нынешней России и заштатная "примадонна" - великая певица... а кто её в мире знает?..

Тема: Re: Re: Полтора хита

Автор: О. Бедный-Горький

Дата: 23-04-2021 | 11:25:14

- ежели имеешь божий дар,
не уподобляйся скарабею,
не кати стихов навозный шар,
ни аристократу, ни плебею
все твои потуги не важны,
лёгок должен быть и музыкален
стих, поэты разные нужны,
но "нужнее" тот, кто
уникален.

- "...тужась всеми фибрами души,
над строкой корплю, как раб галерный"...
коли так, товарищ, дело скверно,
если сможешь, лучше
не пиши...

- и хоть эпигоны не в чести,
образцом моё вам
травести.

:о))bg

Тема: Re: Полтора хита

Автор: Александр Владимирович Флоря

Дата: 18-04-2021 | 19:39:47

А у меня любимая из цветаевских песен - "Горечь, горечь" в исполнении Инары Гулиевой в "Государственной границе".

Тема: Re: Re: Полтора хита

Автор: О. Бедный-Горький

Дата: 19-04-2021 | 12:39:33

- вообще-то эту песню с успехом исполнила неподражаемая Эдита Пьеха аж в 1968 году...

Тема: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: Александр Владимирович Флоря

Дата: 19-04-2021 | 13:05:00

Я в курсе. Поэтому и подчеркиваю: Гулиева.

Тема: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: О. Бедный-Горький

Дата: 19-04-2021 | 13:42:20

- ну, если только в свете требований нынешней толерантности... :о))bg

Тема: Re: Полтора хита

Автор: Евгений Иванов

Дата: 23-04-2021 | 20:48:24

Такое воспоминание одного литератора:
«Однажды Бродский стал с жаром доказывать что у Блока есть книжки, в которых все стихи плохие. «Это неправда, – спокойно возразила Ахматова. – У Блока, как у всякого поэта, есть стихи плохие, средние и хорошие». А после его ухода сказала, что «в его стихах тоже есть песня», – о Блоке это было сказано прежде, – «может быть, потому он так на него и бросается». (Эта похвала была в ее устах исключительной редкостью)» (с)

Эта похвала раскрывает секрет величия Бродского лучше многих литературоведческих трудов.
А любовь к поэту появляется, кажется, когда чужая песня воспринимается как своя, но услышанная и запечатленная другим.

Тема: Re: Re: Полтора хита

Автор: Сергей Погодаев

Дата: 24-04-2021 | 04:46:29

     Кстати сказать, на любой мало-мальски подходящий текст Цветаевой пытаются написать песню - почему-то хочется людям считаться именно её соавтором!
А насчёт Бродского - он меня добил, как ни странно, наблюдениями за растениями в "Эклоге 5" (летней), часть первую которой позволю себе привести здесь:

"Вновь я слышу тебя, комариная песня лета!

Потные муравьи спят в тени курослепа.
Муха сползает с пыльного эполета
лопуха, разжалованного в рядовые.
Выраженье ‘ниже травы’ впервые
означает гусениц. Буровые

вышки разросшегося кипрея
в джунглях бурьяна, вьюнка, пырея
синеют от близости эмпирея.
Салют бесцветного болиголова
сотрясаем грабками пожилого
богомола. Темно-лилова,

сердцевина репейника напоминает мину,
взорвавшуюся как бы наполовину.
Дягиль тянется точно рука к графину.
И паук, как рыбачка, латает крепкой
ниткой свой невод, распятый терпкой
полынью и золотой сурепкой.

Жизнь — сумма мелких движений. Сумрак
в ножнах осоки, трепет пастушьих сумок,
меняющийся каждый миг рисунок
конского щавеля, дрожь люцерны,
чабреца, тимофеевки — драгоценны
для понимания законов сцены,

не имеющей центра. И злак, и плевел
в полдень отбрасывают на север
общую тень, ибо их посеял
тот же ветреный сеятель, кривотолки
о котором и по сей день не смолкли.
Вслушайся, как шуршат метелки

петушка-или-курочки! что лепечет
ромашки отрывистый чет и нечет!
как мать-и-мачеха им перечит,
как болтает, точно на грани бреда,
примятая лебедою Леда
нежной мяты. Лужайки лета,

освещенные солнцем! бездомный мотыль,
пирамида крапивы, жара и одурь.
Пагоды папортника. Поодаль —
анис, как рухнувшая колонна,
минарет шалфея в момент наклона —
травяная копия Вавилона,

зеленая версия Третьеримска!
где вправо сворачиваешь не без риска
вынырнуть слева. Все далеко и близко.
И кузнечик в погоне за балериной
капустницы, как герой былинный,
замирает перед сухой былинкой.

