В последнее время среди постоянных авторов ДК в ходу МЕМ - "... много не бывает",
ДК объявляет конкурс на лучшую работу по предложенной теме (МЕМу) - ДК-7 МЕМ конкурса - ЧТО ЕСЛИ. С одной стороны, МЕМ тематически ограничивает предлагаемые конкурсантами работы, с другой - очень поместителен. Никаких ограничений по выбранному жанру, роду литературы не предполагается. Ограничители - качество предлагаемых работ и завершённость (самодостаточность). Иными словами, фундаментальные требования, предъявляемые детской (и взрослой) литературе. Предлагаю всем будущим участникам для внимательного прочтения статью о детских стихах Иосифа Бродского:
Стихотворения И. А. Бродского, написанные для детей и опубликованные в таких детских журналах как «Костер» и «Искорка» [1], – это, несомненно, стихотворения интересные как
детям, так и взрослым. «Следуя примеру лучших детских авторов, поэт «перевоплощается» в ребенка и начинает говорить с ним на его, ребенка, языке»[2]. Здесь следует оговориться, что детям, по-видимому, понятен верхний, но от этого не менее значимый, семантический пласт стихотворений И. А. Бродского, более же глубокий, зашифрованный в стихотворениях смысл, адресован взрослой аудитории и, следовательно, понятен ей.
Этот пласт взрослых значений наиболее очевиден в первом «детском» стихотворении Бродского – его экспромте, написанном по просьбе Л. Лосева[3], «Под мостом течет Нева…»[4]: здесь в занимательной для детей форме фигурного стихотворения изложены крамольные по меркам советской идеологии мысли, которые еще здесь передаются прямо, а не эзоповым языком, как это будет в последующих детских стихотворениях Бродского. В последующих стихотворениях И. А. Бродского, написанных для детских журналов, отчетливо выделяются два, не соподчиненных иерархически, смысловых пласта – первый, адресованный детям, интересный им и не раздражающий советскую цензуру, и второй – скрытый, тот который в «расшифрованном» виде вряд ли бы попал в печать. Эти пласты значений являются неразрывно связанными друг с другом и образуют структуру с «двухуровневой адресацией»[4]: внешняя простота (не примитивность) «детской» составляющей стихотворений, при раскрытии «взрослого» семантического пласта, подчеркивает его глубину, а иногда и ужас того, на что поэт намекает в стихотворениях для детей. Итак, рассмотрим на примере двух «детских» стихотворений И. А. Бродского «Баллада о маленьком буксире»[5] и «Самсон, домашний кот»[6] то, как в них реализуются те особенности, о которых говорилось выше. Оба этих стихотворения написаны специально для детей[7], и это, разумеется, отражается на их структуре. Стихотворение «Самсон…» состоит из синтаксически и ритмически простых единиц – каждая строка стихотворения – это законченная мысль, включенная в ткань стихотворения, даже в том случае, когда стих не равен предложению:
тот — водичку пьет из Мойки,
тот — поужинал в помойке,
тот — вздремнул на полчаса,
тот — спасается от пса,
тот — совсем больной от стужи…
Стихотворение «Баллада о маленьком буксире» в этом смысле представляет собой более
сложно организованное единство – простые, возможно, даже сознательно упрощенные
конструкции, аналогичные тем, что мы видели в стихотворении «Самсон», чередуются со
сложно составленными синтаксическими целыми, занимающими целые строфы:
И когда я состарюсь
на заливе судьбы,
и когда мои мачты
станут ниже трубы,
капитан мне скомандует
«право руля»,
кочегар мне подбросит
немного угля,
старый боцман в зюйд-вестке
мой штурвал повернет
и ногой от причала
мне корму оттолкнет, —
— и тогда поплыву я
к прекрасному сну
мимо синих деревьев
в золотую страну,
из которой еще,
как преданья гласят,
ни один из буксиров
не вернулся назад.
Это объясняется смыслом стихотворения, последовательным развитием его лирического сюжета, о чем будет сказано ниже. Оба стихотворения несут на себе явный биографический отпечаток. Если адрес «прописки Самсона» («Кот Самсон прописан в центре / в переулке возле церкви») совпадает с адресом И. А. Бродского в Ленинграде на ул. Пестеля напротив Спасо-Преображенского собора в доме Мурузи[8], то место, в котором работает буксир «Антей» совпадает с любимыми местами поэта в Ленинграде – петербургским портом, той частью города, которая начинается за Обводным каналом[9]. Если Самсон именуется в стихотворении безработным («Он красив и безработен…»), то И. А. Бродского обвиняли в тунеядстве[10]. Мечты Антея о плавании по морям («И хотя я горюю, / что вот я не моряк, / и хотя я тоскую / о прекрасных морях…») совпадают с юношескими мечтами поэта о мореходке, куда ему таки и не суждено было поступить[11]. В этих приведенных выше параллелях, наглядно проявляется двуплановость «детских» стихотворений И. А. Бродского, о которой говорилось выше: детям при чтении этих строк будет понятна и интересна только судьба буксира Антея и кота Самсона, а читатели взрослые увидят здесь, кроме того, еще и намек на биографические, зачастую сложные и драматические обстоятельства жизни поэта и его коллег («он сочувствует коллегам…») – таких же, как и он, поэтов, не имеющих возможности печататься и вынужденных существовать преимущественно на разовые доходы от литературной поденщины. Таким образом, в стихотворении «Самсон, домашний кот» практически каждая строка может быть соотнесена с событиями, местами, ситуациями из жизни И. А. Бродского. Этот втобиографический пласт значений расшифровывается, причем достаточно легко, практически всеми читателями, вступившими во взрослый возраст. Если же мы посмотрим на стихотворение «Самсон…» глазами ребенка, и я полагаю, что И. А. Бродский, создавая этот текст также «перевоплощался» в ребенка, то увидим весьма занимательную, забавную и, возможно, даже поучительную историю о домашнем коте Самсоне, проводящем свою смытую и спокойную жизнь в тепле на кухне. Акценты в этих двух «версиях» одного стихотворения расставлены принципиально по-разному:
вторых, что же видит и понимает ребенок, читая «Балладу о маленьком буксире»? Начнем с первого и, по-видимому, главного вопроса. Итак, как мы выяснили выше, стихотворение «Баллада о маленьком буксире» не адресовано только детям, но в то же время именно дети, как принято говорить, целевая, основная читательская аудитория стихотворения. Следовательно, все или почти все, что содержится в стихотворении должно быть детям понятно. Тогда возникает вопрос, какими способами, средствами, с помощью каких приемов поэт делает сложный, бытийный пласт значений понятным детям? Итак, главным героем стихотворения является буксир с достаточно странным для корабля именем Антей. Это имя отсылает нас к древнегреческому мифологическому герою Антею и, далее, ко всей греческой мифологии. У такого выбора имени есть по крайней мере две причины, и обе они служат решению той задачи, о которой говорилось выше. С одной стороны, имя Антей, с точки зрения самого поэта, является знакомым и понятным детям (заметим, что И. А. Бродский признавался, что в детстве зачитывался мифами Древней Греции и уже во взрослом возрасте считал, что нет лучшего чтения для ребенка). С другой стороны, миф – это чрезвычайно важное понятие в культуре, необходимое на определенной ступени развития человечества для передачи некоего опыта из поколении в поколение, причем опыт этот касается не быта, а бытия, того что мыслится Но тут же мы сталкиваемся с трудностью: какая тема, характерная для метафизической лирики поднимается в стихотворении «Баллада о маленьком буксире»? В первую очередь ребенок здесь включается в ситуацию общения с олицетворенной вещью, предметом, который в реальности не имеет голоса, но в художественном тексте оживает – с буксиром по имени Антей:
Это — я.
Мое имя — Антей.
Одушевляя буксир, поэт тем самым включает его в хорошо знакомы детям ряд сказочных существ предметов, таких, например, как Печь в сказке «Гуси-лебеди» или Зеркальце в пушкинской «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях».Буксир обращается непосредственно к читателю, отсюда, и простота построения предложений в первых строфах стихотворения, в которых Антей рассказывает о своей жизни в порту: в первых трех строфах мы имеем только одно сложное предложение, причем оно располагается в конце третьей строфы, до этого пред нами лишь простые предложения, каждое из которых содержит абсолютно законченную мысль. Зачастую именно так, упрощенными синтаксическими конструкциями, взрослые разговаривают с детьми. Такой стиль речи объясняется особенностями героя стихотворения – жизненным опытом и почтенным возрастом («где я был молодым…») буксира Антей. Антей приобретает все черты, свойственные живым существам: он принимает пищу («Это мой кочегар — это он меня кормит углем.»), болеет («Это два машиниста — два врача, чтобы я не хворал.») и т.п. Буксир оказывается способным и на более сложные чувства, свойственные только человеку: он имеет способность вспоминать, размышлять, грустить.
