Чемпионат Балтии - 2013. Анализ. Прогноз. Результаты.

Здесь приводятся принадлежащие мне фрагменты из наших с Вадимом Германом обзоров «Анализ и прогноз» на стадии одной шестнадцатой финала Чемпионата Балтии - 2013, относящиеся к авторам Пру Игорю Лукшту, Александру Маркину и Михаилу Юдовскому. Написанные, разумеется, до того как Жюри приняло свое решение.

И в конце результаты голосования Жюри по парам, в которые входили наши авторы.


Седьмая пара

ГРУВЕР Анна , Донецк (Украина) . "Ничья"
ЛУКШТ Игорь , Москва (Россия) . "Чарка на посох"

Общая характеристика

Кого предпочтет жюри, одного и столпов современной поэзии Игоря Лукшта или главного перспекта конкурса юную Аню Грувер, к своему 16-летию уже ставшую членом СП Москвы и собравшую внушительную коллекцию публикаций в самых разнообразных изданиях, предсказать трудно.
Следует отметить, что оба оппонента в добавление ко всем своим достоинствам еще и чертовски привлекательны. Конечно, каждый по-своему.

Первое стихотворение своей подборки Игорь Лукшт начинает словами:
«Ушли, поклонившись младенцу, волхвы…»
Истинный христианин он и сам представляется мне мудрым волхвом, могучим язычником, былинным сказителем.
И еще он очень похож на святого Франциска, говорившего с птицами и зверями на их языке. На его развернутые поэтические полотна мир умещается во всей своей полноте и разноголосии.
Профессия скульптора тоже накладывает свой отпечаток.
В его стихах и отсечено все лишнее, и вылеплено все необходимое.
С тщательной проработкой деталей и ощущением пространственного объема.

«Полощет дева на мостках
тряпицы розовых рубах.
Чуть в дымке, в зеркале реки
белеют рук тугие стебли -
живую гладь воды колеблют
и нежных лилий хохолки…».


Его стихи представляют Божий мир во всей его всеобъемлющей красоте.
При этом они отнюдь не отрешены, не бестрастны. Живая человеческая боль негромко пульсирует в них и ощущается подступающимм к горлу комом.

Вокруг Ани Грувер в комментариях сгущалась какая-то мистическая и отчасти зловещая атмосфера. Многочисленные почитательницы, пораженные не по-детски зрелой силой ее стихов, примеряли к ней участь то Ники, то Нади.
Для таких опасений определенные основания есть.
«Ахиллесова девочка» по названию одного из ее стихотворений действительно уязвима и беззашитна. И в стихах, и, очевидно, в жизни.
С которой она ведет диалог и не слышит ответа.
Пронзительнейшие стихи.
Можно понять, почему после их прочтения возникают аппокалиптические пророчества.
Я так не думаю. Я думаю по-другому.
Ане я написал, что у нее все будет хорошо, что я в этом уверен.
И ни умение писать стихи, ни красота этому не в состоянии помешать.

Батл цитат

Игорь Лукшт

«Влекома любовью и болью, по ком
рыдает душа в долгих шелестах вьюги?
Скрипит над державой заржавленный флюгер –
всё царь, всё разбойник, всё шут с бубенцом,
то юг полыхает, то запад дымится…
И мечется сердце в багряной темнице,
и горло тревожит мольбой и стихом...».
«А в голубых тенях ракит
на волнах церковка рябит,
мерцает синий куполок
людской заступницы Марии,
дробятся башенки лепные,
свод неба светел и глубок…».

«Двадцать лет, что миг, всё чаще в дымке зелени
чёрный креп затягивает льдышку зеркала.
Фант судьбы ль? Бросает камни ли Вселенная?
Но скудеет поле жизни драгоценное
без любимых, верных, близких. Мир велик, но вдов,
хлеб горчит в глухую в пору астероидов…».


Анна Грувер

«Видишь сорняк под забором? Так же и я росла.
Пыль поднимала свора лохматых бродячих собак,
………………………………………………………………..
мне они лижут ладони, тебе – прогрызут до кости.
«Слышали? Нет больше жалости! Нюрка теперь – одна».
Так я росла… и выросла. Некуда больше расти.
Мне остается падать, яме не вижу дна…».

