ПОСЛЕДНЯЯ МЕТАФИЗИКА (фрагменты 1-2)

Дата: 17-03-2006 | 17:03:28

ФРАГМЕНТ ПЕРВЫЙ
КЛАУСТРОФОБИЯ

-1-

не лучше ли слепнуть от хаоса
нежели быть
одним из бесчисленных следствий
в бесконечной цепочке трагедий
переживаемых богом
имена которым
вера надежда и ложь

-2-

СЁСТРЫ

СТАРШАЯ

мыслится
буде немыслим.
присный и вечный
но есть.
старый поблекший и лысый
выбрал быть может он смерть?

соль отличить бы от пыли.
пыль отделить от земли.
будем ли
если мы были?
были мы
если ушли?
стоит ли жить и страшиться
в неповторимом «опять»?
если закрыты ресницы
где тебя боже искать?

где твоя девочка вера?
словно снегурка весной
тает и тает по мере
сути твоей внеземной.
вечность –
капкан или птичник?
время –
река или гать?
если вопросы трагичны
где тебя боже искать?

где твоя дурочка вера?
как саламандра в огне
только в неё не поверил
вспыхнула болью во сне.
сущее -
вспахано горем.
смерть -
обирает что тать.
я с тобой боже не спорю -
где тебя боже искать?

СРЕДНЯЯ

штиль в заливе.
желтеет олива на зеркальном подносе в буйках.
вдоль изгибов изломов извивов гаснут сполохи фар в мотыльках.
за горой где сознанье томится где хранится и тлеет зола
пан георгий воюет зарницей неустанно исчадие зла.

любопытно -
архангелы плачут носовые платки теребя?
ты приходишь и к ним наудачу или знаешь что примут тебя?
им известно что падают птицы? с каланчи не возникнет калач?
и в деснице сжимает денницу безвозвратности старый палач?

расшифруй этот бриз над криницей с суахили отлива толмач -
исцелить чтоб самой исцелиться или пасть меж чумными как врач?
ходят слухи ты меркнешь последней (то ли сам то ли сын говорил) -
кто же дух извлекает в передней из заношенных жизнью бахил?

МЛАДШАЯ

не привечай транзитных горемык
они слабы и просятся к теплу
а между тем твой гибельный язык
хвалу легко меняет на хулу
к бортам времён он вяжет словно линь
их суетные мысли и сердца
они всего-то выбрались на жизнь
а ты бежишь от них из-под венца

греховных муз обманчивый оплот
миф ни о чём желаний оберег
но кто ещё себя переживёт
в беспамятстве и выдолбит ковчег
про конфитюр забыв и конфетти
сложив под холм хоругви да копьё
дабы однажды в бездне обрести
надмирное безмолвие своё

ЛЮБОЙ ИЗ ТРЁХ

колдунья лгунья пей с ладони
налей мне сладкий свой елей
и ливней пусть шальные кони
по гиблым линиям аллей
тогда несут свои ненастья
страшит шелками зверь ветвей
пусть одиночество в запястья
вонзает тысячи гвоздей
пусть даже в зябкие объятья
за выю втянет бог теней -
в колоде не достанет масти
чтоб сделать мир ещё темней

-3-

в конечностях зажав по скалке добро и зло играют в салки.
на веко камень накатив вкруг вия вертится сизиф.
софиты мучают артиста. нет сменщика-семинариста.
в борьбе за счастье из-под палки
лицо краснеет на плацу. зачем спиноза молодцу
ведь нравственность не излечима в миру со слов иммануила?
считалка длится под скакалку.
трубит трубач и жжёт губу вгоняя лёгкие в трубу.

не пой красавица при мне про общий ренессанс во вне.
пока душа летит на стрежень для каждой «для» найдётся стержень.
потом однажды станет хуже - какое дерево из стружек?
я вижу лиц парад-алле.
тоскливый демон дух кошмаров парит под грешные фанфары
где ставят «нет» на месте «да» в дому из воска и стекла.
тюльпаны киснут на столе
во славу падшего артиста под сонный глас полифониста.

что там под ряской на обед? на всё пролив сермяжный свет
сидит рыбак на берегу неспешно судьбы гнёт в дугу
уды да в ус себе не дует - не поминайте лихо всуе
наиглавнейший есть завет -
беда всегда найдёт арену и гладиатору замену
и богу богово вестимо ну и налимово налиму.
каков рыбак таков макет
коврижки рукописи дома сознанья жизни водоёма.

