Пахомов Сергей Станиславович


Мельпомена

Давали оттепель в театре зимних вьюг.
Три дня подряд я изучал афишу
И взял билет. Ворона мокнет, луг.
Капель спешит, перетекая с крыши
На снег худой. Скользящий почтальон.
Я. Жду письма. Вернее, жду ответа
От бога – мне сказали, будто он
Не налагал на переписку вето.
Ему пишу и в прозе, и в стихах,
Смиренно к благосклонности взывая,
Но где-то там, в непознанных мирах,
Счёл, видно, секретарь, что блажь пустая
Мои послания. Всезнайка интернет
И тот молчит, как в рот набрал кизилу.
Я жду, не помню, сколько долгих лет,
И глупо улыбаюсь через силу.
Спектакль закончен. Занавес упал.
В антракте удалось сварить пельмени.
Я много видел, многое познал,
И никогда не верил Мельпомене.
Идёт, не глядя в окна, почтальон –
Мой адресат опять не мною занят,
Но мне легко. И свет со всех сторон,
И громкие аплодисменты ставен.


Эвтерпа

Печально дивная Эвтерпа глядела в русские поля –
Там колосилась в листьях вербы неэстетическая тля.
Я ночь гулял, я был не в духе, зевал нахально и уснул.
«Чёрт побери!» – звенели мухи, садясь на выбоины скул.
Лежал на противне залива карась, как будто запечён,
И чёлн рыбацкий терпеливо качался, выщерблен и чёрн.
Чем дальше в лес – тем краше ведьмы, кобыла с возу – бес в ребро,
Хрен не загадочнее редьки, но дерзновенней. Болеро
Гусь танцевал у церковушки, старался из последних сил,
Зной восходил, как пар из кружки, когда б я чай туда налил.
Присела нежная Эвтерпа на прерывающийся луч.
Жара томила, словно термы – ни облаков тебе, ни туч…
Я всё с себя содрал, что было, и прыгнул в озеро плашмя,
Крича: «Горация на мыло! Эвтерпа, выбери меня!»
Проснулся. Шумный муравейник опарой раздавался вширь,
Листал рогатый жук (бездельник) из листьев сложенный псалтырь…
И мне прелестная Эвтерпа шепнула, сдерживая смех:
«Поэтов не бывает первых с одною музою на всех...»


Мухомор


Утро тенистое.
Приземлившиеся ночью
мухоморы-парашютисты
с кочки на кочку, под сосны-ели,
травами, мхами, красно-белые,
и машут руками.
Птица: «тень-тинь-тень»,
с пня на пень, затем на мох,
на мухомор.
Глупая птица, он не годится:
мухомор не корм — мухам мор.
Дятел тут как тут.
За шиворот упал паук —
карабкается, щекочет,
выкарабкаться хочет...
Шиворот-навыворот
паука вытряхнул.
Дирижёр — ольха, сцена — бугор,
на бугре мухоморов хор —
дразнятся.
Один важный,
как утюг бумажный,
даже свистнул дважды.
Погоди, друг, я тебе...
Впереди стук.
Дятел, скажи, где прячется боровик —
боровой князь, а?
Вижу! На бугорке — на солнцепёке.
Стоит подбоченясь, статный, высокий,
никого не боясь.
Назвался князем, полезай пузом —
рядом с белым груздем
в кузов!


Маугли

Обрыв ночной реки в тумане иллюзорен,
На кальку наношу я очертанья стран.
И камень у воды не Роберт Пенн Уоррен,
И пень в глухом лесу не Пауль Томас Манн.
И, созерцая мир чрез камеру-обскуру,
Как пень в лесу я глух и будто рыба нем:
Де-факто я — поэт, опасный бомж де-юре,
Вцепившийся в сосцы, как Ромул или Рем,
Волчицы. За окном — последняя пороша,
Скворечни на ветру поскрипывает жердь...
Когда б я сожалел о неизбывном прошлом,
То выл бы на луну и вздыбливал бы шерсть.
И свет далёких звёзд глотал бы постепенно,
Не морщась, не кривясь, — как в детстве рыбий жир,
Как будто, позабыв мешок с обувкой сменной,
Я прогулял урок с простым названьем «жизнь».


Без утайки

Расскажу вам без утайки: стаял ночью рыхлый снег —
Воробьёв лихие стайки курам на смех будят всех.
Солнца молотом расколот, на реке поднялся лёд,
Бор, стряхнув тоску и холод, смотрит бодро на восход.
Всё идёт своим порядком — черевичками осин
Наступает лес на пятки встрепенувшейся Руси.
Время в поле собираться, время кланяться земле,
Но вода, замечу, братцы, топит улицы в селе —
Не проехать даже ЗИЛу, даже трактору порой.
Вот и дедова могила оказалась под водой…
По-ребёночьи весомо размышляю в благовест,
Как сказать отцу родному, чтоб по новой делал крест.
Нет, не выше колокольни, а хотя бы выше верб…
Будет лето хлебосольным — даже в небе виден серп.
Хорошо сидеть у дома на высоком на бугре —
Вся окрестность незнакомо утопает в серебре.


Мост

Протиснись в скрипучую душу зимы!
Возьми у подлеска осины взаймы.
Природным огнём упоённая печь
Трещит, как по крепким редутам картечь.
Мой сон проявляется явью во сне,
Где мама читает Чуковского мне,
Где вечность скрывает увечье реки,
Где камни разбиты, как в кровь кулаки.