«Девочка-медь, люби его. Люби его, девочка-плеть,
он выпьет тебя до дна, не бойся дотла сгореть.
…………………………………………………………….
Только – не подавай виду,
что любишь ее…».

«Я устал искать путь назад.
Я поклялся вернуться в срок, опоздал, а теперь, не зная дороги, хочу бежать.
Забери меня, Тень, и пришей к ногам. Я хочу опять перестать расти.
Отпусти меня, Господи. Отпусти!
……………………………………………………………………………………………….
Оставайся.
Тебя разыграют в цирк, тебя разыграют в тир.
Развинтят, заново соберут. О дивный и новый мир
затянет на шее в петлю резиновый жгут.
Маски рыб, крокодилов и птиц
без сердец и без лиц
над тобою уже начинают суд…».


Мои симпатии

Мое сердце разрывается между привязанностью к давнему знакомцу, мудрому и сильному поэту и человеку Игорю Лукшту и удивлением перед этой удивительной девочкой Аней Грувер.

Мой прогноз

Без прогнозов.

Итоги голосования Жюри (в процентах):

75 на 25


Восьмая пара

ФЕЛЬДМАН Елена , Иваново (Россия) . "Триптих земли"
ЮДОВСКИЙ Михаил, Франкенталь (Германия). "Ты говорила мне, будто летала над Витебском"

Общая характеристика

В этой паре преимущество изначально как бы на стороне Михаила Юдовского.
К тому же он в шляпе под Боярского.
Но Елена Фельдман, помимо прочих своих достоинств еще и профессиональный переводчик, может попытаться составить ему серьезную конкуренцию.

« … мне кажется, что стихи у бывшего земляка значительно сильнее прозы …» – так я написал на предварительном этапе о подборке Михаила.
Но теперь мы не о прозе и не о стихах. Нет, именно что о стихах!
Впечатляющая подборка.
Те картины, которые рисует автор, отталкиваясь от названия стихотворения, в полной мере эти названия оправдывают.
Создается впечатление, что изысканная стихотворная техника и изощренное поэтическое воображение позволят ему создать причудливый, но вполне адекватный мир практически на любую заданную (самому себе) тему.
Возможно, его творчество носит отчасти импровизационный характер.
Ничего плохого в этом не вижу. Кроме хорошего.

Посмотрев подборку Елены на предварительном этапе, я оотзвался просто – «Никаких сомнений!». Не было, и нет. И в одной шестнадцатой тоже.
Возможно, Елена уступает Михаилу в масштабности поэтического самопредставления, но никак не в его глубине.
Ее стихи одновременно и одухотворены, и чувственны. Откровенны и деликатны. По-женски пластичны и поэтически безошибочны в проявлении заложенных в них эмоций.
Елена не стремится к внешним эффектам, но тем внятней читателю ее негромкая речь.
И еще одно обстоятельство. В принудительном литературном ассортименте для внешкольного чтения середины прошлого века обязательно присутствовал «Репортаж с петлей на шее» Юлиуса Фучика. В какой-то мере стихи Елены можно назвать «Репортажем с той стороны». Знакомые каждому попытки примерить – а что будет без?.
Но это пока не всерьез и с неизбежной возможностью возвращения.

Батл цитат

Зачин подборки Елены.

«Усталость – пыльная парча,
Плита из мокрого гранита.
Не надо вызывать врача:
Я в январе еще убита…».


А следующую характерную для автора цитату я привожу еще и для того, чтобы хоть немного воздать должное не попавшей в финал подборке «Домотканное» еще одной чем-то сходной по мироощущению поэтессе.

« … Как холоден мокрый подол домотканого платья!
Тяжелый кувшин не удержишь больными руками.
Но снова прилив – и досадная слабость некстати.
Все льется по кругу живая,
бессмертная память…».


И счастливое завершение разговора.

« ... Я возвращаюсь из небытия,
Из сладкого густого чернозема,
Обратно в лучший мир – где ты и я,
Где свет в окне, и тополь выше дома…».