Когда мы видим уже не внешнюю сторону деятельности Антея в порту, а все глубже
погружаемся в его внутренний мир, усложняется синтаксическая структура стихотворения –
простые предложения заменяются сложными, и его семантика. В этой части стихотворения на первое место выходит «взрослый» пласт значений. Большая часть стихотворения, хоть и посвящена, казалось бы, рядовой работе буксира в аорту, может быть рассмотрена как мечта или в данном случае воспоминание о некоем идеализированном мире, где корабли (читай, люди) всех стран дружелюбны друг другу. При этом та земля, или страна, в которой существует Антей, отчетливо противопоставляется загранице, которая предстает здесь экзотическим миром в духе неоромантиков. Нетрудно увидеть в этом намек на Советский Союз и заграницу и надежду на то, что граница между двумя системами будет преодолена. Таким образом, можно сделать вывод, что в основной, большей части стихотворения пред нами предстает текст, произнесенный от имени буксира, текст, смысловые и ценностные акценты в котором расставлены в зависимости от «доминирующего» адресата – взрослого (в своеобразном внутреннем монологе, произнесенном от имени буксира) или ребенка (в своеобразном диалоге между Антеем и его адресатом). Если же мы обратимся ко второй, меньшей, заключительной части стихотворения, то обнаружим здесь интересное несоответствие между сложным, философским смыслом этой строфы и той пространственной точкой зрения, которая в ней реализуется. Мощный буксир, который
мы видим на протяжении всего стихотворения, здесь превращается в игрушечный кораблик,
который ногой можно оттолкнуть от причала:
старый боцман в зюйд-вестке
мой штурвал повернет
и ногой от причала
мне корму оттолкнет…
Эта трансформация происходит на наших глазах, она буквально зрима и связана опять же с
двуплановостью этого стихотворения. Здесь поэт как бы обнажает перед взрослым читателем принцип построения стихотворения и декларирует его адресованность двум группам читателей. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о специфике двух рассматриваемых стихотворений. Оба они, «Баллада о маленьком буксире» в большей степени и «Самсон, домашний кот» – в меньшей, строятся по принципу семантической двуплановости. То есть каждое из них можно рассматривать с двух точек зрения и видеть в них совершенно разный смысл, каждое их этих стихотворений одновременно адресовано двум конципированным читателям, соответственно, ребенку или взрослому, который обладает фоновыми знаниями необходимыми для адекватного понимания стихотворений. В одном тексте, в единой структуре, таким образом, совмещены два полноценных и равнозначных авторских посыла, и какой из них станет доминирующим, зависит, преимущественно, от читателя.
Ащеулова П.В.
Несколько слов о том, что такое сказка как жанр, а также об условиях конкурса.
Различается сказка фольклорная и литературная.
Это эпическое, в основном прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера."Сказка" от слова "казать".Современное значение формировалось в течение 17-19 веков. Прежде использовалось слово "баснь". Следует отличать сказку от близких ей жанров: мифа, былины, исторической песни, духовных стихов, легенд.демонологических рассказов, преданий.
Желающие участвовать в конкурсе представят Литературную сказку, написанную от лица ребёнка или взрослого. Фольклорная сказка существует более 10000 лет. Наши участники будут творить в течение 10 дней с момента появления данного объявления.
Профессиональные собиратели и исследователи сказок составляли сборники. Таким профессионалом был в Х1Х в. Александр Николаевич Афанасьев. Всего им было выпущено
8 сборников. Сборник, которым я располагаю, иллюстрирован талантливейшей российской художницей Татьяной Мавриной, которая была удостоена высшей международной награды: "Международный совет по книгам для молодёжи в 1976 г. наградил медалью Ганса Христиана Андерсена Т.А.Маврину за её международный вклад в дело иллюстрации детских книг" (К слову, она же иллюстрировала одну из книг А.Блока.)
Участники нашего конкурса должны представить сказку, прежде нигде не напечатанную, написанную специально для конкурса.
В ХХ-м веке выдающийся филолог-фольклорист В.Пропп в своём труде "Морфология сказки" сумел не только систематизировать сказку, но и дать научное обоснование её содержания и значений.
В.Пропп впервые указал на существование в сказках устойчивых выражений, неких сказочных формул, общих мест и т.д. Например, "в некотором царстве, в некотором государстве", "Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается", ""И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало", "Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок". Кстати, клишированные, устойчивые выражения типа "добрый молодец", "красна девица" - тоже особенность сказки. Клишированы в сказке портреты, характеры, место действия, сами действия. Всё это делает сказку узнаваемой.
В конкурсе будут следующие номинации:
1. Сказка, написанная от лица ребёнка.
2. Сказка, написанная от лица взрослого.
3. Иллюстрация к своей сказке.
4. Иллюстрация к сказке, написанной коллегой.
5. Сказка в рисунках (наподобие рассказов в рисунках Херлупа Бидструпа)
6. Анализ и оценка сказки, поданной на конкурс.
Сказки следует присылать на моё имя с пометой "На конкурс "Сказка"
asyasapir@gmail.com
Координатор конкурса
А.М.Сапир
Сегодня, 12 января 2016, начинается новый конкурс ДК-4. Считалка.
Как обычно, я хочу познакомить будущих конкурсантов с особенностями
Считалки как поэтического жанра
Ази, вази, призи, зизи
пятом, мятом, шума, рума
Дуба, крест.
-------
Шарага, барага,
по кусту, по насту,
по лебе, лебёдка,
штучка, плётка,
Соколик, вон!
Это не абракадабра, как может показаться на первый взгляд, - это заклинание, заговОр
идущих на охоту наших предков, пытающихся "странными" словами заговорить зверя
(он- де обыкновенных не понимает) во время охоты. Таково происхождение современной считалки - очень древнее. Это едва ли не самый древний поэтический жанр.
С тех пор жанр изменился, но ПАМЯТЬ жанра жива и проявляет себя в современной считалке
Сегодня детская считалка - это прежде всего игра, в которой устанавливаются свои правила
поведения: правила вежливости: кому "водить", кому "галить". Считалка сохранила свою связь со СЧЁТОМ, правда, весьма причудливую. Начиная от "Аты-баты шли солдаты" или "На златом крыльце сидели...", кончая сакральным числом "3", считалка считает, не мудрствуя лукаво, и учит, лукаво улыбается и ... делает своё дело. По большому счёту,
Считалка обналичивает, признаёт существующими то, что считает.
Мы существуем, значит ведём счёт и нас можно сосчитать.
Мы помним тревожный возглас Попугая (героя мультфильма "38 попугаев"): "Нас сосчитали!" Правда, он вскоре утешился, поняв, что сам может быть единицей
измерения.
Итак, каковы условия конкурса ДК-4 -- Считалка
1.Конкурс нчинается сегодня, 12 января 2016 и продлится чуть больше недели. Итоги будут подведены 21 января.
2.В конкурсе могут принять участие все желающие, в том числе и те, кто, не выдержав
ожидания, уже выставил свои считалки в ДК. Им следует сделать пометку "на конкурс", и их творения станут конкурсными.
3. Считалки должны быть оригинальными и творческими.
4. Считалки могут быть только вербализованы, могут сопровождаться рисунками.
5.К текстам будут предъявлены обычные для ДК требования, которые предъявляет ДК к поэтическим миниатюрам.
6.Поскольку конкурс проходит в преддверии Нового года, желательно, чтобы
эта тема нашла своё отражение в Считалках
7. Авторы могут участвоать в следующих номинациях:
а) Считалка, написанная ребёнком,
б) Считалка, написанная взрослым в подражание ребёнку
в) Считалка как элемент игры (конкурсант описывает игру и расписывает в ней роли
играющих)
г) конкурсант работает с предложенным текстом (текст прилагается), отвечая на вопрос.
Неужели?
Уж ужа увидел в луже
и позвал его на ужин.
"Угощу тебя лягушкой
и волнушкой из кадушки,
уступлю тебе горбушку,
молока большую кружку -
ешь и пей на всю катушку!"
Не в фантазии досужей -
уж ужа увидел в луже.
Возле ели ждёт ответа,
а ответа нет как нету.
Опечален и сконфужен,
тужит уж. Ну почему же?
Ужин что ль ему не нужен?
Иль без голоса - простужен?
Иль уполз туда, где сушь?
Или это был не уж?
Чужака не обнаружил.
Но кого ж он видел в луже
возле ели?
Неужели?
Вот на этот вопрос, заданный мной, автором стихотворения, следует ответить.
А также на главный вопрос: сколько УЖЕЙ в стихотворении?
8. Свои произведения авторы размещают в ДК.
Координатор конкурса
Ася Михайловна Сапир
***
Он кудрявый, белый белый,
Как на небе облака.
Так бы к ним и полетел он,
Но стесняется пока.
Чтобы в небе очутиться
Надо травкой подкрепиться.
Он мечтает про полет
И жует, жует, жует.
Весь из облачных кудряшек
***
Чем она питается,
Сеном называется.
Чем она бодается,
Рогом называется.
Хоть она и молода,
У нее есть борода,
Хоть она и с бородой,
У нее такой удой,
Что хватает молочка
Для послушного внучка.
В русской сказке – Дереза,
А у бабушки? (КОЗА)
***
Отгадай мою загадку:
Иллюстрация Сонечки Даржания, 10 лет.
___________________________
4. Старая загадка
Автор: Ник. Винокуров
Дата: 10-05-2016 | 23:11:00
В синем небе паровоз
без колёс.
Вместо чёрного за ним
белый дым.
Между тучками
болтается…
Подскажи,
как называется?
- - -
Конкурс загадок ДК-3
(Номинация - загадка, воспроизведённая взрослым)
5. Загадочная россыпь. ДК-3
Дата: 20-05-2016 | 15:45:56
С ним повстречавшись ненароком -
не обойдёшь так просто боком.
**
Спорить с ним себе дороже –
Лишь наплачешься до дрожи.
**
Он всегда недалеко,
но от него бежать легко.
**
С ним не страшен дождь любой,
если он в пути с тобой.
**
Его приходу всякий рад,
Но всё равно отводит взгляд.
**
День за днём, за годом год -
то садится, то встаёт.
**
Бежит - журчит.
Застыл - молчит.
**
Хоть оно и тешит взгляд,
всё равно его съедят!
**
Не струны, а звенят.
в дорогу нас манят.
**
Разбросаешь – какофония.
Упорядочишь – симфония.
**
Чтобы мы позабыли про наши заботы,
у них непочатое поле работы.
__________________________________
6. Почти загадки.