(почему-то без пробелов между строфами распечаталось)

Тема: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: О. Бедный-Горький

Дата: 24-04-2021 | 18:37:03

- вообще пословица правильно должна звучать так - НИЖЕ ВОДЫ, ТИШЕ ТРАВЫ...  :о)))bg

Тема: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: Евгений Иванов

Дата: 24-04-2021 | 20:04:21

Милая мультяшная картинка, филологический гербарий, видно что автор стихотворения был в форме, как русский хоккеист Всеволод Бобров. Это его стихия, когда он разгонится, его ни догнать, ни остановить)))
Кстати, всегда казалось, что смысл у него выполняет вспомогательную функцию- придавать видимость логичности звукам и рифмам. Вот и здесь все неспроста- крыловский потный муравей; гусеница, которая ниже травы, в диковинку, потому что обычно трава сминается гусеницами танков или тракторов; мята примята лебедой как леда- еще вспоминается «голос как у лебедки» у кого-то из советских юмористов; к графину тянется именно дягиль не только ради аллитерации, но и потому что он неотъемлимый ингредиент популярного тогда английского джина; лужайка как земной шарик... да и все остальное. Непонятно что это за сцена без центра. Ну и почему шалфей это версия вроде как москвы?.. но это и не важно- не надо находить у нашего поэта высокоумные идеи и пророчества, он достаточно хорош своей складной болтовней, ярким многословием, необычным для горожанина знанием русского разнотравья и насекомого мира)))

Тема: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: Сергей Погодаев

Дата: 25-04-2021 | 03:01:19

Глубоко Вы, Евгений, осмысливаете! Кстати, я помню, восхитился Вашему обзору различных журналов - вот подумал, имеет человек литературный кругозор!  А Бродский меня этими "мультяшками", как Вы выразились, именно что ментально "добил", показав, как мастер восточных единоборств, такой набор изощрённых финтов, чтоб все всё сразу про него поняли. И как же это выгодно смотрится в сравнении с мелкотемьем, экзальтированным поэтизированием быта Беллой Ахмадуллиной! Впрочем, это на мой скромный взгляд! Почитатели таланта должны, до сих пор, быть и у Беллы, не только за милый образ же она когда-то входила в оттепельную бунтарскую когорту.

Тема: Re: Полтора хита

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 25-04-2021 | 20:47:47

Леонид Губанов

(https://poezia.ru/memory/users/31)

Марине Цветаевой


Была б жива Цветаева,
Пошел бы в ноги кланяться -
Пускай она седая бы
И в самом ветхом платьице.

Понес бы водку белую
И пару вкусных шницелей,
Присел бы наглым беркутом -
Знакомиться ль? Молиться ли?..

Пускай была бы грустная
И скатерть даже грязная,
Но только б слышать с уст ее
Про розовое разное.

Но только б видеть глаз ее
Фиалковые тени
И чудо челки ласковой
И чокнуться в колени.

Жила на свете меточка
Курсисточкой красивой,
В бумажном платье девочка
Петлю с собой носила.

Писала свитки целые,
Курила трубку черную,
Любила спать за церковью,
Ходить в пацаньих чоботах.

И доигралась, алая,
И потеряла голову,
Одно лишь слово балуя,
Ты замерзала голая.

Один лишь стол в любовниках,
Одна лишь ночь в избранницах,
Ах, от тебя садовнику
Вовеки не избавиться...

Небесному - небесное,
Земному - лишь земное.
И ты летишь над бездною
Счастливейшей звездою.

Все поняла - отвергнула,
Поцеловала - ахнула,
Ну а теперь ответа жди
От золотого Ангела!

Пусть сыну честь - гранатою
А мужу слава - пулей,
Зато тебя с солдатами
Одели и обули.

И ничего не вспомнила,
Перекрестилась толечко -
Налей стаканы полные,
Зажри все лунной корочкой!

Здоровье пью рабы твоей
Заложницы у Вечности
Над тайнами зарытыми,
Страстями подвенечными.

Какое это яблоко
По счету своевольное.
Промокшая Елабуга,
Печаль моя запойная...

Была б жива Цветаева,
Пошел бы в ноги кланяться
За то, что не святая ты,
А лишь страстная пятница.

И грустная, и грешная,
И горькая, и сладкая
Сестрица моя нежная,
Сестрица моя славная.

Дай Бог в гробу не горбиться,
Мои молитвы путая,
Малиновая горлица
Серебряного утра!

 

Тема: Re: Re: Полтора хита

Автор: О. Бедный-Горький

Дата: 26-04-2021 | 17:21:34

- цветов букет Цветаевой,
дарю от страсти тая я:
лови Цветаева цветы,
из поэтесс всех
ярче ты...

:о)))bg

Тема: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 26-04-2021 | 17:33:43

 Вчера хотела написать, но что-то меня останавливало... А теперь - ничего. Поэтому озвучу свое сугубое мнение,  основанное на многолетних наблюдениях. Есть графоманы-стихотворцы, а есть графоманы-читатели (любители графомании). Зачастую это одна и та же референтная группа.