Из всей «Илиады» мне нравится конь:
Его хоть корми, хоть пои, хоть супонь,
Седлай на рассвете – в его животе
Ахейцы, как дети, сидят в темноте.

Протиснись в холодную душу мою –
Узнаешь, как страшно стоять на краю,
Фунт лиха почём (красен долг платежом),
О долге – недолго, отдельно, потом.
Зима – рукотворна, молитва – темна…
На фоне закрытого ветром окна –
Под небом в отметинах кровельных звёзд –
Из детства и снег, и колодец, и мост.


Болдинская осень

В ночном саду, где сень господня, я сделал в яблоке надкус.
Телега села на ободья, пока наматывал на ус
Клён иллюзорные туманы. Рогатый месяц над ручьём
Глядел, как фавны или фаны воруют облако ничьё –
Жизнь суетливая греховна. Чуть утро, в этом же саду
Соседка Клавдия Петровна ретиво полет лебеду.
А я, скажу вам без утайки (кто хочет, тот и подтвердит),
Нашёл на роль одной хозяйки двух таек, мать твою етит.
С какой-нибудь завёл бы шашни, да лень мою не превозмочь.
Когда совсем сносило «башню», читал Овидия всю ночь
Залётной бабочке – знобило её в неведомой глуши.
Петровна Клавдия растила, к везенью нашему, гашиш.
Все дружно жили – не тужили, никто друг другу не родня,
Пока стихи не закружили и не засыпали меня.
Мгновенно опустела грядка – попала Клава в лазарет,
Две тайки смылись по порядку, за ними бабочка вослед…
Настала «Болдинская осень» – сижу балдею от стихов.
Когда меня Эвтерпа бросит, я на одном из косяков
Повешусь. Яблоко в ладони напоминает снегиря...
И тает, словно снег, в затоне багрово-бледная заря.


Прорубь

Снег выпал. Неизбежная потеря
Багряных листьев осенью — пустяк:
Не огорчают голые деревья
И пу́гала заношенный пиджак.
По скользкому обрывистому склону
Спускаюсь за студёною водой.
Как радостно, что проруби икона
Под вечер освещается луной!
Расходится кругами по «иконе»
Вода, как свет по Божьему челу.
Когда ведёрко медленно утонет,
Господь рассеет призрачную мглу.
Мы часто так общаемся. «Скучал ли
Он обо мне, когда в глухой мороз
Исчезла прорубь?» — думаю за чаем
В туманном ореоле папирос.


Горнист


Октябрь надвигается храбро – могильное солнце страны.
Упавшие яблоки с яблонь в траве неопрятной видны.
Я здесь – я не дым, не химера, и, в злой вовлекаясь кураж,
Мне вторят, как в Зимнем эсеры, сограждане: «Отче, не наш!»
Я лихо горланил «Орлёнка», горнил на заре в купола –
За то пионерка Алёнка мне душу в залог отдала.
Бомжихой потом в преисподней – в подземке на старой Сенной –
Стояла она и на взводе сипела о доле иной.
Не вспомнил сначала, но дробью мурашки по телу. Горнист,
Дудел я в бараках за Обью, зардевшись от ленинских искр,
И в Дантовом круге, зубами сжимая расплавленный горн,
Где лавы кровавое знамя немело в расщелинах гор, –
Ничто не тревожило, сроду не знал я сомненья атак.
Не помню, на чай или воду я сунул старухе пятак
И смутною тенью неловкой побрел осмотреться в раю…
Во след прошипела Алёнка: «Верни, сука, душу мою!»


Щелкунчик


Опасно замешкаться в мире обманчиво-радужных снов,
Где мчатся танкиста четыре с овчаркою Шариком. Вновь,
Нажав на знакомую кнопку, я там остаюсь, где нельзя
В киоске попить газировки, а пешку сменить на ферзя.
Шуршат, как прибрежная галька, рекою идущие льды,
Зима через снежную кальку копирует наши следы.
Ледащий камыш навевает печаль, опустело гнездо,
Где жил-был батистовый аист, принёсший Щелкунчика в дом
Родителей. Тень угловата, в замшелых углах сквозняки,
И орды мышей брат на брата идут из-за горстки муки.
Измучен осенними снами, я прячу в сундук у стены
Остатки игрушечных армий, гроши обедневшей казны...
Я втайне, от голода щелкнув зубами, нюхнув табака,
Мечтаю о праздничной ёлке – Щелкунчик я всё же пока –
И, щурясь, сквозь мутные окна гляжу на заплаканный мир…
А сабля пылится на полке и выцвел парадный мундир.


Водопад

    Лауре Цаголовой

Так молится вода… Нет никакого смысла
Писать о чудесах, таящихся в душе.
Звезда как мотылёк вспорхнула и повисла
И до сих пор висит на сонном камыше.
Природа — это храм, где тысячи молений
О чём или о ком так трудно вплетены
В мой заповедный сон, туманный и осенний,
Что можно умереть, не прерывая сны.
Но, возвратясь сюда, присев у водопада
На старую скамью иль камень, без труда
Я досмотрю мой сон, где бледная наяда
В тени плакучих ив… и молится вода.
Молись, как я молюсь в постылой церковушке,
Пока не застят свет пугливые глаза.
У смерти смерти нет — лишь ушки на макушке,
Чтоб слышать, как грядёт последняя гроза.


