Комментарии к передачам "Гордон" (осень 2001)

Дата: 02-08-2005 | 09:49:15

ГОРНИЧЕСКОЕ ТЮЛО

Сегменты ДНК размазаны по телу
В богатстве наслаждений сексуальных.

Осталась ли Любовь на этом свете белом
Под формулами химии банальной?

Печерская губа – приют обледенелый…
Здесь любятся тюлени беспечально…


Примечания
«Гордон» от 10.09.01.
Тема «Сексуальность как
сублимированное деторождение»
Психотерапевт Александр Сосланд
и биолог Сергей Савельев
приводили в текстах
слова Мишеля Уэльбека
из романа «Элементарные частицы»:
«Не так давно были выделены
кодирующие сегменты ДНК,
ответственные за формирование
корпускул Краузе во время эмбриогенеза;
при нынешнем состоянии рода людского
эти корпускулы в малом количестве
рассыпаны по поверхности клитора
и головки мужского полового члена.
В грядущем же ничто не помешает
приумножить их количество,
распространив их по всей поверхности кожи
в целом, обогатив таким образом
структуру наслаждений новыми
и почти неслыханными
эротическими переживаниями».


РОДОСЛОВИЕ ПИСАТЕЛЯ ПУПКИНА

Михаил родил Гавриила,
Гавриил родил Александра,
Александр родил Николая,
Николай родил… и т. д. и т. п.
…А потом откуда ни возьмись
Объявился Пупкин!


Примечания
«Гордон» от 12.09.01.
Тема «Контекст современного
философствования в России»
Выступали философы
Александр Пятигорский и Валерий Подорога.
В-частности, в материалах говорилось
о литературоцентризме русской культуры:
«Филологи говорят: мой учитель - такой-то,
он учился у такого-то, тот - у того
и так ад инфинитум.
Миллионы читателей, постоянный градус
общественного интереса и т. д. и т. п.»


МАТРИЦА СБЫВАЕТСЯ

Мудры английские сказанья:
Все катаклизмы – вне страны.
А мы в кино на растерзанье
Отдали жизнь своей страны.


Примечания
«Гордон» от 13.09.01.
Тема «Философия боевика»
Теоретик кино Олег Аронсон
и историк философии Виталий Куренной
о философии боевика и о том,
как «виртуальное» моделирует «реальное»,
манипулируя общественным сознанием.
Кстати, в английских традициях
древних сказаний
место катастрофы переносилось
в иные страны, чтобы на свою страну
не навлечь беду.
Американцы, наоборот,
в своих фильмах-катастрофах
используют ландшафт своей державы.


СТАРИК ДОЛЛАРЫЧ

Трах-тиби-дох! – Посыпались зелёные!
Трюх-тиби-дах! – Забито всё капустой.
Кончится фокус – лишь слёзоньки солёные
Ларчик омоют, в котором станет пусто.


Примечания
«Гордон» от 18-19.09.01.
Тема «Трансцедентальная схема
экономических коллапсов»
Экономисты Леонид Григорьев
и Руслан Хестанов
о природе экономических кризисов в целом
и о ближайших перспективах
американской валюты в частности
(о мистической сущности денег).


А ЛЮДИ КТО?

Интеллигенция? Простите, вы ошиблись…
Богема правит чёрный бал в элитном клубе.
Одной семьёй на сцене собран весь экслибрис –
В напоминание о лопушистой шудре.
Поэты и актёры, мимы, топ-модели,
Певцы, танцоры, клоуны и юмористы
Мы ЛЮДЯМ так порядком все поднадоели,
Без нас бумага, сцена и экран да будут чисты!..

А ЛЮДИ кто? За древностию лет
Всё та же шудра – культагитпросвет.


Примечания
«Гордон» от 24.09.01.
Тема «Элитарное и массовое»
Теоретик кино Олег Аронсон и социолог Борис Дубин
о дихотомии «элитарное-массовое»
и о различных аспектах этой диалектики
в культуре и искусстве.
Перечисленные профессии
в индуизме относятся к шудре,
низшему общественному слою,
означающему «народ».


