Сергей Грущанский


Апрельская "до́"

(Из 80-х). 


Вот и  –  до́жили.

Высь  гремит

после  каждого  всплеска

молний.

 

«До-о...  До-до-о...»

Ни одной «ре», «ми»

не слыхать  в грозовой

симфонии.

 

Вот и  до́жили

до́  дождя  –

до́  оттаявших  в тучах

капель.

 

В пешеходный,

как  в  брод,  войдя,

мы  похожи

на хмурых  цапель.

 

Вот и  до́жили

до́  плащей, 

до́  зонтов,    

куполами  в небо.

 

Дождь  идёт...

Ну,  а вообще  –

я  иду  по дождю

за хлебом. 



В купе вагона

Вновь полустанок...
Ночь  –
тиха.

И лишь дыханье рядом
чьё-то  –
предощущением
стиха
в предвосхищении
полёта. 


Второе сердце

Шептал:  «Я полюбил всерьёз!»

И вот  –  каюта.

Бокал вина...  Щепотка звёзд...

«Гуд бай!»  –  под утро.

 

Сошёл попутчик,  медь в шагах

по доскам трапа  –

к жене с дочуркой на руках,

к смешному:  «Пья-па!»

 

И ты,  едва не крикнув:  "Сто-ой!"  –

им вслед глядела.

Домой приехала с душой

заледенелой.

 

Жить не хотелось...  А потом  –

пойми,  откуда!  –

тепло и свет вошли в твой дом

прологом чуда.

 

Как раздвоение  судьбы,

как наважденье  –

второе ощутила ты

сердцебиенье.

 

И зайчик солнечный во снах

смешно маячил.

Пошла ты к доктору.  И  –  ах:

«Родится мальчик».

 

Под стуки голубиных крыл

домой шагала...

В полузабытый  «Детский мир»,

как в рай,  попала.

 

И,  схоронившая  себя

на теплоходе  –

ты,  распашонки теребя,

воскресла вроде.

 

Тихонько в зеркало себе

шепнула:  "Здрасьте!.."

И солнышком в твоей судьбе

всходило счастье. 



Исход

На пороге хмурый гость.
Шепоток:  «Не разувайся!»
Кепку вешает на гвоздь...
В мыслях:  «Что ж ты,  дядя Вася?»

Старый дом вовек не знал
тьмы народу в одночасье.
Дядя Вася,  ты бы встал!
Но хозяин  –  безучастен.

Кто-то ропщет на судьбу.
В сквозняке свеча мигает...
Человек лежит в гробу,
а душа его  –  летает. 


Поединок

Дантес  дорогой  столбовой

катил к весёлому Парижу.

Он думал,  Пушкин  –  не живой,

а Пушкин благодатно выжил.

 

Сильна у Ганнибалов кровь!

Милейший Даль  –  от бога доктор.

Поэт не бредит.  Он здоров

и для себя решает что-то.

 

«Мне выпал путь...»  –  глаза в глаза,

шепнул жене в потёмках залы.

«Гони же!»  –  кучеру сказал.

«Без отдыха на постоялых!»

 

И в Польше  –  упредив метель  –

остановил коней Дантеса.

Перчатка брошена...  Дуэль!

Мрачнеет Геккерен-повеса.

 

Хлопок…  От пороха дымок.

Поют псалом вороньи глотки.

Садится Пушкин в свой возок

и выпивает рюмку водки.

 

«Гони скорей!  Наташа ждёт».

А кучер на́ небо кивает:

«Ох,  чую, барин,  заметёт».

И заметает…   Заметает…



Больной октябрь

В аптеку за спасением иду.

Не дышит нос…  «Кхы! Кхы!»  –  при каждом шаге…

В проулок  ветер дует,  как в дуду,

меняя угол вертикальной влаги.

 

Полмесяца в дождях…  Поди,  сумей

не промочить до стелечек обувку!

Теперь вот  –  жар…  С полу́ночи в уме

разбитый альт  пиликает  побудку.

 

Больной октябрь…  Костлявы тополя.

В окаменелой  судороге  клёны.

И хлюпает чахоточно земля 

у храма,  под акафист колокольный.

