Ты знаешь, Нижний стоит мессы...

Дата: 11-10-2017 | 06:20:10

* * *

 

Ты знаешь, Нижний стоит мессы,

как возвращения – гнездовье.

Я полюбила эту местность,

как птица, первою любовью.

 

Я отыскала первослово

у стен макарьевского храма,

я полюбила этот говор

(он до сих пор остался с мамой).

 

Там бродит время тихой сапой,

и молоко в подойник брызжет,

там живы дедушка и папа,

и тётя настя с дядей гришей.

 

Они идут из комнат, с лестниц,

глядят с портретов, не мигая,

они поют, и в этой песне

ланцов из замка убегает.

 

Глухою керженской тропою

они уходят без оглядки,

оставив мне нести с собою

их вздохи, письма и тетрадки.

 

Всё глубже след и тень длиннее,

пишу в анкетах: город Горький

и не могу уйти с линейки

у обелиска на пригорке.


"Как птица, первою любовью..." - это Ваше, искреннее и неподдельное.

А слово "месса" - не вполне на месте. Не только из-за историческиъх ассоциаций (Генрих 1V), но и потому, что религия, если была,  не менялась.

К слову, М.Горький рещительно возражал против переименования города Нижний Новгород, но он уже был в "золотой клетке", а все переименования якобы были волеизъявлением народа.

А тётя Настя с дядей Гришей, наверное, достойны самых больших букв, раз прошли с Вами от самого детства до нынешних времён.

Слушайте самоё себя, свою душу. Вам ведь не надо становиться на подмостки, чтобы душа была нараспашку.

Спасибо за верность детству.

Ваша А.М.

Да, многое хотелось бы написать с большой буквы... 

С благодарностью за Ваш отклик...

ЛАЙК!

Спасибо, Галина!

Заворожила!-:)))

Спасибо, Вячеслав Фараонович! )

Ме́сса — основная литургическая служба в латинском обряде католической церкви. Состоит из начальных обрядов, Литургии Слова, Евхаристической Литургии и заключительных обрядов.

Тихая сапа
В военной практике XVI–XIX веков использовался специальный способ прокладывания туннелей, траншей, подкопов. Он назывался «тихая сапа». Перекидная сапа – другое название этого же вида инженерных сооружений. Надо сказать, что перекидную (тихую) сапу применяли и во время Великой Отечественной войны.
Работы тихой сапой велись скрытно от противника, без выхода на поверхность. Труд был очень тяжелым, но его результатом являлось выигранное сражение благодаря тому, что по проложенному туннелю можно было тайно проникнуть в тыл противника или разрушить его укрепления.
После изобретения пороха тихая сапа использовалась для того, чтобы закладывать бомбы под фундаменты зданий или каких-то других сооружений. Тихой сапой стали заниматься специальные люди, которых называли саперами...


вот так, Галин, как-то... :о)bg

Иван Михайлович, благодарю за историю возникновения фразеологизмов, она мне известна, но, может быть, будет полезна читателям. Позволила себе обыграть "Париж стоит мессы", мне показалось это непротиворечащим смыслу выражения "пойти на соглашение во имя важной цели".



...не сомневаюсь в вашей осведомлённости, но просвещение - святое дело... :о)bg

С точки зрения читателя- очень даже месса уместна и сразу притягивает внимание, ведь Нижний, благодаря другому известному фразеологизму, самый французский город России, без иронии...

О да, Евгений,

"самый французский", недаром Грибоедов

иронизировал по поводу  "смеси французского с нижегородским"

Наверное, это он о плохом нижегородском, а не плохом французском...

Замысел Ваш, Галина, я поняла, но разве только с помощью слова "месса" можно достичь его (замысла) реализации?!

И ещё: слово "месса" входит в явное противоречие со "стенами Макарьевского монастыря" или этот монастырь католический?

Впрочем, Вы автор, Вам и решать.

А.М.

Мне, Ася Михайловна, кажется, что Чацкий  имел в виду выговор французских слов, выдающий поволжский говор. Такая аристократическая  насмешка над теми, кто общается по-французски только со своими же земляками.

А вот эта самая "месса" как-то вписывается в образный ряд, на мой читательский взгляд. Сразу пробежало несколько ассоциаций, Генрих IV из самого читаемого советскими подростками А. Дюма, его королева Марго с графиней де Монсоро. Любовь и смерть любимых, и память о любви, которые по сути главные герои этого стихотворения. И обелиск в последней строфе, тоже иностранное, но такое родное слово, как-то перекликается с этой католической заупокойной службой в начале...


Спасибо Вам, уважаемый Евгений! Ваш образный ряд касательно стихотворения мне очень по душе...

