ПОСЛЕДНЯЯ МЕТАФИЗИКА (фрагменты 5-7)

Дата: 08-11-2006 | 12:42:55

Фрагменты 1-4 см. здесь:
http://www.poezia.ru/article.php?sid=42993
http://www.poezia.ru/article.php?sid=43399


ФРАГМЕНТ ПЯТЫЙ
СУД (Марина)

-1-

Земная жизнь закончится.
Возможно,
прохожий вспомнит - был такой поэт,
да листья у оградки придорожной
в особенный завьются позумент.

Шаг в сторону, во мглу прыжок -
всё дальше
места прописок, ягодная мель
последнего пристанища на марше,
секрет любви - а ля Полишинель.

Пройдёт сквозь лес, и сумрачный, и скучный,
сквозь азбуку бессменного писца
разряд души,
как молния сквозь тучу
расплавленного вспышкою свинца.

И опадут события по-птичьи
в тоске конвойной по команде «пли!»,
и дух от духа –
канет Беатриче,
и сад, и ад, и капище Земли.

-2-

тебе не хватило слова?
оно не защитило

почему так рано?
последний день лета

разве в осени нет смысла?
для женщины

а есть разница?
ты не был ею

и не нужен сад?
в нём холодно

в чём смысл тебя?
его нет

а в отчестве?
оно лгало мне

ты избираешь путь силы вне
гармонии?
да

знаешь ли ты, что лишённое подобия,
не имеет ни плоти, ни духа?
да

знаешь ли ты, что у лишённого плоти
и духа нет сущности?
да

знаешь ли ты, что утраченная сущность
не мыслится?
да

знаешь ли ты цену свободы?
остракизм

ты уверена в своём выборе?
да

изыди, страстотерпица!
изыди!

-3-

и явились семь ангелов
и были у них семь ключей и семь печатей
и открыли семь ангелов семь врат
дабы низринуть в те врата части как целое

и низринул идею её (первый)
ибо всякая идея живёт в нём
либо не рождается вовсе

и низринул форму её (второй)
ибо форма её в мире его
есть душа окаянная

и низринул сущность её (третий)
ибо всякая сущность во времени
есть сущее его

и низринул имя её (четвёртый)
ибо всякое имя в пространстве
явление промысла его

и низринул слово её (пятый)
ибо всякое слово в мире
лишь язык его

и низринул свободу духа и дух свободы её (шестой)
ибо полная свобода дана лишь ему
а иная разрушит музыку сфер его

и низринул память праха её (седьмой)
ибо всякая память в царствии его
есть он ныне и присно и вовеки веков

-4-

и закрыли врата забвения семь ангелов
и опечатали их семью печатями
и за вратами этими словно цвёл взрыв беспросветности
и выворачивал он гигантский чулок свой наизнанку
и в воронку его чёрную втягивался бульон хаоса
и были части низринутые и тьмой этой
и искрами бенгальским в тьмадышущем беспространстве
и была тьма их светом
и был свет их тьмой
и было всё из ничего сотворенного
и одиночество было абсолютным
и абсолютна была трагедия
и многое становилось понятным
и что нет будущего есть только мечты о нём
и что нет настоящего есть только взгляд из прошлого
и что всё уже было до того как произошло
и что несть числа матрёшкам вселенных
а имя каждой из них
ад

ФРАГМЕНТ ШЕСТОЙ
ЭСХАТОЛОГИЯ И АПОЛОГИЯ ПРИНЦИПА


ЭСХАТОЛОГИЯ

-1-

когда-нибудь мы умрём
понадобится всего-то около двухсот тысяч лет
чтобы окончательно стереть все
даже мельчайшие следы человеческого пребывания
отвоевав этот мир
и уничтожив последние метастазы цивилизации
природа залечит свои раны
и ничто уже не будет напоминать
о великой войне между бессмертным и смертным разумом

кто мы
куда мы
зачем мы

когда-нибудь природа умрёт
понадобится совсем небольшой срок
пока свет не закуклится в раковине тьмы
не вернётся в её влагу и превращаясь в точку
не имеющую ни времени ни пространства
не успокоится в колодце безначального хаоса
где нет не было и не может быть страниц
на которых бы сохранялись сведенья
о величайшей войне
между вечным забвением и бессмертной памятью

кто мы
куда мы
зачем мы

-2-

листья в лечо заката закатав до зимы
заливное в заливе цвета прелой хурмы
кашеварят моллюски что средь млечных путей
разместили тотемы царства стрел и зверей

там где демон и муза образуют прилив
где рождаются грозы средь невиданных нив
пишут летопись волны среди волн схоронив
от былого былое от мотива мотив

из пространства в пространство из исхода в исход
вещий голос выводит за народом народ
бьётся с разумом вечность как самум-сарацин
и бессильная память гибнет в толще гардин

АПОЛОГИЯ ПРИНЦИПА

-1-

почему он выбрал цикуту?
- это был не его выбор…

а чей же?
- Афин…

разве не мог он бежать?
- без внутренней - внешняя свобода бессмысленна…

от чего же был он несвободен?
- от того, что сотворил…

-2-

постой…
ты говорил, что, если принцип справедлив,
он справедлив для всего.
- если это принцип…

допустим, некий демиург сотворил нас,
значит ли это, что и он несвободен?
- а разве отсутствие выбора не есть цена бессмертия?..

но ведь принявший цикуту умер!
- ты уверен?..

да… почему нет?
- а с кем ты тогда беседуешь?..