 

Но близок час…  Глашатаем снегов

спешит ко мне задорная синица.

И вспомнил я:  «Ах!  Нынче ведь Покров!» –

и кепку снял,  решив перекреститься.



Листья падают

Зелёные  краски доношены.

Летучей  зарёй  –  листопад.

 

Визитные карточки Осени

тасует унылый горсад.

 

Умом не объять их количество,

тем более  –  взглядом не счесть.

 

И шлёт из небес электричество

какую-то горькую весть. 

 

Недаром вороны-крамольники

в аллеях до ночи галдят!.. 

 

И двигают граблями дворники

вторую неделю подряд. 



Октябрь

Упал старичок  –  гололедица…

Встаёт,  за коленку держась.

Над кепкой в поклоне  колеблется 

и шепчет,  неслышно для нас.

 

Ругается?..  Дело нехитрое  –

вчерашние лужи клянёт.

А может,  припомнил забытое:

«До свадьбы  –  не то заживёт».



В батумском кафе

Кувшин вина  –  и винограда гроздь,

шашлык,  салат.  А в близком отдалении

колотит в теплоход морская злость.

И солнца нет,  как в первый день Творения.

 

Сезон дождей,  –  размыва древних глин,

кочевья птиц среди болота пляжного.

Красавец город смыл весёлый грим

и загрустил  –  для всех,  но не для каждого.

 

Ведь есть кувшин,  кивающий в бокал,

есть виноград,  как жизнь полупрозрачный.

А рядом  –  захмелевший аксакал

выспрашивает:  «Что такое злачный?!»

 

Глухой узбек недавно заселён

в пансионат  «Нико Бараташвили».

Он в первый раз увидел пальму,  клён,

а дождь воспринимает как идиллию.

 

На месяц он забыл плато Устюрт,

где бил мотыгой в солончак безвременья.

Глядит в кувшин…  И ягодка меж губ,

и письмена годов на потном темени.



В запаснике музея

Клубом древнего тумана  –

как  на временно́й  меже  –

бубен  шорского  шамана

спит на пыльном стеллаже.

 

Позабыты в тёплой дрёме

и Мустаг,  и речка Томь.

Чёрный

              инвентарный номер  –

как заклятие на нём.

 

Всё на дальнем перекате…

Но бывает,  сняв очки,

внук технички бабы-Кати

в барабанчик тот стучит.

 

«Пам!-там!-там!»   И вскоре чухи

бабыкатины слышны:

«Сквозняки!»   А это  –  духи

из таёжной стороны.

 

Тошно им в эпохе нашей.

Сладок  прошлого дурман…

Заходи в музей почаще,

Вовка  –  маленький шаман!



В сельской кузнице

Последний выдох выдали меха
и замерли в позиции начальной.
И молот не ударил  –  а,  слегка,
поднял салют над старой наковальней.

«Пер-редохнём!»  –  сказал хрипя кузнец
помощнику,  совсем ещё мальчишке.
«Идём во двор!»  –  и обнял,  как отец,
и приподнял за потные подмышки.

Июль жарой неслыханной чудил...
Но,  стоя за распахнутою дверью:
«Свежо!»  –  усталый мастер говорил.
«Прохладно!»  –  соглашался подмастерье.


Июньское

Незабудки  скромный венчик.

А под ним  –  как под луной  –

о любви поёт кузнечик

вдоль  октавочки одной.

 

«Цин-цин-цин!»  –  перебирает

струны  махонькой души.

По кузнечихе  страдает

в незабудковой глуши...



Элегия

Тучи  ходят по небесной круче.
Неспокойно в каждом уголке...
Холодок черёмухи тягучий
медленно стекает по руке.

Зацвела  –  и эхом снегопада
бередит уснувшее во мне.
Не буди!  Пожалуйста,  не надо
вспоминать о ветреной зиме.

Не буди!..  Метелица допела
изначально скомканный куплет.
А потом  –  в снегу оцепенело
каменел отвергнутый букет.

Не буди!  Оставь хотя б немного
дорогих от века пустяков  –
свет в душе...  к товарищу дорогу
и в блокноте зёрнышки стихов...