Дата: 10-04-2016 | 02:39:37
Вместо утренней зарядки
лук играл с морковкой в прятки.
Где? Есть тема для загадки!
Ну, конечно же, …
на грядке!
- Это лук, или морковка?
- В поисках нужна сноровка.
Лук в земле растёт головкой.
Выдернешь – сравнишь…
с морковкой!
**
- В буфете было пять конфет.
Теперь конфет в буфете нет!
Лишь пять обёрток на паркете…
- Мам, с этою загадкой…
к Свете!
Сестрёнка Света – не в накладе -
по уши щёки в шоколаде!
Смешно, что взрослым невдомёк
повесить на буфет…
замок!
7. ЗООПАРК.
Средь зверей совсем особый :
вместо носа - гибкий хобот,
лопухам подобны уши,
ноги-тумбы держат тушу.
Никого он не боится :
ни акулы, ни тигрицы.
Лишь пред маленьким мышонком
страх огромный у (слонёнка).
***
"Как похожа на лошадку я :
холка, чёлка, шёрстка гладкая.
и совсем не виновата я,
что с рожденья полосатая", -
как в саванне или в дебрях,
в зоопарке ходят (зебры).
***
Грациозна и стройна,
вся - движение она.
Раз, два, три - преодолён
в три прыжка большой газон.
Восхищенью платит дань
эта маленькая (лань).
***
Хвост пушистый, рыжий мех,
я в лесу хитрее всех.
Там, где я, всегда потеха,
только курам не до смеха.
К ним сумею подольститься,
потому что я (лисица).
***
"Не овечка шерстяная,
я свечусь, как золотая.
Из семейства верблюжат.
Грею я не только взгляд,
ведь когда меня стригут,
настригают шерсти пуд.
А потом из этой пряжи
для тебя одежду свяжут".
Вот такой была б реклама,
если б в ней нуждалась (лама).
***
Как известно знатокам,
родом я из тех же лам.
Но особенно ценна
шерсть моя, что так легка,
как нежнейшие шелка.
В мире славится она -
драгоценней нет пока,
чем у ламы-(альпака).
***
То вытягивает хвост,
демонстрируя свой рост.
То свивается кольцом,
рот замкнув своим хвостом.
Рост и ловкость показав,
мирно нежится (удав).
***
В день весенний, в день осенний -
круглый год живёт в бассейне,
где проточная вода.
Без воды как будто скучный,
он в воде теряет тучность
и в бассейне хоть куда.
Без скафандра и без бот
под водою (бегемот).
Чуть подсохнет и, упрям,
вновь в воде (гиппопотам).
_________________________________
8. Техно-загадки. ДК-3
Дата: 19-05-2016 | 17:15:41
Техно–загадки
***
Он – часы, и он – игрушка,
И секрет расскажет в ушко.
***
Есть у ящичка работа:
Разогреть еду в два счёта.
***
Через синие экраны
Стали ближе люди, страны.
Почту, игры, море книг
Открывает мышки клик.
***
Кто в уме считает робко –
Нажимает чудо-кнопку.
Эти кнопочки и сложат,
И разделят, и умножат.
***
Он по комнатам гуляет,
С аппетитом пыль глотает.
***
Необычное окно:
Не на улицу оно.
То показывает сказку,
То концерт, а то кино.
***
Что за шкафчик – вот вопрос:
Там внутри живёт мороз.
***
Так и крутится в работе,
А окно – как в самолёте.
9. Загадка - сказка. ДК-3
Дата: 16-05-2016 | 00:13:42
Солнышко рассыпало
деток на полях,
и Луне быть выпало
нянечкой в яслях;
на чужой сторонушке
загостилась мать,
а вернулось Солнышко -
деток ни узнать,
ни приветить седеньких,
словно лунный лик;
рвёт волоски с бедненьких
ловкий озорник.
___________________________________
10. Новшество на интернете
Автор: Ася Сапир
Дата: 09-05-2016 | 21:07:23
Гляньте, взрослые и дети:
новшество на интернете.
Видеть деда в день Победы!
Видеть бабушкин пирог!
Вот бы съесть большой кусок!
Ах, без вкуса он и запаха -
я завидую и ахаю -
а чужая вкуснота
проплывает мимо рта.
Взрослые изобретатели
время зря моё потратили.
О каком новшестве на интернете идёт речь и почему оно не устраивает
героя стихотворения?
______________________________________
11. Загадули. ДК-3.
Дата: 10-05-2016 | 00:28:50
У богатой хрюшки
дырочка в макушке.
***
В носике свисток,
в брюшке кипяток.
***
В рамке заключён секрет -
всяк в ней видит свой портрет.
***
Зеленеют на жаре,
на морозе - в серебре.
***
Всех расцветок, там и тут,
под дождём грибки бегут.
***
Он повсюду за спиной
путешествует со мной.
***
Держит он в моей руке
всех друзей накоротке.
***
Близнецы, за строем строй,
лезут в петлю головой.
***
Троеглазый одноног -
на дорогах царь и бог.
***
Я храню в коробке тесной
братьев радуги небесной.
***
Сорок ног с травы лужка
загоняли в сеть дружка.
________________________________
- Дети-гномы – Коля, Зина -
строят дом из пластилина.
Для кого? Большой секрет!
- Для того, кого здесь нет!
__________________________________
13. Говорит бобёр ондатре
Автор: Аркадий Брязгин.
Дата: 23.05.2016.
***
Говорит бобёр ондатре:
"Если ИКС умножить на три
и ещё на целый ряд
разных чисел, всех подряд,
то получится в итоге
любопытный результат.-
ДЕЛИТСЯ НА ВСЁ!"...
Добавил, ус лукаво теребя:
"КРОМЕ САМОГО СЕБЯ".
....
Я замечу для порядка -
для больших умов загадка!
Малый жанр фольклора
1. Теория.
Я пришла работать в школу в 1953 г. В 1956 в Пионерский посёлок. .
С его бараками, один из которых был больше это был клуб. С его старейшей школой
№35, сыгравшей большую роль в моей судьбе. В этой школе я стала литератором, до
этого я только заменяла учителей литературы, а преподавала указанные в дипломе
предметы, постепенно из школы уходившие, логику и психологию. Директором другой, и тоже старейшей школы, №36, я была назначена агитатором. В этом качестве мне пришлось выступить в клубе, куда мы пришли всем коллективом. Надо сказать, что уважение к учителю было исключительным. Помню, что ко мне обращались так: “Уж ты, девка, пригляди за моим, пусть не балует. “ Представила на мгновение, что кто то сегодня назовёт учителя “девка” в знак особой доверительности и уважения. Как памятник этому времени осталась загадка
Не под полом этот ледник
глыбой белою стоит
и продукты в щедрых недрах
в свежем виде он хранит.
Автора не помню. Помню, что это был мальчик, о котором говорили с уважением:
“А твойто!?”
“А нашто!?”
Стихи не ахти какие, но от души. В них есть то, что определяет загадку как малый жанр фольклора: незнакомое узнаётся по знакомому: ледник, который не под полом, хранит продукты в свежем виде, как ледник под полом. Загадка отразила нечто важное: в 50х
годах холодильников было мало, они добывались в очереди и были одним из первых признаков технического прогресса, входившего в быт.
Загадка помнится ещё и потому, что с неё начался мой профессиональный интерес к
детскому творчеству. Я начала собирать образцы, делать и хранить альбомы с
образцами детского творчества. Я увидела неподдельный интерес к нему со стороны
и учеников, и родителей. Приходившие на Традиционные встречи всегда
перелистывали альбомы, находя свои работы или те, что когда то поразили воображение.
Приходит на встречу этакий мужик, подрастерявший все творческие навыки, или
“состоявшийся” взрослый, тоже покончивший с творчеством, и с теплом вспоминает
себя или кого то иного, некогда творчеству преданного.
Но малый жанр фольклора оказался очень экспансивным. Мы обнаруживаем его
следы в разных иных творческих сферах.. Мы помним, что многие герои должны
были, чтобы доказать свою героическую сущность, пройти через испытание загадкой.
Таковы замечательные персонажи сказки Гоцци “Принцесса Турандот”.
Поиски ответа на вопрос о лошадиной фамилии (разгадывание мучительной
загадки) становится сюжетом одноименного рассказа Чехова. Разгадывание загадки
присутствует во всех Сказках А.Пушкина, щедро питавшихся фольклором, особенно в
Сказке о царе Салтане. Разгадывание загадок основа сюжета произведения детективного жанра. Среди определений Загадки, а их множество, есть и слово тайна. оно более всего
подходит к определению загадки, требующей разгадки в детективе.
Но нас сегодня интересует Загадка как жанр фольклора. .
Тот возрастной отрезок, который мы имеем в виду от двух до восьми, характеризуется
нами как возраст напряжённого познания мира. В детском саду и в начальной школе на специальных занятиях детям предоставляется возможность придумывать загадки, загадывать и разгадывать загадки, составлять и решать грамматические загадки. Эти занятия под руководством взрослых, в процессе коллективного творчества, очень увлекают ребят. Для педагога же это возможность развить сферы мыслительной деятельности, воображения и фантазии, эмоциональной сферы, речи как таковой. Скромная загадка оказывается на поверку прекрасным инструментом воспитания и развития, образования и обучения. Её возможности, популярность отдельных видов, например среди грамматических загадок популярность решения кроссвордов и их составления и (затем решения, при этом часть работы может быть перенесена на домашнюю подготовку), популярность утренников (или вечеров) загадок, нахождение загадок в предложенных произведениях, формулирование загадок знакомого и незнакомого в них, составление загадок по предложенным параметрам, о предметах быта и бытийных понятиях всё может стать содержанием Загадки, а значит,
номинацией конкурса. Для меня главное слово в определении Загадки иносказание.
