Галина Койсужанка


незаметное

И тебя, и тебя, и тебя, и себя — вертолёты
закрываю крестом, и себя закрываю крестом —
пролетают над крышей, над вишнями, вязами, клёнами,
осеняя пропеллером каждый беспомощный дом.
Я считаю вас, птицы, железные и огневые,
я машу, незаметная с ваших небесных высот,
буду ждать возвращения, вжавшись в молитвы скупые,
чтобы только вернулись и этот, и этот, и тот.
Словно грозные ангелы крыльями в окна стучатся,
что теперь не до сна, выходи, не сиди, вишь— война!
Вот — стою и молюсь, чтобы всем как один возвращаться
надо мною летящим над крышами города в ад ….




векторное

Неужто в зелени прозрачного листа
таится сила мощи коревища,
что в тёмном подземелье жадно ищет
и пищи, и тщеты себе под стать,
диктуя кроне ноты вечных птах
о вызволенье из немого плена?


Так – тусклым светом звёзд кричит Вселенная
 о том, что всё – лишь символ, тлен и прах…

Пусть учит Станиславского Фома,
но, верь – не верь, всё в вечность ускользает,
хоть тысячи томов пиши, прозаик,
а прослывёшь как горький графоман
с трактатом о наивности Листа:
чем мельче – тем небесней и моложе –
и так на корневище не похож он,
что финиш принимается за старт.

До Солнца, вверх, к Луне вперед!
листок
отбросит прежний путь без сожалений,
без пут! – свободен, как свободный гений,
и позабывший свой первоисток.

К магическому кругу подойдя,
он рухнет наземь, круг замкнув собою,
не принявши за осмысленье боя,
под капли стылые осеннего дождя.

…О, логика сокрытых предпосылок!
В твоём ли тайнобрачии найти
единственные верные пути,
чтобы собрать хоть часть,
а не рассыпать
картину мира, разгадавши пазл,
со зрением фасеточным, что муха,
чтоб, выбирая меж крылом и брюхом,
постичь глубокодремлющее «Аз»–
зелёное, в прожилках кровь сквозит, –
 вновь вертикаль узрить первоистока,
 того, глубинного, питающего соком,
и выгнуть круг –> до вектора в зенит.






автобусное 4

почти Рождественское.

Молоко – до касания с небом,
с кракелюрами черных стволов:
нарисован декабрьский ребус
потрясеньем небесных основ.
Занесло и поля, и станицы,
позаброшенных пастбищ горбыль –
словно семечки, черные птицы,
пересыпали снежную пыль.
Ухватившись за кромку сарая,
смертнобьющийся Лаокоон –
паренёк Ставропольского края –
трёхлитровку несёт с молоком.
Молока – до краёв – хоть залейся,
но коровы из теплых хлевов
всё мычат, окликаясь, до леса,
где все явственней тройка волхвов.
Наш автобус – хранитель обочин.
Наш возница – отнюдь, не Харон –
проплывает сосредоточено
пересыпанный сахарком
указатель на Сочи и Нальчик,
(где магнолия, знаю, цветёт).

Мы уехали дальше. А мальчик
 молоко всё несёт и несёт…


21- 22.12.14 Ставрополь


златоглазое

Смяв крыла, упаду златоглазкой*

на призывное жало огня- нет отныне меня!-

назову это чудом и сказкой…

На судьбу не ропща, не кляня

и секунды храня,

с рук твоих как Святое причастье

выпью чашу цикуты до дна,

и, до боли одна,

назову это, дурочка, « счастьем»…




*ночная мушка


последняя женщина


Королевна, инфанта - таланта, цехина, обола
не возьму у тебя, мне знакомы до желчи, до боли,
до победы в глазах - от служения и до восстания-
этих взглядов касанья.

Не царица, не львица- но пусть повторится надежда,
что в груди залатаем дыру и - задышим как прежде,
свою ноту возьмем без клавира на клавишах мира-
как свистят эти дыры…

Ни сестра, ни жена, ни сама - от испуга- подруга,
я возьму твою долю, и боль убаюкают руки,
видишь - снова рассвет, этот свет, это утро в зачатке-
как слова на тетрадке.

Не блудница, не инокиня, не святая-
я осенняя женщина, стало быть, я - золотая,
Я - последняя женщина, богом обещана даром,
запылаю пожаром…


ты

из первых, что умирают от быта, безлюбья и боли;

заговоренный от пуль и пираний – носишь тавро доли,

стихами клея геном века, стихая в космический шелест,

будешь ломать, словно мальчик, лего родственных отношений.

В ночь, длиной как чужой окурок, – слюни да пара затяжек –

вспышки мыслей: ты первый придурок даже на диком пляже,

гол и велик, что коньки морские сжались, травой укрыты,

в доме твоем – мировой скинии –

вместо Торы – корыто

колотое. Интернет «на мыле»,

дым сигаретный, тексты…

В хате пустой на сто первой миле

даже тебе тесно:

всюду извечный вопрос «quo vadis?»

гложет и гложет. Может

Яхве воспользуется правами,

сам по себе – поможет?

В коже ли, роже ли метка?...

Боже, 

силы скрепи глиной.

Коли ты жизнь начертал острожной,

укороти линию.



человеческое. Донецк

«Быть человеком некрасиво…»
отец Дмитрий Трибушный,
Донецк

Быть человеком – не опасно,
легко, когда в своём дому
к столу скликаешь зычным гласом
друзей на шашлыки в дыму.
Быть человеком непривычно –
мы так старались исполнять
законы волчьи, лисьи, птичьи –
что нам людские не понять.
Быть человеком – это просто,
когда найдёшь, за что гореть,
тогда в Макеевке и Грозном
не страшно будет умереть.
Быть человеком некрасиво,
и смерть не ведает стыда –
откуда ж внутренняя сила,
 «живот за други отдавать»?
Быть человеком – не героем,
ни Бэтменом, ни Жанной Дарк…

С коляскою гуляют трое.
Тепло. Весна. Донецкий парк.
6.04.17



Гербовое.Донецк.