Добрый Пушкин

(Автобиографичное)

 

Отворив со вздохом книжку  –

сколько можно об одном!  –

бабушка читает «Птичку»

утром,  вечером  и днём.

 

Внук её  четырёхлетний  

знает «Птичку» наизусть,  

но,  влюблённый в строчки эти,  

шепчет:  «Почита-ай, бабусь».

 

Ярче солнца конопушки.  

Счастьем полон  –  выше сил!..

Слушает,  как добрый Пушкин  

в небо птичку отпустил.



Из детства

Масло на хлеб  –  и во двор.

Там,  по траве,  на коленках

ёрзает с утренних пор

вечно голодная Ленка.

 

«Будешь?»  Потупит глаза:

«Что я,  не видела хлеба».

Всё же берёт...  И слеза  –

капелькой с Божьего неба.

 

Кушает молча.  Спешит.

Грязная...  Смотрит уныло.

Мамка её  –  алкашит,

папку на шахте убило.

 

Только о том не спроси!

Враз,  и навек осерчает...

«На-ко!»  –  даёт откусить.

Вроде бы как угощает.



Май

Фактурой молочных туманов

похожие на лебедей  –

плывут облака неустанно

по самой высокой воде.

 

Всклокочен,  как беглый острожник,

стоит в придорожной траве

рисующий небо художник.

И  –  белым

                      по синеве. 

 

А всходам озимой пшеницы

другая картина милей...

Им  туча лиловая снится  –

ворчливая нянька полей. 



Ангелы

Из тьмы веков пылит дорога в Хмели.
Там церковь,  беспечальная на вид…
А в ней фашисты на́крепко засели,
флаг с «пауком» над маковкой висит.

Пальнуть из пушек  –  и намного проще
идти в атаку.  Но майор сказал:
– Там фрески…  Говорят,  рублёвский почерк.
Там даже из «тэтэшников» нельзя.

А в сводчатых оконцах  –  пулемёты,
на древней колокольне  –  миномёт.
И шли гвардейцы,  поминая чёрта,
в ту штыковую к храму:  «Бог спасёт!»

И падали на паперти неловко.
И умирали перед алтарём,
в чьих стенах бился голубь издалёка   –
хлестал по фрескам раненым крылом.

Потом  –  оформив суть могилы братской  –
живым налили больше чем по сто.
И в храм вошли…  Там с веником и каской
предстал диакон:  «Выметаю сор!»

Не на него  –  на росписи глядели.
И там,  где в красках обозначен сад,
печально к старцу ангелы летели,
похожие на сгинувших солдат.


Ветер

              "Когда сквозняк перебирает
              бумаги в доме  –  жди плохих вестей".
              (Народная примета).

Что-то,  наверно,  случится,
с кем  –  я пока не пойму.
Флюгер зашёлся на спице.
Ветер…  На крыше.  В дому.

Словно дыхание чьё-то
вырвалось к свету.  И вот
нагло
          невидимый Кто-то
мой отворяет блокнот.

С хрустом листочки мелькают:
сводка имён…  адреса.
Форточку я запираю
и закрываю глаза.

Топот и грохот на крыше...
Частые стуки в окно...
Делаю вид,  что не слышу.
Думаю:  «Мне  –  всё равно».


Весна в Осиновом плёсе*

(Из 80-х).

Голубая лукавинка в небе так зрима!
И хоть краски земные в оттенках ущербны  –
ты едва ли пройдёшь неулыбчивой мимо,
примеряющей серьги пушистые,  вербы.

В черемшовой долине лешак обитает…
Скажешь:  «Да!» - переспросит он:  «А?!» - издалёка.
И волнуется верба  –  серёжки роняет,
как невеста в канун долгожданного срока.

* Таёжная местность в Кемеровской области.


Икона

(Из 80-х). 

Так и не уверовал
в неземное бдение.
Это ж голодовка  –
постная пора!..

Но храню,
                  безбожник
в третьем поколении,
Божию икону
прадеда Петра.

И читаю сердцем
бабушкину повесть.
Слог её негромок,
суть её горька.