КУПИ-ПРОДАЙ, ДЕБИЛ-КРЕДИЛ:
бестселлиарий

Поделен рынок на элиту и дебилов.
Шустрят в маркетинге, шурша своей бумагой.
Литературой сердце я давно разбила…
Читаю Библию, устав от модных магов.


Примечания
«Гордон» от 25.09.01.
Тема «Природа бестселлера»
Социолог Абрам Рейтблат
и критик Роман Арбитман
о феномене бестселлера
и о мистификации в литературе.


НЕ ТРОНЬ ТЕРЬМО – НЕ ФАНЯЕТ

Стоит Терьмо во чистом поле,
Окрест всем людям колет глаз.
Там проживает Злая Воля –
Фонит мертвяще каждый час.

Пиар зловолия всесилен:
Есть школа, пресса и кино.
И фаны бродят по России,
Забыв себя давным-давно.

Но верю я – безумной силе
Не вечно править…


Примечания
«Гордон» от 26.09.01.
Тема «Преступления страсти: вариант Зюскинда»
Д. филол. н. А. Зверев
о неоднозначном влиянии
«классика» французской литературы
Маркиза де Сада (закончившего жизнь
в больнице для умалишённых)
и других (Кафки, Джойса)
на последующую прозаическую традицию
(Зюскинда).


СУМЕРКИ ГОГОВ

Лишённый Бога человек
Вгляделся в собственное «Я»:
А там – ЗМЕЯ!


Примечания
«Гордон» от 27.09.01.
Тема «Конъюнктура в искусстве»
Дизайнер В. Паперный
и художник М. Шемякин
о контексте современной культуры.


ЖИЗНЬ ПРОПОЛЗАЕТСЯ:
стиль мордерн

Мы всё прошли: от классицизма до модерна.
Но лица те же всё у нас, и те же скверны.

Кому нужны сейчас открытья и шедевры?
На рынке в рейтингах стремимся к лавке первой.

Примечания
«Гордон» от 01.10.01. Комментарий а12.
Тема «Кризис фундаментального знания»
Филолог Вадим Руднев и
философ Александр Иванов о том,
может ли Россия быть в глазах Запада
полноценной интеллектуальной державой.



В КАЖДОМ РИСУНКЕ – ЛЕНИН

Художник мир опровергает
И свой образчик создаёт.
Революцьонным громким граем
В нём Ленин смело в бой зовёт:

«Сначала ты ввяжись-ка в драку!
Там будет видно! Если ж ты
Дойдёшь до бедственной черты,
Порвёшь свою родную …сорочку!»

Двое в комнате – я и ты.
Денег нет – мы дошли до черты.

Мумия тайный сигнал подаёт,
Авангардистов в атаку ведёт.

Нам бы пережить хотя бы ночку,
Не испортить новую сорочку…

Серый холст её экологичен.
Гений и абсурд – как быть с величьем?


Примечания
«Гордон» от 04.10.01.
Тема «Ленин в современной культуре»
Художники и критики Дмитрий Гутов
и Анатолий Осмоловский
о месте и роли Ленина
в современной культуре:
"Дело культуры создавать…
…непредсказуемые ситуации
в соответствии
с любимым Лениным высказыванием
Наполеона: Сначала надо ввязаться
в серьезный бой, а там уже видно будет".
«Спасай свою родную …сорочку». –
В древнерусском языке простая рубаха
из холстины называлась так,
как подсказывает в данном случае рифма.



ПО ЧЁРНОМУ ЧЁРНЫМ

Углём по белому – чертей не увидать.
Чертя по чёрному, увидишь отблеск мрака.
И явится вдруг нойманская Мать,
Всех падших духов варево и рака.