И, следовательно, главное определение Загадки следующее: Загадка это
одно из художественных проявлений устной народной поэзии. В.Даль писал, что Загадка “
иносказанье, или намётки, обиняк, окольная речь, краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки.” Вслед за Далем введём понятия загадчик (ица) тот,
кто загадывает. Известны загадки описания, вопросы, задачи и пр. В загадках используются разнообразные формы художественной выразительности: сравнение, аллегория, загадки могут быть в формах монолога или диалога. Художественная выразительность это
свойство Загадки как жанра фольклора тоже близко мне. Оказалось, что Загадка легко образует фразеологический оборот, что зафиксировано специальным Словарём (Словарь русской фразеологии. Историкоэтимологический справочник. СанктПетербургский
государственный Университет. 1998). Вот пример фразеологизма со словом Загадка: Загадка сфинкса (...)
1. Задачи, требующие большой сообразительности и остроумия для их решения. 2.Что то
непонятное, загадочное, неразрешимое. В греческой мифологии Сфинкс (...) подстерегал путников и загадывал им загадки, умерщвляя тех, кто кто их не разгадывал. Когда же фиванский царь Эдип разгадал загаданные ему загадки, чудовище лишило себя жизни.
Зафиксированы фразеологизмы со словом Загадка и в Словаре сочетаемости слов
русского языка (М. Астрель. АСТ. 2005): 1.простая, лёгкая, трудная, странная, старая,
детские; 2.народные, русские, восточные; 3.загадка и отгадка; 4.ответ на загадку; 5.
загадать, отгадать, разгадать; 5.над загадкой думать; 6.неразрешимая, необъяснимая,
странная, техническая; 7.загадка чего? природы, истории, жизни; 8. ключ к загадке; 8
над какой либо загадкой думать, биться, ломать голову.
Остаётся добавить, что загадки бывают в форме описания (“Я и туча, / и туман, /и
ручей, / и океан, / и летаю, / и бегу, / и стеклянной быть могу (В.Фетисов); в форме
вопроса (Кто над нами вверх ногами?), в форме задачи (Мудрец в нём видел мудреца,
/ Глупец глупца, / Баран барана, / Овцу в нём видела овца, / И обезьяну обезьяна,/
Но вот подвели к нему Федю Баратова, / И Федя неряху увидел лохматого (Зеркало.
К.Чуковский). В Загадке может использоваться отрицательное сравнение (Не живая а
идёт, / Неподвижна а ведёт/ (Дорога .В.Фетисов). Как видим, Загадки необыкновенно
разнообразны по форме.
2.Практика использования.
А теперь обратимся к Загадкам, которые подбрасывает нам сама жизнь. Вот перед вами две загадки. Обе о сосульке:
Куда делась сосулька?
Весенняя сосулька,
весёлая висюлька,
смотрела сверху вниз.
Ах, голову закружит…
Ах, мне б не занедужить схватилась
за карниз.
А ночью от морозца
она опять свернётся,
как будто канитель.
То громче, то потише,
но днём закаплет с крыши
весёлая капель.
Смеющееся солнце наводит
из оконца
на ножки ей лучи.
Болтаюттают
ножки.
Ещё совсем немножко и
потекут ручьи.
Красавица сосулька
теперь совсем кривулька
и тает от тепла.
А солнышко всё выше сосульки
нет под крышей.
Куда она ушла?
(Ася Сапир. 2008)
Растёт она вниз головою,
не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт заплачет
она и умрёт.
(И.Бурсов)
Попробуйте сравнить эти столь разные авторские Загадки об одном и том же.
Какая из них кажется вам более отвечающей сути предмета? Почему?
3.Правила проведения конкурса Д.К.3. Загадка.
3.а. В конкурсе могут принять участие все желающие поэты
сайта и не являющиеся ими.
3.б. Работы должны быть оригинальными и прежде не участвовавшими в подобного
рода конкурсах.
3.в. Все конкурсные работы размещаются на Главной странице.
3.г. Конкурсные работы должны быть заявлены в одной из следующих номинаций:
Загадка, придуманная самим ребёнком (возрастной отрезок от двух до
восьми).
Загадка, воспроизведённая взрослым, с учётом психологии и речевой нормы
ребёнка, сценарий утренника (или вечера) загадок.
Сценарий, в котором расписаны роли ведущего (загадчика) и отгадчиков, анализ любой присланной на конкурс работы с точки зрения соответствия её требуемой норме род литературы (лирика или повествование), жанр конкурсной работы на усмотрение конкурсанта. Один конкурсант может представить несколько конкурсных работ объём каждой работы не более 12 строчек, нижний порог не устанавливается. Каждый конкурсант вправе рассчитывать на объективное и профессиональное рассмотрение конкурс начинается в момент появления Правил в Литературном салоне. Даты будут оговорены в момент появления Правил, желающим
принять участие в конкурсе будет предложено интеллектуальное испытание решить
ряд Загадок, как это было принято в целом ряде художественных произведений.
Обсуждение конкурсных работ открытое, в случае расхождения оценок работы между редакцией и другими участниками обсуждения предпочтение отдаётся профессионалам
Редакция:
Владислав Кузнецов, Ирина Свечникова, Димир Стро;
координатор конкурса Ася Сапир
asyasapir@gmail.com
Ждём встречи с конкурсантами и надеемся на нашу общую победу!
Дорогие друзья. Участники и читатели.
Подведены итоги Конкурса "УСТАМИ МЛАДЕНЦА-2".
Редколлегия поздравляет победителей и участников конкурса и
с удовольствием представляет стихи и афоризмы победителей.
1 место. Екатерина Калужникова.
Беседовали с дочкой о том, отчего умерли Пушкин с Лермонтовым. Про справедливость и честь. Про старинный обычай устанавливать истину с помощью силы и огнестрельного оружия.
- Дурацкий обычай, - констатировала Ася.- Лучше бы в шахматы играли. В шахматах побеждает тот, кто умнее!
2 место. Аркадий Шляпинтох.
Пасоги
- Даня, скажи "пироги"
- Даня, скажи "малышу"
- Малысу.
- Даня, скажи "сапоги"
- Пасоги!
Это я бабушку с мамой смешу.
3 место поделили -
Виктория Серебро. "Вела себя плохо" .
В.Белозёрский. "Паучишка - мастер WEB'a.
Г.Булатова. "Лисички".
А.Шведов. "Подружися с ветчиной".
М.Луцкий. "Наши книги".
И.Свечникова.
Стихи победителей и призёров можно ещё раз прочитать на конкурсной странице "Детской Комнаты".
http://www.poezia.ru/works/117921
С благодарностью, координатор конкурса А.М.Сапир.
Победитель, занявший 1 место награждается Дипломом Поэзия.ру и книгой "Мудрость тысячелетий. Энциклопедия"
За 2 место автор награждается Дипломом журнала Поэзия.ру
1.Теория и практика стихотворения- миниатюры
Читая стихотворения, присланные на конкурс, читая детские стихотворения,
поступавшие и прежде в Детскую комнату, неизбежно натыкаешься на разночтение,
разное, порой взаимоисключающее понимание, что такое детское стихотворение.
Разночтение началось не сегодня оно, возникло ещё во время работы над Азбукой.
Линия водораздела - ответ на вопрос, являются ли стихотворения для детей художественной
литературой, применимы ли к ним законы художественного творчества.
Интересно, когда, начиная своё редакторство в Детской комнате на обновлённом
сайте, я привела слова К.Чуковского и С.Маршака о художественном начале в детских
стихах и о необходимости этих же принципов в стихах для детей, никто из авторов
сайта не возразил и не оспорил этих утверждений. Противники объявились тогда,
когда пришло время на практике показать своё согласие или несогласие.
Таким оселком, проявившим несхожие позиции стало моё стихотворение “Бурёнка”.
Напомню его:
Добрая и щедрая бурёнка утешенье
каждого ребёнка.
И детёныш вспомнит молоко,
тёплое молочное брюшко,
действуя отрощенным клыком,
на пути, породой проторённом.
Естественно, что это стихотворение не выражает детского взгляда на мир, но оно
может войти в ту группу стихов для совместного чтения детей и родителей, то есть в
“стихи для детей”, когда родители комментируют непонятное. Я не льщу себя
надеждой, что родители, даже если они поэты, всё смогут объяснить. Ведь многие
поэты на сайте считают вполне достаточным эмоционально откликнуться на чужие
стихи, наивно полагая, что это и есть литературоведение. Во время конкурса Д.К.2
я убедилась, что понятие “литературоведческий анализ” вызывает сложные ассоциации
чаще всего смех, вплоть до глумливого.:”Давайте ещё про вайфай”, “блютуз”. “Образ”, “худ. образ”. Это для детей то с клыками? Или для детёнышей? На здоровье!” (Виктор Брюховецкий). Замечу вскользь, что упомянутые названия новейших технологий к литературоведческому анализу отношения не имеют. Но тенденция ответа ясна: детские стихи или стихи для детей не имеют отношения к художественной литературе.