«Садок вишневый коло хаты»…
Тарас Шевченко

Тарас кручинится над площадью,
что голубями не обсиженный –
умчались голуби, так проще им,
войной донбасскою обиженным.
А нам всё верится-не верится,
надежда, словно в горле ком:
всё в Украине перемелется,
и ей виниться перед Горловкой.
Но, как бы круто не замешано
начало века 21-вого,
я срежу вишни ветку вешнюю,
и флаг повешу русский. Гербовый.

9.04.17


Дорога Ростов-Донецк


Эй, дороги... - ради бога! На дороге Бога нет:
в колдояминах дорога, страшен черный пистолет,
надолбы, что раскоряки,за развилкою – блок-пост.
Жители привыкли прятать, очи, блёклые от слёз.
Где дороги-недотроги возводили их отцы –
ждут, готовые к тревоге, любознательны и строги,
молодые погранцы с автоматами на взводе.
Сколько человеку родин обеспечила судьба?
На Донбасс ведут дороги – если жизнь не дорогА –
не дороги, а пути, да не все из них открыты ,
то и дело, миной взрытый 21-вый век гудит.
На Дебальцево – молюсь! – глухо долбит канонада,
как похожа на салют. Неужели ЭТО – правда???
Окна выбитых витрин, стен раззявленные пасти,
каждый день прожИт за три – здесь другая мерка счастью.

Наш автобус превозмог колдорытвины устало –
до Донецка оставалась лишь прямая из дорог.

5.04.17


пасхальное

Когда Господь лицо отвёл и Землю милостью оставил,
то волю человек обрёл менять основы горних правил.

Ни саддукей, ни фарисей не ведали такого в распрях –
когда крещенные в Христе ни сёстры сделались, ни братья,
соседский отнимая Храм, друг друга понося хулою,
что нам? – Иуды вечный срам,
когда один – Аника-воин,
другой – остатаневший хам.
Межхристианская вражда! – спасибо жерлам революций –
теперь гражданских поражать для армии одна из функций…
Десятилетия! – врага придется сдерживать соседу,
а мир свою куёт победу.
Читает суры Эрдоган.


Родионовое


Христос воскрес! –
Воистину воскрес!
Ответный хор что океана всплеск.
Усталый пастырь браво восклицает:
Христос воскрес!
– Воистину воскрес!
Паникадило до самих небес
отрадно и торжественно пылает,
благоуханный ладан, мрея, тает,
окутывая православный крест.
 …Толпа людей колышется плечами,
светлеют лица ясными очами,
и пришлый запах раннего вина,
растерянных, накрашенных девчонок,
принесших тоже куличи в поддонах
и ожерелья радужных яиц,
был наравне с химической атакой…

ОМОН проворно разобрался с дракой
безусых, сильно раздраженных лиц.
 
Сухих старушек невечерний свет –
такой я в зеркале искала – нет.
Платочки белые, как мантия в миру –
их подвиг – подвизаться на юру,
не среди вОлков – одичалых псов!–
что знают дом хозяина и зов,
с его руки, по милости, питались,
и – в лес ушли, и там, в лесу остались,
звериный снова обретая рык,

и мне непостижим Святой язык…
 
В Чечне распяли юного Христа –
кому-то эта истина пуста…
«Христос воскрес! – Воистину воскрес!» –  

Кричу и плачу. Предо мною лес.

2000г
Икона "Воин мученик Евгений Родионов"


Ночлег в Донецке

 Вере Ивановне Белиной, Донецк.

ВераВанна – училка, цифровед-архимед –
ей для гостьи случилось приготовить ночлег.
За окном канонада. Говорит: не по нам!
И тому уже рада, что не дует из рам.
Помолчала, но к слову: вот, осколок в стене…
Но стекло уже новое, как и стеклопакет.

Над моею подушкой осколок в стене.
ВераВанна подружкою сделалась мне.
Телевизор не вклЮчен – повсюду брехня! –
шрамом жгучим-колючим отныне семья.
Все разъехались дети – в Ростов ли, Шанхай,
по квартире как в клетке остаётся шагать
ВереВанне, хранительнице очага.
Над кроватью учительницы – осколок врага.

5.04.17




фицжеральдовое


Это море – 
аккордами бьёт через край,
поглощая шумы, возражения, ропот,
приводя в соответствие трам-та-ра-рай,
гоп со смыком и джазовые синкопы.
Здесь
ни хлопок, ни ладан, увы, не растёт,
гулко волны вздымают кырымские камни,
и вбивается пауза медным гвоздём,
в прихотливую не музыкальную память.
Слышишь? –
чайки блюзуют, сорвавшись в фальцет ?–
на подпевках сирены, что бэк-вокалистки:
про Кырым*,
про Кырым,
за Кырым оце всэ –
так что волны смывают и крошат столицы
мировые – так! – море понтово поёт,
Понт Евксинский
с зажатой в Босфор горловиной,
а на саксе козёл, съев последний пейотль,
(идиёт или муфтий, вдруг ставший раввином),
выдувая чужие пенёнзы в дуду,
нам пророчит беду:
тара-рам,
ду-ду-ду –
всем пророчит беду на кровИ нам.

Здесь слагается лишь доминант-септаккорд,
не решенный ничьим музыкальным законом…

Элла, детка,
сдружившая с Торой попкорн,
научи нас спивать унисоном!