Тема: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: О. Бедный-Горький

Дата: 29-04-2021 | 12:33:40

- графоман графоману рознь, если перефразировать многоопытную мамашу Форреста Гампа... :о)))bg

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 29-04-2021 | 14:28:18

Отнюдь. Это все равно что сказать - врач врачу рознь. Ну зарезал пациента, но ведь сколько научных публикаций, запись на полгода вперед, звание "народный целитель" и пр...

Если рассматривать литературу как искусство - то критерии подлинности существуют безусловно, как и признаки графомании довольно четкие. Другое дело, что критерии все больше размываются, понимать подлинное искусство не учат (а зачем? - у пролов своя литература, отражающая в полуфольклорной форме их рабскую судьбу с видимостью свободы - в низовой (без-)нравственной сфере), а ширпотреб заполняет массовое сознание. Давно идет игра на понижение, ревизия авторитетов, подмена истории. Уходит школа - в широком смысле, вернее ее планомерно уничтожают. Расцветают разные направления, но - по горизонтали. Как писал Померанц - мы живем в Вавилоне, а играем в Аркадию. Вместо литературы - игра в литературу. Рифмовать могут и дети, дело не хитрое. В каждой субкультуре - свои чаяния, отраженные в песенках и стихах. Вот задача - раздробить культуру на субкультуры… А культура - это почва.


Гамп креативный дурак, это американская сказка. У него большое сердце  и прекрасная мать. Гамп может стать гением маркетинга. Но так устроен мир, Дженни всегда выбирает красивого  и умного подонка. И Форрест до конца не осознает, насколько несчастлив. Великое милосердие Божие в этом. У Гампа много других утешений. В частности, дружба. Увы,  современный буллинг гампов уничтожает.

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: Евгений Иванов

Дата: 30-04-2021 | 03:17:29

Однако у несчастного дурака прекрасное здоровье, замечательный ребенок от любимой женщины и светлое обеспеченное будущее. А возлюбленные его девушки скорее всего скончались от спида еще до окончания фильма(((

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 30-04-2021 | 12:20:38

Наши человеческие сценарии смешны. Как сложится жизнь у Гампа - неизвестно. Придет опека и отнимет ребенка, встретит какую-нибудь щучку и ее родственники отожмут у него его бизнес, сделав недееспособным..

 Акцент в моем высказывании на том, что в принципе, сильно не рефлексируя, можно добиться успеха. Самое тяжелое - это когда человек глубоко понимает (Форрест только чувствует, догадывается) свои пределы, тщетность усилий и пр. Душевная боль и страдания. Они подталкивают к роковым шагам, но преодолевшим раскрывают истинную меру вещей.

Святое неведение - как наркоз, но можно ставить цели и добиваться их. Это фильм мотивация для "особенных" людей. Но там есть и подтексты - романтизации весьма неромантичного прошлого.

 Кто реально мотивирует людей - так это Ник Вуйчич.

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: Сергей Погодаев

Дата: 30-04-2021 | 03:57:53

    Ольга, насчёт общей культурной деградации, я, разумеется, с Вами согласен (тут вопросы к СМИ), но уже лет двадцать помню такое рассуждение, что при советской власти была диктатура субкультуры интеллигенции, народ, приподнимаясь на цыпочках вынуждено  ориентировался на высокие образцы. Между тем, при свободной конкуренции нормой является то, что считает восемь человек из десяти.
  Как всегда, существуют  два параллельных разнонаправленных движения: разрушение старого и созидание нового. Да, соображать молодёжь стала примитивней (на наш взгляд!), зато как шарит в компьютерах, как развито их воображение виртуальной реальностью видеоигр!
Тенденции (я о ревизионерстве) не возникают просто так, они отражают какие-то глубинные процессы развития. Я усомнился в гениальности Цветаевой чтобы услышать, как её будут защищать, чтобы мне разжевали и объяснили, чем она лучше теперешних авторов - может быть до меня, заскорузлого, дойдёт?
Если надо её обожествлять, только потому, что "на ней выросли" - я и такую аргументацию приму. Но, принципиально, я за то, чтобы у людей было право сомневаться и самим формировать свои предпочтения!



Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: Мастер Евгений

Дата: 30-04-2021 | 04:12:37

Мне нужен мир второй,
Огромный, как нелепость,
А первый мир маячит, не маня.

Долой его, долой:
В нём люди ждут троллейбус,
А во втором - меня.

1939

Николай Глазков



Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 30-04-2021 | 12:23:42

Сергей, вопросы не к сми, а к системе образования - к тому, кто стоит за этим, и к нам тоже - мы ведь в известном смысле тоже СМИ. Задача образования - дать пути постижения. Шансы понять. Не навязывая. Ставка на массовость  - уже идеология. Но речь не об этом.

Искусство - вне сословий, и оно никого не обслуживает, а созидает, меняет душу, питает ее вечными истинами, спасает мир от хаоса. Я говорю банальности. Великие образцы музыки, поэзии, живописи, архитектуры - вне обозримого времени. Этот отрезок может включать века, а может - столетие.