Крылья

Бесцельно шатаясь базаром, не впрок покупая еду,
Сгоревшие крылья Икара увидел в торговом ряду –
Хазар предлагал бородатый, притом уточнял, что Икар
Просил их отдать без оплаты тому, кто предъявит кюар*.
«Как ныне сбирается вещий…» – хазару сказал печенег.
«Пора упаковывать вещи и крылья», – добавил Олег,
На череп коня наступая. Земная юдоль недолга –
Взметнулась змея гробовая чуть выше его сапога.
Разобраны крылья на перья – набита подушка времён...
Лаврентий Икарович Берия увидел загадочный сон:
Печёнку орлята Хрущёва клюют ему (мука от мух)
И ловится рыба на слово из трех символических букв.
Я волхв! У меня по кюару на каждой ладони... И всё ж
Я крылья не трогаю даром, хотя полетать невтерпёж!

*кюар – (QR) двумерный тип штрих-кода.


Просто

Мы просто родились, но и за этим «просто»
Есть святочный напев хрустальнооких звёзд,
Разлитый от реки вдоль леса до погоста,
Где одинокий храм в сырое небо вмёрз
Крестом — как в прорубь кол, забытый рыбаками,
Как оловянный стог в языческую мглу,
Как… Дальше не могу — не отогреть руками,
Не продышать глазок, приклеившись к стеклу.
Умом не возвратить, душой не заневолить —
Стучат костяшки птиц на чётках проводов
Высоковольтной ЛЭП. Я так устал от боли,
Что даже и о ней поведать не готов.
Мы просто родились: без умысла — случайно,
И пристально глядим на сумрачный огонь…
А может, он глядит устало и печально
И гладит по щеке, как мамина ладонь:
Не выжигая слёз, пролитых понапрасну,
Не лихорадя плоть, не остужая пыл…
Мы просто родились… И это так прекрасно,
Как если б ты меня... и я тебя любил.


Цыганка

Как безнадёжно мало знакомых на земле!
Всего-то месяц впалый в осенней полумгле,
Всего-то в ульях пчёлы да ясень за окном,
Да чёлн рыбацкий чёрный с потрескавшимся дном.
Приходят и уходят обыденные дни —
Вчера кримплен был в моде, сегодня сплошь дени́м*.
Небесный свод изношен, как старое сукно,
Как дедовы галоши и скука заодно.
С цыганкою за чаем беседуем до дна
И оба примечаем, что осень холодна,
Что самовар не чинен и огонёк свечи
Сверкает, словно иней таящийся в ночи.
Морозно. Распрощавшись с ненужницей, я жду,
Когда как ангел павший мелькнёт она в саду
Скоробогатой тенью и сгинет без следа —
По моему хотенью. Как мёртвая звезда.
_________________________________________________________
* Плотная ткань, которую Ливай Стросс использовал для
пошива первых классических джинсов.


Отчизна

С налётом болотного ила во мне обитала душа:
Любить не умела, чадила, как в засуху цвет камыша.
Но ладил я с нею неплохо – пороки в чаду не видны –
Сердца разбивая дурёхам, не чуял за это вины.
Одной из ненужных любовей немая Отчизна была,
Всё льнула ко мне, по-воловьи глядела и слезы лила.
Я взял её в дом: пусть мелькает – отвадит охотниц других,
К тому же сгодиться такая надраивать мне сапоги,
Труху выметать из амбара, по грязным сусекам скрести…
Скребла. И меня – деловара в дверях поспевала крестить.
Забот безобразною свалкой её удостоила жизнь.
Отчизны мне было не жалко – да мало ли в мире Отчизн?
Но как-то неистовым летом душе окаянной назло
Я выпросил сердце поэта… Багряной улиткой ползло
С небес одинокое солнце, я ждал, чтоб уйти навсегда,
Последнего блика в оконце. Но, словно живая вода,
Отчизны чарующий голос пролился – безбрежен и свят –
Я слышал, как во поле колос и звёзды над кровлей звенят…


Ель

В стеариновом простеньком платье,
Где журчит чуть заметный ручей,
Загорелась свечой на закате
Ель за домом — от спичек-лучей.

Филигранная изгородь шишек,
Вспышки белок, гирлянда дроздов…
Занимаясь над высохшей крышей,
Пламя рыщет, как роза ветров.

«Мама, если огонь разгорится,
То в деревне пожар неминуч?!» —
«Не страшись. Видишь, солнце садится
За оклады нахмуренных туч?..»


Большой зеркальный карп

У странных берегов в конце речной протоки
Жил-был, облюбовав заиленный затон,
Большой зеркальный карп. Здесь певчий хор осоки,
И клирос камышей, и остров, как амвон.
Большой зеркальный карп, он медное зерцало
Кувшинковых листов. Я помню жадный рот,
Ловящий комаров: открытое забрало,
Как в бабушкин подвал потусторонний вход.
Лианами усов, ноздрями в гулком иле
Копался целый день, пуская пузыри…
Большой зеркальный карп, мы, кажется, дружили,
И ты не уплывал до утренней зари.
Большой зеркальный карп, озёрный лежебока,
Чудовище глубин, погибель рыбаку,
В твоих сухих глазах телячья поволока,
А капли чешуи — медали на боку.
Мой добрый старый карп, я по тебе скучаю
И часто прихожу под радугу моста…
Ты умер или жив? Твой вздох не замечаю.
Колышется камыш, колеблется звезда.