Напои же, мой Дон,
твою грудь, Посейдон,
Summertime – растекись шоо-ко-лааа-дом!.. –

в полусне не удары настенных часов,
это более чем миллионный Ростов
слышит там, в ДНР, канонады.

 Элла, девочка, море чернее тебя –
только скалы белы да коряги –
по-ми-ри,
негритянка, славянских ребят,
спой им блюз,
как " из греков — >варяги "








Донецк.Горожанам.


Да облекутся противники мои бесчестьем и, как одеждою, покроются стыдом своим…
Псалом 108

Здесь граждане, гордо надев ордена,
приходят, послушать поэта –
война ль виновата, погода, страна?
Здесь «выжить по-русски» – кредо.
Еще не видали ни век, ни Клио
такого кипения в генах,
чтоб чувство подкорковое «патриот»
охватывало бы мгновенно,
не отпуская воспрявших жил,
не опуская взгляда,
и ты понимаешь: где б ты не жил,
Родина – рядом.
Она проступает сквозь чью-то спесь,
чужие слова и фасоны,
и ты вдруг сжимаешься в русскость весь,
до 46-той хромосомы,
аж проступает видеоряд
 предков, ушедших в славу –
и в зеркале ищешь русую прядь,
доставшуюся по праву.
И, возвращаясь в сытый Ростов,
ранено, невыразимо,
слышу- сквозь ропот- Донецка зов:
с нами, Россия!
И, зубы сжав, неумело молюсь
о постыжении вражьем:
«неопалимый Донбасс», ты – Русь,
о, Боже спаси сограждан!
2017 г.





женщины Донбасса


Посвящение поэтессам Елене Забайкальской и Людмиле Логош-Дубограй, приехавшим в Ростов-на-Дону с презентацией сборника
"Поэзия непокорённого Донбасса"№26.

Как жизнью эти женщины полны,

а выйдет час – уедут на Донщину,

где пятый год уже не спят мужчины

на рубеже непризнанной страны.

Их мир в стихах, в стихах – война и быт,

они жалеют нас, как братьев младших:

они уже давно хоронят павших

и поимённо знают, кто убит.

Как мы, в домах наводят свой уют,

так и живут, Людмила и Елена,

собак спасают, лечат-кормят пленных,

они из тех, кто крепче если бьют.

…Они уехали в затихнувший Донецк,

а нам – дышать прифронтовым Ростовом,

чтоб убедиться, не поверив слову:

они сдадут - и нам придёт конец!

Чтоб вспомнить всё: фашиста грозный глаз,

и хватку жадную недремлющей Антанты,

чтоб с противостояньем оккупанту

не спутать государственный приказ.

Вот так теперь стоят Донецк, Луганск,

Макеевка, Дебальцево – соседи,

они живут, никто из них не съедет!

Пусть мины, пусть ракеты, даже танк…

И также провожают в первый класс

детей своих – на радость ли, на горе?

Трещат чубы холопов в барском споре…

Они живут и молятся о нас.
2017 год


Гомер в Батайске

Весна холодная, дождливая –
борьба за солнце не проста -
достанет ли природе Шлимана,
чтоб нас, как Трою, отыскать
 и обогреть огнем небесным,
с попыткою испепелить?

Как в слове «жить» предельно тесно,
расплывчато, как сталактит.

Соседи высеяли грядки,
накрыты плёнкой парники –
какой Гомер, (в каком припадке?)
опишет эти пустяки,
необходимые как воздух,
затем, чтоб полнился налив,
и яблочко Афине грозной
вручил Парис одной из див.

Здесь огород зовут «левада»,
и стены строят на века,
здесь ахеянину услада
(усы улыбкой напомадив),
взирать на местных дев бока.

Здесь ходят боги голоноги,
и бабы что с веслом - с копьем-
тысячелетия проходят,
а мы как жили – так живем,
 и жизнь богата на примеры,
чтоб классику усвоить впрок.

В Батайске вечному Гомеру,
 глядишь, найдется вечерок.

Март 23 2021 год +10 холодно!


фонтанное

…не ушли голоногогие юноши.
Чашу фонтана
также мерно качает на спинах вандамов,
ветер кружит их мокрые честные речи –
големыки страны, их создатель Вучетич –
их профессия нынче редка: водоносы,
всё идут и идут, закругляя вопросы,
мускулистые руки под чашу подставив,
глинобитные годы, как ноги, устали;
но зимою, когда от фонтана ни звука,
им Создатель даёт по тарелочке супа,
и по городу, замершему от испуга,
эти големы движутся глиняным цугом,
разрастаясь всё выше и выше, и выше,
головами сбивая ростовские крыши,
суету попирая декабрьскую нашу,
подпирая ночами небесную чашу.
И когда салютуют квартиры и хаты
безнадёжной надёге проснуться  богатым,
они гасят в фонтане упавшие звёзды,
чтобы город не вспыхнул, как давеча Грозный,
чтобы час новогодним был, а не отчаянья;
и потом – каждый голем мельчает, мельчает, мельчает,
превращается в глиняного человечка,
вот – под чашу фонтана протиснулись плечи;
чтоб, когда эта ночь перейдёт половину,
чаша снова качнулась на каменных спинах.