 Цветаева (и другие поэты) не нуждается в защите, исключая случаи искажения фактов - каких-то этических нарушений. Никаких уставов и регламентов. Какие такие восемь из десяти? Это что - слепое рандомизированное испытание лекарства? Только свобода предпочтений.

Можешь проникнуть в тайну великого произведения - проникай, не можешь - ищи другое, по своей мере.  Но объявлять что-то народным или ненародным… Что такое народ и чем он отличается от массы, толпы, населения? Под субкультурой я подразумевала замыкание в границах жанра (если брать литературу) - переводческое искусство, искусство постмодерна, -измы, экспериментальная поэзия, верлибр и пр. Оправдание отсутствия глубины законами жанра. В каждом жанре есть свои высокие образцы, а есть ремесло.

 

 Надо не сомневаться в чьей-то гениальности, а постигать собственные границы. У всех свои границы, даже у тех, у кого они очень широкие.  Я привела стихотворение Леонида Губанова (который по образной системе очень близок Цветаевой), для того что бы стало понятно, раз есть душа, понимающая такую поэзию (и судьбу), значит она находится на том же уровне постижения. Поэзия -  тонкое и глубокое искусство, она близка к музыке. До конца неразгаданная тайна.

 Никто никого не обожествляет - он так живет, в своем пространстве постижения истины посредством поэзии музыки, живописи. Живет не так, как ты, - но это его святое право.

 В основе любого ревизионизма, если покопаться, лежит комплекс неполноценности (а еще проще - зависть) и попытка переделать мир под свои цели.

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 30-04-2021 | 14:57:09

"Чтобы мне разжевали". А почему кто-то Вам что-то должен разжевывать? Есть расхожая фраза: "если надо объяснять, то не надо объяснять". Покажите мне того, кто отнимает у Вас право сомневаться в чем-то или заставляет предпочитать Цветаеву авторам нашего сайта, например. Это Ваше частное дело. И Бэлла Ахатовна тоже ничего не теряет от того, что кто-то не любит ее творчества. Она просто есть. Светит тому, кто настроен на ее поэзию.
 По поводу воображения молодежи в компьютерный век предлагаю посмотреть выступление Андрея Курпатова (а наряду с ним послушать Татьяну Черниговскую и Игоря Ашманова) под условным заголовком "От эпохи Гутенберга к эпохе Цукерберга" (не нашла на ютубе, даю ссылку на свой пост ВК) https://vk.com/pochta_polevaya?w=wall5209136_290

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: Сергей Ткаченко (Amis)

Дата: 30-04-2021 | 20:41:50

"А почему кто-то Вам что-то должен разжевывать? Есть расхожая фраза: "если надо объяснять, то не надо объяснять". " - конечно, желание несколько странное. Но это именно желание, не требование. Человек признаётся, что чего-то не понимает - что же тут предосудительного?
А вот упомянутая расхожая фраза - нмв, глупая. И служит прикрытием тем, кто только делает вид, что понимает.
Ольга, это не в упрёк, не подумайте. Вы эту фразу вспомнили, но она никак не связана с тем, о чём Вы говорите.
:о)

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 30-04-2021 | 23:30:43

Мне кажется, Евгений Иевлев схватил самую суть этого "странного" желания.  
Останемся каждый при своем нмв, а кто делает вид, что понимает, или делает вид, что не понимает, - пусть Бог рассудит.

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: Александр Ивашнёв

Дата: 01-05-2021 | 12:50:33

Гамп не дурак, а аутист.

Тема: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: Сергей Ткаченко (Amis)

Дата: 29-04-2021 | 18:36:10

Ольга, но этими двумями категориями окололитературный список не исчерпывается? :о)

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 30-04-2021 | 12:40:41

Сергей, отвечу по возможности. Но выше, мне кажется, я попыталась сформулировать свою мысль. Графоман - не оскорбление. Если смотреть этимологию слова. Некий мем. Нет ничего зазорного в том, что люди пишут стихи разного уровня. Проблема начинается с претензий на некий уровень мастерства. "Окололитературный" - именно. Мой пост о стихах, приписываемых Пастернаку, - тоже об этом.

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: О. Бедный-Горький

Дата: 30-04-2021 | 17:45:25

- ничего зазорного в плохих стихах нет, тем более оно относительно... а а вот развёрнутые комментарии  по их поводу от плохоньких авторов - это и есть зло... :о))bg

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: Сергей Ткаченко (Amis)

Дата: 30-04-2021 | 20:17:51

Ольга, спасибо за пояснение. Хотя я спрашивал не об этом, но Ваша мысль понятна. :о)

Тема: Re: Re: Полтора хита

Автор: Снежана Малышева

Дата: 05-05-2021 | 13:23:02

"Была б жива Цветаева,
Пошел бы в ноги кланяться -"

И я бы пошла в ноги кланяться, Цветаева единственная женщина -поэт, которая к "женской поэзии" не имеет никакого отношения, тогда как Ахмадулина истинная "женская поэзия"