-4-

и была тьма
и тьмою был свет
и было всё из ничего сотворенного
и было всё хаосом
и был хаос никогда и завтра и некогда
и был он нигде и здесь и негде
и всё чем он не был было тьмой
а всё чем он был было светом

и был свет
и свет был тьмой
и одиночество было абсолютным
и абсолютна была свобода
и свобода была выбором
и имя выбору была трагедия
и был он между смертью и вечностью
и пал он на смерть
и обрела жизнь форму вещей
и возымела всякая вещь пространство и порядок следования
и всякий порядок был временем
и всякое время приближало всякую вещь к вечности
ибо нечто становилось ничем
а ничто становилось всем

и была тьма
и тьмой был свет
и всё было всегда ибо не было времени
и всё было во всём ибо не было пространства
и не было ни всегда ни во всём
и всякая сила была альфой и омегой всякой силы
и всякая причина была следствием
и всякое следствие было причиной
и не было ни сил ни причин ни следствий
ибо всё было нулём
а нуль был всем

и был свет
и свет был тьмой
и многое становилось понятным
и что нет будущего есть только мечты о нём
и что нет настоящего есть только взгляд из прошлого
и что всё уже было до того как произошло
и нет следа на том что покрылось поверх иным следом
и не в состоянии быть одно и то же в одном и том же
и что путь в былое пожирает путь былого
и потому ничто не должно возвращаться
и всё возвращалось на круги своя
ибо время и память несовместны
а всё что произойдёт есть

-5-

бьётся сердце. аквариум. милые рыбки
акватория наша не больше пылинки.
всем имеющим жабры конечно известно
что под лампой всегда недостаточно места.

отпуская свой дух во всевышнее ухо
где бы плоть ни всплывала за плотью вверх брюхом
над бульоном бурлят злые мухи мочала
что на чалке начал чалят души к причалам

по волокнам судьбы из кулька да в рогожу
у единства в себе нет ни рожи ни кожи
оно сердце своё по частям собирает
за любовью любовь
лишь бы не было края

где впадая в безумье абстракций и планов
одиночество в море пустот и кошмаров
разбивает опять его сердце на части
это вы мои рыбки
заложницы счастья

умереть от удушья упившись ненастьем
как любовью навзрыд и вином для причастья
то ли он
то ли вы
то ли я –
у матрёшки
ни числа ни лица
лишь обложки
обложки

-6-

что бы там ни осталось
не люблю я долги
ведь недолго на старость
копим мы пятаки

а потом стань ты ветром
или мхами на пнях
или солнечным светом
отзвучавшим в корнях

будет память из сердца
невзирая на смерть
будто зуб у младенца
прорастая болеть

-7-

папа, а я - это кто?
некто…

папа, а что такое смерть?
путь некто во всё…

а если я не хочу?
тогда - в ничто…

а это долго? путь?
пока есть те,
кого ты помнишь…

а если их нет?
тогда те,
кто помнит тебя…

папа, а мы умрём?
посмотрим…

а потом будет сад?
возможно…

папа, а сад это жизнь?
это мы…

а почему я лежу не со всеми?
потому что ты отказалась…
ото всех…
там...
на земле...
тридцать первого августа...

ФРАГМЕНТ ВТОРОЙ
РЕНЕССАНС

-1-

Сталь клинка,
что бесстыдная девка,
ищет плоти.

На теннисном корте
мячик жизни ударился в сетку,
рикошетом пришёлся на ветку -
мельпомену, цыганку, кокетку.

Юный батюшка, силясь по мере,
укрепляется, видимо, в вере,
над промёрзшей могилою стоя.
Снег идёт бесконечно и нервно,
воздавая по вере, наверно,
а за снегом охотятся ветки,
распушив ненасытную хвою,
как нимфетки в походной расцветке.

Я убил тебя, Непенелопа!
Зацепились, запутались стропы -
мы любили, парили недолго -
на скале две тряпицы из шёлка,
на ветру, словно хлопья, холопьи
наши сущности нечеловечьи,
что иные пространства отверзут,
уносимые в млечную бездну,
точно искры летящей картечи,
наши души-не души – увечья.

Подожди! Над планетой зависни -
может, не было, милая, жизни?..

-2-

как хлыстом по холсту
наст хрустит за версту
пустырям
по кресту
а кустам
по костру

ни жнивья
ни жилья
даже нет воронья
никому и ничья
только эта земля

эй ударь
не жалей
бей в свой бубен борей
бей насквозь
до костей
до души
чтоб больней

чтобы чувствовать страсть
чтобы плоть
чтобы всласть
чтобы страх
словно плеть
чтоб почувствовать смерть...