Как обычно опровергают то, чего не понимают? Берут факт вне связи с контекстом
и отрицают его существование. И В.Брюховецкий не оригинален в своих опровержениях. Он заглядывал в рот телёнку (почему телёнку?) и клыков там не обнаружил. Не делая разницы между понятиями “ребёнок” и “детёныш”, сужая понятие “детёныш” (у него это только телёнок), критик становится всё более пафосным и агрессивным, Под конец он уже просто командует: ”Исправьте в своей Бурёнке последние две строки, пожалуйста, уберите клык, поправьте размер и с рифмой поработайте. А то читать не ловко (орфография автора В. Б.). Последняя строка и корява, и длинна. Уж…” Критик, не владеющий темой, не раскусивший стихотворения, говорит, как право имеющий. А между тем, в самом стихотворении есть всё то, что помогает раскрыть его смысл, надо только отнестись к нему как к художественному тексту и разбирать как таковой. Перед нами миниатюра 6 строк. Художественный мир не благостен, а содержит конфликт, некую трагическую метаморфозу. Первоначальные понятия превращаются в нечто противоположное. Сначала Бурёнка “ добрая и нежная”, “утешенье каждого ребёнка”, Затем вместо понятия “ребёнок” появляется иное “ детёныш”, явно в противовес “ребёнку”. Это противопоставление подчёркнуто и поддерживается другими словами: “путь”, “порода”, “отрощенный клык”, не брюшко, пахнущее материнским молочком, а “алое молоко” (выражение Вл.Кузнецова, очень точно понявшего замысел стихотворения”) кровь. Очень важны понятия путь и порода. Это и путь, который может открыться наблюдающему, живущему сейчас, каждодневно идущему по этому пути. Это и расстояние, которое прошла по этому пути порода.. Это и огромный отрезок времени, вместивший эволюцию особи внутри породы, вместе с ней. Путь в разных его ипостасях это ХРОНОС и ТОПОС. Перед нами, таким образом, характерный ХРОНОТОП ПУТИ., играющий в художественном мире стихотворения ключевую роль.
Ну как, скажите, мог увидеть и понять это автор безразмерных стихов типа “Для Лизы
и её друзей”, не подчиняющихся никаким законам сюжетостроения, кроме одного выговориться, пишущего рифмованную прозу “ глуповатую” и “болтливую”
(характеристика А.Пушкина) !?
Я же, если захочу ознакомиться с буквой "У", этому многословью предпочту содержательную миниатюру о букве “У”:
Суматошный Угомон!
Не вспугни мой чуткий сон.
Взбей пуховые подушки
и под спинку, и под ушки,
чтоб спалось спокойно мне
на боку и на спине.
(“Азбука”)
Миниатюра знакомит с буквой “У” в сильной (чУткий) и слабой (спинк у ) позиции,
насыщена этой буквой, да к тому же говорит о словообразующей её функции:
гомон- угомон. Весёлое, задорное стихотворение, обучающее ребёнка.
Вот сообразно этим законам художественности я и буду анализировать стихи,
присланные на конкурс Д.К.2.
2. Что получилось хорошо и что хуже.
Немного статистики. В общей сложности в поле зрения редакции
было более 25 стихотворений. В моём несколько более, т.к. не авторы сайта присылали свои работы мне лично. По сравнению с предыдущим конкурсом, когда было прислано 7 стихотворений, это впечатляет. При этом очень хороших и отличных стихов было достаточно много, так что можно считать, что конкуренция была реальной. Заслуживает внимания. инициатива Аркадия Шляпентоха. Он написал своеобразный отчёт в стихах. 13 стихотворений о 13 ти конкурсных стихах. Справедливо замечание Нины Огневой, что, с точки зрения перспектив стать настоящим детским поэтом, у него самые большие.
Очень интересные наблюдения высказал Никита Винокуров о конкурсе в целом и об
отдельных стихах. Но к его неравнодушию мы уже привыкли, как привыкаешь к
хорошему. Он ещё в начале конкурса предрёк ему успех, такое напутствие дорогого
стоит. Никита Винокуров называет себя “традиционалистом” в своих пристрастиях и
оценках. Но на самом деле судит он о конкурсных работах с точки зрения
современного литературоведения. Сказывается богатейший опыт проведения
конкурса переводов, где вряд ли можно обойтись прошлыми знаниями и умениями.
Если суммировать сказанное им, то его замечания - все! - направлены на такие детали
художественного мира стихотворения, на такие “несущие конструкции” его, в которых
таится суть, пафос. Таково замечание, сделанное мне о невыгодном соседстве слов в
следующем ряду: “Для защиты от врага запах, зубы и рога…”, подчеркнув
особенности поэтического синтаксиса, который “всё склеивает”. И тут же предложение,
как лучше переделать. (принимаю с благодарностью). Очень важны замечания о
сокращении объёма стихотворения. Так очень короткое, как казалось, стихотворение
Виктории Серебро, предложено сократить. Это оказалось возможно, но решать
автору, не нарушилось ли что то в развитии сюжета миниатюры. С моей точки зрения,
стихотворению Виктории стало при таком сокращении суховатым. Виктория - автор
не сентиментальный, вот и конкурсное стихотворение очень сдержанное.
Благодаря ряду оценок и замечаний поэтов, не участвующих и участвующих в
конкурсе, конкурс, можно сказать, стал не келейным, а публичным Но есть одна упущенная возможность стать более публичными. О ней говорят многие участники конкурса и все в редакции. Эта возможность публиковать стихи на Главной странице, не заставляя желающих прочесть стихи и отозваться искать, напрягаясь и не сразу попадая туда, куда следует. Ведь и сейчас площадок, названных Д.К. не одна, а несколько. На одной есть лишь ссылка, по которой следует дойти до цели. Всё как будто бы создано для бега с препятствиями, а не для радости общения. Но мы не теряем надежды, что всё со временем утрясётся. Стихотворение, открывшее конкурс, принадлежит В.Белозёрскому:
“Паучишка мастер Web’a”,
сети сплёл и смотрит в небо:
“Я, ребята, хоть и мал,
в сети солнышко поймал!
Вокруг стихотворения завязалась небольшая дискуссия, знакомо ли слово WEB детям
и в этой связи чья точка зрения взрослого или ребёнка выражена в стихотворении.
Если судить по тем диалогам, взрослых и детей, которые во множестве есть на
конкурсных страницах, дети во многих случаях показывают удивительную
осведомлённость, в том числе в современных технологиях. С другой стороны,
с трудом верится, что современный человек никогда не слыхал о WEB’e. Но есть и
третья сторона, для меня самая важная. Планка любого стихотворения должна быть
чуть-чуть выше, чем знание и понимание ребёнка в данный момент. Поднимать
ребёнка, а не консервировать имеющиеся у него знания и навыки. Это мой символ
веры. Мы опробовали его, работая над Азбукой (кстати, там роль Никиты Винокурова
в утверждении этого принципа была исключительной). С тех пор мы союзники.
Возвращаясь к стихотворению В.Белозёрского, скажу, что очень высоко оцениваю
работу, гораздо больше, чем стихи о поросятах, хотя отдаю должное наивной
этимологии ребёнка, так объясняющего значение слова. Людмила Некрасовская
увидела в концовке стихотворения о паучишке глубокий смысл и многозначность
( образ пойманного в сети солнышка). Действительно, в народной поэзии прежде всего
образ солнца один из самых содержательных, многозначных и образующих всё новые
и новые образы. Эта “солнечная система” неисчерпаема.
Сказанное мной о планке в меньшей степени распространяется на стихи для самых
маленьких. Для тех, кому адресовано стихотворение “Бычок” Агнии Барто. Да и то,
будь я сейчас мамой маленького, я бы помогла ему понять, отчего “вздыхает на ходу”
бычок и отчего слова “качается кончается” столь похожи по звучанию и столь
выразительны. Я отдаю должное двум прозаическим работам. Обе присланы из Екатеринбурга: диалог мамы с с семилетним сыном Никитой и диалог уже знакомой нам Аси
Серовой с мамой Екатериной Калужниковой. Первый диалог- наивное представление о маме- волшебнице. Она может стать “божьей коровкой”, подняться аж до неба и заглянуть туда. Небо влечёт, узнать, что там и как там, всегдашняя мечта. Красивая мечта! Выраженная очень по-детски. “Будут сниться до весны / ей о днях летучих сны, / как летала в небе ловко / божья в крапинку коровка.” А это уже Аркадий Шляпентох. Второй диалог, к тому же замечательно точно проиллюстрированный, миниатюра сродни самой высокой поэзии. Содержание диалога подтверждает мою мысль о том, что нашим детям доступны самые трудные темы добра и зла, справедливости и несправедливости., вопросы жизни и смерти. “Дурацкий обычай!”- так комментирует девочка обычай решать с помощью оружия судьбу человека. И предлагает решать судьбу в поединке, но шахматном, где победу одерживает умнейший. Двое склонились над шахматной доской, сейчас будет сделан ход, от которого зависит судьба человека. Рисунок исполнен драматического напряжения, выстроен по драматическим законам. Невольно замираешь: а последует ли катарсис? Я оцениваю работу как одну из лучших среди конкурсных.
“Что за причуда, в самом деле,
Чуть что стреляться
на дуэли?
Не проще ли вопрос любой
Решать за шахматной доской?
(А.Шляпентох)
И снова перед нами проблема: ведь диалог мамы и дочки с формальной точки зрения
не стихи. Да, не стихи, но ПОЭЗИЯ. Лирический сюжет развивается не по законам
прозы это накал чувств, вызванных остротой поставленного вопроса как
решать судьбу человека? И пульсируют чувства в кульминационный момент поединка, дуэли. Они должны решить - жить или умереть человеку. И это прекрасно передано в самом
рисунке. Рисунок зачастую подменяет текст, существует сам по себе. Здесь достигнута
органическая связь рисунка и текста. Вот почему я и сказала, что рисунок и текст
сродни высокой поэзии. Меня поразил также ощутимый ритм диалогов, делающий прозу стихотворениями в прозе.
Несколько слов о понятии простоты в художественном тексте.
Кажется, никто не заметил, что моё стихотворение о сыроежке родилось в полемике
со стихотворением Галины Булатовой о лисичках. В нём она связала сложность с
ложностью, а простоту с истиной. Да, бывает и так: сложность бывает надуманной,
призванной закамуфлировать отсутствие чего то природного и естественного.