С благодарностью...

Спасибо Вам за стихотворение.

Уважаемая Галина!

Хочу напрямую, а не через посредника объяснить, почему слово "месса" решительно не подходит ни для начала, ни для развития сюжета.

В стихотворении упоминается Макарьевский монастырь. Вот это упоминание в сюжете стихотворения очень важно.

Очевидно, этот монастырь основан во времена Макарьевских ярмарок Нижнего. Эти ярмарки были первыми по значению в России. на втором месте была Ирбитская, но дистанция между первым и вторым местом была большой. Вы, очевидно, всюэту историю знаете, и я напоминаю о ней, потому что мне это надо для доказательства своей мысли.

Итак, Макарьевские ярмарки, Макарьевский монастырь - славные вехи в развитии российского города Нижнего. И, если Вас действительно волнует эта история, а сомневаться не приходится, ведь это ТЕМА стихотворения, то каким боком здесь прилеплено слово "месса" - катлолическая храмовая служба!? Этим словом нарушается цельность стихотворения, его замысел, его пафос.

Не думаю, чтобы Вам надо было "завлечь" читателя этим словом.

Вы не из тех, кому надо завлекать читателя, и сила ВАших стихов в точном отборе слов.

С уважением

А.М.

Спасибо вам за неравнодушие, уважаемая Ася Михайловна! Дорожу каждым мнением, словом... 

Для автора строка "Нижний стоит мессы" лишена какой бы то ни было религиозной подоплеки, а только лишь повод начать беседу, может быть не столько даже с собеседником, сколько с самим собой. И всё остальное - поселковый монастырь, комнаты и лестницы прошлого, обелиск, керженская тропа - это всё маленькие вешки-прищепки, на которых висит и полощется на нескончаемом ветру горькая и светлая память...

Ещё раз искренне благодарю...

Честно говоря Галина, мне казалось, что я говорю азбучные истины, ан нет...

Читателю неважно, что ему автору кажется. Вы выпустили своё стихотворение в люди, и оно стало читательским.

Ещё  раз.

Слово "месса" стоит в самом выгодном положении, в самой сильной позиции - в конце строки и вот-вот будет поддержано рифмой. Оно ключевое. И уже неважно, что Вы-автор вкладывали в него, оно стало жить своей жизнью, как слово-символ и определённый образ в образной системе стихотворения, в его сюжете, работать на его пафос.  Оно и работат  на пафос, но не на тот, который, как задумано, главный. Именно потому, что оно в сильной позиции, оно окрашивает все образы стихотворения, в том числе и те, которые Вы только что назвали.

Если Вы так и задумывали, то это означает, что Вы, к сожалению, плохо представляете, как один элемент, но подчёркнутый (как у Вас) может изменить смысл стихотворения.

Таким образом, Макарьевский монастырь - не православный, а католический.

Что ж Вы убиваете своё собственное стихотворение?!

На этом кончаю полемику.

А.М.Сапир



...Всяк суетится, лжет за двух,

И всюду меркантильный дух...


Увы, не православный)

Я, конечно, не питала иллюзий в отношении того, как вы понимаете художественное произведение, но чтоб так не понимать, как только что продемонстрировали вы, даже я не представляла.

Итак, вы процитировали строки из путешествия Евгения Онегина, исказив их до неузнаваемости.

Позвольте мне восстановить пушкинский текст.

"Е.Онегин едет из Москвы в Нижний Новгород:

.........перед ним / Макарьев суетно хлопочет...

........

Всяк суетится, лжёт за двух

И ВСЮДУ меркантильный дух."

(Выделено мной - А.М.С.)

Речь идёт, как вы видите, о Макарьевской ярмарке.

"Меркантильный дух" проявляют СЛАВЯНЕ.


Так у Пушкина!

А.М.Сапир


Понравилось, Галина. "Без купюр" -- и взгляд, и мысль, и чувство героини, и слово - органичны: ни убавить, ни прибавить. Тон смыслового ряда задан (взят) не_линейно, но в отчётливом со(противо)поставленьи: "мессы - местность"... )) и... как видим, половину читателей замысел Ваш и его воплощение эстетически глубоко удовлетворяет.

!

О, это  несомненное know-how - большинством голосов

решать литературоведческие проблемы. Большинством - это 

допущение: вы же поднимете две руки.

Советую вам, Н.Е., застолбить это новшество.

Но вот как быть с доказательствами? Но они вряд ли нужны при лихо закрученной фразе.


А.М.С.


Нина, сердечно благодарю Вас за отклик!

Щедрой осени, доброго настроения!