Дым

Запахло дымом без огня – жгут дворники листву за домом,
Тропы исхоженной клешня в дыму страшна и незнакома.
Жизнь утекает как вода, уносит листья и созвездья,
Лишь своенравная звезда опять горит на том же месте.

Но пахнет дымом без огня – жгут рыбаки траву на пожне:
Так легче выловить линя во время нереста. До дрожи
Озяб мой дом на берегу, где ходики с печальным боем,
Где правда, о которой лгу, на пяльцах вышита судьбою.

Под запах дыма без огня – курится ладан в церковушке.
Там отпевают не меня – соседку Валю, побирушку.
Весь век на паперти она стояла, клянчила монету –
Её последняя луна, как хлеб завёрнутый в газету.

В пространстве дыма без огня – душа моя сгорая тлеет,
И тлеют, листья хороня, деревья сумрачной аллеи.
Дым не стремится в высоту, он расстилается позёмкой
Вдоль поля, леса, по мосту, по тихой улочке казённой...


Молитва

Есть кладбище в пространстве между сёл —
В лесу, как будто связанном на спицах.
«Иринка, погляди-ка! Я набрёл
На борового сказочного принца!»

«Не рви, Серёжка! Видишь, он торчит
У крестика?! Он призрак настоящий!
И недовольно дедушка ворчит,
Коль с кладбища грибы домашним тащим…»

«Зачем они на кладбище растут,
А не по краю леса на просвете?
Не подберём, за нами подберут
Другие неразборчивые дети».

С усердием я выдернул грибок,
За ним ещё один — все передал Иринке.
Так, помолясь за умерших часок,
С подружкой и собрали по корзинке.


Эпистолы

I
 
Бескрайних полей васильковые дюны.
Звезда обескровлена мощью эфира.
Душа, открывая вселенские руны,
Дрожит, нарушая гармонию мира,

И, глядя на молний горящие всходы,
На миг замирает у призрачной грани…
Меняется ветер, погода, походка,
Меняется угол моих созерцаний.

Душа, оббивая чужие пороги,
Мрачнеет, как храм без лампадок и свечек…
Иду по степи без конца и дороги,
И ночь, разрастаясь, мне давит на плечи.

II

На днях в потаённых садах вдохновенья
В обычном режиме осеннего сплина
Закончится жизнь снегопадом сомнений,
Продолжится смерть листопадом карминным.

Тяжёлые крылья несут херувимы…
Так было со мною, так будет со всеми.
Я думаю, смерть — восхождение в зиму,
Где в порах пространства отсутствует время.

Где самой отчётливой краской палитры
Считается чёрная выспренность сада…
И снова душа не находит калитки
В сплошном частоколе чугунной ограды.

III

Как только за дверью уютного рая
Закончатся наши с тобой посиделки,
Кометы, материю мира пронзая,
Осыплются в пруд парусиновый мелкий.

Едва миллионы злосчастных мгновений
Сольются в одно, как угасшие солнца,
И сыростью тлена слащаво повеет
От листьев, от стенок глухого колодца,

Как чистил однажды в осиновой саже
К весеннему празднику злые иконы,
Я вспомню. Людей незнакомых… и даже
Ростральных триер боевые колонны.

Я чувствую, как приближается эра,
Где души всё суше, а небо всё ниже,
И надо ослепнуть, чтоб видеть Гомера,
И насмерть оглохнуть — чтоб слово услышать.


Головастик

Жарким полднем головастик
Разрезвился на пруду:
То ко мне плывёт, то к Насте,
Кувыркаясь на ходу.

Мы запруд насочиняли,
Головастика — в сачок.
Хвастай хвостиком! Не чаял
В плен попасться, дурачок?

Ладно, сделаем протоку —
Утекай в любимый пруд,
Головастик. Мир жестокий,
Если аисты не врут.


В пустом саду

 
Я часто вспоминаю сад пустой —
Пустой, как мир, без имени, без грёзы,
Где, словно богомольцы на постой,
Столпились пожелтевшие берёзы
У входа. Но калитка заперта,
Забор ощерил выгнившие жерди.
Щемящая такая пустота,
Что страшно даже шляющейся смерти.
Бессмысленно рассказывать о том,
Что рухнула, состарившись, беседка,
Ведь я дышу — дышу в саду пустом,
Как временем надломленная ветка
Черемухи, что вряд ли здесь росла:
Здесь остов яблони, скрип одичалой вишни
Да, как Иван не помнящий родства,
Я — третий и, по-видимому, лишний.
Я был здесь мальчиком. Зачем-то рвал плоды,
Соседка зазевается как только,
И прятался, своей боясь мечты,
В сарае, крытом звёздами и толем.
Я мыл плоды в кадушке у пруда —
Цикады пели, квакали лягушки,
Ночные звёзды падали туда,
Где яблоки барахтались в кадушке.
…Соседки нет. Не сушится бельё,
Нет и намёка чуткого вниманья,
Вмешательства её в небытиё
Пустого сада в центре мирозданья.
Я здесь один. Я бог забытых мест.
Я помню до подробностей мельчайших,
Кто нёс за гробом вышивку и крест,
Кто снял с плиты перекипевший чайник,
Кто был влюблён... Теперь в саду пустом
Нет ничего, что дорого, в помине.
Но я дышу, точней — хватаю ртом
И воздух, и спасительное имя.