Примечания
«Гордон» от 10.10.01.
Тема «Интерпретация в живописи»
Художник П. Сулаж,
искусствовед Ж.-К. Маркадэ,
директор Французского культурного центра
О. Махрова
и художественный критик М. Сидлин
о прошлом и будущем авангардного искусства
на примере работ П. Сулажа,
эстетика которого основана
на обильном использовании чёрного цвета.
Э. Нойман исключён из психоанализа
за создание чудовищного образа матери
(родительницы, кормилицы, угнетательницы
и пожирательницы своего варева-дитя).
Сейчас Э. Нойман – на флаге
феминистического направления в оккультизме
– ведовства, которое в литературе и искусстве
имеет большое представительство.


КУРИЦА НЕ ПТИЦА

Разбегаются народы и языки,
Разорвали вкривь историю единую.
Но одни на фресках письмена и лики –
Русью их зови иль Украиною.


Примечания
«Гордон» от 15.10.01.
Тема «Ностратическая лингвистика»
О современном состоянии и перспективах
компаративной и ностратической лингвистики –
доктора филологических наук
С.Старостин и А. Дыбо, а также
ректор Еврейского университета в Москве
А. Милитарёв: «Критики теорий
дальнего родства часто упоминают,
что два родственных языка,
существующие раздельно в течение
периода более 5-6 тысяч лет,
могут утратить всякое взаимное сходство:
в таком случае доказательство их родства
окажется уже просто технически невозможным.
Они забывают, однако, о том, что можно
обращаться не к данным современных языков,
но к реконструированным промежуточным
состояниям, которые,
по любым теоретическим
и практическим соображениям,
должны были быть друг к другу ближе,
чем современные языки».
Вышедшая книга Кучмы «Украина не Россия»
сразу же была названа в народе
«Кучма не Путин» и «Курица не птица».


А В А С?

На лекцию свою доцентша не пришла –
За «Сантой Барбарой» всё время провела.
Вот так маразм за сериалом сериал
Все души и умы прибрал.


Примечания
«Гордон» от 25.10.01.
Тема «Продолжение следует»
О феномене сиквела
в литературе и кинематографе
обозреватель газеты "Время новостей"
А. Немзер
и историк литературы О. Проскурин.
В частности, говорилось о том,
что одна «элегантная дама-доцент,
чтобы посмотреть очередную серию
«Санта Барбары»
прогуляла собственную лекцию».
Сериализм назван авторами
«фанатизмом» и «фундаментализмом».
А В А С? – см. миниатюру М. Жванецкого
о тупом доценте.


НАС ВЫКОВАЛ СТАЛИН

Сослан-кавказоид – герой стальноусый,
В младенчестве пил реюньонскую сталь.
Стальные опилки отличной закуской
Его вдохновляли в российскую даль.

Славься, отец ты наш, гордый Батум-Сослан!
Вождь всех народов, учитель, джигит!
И миллионый люд в лагерь не ты сослал,
А парашиз, безымянный бандит.


Примечания
«Гордон» от 01.11.01.
Тема «Сталин как писатель»
О Сталине-писателе, сумевшем придать
невероятную эффективность своему весьма
скудному лексикону, доктор философии
Иерусалимского университета М. Вайскопф
и к. филол. н. Л. Кацис.
В объяснении партийноё клички вождя,
в частности, говорилось: "Нигде в мире
не существует такого культа железа и стали,
как на Кавказе и прежде всего в осетинском
(нартском) эпосе. Его герои в младенчестве
пьют расплавленную сталь,
носят стальные усы, едят стальные опилки.
Один из популярнейших героев
осетинского эпоса – Сослан Стальной".
Сталина также диагностируют как
параноидального шизофреника
с расщеплением личности
(часто говорил о себе в третьем лице).
"Батум" – пьеса М. Булгакова, посвящённая
молодому Сталину.
Реюньон – название одного вулканического острова.


САМ СЕБЯ НЕ ПОХВАЛИШЬ…: чтобы припомнили

Весь день как оплёванный ходишь…
Афиши, рекламы, портреты…
В них смысла уже не находишь…
А, вдумайся, надо ли это?

