Марк Шехтман


Тёмный свет

И.К.

...А потому что с Ней не надо света.
          Иннокентий Анненский
   
Певчая птица Севера
С прошлым, глухим, как лес,
Жизнь твоя – струны и серверы,
Сполохи строк и небес.

В тёмной твоей нездешности,
В пене перьев плеча
Блики жестокой нежности
Мне дано различать.

Ангельское, фазанье ли,
Или от соловья
Это твоё наказание,
Эта певучесть твоя?

Ночь холодна до дрожи,
И от рифм не уснуть.
Смерть на любовь перемножив,
Ты выбираешь путь.

Что впереди – столица?
Скит? Чужедальний край?
Сириус? – слышишь, птица,
Птица, не улетай!

Видишь – время уносит
Тени теней и планид,
Белых ночей и сосен,
Сфинксов и пирамид.

Там, за Стиксом, уснули
Прошлое и Король.
Радости не потому ли
Предпочитаешь боль?

Знаю, что не зализаны
Эти раны и те...
Твой, как у Моны Лизы,
Чую взгляд в темноте.

Взгляд, всегда посторонний,
Будто дыхание, тих,
Мимо... Но мне и ладоней
Хватит, и губ твоих.
__________________________
2010 г.


Тристан и Изольда

Где-то вдали декабрём зазвучало.
Серый закат и холодный туман.
Ворот плаща приподнявши линялый,
Бродит по городу рыцарь Тристан.

Дёргает ветер щеколды калиток.
Палой листвой захлестнуло дворы.
Кто же, о рыцарь, любовный напиток
Пьёт на исходе осенней поры?

Рыцарь, всему своё время и место!
Бросьте чудачить, вернитесь домой
И позабудьте чужую невесту,
Ставшую чьей-то чужою женой.

Но, зажимая былое, как рану,
Номер Изольды храня не к добру,
Рыцарь айфон достаёт из кармана,
Слышит – Aлло?... – и молчит на ветру.


28.10.2024

*  *  *

Снова осень на восьмом десятке...
Господи, не дай узнать ответ,
Сколько лун со мной сыграют в прятки,
Сколько вёсен впереди и лет,
Сколько зим промчатся белогриво,
Сколько книг смогу ещё прочесть?

Крепок дом – но на краю обрыва.
Ясен ум – надолго ли? – бог весть...


Гроза в Иерусалиме

*   *   *

Давай грозу в кофейне переждём,
Где ароматно, людно, голосисто,
Где нерушим промоченный дождём
Союз аборигена и туриста!

Пока над кофе пар до потолка,
Мы тихо поприсутствуем при действе,
В котором гид гостям издалека
Рассказывает о Святом семействе.

Ах, этот гид! Он слушателям рад,
Забыв, что не оплачена квартира,
Что нездоров, что десять лет назад
В Твери играл он Гамлета и Лира.

Он трудится, всем прочим не в пример.
Он лицедей! Он настоящий профи!
В тепле обсохнув, маленький партер
Внимает, позабыв про дождь и кофе.

– Благая весть... Мария... Назарет... –
Значительно ложится к слову слово,
И ничего важнее в мире нет
Паломникам из Тулы и Тамбова.

Четвёртый день их странствию идёт,
Досталась им гостиница поплоше,
Был долог путь и дорог самолёт,
Но Гроб Господень всё-таки дороже!

Гроза умолкла... В мир иных чудес
Спешит уйти, пересидев стихию,
Девчонка в синей форме ВВС,
Похожая на юную Марию.

Сейчас она перешагнёт порог
– южаночка, кокетка, недотрога! –
И, заглядевшись, русский паренёк,
Поймёт, наверно, давний выбор Бога...


Поэт, перешедший на прозу...

*  *  *

Поэт, перешедший на прозу,
От долгих усилий устав,
Казался себе паровозом,
Что тянет тяжёлый состав.

Когда-то, не зная предела,
Порхали душа и рука,
Но горестно вдруг оскудела
Былых вдохновений река.

Струна ли какая порвалась?
Иссяк ли звенящий металл?
На свете ли рифм не осталось? –
Стихи он писать перестал.

И стало страшнее напасти,
Мучительней адских котлов
Бессилие складывать страсти
В прекрасную музыку слов...

Но как бы гортань ни болела,
Не может молчать соловей!
В итоге явилась новелла.
Другая, и третья за ней...

Подружка, читая, рыдала.
Друзья целовали взасос.
Суровый редактор журнала
Покашляв, – Беру! – произнёс.

Успех, увенчавший работу,
Раздвинул судьбы окоём.
Да, это был брак по расчёту,
Но дети рождались и в нём.

И всё же, как в сердце заноза,
Мучительный длится сюжет:
Поэт, перешедший на прозу, –
Хоть бывший, а всё же поэт!

Никто не прочтёт на странице
Всех миру невидимых мук,
А он по былому томится:
А может?... а если?... а вдруг?...


Ползая в творческом поиске...

* * *
Поэт был весь в экспериментах,
Как жук-навозник – в экскрементах.


* * *
Знай, ползая в творческом поиске:
Чужие стихи – это происки!

* * *
И распухло моё восхищение,
И заполнило всё помещение!

* * *
Он, многогранно одарённый,
Напоминал стакан гранёный...