Звезда


Пожухлая листва, как пепел папиросы,
Обычная звезда сияет над прудом.
Однажды ту звезду я с неба взял без спроса,
И бабушке светлей в ночи казался дом.

Мы с бабушкой вдвоём в безлюдной деревушке
Гуляли по лугам у Бога на виду,
А вечер наступал — я убирал игрушки
И, прежде чем уснуть, воспламенял звезду.

Наутро получал зашитыми штанишки,
Стояла на столе любимая еда…
Но бабушка ушла — туда, где света слишком.
И снова над прудом обычная звезда…


Ять

Я изобрёл йотированный ять
И вставил в летопись. Проистекали годы –
Дочь стала матерью, а сгорбленная мать
Ушла в тот мир, где нет плохой погоды.

Напоминала буквица крыльцо
С навесом, стог, соседа-воеводу,
Шрам на лице и, собственно, лицо,
Когда глядишь в изменчивую воду.

Сгорела летопись, когда пришёл Бату,
Господь мне рассказал об этом после
Того, как я свалился в темноту,
Где плыли ангелы, но не было их возле.

Исчез из азбуки йотированный ять –
Забавная безделица, и только.
Я тоже начинаю забывать
В раю и дом, и вкус калины горький.


Аватар

Пигмалион, не знаю, вроде гриб, облюбовавший рощу Галатеи.
В аквариуме толща тощих рыб (декоративно смотрятся Психеи).
Бессонница, Гомер, фаллический прибор (нет, это дерево в пустыне абиссинской),
Светлейший маразматик Пифагор, из-за фигни повздоривший со Сфинксом…
«Инк» — производная от финика. Клянусь! От финика и финн и финикийцы.
Я Сфинкса летаргически боюсь — он вор, маньяк, загадочный убийца,
Дерзавец, бобэоби, зинзивер (вчерась прочёл и ботаю по фене).
Сеструндель подсказала, что Гомер «спартачил» (вру — портачил на арене),
Где был убит, как римский генерал, — покончил с ним тетеря-император…
Мы с дури заплевали кинозал, за что и осудил нас прокуратор
Сатрап Арнольдович (визитка в портмоне). Мой предок-меценат ему дал в зубы,
Теперь Арнольдовича личный кабинет в анфас напоминает офис Google.
Я круче всех запомнил «Аватар» (по стельке шапка, запотело темя) —
Там, пятки окуная в скипидар, прикалывались синие по теме.


Бес

На скошенных лугах, где залежи соломы, –
Облезлая ветла. Усердная метель
Расставила силки не хуже птицелова,
В них тут же угодил пугливый коростель.
Когда не слышно птиц, становится тревожно,
Но вьюге невдомёк, что мне не по себе.
Как Тютчев говорил, всё сказанное – ложно.
Орган звучит в печи, резвится бес в трубе.
Не знаю ни аза, не помню ни бельмеса,
Ослеп на левый глаз и в полный рост оглох –
Мне скучно. Слышишь, бес? Ему придвинул кресло,
Но бес на стол залез и ну метать горох:
«Фрегаты утопить! Заморскою эбо́лой
Всех заразить подряд! Но вылечить потом.
Повесить транспарант над офицерской школой
О том, что здесь открыт странноприимный дом!
А Гретхен? Наплевать! Пускай поджарит гренки
Да выкатит на стол поллитру и маслят!..»
Я вспомнил, как отец стоял спиною к стенке,
Пока тот занят был – Солохой, говорят.
Пока, вертясь в мешке, умасливал Вакулу,
Крал месяц… Чем ещё он славен, русский бес?
Послать бы его на... как он послал в аулы
Друзей моих, чтоб я друзей остался без.


Руссо туристо

Забальзамированный гей в Египте — мира Тутмос третий.
Четвёртый Тутмос — апогей, на что указывает рейтинг.
Где рукотворная вода, шныряют утлые гондолы,
У гондольеров губы — да! — шуршат, как дамские подолы.
Туристо руссо: Роттердам, швейцар в отеле щуплокрылый,
Ему я вряд ли в морду дам — он с виду пакостный, но милый.
Я руки мою, пиццу съев, я со своим стаканом в пабе
Срезаю ножиком посев — глазурь на дрезденской ром-бабе.
Меня пугает Ватикан: высокой вызубрен стеною,
Где важно не попасть в капкан — в канкан к священнику-плейбою.
На Рю-Круа-де-Пети-Шам (Рю де Дишаржёр под сомненьем)
Кошмар умножил мой клошар весьма задиристым прошеньем.
Париж — мурашки по спине... А голубь мира чей глашатай?
Не схорониться ль в Лувре мне, где члены мелкие у статуй?