Тема: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 05-05-2021 | 23:10:55

И я бы пошла. И к Губанову - и ему досталось при жизни. Нет, Снежана, все глубже и очевиднее.
Вы думаете, что-то изменилось с тех пор, как Губанова в психушку упрятали?
Всё те же, всё о том же, только руки стали короче, а зубы острее (клацают в бессилии).
 Я в последнее время часто вспоминаю песню Визбора на смерть Высоцкого (о котором тут тоже недавно пифийствовали постфактум):

А впрочем, бесконечны наветы и враньё,
И те, кому не выдал Бог таланта,
Лишь в этом утверждают присутствие своё,
Пытаясь обкусать ступни гигантам...

https://www.youtube.com/watch?v=r_PpKUb87bI

Тема: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: Сергей Погодаев

Дата: 06-05-2021 | 09:01:03

    Ольга! Если эта шпилька в мой огород, то Вы воткнули её под облепихой. Уверяю Вас, что я отнюдь не завистлив (полно других недостатков!)
Дело, скорей, в поперечности характера, противлении стереотипам восприятия.  
Всю жизнь слышал: "Марина, Марина! Цветаева, Цветаева!" и готов был принять, как данность, что она гениальная-прегениальная. А когда прочитал её книгу - пришёл к выводу, что она просто выдающаяся. Вот и решил сверить своё мнение с мнением окружающих. Сверил: Цветаеву защищают, но не боготворят (за исключением Снежанны Малышевой).
   Есть ещё два знаменитых автора восхваление которых вызывает у меня, нет, не зависть - искреннее недоумение: Николай Рубцов и Юрий Кузнецов. Ничего больше не добавлю - боюсь уже, что окончательно запишут в социопаты. А ведь я просто сомневаюсь! Сомневаться нас ещё древние греки призывали...

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 06-05-2021 | 12:24:18

Нет, не в Ваш, Сергей. И не шпилька - а в принципе ответный месседж на акции окололитературных пигмеев, которые пытаются поставить под вопрос значимость для русской литературы - я подчеркиваю, русской,  потому что тенденция имеет вполне определенный желто-коричневый оттенок и запах, наследия лучших ее представителей. Кого тут только не трепали - Пастернак, Мандельштам (Осипу Эмильевичу достается больше всех - так их плющит и колбасит от вненациональной любви к его поэзии), Бродского пытались ниспровергнуть новые трубоукладчики ("меня, как рабочего, его трудовая деятельность не удовлетворяет"), на Набокова замахивались. И что интересно - под прикрытием (якобы) анализа творчества нужно влезть в белье, выдрать оттуда тряпку грязную и размахивать ею. Чужая судьба и трагедия превращаются в шоу - и пусть говорят.

 Наконец, Пушкин (не дает им покоя "Гавриилиада", написанная юнцом, а вот собственный поэтический онанизм до седых волос считается смелостью в рискованных темах), Высоцкий - как только его интеллигенция в первом (оно же последнее) поколении не смешивала с грязью! Теперь настала очередь  Цветаевой с Ахмадуллиной…  

К пониманию Вашей роли, Сергей, скорее, близок Иван Чернышов.  Я говорю близок, потому что не разделяю его категоричности. И когда Вы пишете о мелкотемье Ахмадуллиной, очевидно одно из двух - либо Вы не читали ее стихи в полном объеме, либо для Вас глубочайшие темы - легки. Тогда проблема не в Ахмадуллиной. И не в Цветаевой.  И тогда понятны потребность прицепиться к какому-нибудь образу или строчке, ставка на прикладную, обслуживающую (меня, обывателя) роль искусства.

Непорядочность копания в частной жизни поэта и попытка опровергать творческую состоятельность непостижимыми для иных событиями (суд людской и неправый) - тоже род сомнительного сомнения (пардон за тавтологию) и основа для всяких фейков. У меня глубокое убеждение, что имеющий истинное дарование чуждается такого. А вот те, кого снедает судьба их произведений идти в отвал (Ваше выражение), выбирают роль геростратиков.

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: Ольга Пахомова-Скрипалёва

Дата: 06-05-2021 | 12:46:15

Разумеется, это обобщенный портрет. Чтобы не вставать дважды. И не повторяться. Перечитайте мои комментарии выше - где Вы нашли разнарядку читать тех, чьим творчеством восхищаются другие? Читайте тех, кто Вам ближе, восхищайтесь, популяризируйте. Но что Вам за дело, что кто-то любит не то, что Вы? Оставьте каждому свои предпочтения.
 Сомневаться в том, что ты сам делаешь в творческом плане, - гораздо продуктивнее.

И стоит, мне думается, глубже понимать строки Николая Михайловича Рубцова:
 "Со всех сторон нагрянули они,
Иных времён татары и монголы..."

https://www.youtube.com/watch?v=j0XhsgTs6m4

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: Сергей Погодаев

Дата: 06-05-2021 | 15:06:44

Но, повольте, если все будут молчать, то как тогда время сможет что-нибудь рассудить? И зачем площадка, на котором интеллектуально-непродвинутым нельзя судить выше кирзового сапога, а просвещённая публика тем для обсуждения не предлагает?