-3-

был снег в начале
позже снег с дождём
потом ветра раскачивали тушу
вселенной и казалось окоём
перетекал в одну большую лужу

набравшись сил вода взломала лёд
рельеф меняя вырвалась наружу
где словно время двинулась вперёд
своим величьем сотрясая сушу

и плоть земли не помнящая бед
звезде навстречу распахнула душу
чтоб часом позже впитывая свет
забыть о тех с кем умирала в стужу

-4-

и решил он что жизнь это хорошо
и решил он что есть счастье в выборе
но вне времени ничто не живёт
а во времени всё умирает
и обманулся он сам
и обманул творение своё
ибо каждый раз умирал в сотворённом
а сотворённое каждый раз умирало в нём


....................................................

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ




Михаил Гофайзен, 2006

Сертификат Поэзия.ру: серия 161 № 42993 от 17.03.2006

0 | 13 | 6932 | 28.03.2024. 13:12:52

Произведение оценили (+): []

Произведение оценили (-): []


!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Мир, нет, целая вселенная... больше вселенной! Всё-всё-всё!
У меня нет слов, Миша!

Под клеткою географической
Мы все в одной тюрьме языческой,
И, если есть Один - Единственный,
То как легко кривит Он истиной...

Я думаю, что это произведение - самое сильное из всего прочитанного мною на сайте за всё время пребывания на нём.
С уважением,
Владимир

Тема: Re: ПОСЛЕДНЯЯ МЕТАФИЗИКА Михаил Гофайзен

Автор Анс

Дата: 17-03-2006 | 18:38:57

Читается !
:)
более всего лепо ч1-2
:)
жду продолжения, чтобы все в целом вкусить

Вкусно, Миша! Это я тебе, метафизику, как натурфилософ говорю!
:)

Мишань, не дай Бог никому ослепнуть от чего бы то ни было...

Замечательно...

Миша, привет!
По-моему, здОрово. Прочёл наспех, сейчас распечатаю в виде как бы книжечки и буду читать подробно.
Твой Саша.

Миша!
Всегда, если выпадает случай, искренне наслаждаюсь глубиной и изяществом твоих философских построений в жанре непринужденной дружеской беседы.
Ты пишешь, что сам еще не до конца понимаешь – можно ли выразить сложные философские конструкции в поэтической форме.
Я тоже в этом не уверен.
Но в любом случае, то, что ты сделал в этом стихотворении, – очень серьезная и многообещающая попытка такого воплощения.
С нетерпением буду ждать продолжения.
Твой,
В.Г.

Миша! Вот какие пришли мысли.
Метафизика - это то, что до физики (см. лекции Хайдеггера), то етсь - первофизика, физика до физики (природы). Последняя метафизика - это неначавшаяся физика, та, которая не случилась. У тебя же речь идет именно о конце метафизики как способа познания мира. Но Ницше, на которого ты ссылаешься в комментариях - с метафизикой воевал, относя ее также к самому началу европейского мышления - до Сократа.
Мне кажется, что твоя завороженость хаосом и смертью несколько литературна, примерно, как у Маяковского: "Я люблю смотреть// как умирают дети" - а сам боялся заразиться при рукопожатии. Так и твоя философская игра - с тем, что слишком серьезно. Здесь речь, скорее, о другом фантоме сознания, который тот же Ницше выражал - о нигилизме.
По сути, с чего ты начинаешь - тем же и заканчиваешь, пустотой:
1. "не лучше ли слепнуть от хаоса";
2. "и обманулся он сам
и обманул творение своё".

Итак - хаос и обман: и на входе, и на выходе. И ради этого стоило городить всю эту многоступенчатую конструкцию?
Знаешь, я все-таки верю, что дело поэзии - гармонизировать мир, а хаос и ложь - и без нас справятся с миром.
Стоит ли участвовать в их играх?
С неизменным уважением, Александр.

Когда так глубоко… не бывает прозрачно. А тут!..
Михаил, и как Вам такие чудеса удаются?

С неизменным восхищением,
Л.

Нет слов. Мысли и чувства - толпой. Чтобы их передать, нужно занять столько же пространства и на том же уровне, но, увы, примите только признание в моем бесконечном пристальном интересе. И ну их, определения. Вы чрезв. глуб. человек, и (да простят мне...) один стоите многих. Ваша Оля.
PS. Тут мой приятель-альпинист из Брно (Моравия), с которым мы некогда ходили по речке Мсте на байдарках, едет в Таллинн, что ему посоветовать в кач-ве достопримечательностей?

и решил он что жизнь это хорошо
и решил он что есть счастье в выборе

Спасибо, Михаил!
Т