Сердце

Варфоломеевскою ночью заря и та крестообразна.
Земля, разодранная в клочья, уныло собирает пазлы:
Приставит долу теремок, а озеру – причал скрипучий,
Соединит замок в замок плывущие по небу тучи.
Круг новоявленной луны (сравню его с гончарным кругом)
Вращается – озарены стога, повисшие над лугом.
Я – протестант. Оконных рам кресты в сиянии размытом
Мой дом, где сказочный бедлам, убийцам выдадут открыто.
Багрово-красные плащи осин мелькают подле дома,
И подбираются ключи, и поджигается солома.
Ещё мгновенье – и войдут убийцы, обнажая ветви,
И сердце, скрученное в жгут, проткнут, и вырвут незаметно,
И пустят по ветру, как лист, осенний лист, как змей бумажный...
Была ли смерть, была ли жизнь – теперь неважно.


Переводные картинки

Стеклянный сон дождя да прибаутки снега —
Несмелая зима, нет времени светлей.
Последняя листва, упавшая с разбега,
Прощальный звездопад и эхо журавлей...
Сутулый грузовик — смешной полуботинок —
На почту... Ну и дверь! Толкну её плечом.
Мне папа обещал переводных картинок,
Где мальчик дверь открыл, но золотым ключом.
За стойкой «тётя Клав» (брусничный чай с ватрушкой):
«Избегался, милок? Заказ твой привезли.
Вот терем-теремок, и Карлсон, и лягушка...
И ясный солнца свет за окнами вдали».
Сижу, перевожу цветы, грибы в альбомчик.
Заветные друзья, пришедшие глазеть,
Беззлобно шелестят: «Везучий ты, Пахомчик».
Я грушу перевёл, стараясь не краснеть.


Из окна

Снег. Сугробы. Постояльцы глухореченской реки
Снегири (не кровь из пальца) тихо капают, легки.
Я болею и, в окошке продышав себе «глазок»,
Подмечаю: рыщет кошка — морда, словно помазок;
Дым согнулся над трубою — это посох старика;
Как солдаты перед боем — вербы; у снеговика
Чуть погрызена морковка; трактор тащит сена воз…
И стучит по стёклам ковко добрый дедушка-мороз.
Снег летит (похож на стружку), полумесяц — в кобуре
Тучи... Я верчу игрушку, распластавшись на ковре:
Буратино с длинным носом — острым, словно дефицит.
Мой бронхит такой же острый — тётя доктор говорит.
Мне положены уколы, банки, капсулы и мёд.
Не дождусь, когда из школы брат расхристанный придёт.
Мамы, бабушки — не видно. Стрелки двигая вперёд,
Я расплакался (обидно!), вслед за мною — Вальтер Скотт.


Принципы

Оскалил неправильный прикус обрывистый берег реки:
По принципу «накося-выкусь» висят на крючке червяки,
По принципу «шило на мыло» камыш распушил берега,
Ночного тумана кадило — из принципов «а на фига?»,
По принципу «наискось-сикось» плывут облака… зеленясь,
Копна, увенчавшая выкос, из князи, по принципу, в грязь.
Но есть беспринципная щука — чтоб жить карасю на чеку…
Как Грека, из принципа руку по локоть я сунул в реку́.
Навыворот-шиворот раки пугают вращеньем зрачков,
Из принципа окунь воякий позарился на червячков…
Вдруг замерло всё — шито-крыто. Из принципа вышла луна.
«Хочу я новее корыто», — решила старуха одна
Из принципа. Принципиален мой выбор: не буду жалеть
О яростном бое без правил по принципу «ёрш твою медь».
Прощай, мой отважный «матросик», придёт ещё время страдать!
С лукавой улыбкою осень небрежно взъерошила прядь
Берёзовой рощи… До дому, гремя оголтелым ведром,
Иду, ощущая истому, — добро возвратится добром.


К Аспазии

I

Аспазия, труднодоступный холм —
Последнее из дальних путешествий…
Белеют за холмом отары волн
Под неусыпной розгою созвездий.
Аспазия, простынешь на ветру,
Присядь к огню, гудящему как улей…
Аспазия, дай ноги оботру:
Не смеет обзывать тебя грязнулей
Урания… Дитя моё, прочти,
Что друг твой нацарапал на табличке:
«Ре-чи-та-тив».
Не пойманный с поличным
За кражей Олимпийского огня,
Бог Прометей, как видишь, перед нами…
Аспазия, ты выйдешь за меня —
Философа, побитого камнями?
Аспазия, до спазм, до хрипоты
Люблю тебя… Твои стопы омыты,
Как первые весенние цветы,
Слезами ускользающей хариты…
Аспазия, ты дремлешь? На горе
Пан горлодёрствует, вакханок созывая…
Аспазия, я сильно постарел?
Аспазия… Аспа-зи-я (зевая)…

II

Аспазия… я шорох слышу там,
Где луч зари ресницами захлопал…
Я говорил, не верь своим ушам,
Как я не верю в честность Пенелопы.
Аспазия, от ругани богов
Тот выиграет, кто не суеверен…
Я отойду собрать немного дров,
Как вскоре отойду на тёмный берег,
Где неподкупный властвует Харон,
Где я — как вор, не пойманный с поличным…
Ты не печалься после похорон
И отошли в Фессалию таблички.
Аспазия, ты выйдешь за меня —
Поэта, превзошедшего Софокла?
Аспазия, достаточно ль огня?
От утренней росы насквозь промокла
Твоя туника... Бусы не забудь,
О юная… о дивная Даная!
Как вздрагивает старческая грудь!
Аспазия! Аспазия (вздыхая)…

III

Овечьей шкурой мир не уберечь…
Мир можно взять и походя разрушить.
Так реки, продолжающие течь,
Аспазия, мелеют, словно души.
Оливу осторожно наклоня,
Возьму плодов немного на дорогу…
Аспазия, ты выйдешь за меня —
Отверженного небом полубога?
Природа от рождения груба —
Я быть устал, судьбу превозмогая…
Остановись, я пот утру со лба,
Аспазия. Аспазия?.. (Моргая.)