Но это не единственный и не универсальный способ различения простого и сложного.
Это мне и хотелось передать в своей “Сыроежке”. “Сыроежка гриб простой”, утверждаю
я, и со мной согласились многие. А затем я показываю “закавыку”, превращающую простой гриб в непростой. Искусство не даёт однозначного ответа на этот вопрос. Среди лучших стихов А.Пушкина о любви нет более безыскусного (простого), чем стихотворение “Я вас любил…” (Взыскательный читатель поймёт, что я не сравниваю свою сыроежку с пушкинским творением). Оно лишено внешней выразительности, почти лишено тропов. Но это подлинное. И это едва ли не лучшее выражение любви, которая не в прошлом, а в настоящем. И это выражение “лелеющей душу гуманности”, то есть чувства очень сложного.
Об атмосфере во время проведения конкурса. Обращусь вновь к оценке
А.Шляпинтоха: “А в целом, конкурсная среда позволяет людям сблизиться и лучше
понять друг друга. Я так надеюсь. И поэтическая перекличка залог того.” Надо
признать, что сам автор этих строк много сделал в создании атмосферы,
способствующей творчеству. Много потрудилась на этом поприще редакция.
Всегда очень дружественные, корректные замечания Людмилы Некрасовской, её необидные поправки, её готовность идти на компромисс (до известных пределов, конечно) - всё
это работало на атмосферу дружбы. Такова же роль комментариев Владислава Кузнецова: готовность прийти на помощь, идти навстречу - неотъемлемые черты его стиля работы.
Надо сказать, что недоброжелателей, открыто выражающих своё неприятие нашей
работы, было всего двое. Выплеснутый ими негатив был неспособен противостоять
нашей единой позиции. Мне представляется наша команда, участники конкурса и доброжелатели (без кавычек) единомышленниками. Как легко, с полуслова, мы понимали друг друга, как обменивались шутками, как подхватывали их, как эти шутки высекали искры
творчества! Спасибо всем участникам! Спасибо тем, кто болел за нас! Спасибо моим коллегам по редакции!
Победители:
1 место.
Екатерина Калужникова.
2 место.
Аркадий Шляпентох. "Пасоги"
- Даня, скажи "пироги"
- Пироги!
-Даня, скажи "малышу"
- Малысу!
- Даня, скажи "Сапоги"
- Пасоги!
Это я бабушуку с мамой смешу
3 место.
Виктория Серебро "Вела себя плохо"
В.Белозёрский "Паучишка - мастер WEB'a,
Г.Булатова. "Лисички" ,
А.Шведов "Подружися с ветчиной",
М.Луцкий. "Наши книги"
Особый статус Влад. Кузнецова (член редакции) и Никиты Винокурова
(координатор конкурса переводов) не позволяют дать им место в числе победителей
несмотря на исключительный вклад в проведение конкурса, несмотря на замечательные стихи, очень популярные среди читателей. Я хочу наградить их от себя лично им
будет выслан мой двухтомник “Мир начинается стихом…”
Координатор конкурса ДК.2
Ася Сапир
1. Цели и задачи
У детей от двух до восьми, открывающих мир, возникает большая потребность раскрыть, определить понятие. Этимология слова выводится зачастую не из его семантики, а ситуативно.
Например, БРОШКА, потому что её бросают.
При этом ребёнок легко преодолевает такое препятствие, как чередование С - Ш (броСать броШка), губная помада - удлинитель губ, свинтик - это висюлька и винтик (по принципцу похожести), ножки гонкие и т.д.
Зачастую словарь собственных слов сосуществует и взаимодействует со словарём взрослых. Каждый из нас вспомнит слова, которые ребёнок “сочинял” и использовал для общения со сверстниками и взрослыми. Что может быть интереснее и престижнее, чем приобщение к миру детства, делающего лингвистические открытия!? Ведь в этих открытиях богатство фантазии, жизнеутверждающий принцип обустройства ребёнка в мире взрослых!? Что может быть престижнее, чем найти принципы, которыми руководствуется ребёнок, объясняя слова!? Так мы формулируем главную цель нового конкурса “Устами младенца”- 2.
2. Порядок проведения конкурса
2.1. Каждый желающий может принять в нём участие.
Любое участие будет замечено и оценено редакцией в обновлённом составе : Людмила Некрасовская, Владислав Кузнецов и я, А.М.Сапир, координатор конкурса.
2.2. Обсуждение присланных на конкурс афоризмов открытое. В нём, помимо жюри, могут принять участие ВСЕ желающие.
2.3. Детские афоризмы следует помещать на Главной странице сайта Поэзия.ру с пометкой “Д.К”-2
Обратите внимание! В этом первое отличие нового конкурса от предыдущего !
Участники, не являющиеся авторами сайта, высылают работы на адрес
координатора конкурса А.М. Сапир ( asyasapir@gmail.com ).
2.4. Второе отличие: редакция будет рассматривать ВСЕ детские афоризмы, но предпочтение будет отдавать афоризмам, находящимся в стихотворении.
2.5. Афоризмами вне стихотворений могут воспользоваться другие поэты, при этом популярность, частотность использованных афоризмов также будет учитываться.
2.6. Объём присланных стихов не более трёх строф. Нижняя граница не устанавливается.
2.7. Присланные образцы детского творчества, а также присланные афоризмы рассматриваются редакцией в течение недели. Итоги будут подведены 27 января
2016 г. Плодотворного участия в творческом конкурсе!
Координатор конкурса А.М.Сапир
Итоги конкурса “Устами младенца”
1.Общие замечания.
Завершился первый конкурс на обновлённом сайте “ Устами младенца”, пора подводить итоги. Прежде всего, хочу сказать, что конкурс состоялся благодаря не столько мне, его
координатору (это я отвечаю тем, кто похвалил меня не только за идею конкурса, за
саму “придумку” но и за его организацию), сколько двум реальным помощникам.
Прежде всего это Л. Малкин и Никита Винокуров. Л. Малкин поверил в конкурс сразу и расположился к нему, преодолевая, кроме технических трудностей на новом сайте, ещё и мою техническую беспомощность. Он верил в конкурс даже тогда, когда я переставала верить. Когда моя бывшая выпускница, Катя Калужникова, прислала Историю в картинках о своей дочери Асе Серовой, Л.Б. затратил два с половиной часа своего личного времени, чтобы выставить её на сайте, не потеряв “картинок”.
Вторым по праву должен быть назван Никита Винокуров, зубр конкурсов на сайте Поэзия.ру, к которому я обратилась за помощью. Он участвовал на всех этапах конкурса, прошёл весь конкурс от начала до завершения.
Его советы на каждом из этих этапов носили конкретный характер и действительно способствовали проведению конкурса. Его вера в благородные задачи конкурса, в благородные цели жюри способствовала тому, что были минимизированы усилия людей (таких, открытых недоброжелателей, к счастью, было всего два), реально желавших провала. Ему удалось одолеть их деструктивную роль.
Конечно, очень трудно проводить конкурс в условиях обновляемого сайта. Так, обнаружилось, что “детских площадок” не одна, а три. Попадать на них надо было разными путями, это затрудняло и запутывало дело. Большим упущением было то, что не была использована главная страница сайта. На ней не публиковались ни конкурсные афоризмы, ни стихи. Внимание основной массы авторов сайта не было приковано к конкурсу так, как это было, скажем, во время работы над “Азбукой”. И тогда были недовольные тем, что мы занимаем ленту, но мы всё равно публиковали свои стихи на ленте, и это оправдало себя.
Из участников конкурса хочу выделить Владислава Кузнецова, поддержавшего конкурс
на всех его уровнях. Его личное участие и его, пусть краткие, комментарии, очень помогли конкурсу. Благодарю также Б.Полонскую, сделавшую ряд очень ценных замечаний по поводу конкурса, в частности о связи афоризма как темы и стихотворения на возможную тему.
2.Итоги конкурса афоризмов.
Я считаю, что этот этап конкурса был наиболее удачным.
Возможно, потому, что он был очень тщательно продуман и прописан.
Но скорее всего потому, что участниками были сами дети. Как написал Н.Винокуров,
конкурс детских афоризмов явно одержал победу над конкурсом стихов для детей, но
утешает, как он же заметил, что это НАШИ дети.
Эта часть конкурса вызвала неподдельный интерес у авторов сайта и участников со
стороны. Афоризмов было так много, что пришлось их нумеровать и даже указывать,
кто прислал. И даже, когда этот этап завершился, приславшие свои афоризмы
уточняли, кому принадлежит высказывание, при каких обстоятельствах оно
появилось. Возвращались к афоризмам “заперты на воле”, “Ах, какой весёлый
беспорядок!” , “Тише! Ты загораживаешь мне звук”, “Не для того же я родился, чтобы
по утрам снимать пижаму” и др. В небольшой итоговой статье “Дети в зеркале афоризмов” я писала о том, какими предстают дети все, как один, победители в состязаниях-диалогах, все, как один, победители в словотворчестве.
3.Итоги конкурса стихов.
Самая неудовлетворительная часть конкурса.
Я считаю её таковой, потому что не удалось организовать настоящего обсуждения
стихов. Практически все стихи, поданные на конкурс, оказались победителями. Это
вовсе не означает, что стихи были плохими. Это означает, что их поступление не было
массовым, что стихи не снискали популярности.
Я позволю себе охарактеризовать финишные стихи конкурса “Устами младенца”
на тему “Ах, какой весёлый беспорядок!”
