Альберту Каэйру (Фернандо Пессоа). Есть достаточно метафизики, чтобы не размышлять ни о чем

Так что же я думаю о мире?
Да откуда мне знать, что я думаю о мире!
Вот если бы я заболел, я бы о нем подумал.
Каков мой взгляд на вещи?
Каково мнение о следствиях и причинах?
Каковы размышленья о душе и о Боге
И о сотворении Мира?
Я не знаю. По мне, думать об этом – сидеть с закрытыми глазами
И не думать. Это будто задернуть занавески
На моем окне (а у него и нет занавесок).
Тайная суть вещей? Да откуда мне знать, что это за тайна!
Единственная тайна – откуда берется тот, кто думает об этой тайне.
Тот, кто стоит под солнцем с закрытыми глазами,
Теряя представление о том, что это - солнце,
Перебирая множество вещей, которые тепло содержат.
Но вот он открывает глаза и видит солнце,
И уже ни о чем другом не может думать,
Поскольку солнечный свет дороже всех раздумий
Всех философов и всех поэтов мира.

Солнечный свет не ведает того, что он творит,
И потому не ошибается, всем служит и прекрасен.
Метафизика? Откуда метафизика у этих деревьев?
Оттого, что зелены и густы их кроны, оттого, что имеют ветки,
Оттого, что приносят плоды в свой час, о котором не нам судить,
Нам, не способным совершать подобное?
Но что может быть лучше их метафизики,
Основанной на том, что они не знают, для чего живут,
И не знают о том, что этого не знают?

«Скрытая суть вещей»…
«Скрытый смысл Вселенной»…
Все это ложно, все это ничего не объясняет.
Удивительно, что можно вообще думать о подобном.
Это все равно что думать о причинности и целесообразности,
В то время как рассвет сияет и по краям деревьев
Трепещет золотистый глянец, мрак стряхивая.

Думать о скрытой сути вещей –
Это лишнее, этот как лечить здорового
Или носить воду стаканом из колодца.
Единственная скрытая суть вещей –
То, что они не имеют никакой скрытой сути.

Я не верю в Бога, потому что никогда его не видел.
Захоти он, чтобы я в него поверил,
Он, без сомнения, сам заговорил бы со мною,
Он вошел бы в дверь мою,
Говоря мне: «Вот он я!»
(Это, может быть, смешно для ушей того,
Кто, не зная, что есть такой взгляд на вещи,
Не понимает человека, о них говорящего
В том духе, что замечать их - значит постигать их).

Но если Бог – это цветы, деревья,
Горы, солнце, луна,
Тогда я верю в него,
Тогда я верю в него всякое мгновение,
Тогда вся моя жизнь – молитва и месса,
Общение с ним при помощи ушей и глаз моих.

Но если Бог – это деревья, цветы,
Горы, луна, солнце,
То зачем я называю его Богом?
Тогда я называю им цветы, деревья, горы, солнце,
Потому что если он существует, то для того лишь, чтобы я видел его
Солнцем, луной, цветами, деревьями, горами.
Если он является ко мне в виде деревьев, гор,
Луны, солнца, цветов,
То, значит, он хочет, чтобы я узнал его
В виде деревьев, гор, цветов, луны, солнца.
Поэтому я и подчиняюсь ему
(Чем больше я узнаю Бога, тем больше Бог узнает самого себя?).
Я подчиняю ему свою жизнь добровольно,
Как человек, который открывает глаза и видит его.
И называет его луной, солнцем, цветами, деревьями, горами.
И я люблю его, не размышляя о нем,
И я размышляю о нем, видя и слыша его,
И я следую за ним всякое мгновение.

Alberto Caeiro (heterônimo de Fernando Pessoa) 

Há metafísica bastante em não pensar em nada.

O que penso eu do mundo?

Sei lá o que penso do mundo!

Se eu adoecesse pensaria nisso.

Que idéia tenho eu das cousas?

Que opinião tenho sobre as causas e os efeitos?

Que tenho eu meditado sobre Deus e a alma

E sobre a criação do Mundo?

Não sei. Para mim pensar nisso é fechar os olhos

E não pensar. É correr as cortinas

Da minha janela (mas ela não tem cortinas).

O mistério das cousas? Sei lá o que é mistério!

O único mistério é haver quem pense no mistério.

Quem está ao sol e fecha os olhos,

Começa a não saber o que é o sol

E a pensar muitas cousas cheias de calor.

Mas abre os olhos e vê o sol,

E já não pode pensar em nada,

Porque a luz do sol vale mais que os pensamentos

De todos os filósofos e de todos os poetas.

A luz do sol não sabe o que faz

E por isso não erra e é comum e boa.

Metafísica? Que metafísica têm aquelas árvores?

A de serem verdes e copadas e de terem ramos

E a de dar fruto na sua hora, o que não nos faz pensar,

A nós, que não sabemos dar por elas.

Mas que melhor metafísica que a delas,

Que é a de não saber para que vivem

Nem saber que o não sabem?

"Constituição íntima das cousas"...

"Sentido íntimo do Universo"...

Tudo isto é falso, tudo isto não quer dizer nada.

É incrível que se possa pensar em cousas dessas.

É como pensar em razões e fins

Quando o começo da manhã está raiando, e pelos lados das árvores

Um vago ouro lustroso vai perdendo a escuridão.

Pensar no sentido íntimo das cousas

É acrescentado, como pensar na saúde

Ou levar um copo à água das fontes.

O único sentido íntimo das cousas

É elas não terem sentido íntimo nenhum.

Não acredito em Deus porque nunca o vi.

Se ele quisesse que eu acreditasse nele,

Sem dúvida que viria falar comigo

E entraria pela minha porta dentro

Dizendo-me, Aqui estou!

(Isto é talvez ridículo aos ouvidos

De quem, por não saber o que é olhar para as cousas,

Não compreende quem fala delas

Com o modo de falar que reparar para elas ensina.)

Mas se Deus é as flores e as árvores

E os montes e sol e o luar,

Então acredito nele,

Então acredito nele a toda a hora,

E a minha vida é toda uma oração e uma missa,

E uma comunhão com os olhos e pelos ouvidos.

Mas se Deus é as árvores e as flores

E os montes e o luar e o sol,

Para que lhe chamo eu Deus?

Chamo-lhe flores e árvores e montes e sol e luar;

Porque, se ele se fez, para eu o ver,

Sol e luar e flores e árvores e montes,

Se ele me aparece como sendo árvores e montesE luar e sol e flores,

É que ele quer que eu o conheça

Como árvores e montes e flores e luar e sol.

E por isso eu obedeço-lhe,

(Que mais sei eu de Deus que Deus de si próprio?).

Obedeço-lhe a viver, espontaneamente,

Como quem abre os olhos e vê,

E chamo-lhe luar e sol e flores e árvores e montes,

E amo-o sem pensar nele,

E penso-o vendo e ouvindo,

E ando com ele a toda a hora.