Тема: Re: Полтора хита

Автор: Cuéllar

Дата: 30-04-2021 | 21:21:43

А почему бы не назвать тему "Полтора финта"? И сооветственно не побеседовать о великих Пеле́ и Гарринче?

Тема: Re: Re: Полтора хита

Автор: Сергей Погодаев

Дата: 01-05-2021 | 03:05:08

О футболе? - да с удовольствием! Я понимаю, когда болеют за заводскую команду, в которой все свои, а зачем болеть за набор миллионеров-варягов? Как это повышает твою значимость?  Зачем мы смотрим футбол? В конечном счёте - ради шедевров исполнения, маленьких футбольных чудес, то есть, ради опять же хитов. Заметьте, кого слушают на песенных конкурсах? - тех, кто сносно исполняет хит! Хиты и только хиты имеют право на место под солнцем! Хиты и таланты, их производящие! Остальное - в отвал и Вы сами это прекрасно сознаёте! Это если по большому счёту! А по малому - всяк волен самовыражаться  как угодно - никому от этого ни жарко, ни холодно.
    Почему в названии "полтора хита"? Да потому что, на мой опять же взгляд (а это тоже взгляд идущего в отвал) в стихотворении "Мне нравится, что вы больны не мной" есть к чему придраться. Например, к строчке "что никогда тяжёлый шар земной не уплывёт под нашими ногами". Куда он может уплыть? Видимо, молодой тогда автор (а все три хита написаны ими в двадцать с небольшим) хотел сказать, что земля "уплывает из под ног"? Далее: "мне нравится, что можно быть смешной, распущенной, и не играть словами" - очень странный наворот слов, который другой поэтессе не простили бы! Когда человек любит, его же просто переклинивает скованность при общении с предметом обожания! Да полно! - любит ли она вообще? Вот это "любит-не любит" и является фишкой, вызывает когнитивный ступор у читающих!
"Что имя нежное моё, мой нежный, не
Упоминаете ни днём, ни ночью всуе..." 
Как вам, если честно? "Мой нежный не"! "Упоминаете ни днём , ни ночью всуе"  - да любой провинциальный редактор приказал бы переделать. Надеюсь, я был конкретен.

Тема: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: Cuéllar

Дата: 01-05-2021 | 09:22:28

Да, конкретен, особенно насчёт стихотворения Цветаевой.  Добавить нечего,  кроме может быть того, что иногда мечтают и о том, чтобы не быть любимой,  а о том чтобы самому смочь или сметь любить. Короче, опять Форрест Гамп (скорее его Дженни). 
Не понял, что такое БЛМ. В восторге от вашего мнения по поводу уплывающего  шара земли. Забыли видимо и принцип относительности Галилея, да и устоявшиеся выражения типа " земля из из-под ног...".

Тема: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: Сергей Погодаев

Дата: 01-05-2021 | 09:33:16

Забыл добавить, что достоинства текста Марины перевешивают усмотренные в нём мелкие недостатки. Что касается БЛМ, то эту аббревиатуру я вставил задумавшись (смотрел параллельно кулинарное шоу), поэтому, будем считать, что её и не было вовсе. А расшифровывается она очень просто - "большие любители мармелада".

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: О. Бедный-Горький

Дата: 01-05-2021 | 12:05:15

- "оле, оле, оле, оле!.."
теперь уже о футболе...

:о)))bg

Тема: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: Алёна Алексеева

Дата: 01-05-2021 | 13:18:00

 "что никогда тяжёлый шар земной не уплывёт под нашими ногами". Куда он может уплыть?
— это же метафора, Сергей, космический полет влюбленных. ))
"мне нравится, что можно быть смешной, распущенной, и не играть словами" - очень странный наворот слов, который другой поэтессе не простили бы! Когда человек любит, его же просто переклинивает скованность при общении с предметом обожания!
— мне кажется, здесь описан момент только-только возникшей влюбленности, симпатии, от этого такая легкость в общении, это даже не флирт. не знаю, как было у Цветаевой, пишут о ее влюбленности в мужа сестры, притом, что сама она уже три года была в браке. но с ситуацией в фильме текст соотносится очень хорошо. и перенос "не" мне нравится, словно дыхание перехватило :)
более драматично звучит подобное стихотворение Ахматовой,  написанное чуть раньше, посвященное другу поэтессы Лозинскому, с более глубокими чувствами, кмк:

Не будем пить из одного стакана

Ни воду мы, ни сладкое вино,
Не поцелуемся мы утром рано,
А ввечеру не поглядим в окно.
Ты дышишь солнцем, я дышу луною,
Но живы мы любовию одною.

Со мной всегда мой верный, нежный друг,
С тобой твоя веселая подруга.
Но мне понятен серых глаз испуг,
И ты виновник моего недуга.
Коротких мы не учащаем встреч.
Так наш покой нам суждено беречь.