-3-

что же тогда бессмертие?
- возможно, наказание за сотворённое…

стремление к наказанию… зачем?
- иное грозит одиночеством…

но, если наказание превратилось в ад, что мешает демиургу
освободиться от нас?
- нравственная воля…

положим… а нам от него?
- нравственное повеление…

в чём же разница?
- первое порождает надежду… на смерть
второе – веру… в бессмертие

-4-

ты хочешь сказать, что наш мир – самоубийство бога?
- если у жизни нет другой цели…

с каждой смертью он умирает в нас, а мы, умирая,
каждой сущностью живём в нём?
- если не отказались…

мы действительно подобны… страдаем, желая лишь того,
чего лишены.
- если желаем…

но как тогда в одном примиряется противоположное –
бессмертье и смерть?
- возможно…через любовь…

но и она обречена на страдание.
- если не научиться иному…

какое хрупкое равновесие… это и есть основа гармонии?
- если устраивает…

а если нет?..
- значит, должно мыслиться и иное…

ФРАГМЕНТ СЕДЬМОЙ
РЕТРОСПЕКТИВА И ПЕРСПЕКТИВА

-1-

в мире теней и абстракций
реальность как пища сознанья
творится одним лишь словом
на месте усопших цивилизаций
и сроки хранения этого яства
подобно любви
лишены постоянства

-2-

«В течение девяти дней люди не различали
лиц друг друга…
Тени исчезли.
Солнце проглядывало сквозь черные облака
подобно луне»

пусть вулкан на каллисти взорвёт эту твердь
столб огня пусть подымет и пепел и смерть
пусть кошмарная тьма да отъемлет твой сон
десять казней на горе тебе фараон
путь поглотит в беспамятстве павшее ниц
камышовое море шестьсот колесниц
от алеф мне отмщенье до тав воздадим
мы из духа творящие плоть элохим
чтоб двенадцать камней в апельсиновый сад
превратили пустыню встречая закат
где иным суждено воевать племенам
где иным суждено кочевать временам

«В 29 год правления династии Шан
солнце померкло,
иней выступал по утрам.
Мороз ударил в шестом месяце года».
Вставала заря Исхода,
теснимая ветрами Египта и Вавилона,
сквозь пепел минойский, застивший время.
Творилась судьба народа -
в песке, где ничто не растёт,
Творец прорастал, как семя.
Двенадцать колен под Горою Бога
уже открывали дверь,
не ведая толком ещё задачи,
к западной части Храма
в суетное «теперь»
к бесчисленным стенам плача.

-3-

Возлежа на корове, Светило
насылало на нас миражи
и над шилом Хеопса парило,
словно точка над аглицкой «и».

Миражи - их крестили любовью,
их ловили сердца на лету,
и глаза прозревали по… совьи,
то есть слепли совсем на свету.

Их ценил кенигсбергский отшельник,
их афинский гимнаст постигал,
их охаживал франкфуртский веник,
им пожертвовал сына Дедал.

Если б только Дедал - если б только...
где маршруты волхвов пролегли,
тонет в стоге вселенной иголка -
луч родительский с точкой Земли.

-4-

Семь язв, семь ангелов, семь чаш,
горят в проекции Египта.
Вне всех времён - камней коллаж,
где миф, как запах эвкалипта,
развеялся среди людей,
и путь свой начал Моисей.

Творят мистерию песка
ветра над храмами Изиды.
В века возносится тоска,
закованная в пирамиды.
И память множества могил
несёт окровавлЕнный Нил.

Останется язык камней,
где Слово стало Трисмегистом.
Средь птиц последних и зверей
самум сражается с Египтом.
Сожгут и жизнь, и ложь, и блажь -
семь язв, семь ангелов, семь чаш.

-5-

Вино разбавлено тоской
синайских танцев-суховеев,
морская бездна за спиной
двенадцати колен евреев.

Две эры длящийся исход,
неисчислимы дни и судьи:
пусть богоизбранный народ -
богоотверженные судьбы.

Две эры миф непобедим,
в песках две эры длится битва –
зачем ведёте, Элохим,
стезёю плачей и молитвы?!

Пути - клубок чугунных пут,
левиты мужествуют ветер,
но не кончается маршрут
ни у Фасги, ни в Назарете...

-6-

Здесь средоточие пророчеств -
мерцают в цитадели мрака,
оцепенев от одиночеств,
двенадцать низок Зодиака.

Не в силах бестии с тиары
стихий и бездн Владыки Света
покинуть звездный бестиарий
через стеклянный свод рассвета.

Но в час огня и власти Слова
двенадцать выпущенных джиннов
ворвутся вспышкою Сверхновой
в миры потомков красной глины.

И, вывернув чулок пространства,
по вечным правилам сатуры
Господь для нового мытарства
расставит на доске фигуры.

______________________________________________________________
продолжение следует






Михаил Гофайзен, 2006

Сертификат Поэзия.ру: серия 161 № 48943 от 08.11.2006

0 | 6 | 3616 | 23.04.2024. 11:09:58

Произведение оценили (+): []

Произведение оценили (-): []


Замечательно, Миша! Еще не раз прочту. Потрясающе! Спасибо. Люда

А интересно, играть ЕМУ не надоело ещё?
Уж больно партии повторяются...
хотя, судя по тому, что Метафизика продолжается, хоть и последняя...

Здравствуйте, уважаемый Михаил. Нахожусь под колоссальным впечатлением от Ваших строк... сожалею, что редко читал вас раньше, но это , полагаю поправимо...
С признательностью Петр

В который раз возвращаюсь... сильнейшее впечатление!!!

как Буриданов осёл метался между Вашими публикациями, Михаил.
Редкий случай на Пру - все хороши.