офонаревшее

Ветер вдувает ноябрю кислород,
в рощах разлиты и брют, и мартини –
в шубы окуклился местный народ,
втайне завидуя звериному.
Ночь смелА ландшафтные прелести,
даже луну сорвала как заплатку–
как не припомнить дурня Емелю,
на теплой печке спящего сладко?
Хрипло скрипят на ветру акации,
взбивая ночь с предрассветной моросью,
фонарики –чудо электрификации–
поодиночке борются с мороком:
на электричку народ тянется,
то здесь, то там дрожащие блики,
насельники, гости или начальники,
пред электричкою – равновеликие.
Уедет, зараза, хоть плачь, хоть плюйся…
Стоянка – минута. Взбираются прытко!
Студентки блямурные в стайку плющатся,
школьники в тамбуре курят открыто,
дачники– хмурые, недоспавшие,
то ли дело возиться с сотками?–
или в схватку вступать рукопашную
с матерщинниками да красотками?
Едут мамаши в райцентр озабоченно-
чад недужных врачам показывать.
(то-то все чаще дома заколочены,
то-то растет детвора, как пасынки.)
СтОит ли боли перстом касаться,
как язычка до рефлекса рвотного?–
но ТАК коснулась цивилизация
в пол-человеке полуживотного.
Прячутся, греются, строятся, рушатся...
Гуси гогочут как люди с крыльями,
дикие – те, улетая, кружатся,
эти ж – не бросят своё изобилие.
Здесь даже собаки лаять ленятся,
куры– в посадках хоронят яйца,
бывает, глянешь – увидишь лешего
или как лисы в лесу резвятся…
Есть Интернет, телефон– местный:
«Маньк, кабанчик к тебе заблудилси?»–
при счете в банке здесь было б чудесно–
каждый сгодился бы там, где родился.

…Выполз народ молодой из норок
в светлое завтра для жизни вящей–
всё хорошо бы. Если б не морок.
Да не фонарики эти дрожащие.




















зонтичное

Мой зонтик яростный, крылатый,
выстреливающий автоматом-
прочнее, легче юрких птиц
переплетением из спиц.
И ткань – устойчиво ярка
и вьюги (что там ветерка!)
он выдержит напор жестокий!
Но нет…
 Дороже – синеокий
с пейзажем пагод и цветов
китайский зонтик из шелков,
на дольки точно поделенный
тростинками из бамбука,
чтоб стрекозою окрыленной
казалась лёгкая рука,
И
перепончатокрылатой
взлетала я, теплом объята,
на крышу гнутую фанзы
у быстрых берегов Янцзы.
И меж пионами с павлином
бродила я мосточком длинным
и не хотела уходить
в мой дом, в большой многострадальный быт
(бывает, в детстве так живется)…

И если встречу «Продаётся»-

куплю! И сяду под зонтом...
Поговорим потом.


ВЕК раффлезии



"Le mort saisit le vif"
("мёртвый хватает живого" французская пословица)
фраза К. Маркса из Предисловия к первому тому «Капитала»

Ни пион, ни лилЕя, ни роза, ни лотос, ни мирты –
век раффлезии! –
этот цветок-властелин
метит в символы нашей эпохи немирной
с духом падали.
Выйдя из праха и глин,
свои всходы таит он, от взора скрывая до срока,
инфернальные силы сбирая в багровый венец.
Он паломников жаждет – так в древности
голос пророка
на сошедший огонь приглашал посмотреть.
Наконец
исполинский бутон расцветает –
исполненный тленья,
воспевающий смерть под мушиную жадную трель –
отродясь не слыхали цветы на гербах поколений
тех фанфар,
что Раффлезия смрадная слышит теперь!
Что ж, безумие нынче –
отметина скорбного века,
где Эль Ниньо вскипает, как дьявольский как суп на костре!
Нам осталась любовь, как доступный единственно лекарь,
к нашим ближним и к Богу,
хоть это похоже на бред.
Век раффлезии! – горше становится миро и ладан,
век людской – словно цвет дни его! –
век весенней травы….
Человек прозревает со смертью.
Такая смешная оплата
слишком поздняя.
Мёртвые любят живых.


Крик голубя

«И тогда он кричит. Из согнутого, как крюк,

клюва, похожий на визг эриний,
вырывается и летит вовне
механический, нестерпимый звук,
звук стали, впившейся в алюминий;
механический»…

И.Бродский «Осенний крик ястреба»

 

Город уютный птиц пригорнул к себе:

в парки, под крыши, на постаменты статуй –

так многочисленны, словно на Санта Марк…

 

Это  племя воркующих, в небо взявших разбег, 

знает: на родине легче остаться,

здесь обозримее финиш и старт.

Белые,

            мурые,

                        вяхири,

                                  блёсткие сизари,

дикие горлицы и заплутавший турман –

каждой голубке в Донецке нашлось зерно,

каждому голубю – небо цвета зари,

крыльям – свобода, не то, что курам,

песня от сердца слагается,

но

белый замашистый, крылья сомкнув, что нимб –

тот, Николаевский,

                        старой ещё породы –

духом не ведая: «всяк человек – зло»,

ветер вечерний словил, и, сливаясь с ним,

сверху увидел, как сшиблись народы,

преобразуя войну в ремесло.

Над кормушкой,

             как жаворонок, спиралью вверх,

крылья стоймя сомкнув, в ульрамарин –

                                                           точкой –

он, бывало, утром срывался, как ветром снег, 

лишь высота его манит, не тайна сфер.

Эти, замашистые,

                         всегда одиночки:

может – вернутся, а может, и нет…

 

Тёплый поток восходящий утягивал ввысь;

зарево Горловки сосредоточьем пожара –

крылья раскинул он, точно польский орёл,

белый на красном, – аж золотом лапы взялись –

голубь радяньский не сгибнет задаром,

(хоть бы от этого что-нибудь приобрёл),

ну….

соблюдённых конвенцией птичьих прав,

кроме наличия дома и корки хлеба,

да близкого Бога, (спасибо, еще не рай);

чтоб горделиво вознёсшись

                                  и хвост задрав,

от мировой камарильи потребовать:

ввек отказаться от фуа-гра!

 

Где – хорошо?

