Эдна Сент - Винсент Миллей. Синяя Борода

Дата: 25-01-2017 | 16:08:01

Раз эту дверь открыл, ты знай отныне,
Какой пустяк виной измены стал;
Здесь ни котла, ни клада нет в помине,
Безмолвствует магический кристалл.
Недостаёт голов убитых женщин
Для алчности твоей, …,  нет смертных мук;
Пустая комната, ни больше и ни меньше,
Оплёл её тенётами паук.
От глаз чужих я в этом запустеньи
Хранила потаённый уголок;
Но ты меня подвергнул оскверненью,
Когда прокрался ночью на порог.
Невыносимо мне лицо твоё.
Владей же всем. Я поищу жильё.


 
     Edna St. Vincent Millay

      VI   Bluebeard

This door you might not open, and you did;
So enter now, and see for what slight thing
You are betrayed... Here is no treasure hid,
No cauldron, no clear crystal mirroring
The sought-for truth, no heads of women slain
For greed like yours, no writhings of distress,
But only what you see... Look yet again—
An empty room, cobwebbed and comfortless.
Yet this alone out of my life I kept
Unto myself, lest any know me quite;
And you did so profane me when you crept
Unto the threshold of this room to-night
That I must never more behold your face.
This now is yours. I seek another place.

   Хотелось бы внести небольшую ясность для читателей, которые не очень хорошо знакомы с творчеством Эдны Миллэй.

     Думаю, что этот сонет входил в сборник "Ренессанс" (1917), время "первой волны" феминизма. Проповедуя равенство полов как в жизни, так и в творчестве, Э.М. написала своего рода протестный манифест, мастерски обыгрывая аллюзию на известную сказку (название "Синяя Борода" появилось позднее, первоначально сонет назывался по первой строке). Этот эксперимент был смелым и неожиданным с гендерной точки зрения, поскольку образ сказочного героя являет собой воплощённую мужскую жестокость.

    В сонете два противоборствующих мира - мужской и женский; если женщиной движет любопытство, когда она решается открыть запретную комнату, то мотивы мужчины другие - он властный собственник, стремящийся всё держать под жёстким контролем.

      Что такого ужасного могла скрывать женщина, если до 20х годов прошлого века у неё не было ни права голоса, ни даже права собственности при разводе. Ну, разве что колдовские чары, отсюда ритуальные атрибуты - котёл, сокровища, кристалл ....