1.Галина Булатова. “Весёлое деревце”
Верится не - верится,
Но под Новый год
На весёлом деревце
Всячина растёт:
Вишенка с китайкою,
Тыква с огурцом,
Зайка с балалайкою,
Мишка с бубенцом.
У стихотворения практически не было соперников. Оно отвечает всем критериям
конкурса на его финише. Меня более всего привлекли в стихотворении юмор, который
в равной степени может принадлежать и взрослому, и ребёнку. “Весёлый беспорядок”
как предвкушение праздника, сулящего сюрпризы. Всё возможно в Новогодье, но
возможное не страшно, а радостно.
Я очень благодарна “взрослому” поэту, столь серьёзно отнёсшемуся к своей задаче.
2.Никита Винокуров. “Что такое кавардак?”
С лёгкой руки Никиты вошло в обиход конкурсантов слово “кавардак”. Это синоним слова “беспорядок”, но звучит сказочнее и потому весело. Он же и объяснил, “что такое кавардак”. Я думаю, что Никита не согласился “вытаскивать” из стихотворения куски, чтобы, как советовала Г.Булатова, эти куски дать на конкурс, не желая быть победителем, даря победу другим конкурсантам. Словом, узнаю стиль Никиты и благодарю его.
3..Ольга Матвеева. “Мы с Ванюшей маляры…”
Мы с Ванюшей маляры. Чтобы не испачкаться,
я надену мамин шарф и попроще платьице.
Ты ж, Ванюша, подрасти в папиных ботинках
дотянись, сними со стен бережно картинки.
Средь потёков и клочков мы стоим целёхоньки.
А наградой стали нам хиханьки да охоньки.
Это самое спорное из стихов. Ольга Матвеева прислала мне письмо, где очень
просила разрешить ей участвовать в конкурсе. Она из Белоруссии (г.Горки)
Итак, с одной стороны большое желание участвовать в конкурсе, с другой - никакого
понятия о том, что такое стихи, как они “делаются”, не было. Первая строчка её
стихотворения звучала так: “Мы сегодня маляры, чтобы не испачкаться…”
Я решила пойти ей навстречу, провести её через все этапы, показать ей, как можно
поправить стихотворение, чтоб хотя бы сюжет раскрывал тему (или: тема была
раскрыта в самом сюжете). По-моему, моего замысла она не поняла.
3..Владислав Кузнецов. “Скворец”
Запел по телеку певец,
а за окном запел скворец.
Один знал славу и успех,
другой не знал и пел для всех..
Один богат, один артист,
другой пернат и неказист…
А может, я всё это зря,
ведь откровенно говоря,
певцу известно про скворца,
скворцу нет дела до певца,
до славы, денег и афиш…
Я улыбнулся. Пой, малыш.
Конечно, я сознаю, что в обоих стихотворениях выражено не столько восприятие
ребёнка, сколько взрослого. Но глубокая мысль, лежащая в основе стихов, житейская
мудрость - для чего живёт человек, как жить достойно человека? - имеют
воспитательное значение.
Участие серьёзного “взрослого” поэта в детском конкурсе всегда поднимает уровень
конкурса. Никита Винокуров, оценивая шансы его на место в конкурсе стихов, отвёл
ему (как и себе) “бронзу” и выразил надежду, что они “отыграются” в конкурсе
переводов. Я выражаю ту же надежду. Но мне очень нравится позиция автора в обоих
стихотворениях: назидательность без занудства, Умудрённый жизнью взрослый
передаёт свой жизненный опыт ребёнку. Передаёт в образах, вполне доступных для
восприятия читателя -ребёнка. Ребёнок не любит назиданий в форме “делай так” или
“делай, как я”.Вспоминается детский анекдот. Отец распекает сына, а сын видит в
окно, как его команда выкручивается без него. И он торопит отца: “Папа, дай мне
подзатыльник…” Ребёнок готов и подзатыльник вытерпеть, лишь бы иметь
возможность помочь своей команде. Второе стихотворение Владислава подтверждает
ту же созидательную мысль.
4.Владислав Кузнецов. “Каа...вар...Дак”
Питон (друг Маугли) … еда.
утёнок у Диснея…
Соединишь -белиберда,
читаешь - ахинея…
А вот же выдумал поэт,
абракадаброй вздорной,
для “Детской комнаты” сюжет
на конкурс стихотворный.
5.Виктория Серебро. “В гостях у муравьеда”
Позвал Енота Муравьед
К себе на праздничный обед.
На стол поставил две бадьи.
В них угощенье - муравьи.
Енот с тоской на стол глядит.
Хоть разыгрался аппетит,
терпеть обиду нету сил :
обед беднягу укусил.
Стихотворение написано в 2014. Я вспомнила о нём, потому что оно мне показалось
очень актуальным. В нём есть то, чего нет в других стихах: “Кавардак” и “беспорядок”,
если под ними разуметь несправедливость, предотвращены. Очень убедительно
выражена мысль, что борьба за справедливость может “укусить”, но она нужна.
В своё время я попросила В.С. не менять рифму на протяжении стихотворения, она
сделала это. К сожалению, В.С. не ответила на моё письмо-известие, что я прошу стихотворение на конкурс. Я советовалась с Н.Винокуровым. Он считает, что стихотворение хорошее и что никакой неэтичности нет в том, что я не получила согласия автора..Должна сказать, что сегодня В.Серебро ответила мне и выразила желание участвовать в конкурсе.
6.Димир Стро. “Художник”
Потолку достались брызги,
стенам - кремль, окну - часы.
Правда, я лицо замызгал,
и футболку, и трусы.
Раскрасил всё, и даже танк
зелёным стал снаружи…
Теперь проклятый оккупант
его не обнаружит.
Дед с бабулей
посмотрели первыми…
Пожилые люди:
слабонервные.
Очень хорошо переданы ощущения ребёнка- "художника” и “слабонервных” взрослых.
Подкупает юмор. А концовка делает конфликт и конфликтующие стороны очень
узнаваемыми. Одно единственное слово в первой строфе “ достались” убедительно
раскрывает замысел. Художник в счастливом художническом раже рисует. От души,
во всю мощь. Дорвался, что называется. Им, художником, преображена повседневность, она превращена в “весёлый беспорядок”. Но что можно доказать этим взрослым? Ничего приглаженного, ничего от будней всё праздник. Счастье так и брызжет, а ведь оно рукотворное. Это замечательное ощущение!
7.Людмила Колодяжная. “Дворник”
Снега станет много-много,
Скоро вырастут сугробы.
Дворник поскребёт лопатой
Станут улицы горбаты.
Я с лопатой выйду в дворик,
Я сегодня тоже дворник,
Тоже поскребу немножко
И расчищу вам дорожку.
В стихотворении очень хорошо передано ощущение ребёнка, примерившего на себя
нелёгкую работу дворника.Оказывается, в этой работе есть своя красота и своё
благородство - бороться порядком с беспорядком, приносить людям радость.Должна поспорить с Никитой Винокуровым по поводу этого стихотворения. Он признался, что ему в стихотворении недостаёт нескольких как бы опущенных моментов. Но я убеждена, что и в детских стихах не должен быть прописан каждый момент, что вехами сюжета должны быть какие-то важные (самые важные) моменты. Остальное - домысливается, возможно, каждым из читателей по-своему. Я - за краткость против многословия.
Подытоживая сказанное, могу порадоваться за НАШИХ детей, оказавшихся на уровне
самых высоких ожиданий. Конкурс “Устами младенца” выполнил многие из целей и задач, предваряющих, заявленных его устроителями. Прежде всего возможность отточить в миниатюре умение строить сюжет, придавать ему законченность и делая самодостаточным.
Впереди, в январе, новый конкурс “Детской комнаты”. Мысленно я называю его “объяснительным” В нём также будут участвовать афоризмы (я думаю, что можно будет использовать те, что не пригодились прежде). Но расстояние между афоризмом и стихотворением будет минимальным или его не будет вовсе. С условиями конкурса планируется ознакомить всех потенциальных участников в начале января.
С наступающим Новым годом!
Пусть беспорядки будут только весёлыми, а кавардак не коснётся сущности самой
жизни!
Post Skriptum.
На мой взгляд, Владислав, было бы лучше отрезать от большого. Мой довод: "спокойно покурить" - о ребёнке какого возраста идёт речь и какому возрасту адресовано. Теперь стихотворение не подходит по содержанию.
Почему же Вы отказались от хорошего варианта?
А.М.
Тема: Re: Стихи, присланные на Конкурс "Устами младенца" (Детская комната)
Автор: Барбара Полонская
Дата: 26-12-2015 | 18:52:19
Добрый день.
Заметила исчезновение двух произведений: Вячеслава Маринина (было опубликовано до технического сбоя) и Ольги Матвеевой (было опубликовано Детской комнатой после технического сбоя).
Тема: Стихи, присланные на Конкурс "Устами младенца"(Детская комната)
Автор: Вяч. Маринин
Дата: 26-12-2015 | 19:07:39
Здравствуйте, Барбара!
Cтихотворение "Весёлый беспорядок" я удалил сам. Надеялся, что конкурсный отряд не заметит потери борца. Но от вашего памятливого взгляда, наверное, никому не укрыться и ничего не спрятать -:). Одним словом, это моё решение, без всяких технических и других внешних воздействий. Спасибо!
Тема: Re: Стихи, присланные на Конкурс "Устами младенца" (Детская комната)
Автор: Барбара Полонская
Дата: 26-12-2015 | 19:19:12
Вячеслав, я собиралась назвать понравившиеся стихотворения (без ранжирования), и Ваше в том числе. Всё близко: игра с книгами (горки и шалашики для игрушек), вкрапления "взрослой" лексики ("не снимут стружку" - вполне производственное выражение, родители обсуждают при детях "служебные вопросы").