…Зачищали немцы
деревеньку Поветь,
и ударил "Вальтер"
пулей
           в старика.

Отходил с молитвой
честный христиа́нин.
На последнем выдохе
дочке прошептал:

"Сохрани...  икону...
Трудного не станет..."

Дочка сохранила. 
Правнук не сплошал.

Веет от иконы
жизнью без искуса.
А едва засветит
солнце поутру   –

начинает чудиться
в лике
            Иисуса
скорбь по убиенному
пахарю Петру.


Весна в Карелии

Отметелило…
Отморозило…
Солнце  –  выше,
короче тени.

По торфяникам
у Сег-озера
ходят ласковые
олени.

К людям тянутся,
как домашние,
а в глазах
доброта коровья  –

дескать:
«Мы ваши братья младшие,
с тем же цветом
горячей крови».

Егерь Дымов
их кормит булками,
не жалеет
кристаллов соли.

Он в сединах,  как лунь,
и внуками
называет
детишек Воли.

Говорит:
«Час придёт  –  у Бога я
попрошусь
в неземные пущи.

Там весна
бесконечно долгая
согревает
оленьи души».

«Да-а!  Да-да!»  –
рогачи увесисто
головами на то
кивают.

Смотрит егерь на них
и крестится:
«Всё ведь,  милые,
понимают...»


Романс

Я тот,  которого не ждали,
но вот пришёл и говорю.
Меня прогоните?  –  едва ли,
хотя за то не укорю.

Мой капитал  –  нули,  как дыры,
но я не конченый бедняк.
В уюте солнечной квартиры
позолочу любой пустяк!

В руке тюльпан.  К нему  –  улыбка.
В словах бликует Сирано.
Я Ваша давняя ошибка…
Я Ваше долгое кино…

И вспыхнет огонёк в бокале,
потом  –  на дне лукавых глаз.
Ведь я же тот,  кого не ждали
во всякий день помногу раз.


Запустение в Салице

По буеракам и колдобинам
не в тягость путнику шагать.
От них берёт начало Родина,
которую
                 не выбирать.

Часовенку,  быльём поросшую,
дневная высветит звезда.
И открываешь дверцу в прошлое,
где всё   –  твоё,  и навсегда.

Тут каждый гость невольник Памяти...
Приходит он издалека,
чтоб отыскать в бурьяне памятник,
цветы и хлеб держа в руках.

Идёт,  в плену душевной за́мяти,
печальный делая обход.
Крыльцо избы,  навроде паперти,
склонить колени позовёт...

И вот жалейка плачет лапушкой
из опрокинутых небес.
Ворона,  строгая  как бабушка,
кричит кому-то в тёмный лес.

Девятый год на милой Салице
лежит особая печать.
Тут молодым вовек не стариться
и пожилым не умирать...


У Чёрной речки

          "...и от суде'б защиты нет".
                   Александр Пушкин.

Белым-бело у Чёрной речки,
белым-бело до чёрных слёз.
И люди,  бледные как свечки,
молчат под тихий скрип берёз.

Шум голосов кипит в салонах  –
там слух бедовый на слуху.
Оттуда путь к речушке сонной,
к берёзам в ледяном пуху...

Как громом:  "Господа,  сходитесь!".
Они  –  идут.  Им по плечу.
А я кричу:  "Остановитесь!
Остановите их!"  –  кричу.

Не докричаться сквозь эпохи
в тот день и час,  в тот белый свет.
Они  –  идут.  В умах  –  сполохи,
и от судеб защиты нет.


Апокриф

Мир начинался от тоски
по осязаемым пределам.

…Так Бог создал материки
в холодном океане сером
и долго,  долго свысока
глядел на рук своих творенье.

Но тут к Нему пришла тоска
по запахам
и по движенью.

И  –  рыбой вспенил Он моря,
возделал сад,  раскинул пущи;
и толпы чу'дного зверья
благословил для жизни сущей.

Но главным был иной черёд  –
когда,  в томлении тревожном,
негромко цвёл шестой восход
в тумане гор,
во мгле таёжной.

«А стоит ли?»  –  так думал Он,
комочек глины разминая
и вспоминая странный сон
о неком элементе Рая.