Вот – курятники… скотный двор…

Зоб опустевший напоминает о сущем,

хоть окрылённым не определён предел,

к лучшему тяга предполагает спор:

двинуть на Запад? – не райские кущи,

а для Востока он слишком бел.

Стало быть,

 с крышей навечно прервав родство,

в небо ворваться, крылья наполнив зюйд-остом? –

дети свистят,

                        головы вверх задрав –

можно в Варшаву, а можно махнуть в Ростов, –

но навсегда обернув первородство

птицы в комок голубиных прав.

 

Вон – терриконы,

                         патиной покрытые лет,

тут огороды, аж хаты вросли в заборы –

всё перерыто!

Тела человеческие по кустам…

Даже детей не заметно, как будто нет.

Выстрелы обоюдные, как переговоры,

Взрывы! –  словно в лицо кастет.

 На Юго-Запад? –

где месяц качает Днепр,

            словно птицу, подбитую на середине… 

Килем на Киев?... через Полтаву и Днепропетровск

дебри лесов

                        перерывая что дикий вепрь,

рафинады хат по всей Украине –

до самой Оттавы тянется ров.

 

А если взять Западнее, на Ужгород и Черновцы? –

чтоб ветер глотнуть карпатский по-над границей –

увидишь:

люди тянутся вверх по холму

меж острокрыших домов, что строили их отцы,

к двери костёла текут вереницей;

и каждого ждёт паляниця в дому.

 

Чуя нутром

гнездовище, хозяйский корм,

веками смежив смородину красную глаза,

(выпадет утром в какой-нибудь край с высоты!)

крылья

почти ястребиные ровные распростёр

в тёплом потоке горящего газа…

Голуби мира,

            по сути,

                        просты.

 

Атомной станции тулово –

эк, занесло! –

пять областей или шесть в кругозор попали.

Крыльями,

стригшими облака, как весной овцу,

клювом,

не знающим человеческих слов –

сердцем,

не признающим стали,

голубь сшивает столетий цуг,

в ночь,

где лютует артиллерийский бой:

долбят Дебальцево,

рубят Артёмовск в руины,

осколки по веткам щёлкают, словно дятлы,

и тишину

прорезает

ракетный

вой.

 

На двадцать семь  областей Украины

души взошедшие молча глядят.

 

В Космос податься? –

поджав к животу плюсну,

ионосферу пронзая телом горячим, ищущим…

 

Калька с опавших перьев – это ещё зима,

только славяне гулко кличут весну:

всё под крылами сияет кострищами –

горит

и горит,

и горит

страна.

От дыма пожарищ когти свернуло крючком,

валькириям в унисон – дикий вырвался клёкот,

клюв заострился, выгнулся – мясо рвать,

белые перья вздыбились, став торчком,

сердце горячее стало лёгким –

он возвращается!

Нечего выбирать.

 

Навигация времени безошибочна в птичьем мозгу.

 

Видит, как манит славянская кровь норманнов,

слышит звон топоров  среди крови и шкур –

вышли варяги на средневековый разгул

не на драккарах – на танках германнов,

прямо в Вальхаллу, назло врагу!

 

Наш,

николаевский, то ли голубь, а то ли гриф,

имя своё забыв и голубиную мову –

что истребитель,

вспомнив Гастелло подвиг –

к первой ракете всем телом своим приник,

место для подвига предоставляя другому,

тыща-двухсотому.

 

Птичий блицкриг…

 

…На рассветном луче нет,

не голубь повис,

мирное – голубю, смертное – твари хищной.

 

Фурий,

            валькирий,

                        химер предрассветный крик –

мирная птица, вчера ворковавшая, –

в визг! –

мигом отрезавший милых и ближних –

всех призывала идти на риск.

 

Что там эринии? –по алюминию сталь! –

 

визг бронепоезда взрывами в рельсы вмятого,

 

с черных шевронов орлы ниспадали в Ад –

Гитлер и Байден был в помощь,

ни Бог, ни Рошаль,

разве что Один – призвали пятого

носители свастики, вызвавшие птицепад.

 

Голуби

в небо взвились на механический звук,

грачи и сороки,

стрёкот преобразившие в ярость,

серых воробушков грозно вскипела рать,

все –

на людей, полоумных от их наук,

небо – собой,

закрывали, чтоб не досталось,

крыльями – города,

ибо некому закрывать.

 

 

…Зелёные,

            бурые[ГУ1] ,

                        серые – все листы

от злато-багряного, до жёлтого и огневого,

выжжены в полосах леса…

Но снег валит…

Словно пустые скворечники–  блок-посты.

 

Осень две тысячи двадцать второго

без листопада

болит.



предрассветное

 

Воздух шинкуя пластами  сала,

пьет ноябрют сакральную дату

с  хлебом – сколько ни съешь –мало,

к старости – как ни прямись – горбатый.


Дорога пряма, словно  правда  прежде,

если не полнить карманы утлые,

ты – на финишной. Стонешь реже,

все присаливая прибаутками.

Если романы пишутся – дышится,

только  сжимается время шагренево…

Брось же! – смотри, как рассвет колышется,

красный и синий сводя в сиреневый.

Будет рассвет поджигать окраину,

 день раздувая сосредоточенно,

брось же писать! – и живи правильно,

Бог поможет, если захочет.

Хочешь? – я выучусь шить и стряпать,

буду носки собирать по дому,

хочешь букофф? – начни карябать

пару петроглифов веку другому,

доктора вызови, ляг в больницу,

выйди на пенсию по болезни –

ноль забот, вот тебе и Ницца,

вот и дыши, сколько вдоха влезет!

Нет же!...ночами твои литгерои

входят, сражаются, бьют – умирают,

пьют, рождаются, ржут и воют –

всяко взрывая чертоги рая.