Тема: Re: Re: Стихи, присланные на Конкурс "Устами младенца" (Детская комната)
Автор: Барбара Полонская
Дата: 26-12-2015 | 19:35:03
Обращусь к Асе Михайловне.
Дорогая Ася Михайловна, из представленных на сегодняшний день конкурсных произведений мне импонируют (называю в хронологии публикации, не ранжирую) стихотворения Людмилы Колодяжной и Никиты Винокурова.
Собиралась назвать и стихотворение Вячеслава Маринина, которое было "отозвано" автором, и стихотворение Ольги Матвеевой (это я пригласила Ольгу к участию - заметила её стихотворения на одном белорусском ресурсе).
Моё читательское спасибо - всем авторам, принявшим участие в конкурсе.
Тема: Re: Стихи, присланные на Конкурс "Устами младенца" (Детская комната)
Автор: Детская комната
Дата: 01-01-2016 | 10:48:32
Хочу добавить к тому, что сказал сам автор Вячеслав Маринин.
Когда я читала стихотворение Маринина, я была очень далека от понимания его содержания. Ничего похожего на то, о чём позже сказал,
а вернее, показал автор, мне и в голову не приходило. Затем он снабдил стихотворение рисунком, проясняющим содержание, показал домик, сконструированный из книг. Это потиворечит гланой идее существования стихотворения как самостоятельного вида творчества. Рисунок дополняет стихи, проявляет какие-то детали, но не может претендовать на господствующую роль. Стихотворение самодостаточно. В нём самом должен реализовываться сюжет и все прочие компоненты художественного мира стихотворения.
С уважением
А.М.С.
Тема: Стихи, присланные на Конкурс "Устами младенца" (Детская комната)
Автор: Вяч. Маринин
Дата: 01-01-2016 | 12:34:29
Всецело с Вами согласен, Ася Михайловна! И если противоречие главной идее существования стихотворения быстро снять не удаётся, то надо снимать стихотворение. Что я и сделал... С Новым годом! Всяческих успехов рубрике «Детская комната» в наступившем году!
Вяч. Маринин
Тема: Re: Стихи, присланные на Конкурс "Устами младенца" (Детская комната)
Автор: Ася Сапир
Дата: 05-01-2016 | 17:59:10
Спасибо за понимание, Вячеслав!
До встречи в следующем конкурсе.
А.М
Ваша А.М.С..
Победители конкурса “Устами младенца”
“Ах, какой весёлый беспорядок!”
1.Галина Булатова. “Весёлое деревце”
Верится не
верится,
Но под Новый год
На весёлом деревце
Всячина растёт:
Вишенка с китайкою,
Тыква с огурцом,
Зайка с балалайкою,
Мишка с бубенцом.
2.Никита Винокуров. “Что такое кавардак?”
Что такое кавардак?
Это если всё не так?
Или, может, это если
спит щенок у папы в кресле?
Или если мы играли,
а игрушки не убрали?
Мама, это - кавардак?
Папа, так или не так?
Папа с мамою плечами
пожимая, говорят:
- Кавардак? Ну да, встречали
пару дней тому назад.
Только он совсем другой…
- А какой, какой, какой?
Тут сестра пришла из школы,
говорит: - Ну, ты чудак!
Кавардак всегда весёлый.
Он же клоун - кавардак!
Непоседа непослушный,
приставала хохотушный.
Всё вверх дном перевернёт,
сядет на пол и поёт:
«Кавардак я, кавардак,
кувыркаюсь, как дурак!
Мне б давно кавардаку
спать в кроватке на боку,
а не прыгать за щенком,
по квартире кувырком…»
Ты ведь тоже с ним знаком.
- Я знаком?
С кавардаком?!
- закричал я. -
Ты о ком…?!
3.Ольга Матвеева. “Мы с Ванюшей маляры…”
Мы с Ванюшей маляры. Чтобы не испачкаться,
я надену мамин шарф и попроще платьице.
Ты ж, Ванюша, подрасти в папиных ботинках дотянись
и сохрани, сняв со стен, картинки.
Средь потёков и клочков мы стоим чистёхоньки.
А наградой стали нам хиханьки да охоньки.
4.Владислав Кузнецов. “Скворец”
Запел по телеку певец,
а за окном запел скворец.
Один знал славу и успех,
другой не знал и пел для всех..
Один богат,
один артист,
другой пернат и неказист…
А может, я всё это зря,
ведь откровенно говоря,
певцу известно про скворца,
скворцу нет дела до певца,
до славы, денег и афиш…
Я улыбнулся. Пой, малыш.
5.Владислав Кузнецов. “Каа...вар...Дак”
Питон (друг Маугли) … еда.
утёнок у Диснея…
Соединишь белиберда,
читаешь ахинея…
А вот же выдумал поэт,
абракадаброй вздорной,
для “Детской комнаты” сюжет
на конкурс стихотворный.
6.Виктория Серебро. “В гостях у муравьеда”
Позвал Енота Муравьед
К себе на праздничный обед.
На стол поставил две бадьи.
В них угощенье муравьи.
Енот с тоской на стол глядит.
Хоть разыгрался аппетит,
терпеть обиду нету сил :
Обед беднягу укусил.
7.Димир Стро. “Художник”
Потолку достались брызги,
стенам кремль,
окну часы.
Правда, я лицо замызгал,
и футболку, и трусы.
Раскрасил всё, и даже танк
зелёным стал снаружи…
Теперь проклятый оккупант
его не обнаружит.
Дед с бабулей
посмотрели первыми…
Пожилые люди:
слабонервные.
8.Людмила Колодяжная. “Дворник”
Снега станет многомного,
Скоро вырастут сугробы.
Дворник поскребёт лопатой Станут
улицы горбаты.
Я с лопатой выйду в дворик,
Я сегодня тоже
дворник,
Тоже поскребу немножко
И расчищу вам дорожку.
Автор: Людмила Колодяжная
Дворник
Снегу станет много-много,
Скоро вырастут сугробы.
Дворник поскребет лопатой –
Станут улицы горбаты.
Я с лопаткой выйду в дворик,
Я сегодня – тоже дворник,
Тоже поскребу немножко
И расчищу вам дорожку!
__________________
Автор: Ник. Винокуров
Что такое кавардак?
Что такое кавардак?
Это если всё не так?
Или, может, это если
спит щенок у папы в кресле?
Или если мы играли,
а игрушки не убрали?
Мама, это - кавардак?
Папа, так или не так?
Папа с мамою плечами
пожимая, говорят:
- Кавардак? Ну да, встречали
пару дней тому назад.
Только он совсем другой…
- А какой, какой, какой?
Тут сестра пришла из школы,
говорит: - Ну, ты чудак!
Кавардак всегда весёлый.
Он же клоун - кавардак!
Непоседа непослушный,
приставала хохотушный.
Всё вверх дном перевернёт,
сядет на пол и поёт:
«Кавардак я, кавардак,
кувыркаюсь, как дурак!
Мне б давно кавардаку
спать в кроватке на боку,
а не прыгать за щенком,
по квартире кувырком…»
Ты ведь тоже с ним знаком.
- Я знаком?
С кавардаком?!
- закричал я. -
Ты о ком…?!
______________________
Автор: Владислав Кузнецов
Скворец
Запел по телику певец,
а за окном запел скворец...
Один знал славу и успех,
другой не знал и пел для всех..
Один - богат, один - артист;
другой пернат и неказист..
А может, я всё это - зря,
ведь, откровенно говоря:
певцу известно про скворца,
скворцу нет дела до певца,
до славы, денег и афиш...
Я улыбнулся: Пой малыш..
“Каа...вар...Дак”
Питон (друг Маугли) … еда.
утёнок у Диснея…
Соединишь белиберда,
читаешь ахинея…
А вот же выдумал поэт,
абракадаброй вздорной,
для “Детской комнаты” сюжет
на конкурс стихотворный.
Автор: Галина Булатова
Весёлое деревце
Верится – не верится,
Но под Новый год
На весёлом деревце
Всячина растёт:
Вишенка с китайкою,
Тыква с огурцом,
Зайка с балалайкою,
Мишка с бубенцом!
___________________
Автор: Димир Стро
Художник
Потолку достались брызги,
Стенам - кремль, окну - часы
Правда, я лицо замызгал
И футболку, и трусы.
Раскрасил все, и да же танк
Зеленым стал снаружи.
Теперь проклятый оккупант
Его не обнаружит.
Дед с бабулей посмотрели первыми…
Пожилые люди: слабонервные!
_______________________
Автор: Ольга Матвеева (Беларусь, г.Горки)
“Мы с Ванюшей маляры…”
Мы с Ванюшей маляры. Чтобы не испачкаться,
я надену мамин шарф и попроще платьице.
Ты ж, Ванюша, подрасти в папиных ботинках,
дотянись и сохрани, сняв со стен, картинки.
Средь потёков и клочков мы стоим целёхоньки.
А наградой стали нам хиханьки да охоньки.
_______________________
Автор: Виктория Серебро
“В гостях у муравьеда”
Позвал Енота Муравьед
К себе на праздничный обед.
На стол поставил две бадьи.
В них угощенье муравьи.
Енот с тоской на стол глядит.
Хоть разыгрался аппетит,
терпеть обиду нету сил :
Обед беднягу укусил.
Страница Конкурса http://www.poezia.ru/contests/15
Афоризмы, стихи, рассказы
______________________
Тема конкурсного стихотворения - "Ой, какой весёлый беспорядок"!
Последний этап начался сегодня, 17 декабря 2015 г. Его финал - объявление победителя - 30 декабря.
Стихи присылать на эл. почту Флямер Г. и Сапир А.
Счастливого финала!