Нет никаких проблем, чтобы найти у Михаила достаточное количество роскошных цитат. Проявлю сдержанность и ограничусь только двумя. Серьезными и, как для него, даже скромными.

« … Радость моя, прекратим бесполезные споры мы –
Мы заблудились с тобою по разные стороны.
Сбиться с пути в сновиденьях моих и твоих
Проще простого. Когда-нибудь горечь уляжется,
Время покатится дальше под горку. Но, кажется,
Больше не снятся нам общие сны на двоих…».

«В непросторных, но жарко натопленных хижинах,
Где уютный огонь, подружившись с камином,
Процарапывал контур фигур обездвиженных
На расплывшемся сумраке нежным кармином …».


И одну цитату, которой я придал еще более глубокомысленный вид:

«Бабочка летит…
…………………..
Но нужно ли бабочке знать об этом?».


Мои симпатии

Как ни хочется выделить Елену, но отдам предпочтение Михаилу.
Пусть и дальше пишет стихи. У него получается.
У них обоих получается. А проза, переводы – это такое.

Мой прогноз

55 на 45.

Итоги голосования Жюри (в процентах):

70 на 30


Шестнадцатая группа

ИВАНОВА Надежда, Рига (Латвия) . "Адаптивная физическая культура"
МАРКИН Александр, Москва (Россия). "Прибалтийские зарисовки"
САННИКОВА Наталия, Уфа (Россия). "Детерминатор"
ФЕТ Виктор, Хантингтон (США). "Иди туда"

На сайте Поэзия.ру, где болеют за «своего» Александра Маркина, я написал:
«И … "группа жизни", из которой дальше пойдет только один автор.
В ней два мощных взрослых поэта соревнуются с двумя молодыми и противоположными им в гендерном смысле авторами. Похоже, что исход борьбы определится по итогам мужских разборок. Но кто знает?».
И я не знаю. Давайте, разбираться. По порядку.

Мое мнение на предварительном этапе.
Надежда Иванова – «Надо дать шанс. На взросление …»
Александр Маркин – «… она (подборка) сразу же показалась очень весомой и, главное, цельной…».
Наталия Санникова – «Совсем неплохо. Есть основания для …».
Виктор Фет – «Очень хорошие тексты, все три, слитые в единое целое, ни пустот, ни зазоров».

Думаю, что в данном случае приведенными высказываниями можно и ограничиться.
И только подтвердить их несколькими ударными цитатами.

Надежда

« …Через год я влюблюсь не в курящего музыканта,
не в писателя, не в героя любимой книги,
дай мне Бог, чтоб не цитировал Канта,
не понимал моих фильмов и прелестей Риги,
дай мне Бог, чтоб не вникал в слова мои
и заполнял пустоту одним обожанием.
Через год я впервые влюблюсь не в того,
от кого я всю свою жизнь бежала».

«… Я любил их огромно, вечно, беспамятно и недостаточно,
рассказывал сказки, вытирал испарину с лбов моих ласточек,
успокаивал, целовал их ключицы, обрисовывал тонкие тени,
когда они уходили к тем, кто хуже и ниже ростом,
к тем, кто слизывал с моих девочек мёд умных слов,
красоту моих лучших стихов и болезненных снов,
музыкальных признаний, постельных умений, острых
игольных фраз, боль ревности матерей и нелюбви отцов.

Так и надо, родная, я люблю тебя больно просто».

«Я вхожу в реку по грудь,
я собираюсь тонуть.
Смерть освещает мой путь
золотыми зубами.
………………………………………………………
Я шепчу ей про вереск, тепло, песок,
она щурится «хочешь ещё разок?»
Смерть целует меня в висок.
Я выхожу на берег».



Александр

«… Дождём накрыло, словно навсегда,
мирское под счастливою звездою;
земная и небесная вода
соединились с неразлей-водою
……………………………………………………….
Вот ты какая, Западная Русь;
пишу стихи, и внемлю и не внемлю
дождям, курю, и кашлянуть боюсь:
иначе небо упадёт на землю».
«…И мы вольны, в прелюдиях Эрота,
достичь глубин, каким не хватит лота,
и воздуха, и солнечных лучей,
где звук зачат, но он ещё ничей…».

