Это снега дорожный всхлип

Дата: 26-08-2008 | 10:02:01

Это снега дорожный всхлип
По сердцам, как по гуслям, тренькает.
И столетняя мудрость лип
Над простывшими деревеньками.
Это стоны ржаных полей
В ожидании первой пахоты.
Это в таинство простыней
От судьбы, как с обрыва – страху то!
Это стыд от бесстыдных слёз,
Что в кабацких тенётах мечутся.
Это летом под стук колёс
Нами брошенное Отечество…
… А утрами виски знобит.
Но лишь здесь не тревожат, вроде бы,
Беды, собранные в снопы
Позабытой каликой - Родиной.




Ольга Пинигина, 2008

Сертификат Поэзия.ру: серия 1203 № 64108 от 26.08.2008

0 | 5 | 1828 | 29.03.2024. 18:45:18

Произведение оценили (+): []

Произведение оценили (-): []


Ольга, чувственные и прочувствованные стихи, но вот с
"висками, которые по утрам знобит" не могу согласиться.
Но как то это неправильно: если уж знобит, то усё тело разом.По отдельности только болит и жжёт.

С ув.
ЛМ

Оля, Вы такая молодая, почему же Вы такая мудрая?))) Но две последние строчки можно сделать так:

Беды, собранные в снопы,
Позабытой калики - Родины.

Не могу себе представить калику, вяжущую снопы.:. Но оценка - высшая.

"Пип" я, конечно, воспроизводить не стану. Но именно он глушил то слово, что вырвалось из меня после прочтения. Обидно, что стихотворение, осененное таким выраженным поэтическим чувством, так бездарно с позиции языка.

Что за "дорожный всхлип"? Семантически не оправдано ни на грош. И далее эта ошибка начинает тиражироваться, нигде не переходя в приём, что, впрочем, было бы не менее спорно.

Всхлип тренькает - кошмар на улице Вязов. Кстати, вяз - отличнейшее дерево. Так и видится мощь его узловатого ствола и крепость ветвей (на самом деле вяз не такой, но не суть).

Ибо "липа" тоже не "такая". Нету у неё "мудрости". В русском языке "липа" - в лучшем случае нечто легкомысленное, в остальных же - фейк, подделка, грубо сделанная работа = ложь.

Я допускаю, что сдесь имеет место быть параллелизм с "каликой" - мол, калики (бичи по нашему) - "липовые" поэты и мудрецы. Что, конечно же, правда. Сейчас их возят по вагонам в инвалидных креслах цыгане, а сами они уже никуда не ходят, не "перехаживают", ибо водка приводит всегда - по Венечке Ерофееву - на Курский вокзал.

"Простывшие деревеньки" - трюизм на грани банальности.

Далее. По сюжету на дороге мокрый снег. Значит и в поле тоже должен быть. Почему же поле "стонет" под снегом, ведь для него ничего ещё не успело измениться? На дороге то быстрей тает, разбиваем полозьями саней и копытами коней. Не зря же дворники-таджики (и не-таджики) разбрасывают снег весной по всему двору с обочин. Я не знаком с технологиями "пахоты", но - говорят - сохой пахали. Поэтому приходилось по некскольку раз что ли поле перепахивать? Ну, да - вроде. Тогда ясно, почему "пахота" - первая.

Это как первый секс у девушки. Щас -по слухам - многие невесты делают себе операции по восстановлению девственности. Поэтому вы сравниваете заснеженное, испуганное сохой ( старый конь борозды не портит) поле с простынью. Тогда это понятно.

Про липкие сети кабака я уже говорил - применительно к каликам. "Слёзы мечутся"? Поздняк метаться.

Уже в качестве шутки - нынче из "Отечества" улетают на самолётах и не только летом. Сами понимаете - "стук колёс".

Далее написано "здесь". Где, - спрашиваю я? Среди всех этих "всхлипов", "мудрых лип" и "простыней" что ли?

Нашёл только одно физиологическое ощущение, когда "виски знобит". Знаете, это когда "волосы дыбом встают".



Здравствуйте, землячка!
Есть такой жанр в литературоведении - медленное чтение: строчка за строчкой, шаг за шагом, троп за тропом читаешь, вникаешь. постигаешь ... Вот так несколько раз я прочла Ваше стихотворение. Но у меня возник ряд неразрешимых вопросов - нужна Ваша помощь.
Итак, в стихотворении разные грани, лики Родины, они показаны через какую-то характерную деталь : "снега дорожный всхлип" (мне этот образ знаком и памятен : мокрый снег "всхлипывает" (именно всхлипывает!) под шинами или полозьями. "Простывшие деревеньки".
Затем образ весенний : "стоны ржаных полей в ожидании первой пахоты" - образ поля, готового и ждущего. Немного смущает амбивалентность эпитета "ржаных" - это цвет поля или готовность быть вспаханным именно под рожь.
Затем образ России летом - "стук колёс". Так передано движение лирического героя, который вглядывается в Русь, проезжая по ней.
И это в целом хорошо!
Но в стихотворении есть и нравственный облик Родины : "это стыд от бесстыдных слёз, что в кабацких тенётах мечутся" (эпитет "кабацкий" вместе с предыдущими образами уводит воображение от сегодняшней России, а вернее, выстраивает образ
России вневременной, он (образ) одинаково может быть отнесён ко дню вчерашнему, с меньшим основанием - ко дню сегодняшнему. Очевидно, эта амбивалентность так и задумывалась, потому что уже дальше Россия сравнивается с каликой (само слово для современного словаря УСТАРЕЛОЕ, народно-поэтическое (цитирую словарь). Противоречие, о котором я упоминала, в том, что, с одной стороны, Ваш герой "бросил Отечество", а с другой - Родина - это "калика". То есть "странник", ""нищий, чаще слепой, собирающий милостыню пением духовных стихов" (снова цитирую словарь).
Очевидно, я чего-то не поняла. Ольга, не сочтите за труд, проясните,пожалуйста, Вашу мысль.
Ася Сапир.

Поэтично написано о серьезном.

Геннадий