Лишь голос твой поет в моих стихах,
В твоих стихах мое дыханье веет.
О, есть костер, которого не смеет
Коснуться ни забвение, ни страх.
И если б знал ты, как сейчас мне любы
Твои сухие, розовые губы! 

Тема: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: О. Бедный-Горький

Дата: 01-05-2021 | 13:21:51

- а это (исходный пост) не тот ли случай, простите, когда "...один дурак озадачит семерых мудрецов..."?.. :о)))bg - только ничего личного...

Тема: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: Сергей Погодаев

Дата: 01-05-2021 | 14:54:29

Алёна, полностью с Вами согласен, фантазии могут и должны быть космическими, но уплыть шар земной может только ИЗ ПОД чего-то!  "Что из под ног тяжёлый шар земной не уплывёт..." Вот представьте, что рассматриваемый текст разместила бы на нашем сайте никому не известная поэтесса! Пропустили бы такой оборот? Впрочем, пора уже всем всё простить, всех признать условно гениальными  и начинать красить яйца! С праздником и каникулами вас и спасибо за долготерпение!

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: О. Бедный-Горький

Дата: 01-05-2021 | 15:56:02

- дурак признавший, что он дурак - уже не дурак... :о)))bg - так что не всё ещё потеряно, а в престольные праздники и чудеса случаются...

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: Алёна Алексеева

Дата: 01-05-2021 | 16:00:10

Сергей, оторвитесь от земли.)) земля уплывает из-под ног, если Вы на ней стоите, а если летите над Витебском?

и теперь уже зелёные поля и перелески виднелись внизу, уплывали под ногами, как в фантастическом фильме.
Людмила Мартова, Ключ от незапертой двери,   2017

...и легкая — уплывает земля под ногами…
Замятин Е. И., Мы, 1920

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: Сергей Погодаев

Дата: 01-05-2021 | 18:21:07

Убедили, Алёна! Полёт над Витебском - это да! Ваша правда взяла!

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: О. Бедный-Горький

Дата: 02-05-2021 | 11:57:29

- хе-хех... а вот мне представляется, что земля может уплыть только из под ног повешенного, excuse me.. да и то, ненадолго...

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: Cuéllar

Дата: 02-05-2021 | 12:30:39

Это в буквальном смысле. А у Цветаевой в переносном.  Существует затертое выражение "земля уходит из-под ног".  Об этом говорят пьяные,  влюблённые после первого поцелуя  и тд.  Именно это состояние имеется в виду.  Дальше по тексту объяснить?

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: О. Бедный-Горький

Дата: 02-05-2021 | 12:49:05

- спасибо, я в курсе... а ещё сквозь землю проваливаются, но этого тоже никто не видел... :о)))bg

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: Сергей Ткаченко (Amis)

Дата: 02-05-2021 | 12:48:21

При плавном взлёте земля из-под ног уплывает. И не столь важно, воображаемый взлёт или реальный. :о)

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: О. Бедный-Горький

Дата: 02-05-2021 | 12:54:29

- а вот и ещё одно полезное уточнение... :о)))bg

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: Сергей Ткаченко (Amis)

Дата: 02-05-2021 | 13:03:07

Оно может не такое уж и тонкое, но даёт исчерпывающее определение явлению. Остальное всё - частные случаи. :о)

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: О. Бедный-Горький

Дата: 02-05-2021 | 13:09:06

- именно потому я и поправился... :о))bg

Тема: Re: Полтора хита

Автор: Снежана Малышева

Дата: 05-05-2021 | 13:41:07

На мой взгляд, совершенно не реально объяснить чем хороша Цветаева. К ее творчеству можно применять те категории духовной жизни, которые для среднестатистического человека просто не доступны. Да, литературоведы могут написать много умных слов, понятных только литературоведам, но и на шаг не приблизится к раскрытию секрета этого таланта. Я, например, до понимания Цветаевой не доросла, хотя несомненно чувствую головокружительную высоту ее таланта. В ее стихах такая плотность духовной жизни, что даже читая, не выдерживаешь этого натиска, а как было жить на таких высотах?


Тема: Re: Re: Полтора хита

Автор: Александр Шведов

Дата: 05-05-2021 | 20:31:18

Из записных книжек


«А что ж Вы маленькую-то не угостите?» 


«Почему заболела Аля, 
а не Ирина?!!»...

Вняв твоим мольбам 
(не моим — про бульон куриный), 
прирастил он зато для полёта мне 
два крыла.
Ты поверила б, если проститься 
со мной пришла.

А у взрослых такие, узнаешь потом,
не растут.
Я тебя огорчала? Прости...

Мне не голодно тут,
как в том гадком приюте.
И здешние угощают.
Ты, Иришка, — мне ласково шепчут —
нам не чужая...


