Любовь и творчество

"Взаимной, только взаимной!.."

Она увидела его глаза – пустота и тоска… Тоска по чему? По прежней наполненности? Может быть, он отдал всё, что имел – теперь опустошён? Нет, скорее, он не отдал ( для этого надо быть щедрым) – и оно само разложилось в нём, оставив вакуум. Как он боялся её ласки. Простого человеческого участия. Боязнь прикосновения к чужой полноте? Попытка всё перевести на банальный секс? А она – нищая, дарила ему дорогие подарки, покупала лекарства, книги. «Богатому подам на хлеб…». Зачем? Старалась таким образом завладеть им? Пробудить молчавшую в нём совесть? Или просто это было потребностью – отдавать. Раз для него важно материальное – пусть берёт, хорошо, если есть тот, кто берёт у тебя, берёт твоё. Что при этом чувствовал он? Видимо, были и угрызения. Была борьба душевной патологии с ещё живым разумом. Вот – она, больная, звонит ему вечером, и он понимает, что утром она должна идти на работу, стоять на морозе. Сколько ты можешь там заработать? Максимум 40 гривен за два дня? Не ходи, лечись дома, я дам тебе эти 40 гривен ( это при том, что не давал – никогда и ничего). Тем более, сразу расплачусь с тобой за те, прежние подарки ( знает, что она ему уже надарила на сумму, раз в 20 большую). И она, не веря, но радуясь уже только его невольному душевному движению… И следующий звонок - с трудом подавляемая злоба, без всякого её напоминания ( ведь, не верила!): «А! Ждёшь денег? Сегодня 40 гривен, и через неделю, ещё 40 гривен. Неплохо устроилась!». Что она почувствовала? Что подумала? Любовь всё понимает, всё прощает… Но, постоянно…годы… Уходит, уходит в песок… остаётся только жалость, уже не та, окрашенная любовью в тёплые тона, всё холоднее, отстранённее… наконец, появляется привкус гадливости, который её больная совесть старается подавить. Ведь – это болезнь, страшная болезнь, он не виноват, его никто не любит – такого, неужели и ты?.. Да, чувству не прикажешь, а оно уходит, уходит…ушло.
Как она уверяла себя, что взаимная любовь – хуже. Отдаёшь себя и берёшь другого. Взаимообмен. Невольное сравнение – кто даёт больше. Возможность торговаться, не продешевить. В тонкие душевные движения подсознательно вмешиваются корыстные расчёты.
Любовь неразделённая - единолична. Отдаёшь всё. Не получаешь ничего. За такую любовь - Марина Цветаева, Беттина фон Арним – как о ней пишет Цветаева. Щедрость от неисчисляемого богатства. Отдать – от переполненности. Я хочу любить – САМА. Не мешайте мне – это говорится даже любимому. Возможность исчерпаться? Рано или поздно – такая любовь уходит, остывает, исчерпывается – нет пищи. Бескорыстие или эгоизм? Трудно сказать. Скорее всего, и то, и другое. Преимущество - незамутнённость бытовыми царапинами, возможность безнаказанной идеализации.
Первая любовь – у большинства безответная. Так, может быть, душевная щедрость юности? Скупость зрелости? Так и в творчестве: духовная щедрость и скупость – скупость выражения своего духа?
А может быть, объект – безразличен, и здесь – любовь к самой любви, за неимением другого объекта. «Лишь в первой страсти дорог нам любимый. Потом любовь уж любят самоё», кажется так говаривал Байрон? Думается, наоборот. В первой любви, полной жизненной неопытности, наивности – выдумывают любимого, не понимают его, не знают.
Творчество, возникшее из безответной любви…любовь к творчеству……любовь – источник творчества… любовь как творчество…
Боже, взаимной, только взаимной!!! Ведь она – только женщина. И она так устала. Ей так холодно…
И вот – чудо. Взаимность после долгой жизни одиночества. Та же женщина. Её любят, боготворят, ласкают. И – момент истины: она вдруг ловит себя на том, что сама склонна стать тираном, капризничать, принимать любовь, отдавая меньше, гораздо меньше. Ловит - и, устыдившись, другими глазами смотрит на любящего человека. Переоценка ценностей. То, что далось легко, показалось не ценным. Психологическая закономерность. Да, поэтому чаще любят безумно и беззаветно НЕлюбящих. Значит, таких легче полюбить? Такая любовь ( безответная) легче? а она-то радовалась, что в её чувстве нет корысти, ведь, понимала, что ничего не получает и не получит взамен. Значит, это просто рефлекс – стремление к преодолению того, что не даётся? Или, всё-таки, она была права, подсознательно чувствуя, что очищается, становится сильнее, растёт своей любовью?
И в этой взаимной любви – так не прощаешь любимому ничего, так царапает любая мелочь.
Знать бы, сращиваясь старательно
По открытой ткани обид:
Счастье – это когда царапина
Побольнее раны болит.
О, как много прощала нелюбящему, и ничего – любящему и любимому. Почему же, о почему? Нам всё – мало? Тянемся к недостижимому идеалу, не умеем быть счастливыми тем, что имеем? Да, но не только. Что же ещё?
Творчество – та же неразделённая любовь? Полная самоотдача в своих произведениях. Возможность исчерпаться, исписаться – писать о том же так же. Каждый человек пишет бесконечную книгу о самом себе – но разнообразие должно присутствовать, иначе это уже не творчество, репродукция. Присутствовать - в чём? Где черпать источник, топливо, пищу? Если жизнь бедна интересными впечатлениями, богата нуждой и холодом. В искусственных стимуляторах? В «любвях», алкоголе, наркотиках? Зажигаться от чужого творчества?
Если ты сам – богат – в тебе неистощимый источник творчества и любви. Творчества любви.
Почему умерла Марина Цветаева? Потому что перестала писать? Нет, перестала писать, потому что перестала любить. Некого? Или нечем?
Чем восполнить иссякающий источник любви? Любви = творчества?
Может быть, отпускаются ограниченные ресурсы? «Слишком много на земле любила ты…» ? Нет, думаю, ресурсы неограничены, лишь бы был открыт доступ к источнику любви. Так, где же он – этот источник? В Боге? В человечности? В совести? В любви? В любви и только в любви мыслимо действительное познание Истины, - утверждает священнослужитель и философ П.А. Флоренский. Осуществлённая любовь есть красота.
Но, как же тогда обиды близких Марины Цветаевой, Анны Ахматовой, что всё приносится в жертву творчеству, и любовь жены, матери – тоже?
Почему же, если есть потребность отдавать, поэт не отдаёт близким? Потому, что они знакомы? известны? Любовь как познание, потому что не узнаешь, не полюбив? Но и творчество – познание… Почему тесно поэту в домашнем мирке, умирает его любовь к Прекрасной Даме от каждодневного общения с ней? Идёт поиск новых впечатлений, познание = творчество. Но, бывает, что в итоге: петля или «Молчите, проклятые книги…». Да, обострённая, болезненная чуткость поэта, да, жестокость мира к поэту. Но, может быть, не ту любовь ищут поэты? Всю жизнь мечтают об идеальной Прекрасной Даме, а рядом… самоотверженная и заботливая, отдающая всё и не требующая ничего… Может быть, прав Флоренский( а разве не о том же –Э. Левинас, С.С. Аверинцев): действительно, в другом через уничижение своё человек освобождается от власти греховного самоутверждения. Служить любимому, а не стремиться в первую очередь к самоактуализации? Самосотворение, а не самопрезентация, которая часто бывает за чей-то счёт? «А кто потеряет душу свою ради Меня, тот сохранит её в жизнь вечную»…