Царства законные изнутри них

рвутся наружу, и – вот уж схватка! –

ты – то ли Нестор, Гомер ли, Плиний,

может, ты  Гитлер?  Твой бункер – хатка…

Разве власть  на здоровье – сменишь?

Не равноценен обмен и с хлебцем…

Твой роман со Временем – фетиш,

что тебе, Rexus, до нас, плебса?

Боже… 

утрачен такой мужчина –

хоть заспиртуй! – сохранив образчик…

Если Ты не найдешь причины –

выжить ему – помоги собраться.

Что уж… Я  не трепещу, плача,

выдержу все, только сердце ёкнет…

Если «крест мой по силе» –  значит,

я, мой Леннон, и есть твоя Йоко.

Так и запомню тебя с нимбом

дня под сакральной датой  колючей.

 ...Только  слова, что сказать могли бы,

тайной своей так и будут  мучить.

11.11.11

 



рождественское

 

Так хрупают – как сахаром, наверно, -
коровы безмятежные  сенцом,
сминая тело мягкое люцерны,
а мир бушует, как перед концом.
И в этом обстоятельном жеванье,
и скорбных вздохах о грехах людских,
вселенское сквозит переживание
и зависает на губах у них.
Молчат коровы,
только шумно дышат…

Неужто помнят сонные глаза,
как плоские, запыленные крыши
вдруг осветила яркая Звезда?
Не видели, как воссияли стены,
зазеленела серая земля
вокруг пещер,
      под небом Вифлеема,
но точно знают,
          что лучом к яслям
Звезда проникла в темноту овина
и осветила женские соски…

…«ИлИ, илИ, лАма самахвАни?»

С тех пор молчат коровы от тоски…



Или', Или', ла'ма савахва'ни (Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?) - слова Иешуа ха-Ноцри/Иисуса Христа на кресте.


колыбельная1



« У кота ли, у кота, периночка пухова.
У дитяти моего, да помягче его»…

…из тишины и безвременья,
меж рук и материнских кос,
над зыбкою – возникло пенье,
 непостижимое до слёз,
бессловное, как шум рогоза,
безнотное, что клёкот птиц,
бесславное, как россыпь прозы
вчерне набросанных страниц –
взыграла песня.
В том журчанье,
средь проступившей немоты,
мотыги и меча отчаянье
вскипало бульканьем воды.
Из сумерек,
из ниоткуда,
слагая возгласы в слова,
из лада, щебета и гуда
она слагалась и плыла –
играла песня!
Баю-баю…
И бился голос о стреху,
чтоб в камышовой крыше стаять
периночкою на пуху,
и колебались занавески,
вскрывая окна, как родник –
струилась песня по-над лесом,
чтоб всякий слышащий приник.
Играла песня!
По затонам
плескался сом, взмутив песок,
и солнце щурилось над Доном,
смежив под облаком глазок.
Играла песня…
И дитятя,
ручонки в зыбке раскидав,
за Володимиров,
Путятей,
за Пересветов крепко спал.
И был межвечный сон спокоен
под матринскою рукой –
рос в колыбели ратный воин
своих родителей достоин.
И зрел грядущий смертный бой.
Над Калкой,
Волгою,
над Доном
ложился свет наискосок,
чтоб Богородичной иконой
светился русский образок.

...Вселенский горизонт сшивая,
вёл бабий голос, как уток,
бесхитростное «баю-баю»…
Жужжала прялка как живая.
Мурлыкал серенький коток.


Стих посвящен певице Евгении Смольяниновой- нашему "Национальному достоянию".Читать нужно Окая.



автобусное3

Незнакомка

                                                                                «Дыша духами и туманами»

                                                                                                              А.Блок.

Шубой норковой да по полу автобуса –

р - р-разойдись, нам беды нипочем! –

проползает, как пчела по глобусу,

барынька меж разным дурачьем,

в мешковатых узкоглазых курточках,

в недоедках с мольного стола,

перестройкой топтаная курочка,

вся, по клюв, в заботах и делах.

Видимо, с шофером не поладила,

или взбунтовался «Мерседес»,

только эта норка шоколадная

вызывала бурный интерес:

кто-то вспомнил НЭП,

потомков Бендера,

кто-то продразверстку, 

кулачье,

а одна – врача, нациста Менгеле –

устремленной бабе нипочем…

Вся в духах, туманом опечалена,

словно руль в автобусе, одна,

ехала, упрямо и отчаянно,

не сестра, и  точно – не жена.




автобусное2

 

 


 

последний автобус

Во чреве Матери Великой

тепло, уютно, душно так,

как в этом – до бровей забитом –

автобусе, где за пятак

с утра бы сделали котлету…

 

Дыханьем жарким разогрета

отдельно взятая страна

с невидимым, но верным кормчим,

плыла, усталая, в тиши,

соединяясь целью общей –

домо- о - ой!...

И потускневший шик

не приглашенных на свиданье,

в окно уставившихся дев,

давал возможность мужней даме

разговориться, осмелев.

И общий говорок, что в бане,

«за жизнь, за горе и судьбу», -

что  соусом в консервной банке

перчил, умасливая путь.

Уже писались телефоны,

жевались чьи-то пирожки –

существовала вне закона

республика, возможно, Шкид…

И вез сияющий автобус

пещерную общину в темь,

и общим был очаг растоплен,

и общим пережитый день…

Объединяющее Слово,

пресветлой тайною маня,

сплавляло вместе медь и олово,

и плыло золото огня.