Театр не путайте с храмом,
Почтенные модные дамы…


Примечания
«Гордон» от 05.11.01.
Тема «Драма интерпретации»
Переводчик Э. Венгерова
и театральный критик М. Тимашева
о формах и границах интерпретации
в драматургии.


URSZENE

Первосцена… фокус-группа…
Пик цинизма – «За стеклом»…
Нет – не зеркало, не лупа –
Искушенье и залом.

Заломить набухший колос –
Ниву порчею покрыть.
Рвёт хозяин в гневе волос,
Не унять колдушью прыть.

Так стервятник масмедийный
Ломит колос естества –
Чай вприглядку пьёт обильно
Питер, Суздаль и Москва.

Вот конец иерофаний –
Профанация витийств:
Александр покажет Фанни
От стриптиза до убийств.

Но является к заблудшим
Лик – нетленн, неопалим…
Тот, что в нас мы тайно мучим,
Проявляем и храним.


Примечания
«Гордон» от 12.11.01.
Тема «В стекле»
О психологических, этологических
и зоологических сторонах жизни
«За стеклом» рассуждают
психолог Л. Кроль,
эколог А. Чабовский и зоолог С. Попов.
«Фанни и Александр» –
фильм И. Бергмана.


ОСНОВНОЙ ТРИКСТИНКТ

Жили два друга в нашем дворе.
Пой песню, пой!
Первый был рыжий, лихой, смелый Бим.
Бом был второй.

Бим стёкла бил и старушкам грубил,
Бом тихо жил,
Лишь по субботам подарки дарил
Всем, с кем дружил.

Бим стал крутым, в гору быстро пошёл,
Смел и горазд.
Бом тоже рос, был назначен на пост,
Жил без прикрас.

Встретились как-то друзья Бим и Бом:
«Ну, как живёшь? » –
«Да вот болею, не сплю по ночам,
Слабость и дрожь.

Ты-то как?» – «Я-то, живу лучше всех!
Видишь – здоров,
Крепкие нервы, с начальством дружу,
Полон улов».

Кто из них Бом, а кто Бим, подскажи.
Кто виноват
В том, что живём не по правде – по лжи?
Так-то вот, брат…


Примечания
«Гордон» от 15.11.01.
Тема «Агрессия сверчков»
Об истоках и эволюции агрессивности
нейроэтологи: д. б. н. Д. А. Сахаров
и к. б. н. В. Дьяконова.
Серотонин - важный нейромедиатор
и гормон для блокировки
болевой чувствительности
в экстремальных ситуациях,
координации моторной активности,
эмоционального поведения,
поддержании ритма сна и бодрствования,
терморегуляции и пр.
Выявлено два различных типа личностей:
"агрессивные конкуренты"
(амбициозные, энергичные,
эгоцентричные, готовые преступить
моральные запреты –
"маккиавелевский тип"), у которых
содержание серотонина… возрастает
по мере повышения социального ранга;
"уступчивые моралисты" (убежденные,
что "можно совершать поступок,
только если ты уверен, что он
морально справедлив"), у которых,
наоборот, содержание серотонина убывает
по мере повышения социального ранга".
Трикстер – архетип чудовища,
отсюда неологизм "трикстинкт".


ДЕНЬ ПРОЙДЁТ – НАСТАНЕТ ВЕЧЕР…

С утра до вечера – проходим через день,
Обратная дорога ляжет через ночь.
От бытия к сознанью – благостная сень,
А от сознанья к бытию – ступить невмочь.

Грустить не надо, посмотри на жизнь извне –
Там жалок царь, а нищий радостен вдвойне.