IV

Что я скопил, отдаст Фессалион…
У Греции родной — двойное горе.
Триеры загораживают понт,
Скрывая опостылевшее море.
Эгей прознал о чёрных парусах…
Я заплутал в громадном лабиринте,
Как образ твой в моих последних снах,
Без нити Ариадны, без наитий.
Аспазия, ты выйдешь за меня,
Несчастного, простого человека?
Дай руку мне… Аспазия, огня!
Огня, Аспазия, любви, свободы, света!
В глазах темно… На белую зарю
Наброшен плащ от края и до края…
Аспазия, тебя благодарю…
Аспа-зия… Ас-па-зия (стеная)…


Время

Вселенная — как выдох стеклодува.
В ней тёмная материя чернил,
Пролитых мной. Стою в углу понуро
За то, что я чернильницу разбил.

И льются слёзы горько, неутешно,
И время льётся медленным дождём…
Пролились листья вишен и черешни
На маленький пожарный водоём…

Мне каторга урок чистописанья!
Исчадье неумелого пера
Не клякса, а из бездны мирозданья
Классическая чёрная дыра!


Скерцо жизни

Рука – не река с рукавами. Сожму междуречье в кулак.
Закат неподвижный над нами и красный, как сваренный рак.
Прибрежные заводи куцы. Резвится сомовья семья.
«В чём правда плесканий, Конфуций?» –
«Не знаю, ведь рыба не я…
Понять не берусь ощущенья того, кто виляет хвостом.
Похоже на предназначенье, но нет философии в том.
Неясен в пучине инерций ход жизни, ведь каждый предмет,
Как в музыке бурное скерцо…» – «Как сердце», – подумал поэт.


«Из Марциала»

Мир захлебнулся от дождя, запузырился, как обмылок,

Как приготовленное для тебя количество бутылок.

Приятно выпить у огня, считая листики резные,

Что липнут, головы клоня, на витражи сторожевые.

Ты ожидала, что поэт прославлен и материален?

Тебе покажет белый свет из окон флорентийских спален?

На то есть Бродский. Перечёл его стишок «Из Марциала»,

Который, оказалось, квёл, как старый тополь у вокзала…

Твой поезд – около шести. Возьми морошки, земляники,

Что рассыпалась по горсти неперехожего калики…

Меня схоронят задарма – нет сбережений под постелью,

И плакальщиц заменит март скоропостижною капелью.


Встреча

Закат был необычно жёлтым, свистели птички: «ай лав ю...»,
Я вспомнил шип за ухом Шолто Бартоломью,
Когда заметил в тучах месяц. Корчма дымилась за углом –
Там обещали мне, что в десять я буду больше, чем знаком
С одной приятною особой. Предвосхищая этот миг,
Я заказал коньяк «Особый» и первой свежести балык.
Сверкал сокровищами Агры за окнами кленовый парк…
Господь пошлёт мне Иру Адлер? Медею? Жанночку де Арк?
Забыв, что метод дедуктивный к всевышнему не применим,
Я горького аперитива пригубил, тайною томим.
Дохнуло вдруг нездешним хладом от раскрывающихся врат,
И полыхнула листопадом душа, не видя листопад.


Свадьба

По номеркам расселась «саранча» –
Гостей с три короба. Калигула – в горелке
(Спецблок в аду помянут невзначай).
Под сырным соусом спагетти – горячась,
Сползают по фарфоровой тарелке.
Пирожные «Калигула» (теперь
Уместно замечанье о тиране),
Пришельцы в чёрно-белом на экране –
С букетами. Сконфуженная дверь
Прокашлялась. На буйный цвет герани
Присели пчёлы – сонно вяжут мёд,
Как свитера старухи у подъезда...
Невнятная возня у переезда
Железно… рожного (?) покоя не даёт
Глазам. Но продолжается фиеста.
Я смачно истребляю козинак.
Нервозен Наг, пока Нагайна в белом
Сверлит глазами, словно чертит мелом...
Я в неуютный въёжился пиджак
И сделал вид, что занимаюсь делом:
Жую. Развеселившийся сосед
Рукам дал волю – пенное в бокале...
«Протуберанцы» с места повскакали:
Колье, подвески, запонки, браслет...
И грянул тост, как выстрел из пищали.
Луна горела свечкою вдали,
Гроза наметилась за облачностью где-то...
Я вышел, как писатель из сюжета,
Я вышел, как из Рубенса Дали,
На край обворожительного лета,
В обитель окаянную земли...