Всеведущий  –  Он видел под
завесой времени так много!  –
надкусанный запретный плод…
Голгофу…  нищих на дорогах…

«А стоит ли?»  –  себя терзал.
Но в пальцах,
            напряжённых лепкой,
комочек глины обретал
черты Его
и человека.

В потёмки изначальных лет
вошёл наш предок бестолково
и возжелал:
«Да будет свет!».

Всё так…
В начале было слово.


Предание

Человек захотел половодья.
...И отжала небесная мгла
мокроту на лесные угодья,
на хибары глухого села.

«Пус-че! Пус-че!»  –  ликуя гундосил
в перестуках дождя имярек.
Собирались безумные лоси
у слияния взмученных рек.

«Пус-че! Пус-че!»  –  и с древних погостов
по течению плыли кресты.
Замогильно чернели откосы
и в плоты превращались мосты.

Утонул человек тот нездешний.
...Старики молодым говорят:
«Половодья хотел он,  сердешный,
в необъятных снегах января...»


В холодке

(Из 80-х). 

Блаженно спит ржаное семя.
В бетонной клети закромов
не слышно,  как шагает время
под сенью грозных облаков.

А через месяц  –  гнёт махины
для выпадания в муку,
пекарня,  своды магазина  
и ножик,  с крошкой на боку.

Но  в холодке анабиоза
ещё не скомкан чудный сон  –
поля бескрайние колхоза...
лик солнца...  жаворонков звон...


Рождество

Небеса

первозданно близки  –

по земле

снегопада волна.

 

Кто сказал,  

что не видно ни зги,  

у того на душе

пелена.

 

И не важно,

что время течёт,

и не факт,

что в снежинках вода  –

 

потому как 

взошла горячо

из пучины заката

звезда.

 

На просёлок выходят 

волхвы  

(с той дороги уже

не свернуть)...

 

И прологом

великой молвы  –

свет звезды,

указующей путь.



Побудка

В последний час  –  когда глаза устанут,
когда дышать и говорить невмочь  –
передо мною ангелы предстанут,
похожие на сына  и на дочь.

Тогда пойму остатками рассудка,
что главное,  конечно,  впереди,
за кромкой сна о жизни  –  за побудкой
от тех,  кто в душу пристально глядит.


Белый свет

(Из 80-х).


Снежинки тихо в город возвращались  –

на клумбы…  на опавшую листву...

Мы второпях на первый снег сбегались

и осеняло чистым пацанву.

 

Всё это за далёкой гранью детства  –

бои снежками,  над мазилой смех.

И сдобный,  точно вылеплен из теста,

снеговичок смотрел бездумно вверх.

 

Что школа нам,  счастливым и задорным!

Сбежать с уроков  –  смелости предел…

Плохое мы тогда считали вздорным,

а белый свет действительно белел.



Миражи

Когда-то я выдумал сад

в кольце из колючего тёрна.

Там рос голубой виноград,

павлины ступали по дёрну.

 

Там пальмы роняли плоды

в излучины собственной тени.

Фламинго входили в пруды,

почти не сгибая колени.

 

Резная беседка.  Фонтан.

В багровых лишайниках скалы.

Ты верила в этот обман,

где вместо тюльпанов  –  кораллы.

 

Наивные дети Земли,

мы пели в канун листопада.

И годы позёмкой прошли

по саду...  его колоннадам...

 

От стужи зачах виноград.

Повалена ветром беседка.

Под снегом кораллы лежат

отчаянным росчерком:  "СВЕТКА!"



Ноябрь

И снова зима…  Необъятная стынь

уныло молчит в перелесках.

Пустынно в природе…  И мысли пусты

от глупого снежного блеска.

 

От холода Время замедлило ход.

Не теплятся вовсе желанья.

И бледен,  как вечный покой,  небосвод  –

потухший экран мирозданья.

 

Есть память...  В ней сочные вижу цвета  –

малиновый,  жёлтый,  зелёный.

В реале  –  серебряный траур куста

и лиственниц ватные кроны.