Примечания
«Гордон» от 19.11.01.
Тема «Норма в культуре»
Художник и писатель П. Пепперштейн
и д. психол. н. Н.Веракса о том, как реклама
моделирует и навязывает норму:
"Действие диалектического обращения
направлено на обратный анализ объектов,
т. е. такой, в ходе которого начало и конец…
как бы меняются местами".
Слова Л. С. Выготского:
“Если предшествующая задача
в изучении динамики определяла путь
прямого движения от социального бытия
ребенка к новой структуре его сознания,
то сейчас возникает следующая задача:
определить путь обратного движения
от изменившейся структуры сознания
ребенка к перестройке его бытия”.
Из этого у авторов следует:
"Главная мысль этого отрывка
заключается в том, что
при “обратном” движении мышления…
социальная ситуация развития,
оцениваемая раньше как положительная, –
получает противоположную оценку,
отрицается. …Именно на действии
диалектического превращения строится
положение о сверхкомпенсации:
“процесс, превращающий болезнь
в сверхздоровье, слабость в силу,
отравление в иммунитет".


ВЕСЁЛАЯ «БИБЛИЯ»

Шутили фиванцы, играли словами,
Богов прославляя, смеялись над ними.
Оставили «комиксы» в солнечном храме –
В них боги с богинями «нежно любимы»:

«Эротика – что! Посмеёмся над тяжбой:
Бранятся два склочника – Хор дразнит Сетха.
А нам – испытать удовольствие дважды –
В насмешках над дурнями с лицами деток.

А вздорный качок этот, Сетх-недоумок,
Убийством Осириса что доказал нам?
Что путь его лёг как кривой переулок,
И скользким стал, словно намазанный салом!

Читай «Изречения выхода в день»!
И в солнечной барке пройди через тень.

Кто славный секрет этот в жизни усвоит,
Тот может и Ра смело рожицы строить!»
___

Летуч, будто запах, смех давней культуры!
Молчат пирамиды, гробы и скульптуры…


Примечания
«Гордон» от 22.11.01.
Тема «Древнеегипетская книга мёртвых»
О раскопках и открытиях в долине Нила
российские археологи О. Томашевич
и М. Чегодаев.
Оказывается, что "в главный период
бытования Книги Мертвых
[названа так с лёгкой руки
первых переводчиков, подлинное же
название её – "Изречения выхода в день",
считается "египетской библией"]…
резко возрастает количество
юмористических текстов и рисунков".


КАЖДЫЙ ДУМАЕТ
В МЕРУ СВОЕЙ ОФУТБОЛЕННОСТИ

Били ногами,
Шлягер, будто:
Бимс-бэмс-бамс-бом.
Гол-головами
Текст «Кама сутры»
Чит-нечит, бум-лбом.

Вуайеристы
В психоанналах
Интерпретациями изошлись:
Фрейда лоббисты,
Прост их каталог:
Круглый и длинный – вот и вся жизнь.

Хороший мой,
На что это всё похоже?
Может,
Мы все с вами просто лошади?


Примечания
«Гордон» от 27.11.01.
Тема «Метафизика футбола»
О связи футбола с войной, сексом
и древней игрой
отрубленными головами
художник Ю. Лейдерман,
филолог А. Плуцер-Сарно
и философ В. Руднев.
При всём многообразии интерпретации
у авторов удивляет однообразие
их восприятия основ:
дальше З. Фрейда не продвинулись.


Стихотворения данного цикла:
"Обезбашенные", "Комильфонс", "Опа! – Азия",
"Ян-инь возопия", "Три сестры: «В Москву! В Москву!»",
"Пифагору ведь штаны египтянами даны",
"Шелестоднев", "Ту би, о нот ту би-2 neo", "Мастер-клякс",
"Ансамбль «Скаляры»", "Старуха-процентщица Порфирия
Петровна", "Нью-Мао: песня осторожного зайца",
"О рай! да рай! да…", "Почему аборигены не съели Кука?",
"По ком плачет… осина?", "Русы-лапоты",
"Особенности национального психоанализа"
(в серии "Особенности национального"), "Под ноль" –
опубликованы отдельно (см. авт. страничку).




Ирина Сидоренко, 2005

Сертификат Поэзия.ру: серия 660 № 36445 от 02.08.2005

0 | 0 | 2187 | 29.03.2024. 00:47:16

Произведение оценили (+): []

Произведение оценили (-): []


Комментариев пока нет. Приглашаем Вас прокомментировать публикацию.