Пророк

Мне снилось, что сердце отстало от суетной жизни на миг.
Когда хоронили, казалось, бренчал бесполезный язык
Серебряной ложкой в стакане. Ночной транссибирский экспресс
Вихлялся лещом на кукане, сверкал, как холодный обрез
Убийцы… Рассеялась память, монета зажалась в горсти,
И тени, как шпалы на БАМе, ложились на вечном пути.
«Что, новопреставленный, скажешь?» – спросила голодная тьма,
И взгляд её волчий был даже страшней, чем без стекол дома.
Я загодя речь приготовил, но выдал растерянный вздох –
Язык, поперхнувшись на слове, вдруг к небу иль к нёбу присох.
Так в школе, не зная урока краснел я, подвергнут хуле...
С тех пор молчаливей пророка не сыщешь на этой земле.



Триада

Соматика

Соматика холма, он сумрачен и снежен,
Соматика сома, который был да сплыл...
Есть берег у реки, у моря – побережье,
Есть огонёк в печи, стремящийся в распыл.
А осень, веселясь, усердно корчит рожи,
Пороша не спешит, в кривые зеркала
Оглубиневших луж на каменистом ложе
Глядятся лишь церквей крутые купола.
И звезды в небесах напоминают клевер,
И в шелесте листвы рождаются стихи,
И трудно отделить зерно луны от плевел
Свинцовых облаков, застрявших у стрехи.
Привратники-стога сошлись у переправы,
И, паводка боясь, оскалили шесты...
Я вижу из окна сквозь сдвоенные рамы
Замёрзшие пруды – гигантские следы
Того, о ком прочёл вчера я сказку на ночь.
Неужто здесь бродил ужасный Блендербор?..
Соматика звезды... Звезда упала навзничь
В открытую ладонь и тлеет до сих пор.

Схоластика

Схоластика холма над тихим побережьем,
Схоластика сома, вздымающего ил,
От ласточкиных гнёзд, пока заря не брезжит,
Могильный холодок – навязчив и постыл.
Ещё осенний лес не лезет вон из кожи,
Не будят петухи уснувшего села,
Податлива душа, как не прошедший обжиг
Горшочек (не вари ни подлости, ни зла!).
Блуждают Братья Гримм по гримпенскому небу,
В отличие от них я вижу облака:
Одно – облезлый кот, другое – страус Эму,
И сами Братья Гримм, но не наверняка.
Паденьем желудей дырявится погода,
Меланхоличный мох, токсичный мухомор –
Они без лишних слов сгорают год от года,
Но множатся весной распространеньем спор.
И у меня есть сын, и дочь моя в Вероне,
Они, меня любя, не помнят обо мне...
И часто перед сном я подхожу к иконе
И что-то бормочу о поле и луне.

Софистика

Софистика холма без праздничной одежды,
Софистика сома, чьей тенью Азраил.
Я вру вам, что живу, хотя не врал вам прежде,
А где, зачем и с кем живу – я позабыл.
Сугорбый мой сосед сойдёт за Квазимодо,
За Гуинплена – жук, за Клею – стрекоза.
Вчера как первый снег обрушилась свобода
И ей наперекор обуглилась слеза.
С добытого сома сосед сдирает шкуру,
Построен у холма игрушечный завод.
Я покидаю мир де-факто и де-юре,
Как гавань корабли, спешащие в поход.
Всё, что сходило с рук, повисло тяжким грузом
На старческих плечах, и (к черту канитель!)
Я покидаю мир, воспользовавшись шлюзом –
Ищи меня-свищи за тридевять земель.
Не зная, что сказать, присяду на дорожку.
Софистика души и спутник Азраил...
Мне кажется, что я забыл в тарелке ложку,
Тетрадку на столе я тоже позабыл.


Дом

Аляповат, слегка кургуз дом возле озера. Настырно
Он смотрит окнами на шлюз. Головкой сливочного сыра
Холм. Дуновение зимы, вдоль поля заячье сафари,
Ручей с оттенками сурьмы, бор, лунной пылью офонарен…
Темна, как ягода ирги, морозом скованная лужа,
Опрятен шорох кочерги в печи, где дозревает ужин.
Ночь сыплет радужную соль, гадают звёзды над утёсом,
Странноприимная юдоль повита сумраком белёсым…
На раскладушке дремлет кот, свернувшись под ворсистым пледом,
И чайник задом наперёд кипит, как площади в Толедо.
Встаю. Пылает и скрипит в коленных и других суставах.
Увы, состарился пиит – разбит, как шведы под Полтавой.
Но душу выдадут глаза – в них, зимней полночью хранима,
Застыла чёрствая слеза от неотеческого дыма!


Гильденстерн и Розенкранц


Август умер (Гильденстерн), мёртв сентябрь (Розенкранц)…
Облетает поле стерх, где докашивают рапс.
Молибденов цвет воды, долог тихий листопад,
Пар, идущий от скирды, словно едкий самосад.
Стог рапирою – Лаэрт; Гамлет – дерево в огне.
Спит искусственная смерть милой ящеркой на пне.
Где докашивают рапс, лес, как замок Эльсинор,
За который Фортинбрас – ветер затевает спор.
Вот и весь тебе Шекспир. Череп Йорика – валун.
Я, закрыв ладонью спирт в стопке времени, вздохнул,
Выпил, сплюнул, закурил «Аполлон» – полоний! Сад.
Ливень (Клавдий) лил и лил быстродействующий яд
в ухо озера (отец принца датского – король)…
Замигал на кухне свет, как порхающая моль.