 

Создатель пошёл на отчётливый брак…

Цепочки следов анонимных

маняще ведут в заметённый овраг

и  –  только. Живого не видно.

 

И сам я,  вдали от привычных сует

покинувший ленту дороги,

шагаю по снегу кому-то вослед 

с предчувствием смутной тревоги. 



О вечном

Как будто не было меня.

…Хоралы пел студёный ветер

и кто-то требовал огня

для права жить на белом свете.

 

Тот голос бился язычком

встревоженного колокольца

над замерзающим ключом,

над ямой древнего колодца.

 

И стал приметен силуэт

изнемогающего старца

в снегах давно изжитых лет,

во льдах последнего пространства.

 

И ангел огненный к нему

летел,  открыв свои объятья,

чтоб где-то сквозь ночную тьму

упала искорка зачатья.

_________________________

_________________________

 

…Теперь шагая по земле,

до чистых слёз обетованной,

я вспоминаю о тепле

в снегах сторонки безымянной.

 

Там покачнусь у кромки дня,

и на пороге тьмы смертельной

воскликну  «Дайте мне огня!».

 

…Очнусь

от песни колыбельной.



Навет

Ночь хороша молчанием Луны.

Глагол эпох точней в изломах камня.

Так чаще стой на кромке тишины,

откуда шаг  –  до искорки познанья.

 

И хоть живёт в столетиях навет

о том,  что истину рождают в споре  –

ей по душе угрюмый кабинет

и полусвет в глуши лабораторий.

 

А диспуты коллег по ремеслу?

А голос большинства,  как суть закона?

Утихнет всё...  И чутко прорастут

в молчании посеянные зёрна.



Обман

Есть кладбище…  Лесная глухомань
малинником теснит его пределы.
Там грусть-печаль…  И там,  куда ни глянь,
видны кресты,  подёрнутые белым.

Там в полночь  на тринадцатые дни
полынь-трава в своём дурмане стонет,
кричит сова,  и бледные огни
мерцают в обезглавленной часовне.

Из тесноты распахнутых могил
покойники выходят...  Нелегко им!
Скрипят,  хрустят,  но из последних сил
шагают прочь,  объяты непокоем.

В малиннике сверчок для них поёт
о звёздах,  о сверчихе,  о погоде.
И счастливы отжившие своё
обманом,  что они  –  живые вроде.


Каменные бабы

Пыль до небес  –  такой настал черёд.

Сужалось в щёлку трепетное око...

Великой степью двигался народ 

вслед за стадами  –  в смутное Далёко.

 

Под чей сапог ложились ковыли  – 

изгоев ли?  захватчиков ли?  Бог весть…

Волной к волне  кочевники прошли,

ещё в прологе оборвали повесть.

 

Но,  затоптав прощальные огни,

мир идолов из дымчатого камня

на взгорочках оставили они  –

в бескрайности языческого храма.

 

Давно уже иссякли родники

в колдобинах от древней колесницы.

А идолы  –  безвременно крепки.

Под ними степь...  Над ними  –  только птицы.



Больничное

И снова
Первое апреля,
хоть за окошком
листопад.

Я  жив,
но этому не веря  –
смеюсь,
обманываться рад.


О несбыточном

Есть Океан  –  бескрайний,  как молва.
И в нём затерян благодатный остров,
где суть пилы не знают дерева,
луга не изнывают от покосов.

Посередине суматошных дней,
но вдалеке от натиска железа  –
он шлёт свои координаты мне
и снится плеском девственного леса.

А утром,  окунувшись глубоко
в масштабы дел,  вдыхая гарь бензина,
я вижу дом,  подмявший озерко,
и серый цех,  поднявший в холм низину.

По тротуару,  где рябинник был,
плетусь,  окончив строгую работу.
А между тем,  ещё хватает сил
толкнуть лодчонку на большую воду.

…Поставлю парус,  ветра помолю.
Скажу:
            «Прощай навек, бетонный остов!»  –
и уплыву в прозрачную зарю,
и босиком ступлю на чудо-остров.

Там Первозданность  –  лучшее из благ.
Там все и вся  –  лишь элемент природы.
Там если что-то сделаешь не так,
тебе на то укажут с небосвода.