Ирочка, ты выплеснула что-то глубоко личное и попыталась обобщить.
Начало звучит так мелочно с этими гривнами, что хочется думать не о любви и творчестве, а о пошляке -скупердяге. Вернее - не хочется.
Причины ухода Марины Цветаевой проанализированы, и твоё эссе к этому не имеет отношения. Вернее: не перстала писать.
Уже в России, в дикой ситуации, написала Тарковскому гениальное:
"Ты стол накрыл на шестерых".

Блоковская идея Прекрасной Дамы обернулась трагедией, которая тоже хорошо известна из мемуарно-критической литературы.
Суть в его словах:
Опять любить её на Небе
и изменять ей на Земле.

Корни твоих заблуждений в том, по-моему, что ты вовлекаешь житейское сознание в те сферы, где ему нет места, где оно вступает в открытый конфликт с духовными запросами и творческими устремлениями.
В своём эссе " О пошлости" об этом писал уже Серёжа Брель.
И ещё : самосотворение и самопрезентация не обязательно противоречат друг другу, наоборот, скорее параллельные процессы:
человек творит себя через познание и одновременно предъявляет себя миру.
никакая американизация тут не работает, как бы Шрайку не хотелось. Реклама - это реклама ( Кабанов не даст соврать!), а к духовной жизни человека, тем более творческой натуры - никак не относится.
Иное дело : самореализация. Человека. Поэта.
Об этом: у Марины : Господи, душа сбылась!
И последнее - от Б.П.
Но как не сковывает ночь
Меня кольцом тоскливым,
Сильней на свете тяга прочь
И манит страсть к разрывам.
------------
Привет!

Он был старше её. Она была хороша
В её маленьком теле гостила душа...
(с) А.Макаревич

Более без комментариев :)

Удачи, Ир!

Ир, ну ничо не поняла
:)))
Но все равно - потрясающе !!!
Особенно вот это : "Осуществлённая любовь есть красота."

Все люди эгоисты и, даже любя другого, любят в нём прежде всего самого себя или удовлетворяют через него своё чувство любви. Друг ухаживает за больным другом не столько потому, что любит больного, а потому, что ЕГО, если он не сделает это, будет мучить совесть. Влюблённая девушка кончает жизнь самоубийством, потому что ЕЙ легче умереть, чем жить без любимого. Мать идёт за гробом своего дитяти и причитает: «Как же Я буду без тебя!»... Настоящий Поэт пишет стихотворение потому, что дальше носить его в себе ЕМУ невыносимо, и он с облегчением передаёт СВОЮ боль бумаге...
ВСЕ люди ЛЮБЯТ прежде всего СЕБЯ. Если эта любовь во благо, не в ущерб другим, это называется САМОлюбием. И это нормально. СЕБЯлюб любит себя в ущерб другим, и это – зло.

СпасиБо, Ирина! Твоя проза (о поэзии я вообще промолчу) на 100 порядков выше моей и хороша уже тем, что будоражит мысли. «Мыслю, следовательно, существую». С наступающими тебя!
Сергей

И всё-таки, Ира, это так напоминает классику:


"Розумний... Аж страшно!"
(Старицький, "За двома зайцями")

Я, конечно, не про эссе.
Но поддавшись умиротворяющему влиянию Ирины Николаевны, которая просит никого не убивать, желаю участникам дискуссии СЧАСТЬЯ В ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ!
Всем.