 …В туман сойдя на остановке,

как новорожденный – впервой –

хватала воздух я неловко,

слезами растекаясь в вой,

среди холодного безверья,

и листьев, падающих ниц,

что, вот – хлестнул наотмашь ветер,

как бьют неопытных блудниц,

бросая деву в чистом поле,

где с губ сбиваются слова,

где, перемешиваясь с болью,

земля равняет рай и ад…



автобусное1

 

 

....Календарь редеет, что нынче  зубы.

 Не смешалось, как масло с водою,

наше время;

в автобусе, полном судеб,

бесконечный будень почти что воет.

 И девчонка, уткнувшись в плечо соседа,

телефон листает: желтеют пляжи,

замуж выйду, думает, навсегда уеду,

и блажной автобус не вспомню даже.

 А сосед, в тесноте сохраняя устойчивость,

стиснул поручни до побеления –

со второй чеченской решать он заточенный

задачи по мере их поступления.

 Чуть зачатый декабрь на шоссе сжимается

до сизарей, словно сгустков холода,

и в небе двукрылый пакет ломается,

преодолев притяжение города.

 А старушка зашедшая,

вставную челюсть

компенсируя шалью и шляпкой с перьями,

по-господски, с шофером общаясь, как с челядью,

приказала плотнее закрыть двери, и

плюхнулась рядом, шурша пожитками:

ветеранским билетом, справками, пенсией,

цыкнула: ишь ты, еще и не жившая,

а телефон-то! – от жиру бесишься…

 Словно Харон, собиравший оболы,

был возничий автобуса неразговорчивым,

не отмечал он признаков пола, и

не отличал ни Отца ни отчима.

 Так и поплыли сквозь море с пляжами -

парень, державший мечту соседкину,

и старуха своём в плюмаже,

со словами – монетами медными…



амнезийное

Прозрачных девушек пастельные мазки
легко наносит акварель июня
внезапною грозой.
Мне так близки,
так беззастенчиво и неприлично юны
бегущие в прохладности воды,
что в мокрости своей неотразимой
бегут в подъезды, детские сады,
где в память размокает амнезия …
Они с ладошкой в качестве зонта,
в потоках тротуарных ищут брода –
им, нимфам, рад заброшенный фонтан
в такую-растакую непогоду.
Юдоль свою, размытую в дожде,
под струями ещё не замечая,
бегут не к осени – с тревогой о нужде –
а с хохотом, назад, к раскатам мая!
Смеются девочки внезапному дождю –
и я смеюсь, и день смеётся с нами,
и чуден мир.
Помокну... подожду...
чтоб амнезия – в память.




розановское

Я – сучье племя.      Голубых кровей

отчаянно храня переизбыток,

среди сородичей своих недоубитых,

пропагандистов племенных и сытых,

смотрюсь и веселей, и здоровей.

Горация читаю на суку

семейству врановых, живущему три века,

пока фонарь всесилен над аптекой,

пока язык Полонского и Фета

не откусил ни инкуб, ни суккуб.

Я выживаю, словно ирокез.

Толстовский слой давно перепахали,

где снег, как будто диссиденты, валит,

там крепких текстов нам видать едва ли,

здесь на литературе ставят крест.

Так и умру, издавшись на свои,

сомкну уста, как Розанов в могиле.

Поём и пляшем – не читаем – мы ли?

чтоб через век его изъять из пыли

и  в колокол отчаянья звонить.

 



пьета


Город просыпается, то ли спит,
у воды неправедный вкус,
а Мария скорбная всё сидит:
на руках её сын Иисус.
Я звоню во все колокола,
но не слышишь ТЫ голос мой,
я бы жизнь свою за него отдала,
вороти мне сына домой…
То ли ещё вечер, то ли рассвет,
а не видно брода в огне,
то ли был сыночек, а то ли нет –
его след пропал на войне…
Как собака-ищейка я чую след –
по песку бежала бы, по воде –
не Мария, Господи, я,

нет, нет, нет –
сына я не отдам Тебе!
Я звоню, как звонили бы все звонари,
да оглох Ты в грохоте канонад,
за сыночка жизнь мою забери,
вороти мне домой, назад!
Я шепчу молитву – да наугад,
а слова словно вырваны из груди:
Ты, я вижу, Господи, мне не рад,
одно слово: ГОС-ПО-ДИ,
помоги! – натянута, как струна, –
не верши, ГОСПОДИ, убивать,
видишь, как схлестнулась с страной страна –
пожалей мать…
Я звоню во все колокола –
а как будто мир звенит в тишине –
я бы жизнь свою за тебя отдала,
воротись, мой сынок, ко мне…



15 августа

Ты поцелуй меня в уста,
15-тое августа,
теплом последним одари,
а там уж сентябри –
смотри,
как кучевеют до зари –
ещё воздушны облака!  Пока…
Любви так музыка густа,

15-тое августа!
Поторопись,  поближе сядь –
Гляди – уже седая прядь…
не прячь!
пусть глубже лучики,
не плачь,
не затуманивай глаза, слеза…
А мы на кончике листа,

15-тое августа!
Уже назад дороги нет,
и как подаренный рассвет –  привет!
На сто задач – один совет:
пусть сладок будет буден бред! –
в ответ…
Так поцелуй меня в уста,
15-тое августа!



вершинное

На вершине воздух имеет другой состав,
даже формула крови здесь меняется у людей:
на секунду мечтаешь сподвижником стать Христа,
а потом – хоть Демоном, лишь бы разок взлететь
над наростами крыш, над царапинами дорог,
любопытствуя, к окнам прижать щеку:
как они поживают, те, кому Бог помог
не сорвать до сих пор термоядерную чеку?

Понимаешь: ты слаб, и не в силах любить друзей,
так «желая осла его», «и жену его, и вола»,
что согласен летать, чтоб на ближнего поглазеть,
не вникая, где Кришна, где Будда и где Аллах .