Во сне

И точно знаю  –  будет поворот.
Но,  вечно слаб на боковое зрение,
иду,  бегу размашисто вперёд
и  –  задыхаюсь в медленном падении.

Та пропасть и черна,  и глубока.
Над ней закат,  в угрюмой дымке тающий.
Но весел я!  Неведома тоска
тому,  кто на минуту хоть  –  летающий.


Сад

            (Давиду Атабаги).

Здесь тонко пахнет будущим вином,
томящимся в бочонках виноградин.
И весел,  как пьянчужка,  небосклон,
и пляшет хмель по старенькой ограде.

Здесь в благодатном августе лоза
так тяжела,  что опускает плечи.
Хозяин!..  Погляжу в твои глаза  –
и глянет на меня туманный вечер.

Усталость в них…  От будничных трудов
ты сам,  под стать лозе,  коряв и чёрен.
За то и   –  солнце в каждом из плодов
и острова продолговатых зёрен.

К полуночи ты в сонный дом войдёшь,
где хлеб и сыр подашь себе на ужин.
Вина сорокалетнего нальёшь,
и юность в долгой памяти закружит.

Она пришлась на первый урожай  –
тот,  что блеснёт под краешек в бокале.
И руки от волненья задрожат…
И в дымке слёз иные встанут дали.

Там сладко пахло будущим вином,
томящимся в бочонках виноградин.
А годы шли,   чтоб вызрело оно
и пил хозяин молодости ради.


Варгайский сюжет

Исток дороги  –  ленточка тропы.

Но видит бог,  не каждому известно,

что в этом блюдце выжженной степи

витает дух реликтового леса.

 

Деревья были –  что там каланча.

Зверей ходило  –  что там зоопарки.

Но топорами дали от плеча

две «зоны» по московской разнарядке.

 

Теперь их нет  –  дающих тень стволов

и тех корней,  что сберегают влагу.

Истлела в самокрутках горечь слов

плаката:  «На тайгу идём в атаку!».

 

Легло к далёкой станции шоссе.

Забытый пень стоит подобьем плахи...

Бегут машины,  а в округе всей  –

ни зверя,  ни куста,  ни малой птахи.



Подумалось

Пока Искусство бережёт секреты,
пока закон таланта вне игры,
с верёвкой не взойдут на табуреты
чеканщики,  поэты,  гончары.

Не дай нам Бог дожить до идеала
и суть его на формулы разбить!
И музыки бы новой не звучало…
И живописцы бросили б творить…


Конец августа

Ещё не осень  –  и уже не лето.
От паутинок воздух серебрист…
В аллее,  по-нарядному одетой,
готов к началу медленный стриптиз.

Вот-вот начнётся…  Шорох листопада
отметит беспокойная молва  
и голая,  как в изначалье,  правда
повеет к нам от каждого ствола.

В плащи ударят стылые дождинки.
Печаль по сердцу лапкой проведёт...
И вспомнятся «Весёлые картинки»,
и те,  кто в гости больше не придёт.


Приметы главного

Кто ищет ландыш посреди зимы…
Кто пьёт вино от Ветхого Завета…

У нищего,  на донышке сумы,
теряет блеск фальшивая монета.

И горек мёд,  отжатый впопыхах.
И сладок яд в пилюлях наркомана.

И Арлекин,  с ухмылкой на губах,
тайком плюёт на сцену балагана.

Философ пишет:  «Горя вовсе нет!
Мы за него печали принимаем».

Гадалка шепчет в сторону комет:
«Ужели близко третья…  мировая?»

Тень летописца  –  Данте со спины,
а хроники божественно трагичны.

Покойников уводят от стены
Московского Кремля на суд публичный…

Холмы таят глубокий сон руды.
Леса пичуг выпуливают в небо.

Но главное...  Вот  –  к домику следы
и запах выпекаемого хлеба.


Опоздавший

За мой накрытый стол
садятся стар и мал.
Всё будет по уму,
но в сердце  –  тяжесть камня.

Когда я в Жизнь вошёл  –
я многих не застал...
Быть может,  потому
и плакалось тогда' мне?