Верлибр горбатый, как верблюд

Дата: 20-03-2013 | 02:41:33



Верлибр горбатый, как верблюд
в Сахаре слов.…Хоть плачь, хоть смейся!
Он неприличен, словно блуд,
в добропорядочном семействе
поэзии славянской, да,
в напевности – он хуже соды,
но вот в чём главная беда:
он моден, а куда от моды?

Верблюд корявый, как верлибр,
полезен, а верлибр (тут глуше!),
как бесполезный наш калибр
снарядов для трофейных пушек.
Он к нам прилип, что та простуда,
моллюском подлым к кораблю:
я почитаю ход верблюда –
верлибра сбои не люблю.

Вячеслав,
уже не впервые Вы называете верлибр (свободный, белый стих и верлибр немногим отличаются друг от друга - степенью свободы, как говорят стиховеды) чуждым русской поэзии, заимствованием, данью моде и пр.
Тем самым вы выбрасываете из русской поэзии такие произведения, как "Маленькие трагедии" Пушкина, его же стихотворения "Он между нами жил..." и "Вновь я посетил", его же трагедию "Борис Годунов"; огромное количество стихов поэтов Серебряного века: целые циклы Ахматовой, Мандельштама, Ходасевича, Гумилёва, Блока и др.

Их верлибры Вы тоже считатет заимствованиями и данью моде? А вот теоретик-литературовед В.Е.Хализев утверждает иное: "Особый колорит придаёт русскому силлабо-тоническому стиху (...) отсутствие рифмы..." И далее он говорит о богатых возможностях этого стиха. Книга, которую я процитировала, - это учебник для филологических вузов.
Что касается "горбатости", то таковым может быть и ямб, например, в ВАшем стихотворении последняя строфа начинается строкой с женской рифмой, в то время как все предыдущие начинались строкой с мужским окончанием. То есть вы произвольно нарушили ритм ( а это закон!) своего собственного стихотворения. А очень часто у Вас строка с женским окончанием рифмуется со строкой с дактилическим окончанием - это ли не "горбатость"?!
Стихи поэта сайта Поэзия. ру Торхова - образец владения верлибром и по своим достоинствам намного превосходят
"горбатый" ямб.

Дело не в размере, не в наличии или отсутствии рифмы, а во владении техникой стиха.
А.М.

Велибра не любитель, хотя велибр верлибру рознь. Зависит, как всегда, от того, кто пишет. Но "верлибр горбатый, как верблюд" - это здорово.

Дорогой Вячеслав, просто вынужден Вас поддержать, хотя теоретическими вопросами этими не интересовался. Причем независимо от того, кто Вас критикует, как Ася Михайловна, кто Вас поносит, как Куликов и кто Вас хвалит,как Юдовский. Просто я, как и Вы, не люблю верлибр вообще. Наверно, имею право на свое мнение. Исключение делаю разве что для Превера, и то это переводная поэзия.
Замечательный поэт ростовчанин Леонид Григорьевич Григорьян в таких случаях цитировал знаменитое письмо Пушкина Жуковскому:

Послушай, дедушка, мне каждый раз, Когда взгляну на этот замок Ретлер, Приходит в мысль: что, если это проза, Да и дурная?.

C уважением ко всем почитателям верлибра, его противникам и людям к нему равнодушным. :)

Верлибр, конечно, был, есть и будет. Но в силу своего отличия от "привычной" поэзии он кому-то нравится, кому-то нет. Мне тоже, Вячеслав, куда больше по сердцу стихи классические, так что и здесь мы - близкие души

по мне, так проблема не стоит и выеденного яйца...
"верлибр со сбоями", это скорее
графоманское...

:o)bg


Давеча мне попался под руку прелестный образец
имени автора проводить не стану,
из-за редкой скромности
последнего:

    ...Да встретится с твоей моя натура,
    Как это утро с темнотою зыбкой,
    Соединимся словно привиденья;
    И в предрассветном воздухе растает
    В сей час заветный дымкой всё былое,
    Но, может быть, началом станет утро
    Тому, кто зван сюда и кру́жит в танце,
    Как жёлтые листы в траве пожухлой...

Excuse me, за то, что посмел вам его процитировать
и чем он горбатее, противу вашего-то,
помилуйте, сударь?..

Далеко не всякая поэзия ритмизована. Примеров сколько угодно: от Библии до русских духовных стихов. Приведу один такой пример, из духовных стихов Сергея Аверинцева.

x x x

Он сказал им: довольно.

Лука. 22:38

Что нам делать, Раввуни, что нам делать?
Пять тысяч взалкавших в пустыне -
а у нас только две рыбы,
а у нас только пять хлебов?

Но Ты говоришь: довольно -

Что нам делать в час посещенья,
где престол для Тебя, где пурпур?
Только ослица с осленком
да отроки, поющие славу.

Но Ты говоришь: довольно -

Иерей, Иерей наш великий,
где же храм, где злато и ладан?
У нас только горница готова
и хлеб на столе, и чаша.

Но Ты говоришь: довольно -

Что нам делать, Раввуни, что нам делать?
На Тебя выходят с мечами,
а у нас два меча, не боле,
и поспешное Петрово рвенье.

Но Ты говоришь: довольно -

А у нас - маета, и морок,
и порывы, никнущие втуне,
и сознанье вины неключимой,
и лица, что стыд занавесил,
и немощь без меры, без предела.
Вот что мы приносим, и дарим,
и в Твои полагаем руки.

Но Ты говоришь: довольно -

-------

Вопрос о соотношении верлибра и поэзии очень непрост. Хороший верлибр (такой, как я привел выше) - безусловно, поэзия. А нечто ни о чем, написанное корректным ямбом - нет.

И уж ни в коем случае не нужно путать белые (т. е. нерифмованные, но ритмические) стихи с верлибром.
Белым ямбом написаны тысячи прекрасных строк и драматической, и лирической поэзии. Рифма же в книжной поэзии - это изобретение средневековых западноевропейских монахов - и понятно почему. Они стремились усилить суггестию секвенций, исполнявшихся в храмах.
В классической античности рифма была под запретом, чтобы отличить поэзию от "народных песен", которым рифма свойственна изначально, как элемент архаического ритуала.
Но вместо звуковых повторов там было такое богатство ритмов, которого не знает ни одна другая поэзия.

Меня удручает лишь то, что из-за кажущейся простоты, к Верлибру обращаются масса графоманов и неумех, тотально дискредитируя его тем самым.
Моё глубочайшее убеждение состоит в том, что Верлибр - поэзия высшего порядка и приступать к нему стоит только после овладения в совершенстве классической силлабо-тоникой.
Верлибр для меня - что-то на вроде виртуозных импровизаций гениальных джазовых исполнителей...
А вот мой древний хулиганский стишочек на эту тему: ))

http://www.poezia.ru/article.php?sid=86985

Такая познавательная страница получилась!
Образчик коллективного сотворчества.
Оркестровая сыгранность, как по нотам.
Торжество провокативного жанра.
)

В Сахаре слов горба́тейший верблюд —
Верлибрр блуждал, он замышлял злодейства…

в пустыни снежности нежнейшего семейства,
Эрато и Эвтерпы верных слуг —
славянства добронравнейшего круг —

тюки нёс с сахарозой блудодейства
и — страшный — наплевательства недуг.