Тема: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: Сергей Погодаев

Дата: 06-05-2021 | 10:40:06

   В том-то и дело, что укоренившийся в массовом сознании  смутно-романтический образ Цветаевой не вполне соответствует реальности. "Моим стихам, как драгоценным винам,  настанет свой черёд!" - это обещание просто обречено становиться девизом юных поэтесс!  Но разве Цветаева - Ассоль? Она - легенда о чём-то другом! И раз уж вспомнилось стихотворение "Моим стихам, написанным так рано", то поставлю вопрос: "А не стали ли её стихи, ворвавшиеся, когда-то в святилище, где сон и фимиам, романтическим фимиамом и сами?" Впрочем, нельзя забывать и такие строки, где бесстрашная и категоричная Цветаева отказалась жить с в бедламе нелюдей и выть с волками площадей.

Тема: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: Мастер Евгений

Дата: 07-05-2021 | 04:07:27

"Можно тоннами на уши вешать лапшу,
Строить храмы на выпитом кофе,
Но стихи, - я-то знаю, я сам их пишу, -
Возникают - как вздох на Голгофе".

Борис Чичибабин

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: Снежана Малышева

Дата: 07-05-2021 | 07:59:10

прекрасная цитата

Тема: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: Снежана Малышева

Дата: 07-05-2021 | 07:55:38

"что укоренившийся в массовом сознании"
Честно говоря не понимаю, как можно ставить рядом слова "Массовое сознание" и "Цветаева". Если интересоваться массовкой, то конечно (тогда надо просто разбирать психологию массового сознания)... Но если говорить о Цветаевой, то такое соседство просто бессмысленно...

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: Александр Шведов

Дата: 07-05-2021 | 17:37:59

Из мемуаров Г.И. Альтшуллера, "Марина Цветаева. Воспоминания врача":
« Однажды жарким летним вечером мы ужинали с группой молодых друзей. Сидевшие за столом дамы сняли туфли, Марина тоже. Под стол забралась маленькая девочка и стала менять местами обувь. Приблизившись к Марине, она поползла дальше, не тронув ее туфель. Когда мы встали из-за стола, то были и смущение, и улыбки, и сердитые замечания. Только Цветаева оставалась сидеть спокойной и невозмутимой. Все посмотрели на нее, и кто-то спросил:
— Марина, почему она не переставила ваши туфли?
— Все очень просто. Когда она подползла ко мне в первый раз, я уколола ее булавкой в ногу. Она не сказала ни слова и только посмотрела на меня, а я — на нее, и она поняла, что я могу уколоть еще раз. Больше она не трогала моих туфель.»

Тема: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Полтора хита

Автор: Снежана Малышева

Дата: 07-05-2021 | 19:34:26

Ах да! :)) Как я могла забыть, Александр. Эти милые обывательские ценности:  умилительная любовь к детям, безграничная доброта! Их отсутствие просто ужасно.
Ведь они несомненные признаки гениальности у женщин и особенно заметны у выдающихся мужчин.:)))

Тема: Re: Полтора хита

Автор: Мастер Евгений

Дата: 08-05-2021 | 06:33:13

* * *
О, дай нам Бог внимательных бессонниц,
чтоб каждый мог, придя под грубый кров
как самозванец, - вдруг - с далёких звонниц
услышать гул святых колоколов.


Той мзды печаль - укорна и старинна,
щемит полынь, прощает синева.
О, брат мой Осип - и сестра Марина,
спасибо вам за судьбы и слова.


Но, - трижды нет! Не дерзок я, неловок,
чтоб звать в родню - двух лир безродный звон.
У ваших ног, натруженных, в оковах,
я нищ и мал. Не брезгуйте ж родством.


Когда ж в душе, как благовест Господний,
звучат стихи с воскреснувших страниц,
освободясь из дымной преисподней,
она лежит простёршаяся ниц

и, слушая, наслушаться не может,
из тьмы чужой пришедшая домой,
и жалкий век, что ею в муках прожит,
не страшен ей, блаженной и немой.


И думает - беглянка ниоткуда:
«Спасибо всем, кто дал мне их прочесть.
Как хорошо, что есть на свете Чудо,
хоть никому, хоть изредка, но есть.


А где их прах, в какой ночи овражной?
И ей известно ль, ведает ли он,
какой рубеж, возвышенный и страшный,
в их разобщённых снах запечатлён?


Пусть не замучит совесть негодяя,
но чуткий слух откликнется на зов…
Так думает душа моя, когда я
не сплю ночей над истиной стихов.


О, ей бы так, на ангельском морозе б
пронзить собой - все зоны и слои.
Сестра моя Марина, брат мой Осип,
спасибо вам, сожжённые мои!


Спасибо вам, о грешные, о божьи,
в святых венцах веселий и тревог!
Простите мне, что я намного позже
услышал вас, чем должен был и мог.


Таков наш век. Не слышим и не знаем.
Одно словечко в Вечность обронив,
не грежу я высоким вашим раем.
Косноязычен, робок и ленив,


всю жизнь молюсь без имени и жеста, —
и ты, сестра, - за боль мою моли,
чтоб ей занять свое святое место
у ваших ног, нетленные мои.


Борис Чичибабин


Харьков. 1980 (?)

(рукописный вариант)