* * *
В достижении цели, мой друг,
Будь настойчив, как дикий утюг!

* * *
Ценятся, как в бройлере, в блондинке
Не мозги, а качество грудинки.

* * *
Люблю тебя я всякую!
Живу, молчу, не вякаю...

* * *
О, если ты спокоен, не растерян,
Хотя давно не жеребец, а мерин...

* * *
Два дня колдун Людмилу носит,
На третий телефончик просит...

* * *
Высокое искусство обольщения
Не терпит суеты и обобщения.

* * *
Жестка́, как старая перина! –
Ах, витязь, то была Наина...
_______________________


Мальчик на холме

*  *  *

Мальчик смотрит с вершины крутого холма
На ушедший, колеблемый памятью мир...
Детство, солнце, июль, золотая хурма,
И пурпурный гранат и лазурный инжир!
А зимой первый снег ослепительно чист
И сосулька вкусней, чем любой леденец!
И кругом на портретах, усат и плечист,
В белом кителе Сталин – наш вождь и отец...

Мальчик смотрит с вершины крутого холма.
Время юности. Смута желаний и дел.
Что-то буйствует в недрах души и ума,
Несовместное с сереньким словом «предел».
В лексиконе – «галактика» и «звездолёт»,
В моде – джинсы, походы, костры, неуют,
И Высоцкий в кассетнике хрипло поёт
Про безумных коней и скалистый маршрут.

Мальчик смотрит с вершины крутого холма.
Бомбы, лозунги, съезды, всеобщий молчок.
Встанешь утром – в газете чернеет кайма:
Мол, скончался и этот генсек-старичок.
Ну да нам всё одно. А в империи сплошь
Воровство, пустословье, разор и раздор,
И напрасно скрывает державная ложь
Вечный неурожай и афганский позор.

Мальчик смотрит с вершины крутого холма
На страну трёх морей и десятка пустынь,
Где на склонах, как овцы, толпятся дома
И глядят кипарисы в небесную синь,
Где ведётся летам с Сотворения счёт,
Где беседуют с Господом подле Стены,
Где верблюдица-вечность устало бредёт
По колючим пескам от войны до войны.

Мальчик смотрит с вершины крутого холма.
Завывает реклама: плати и владей!
Мир вместился в айфон, небо застят дома,
И рассылки от гугла важнее идей.
Где-то в квантовых джунглях, как все и любой,
Ты посчитан и вписан в колонку и ряд...
Но любимая женщина рядом с тобой
И стихи еще тоже порою звучат.

Мальчик смотрит с вершины крутого холма.
Время тает, как звёзды в рассветной реке.
Не сбылись, слава богу, сума и тюрьма,
И два внука растут, только жаль, вдалеке.
Иногда приезжают – тогда кутерьма,
От которой теплеет в душе и в груди!

Мальчик смотрит с вершины крутого холма,
И, быть может, не вся ещё жизнь позади...

____________________________________


Путешествия Гулливера. Эпилог

                          п. К.& Ko     

Город обезлюдел великаний.
Почему? Да вот поди проверь...
Меж огромных опустевших зданий
Лилипуты бегают теперь.
Площадь густо норками изрыта.
Кто залез – того уж не достать.
Мелкой дряни, очень плодовитой,
Великаньи города под стать.

Эх, раздолье! – на канатах пляшут,
Королю с подобострастьем врут,
Локотками действуют и «нашей»
Землю обретённую зовут.
«Ново-Великания»! – как лестно! –
Аж под сердцем сладкий холодок!
Всё наглей себя считает местным
Новосёлов радостный поток.

Обозрев с прибытием округу,
Личный обустраивают круг,
Письма шлют хвалебные друг другу,
Соблюдая равенство услуг,
За спиной показывают фиги,
Говорить пытаются баском,
Переводят великаньи книги
Куцым лилипутским языком.

Ну а если кто чужой заглянет,
Тем виновный, что не лилипут, –
В ржавые котлы забарабанят,
Запищат, завоют, заплюют.
Дрянь такую изведи попробуй,
Если ты не с флейтой Крысолов...
 
К лошадям разумным хорошо бы,
Но и там засилие ослов.
____________________________


Конец пьесы

*  *  *

В движениях давно уже не скоры,
С остатками ушедшей красоты,
Стареют знаменитые актёры –
Любовники, герои и шуты.

Стареют гранды публики и кассы,
Носители наград и степеней,
Кречинские, Раскольниковы, Вассы,
И с каждым днём их осень холодней.

Век новых отрастил себе кумиров –
Любой певуч, красив и легконог,
А у моих Тригориных и Лиров
Дыханья нет на длинный монолог.

Когда-то в день и пару пьес, и боле
Они играли, не сочтя за труд,
А вот теперь живут на корвалоле,
На юбилеях с кресел не встают;

По месяцам не выезжают с дачи,
А после – чёрных рамок остриё,
Венки, цветы, процессии – и, значит,
Скудеет поколение моё.

И, наконец, в финале представленья
Туда, где ни сияния, ни тьмы,
Все отыграв надежды и сомненья,
С привычной сцены спустимся и мы.

И лишь одну мечту уносит каждый
За горизонты далей и времён,
Что Бог поднимет занавес однажды
И все живыми выйдут на поклон...