«Без ветра здесь и спрятаться не сметь;
два следа, уходящие за дюны,
новорождённы и де-юре юны,
но это, как на время посмотреть.
…………………………………………………………
И часовая стрелка – есть засов;
вечерний бриз тревожит наше ложе,
заносит след тех самых, что моложе,
чем мы с тобой, на несколько часов».

«… Вторые планы, ну и что с того…
без лишних слов соскучимся едва ли;
слова, слова – и нет ни одного,
что мы уже когда-то не сказали…».


Наталия

«… вечерами ждала под дверью, вся обратившись в слух,
ты приходил с дождем, но до нитки сух,
повелитель примозговых эрогенных зон,
доширак – на первое, заливное - жидкий озон
лжи цвета индиго с претензией на эпатаж,
накачать бы как сара бицы, бежать, но 8-й этаж,
айлбибэкбэби грозил, уходя,
рецидивом с тех пор в ушах – шум проливного дождя…».

«… по паспорту старушке тридцать с лишним.
и лишних килограммов – чуть поменьше.
она теперь помешана на «Vichy»
и у нее оскомина от вишни.
в автобусе ей: женщина, выходите?
она себе: забавно, да почти вся вышла.
и обернется, скажет: ну конечно.
потом прислушается: ходят ли
часы? и помолчав, добавит:
на конечной…».

« … изначальная тьма материнской земной утробы
и по водам ее сквозь ловушки глиняных тромбов
нескончаемый ток плодородной любви или боли
золотые шары зацветут фотовспышкой букетом молний
с запрокинутых лиц смоет слезы подземное море

но улыбку с остывшей керамики дождь не смоет…».


Виктор

« … Где пою и где пирую
в брызгах древних языков,
мокрых водорослей сбрую
отведу с морских коньков.
В колеснице Амфитриты
совершая свой объезд,
знаю карту этих мест,
где сокровища укрыты,
где существ прозрачных друзы
в мелких лужицах лежат,
и нестрашные медузы
скользкой лавою дрожат,
а на камушках приливных,
исчезающих в воде,
виден след событий дивных,
не записанных нигде…».

« … Иди туда, где тонет свет,
где рифм набор из детских лет,
где букв слежавшиеся глыбы
и слов щербатые ряды
встают беззвучные, как рыбы
среди темнеющей воды…».

«… Так завари кантариону
(так по-болгарски зверобой),
и по заснеженному склону
иди за новою судьбой.
Она пока переводима
на вечный с нашего, пока
на свет окна, на запах дыма
ещё спешим издалека…»


Мои симпатии

Один мой корреспондент, следящий за конкурсом, написал мне – Выбирайте Фета, его и Толстой любил!
А мои симпатии отразились в прогнозе.

Мой прогноз

В порядке упоминания: 15 / 37 / 15 / 33

Итоги голосования Жюри (в процентах):

15 / 50 / 5 / 30


Результаты голосования Жюри сложились в пользу наших Участников.
Впереди одна восьмая.





Владимир Гутковский, 2013

Сертификат Поэзия.ру: серия 530 № 99160 от 11.05.2013

0 | 2 | 1971 | 29.03.2024. 02:52:14

Произведение оценили (+): []

Произведение оценили (-): []


Пенальти (одиннадцатиметровые размером в одиннадцать метров) будут, скорее всего, как раз в одной восьмой.

Или несколько позже.

Чемпионат Балтии — сама по себе хорошая шутка. Русской поэзии.

Так я не понял из салона, Владимир Матвеевич, по какую сторону баррикад поэты-кыяне. Что будет с южно-русской школой поэзии?

Вот С.Минаков прояснил свою позицию, да мы и не сомневались — человек твёрдых убеждений и взглядов.

А как там остальные наши? С кем мастера слова? За свободу они или за Путена?

Я думаю, Андрей Грязов наверняка сейчас выполняет свой врачебный долг, может быть даже в Михайловском храме, Саша Кабанов читает стихи на баррикадах, Слава Рассыпаев тушит горящие автомобили...

Или я не прав?