Одуванчики




                              Среди лесов, унылых и заброшенных...
                                                                                                  (O.M.)




Одуванчики шапок —
ведут...

Весь подросток — в отцовской ухватке
(ненароком, припомнится тут —
как тонул головой в его шапке).

Эта шапка — давно по тебе!

(На чужом, полумёртвом просторе —
зубы скаля угрюмой судьбе —
жить в судебном осадке — без воли...)

Но — за зоной — в глухой тишине,
презирая злой оклик двустволки,
морды флейтами тянут к луне —
музицируют! — вольные волки.

Эти звуки... порой достают!

Сквозь оконные щели барака.
И заточки — легко! — достают
пацаны, что на всё наплюют,
режут вены... кромешного мрака.




«Всё ещё впереди...» (Портрет приятеля  )





Владимир Гоммерштадт, 2009

Сертификат Поэзия.ру: серия 1016 № 67629 от 31.01.2009

0 | 4 | 2649 | 18.04.2024. 20:56:02

Произведение оценили (+): []

Произведение оценили (-): []


Тема: Re: Одуванчики Владимир Гоммерштадт

Автор Ася Сапир

Дата: 31-01-2009 | 22:40:34

Владимир!
Прочла дважды, прежде чем высказаться. И всё равно много вопросов : что лежит в основе стихотворения - прочитанное, увиденное, пережитое с кем-то близким? Во имя чего написано стихотворение? Задаю вопросы, потому что только один раз я была ( в составе комиссии по проверке учебных кабинетов литературы) в тюрьме строгого режима. Там сидели за убийства и подобные тяжкие преступления. Я познакомилась с девятиклассниками, услышала от педагога рассказ о диспуте по роману Достоевского "Преступление и наказание" Впечатления были такими, что я заболела.
"Одуванчики" - название (самоназвание? кликуха?) звучит страшно, наверное, реальность - ещё страшнее. Для поэзии нет запретных тем, но при условии, что то, во имя чего написано стихотворение, отвечает гуманным целям. Последнее я не вполне поняла. О художественном воплощении как-то не хочется говорить на фоне того, что видится за каждой строкой. Хотя меня потрясли и образ подростка, утопающего в отцовской шапке, и "одуванчики" как собирательный образ, и воющие на луну "флейты морд"
С уважением
А.М.С.

Одуванчики, говорите?... (Всех детей на сайте перепугаете. :) )
У композитора Альфреда Шнитке (!) и у поэта Аркадия Кутилова очень много подобного мажора-минора, отчего всегда мурашки...

P.S. Я Вам "весёленькое" обещала. Тута вот -
http://www.poezia.ru/article.php?sid=67652

А я помню новомирскую публикацию "Одлян, или воздух свободы" Леонида Габышева и недавнее обсуждение в обществе фильма "Сволочи"...

Ася, я, чаще всего, избегаю серьёзных разговоров по той простой причине, что, когда уровень компетенции (здесь будет уместно это убийственное слово) низок, любое позиционирование себя в диалоге (или на форуме) будет, всего лишь, более или менее успешной (безуспешной) игрой. Развивающие игры необходимая составляющая и личностной, и общечеловеческой жизни, но если есть риск «игрушкою» проломить голову — пусть даже и самому себе — желательней, как-то отвлечься.

Теперь по поводу стишка «Одуванчики». Исходно была фраза про «флейты морд» (каким-то ветром её занесло в мою голову, записал и забыл). Просматривая бумажки, наткнулся на неё, попробовал переиначить, более музыкально что ли... Из найденной интонации проклюнулась заиндевелая шапка, подумалось про одуванчики, возникавшие образы подсказывали слова...

Описываю этот «процесс» — чтобы не было иллюзии — моя «позиция» мне, в общем, не интересна (я и так знаю, что мог бы сказать по тому или иному поводу) (в стихосложении для этого есть низовые — и примкнувшие к ним — жанры, где замечательно оттачивается адекватность формулирования). Но мне любопытно — расслышать — что же здесь, в объёме ещё не написанного стиха «вызвучивается», попытаться, хотя бы начерно, записать, по возможности не встревая со своими «понятиями».

Но дальше неизбежно идёт — «приземление». (На помощь призвав здравомыслие, расставить точки над «i» недоговорённостей, открутить слишком уж буйные головы зарвавшейся эмоциональности, пройтись гребешком нормативной лексики по вздыбившейся шёрстке новаций). Сейчас я стал пугающе быстро пробегать этот завершающий этап — стишок накропался часочка за полтора. Видимо, в силу этого, ассоциативной ясности — как я сужу по Вашей реакции — в нём недостаточно, не хватает внятности мироощущения (о мировоззрении я вообще помалкиваю). На этом этапе решающим является культурный и — не убоимся этого слова — экзистенциальный потенциал личности автора. Можно — естественно — прикрыть фиговым листком профессионализма бреши моральной некомпетентности и личностной несостоятельности (попытаться «красиво выйти из положения»). Вино в чаше почти не расплещется, но... в нём благодати не будет.

Это так... Лирическое — отступление — как способ противоборства — наступлению — прозы жизни. А проза эта, увы, такова, что я ни о чём не могу сказать: «Для меня это невозможно!» Нет. Всё может (или могло бы) быть...


УМИРАЮЩИЙ АФОРИЗМ

Человек...
«это» —
звучит гордо —

пока ещё не обоssана морда,
когда ещё зырит невыбитым глазом,
покуда не тронулся гаснущий разум.

Когда ещё ногу не поднял в замахе — дробя всё что можно — в паху...

— ...или — «в пахе»?..



Человек не представляет на что он способен — ни в своих взлётах, ни в своём падении. Идейная подкладка анализируемого стихотворения, скорей всего, такова. Тихий ужас, прикровенно живущий в нём — от невозможности размежеваться — «мы» это «они», во всех ипостасях «ихней» «онности». К сожалению, для меня это малоподъёмная тема. Помнится, в юности я так и не дочитал жизнеописания праведной жизни Серафима Саровского — так меня убило, что он делал лесные завалы — валил деревья — чтобы не шли к нему люди со своими житейскими вопросами — считая себя недостойным, лишь по велению Богородицы, вышел к людям (но об этом, вообще-то, я так и не дочитал).

Вот, собственно, всё что я сумел сказать... Далее танцы под гармонь и душевные зонные песни. Мне довелось участвовать в таком мероприятии для сотрудников ЖЭКа — тексты были несколько круче (о групповом изнасиловании) и дамы... и... кавалеры весьма охотно под эту музыку резвились, что-то там такое вытанцовывая. Всюду — жизнь! Куда ни плюнешь!