Словно мысь, пробирается мысль, и смысл
изменяется, Слово на ложь сменив
земно-водные, скользкие, млеко-упитые мы –
а «по образу и подобию» – это миф.
Поклянёшься вернуться, где небо – взмахни рукой,
где любая вершина маняща, что твой Тибет…

На вершине горы воздух имеет состав другой –
это на спуске будет понятно тебе.



русалочье


Дай – до последних кругов на воде –

кануть, затихнув в последнем проклятье,                                                                                                       

флагом победным вечернее платье

будет маячить отмашку тебе.

Слышишь – отчаль! 

 Упоительна тишь…

здесь ни задач, ни семьи, ни обмана;

вялое тело ночного тумана

насмерть падет на гиперболы крыш.

Буду русалочкой. К  черту долги.

Скоро постигну нюансы щекотки –

стылое брюшко затерянной лодки

не избежит моей белой руки…

Милый, прошу тебя: не возвращай

счастья... несчастья...

какое мне дело? -

уж чешуится тяжелое тело…


Как ты уступчив, любимый!... 

Прощай...

 



цикличное

юбочки колокольчиком
шляпки балы их величества
тюрьмы бомбисты подпольщики
облики меж обличьями
залп юнкера госпитали
броневики революция
Харбин упокой Господи
к стенке вернёмся Турция
нынешнее правительство
Крупская с пионэрами
Шагин. Шагал из Витебска
над Парижем фанерою
Тише воды челюскинцы
репродукторы Пленумы
Осоавиахим Союзкино
Сталин заветы Ленина
кудрявая что ж ты не рада
тройки расстрельные списки
зэки конвой Правда
неотречение близких
вставай ты такая огромная
всё для Победы воронки
эшелоны груженые
раненные вести с фронта
жизнь будто день хрущёвка
в космосе и балете
воскресенье прощенное
Сталина бы болеем.



помидорное

Помидоры все слаже и слаже,

а на майке спина все белей.

День июльский росой напомажен

и сиропом густеющих тлей.

Горожу в огороде свой город,

всех похерив законно вполне,

кроме тех, кто особенно дорог,

с кем, пожалуй, была б на войне… 

Может быть, от досады и злости

на люли – разлюленный июль,

изнывая, придешь ко мне в гости,

разглядев через маечку ню?

Соблюдая неприкосновенность,

опрокинем по чашке вина -

на стене наши смелые тени

скомпенсируют мысли сполна…

А пока, вырывая репейник,

из земли добывая озон,

в предвкушении счастья и денег,

я ладони колю об осот.

Длинным,  как ожиданье трамвая,

летним днем, под закатную мглу,

подписавшись: 

Галина, эсквайер. -

я без сил растянусь на полу


неожиданное

Всеотрезвляющей болезни
неожидаемый эффект:
ко мне в друзья враги полезли
почти на аутодафе:
преодолеть коловращенье
всех внутренних и внешних сил

и нанести визит?! 
Прощенья
никто не ждал и не просил –
уж я тем паче.
Убедиться,
что я жива еще чуть-чуть,
поправить простыню,
напиться,
не дрогнув, чашку протянуть…

А я – жива, и всех живее.
Потрачен подвиг был зазря -
ушли, словами отшумели,
как бабье лето ноября.

Благословенного инфаркта
всеисцеляющий эффект:
пришли друзья с таким азартом,
что мандаринов и конфет,
как в магазине на прилавке,
и странно светятся глаза,
и времени друзьям не жалко,
молчим. И нечего сказать.

И надо, наконец, прощаться.

В попытке что-то сказануть –
лишь ткнуться, как поцеловаться,
благословляя вечный путь.


Опавшее

Рыжие кошки уже не видны на траве,

тихо листва шелестит триолет об ушедшем.

Вам – ворошить,  говорить, зимовать, здороветь.

Мне – затаиться, как кошке, надевшей ошейник.

Знаю – исчезну, но зреет подспудный протест,

(старая кошка – бывала, умна, терпелива),

только не сложишь из лап её правильный крест,

как ни примеривай, ляжет смирение криво.

Что – как, плоды потеряли свой императив?

что, как  посевы отныне пусты и безвлаги?…

Листья шуршат триолет на простой лейтмотив –

не отличат, безъязыкие, регги от раги.

Значит, слова перестали к надежде взывать,

свой подступил звукоряд –  невозможно молчанье!

Слово уловлено, словно мышонок в зубах –

спеть, отпустив?... Заглотнуть?...

И – горланишь  отчаянно.



прощальное

...на плоту из осенних листьев

в синеву уплыву глаза,

и потрогаю твои мысли,

как огранщик углы алмаза:

не найду о себе дюйма,

 о себе не сыщу складки,

и скажу себе: плюй на

него, собирай тряпки,

обдирая о боль пальцы,

и мыча от потерь истин,

(даже тихое слово «сжалься»

не приемлют мои мысли)…

Холодок леденит плечи –

оставайся! – в руке посох,

обретая не дар речи,

оставляя зрачков просо…



зимнее

Внезапная январская зима…
Ещё вчера апрелем бредил ветер,
и воробьи копались в винегрете,
переходя с чириканья на мат.
Февраль летит – взымать морозом дань,
убрать под лёд надежды и посулы,
и близкую весну как ветром сдуло,
и выпал снег. Бело, куда ни глянь.
Затихло все с дыханием судьбы.
Легенде о глобальном потепленье
не верят батареи отопленья,
весь катаклизм переводя на быт.
Снег не скрипит, двери залеплен рот,
кусты подобострастно изогнулись…
…Мой белый дом средь побледневших улиц,
зарылся в снег опасливо, как крот.